ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАНИЙ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ (НА ПРИМЕРЕ ДИЗАЙНА УПАКОВКИ)
С.Г. Ажгихин
Аннотация. В статье представлен комплекс разработанных автором практических заданий по дизайну упаковки для студентов художественных специальностей вузов, ориентированный на формирование у обучающихся целостных представлений о создании проектного образа в графическом дизайне в современных условиях с учетом психологии восприятия визуальной информации, маркетинговых факторов, потребительских предпочтений. Данный комплекс заданий направлен на развитие творческого воображения будущих дизайнеров, их способностей к продуцированию оригинальных идей, на получение ими специальных знаний и практических умений.
Ключевые слова: система проектных заданий, проектирование в графическом дизайне, дизайн упаковки, развитие творческого воображения будущих дизайнеров, концепция дизайн-проекта.
Summary. In Azhgihina S.G. 's clause the complex of the practical tasks developed by the author on design of packing for students of art specialities of the high schools, focused on formation at trained complete representations about creation of a design image in graphic design in modern conditions in view of psychology of perception of the visual information, marketing factors, consumer preferences is presented. The presented complex of tasks is directed on development of creative imagination of the future designers, their abilities to продуцированию original ideas, on reception of special knowledge by them and practical skills.
55
Keywords: system of detailed designs, designing in graphic design, design of packing, development of creative imagination of the future designers, the concept design-project
Создание проектного образа в графическом дизайне и рекламе в современных условиях невозможно без учета маркетинговых факторов, потребительских предпочтений. Например, создавая проект оформления упаковки товара или журнальной обложки, дизайнер должен учитывать их расположение среди ряда аналогичной, конкурирующей про-
дукции. Функционирование творческого воображения дизайнера должно быть направлено на создание эффектного и оригинального образа графического объекта, отличающегося по своим характеристикам от уже представленных [1; 2; 3; 4]. Высокая степень развития творческого воображения необходима тогда, когда дизайнер должен представить себя
56
на месте потребителей различных категорий и посмотреть на предлагаемый товар или рекламный продукт с их позиций.
Указанные факторы следует учитывать при разработке комплекса проектных заданий по дизайну упаковки в курсе специализации для студентов специальности «Дизайн». Предлагаемая нами система практических заданий не только направлена на развитие творческого воображения будущих дизайнеров, их способностей к продуцированию оригинальных идей, на получение ими специальных знаний и практических умений, но и способствует формированию у обучающихся понимания взаимосвязи задач дизайна с маркетингом, социологией, психологией, без которых невозможно профессиональное становление специалиста в современных условиях.
Начальный этап обучения предполагает освоение студентами в процессе макетирования базовых форм упаковки с учетом технологии производства, а также изучение основных принципов ее оформления. В этой связи методической целью комплекса заданий по теме «Специфика проектирования картонной упаковки» является приобретение навыков макетирования и оформления картонной упаковки с учетом требований ГОСТа технологии производства.
На первом этапе выполнения первого задания студентам необходимо детально проанализировать технические и технологические требования к макету. Особое внимание следует уделить особенностям картонной упаковки, учитывая при проектировании толщину материала, специфике биговки и кэширования.
От преподавателя обучающиеся получают полный чертеж развертки упаковки без размеров, но с формулами, позволяющими достаточно легко получить искомые недостающие данные. Первое задание носит репродуктивный характер. Студенты должны произвести расчеты потенциального размера упаковки, стараясь привязать его к стандартам ИСО.
На втором этапе выполнения проекта студентам в качестве задания вместо чертежа предлагается схема развертки. Задания носят более продуктивный характер. Обучающиеся в процессе макетирования самостоятельно должны переработать схему в чертеж, нанести недостающие элементы.
На третьем этапе вместо развертки выдается аксонометрическое изображение упаковки. Задача, стоящая перед обучающимися, — самостоятельно разработать крой упаковки со всеми техническими и технологическими требованиями.
Таким образом, происходит постепенное включение элементов творчества в процесс учебного проектирования. Основные требования к выполнению задания: качественное макетирование с учетом решения утилитарной и технологической задач, стоящих перед упаковкой.
На следующем этапе обучения предполагается изучение основ создания художественно-образного решения упаковки продукта невербальными средствами. Целесообразно предложить обучающимся следующее задание: на примере оформления упаковки стандартной формы простого кроя (рукав) создать образ продукта. Методическая цель данно-
го задания — приобретение навыков художественно-образного оформления упаковки путем выделения специфики товара (существующей или мнимой) с последующим визуальным выражением с помощью композиционных средств. В процессе выполнения этого задания обучающимся необходимо добиться максимальной выразительности решения художественно-образных задач. Задание выполняется поэтапно.
На первом этапе от студента требуется четко сформулировать концепцию дизайн-проекта будущего оформления упаковки. Особое внимание следует обратить на отличие данного товара от товаров-конкурентов, найти существенное отличие от аналогов (например, не просто лапша — продукт быстрого приготовления, но и какой это продукт, в чем его технологические, этнические, культурные и другие отличия).
На втором этапе создаются клау-зуры. Материал может быть любым (акварель, гуашь, тушь и т.д.). Однако, на наш взгляд, желательно создавать их вручную, без применения графических пакетов. Данное мнение основывается на том, что компьютерные технологии являются достаточно сильным самостоятельным средством, оказывающим большое влияние на студентов. Кроме того, компьютерная графика обладает определенной «законченностью», а это впечатление может оказаться весьма обманчивым. Если упаковка небольшая, то клаузуры лучше выполнять в натуральную величину. Выполняя клаузуры, следует избегать вербальных средств оформления, даже если планируется чисто шрифтовое оформление упаковки. Особое вни-
мание необходимо уделить анализу клаузур, выстраиванию ассоциативного ряда, целесообразному применению средств композиции для создания образной выразительности. Важным является соответствие создаваемого образа заявленной ранее концепции. Клаузуры, выполненные в натуральную величину, целесообразно просматривать, максимально приближая условия просмотра будущей упаковки к интерьеру магазина. Это относится как к расстоянию до потенциального товара, так и к специфике освещения.
Форма работы на данном этапе — коллективная. Студенты активно участвуют в обсуждении клаузур, стараясь смотреть на них с позиций потенциального покупателя. Этот момент, по нашему мнению, является важным, так как коллективный анализ творческих работ способствует лучшему пониманию специфики коммерческого дизайна и более корректной работе с заказчиком.
После второго этапа — утверждения клаузур — студенты переходят к третьему, завершающему этапу работы. Данный этап выполняется с применением графических пакетов, и необходимо проследить, чтобы не возникали противоречия между разработанной творческой концепцией и итоговой работой. Так, например, достаточно распространена ошибка, когда в концепции закладывается образ исторических корней, этнической самобытности, а применение графических программ привносит некоторый оттенок «современности», разрушающей заданный образ.
Педагогу следует обратить внимание обучающихся на подчинение общей концепции и средств компо-
57
58
зиции, и материалов, создающих целостный образ. Существует масса приемов — от сканирования до использования различных фильтров, при помощи которых можно разными способами добиться максимальной привязки ко времени и пространству для решения художественно-образных задач.
Поверка третьего этапа работы должна проходить в условиях, максимально приближенных к условиям торговой точки. На этом этапе необходимо учитывать специфику среды, опираясь не только на расстояние и освещение, но и на фактор большей визуальной агрессии окружения. Товар в торговой точке находится не отдельно, сам по себе, а окружен вплотную товарами-конкурентами. Данное обстоятельство зачастую не учитывается даже профессионалами, а студенты часто совсем не задумываются о работе с агрессивной окружающей средой. Необходимо просматривать работы, выполненные на одну тему, располагая их рядом, имитируя полки магазина. Студенческие работы при рассмотрении целесообразно перемежать с упаковками, реально существующими на рынке. На этом этапе при проведении анализа творческих работ студентов необходимо учитывать не только образную выразительность, но и должную визуальную активность упаковки с точки зрения потребителя.
Четвертый этап проектирования — окончательная доводка макета. Этот этап включает проверку работы, которую следует провести на компьютере. Преподаватель должен проверить качество выполнения электронного макета. Проверка включает в себя: выбор цветовой
модели, качество сканирования, выбор разрешения файла, перевод текста в кривые, соответствие упаковки требованиям ГОСТа, выполнение чертежа высечки, учет запечатанного поля высекаемой форме и т.д. После этого работа предварительно оценивается.
Следующее задание направлено на изучение специфики оформления упаковки открытого типа. Цель обучения на этом этапе — приобретение студентами навыков оформления упаковки открытого типа. Обучающимся необходимо на примере оформления упаковки открытого типа (поддон, лоток) добиться визуального доминирования товара, не теряя художественно-образной выразительности, решить утилитарные задачи, стоящие перед упаковкой.
Для достижения оптимального результата проектирования обучающимся необходимо выбрать товар, обладающий достаточной визуальной активностью и эстетичностью (например, кондитерские изделия). Задание выполняется поэтапно. На первом этапе решаются материально-конструктивные задачи. Решая утилитарную задачу, студентам следует обеспечить сохранность продукта, расфасовку в количественном отношении, возможность складирования. Работая над решением технологической задачи, студенты должны продумать вопросы транспортировки лотков (поддонов), а также обеспечить унификацию тары, ее экономичность и технологичность.
Для решения этих задач обучающимся следует не только учесть размеры упаковываемых кондитерских изделий, но и определить необходимый допуск размеров на практике
(практически все кондитерские изделия имеют различный размер). Кроме этого для решения задач транспортировки и хранения нужно унифицировать тару под стандарты для стран ИСО, используя модульную сетку. Принцип унифицированных размеров состоит в том, что площадь поддона делится на сетку кратных поддону размеров, определяющих наружные и внутренние размеры транспортной тары. Полученные размеры обучающиеся делят на сетку кратных размеров, определяющих наружные габариты потребительской тары, и самостоятельно решают, на какой из параметров (1200х1000, 1000х800, 1200х1000 мм) опираться в процессе проектирования.
На этом этапе необходимо решить, на какое количество изделий разрабатывается упаковка. Типичные ошибки студентов в процессе создания дизайн-проекта связаны с отсутствием навыков расчетов, например, они не учитывают толщину материала. Расчет высоты упаковки является достаточно сложной задачей, так как вступают в противоречие требования экономичности и необходимости обеспечения сохранности товара (возникает желание добавить к упаковке элементы, предохраняющие товар от порчи в процессе транспортировки).
На втором этапе вырабатывается концепция оформления упаковки. Выполняются клаузуры. Особое внимание следует обратить на специфику оформления открытой упаковки — необходимо добиться визуального доминирования товара. В связи с этим на клаузуре должен быть изображен сам товар. Материал выполнения может быть любым (акварель,
гуашь, тушь и т.д.). Утверждение клаузур проходит таким же образом, как и при выполнении предыдущих заданий, в процессе коллективного обсуждения.
На третьем этапе (проработка макета дизайн-проекта упаковки) следует обратить внимание студентов на необходимость не только разрабатывать дизайн упаковки, но неразрывно воспринимать ее визуальную взаимосвязь с товаром. Все средства композиции должны быть не только направлены на создание образа, но прежде всего подчеркивать достоинства товара, стимулируя его продажу. Типичные ошибки на данном этапе проектирования связаны со спецификой содержания задания. До этого подавляющее большинство работ обучающихся требовали визуально агрессивного, доминирующего дизайна. Студентам тяжело перестроить свое мышление и осознать визуальное доминирование объекта, тем более не созданного ими. Это приводит к необоснованному усилению композиционных средств, например ненужному укрупнению элементов, отвлекающему от восприятия кондитерских изделий, усилению и упрощению цветового оттенка и т.д.
Однако эти ошибки встречаются и в работах типографий, производящих упаковки открытого типа. Рассмотрим этот факт на примере оформления лотка для печенья. Согласно региональным традициям упаковка имеет бежевый цвет, в тон товара. На нежно бежевом фоне печенье воспринимается в целом неплохо, однако более яркий, оранжевый цвет придаст печенью (в силу контраста) неприятный, совсем не
59
гастрономический синеватый оттенок. К слову, в ряде стран традиционный цвет для данной группы товара — синий, благодаря чему печенье выглядит намного аппетитнее.
Особое значение на данном этапе имеет детальный анализ влияния средств композиции на восприятие товара. Оценивание этого этапа работы необходимо в условиях, приближенным к условиям места продажи оформляемой продукции. Нецелесообразно воспринимать отдельно упаковку без товара. Оценка проектной работы состоит из оценивания результатов решения материально-конструктивных задач (утилитарной, экономической, технологической), художественно-образной и задачи определения композиционной специфики, стоящей перед упаковкой открытого типа. На четвертом этапе проводится доводка макета в электронном виде.
Условие следующего задания носит творческий характер и предполагает оформление подарочной упаковки. Методическая цель данного 60 задания — приобретение навыков ассоциативного оформления упаковки. Обучающимся необходимо на примере оформления упаковки произвольного (оригинального) кроя добиться создания образа подарочной новогодней упаковки.
Новизна содержания задания заключается в том, что впервые для решения художественно-образных задач (художественно-эстетической, рекламной, коммуникативной, социально-экономической), стоящих перед упаковкой, студенты должны использовать не непосредственный образ товара и его существующих или мнимых качеств, а создать ассо-
циативный образ второго порядка, связанный с новогодними праздниками. Рассмотрим процесс выполнения проектного задания подробнее.
Для эффективного решения художественно-эстетической функции нужно помнить о необходимости формирования визуальной среды, эстетического восприятия товара и психологическом воздействии на сознание и подсознание потребителя. При решении задач формирования визуальной среды и эстетического восприятия товара, как правило, не возникает особых проблем. Тема празднования Нового года, его исторических и культурных традиций близка и понятна студентам. Сложнее с психологическим воздействием на сознание потребителя. Задача студента как дизайнера — всеми доступными средствами привлечь внимание к упаковке и на уровне подсознания сформировать установку на покупку товара по схеме «человек — ситуация — действие». Сложность заключается в том, что подобная задача напрямую связана с маркетингом, предполагает понимания основ позиционирования товара на определенную целевую аудиторию. Для успешного ведения работы студенты должны представлять себе потенциального потребителя. Особенность создания концепции дизайн-проекта праздничной (подарочной) упаковки состоит в том, что, учитывая целевую аудиторию, необходимо исходить не только из культурологических (национальных, религиозных, имущественных, половых, возрастных и т.д.) аспектов. Следует учитывать и другие аспекты восприятия упаковки — например, эмоциональный или ассоциативный аспекты восприятия.
Дополнительная сложность задания заключается и в решении других проблем.
На начальных этапах обучения у студентов формировались навыки решения рекламной задачи либо в процессе использования непосредственного изображения товара, либо на основе создания проектного образа, актуализирующего ассоциации первого порядка. Выполняя данное задание, обучающимся посредством создаваемого дизайн-проекта необходимо стимулировать продажу товара не через подчеркивание его качества, а через более сложный ассоциативный ряд, создавая праздничное настроение, делая товар неотъемлемой частью праздника. Типичные ошибки на этапе создания концепции дизайн-проекта — неверный учет целевой аудитории.
На втором этапе проектирования выполняются клаузуры. Просматривая результаты второго этапа, преподавателю целесообразно вместе со студентами проводить совместный анализ эффективности композиционных средств и приемов, определять силу их воздействия на выбранную целевую аудиторию. Так, например, упаковка дорогого элитного подарка с расчетом на солидную, состоятельную целевую аудиторию старшего возраста начинает пестреть излишней детской новогодней атрибутикой: снежинками, снегурочками, оленями и т.д. Другая наиболее распространенная ошибка — неверно подобранные средства воздействия на целевую аудиторию, нарушение баланса между формированием визуальной среды и непосредственно оформлением товара. Например, излишнее увлечение но-
вогодней символикой не позволяет потенциальному покупателю понять, что же за товар продается. Подобные перекосы могут быть и в другую сторону.
На третьем этапе просмотра в качестве экспертов желательно пригласить независимых людей из этой же или близкой целевой группы. Оптимальный результат решения проектной задачи предполагает создание проектного образа оформления упаковки, способного побудить желание потребителя купить товар, минимально допустимый — создать четко выстроенные новогодние ассоциации и полное понимание экспертов, какой товар и какого качества находится в упаковке. На завершающем этапе проектирования выполняется электронная доводка макета и его сдача.
Содержание следующего задания разработанного комплекса предполагает проектирование серии упаковок продукта. Методическая цель: развитие умений и навыков предпроект-ного культурологического анализа продукции, приобретение умений, связанных с проектированием серий упаковок.
При выполнении данного задания обучающимся следует на примере проектирования серии упаковок продукта (вина, чая и др.) создать единый (для серии) визуальный образ, отражающий его этническую, историческую, технологическую специфику. Особенность этого задания заключается в том, что студенту необходимо при создании своего проекта не только решить материально-конструктивные и художественно-образные задачи, основываясь на культурологическом анализе, но и
61
ф
62
разработать серию упаковок продукта в едином стиле. Основная сложность состоит в том, что на прилавке должна одинаково хорошо смотреться и одна упаковка и серия.
Для решения этой задачи студентам приходится сталкиваться с понятием стилеобразующих констант и переменных составляющих композиции в серии. Задача достаточно сложная, так как излишнее количество констант делает серию узнаваемой, стилистически выдержанной, но визуально пассивной. Как следствие, проигрывает восприятие продукта вне серии. С другой стороны, увлечение переменными составляющими композиции, как правило, способствует большей визуальной активности обособленного товара, но не способствует целостному восприятию серии. Проектный поиск должен быть направлен на создание целостной композиции, включающей стилистически верное шрифтовое, цветовое, графическое решение и др. На завершающем этапе проектирования проводится коллективное обсуждение проектов в группе, выполняется электронная доводка макета и его сдача.
Таким образом, необходим системный подход к проектированию содержания комплекса заданий в процессе обучения будущих дизайнеров основам дизайна упаковки. В процессе выполнения комплекса заданий следует акцентировать внимание обучающихся на результаты маркетинговых исследований, общую рекламную концепцию проекта, на решение утилитарных, технологических, функциональных, концептуальных художественно-образных задач.
Представленный комплекс проектных заданий для студентов специальности «Дизайн» ориентирован на совершенствование организации учебного процесса, системный подход к разработке содержания и технологии обучения проектированию в графическом дизайне.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коршунова Л. С. Воображение и его
роль в познании. — М.: Издательство Московского ун-та, 1979.
2. Ломов Б.Ф. Опыт экспериментального
исследования процесса воображения \\ Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений \ Под ред. В.Н. Ананьева и Б.Ф. Ломова. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — С.185-191.
3. Моляко В.А. Психологическое изуче-
ние творческой личности. — Киев: Знание, 1978.
4. Страхов И.В. Психология воображе-
ния. — Саратов, 1971. ■