Журнал Алматинского государственного института усовершенствования врачей
69
Особенности следов на обуви водителя при ДТП
Воюцкая М.В., Гринберг В. Б. Алматинский филиал Центра судебной медицины МЗ РК Курс патологической анатомии и судебной медицины АГИУВ, УДК: 340.661; 343.983.3
Автотранспортная травма, как негативное явление, связанное с интенсивным развитием количества автомобильного транспорта, уже давно приобрела форму пандемии и занимает «почетное» место среди причин смертельных исходов.
На практике процедура расследования дорожно-транспортного происшествия со смертельным исходом состоит из нескольких этапов. Первичный осмотр места происшествия и транспортного средства, составление протоколов выполняют работники дорожной полиции. Затем автомобиль исследуют криминалисты-автотехники. Труп исследуют судебно-медицинские эксперты - танатологи. Следователь проводит допросы участников ДТП и свидетелей. Дополнительными методами исследования, позволяющими установить механизм образования повреждений на трупе и ответить на ситуационные вопросы занимаются судебно-медицинские эксперты медико-криминалистических отделений.
Нередко, именно выводы последних, вызывают большой интерес у органов дознания, следствия и суда, занимающихся расследованием таких происшествий, как имеющие наиболее точные и в полном объеме раскрывающие обстоятельства происшествия. Однако, проведение медико-криминалистических экспертиз нередко бывает затруднено, из-за невероятного количества индивидуальных особенностей автотранспортных средств, применения средств пассивной безопасности (ремней и подушек).
Достаточно часто, на разрешение экспертизы ставиться важный и сложный вопрос - а кто же управлял транспортным средством? В своих показаниях оставшиеся в живых участники автокатастрофы предпринимают попытку выйти из создавшейся ситуации с меньшими потерями, поменяв местами кого-либо из погибших пассажиров и водителя или водителя с другим пассажиром.
Классическим вариантом, позволяющим дать ответ на данный вопрос, является оценка травм у «водителя» и «пассажиров», имеющих характерные особенности, позволяющие «рассадить» участников происшествия в салоне автомобиля.
Но иногда выделить морфологически значимые признаки сопоставимые с вариантом посадки и динамики перемещения не представляется возможным в виду их отсутствия.
Обстоятельства, о которых идет речь, лучше всего подтверждаются разбором случая из практики.
В очередной раз, в медико-криминалистический отдел Алматинского филиала Центра судебной медицины МЗ РК была назначена комплексная медико-криминалистическая и автотранспортная экспертиза. Из обстоятельств дела следовало, что в ночное время водитель автомашины «Митсубиси Паджеро» гражданка Е., следуя по автотрассе совершила столкновение с автомобилем марки «Нисан Примьера», водитель которого был госпитализирован, и позже дал пояснения, из которых следовало, что за рулем автомашины «Митсубиси Паджеро», находилась не гражданка Е., а ее супруг, гражданин И.
На разрешение экспертизы был поставлен вопрос: «Возможно ли определить кто находился за рулем автомобиля марки «Митсубиси Паджеро» в момент совершения
В статье авторы приводят случай из практики, раскрывающий возможность идентификации водителя при дорожно-транспортном происшествии по его обуви, при отсутствии характерных повреждений на его теле.
Авторларды бапта ол оныц аяц киж, жоц болганда тэн б^зылулар бойынша тэжiрибеден, жYргiзушiнiц тецестiруiн ашатын мYмкiндiк жол - квлiк оцигада дене жагдайды келтiредi.
Authors provide a case in article from the practice, opening possibility of identification ofthe driver at a road accident on its footwear, in the absence of characteristic damages on his body.
дорожно-транспортного происшествия: гражданка Е., либо ее супруг гражданин И., с учетом механических повреждений на автомобиле марки «Митсубиси Паджеро», а также телесных повреждений участников ДТП».
По данным судебно-медицинских экспертиз на теле гражданина И. имелись телесные повреждения в виде множественных хаотично расположенных ссадин различной формы и конфигурации, расположенных в лобной области. На теле гражданки Е. какие-либо повреждения обнаружены не были. Таким образом, по морфологии имеющихся телесных повреждений у гражданина И., установить, кто управлял автомобилем марки «Митсубиси Паджеро» не представилось возможным.
При тщательном и детальном исследовании салона автомобиля, каких либо повреждений внутри салона обнаружено не было. Из следов были обнаружены только следы крови на подушках безопасности передней левой водительской и передней правой пассажирской. По своим групповым свойствам кровь на обеих подушках совпадала по всем выявляемым антигенам, что не позволяло разграничить источники возникновения следов крови. Однако, было установлено, что кровь на подушке безопасности с пассажирской стороны принадлежит лицу женского генетического пола (по наличию полового хроматина).
При исследовании одежды и обуви обоих участников данного ДТП, было установлено, что их одежда, уже после происшествия, подвергалась стирке, и все следы на ней были уничтожены.
При исследовании обуви гражданки Е. каких либо следов, кроме следов эксплуатационного износа установлено не было.
При исследовании обуви гражданина И. на подметочной части подошвы правой туфли в центральной трети, обнаружен участок следов - наслоений резины черного цвета, в виде параллельных прямых линий, расположенных через равные промежутки (см. рис. 1). При сравнительном исследовании было установлено, что данный участок полностью отображает рельефный рисунок резиновой накладки педали акселератора автомобиля «Митсубиси Паджеро» (см. рис. 2).
На основании определения половой принадлежности следов крови на подушке безопасности с пассажирской стороны лицу женского генетического пола и определения следов - наслоений резины накладки педали акселератора на правой туфле гражданина И. комиссия экспертов
70
Вестник АГИУВ №4, 2012
? * ••аШ?<Л
Рис. 2. Педаль акселератора, рельефный рисунок накладка которой имеет сходство с отпечатком на подошве правой туфли гражданина И.
Рис. 1. Следы-наслоения резины черного цвета в виде параллельных прямых линий на подметочной части подошвы правой туфли.
смогла прийти к выводам, что автомашиной «Митсубиси Паджеро» управлял он, а его супруга, гражданка Е., находилась на переднем пассажирском сидении.
После данной экспертизы расследование было закончено, гражданин И. согласился с экспертными выводами и признал свою вину.
Использованная литература:
1. Шадымов А.Б., Новоселов А. С. Алгоритм судебно-медицинского установления водителя при фронтальных столкновениях автомобиля // Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики. - Барнаул;Новосибирск, 2008. - Вып. 14. - С. 263-267.
2. Шадымов А.Б., Новоселов А.С. Некоторые особенности повреждений конечностей водителя и пассажира переднего сидения при фронтальном столкновении легкового автомобиля // Судебно-медицинская экспертиза. - М.: Медицина, 2009. - № 1. - С. 32-35.
3. Новоселов А.С. Судебно-медицинская оценка морфологических особенностей повреждений для диагностики водителя и пассажира переднего сидения при фронтальных столкновениях автомобиля : дис. ...канд. мед. наук - М., 2010. - 169 с.
4. Шадымов А.Б., Новоселов А.С. Диагностика водителя и пассажира переднего сидения по типам посадки и динамике их перемещения при фронтальных столкновениях автомобиля // Медицинская экспертиза и право. - М.: ЮрИнфоЗдрав, 2010. - № 3. - С. 37-42.