УДК 75.812 ББК 671
Шерстобитов Александр Харлампиевич
соискатель кафедра общей педагогики Оренбургский государственный педагогический университет
г. Оренбург Sherstobitov Aleksandr Harlampievich competitor Chair of the general pedagogics The Orenburg state pedagogical university Orenburg
Особенности системы профессионального многоуровневого образования Features a tiered system of vocational education
Данная статья посвящена исследованию особенностей системы высшего профессионального образования.
This article is devoted to research features of the system of higher education.
Ключевые слова: система, многоуровневое образование.
Key Words: System, multilevel formation.
В условиях переориентации российской высшей школы современная стратегия в формировании и рациональном использовании профессионального потенциала выпускников основана на реализации комплексной профессиональной подготовки, которая становится многоуровневой системой подготовки специалистов и внедрения образовательных стандартов. Профессиональное образование базируется на специальной, социальной и индивидуальной компетенциях, соответственно на специальном, социальнопрофессиональном и индивидуально-профессиональном уровнях (табл.1).
Таблица 1
Характеристика многоуровневого образования студента
Характеристики Показатели многоуровневого образования
Качественная определенность Непрерывное образование и возможность корректировки содержания и номенклатуры образовательных услуг в процессе обучения и на заключительном этапе подготовки в соответствии с потребностями рынка
Направление деятельности Комплексное обеспечение развития личности и общества
Характер деятельности Предоставление широкого спектра образовательных услуг
Тип управления Самоуправляемая и самонастраивающаяся на
потребности рынка труда система
Характер На рынке интеллектуального труда
конечного
продукта
Технология
деятельности
Самоформирование в реализации индивидуальной образовательной системы
Первый уровень - специальная компетентность - формирует систему профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющих решать типовые профессиональные задачи.
Второй уровень - социально-профессиональный - интегрирует социальную и специальную компетентность, позволяющую студенту ставить и решать проблему профессиональной реализации как в социальных, так и личностных категориях.
Третий уровень - индивидуально-профессиональный - основан на акмеологической парадигме образования. Задача этого уровня состоит в самореализации студента, т. е. максимальное использование своего потенциала и возможностей.
Современная стратегия формирования рационального использования профессионального потенциала студента связана с реализацией комплексной профессиональной подготовки и целесообразностью ориентации на его самостоятельную деятельность. Вопросы образовательной политики требуют первоочередного решения реструктуризации подготовки будущего специалиста в вузе в зависимости от современной потребности рынка труда и трудоустройства выпускника.
Выявлено, что в переходный период полное удовлетворение спроса потенциальных работодателей требует от вуза выхода за рамки государственных образовательных стандартов. Эта задача может быть решена за счет системы дополнительного образования по принципу полной компенсации затрат, предусмотренных государственной лицензией и позволяющей реализовать оптимальную модель подготовки будущих специалистов.
Опережающее образование на основе государственной поддержки принципиально новых образовательных технологий, проектов и структур определяет необходимость формирования и постоянного прироста фундаментальных знаний в виде устойчивого их ядра на каждом из уровней базового образования, а также развития у студента умения пользоваться знаниями в инновационном режиме для приращения их путем самообразования.
Обеспечение качественной подготовки будущего специалиста и снижение риска безработицы среди выпускников образовательных учреждений требует гибкого реагирования всей системы образования (начального, среднего, высшего и дополнительного), учитывающих региональные и отраслевые особенности запросов рынка труда.
Для успешного решения проблемы взаимосвязи рынка образовательных услуг и трудоустройства выпускников требуется более четкое взаимодействие органов образования и службы занятости с учетом:
- организации мониторинга и прогнозирования рынка труда, потребностей в кадрах определенных профессий и специальностей;
- ориентации на обучение по профессиям и специальностям, обеспечивающую конкурентоспособность работника на рынке труда при согласовании на федеральном, региональном и местном уровнях объемов и профилей подготовки специалистов и перепрофилировании части образовательных учреждений в зависимости от спроса на различные профессии;
- использования регионально-отраслевого принципа планирования потребности в подготовке специалистов;
- создания гибкого входа и выхода из системы профессионального образования, расширения практики поэтапной аттестации студентов, обучения и присвоения им на начальных курсах рабочей квалификации, аттестации по специальности;
- формирования системы непрерывного профессионального обучения, включая обучение на рабочем месте, развития возможности самообучения;
- корректирования перечня дисциплин, необходимых в связи с переменами на рынке труда и предлагаемых в рамках дополнительного образования на платной основе;
- детализирования факторов, влияющих на спрос со стороны работодателей (количество, пол выпускника, обеспеченность жильем, изменение потребностей при появлении вузов - конкурентов, наличие одной или двух дополнительных специальностей, двух иностранных языков и т.д.);
- совершенствования системы эффективной профессиональной подготовки взрослого населения (бывших выпускников) на базе новых государственных образовательных учреждений;
- согласованности спроса и предложения на образовательные услуги в профессионально-квалификационном разрезе в связи с изменениями на рынке труда.
Профориентация как система корректирующего воздействия на профессиональные и социальные ориентации студента обеспечивает овладение студента навыками эффективного поиска работы, реальное обеспечение управлением его профессиональной карьеры.
Профессиональную направленность персонифицированного обучения студентов, по мнению М.Н. Борытко, О. А. Мацкайловой, необходимо согласовывать с этапами обучения в учреждении среднего профессионального образования:
• на 1-11 курсах: начальная профессиональная подготовка— осмысление гуманитарной направленности профессиональной деятельности, т.е. ориентации ее на решение проблем человека.
• на III — IV курсах: самоопределение в профессии— овладение сущностными механизмами профессиональной деятельности, готовность к трансформации социокультурного опыта, поиск своего профессионального стиля.
Главное стратегическое направление персонификации процесса обучения в учреждении среднего профессионального образования — это развитие социальной активности студента через использование активных форм обучения, способствующих формированию студента как субъекта, носителя
активности, посредством использования его учебно-познавательной
деятельности.
Будущему специалисту необходимо осознавать свою значимость для других людей, ответственность за результаты собственной профессиональной деятельности; быть способным к нравственному выбору в ситуациях коллизий; стремиться определиться, обосновать выбор своего Я. Полагаем,
персонификация процесса обучения в учреждении СПО осуществляется в направлении субъектного становления студента как носителя активности.
Субъектная позиция студента как система его отношений к содержанию, процессу и перспективам применения изучаемого материала будет пониматься как целостный регулятив гуманитарно-ориентированного обучения, основа внутренней структуры организации учебно-познавательной и учебнопрофессиональной деятельности будущего специалиста в процессе его общего и профессионального образования.
В связи с этим требуется существенное уточнение общих и особенных характеристик персонифицированной подготовки содержания и процесса обучения, частных отличий персонифицированной подготовки учебного процесса в системе профессионального и общего образования; разработка технологических характеристик гуманитарно-ориентированного профессионального образования (целевых установок, комплекса внутренних факторов
- и внутренних условий, их закономерных связей, принципов образовательной деятельности преподавателя, способов их реализации и оценки эффективности). Требуют рассмотрения вопросы об условиях персонифицированной подготовки в системе профессионального образования, о роли самого студента в этом процессе, о индивидуально-субъектных характеристиках студента и обеспечении устойчивой динамики становления индивидуально-субъектной позиции студента в учреждении СПО.
1. Персонификация учебного процесса означает включение самого студента как равноправного значимого субъекта в диалогическое взаимодействие при определении целей, отборе средств, коррекции и оценке результатов учебно-профессиональной деятельности. Роль преподавателя в таком взаимодействии заключается в обеспечении осознания студентом собственных внут-
ренних ориентиров, побуждающих и направляющих его учебнопрофессиональную деятельность, соотнесении их с потребностями общества. Важнейшими характеристиками персонификации учебного процесса являются возбуждение познавательной активности и включение в содержание обучения субъективного опыта студента, полномасштабное использование его собственной учебно-производственной деятельности.
2. Целевые ориентиры в персонификации учебного процесса в системе СПО определяются направленностью обучения на становление субъектной позиции студента как целостного регулятива, системы его отношений к содержанию, процессу и перспективам применения в предстоящей профессиональной деятельности изучаемого материала. Через функции самопонимания, самореализации, самоутверждения, саморазвития и самооценки субъектная позиция студента обеспечивает целостность процесса его личностно-профессионального становления. Ориентиром в целеполагании являются четыре уровня становления субъектной позиции студента: идентификации (неопределенные профессионально-личностные смыслы, реактивное поведение, подчинение авторитетам), индивидуализации (поиск референтной группы, гармонизация жизненных и профессиональных смыслов), социализации (ролевое профессиональное поведение, ценностное самоутверждение в профессии), интеграции (нахождение своего профессионального стиля, относительная «самодостаточность» и нормотворчество). Конкретная цель в работе со студентом определяется рядом вариативных для каждого уровня и инвариантных факторов: смысловая наполненность учебно-производственной деятельности, соотношение ценностей студента и группы, коммуникация со значимым Другим (студентами, преподавателем, руководителями производственной практики).
3. Персонификация учебного процесса обеспечивается соблюдением принципов презумпции человеческого достоинства (запрет на манипулирование студентом, предоставление ему права и возможности «самостоятельно реагировать на обстоятельства»), культуросопричастности (создание в обучении особой атмосферы творчества, общественного мнения, выработка традиций и ритуалов учебного взаимодействия, выведение
изучаемого материала и применяемых методов обучения в профессиональный контекст), двудоминантности (взаимоизменение преподавателя и студента) и педагогической помощи в обучении (научение самостоятельному решению профессиональных и жизненных проблем, преодолению трудностей). Ориентиром для преподавателя является выделение в содержании обучения профессионально и личностно значимых изменений в субъектах образовательного процесса (в студенте и самом себе); в методах — переносимых в предстоящую профессиональную деятельность способов разнопланового взаимодействия студентов друг с другом, учебным материалом и с преподавателем; в формах организации — внутренней структуры этих взаимодействий. Соотнесенность содержания и методов общего и профессионального образования с проблемами человеческого бытия, множественность интерпретаций, диалогизм, ценностно-смысловая наполненность задает гумани-тарность учебного процесса, делает его дидактическим пространством становления субъектной позиции студента.
4. Технологические основы персонификации учебного процесса включают в себя: а) ориентировку на критерий технологизации — становление гуманитарного дидактического пространства как структурированной системы осознанных отношений в диалогическом (субъект-субъектном) взаимодействии преподавателя и студентов, направленном на трансляцию общей и профессиональной культуры в процессе духовно-практической деятельности по само-строительству (саморазвитию, самосовершенствованию) взаимодействующих субъектов; б) выделение по уровням субъективации (гуманистической ориентировки) участников педагогического взаимодействия четырех фаз становления среды обучения в целостное гуманитарное дидактическое пространство (информационная, когда актуализируются потенциалы становления субъектной позиции студента; мотивационная, в которой актуализируется эмоциональносмысловой составляющей субъектной позиции; диалогическая, предусматривающая акцентирование на деятельностно-ценностной составляющей субъектной позиции студента; проективная, направленная на стимулирование поведен-чески-нормативной составляющей субъектной позиции и связанных с нею
функций самореализации и самоутверждения в профессиональной деятельности); в) реализацию педагогической помощи студентам в преодолении возникающих затруднений с выбором адекватной конкретному затруднению стратегии педагогического руководства, поддержки или сопровождения; г) отбор соответствующего стратегии помощи комплекса методов педагогического взаимодействия, среди которых доминирующее значение имеет групповое обучение и разнообразное рефлексивное взаимодействие (с преподавателем, учебным текстом, текстами первоисточников, другими студентами, группой, с профессиональным окружением).
5. Эффективность персонификации учебного процесса в учреждении СПО обусловлена выполнением следующих требований:
• последовательность прохождения этапов (диагностический, поисковый, договорной, деятельностный и рефлексивный), каждый из которых специфичен не только целевыми, содержательными и процессуальными характеристиками, но и структурой принципов педагогического взаимодействия;
• необходимость мониторинга эффективности применяемых методов педагогического взаимодействия на основе уровневой модели становления субъектной позиции студента;
• осознанное педагогическое творчество преподавателей по освоению и применению эффективных методов педагогической помощи студенту на основе принципа презумпции человеческого достоинства.
Библиографический список
1. Андрюхина, Т.Н. Компетентностная модель подготовки специалистов/ Т.Н. Андрюхина // Вестн. Самарского гос. техн. ун-та. Сер.: Психолого-педагогические науки. -2009.- № 2.- С. 4-8.
2. Беляева, Ж.С. К вопросу о реализации компетентностного подхода в системе многоуровневого образования/ Ж.С. Беляева, Л.Е. Стровский// Вест.УГТУ-УПИ. Сер. экономика и управление. -2008. -№ 1. -С. 98-100.
3. Борытко М.Н. Воспитательная деятельность педагога: Учебное пособие для вузов /Борытко Н.М. Колесникова И.А.// под ред. Сластенина В.А., Колесниковой И.А.- Изд. 2-е, стереотип.-3-е, стереотип. -2007.-336 с.
4. Гортышов, Ю.Ф. О многоуровневой системе образования в техническом вузе/ Ю.Ф. Гортышов, Н.Н. Маливанов, Ю.Е. Польский //Вестн. Высш.шк.: Альма Матер.- 2008. -№ 7.-С. 35-37.
5. Гребенкина, Л.К. Система профессионального воспитания студентов в условиях перехода высшей школы на многоуровневое образование/ Л.К. Гребенкина, Н.А. Жокина // Педагогическое образование и наука.- 2008.- № 7. -С. 14-18.
6. Киргуева, Ф.Х. Многоуровневое образование в системе подготовки учителя/ Ф.Х. Киргуева // Человек и образование. -2008. -№ 4.-С. 49-53.
7. Ковпак, О.В. Непрерывное профессиональное образование в
трансформирующейся образовательной системе/ О.В. Ковпак // Вестн. Белгород. ун-та потребительской кооперации.- 2007. -№ 1.- С. 205-206.
8. Курина, В.А. Качество подготовки специалистов в высшей школе/ В.А. Курина //Вестн. Самар. гос. техн. ун-та. Сер.: Психолого-педагогические науки.- 2009. -№ 1.- С. 4-9.
9. Мацкайлова О.А. Гуманитаризация учебного процесса в системе среднего профессионального образования: автореф.дис.. .д-ра пед.наук/ О. А. Мацкайлова.- Воронеж, 2010.- 400 с.
10. Руднева, Е.Н. Особенности духовно-нравственного воспитания молодежи в вузе/ Е.Н.Руднева, Е.А. Козлова //Вестн. Самар.гос. тех. ун-та. Сер.: Психолого-педагогические науки. -2009. -№ 1.- С. 24-31.
11. Рябинова, Е.Н. Применение адаптивной системы персонифицированной
подготовки студентов в дистанционном образовании/ Е.Н.Рябинова, Б.А. Титов // Вестн. Самар.гос. техн. ун-та. Сер.: Психолого-педагогические науки. -2009.- № 1.- С. 31-43.
Bibliography
1. Andryukhina, TN Competence model of training of specialists / TN Andryukhina Vestn. Samara State. Tekhn. Univ. Ser.: Psychological and pedagogical sciences. -2009 .- № 2 .- P. 4-8.
2. Belyaev, JS On the implementation of the competency approach, yes in a tiered system of education / JS Belyaeva, LE Strovsky / Vest.UGTU-RTE. Ser. Economics and Management. -2008. - № 1. -C. 98-100.
3. Borytko MN Educational activities of teachers: A manual for schools / Borytko NM Kolesnikova, IA, Ed. Slastenin VA, Kolesnikova, IA - Ed. 2-e, stereotip.-third, a stereotype. -2007.336 with.
4. Gortyshov, YF On a multilevel system of education in its Technical college / YF Gortyshov, N. Malivanov, JE Polish Vestn. Vyssh.shk.: Alma Mater .- 2008. - № 7.-S. 35-37.
5. Grebenkina, LK The system of vocational education stu-defects in the transition of higher education into multi-level education / LK Grebenkina, NA Zhokina / Teacher Education and Science .- 2008 .- № 7. -C. 14-18.
6. Kirgueva, FH Multi-level education in the preparation of the teacher / FH Kirgueva / rights and education. -2008. - № 4.-S. 49-53.
7. Kovpak, O. Continuing professional education in transforming the educational system / OV Kovpak Vestn. Belgo-rod. Univ of Consumer Cooperatives .- 2007. - № 1 .- P. 205-206.
8. Kurina, VA Quality of training in high school / VA Kurina Vestn. Samar. state. Tekhn. Univ. Ser.: Psychological and Educational Sciences .- 2009. - № 1 .- P. 4-9.
9. Matskaylova OA Humanization of the educational process in secondary vocational education: avtoref.dis ... Dr. ped.nauk / OA Matskaylova .- Voronezh, 2010 .- 400 sec.
10. Rudnev, EN Features of the spiritual and moral education of youth in college / EN Rudnev, EA Kozlova Vestn. Samar.gos. those. Univ. Ser.: Psychological and pedagogical sciences. -2009. - № 1 .- P. 24-31.
11. Rowan, EN Adaptive system personifitsi-centeredpreparation of students in distance education / EN Rowan, BA Titov, Vestn. Samar.gos. Tekhn. Univ. Ser.: Psychological and pedagogical sciences. -2009 .- № 1 .- S. 31-43.