Вестник Института экономики Российской академии наук
2/2017
А.Ю. ТУМАНОВ
соискатель Института экономики Российской академии наук
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬЮ БИЗНЕСА В ПЕРИОД ПЯТОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УКЛАДА
В статье исследуется система управления непрерывностью бизнеса (УНБ) в период становления и развития пятого технико-технологического уклада. Рассмотрен и систематизирован мировой и отечественной опыт УНБ.
Ключевые слова: рыночные формы организации экономики, непрерывность бизнеса, управление непрерывностью бизнеса, технико-технологический уклад, стандарты в управлении непрерывностью бизнеса.
1БЬ: Б81, М21.
Постановка проблемы
Основным вопросом при организации нового бизнеса является оценка его конкурентоспособности и вероятности «выживания». Проблема непрерывности бизнеса качественно отличается от традиционной проблемы рыночной конкурентоспособности, когда ее низкий уровень приводит к банкротству фирмы или компании. Проблемы конкурентоспособности решаются с помощью использования юридических и финансово-экономических процедур оздоровления, реализация которых направлена на финансово-хозяйственное оздоровление бизнеса и позволяет избежать окончательного краха.
Нарушение непрерывности бизнеса обычно связано с резким нарушением нормальной работы компании, которое может быть вызвано прерыванием доступа к важнейшим ресурсам, включая каналы дистрибуции и сбыта продукции, а также сырьевого, энергетического, информационного обеспечения. Традиционные процедуры банкротства в данном случае не способны привести к финансово-хозяйственному оздоровлению бизнеса. Возникает необходимость в использовании иных механизмов управления, а именно инструментов управления непрерывностью бизнеса. В противном случае восстановление нормальной работы компании может оказаться невозможным.
Выделение управления непрерывностью бизнеса в отдельное направление менеджмента обусловлено практической целесообразно-
стью. Современное технологическое развитие характеризуется постоянным усложнением бизнеса, связанным с необходимостью включения его в разнообразные сетевые структуры, традиционно охватывающие практически все аспекты принятия управленческих решений, а именно: управление маркетингом и каналами дистрибуции продукции, информационными и энергетическими потоками, транспортными коммуникациями, поставками сырья и комплектующих, подключением к сетям очистных сооружений.
Любые значимые управленческие решения в реальном секторе современный бизнес принимает в условиях взаимодействия с банками и другими финансовыми организациями (например, в ходе проработки бизнес-планов, инвестиционных проектов). В силу этого даже хорошо работающая компания может оказаться подвергнутой рискам прерывности. Для управления подобной группой рисков исторически был выработан особый механизм управления непрерывностью бизнеса (УНБ), позволяющий резко сократить прерывность и повысить доходность бизнеса за счет повышения его устойчивости.
УНБ - это специально сформированная система учета, планирования и преодоления угроз прерывания бизнеса со стороны макро- и микроэкономических и политических шоков, стихийных бедствий, ошибочных действий персонала и других рисков. Для реализации подобной системы требуется специальный комплекс моделей, значительный объем разноплановой информации, а главное - специалисты высочайшей квалификации, способные интегрировать огромный массив информации при формировании реалистичных сценариев будущего развития.
Современные информационные технологии проникают во все структуры бизнеса, который начинает зависеть от ИТ-услуг (сервисов), последствия от потери которых становятся все более ощутимыми. Многие компании могли бы предотвратить или минимизировать серьезные риски, если бы постоянно разрабатывали планы УНБ.
Происходящие изменения осознались бизнес-сообществом как необходимость формирования соответствующего процессного управления, основанного на изначальном включении процедур управления непрерывностью бизнеса в организационные структуры и финансовые потоки. В крупных корпорациях повысилась роль подразделений, нацеленных на решение отдельных вопросов управления непрерывностью бизнеса при сохранении базовых функций контроля. Это дало возможность значительно рассредоточить функции управления на всех уровнях. Процессный характер управления позволил подойти к планированию и финансированию действий организации с позиций предотвращения широкомасштабных потерь в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти как в организации в целом, так и в каждом ее блоке.
По мере внедрения информационных технологий в основные бизнес-процессы скорость выполнения, непрерывность процессов стали зависеть от технологий обработки и передачи цифровой информации, технологичности ее хранения. Стали развиваться требования к резервированию, безопасности самих ИТ-систем. Повысились требования к скорости прохождения бизнес-процессов, к защите торговой марки и репутации на рынке, защите сотрудников, зданий и сооружений компании в коммерчески приемлемые сроки.
Хотя само понятие непрерывности бизнеса выросло из технических требований, важное значение в этой области имеют юридические процедуры, политические обстоятельства, человеческий фактор. Возникло еще одно направление непрерывности бизнеса - защита сотрудников. С повышением сложности ИТ-систем возросли требования к квалификации и опыту конкретных ИТ-операционистов. В случае замены такого сотрудника возникают дополнительные риски. Поэтому еще одним требованием к непрерывности бизнеса стало обеспечение устойчивости работающих коллективов специалистов путем использования различных социальных механизмов - льготного страхования, системы дополнительных отпусков, помощи в обеспечении жильем. В состав компонентов непрерывности бизнеса включаются сотрудники различных служб - технической, юридической, социальной и кадровой, научно-технической (поддержка разработок, ноу-хау, патентования), психологической, а также службы безопасности. В современный процесс управления непрерывностью бизнеса стали внедряться такие элементы, как правовая защита, психологическая поддержка, репутация компании, маркетинговые мероприятия по разрешению проблем, вызванных сбоями. УНБ стало охватывать все стороны деятельности компании [1, с. 99].
Современная мировая практика показала, что с усложнением бизнес-процессов производства, с развитием информационных и коммуникационных технологий, с возрастанием роли человеческого фактора существенно повышается масштаб негативных последствий техногенных и природных катастроф. Кроме того, резко повысились негативные последствия рисков, связанных с информационными технологиями, с утечкой разного рода информации, с привлечением средств высокотехнологичного шпионажа. Их предотвращение потребовало от бизнеса роста затрат, что, с одной стороны, уменьшало конечную прибыль, с другой - позволяло предотвращать более серьезные потери.
В условиях возможной быстрой передислокации капитала из одной страны в другую возникла насущная необходимость осуществления государственного регулирования движения капитала с помощью УНБ на государственном уровне, чтобы затормозить вывоз из
страны высоколиквидных финансовых ресурсов. В современных условиях система УНБ оформилась в самостоятельную сферу услуг, которая регламентируется рядом нормативных актов, контролируется при помощи стандартов, посредством организации аудита и сертификации наиболее важных и регулируемых государством бизнес-процессов. Новая философия бизнеса предполагает существование УНБ как части единого комплекса ресурсосбережения [2].
Развитие систем управления непрерывностью бизнеса
и роль технологических укладов
Как показывает практика развитых стран, превентивная роль процесса УНБ создала качественно новую атмосферу в компаниях, позволяющую предотвратить нежелательные инциденты, резко поднять эффективность работы, устранять огромные потери, повышать прибыль.
Вторая половина ХХ в. в индустриально развитых странах ознаменовалась процессом исследования и разработки проблем предотвращения аварийных ситуаций, наносящих большой ущерб бизнесу. О размерах ущерба, наносимого бизнесу чрезвычайными ситуациями, косвенно можно судить по данным, представленным в табл. 1.
Таблица 1
Средняя стоимость одного часа простоя бизнеса на мировом рынке*
Вид бизнеса Средняя стоимость 1 часа простоя, долл
Финансовый сервис (брокеры) 6,5 млн
Процессинг кредитных карт 2,6 млн
Каналы домашних закупок 199,5 тыс.
Продажи по каталогам 90,0 тыс.
Резервирование авиабилетов 89,5 тыс.
Продажа билетов по телефону 69,9 тыс.
Доставка посылок 28,3 тыс.
Производство 26,8 тыс.
Банки 17,1 тыс.
Транспорт 9,4 тыс.
* Источник: Gartner Group.
Современное бизнес-сообщество осознало необходимость выработки законодательных актов по обеспечению исполнения и управления непрерывностью бизнеса для сокращения потерь, связанных с чрезвычайными ситуациями разного уровня. В 70-х годах появились специализированные компании, предлагавшие услуги по хранению
данных. Возник рынок резервных «горячих» вычислительных центров (ВЦ). Аварийное восстановление окончательно сформировалось в 80-х годах, когда только в США подобные услуги предлагали более ста компаний. В 90-е годы бурное развитие компьютерной индустрии привело к тому, что на смену вычислительным центрам пришли персональные компьютеры, изменились подходы к аварийному восстановлению информационных систем (ИС).
Процесс формирования УНБ происходил постепенно, и этому способствовал ряд факторов. Речь идет об усилении взаимосвязи науки и производства, о развитии технологических укладов, качественном изменении принципов управления бизнесом, о диверсификации и автоматизации различных форм производства при одновременном уменьшении и усилении влияния человеческого фактора (за счет сокращения простого труда и расширения сферы сложного специализированного, высокоинтеллектуального творческого труда).
Вторая промышленная революция 60-70 годов ХХ в. была связана с заменой человека компьютерными технологиями и робототехникой (первый компьютерный уклад) в процессах переработки информации при регулировании технологических режимов системы машин, а также с быстрым развитием автоматизированных систем (АСУ ТП), гибкими производственными системами (ГПС). В результате произошло значительное сокращение времени производства путем высвобождения станочников и управленцев и уменьшение производственных рисков.
Второй технологический уклад датируется 70-80 годами ХХ в. Была создана система автоматического проектирования (САПР) и началось широкое применение станков с числовым программным управлением (ЧПУ). На их основе развились гибкие производственные системы (ГПС) [3, с. 205-221], связанные с максимально быстрым освоением в производстве новых продуктов на основе бумажного проектирования. Решалась проблема реинжиниринга, активного коммерческого освоения инноваций, результатом чего явилось резкое сокращение рисков и рост прибыли.
Третий технологический уклад со второй половины 80-х годов объединил пространственно разделенные технологические процессы с помощью средств электронной связи в целостную технологическую систему, что позволило в режиме всей планеты сопрягать различные технологические звенья производства, распределения и потребления в режиме «точно в срок (Just in Time)». Здесь произошло весьма резкое уменьшение случаев прерывности производства и потерь прибыли. Проблема управления непрерывностью бизнеса приобрела международный (планетарный) характер. Новый импульс получило развитие ТНК.
В 80-х годах ХХ в. в индустриально развитых странах достиг пределов своих возможностей четвертый технологический уклад. К этому привели ограниченность спроса на новые технологии, недостаточная их эффективность, высокая стоимость и слабая восприимчивость обществом. Ограничивающим моментом являлся отрыв индустриально развитых стран от развивающихся из-за большого разрыва в технологических укладах, а также из-за экспортных ограничений и высокой стоимости новых высокотехнологичных продуктов.
Пятый уклад связан с появлением транзисторов, ЭВМ, с развитием различных операционных систем. Его обычно связывают с созданием в 1971 г. микропроцессора, сделавшего информационную технологию доступной и удобной. Пятый технологический уклад - это уклад информационных и телекоммуникационных технологий. С ним связано развитие экономических знаний, превративших информацию в необходимый ресурс развития. Наряду с традиционными факторами производства - капиталом, трудом и землей - появился четвертый фактор - информация.
По мнению ряда экспертов, в настоящее время зарождается третья промышленная революция. Новый технологический уклад, развивающийся с 90-х годов ХХ в. в индустриально развитых странах, реализуется в колс технологиях. Это непрерывное совершенствование и поддержание продукта на протяжении всего его жизненного цикла (Continuous Acquisition and Life Cycle Support) на основе создания единой комплексной стандартизации «электронного описания» [4, с. 222]. При внедрении колс технологий в полном объеме уменьшатся сроки выполнения НИОКР, а сроки всех работ сократятся на 15-20%. Будет обеспечено снижение издержек в производстве и эксплуатации высокотехнологичной продукции, в том числе и за счет человеческого фактора, в связи с организацией более детального документирования процесса разработки и эксплуатации [3, с. 218].
Вместе с развитием технологических укладов развивались и управленческие технологии, одной из которых и стало управление непрерывностью бизнеса. С одной стороны, это позволило продвигать важнейшие направления НТР, формируя ядро технологического уклада, а с другой - создало возможность формирования новых укладов.
Современные концепции и практика внедрения УНБ
в России
В индустриально развитых странах получили развитие концепции «планирование непрерывности бизнеса» (Business Continuity Planning (BCP)) и «восстановление деятельности после бедствий» (Business Disaster К£тоуегу (BDR)). Вторая половина ХХ в. была связана с раз-
работкой новых технологий, стандартов и законов, которые обеспечивали управление непрерывностью бизнеса. Проблема стала решаться на самом высоком уровене управления. Вводимые правительствами ведущих стран директивы способствовали стимулированию развития услуг по обеспечению непрерывности бизнеса во всем мире. Работы по внедрению этих рекомендаций в настоящее время ведутся более чем в ста странах. Особое внимание уделяется финансовой сфере, поскольку преследуется цель обеспечить стабильность функционирования международной финансовой системы. Большую роль в разработке данных документов сыграли США и Великобритания.
С переходом к капиталистическому укладу в России используется опыт развитых стран в области УНБ. Его традиционно принято обозначать термином «безопасность». В современных условиях он применяется в атомной промышленности, энергетике, на флоте и в ряде других отраслей. Термин «непрерывность бизнеса» стал употребляться в стране в конце 90-х годов прошлого столетия.
С начала 90-х годов Центральный банк России проводит реформирование нормативно-правовой базы расчетов, совершенствование средств обеспечения их безопасности и минимизации рисков. С учетом использования международных стандартов по УНБ в России формируется свое законодательство. По развитию и внедрению УНБ Россия отстает от США и Великобритании примерно на одну-две пятилетки. Однако ситуация быстро меняется: обеспечение непрерывности всей коммерческой деятельности постепенно превращается в дисциплину, которая должна охватывать весь бизнес, обеспечивать непрерывность операций, защиту сотрудников и клиентов.
За последние 15-20 лет в России образовался рынок услуг и продуктов обеспечения непрерывности бизнеса - более 20 компаний предоставляют услуги в этом сегменте. В их число входят такие крупные игроки, как ЭКОН-Технологии, IBS, DataFort, TopsBI, КРОК, «Инфоси-стемы Джет», «Информзащита», «ЭкоПрог», «Энвижн Груп». На рынок пришли такие гиганты, как HP, IBM, и многие другие. Расширяются связи с известными международными организациями по обеспечению непрерывности бизнеса DRII («Алмитек») и BCI («Эрнст & Янг»).
Освоение стандартов происходило постепенно. В качестве одного из рычагов влияния на организации в части становления УНБ внедрялся стандарт ИСО 9000 с аудитами и последующими сертификацями на соответствие. Этот стандарт часто использовался в банках для повышения качества обслуживания клиентов, для контроля процессов обеспечения деятельности, а также для контроля внутрибанковских процессов (в качестве стандартизированного механизма отчета о работе Правления и организации в целом перед акционерами), а также для отчетности регулятору.
На основе успешной стандартизации подходов был разработан СТО БР ИББС (для его доработки ЦБ РФ были использованы переводы ряда стандартов ISO)1. Российские версии стандартов представляют собой доработанные аналоги зарубежных2.
В нашей стране в 2000 г. вышла третья группа международных стандартов ISO серии 9000, в которую вошли стандарт ISO 9000:2000, содержащий основные положения и словарь, стандарт ISO 9001:2000 с требованиями к системам качества. Выпущена группа стандартов: ISO 9000:2005 и ISO 9001:2008, аналогичные предыдущим стандартам версии 2000 г. В настоящее время действует новая группа стандартов: ГОСТ Р ИСО 9001 - 2015.
В России сертификацией систем менеджмента (качества - по ISO 9001, окружающей среды - по ISO 14001, информационной безопасности - по ISO/IEC 27001) занимаются аккредитованные и прошедшие проверку соответствующих регуляторов организации. Сертификаты на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001, выдаваемые аккредитованным в Росстандарте компаниям, не являются международными. Можно также получить сертификат на соответствие международному стандарту ISO версии 9001.
Для большинства организаций, в т.ч. и для банковской системы, развивается управление непрерывностью бизнеса в качестве важнейшего направления - национализированный стандарт BS 25999 (управление непрерывностью бизнеса (менеджмент)) и BS 25777 (управление непрерывностью бизнеса в сфере ИТ). Стандарт BS 25777:2008 становится одним из ключевых руководств по внедрению идеологии УНБ в ИТ-культуру российских компаний [5].
Умение использовать в российских реалиях разработанные в разных странах стандарты и практики УНБ является весьма важным для отечественных организаций и компаний, которые в полной мере осознают необходимость управления непрерывностью бизнеса при реализации своих бизнес-процессов и будущих проектов.
1 Международная_организация_по_стандартизации; https://ru.wikipedia.org/wiki/ ISO_9000.
2 ГОСТ ISO 9000-2011 - аналог ISO 9000:2005 (подготовлен открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО ВНИИС) на основе применения ГОСТ Р ИСО 9001-2008); ГОСТ ISO 90012011 - аналог ISO 9001:2008 (подготовлен открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО ВНИИС) на основе применения ГОСТ Р ИСО 9001-2008); ГОСТ Р ИСО 9000 - 2015 - аналог ISO 9000-2015, введен в действие 01 ноября 2015 года, утвержден в Росстандарте 28 сентября 2015 года; ГОСТ Р ИСО 9001-2015 - аналог ISO 9001-2015, введен в действие 1 ноября 2015 г. , утвержден в Росстандарте 28 сентября 2015 г.
Сочетание российского банковского законодательства с международными принципами банковского регулирования и надзора потребовало внедрения стандартов Базель III в России. РФ, как участник Базельского Комитета при Банке международных расчетов3, обеспечила своевременную и надежную реализацию в российском банковском секторе новых международных регулятивных требований. Цель внедрения стандартов Базель III отражена в стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г. Управление непрерывностью бизнеса принято понимать как целостный процесс, в ходе которого строятся модели потенциальных угроз, оцениваются риски и определяются последствия в случае их реализации. По результатам анализа создается План обеспечения непрерывности и восстановления деятельности (ПОНиВД) для обеспечения способности организации к скорейшему восстановлению и эффективной реакции на различные инциденты.
Следование этим стандартам дает возможность восстановления деятельности организации в целом, сохранения ее репутации и гарантирует соблюдение интересов основных сторон.
Стандарты типа ГОСТ Р 53647 нацелены на минимизацию появления инцидентов, приводящих к рискам, дают четкие критерии и рекомендации по построению системы управления непрерывностью бизнеса (СУНБ). Эта деятельность непосредственно обеспечивает бесперебойную работу организации при наступлении инцидентов (ОНБ), а в дальнейшем предоставляет отличную возможность разработать и внедрить систему УНБ для ключевых бизнес-процессов. Используются элементы систем управления ИТ-инфраструктурой, персоналом и информационной безопасностью, что позволит консолидировать разнородные службы и частично скоординировать их действия. Подобная практика наилучшим образом отражается на стабильности работы ИТ-систем компании.
Рассмотренные стандарты пригодны для организаций любого размера и области деятельности, особенно там, где повышена степень риска. Это такие виды деятельности государственного и частного секторов, как транспорт, финансы, телекоммуникации. В ближайшем будущем для России необходимо преодолеть существенное отставание от развитых стран в области управления непрерывностью бизнеса с учетом мировых практик в сфере организации законодательства.
3
Комитет создан в 1974 г. В него входят Центральные банки крупнейших государств. В настоящее время таких участников 27. Комитет разрабатывает рекомендации и стандарты банковского надзора, применяемые организациями банковского регулирования и надзора разных стран.
ЛИТЕРАТУРА
1. Милославская Н.Г., Сенаторов М.Ю., Толстой А.И. Управление инцидентами информационной безопасности и непрерывностью бизнеса. М.: Горячая линия - Телеком, 2014.
2. Иванов М.Ю., Туманов А.Ю. О новой трактовке управления непрерывностью бизнеса с позиции ресурсосбережения // В сборнике «Актуальные проблемы экономики в XXI веке: причины и решения: XXII научно-практическая конференция по экономике для студентов, аспирантов и молодых ученых». СПб., 14 июня 2014 г. Центр экономических исследований.
3. Новая парадигма прогнозирования будущего. Международный фонд Н.Д. Кондратьева. М.: IKF-МФК, 2007.
4. Юнь О.М. Прогнозирование будущего. Новая парадигма / Под ред. Г.Г. Фетисова, В.М. Бондаренко М.: 2007.
5. Русская редакция британского стандарта BS 25777:2008 Управление непрерывностью информационных и телекоммуникационных технологий. Практические правила. http://shop.globaltrust.ru/show_ good.php?idtov,1140&grid.
A.YU. TUMANOV
applicant, Institute of Economics, Russian Academy of Sciences [email protected]
FEATURES OF THE CONTROL SYSTEM BUSINESS CONTINUITY DURING THE PERIOD OF THE FIFTH TECHNOLOGICAL STRUCTURE
The article examines the system of business continuity management (UNB) in the period of formation and development of the fifth technological order. Reviewed and systemized the international and domestic experience UNB.
Keywords: market forms of economic organization, business continuity, business continuity management, technical and technological standards in business continuity management. JEL: D81, M21.