УДК 330.3 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-2-36-41
ОСОБЕННОСТИ СКАНДИНАВСКОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ
ВЕТРОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: EAVetrova@yandex.ru
КАБАНОВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА
Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: KabanovaEE@rgsu.net
БОГАЧЁВА ТАТЬЯНА ВЯЧЕСЛАВОВНА
Российский университет дружбы народов, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: tvbogacheva@mail.ru
В настоящее время, по-прежнему, роль государства в регулировании экономических процессов в ряде стран достаточно велика, так как государство является центральным элементом общественного сектора, выполняя в современной экономике ряд важных регулирующих функций, которые не могут быть возложены на другие общественные институты. Хотя исторически сложились модели, которые предполагают «здоровый» компромисс между рынком и государством, как регуляторов экономических отношений. В данной экономической модели вмешательство государства в экономику направлено на поддержку равенства доходов, повышение качества жизни населения, развитие деятельности предпринимателей. В статье описаны основные особенности скандинавской модели экономики, так как в последнее десятилетие скандинавские страны уделили огромное внимание сфере инновационного и технологического развития, образованию, научным исследованиям и инновациям. Благодаря предпринятым усилиям скандинавские страны близки к трансформации в информационные сообщества нового типа. Впрочем, для того чтобы выделить положительные и отрицательные стороны скандинавской модели экономики, необходимо познать ее сущность и конкретно определить основные ее задачи. Изучен положительный и отрицательный экономический опыт стран Скандинавии. Представлены позиции общественных деятелей относительно причин роста благосостояния Скандинавских государств, и описаны причины высокого уровня жизни населения в Швеции. Проанализированы имеющиеся проблемы в современной экономике, и изучены проблемы управления. Приведены возможные варианты внедрения «скандинавской модели экономики» в российскую экономику. Рассмотрены основные негативные аспекты применения данной модели. Представлены необходимые направления деятельности для достижения необходимых результатов скандинавской модели экономики в России.
Ключевые слова: скандинавская модель экономики, налогообложение, экономика, государственный сектор, социальная защита, налоги, трудовые ресурсы
В отличие от большинства стран Европы, обладающих большим спектром универсальных систем социальных гарантий, но сталкивающихся с проблемами политического, социально-экономического характера, скандинавские страны сохраняют высокую динамику развития экономики. Этому способствует сочетание уникальных условий скандинавских стран - исторические традиции, наличие в обществе политического компромисса по основным вопросам развития стран, высокий уровень социального сплочения и коллективизма, широкие права профсоюзов. Не менее значимым условием конкурентоспособности экономик скандинавских стран
является их эффективная трансформация в новых условиях хозяйствования.
По мнению нидерландского экономиста Антона Хемерийка, Скандинавскую модель отличают всеобщее участие в национальных социальных программах всех граждан страны; высокие коэффициенты воспроизводства населения, заложенные в безвозмездных социальных выплатах; широкий спектр услуг социальных служб (помимо здравоохранения и образования); семейная политика, поощряющая равенство полов и интеграцию женщин в рынок труда; упор на программы повышения квалификации и переквалификации; корпоративные
производственные отношения на высшем уровне, а также высокая степень участия трудящихся в переговорах с предпринимателями о заключении коллективных договоров [1].
Главной особенностью скандинавской модели является то, что именно в Скандинавии существует истинная демократия, которая закрыла свободный доступ к государственной власти той категории населения, которая контролирует ресурсы государства, и наоборот, те, кто получил власть, не могут контролировать финансы и природные ископаемые государства в своих корыстных целях. В такой модели экономики успешно сочетаются частная собственность и рыночная конкуренция с правительственными программами, направленными на равномерное распределение, прибыли, поддержку нетрудоспособной части населения, компенсацию потерь, связанных с нестабильностью рыночной экономики.
Основные отличия скандинавской модели от модели государств ряда стран Европейского Союза в том, что государства скандинавских стран обеспечивают большую степень социальной защиты и обеспечения населения, укрепление солидарности и увеличение равенства.
Экономическая политика скандинавских стран направлена на: создание условий для поддержания высокого уровня занятости; удерживание стабильности цен и доходов; охрана окружающей среды; экономический рост и помощь развивающимся странам. Для функционирования скандинавской системы экономики и реализации социальных целей используется обширная и универсальная политика высокого качества, которая предоставляет множество услуг и помощь населению в сложных и не предвиденных ситуациях, таких как потеря работы, декрет и многие другие.
На современном этапе экономики скандинавские страны являются одними из самых ярких примеров конкурентоспособного, инновационного и экономического развития. Они демонстрируют выдающиеся результаты и занимают лидирующие места в рейтинге конкурентоспособных экономик мира. Исходя из модели экономики скандинавских стран, можно определить три основных компонента, на которых основывается данная модель:
1. Достаточно высокий уровень развития политической культуры, обусловленный наличием компромисса в обществе по основным вопросам жизнедеятельности; минимизация коррупционной составляющей и свобода слова.
2. Широкая и эффективная программа социальной защиты населения.
3. Инновационный подход к развитию и управлению экономики в целом.
Причинами роста благосостояния в странах Скандинавии Михаэль Дорфман выделяет:
1. Гармонизация отношений между трудом и капиталом.
Все конфликты регулируются только после тщательных обсуждений позиций правительства, профсоюзов и компаний.
2. Национальное планирование человеческих ресурсов.
Скандинавские страны очень осторожно относятся к рынку труда, Михаэль Дорфман говорит о последствиях сжатия заработных плат в Скандинавии - об увеличении мобильности человеческого капитала, причем не только внутри страны, но и вне ее границ. По сути модель всеобщего благосостояния можно сравнить с универсальным неявным контрактом социального страхования. Как и любой другой рынок страхования, эта модель становится проблемной, если неблагоприятный отбор предполагает, что «хорошие» риски уходят с рынка, а «плохие», напротив, появляются. Здесь мы говорим о возможных проблемах эмиграции и иммиграции. Естественно, «хорошими» рисками являются ставшие эмигрантами скандинавы. Определяющим становится статус на рынке труда этих мигрантов: будет ли человек на рынке труда в финансовом смысле чистым плательщиком («жертвователем») или чистым получателем общественного благосостояния. Иммигранты гораздо в меньшей степени привязаны к рынку труда, поэтому они становятся именно чистыми получателями системы выплат и благосостояния. Что касается эмигрантов, среди них возникнет проблема излишнего представительства на рынке труда высококвалифицированных работников, которые станут чистыми «жертвователями». В связи с этим возможно сокращение налоговых поступлений (люди, исправно платившие налоги, становятся эмигрантами и не делают отчислений в бюджет) и рост расходов. Вот здесь и назревает ключевая дилемма в направлении трудовой политики. Во-первых, общественный сектор предлагает бесплатное образование с целью обеспечения равных возможностей и сокращения рисков при принятии образовательных решений. Расходы на образование финансируются из общего налогообложения. Это подразумевает, что люди, получившие образование (за счет налогов), будут иметь более высокие доходы и платить более высокие налоги, что обеспечивает функцию рынка капитала и разделение рисков. В связи с этим, Скандинавская модель экономики очень чувствительна к мобильности человеческого капитала: решение о миграции может быть принято уже после финансирования образования общественным сектором. В то же время имми-
Е. А. VETROVA, Е. Е. KABANOVA, Т. V. BOGACHYOVA
гранты, находящиеся на рынке труда, не в состоянии ни заменить высококвалифицированных работников, покинувших страну, ни возместить убытки, понесенные государством в области финансирования образования через налоги. И этот факт вызывает вторую проблему рынка труда: слабая интеграция иммигрантов в рынок либо из-за недостаточной квалификации, либо из-за дискриминации [2].
3. Справедливая и разумная система налогообложения.
Здесь следует отметить, что, в отличие от США, налоговые ставки в странах Скандинавии на 5-7 % ниже. Если сравнивать скандинавов с жителями Греции, то северные народы более ответственны и адекватны в плане налоговых отчислений, они исправно платят налоги и не пытаются от них уклониться. В Греции же в менталитете заложено нечестное отношение к налоговым сборам. В то же время в Скандинавии достаточно высокие налоги на так называемые «отрицательные» издержки: алкоголь, табак, экологическое загрязнение, нарушение дорожного движения. В странах Скандинавии очень высока мобильность факторов производства, которая накладывает некоторые ограничения на объем налоговых сборов. Чем более мобильная налоговая база, тем сложнее поддерживать ставку, превышающую значения ближайших торговых партнеров. Поэтому, чтобы снизить потери налоговых поступлений, нужно вводить более низкие ставки налогов, привлекая все больше экономической активности [2].
4. Низкая ориентация на рынок ценных бумаг и финансовые активы.
Скандинавы - приверженцы более реальных, физических накоплений (недвижимость, земля). Финансы, в большей мере, принадлежат местным фирмам. Банки и финансовые корпорации не являются транснациональными. И это является, с одной стороны, причиной, а с другой - следствием непопулярности финансовых рынков и отсутствия ориентированности на спекулятивные мотивы.
5. Высокий контроль со стороны государства.
Государственную поддержку правительства
скандинавских стран осуществляют на высоком уровне. Если вспомнить глобальный кризис ликвидности 2007-2009 гг., то правительство США предоставляло огромную финансовую помощь банкам, стоявших на грани развала, причем, делало это за счет средств налогоплательщиков. Что интересно, все эти банки, невзирая на помощь государства, в большинстве своем так и остались частными. Таким образом, граждане заплатили из собственных средств частным транснациональным корпорациям. В Скандинавских странах, например, Норвегии, ко-
гда в экономике наступил кризис неплатежеспособности 80-х гг., государство национализировало банки, уволило провалившихся банкиров, менеджеров и советы директоров. После рекапитализации государство довело банки до здорового баланса, а затем выгодно продало их на бирже.
Одним из самых ярких примеров успешной скандинавской модели экономики является Королевство Швеция. Правительство страны оказывает влияние на экономику за счет различных экономических инструментов. Например, была предпринята реформа, связанная со сравнимостью трудовых доходов различных категорий, прибылей фирм и уровней эффективности предприятий. Было принято решение о выравнивании зарплат по всем предприятиям и отраслям для повышения экономического развития через повышение зарплаты в низкопродуктивных отраслях и снижения ее в наиболее высокопродуктивных. Так, в Швеции заработная плата варьируется в зависимости от степени продуктивности фирмы и отрасли. С одной стороны, предприятия с низким уровнем производительности труда вытесняются из отраслей, в которых они могли функционировать, выплачивая работникам повышенную зарплату. С другой стороны, рабочие в отраслях с высокой производительностью теряют возможность «захватывать разницу в производительности», выражающуюся в форме более высоких зарплат. Реагируя на сократившиеся прибыли неэффективных фирм и увеличившиеся прибыли высокопроизводительных компаний, труд и капитал будут вынуждены перейти из низкоэффективных в более эффективные фирмы, увеличивая совокупную эффективность и усиливая равенство. Сделано это было, по большей части, для того, чтобы оградить рост государственных расходов от повышения заработных плат агентов внутреннего рынка труда, которое вело к серьезным разрывам в уровнях доходов.
В результате проведенных мер наименее эффективные предприятия были вынуждены повысить свою производительность и тем самым укрупнить свои позиции на рынке или покинуть отрасль, тем самым произошел естественный отбор наиболее устойчивых предприятий, которые обеспечивают создание общественных благ.
Государственные расходы в странах Скандинавии находятся на уровне, превышающем другие страны Европы. В Швеции и Финляндии на общественный сектор приходится порядка 50 % государственных расходов, причем большая часть расходов приходится на сохранение и повышение уровней качества образования, медицинского обслуживания, научно-исследовательских разрабо-
ток, на различные специальные программы адаптации работников, сменивших рабочие отрасли либо регионы, в то время, как другие государства делают упор на повышение расходов на оборону и внутреннюю безопасность. Данный перевес расходов на социальную сферу обусловлен отсутствием расслоения общества по уровню доходов, высоким уровнем жизни и социальной ответственностью населения, так как грамотная макроэкономическая политика, основанная на принципе всеобщего благосостояния, способствует решению множества социально значимых проблем.
Но существуют и негативные черты скандинавской модели экономики, а именно:
1. Высокие налоги.
Плата огромных налогов заставляет жителей Скандинавии покидать родину и переезжать в те страны, где фискальная система более щадящая. Например, такие талантливые предприниматели, основавшие Skype, как Никлас Зеннстрем из Швеции и Янус Фриис из Дании, перебрались в Люксембург, в поисках либеральных условий для ведения бизнеса.
2. Вынужденная модернизация.
Страны Скандинавии являются социальными государствами и все, что делает государство, идет на пользу граждан, но из-за резко возросшего наплыва мигрантов, социальные государства вынуждены модернизироваться. Мигранты все больше полагаются на помощь со стороны государства (на систему пособий), а коренное население, в свою очередь, стали меньше пополнять государственную казну, а то и вовсе избегают этого.
Что касается Швеции, то отрицательный опыт в экономике страны следующий:
1. Из-за роста цен на товары и услуги, ВВП увеличивается медленнее, чем в ряде стран Западной Европы.
2. Производительность труда почти не растет.
Это связанно с бурным ростом сферы услуг,
которая менее способна к рационализации, наличием достаточно большого государственного сектора экономики, который конечно же способствует почти 100 % занятости населения и равенству граждан по уровню доходов, но в то же время тормозит высокий рост производительности.
3. Сложность сочетания полной занятости и стабильности цен.
Необходимы реформы в сфере налоговой политики, но правящие круги боятся прибегать к радикальным мерам.
4. Не все население страны согласно с политиком равенства доходов.
5. Структура заработной платы не соответствует требованиям современного рынка. Профсоюзы до сих пор не могут выработать общепринятые нормы различий в зарплате.
6. Интернационализация шведской экономики.
Для оценки возможности использования
скандинавской модели экономики в Российской Федрации необходимо отметить, что в России достаточно высокая доля государственной собственности по сравнению с другими, в том числе и скандинавскими, странами. Тем не менее, уровень государственного вмешательства в Скандинавских странах несоизмеримо выше. И дело здесь не только в абсолютных величинах, но и в структуре, в направлениях этого вмешательства. В Скандинавских странах для капиталов созданы все условия, чтобы они не покидали страну: это и льготное налогообложение, и инвестиции в рынок труда, и программы государственной поддержки, и низкие ставки процентов по кредитам [3].
В России существуют определенные сложности, такие, как: достаточно затруднен процесс получения кредита для развития бизнеса (высокие процентные ставки, необходимость гарантированного ликвидного залога, в основном в виде имущественных активов и земли); коррупция, бюрократизм на местах; не всегда справедливая судебная система. Кроме этого, необходимо учитывать различия в социально-экономическом положении регионов, связанные с неэффективном перераспределение средств и рядом вышеперечисленных причин. Все это может служить причиной невозможности использования скандинавского опыта с учетом российских реалий.
России необходимо выявить конкурентные преимущества регионов, наличие ресурсов, построить инфраструктуру с последующими грамотными инвестициями.
Необходимо модернизировать ряд отраслей с учетом развития новых технологий за счет как государственных программ, так и участия ряда отечественных и зарубежных инвесторов, а для этого в свою очередь необходимо повысить инвестиционную привлекательность данного ряда отраслей. Особое внимание надо уделить обслуживающему сектору, например, необходимо инвестировать в инфраструктуру, в транспорт, а также в социальное обеспечение, снижая огромную пропасть в доходах между классами и между регионами. Больший вес налоговой нагрузки необходимо переложить на более экономически устойчивых экономических агентов, тем самым разгрузив ответственность более незащищенных слоев населения.
Е. А. VETROVA, Е. Е. KABANOVA, Т. V. BOGACHYOVA
Литература
1. Хемерийк А. Внутренняя трансформация Европейской социальной модели // Социал-демократия сегодня. Вып. 2: сборник статей / РАН ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. глобал. и регион. пробл. Отд. Зап. Европы и Америки; Отв. ред. Б. С. Орлов; Ред.-сост. Т. Н. Мацонашвили. М., 2002. Вып. 2. (Сер. Полит. партии и обществ. движения). С. 40.
2. Дорфман М. Скандинавская модель против еврокризиса. URL: http://pda.iarex.ru/interviews/18486/
3. Берулава А. Г., Нижегородцев Р. М. Скандинавская модель экономического роста: уроки для России //Альтернативы. 2001. № 4. C. 124-129.
References
1. Khemerijk A. Vnutrennyaya transformatsiya Evro-pejskoj sotsial'noj modeli [Internal transformation of the European social model] / Sotsial-demokratiya segodnya. Vyp. 2: Sb. st. / RAN INION. Tsentr nauch.-inform. issled. global. i region. probl. Otd. Zap. Evropy i Ameriki; Otv. red. Orlov B.S.; Red.-sost. Matsonashvili T. N. M., 2002. Vyp. 2. (Ser. Polit. partii i obshhestv. dvizheniya). S. 40.
2. Dorfman M. Skandinavskaya model' protiv evrokri-zisa [The Scandinavian model against eurocrisis]. URL: http://pda.ianex.ru/interviews/18486/
3. Berulava A. G., Nizhegorodtsev R. M. Skandinavskaya model' ekonomicheskogo rosta: uroki dlya Rossii [Scandinavian model of economic growth: lessons for Russia] //Al'ternativy. 2001. № 4. S. 124-129.
* * *
FEATURES OF THE SCANDINAVIAN MODEL OF ECONOMY
VETROVA EKATERINA ALEKSANDROVNA Russian State Social University, Moscow, the Russian Federation, e-mail: EAVetrova@yandex.ru
KABANOVA ELENA EVGENYEVNA Russian State Social University, Moscow, the Russian Federation, e-mail: KabanovaEE@rgsu.net
BOGACHYOVA TATYANA VYACHESLAVOVNA Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, the Russian Federation, e-mail: tvbogacheva@mail.ru
Now, still, the role of the state in regulation of economic processes in a number of the countries is enough large since the state is the central element of public sector, performing a number of the important regulating functions which cannot be assigned to other public institutes in modern economy. Though historically there were models which assume a «healthy» compromise between the market and the state as regulators of the economic relations. In this economic model intervention of the state in economy directs to support of equality of the income, improvement of quality of life of the population, development of activity of businessmen. In article authors described the main features of the Scandinavian model of economy since in the last decade the Scandinavian countries paid huge attention to the sphere of innovative and technological development, education, scientific research and innovations. Thanks to the made efforts the Scandinavian countries are close to transformation in information communities of new type. However, to allocate positive and negative sides of the Scandinavian model of economy, it is necessary to learn its essence and specifically define its main objectives. Authors studied positive and negative economic experience of the countries of Scandinavia, presented positions of public figures concerning the reasons of growth of welfare of the Scandinavian states and described the reasons of a high level of living of the population in Sweden, analyzed the available problems in modern economy and studied problems of management, gave possible options of introduction of «the Scandinavian model of economy» to the Russian economy, considered the main negative aspects of application of this model and presented necessary activities for achievement of necessary results of the Scandinavian model of economy in Russia.
Key words: Scandinavian model of economy, taxation, economy, public sector, social protection, taxes, manpower
Об авторах:
Ветрова Екатерина Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления Российского государственного социального университета (РГСУ), г. Москва, Российская Федерация
Кабанова Елена Евгеньевна, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента и административного управления Российского государственного социального университета (РГСУ), г. Москва, Российская Федерация
Богачёва Татьяна Вячеславовна, кандидат экономических наук, доцент департамента инженерного бизнеса и менеджмента, Инженерной академии Российского университета дружбы народов (РУДН), г. Москва, Российская Федерация
About the authors:
Vetrova Ekaterina Aleksandrovna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Management and Administrative Management Department, Russian State Social University (RSSU), Moscow, the Russian Federation
Kabanova Elena Evgenyevna, Candidate of Sociology, Senior Teacher of the Management and Administrative Management Department, Russian State Social University (RSSU), Moscow, the Russian Federation
Bogachyova Tatyana Vyacheslavovna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Engineering Business and Management Department, Engineering Academy of Peoples' Friendship University of Russia (RPFU), Moscow, the Russian Federation
E. A. VETROVA, E. E. KABANOVA, T. V. BOGACHYOVA