Научная статья на тему 'Особенности системы преподавания академического рисунка на рубеже XX-XXI вв'

Особенности системы преподавания академического рисунка на рубеже XX-XXI вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РИСУНКА / THE SYSTEM OF TEACHING / ART EDUCATION / ACADEMIC DRAWING / METHOLOGICAL PRINCIPLES OF DRAWING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савинов Андрей Михайлович

В статье рассматривается состояние системы преподавания академического рисунка конца XX - начала XXI в. в контексте эволюции отечественной академической художественной школы, анализируются внутренние и внешние факторы среды, оказывающие влияние на систему преподавания рисунка: экономические, организационно-правовые, политические, социально-культурные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of teaching system of drawing late 20th - the beginning of the 21st centuries

The article describes the conditions of development of system of teaching Academic drawing at the end of the 20th the beginning of the 21st centuries, connected with the evolution of Russian Academic Art School. The article also analyses both internal and external factors, economic, legal, political, social and cultural, which influence the system of teaching drawing.

Текст научной работы на тему «Особенности системы преподавания академического рисунка на рубеже XX-XXI вв»

ко традиционные учебно-тренировочные занятия. Экспериментальное обучение осуществлялось по разработанной методике, включающее прохождение усовершенствованного нами теоретического и методико-практического разделов вузовской программы.

Анонимная форма высказывания мнения студентами, осуществленная по окончании педагогического эксперимента, показала, что 76,3% студентов КГ и все студенты ЭГ высказались за целесообразность проведения теоретических и методи-ко-практических занятий. Анализ результатов анкетирования по окончании педагогического эксперимента показал, что все студенты ЭГ в отличие от КГ

- в меньшей степени уверены в том, что их физическое развитие соответствует уровню, необходимому для продуктивного труда и сохранения здоровья и их двигательный режим достаточен для нормальной жизнедеятельности;

- считают занятия физической культурой скорее более сложными, чем простыми;

- в большей мере заинтересованы в систематических занятиях физической культурой в оздоровительных целях и повышении уровня своего физического развития;

- в большей степени удовлетворены качеством преподавания учебной дисциплины «Физическая культура».

Использование предложенных путей и методов организации образовательного процесса существенно повысило его эффективность:

- при приобретении теоретических знаний и методико-практических умений и навыков у студентов ЭГ по сравнению со студентами КГ наблюдались положительные сдвиги в оценке своего физического развития - 29%; достаточности собственного двигательного режима - на 19%, сложности занятий физической культурой - на 11%;

- в ЭГ увеличилось количество студентов с оптимальной и относительно высокой физкультур-но-спортивной активностью (на 15%);

- в ЭГ возросло число студентов, заинтересованных в систематических занятиях физической культурой в оздоровительных целях - на 26%; в повышении уровня своего физического развития -на 15%.

Полученные положительные данные ориентируют преподавателей на использование активных методов обучения и форм организации образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура», способствуют воспитанию сознательного отношения к занятиям физической культурой и нормам здорового образа жизни.

Примечания

1. Пиянзин А. Н. Воспитание ценностного отношения студентов педагогического вуза к физической культуре: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1992. 16 с.

2. Соловьев Г. М. Формирование физической культуры личности студента в ракурсе современных образовательных технологий. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. 168 с.

3. Апанасенко Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. СПб., 1992.

4. Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Личность: внутренний мир и самореализация: идеи, концепции, взгляды / авт.-сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухоб-ская. СПб.: Изд-во Института образования взрослых: Тускарора, 1996.

УДК 378:741

А. М. Савинов

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО РИСУНКА НА РУБЕЖЕ XX-XXI вв.

В статье рассматривается состояние системы преподавания академического рисунка конца XX - начала XXI в. в контексте эволюции отечественной академической художественной школы, анализируются внутренние и внешние факторы среды, оказывающие влияние на систему преподавания рисунка: экономические, организационно-правовые, политические, социально-культурные.

The article describes the conditions of development of system of teaching Academic drawing at the end of the 20th the beginning of the 21st centuries, connected with the evolution of Russian Academic Art School. The article also analyses both internal and external factors, economic, legal, political, social and cultural, which influence the system of teaching drawing.

Ключевые слова: система преподавания, художественное образование, академический рисунок, методические принципы рисунка.

Keywords: the system of teaching, art education, academic drawing, methological principles of drawing.

В исследованиях системы преподавания академического рисунка период ее развития - конец XX -начало XXI в. - пока не подвергался научному анализу. Поэтому представляется важным разобраться в том, что же произошло с отечественной школой рисунка на рубеже нынешнего и прошлого веков, чтобы понять, в каком состоянии находится система преподавания рисунка сейчас. Для этого следует посмотреть, каково было в целом положение в нашей стране в данный период и как внешняя среда влияла на систему преподавания.

Одним из факторов внешней среды, оказывающих воздействие на систему преподавания академического рисунка, является экономический.

САВИНОВ Андрей Михайлович - заведующий кафедрой графического дизайна Кировского филиала Московского гуманитарно-экономического института © Савинов А. М., 2009

Экономическая ситуация, сложившаяся к концу 1991 г., была катастрофической: спад производства, острейший дефицит товаров, отсутствие золотых и валютных резервов, разрыв традиционных хозяйственных связей, огромное количество не обеспеченных материальными ценностями денег на руках населения. С 1 января 1992 г. правительство приступило к осуществлению программы так называемой «шоковой терапии», нацеленной на перевод экономики на рыночные методы хозяйствования. Первые итоги состояли в том, что удалось насытить рынок минимальным набором необходимых товаров, но при этом либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции.

Экономический кризис начала 90-х гг. поставил под угрозу полноценное воспроизводство художественного потенциала общества. Творческие работники оказались среди наименее социально защищенных групп граждан (зарплата ниже прожиточного минимума, отсутствие внятного законодательства по защите авторских прав, трудовой кодекс не учитывает специфику творческих профессий, членство в творческих союзах больше не засчиты-вается как трудовой стаж). А. В. Мешкова считает, что есть достаточно оснований утверждать, что за первую половину 90-х гг. Россия понесла урон в своем творческом потенциале, сравнимый с тем, который был нанесен революцией и гражданской войной [1]. По данным, опубликованным в журнале «Российская Федерация сегодня», Россия утратила в этот период 40% своего творческого потенциала (Российская Федерация сегодня. 1996. № 211).

Следующие факторы взаимоотношений системы преподавания и внешней среды - организационно-правовые. Система преподавания рисунка является частью более широких образовательных систем, поэтому испытывает на себе множество управляющих влияний со стороны органов государственной власти, местного самоуправления и управления образованием. Во второй половине 90-х гг. большинство крупных и средних предприятий России превратилось в частные, коммерческие и акционерные общества. Возникли и активно стали развиваться многочисленные негосударственные вузы. Все это привело к окончательной потере государством возможности управлять новыми производственными и финансовыми структурами с помощью прежних административных методов. Однако в это время утверждаются государственные образовательные стандарты (ГОС), определяющие общие требования по специальностям. Каждый вуз, где ведется подготовка по рисунку, рассматривает содержание обучения рисунку с позиции даваемой специальности, но в целом подготовка студентов по рисунку в различных учебных заведениях по методам и формам обучения имеет общие черты. В этот период государство оставляет за собой право влиять на состояние дел в образовании. Создание

образовательного учреждения, его регистрация, лицензирование, аттестация и аккредитация подчиняются государственным нормативно-правовым актам. Ведется разработка системы управления с целью воздействия на деятельность учебных заведений как государственного, так и негосударственного сектора.

Реальная практика исполнительной власти в те годы вызвала разочарование в художественной среде. Ее неэффективность определялась следующими причинами: сохранением «остаточного подхода» к гуманитарной деятельности, что проявляется не только в ее финансировании, но и в самой философии подхода к образованию и культуре на уровне государственного управления; разрывом между властью и интеллигенцией, игнорированием интересов провинциальной интеллигенции; автоно-мизацией и самоизоляцией национальной интеллигенции народов России; недооценкой негативной реакции обширного слоя образованной части россиян на ориентацию власти на «проатлантические» духовные ценности; унизительным социально-экономическим положением работников образования; едва ли не абсолютным игнорированием властью проблем творческой молодежи.

Серьезное влияние на систему преподавания рисунка оказали также политические и социально-культурные факторы внешней среды. Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические, экономические и культурные связи с внешним миром. В Россию хлынули идеи о так называемом «мировом образовательном пространстве». Экономический кризис, социально-культурный и политический климат в стране тяжело отражался на состоянии системы преподавания рисунка, в которой начали происходить сбои.

В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику, но, к сожалению, на состояние системы преподавания рисунка сказаться положительно это не могло. В зарубежных художественных вузах рисунок либо исключен вообще, либо преподается на уровне самодеятельных кружков. Низкий уровень учебного рисунка в отдельных учебных заведениях в этот период объясняется ориентацией на современное западное искусство. Когда в Московский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова приезжал дизайнер Нэвил Броуди, то он сказал, что тоже не прочь поучиться рисовать, но ему это не надо, здесь очень много времени уделяется рисунку, а не развитию креативного мышления (по материалам лекции, прочитанной Нэвилом Броуди 12 мая 2004 г. в МГХПУ им. С. Г. Строганова).

Это было признанием того, что рисунку у нас еще учат, но также стало ясно, что рисунок, по его мнению, не главное, главное - развитие творческих способностей. Под лозунгом свободы творчества в учебные заведения стали проникать идеи формального подхода к обучению рисунку. Внимание стало обращаться на внешние стороны выполнения изображения. Преподавание рисунка в художественных учебных заведениях отдалилось от методического единства. Преподавание хоть и базировалось на существующих программах, но в этих программах говорилось преимущественно о распределении времени, отводимого различным практическим занятиям, и почти ничего не говорилось о существе основных моментов знания и опыта, требующих усвоения. Изучение рисунка начинает сводиться только к практическим упражнениям, к приобретению некоторого опыта рисования, без подкрепления этого опыта обобщающим знанием «рисовальной культуры», выработанной великими мастерами прошлого.

За минувшие годы хоть и не было прямых идеологических или политических вмешательств в жизнь высшей художественной школы, но фактом стала деятельность зарубежных фондов, поддерживающих в России науку, художественную культуру, а также некоторые аспекты политической жизни. Сначала фонд Сороса, а далее фонд Форда играли и играют заметную роль в поддержке искусства, но не академического, а так называемого актуального. Творчество художников этого направления постоянно в центре внимания средств массовой информации.

Таким образом, западная идеология, отрицающая отечественную систему художественной подготовки, все-таки вмешалась в художественную жизнь России и направлена была в первую очередь на подрыв традиций школы академического рисунка.

Многие художественные центры бывших союзных республик оказались за рубежом, разрушилась и художественная жизнь, их объединявшая. Межгосударственные отношения России с этими республиками складывались непросто. Деятельность российского правительства внутри страны и на международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода от прежней, советской, модели развития к новой общественно-политической системе, к демократическому правовому государству.

Глубинные и противоречивые процессы в социально-экономической сфере при депрессивном состоянии производства и недостаточной компетентности руководства привели в августе 1998 г. к финансовому кризису. Затянувшийся на многие ме-

сяцы кризис потряс все отрасли народного хозяйства и тяжело отразился на положении широких масс российского населения. Во многих районах страны стали привычными задержки выплат заработной платы. Педагоги вынуждены были работать во многих местах, заботясь о том, как прожить на скромную зарплату преподавателя. Кроме преподавания многие вынуждены были заниматься другой работой (хорошо если это были заказы на выполнение художественных работ). На другую работу многие стали затрачивать гораздо больше времени и сил, чем на преподавательскую деятельность. В художественных вузах преподаватель зачастую приходил, ставил постановку и исчезал на месяц, трудясь либо в своей мастерской, либо на другой работе. Студенты вынуждены были заниматься самообразованием.

В 90-е гг. деятельность многих художников, получивших «академическое» образование, в том числе прежде весьма заслуженных, оказалась на периферии общественного внимания. Стали бытовать мнения, что появление какого-либо художественного движения, развивающего традиции отечественного изобразительного искусства, школу академического рисунка и способного стать серьезным культурным событием, невозможно, что наступил реальный кризис академической традиции и ее школы художественного образования, что академическое художественное образование исчерпало себя.

Н. Н. Розанова дает такую характеристику состояния отечественного рисунка в этот период: «В настоящий момент рисунок стал, в известном смысле, реликтовой культурой... Все обычнее становится ситуация, когда книжные дизайнеры, даже иллюстраторы книг, часто и станковисты, просто потому что не способны передать пространственные представления посредством рисунка, прибегают к технике сканирования и последующего монтажа на экране монитора элементов картин, фресок, рисунков, гравюр, фотографий и прочих изображений, выдавая эту лишенную композиционного единства стряпню за произведения искусства. Это делают и люди, получившие художественное образование, но не развившие в себе способности рисовать, и люди, пришедшие в издательскую практику совершенно со стороны, не обладающие школой видения. В условиях, когда покупатель с неразвитым эстетическим вкусом реагирует на издательскую продукцию, учитывая прежде всего рек-ламно-упаковочные особенности полиграфического изделия, экономического стимула для развития искусства рисунка не остается вообще. В процессе создания живописных произведений рисунок давно уже стал подменяться фотографией, что тоже к добру не ведет, однако все тем же широким потребителем это опять же не замечается» [2, с. 72]. Выход Н. Н. Розанова видит в том, что «только

требования, предъявляемые к искусству высокими ценителями его (каковых немного), могут стимулировать и как-то продлить жизнь этому прекраснейшему искусству - рисунку».

А. И. Иконников в это время (1999 г.) предлагает другое решение проблемы. Он отмечает, что «сохранение педагогического, научного, творческого потенциала России вполне возможно, даже принимая во внимание степень уже происшедших разрушений их структуры и определенную потерю качества. Однако для этого необходимо существенным образом изменить роль культуры, науки, образования в нынешней системе общегосударственных приоритетов и, соответственно, обеспечить изменение отношения к ним государства» [3, с. 374].

На это же обращает внимание академик, профессор, народный художник России О. А. Еремеев (заведующий кафедрой рисунка института им. Репина; 1977-1990 гг. - проректор по учебной работе; 1990-2001 гг. - ректор). В интервью журналу «ДИ» (ДИ. 2004. № 5-6) он отмечает, что в свое время государство активно поддерживало художников, а теперь этого нет. По его мнению, многое зависит от того, насколько государство осознает свой интерес в поддержании и развитии отечественной художественной культуры.

Смена руководства страны на рубеже 19992000 гг. завершила определенной этап в жизни постсоветской России, стала своеобразным рубежом в ее развитии.

В 2000-2001 гг. в социально-экономическом и политическом развитии страны произошли серьезные позитивные перемены. Отношения исполнительной и законодательной властей приобрели конструктивный характер, что позволило приступить к проведению налоговой, судебной, земельной, банковской реформ, принять закон о государственной символике и др. К важнейшим достижениям следует отнести стабилизацию социально-экономической ситуации в России.

Обратим особое внимание на то, что современное общество постепенно переходит из непосредственно трудовой, индустриальной, даже постиндустриальной цивилизации в информационную, медийную, виртуальную, где досуг и отдых играют огромную роль. Сфера потребления стала основным источником инвестиций в экономику, а развлечение - разветвленной многоаспектной философией жизни. Россия постепенно приобретает черты общества потребления, связанного с массовым культом удовольствий, с большим бизнесом, за ним стоящим, с ценностной системой, его обслуживающей. Соответственно появились идеологи искусства, производители массовой культуры, обслуживающие эту цивилизацию. Они утверждают, что художественная подготовка должна учитывать реальные условия жизни - это «путь к

миллионам», а иначе, по их мнению, мы будем каждый раз оправдывать свою неспособность разговаривать с большой аудиторией. Тем самым создание глубоких и сложных, подлинно художественных произведений становится своеобразной интеллектуальной «утраченной территорией». Но также необходимо отметить, что наряду с эконо-мизацией, овеществлением жизни последние 15 лет в значительной степени выявили морально-интеллектуальную усталость людей от погружения в потребительские ценности. Пройдя через этап свободы, понимаемой как вседозволенность, отсутствие нравственных табу, они увидели оборотную сторону, драматическую, а порой трагическую, иллюзорной яркости и красочности так называемых новых ценностей массовой культуры западного образца.

Следует оговориться, что влияние, идущее с Запада, не столь однородно, и надо отметить, что во многих странах к нашей системе подготовки художников имеется и немалый интерес, особенно он возрастает в последнее время. Широкой международной известностью пользуются педагоги художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета, Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина и Государственного академического художественного института им. В. И. Сурикова. Эти и другие вузы страны поддерживают постоянные творческие контакты с родственными учреждениями разных стран Европы и США.

На рубеже ХХ-ХХ1 столетий в России пришло понимание негативных последствий нарушения не только экономических, хозяйственных связей, но и исчезновения единого культурного пространства в результате разрушения СССР.

В художественной педагогике утверждается мнение, что стране нужна адекватная жизненным реалиям идеология общественного развития - своеобразный компас, указывающий направление движения, промежуточные и конечные цели. В связи с этим важнейшим направлением является привнесение в общество знаний, культуры, осмысленности национальных интересов, духовных ориентиров для развития, с опорой на традиции отечественной художественной школы. Б. А. Карев отмечает: «Разрешение сложных социальных проблем возможно только на основе духовного возрождения. Духовный уровень каждого человека и общества в целом отражает уровень социального развития. Поступательное развитие социальных основ зависит от степени преодоления зла в духовной сфере отношений между людьми. Учебная дисциплина «Академический рисунок» является социальной наукой, которая впитала в себя духовные ценности

людей различных эпох и народов. Поэтому, рассматривая систему художественного образования, важно учитывать и анализировать ее с позиций культурологического подхода» [4, с. 76].

В этот период начинает возрождаться художественная жизнь страны. Ежегодно проводятся различные конференции и семинары по вопросам методики преподавания рисунка, организовываются выставки академического рисунка.

Таким образом, можно констатировать, что какие бы изменения, порой весьма драматичные, ни происходили в 90-е гг., система преподавания академического рисунка все же выстояла. К этому времени система обладала всеми атрибутивными признаками целостной социальной системы, обладающей структурой, налаженными связями элементов системы, в системе были выработаны единые методические требования. Необходимо отметить, что в работах В. Г. Афанасьева [5] в ряду ведущих признаков, посредством которых системы могут быть описаны как целостные образования, выделяется преемственность, историчность, или связь прошлого, настоящего и будущего в системе и ее составляющих компонентах - это системообразующая связь. Мы разделяем данную точку зрения, поэтому считаем, что консерватизм системы преподавания академического рисунка, ее преемственность не позволили в эти годы что-то круто менять, модернизировать вслед за временем. Кроме того, основополагающие кафедры рисунка в различных художественных вузах страны были представлены талантливыми педагогами, за каждым из которых - «встроенность» в отечественную традицию и множество одаренных учеников.

Внешняя среда очень мощно воздействовала на систему преподавания рисунка, но в целом система устояла. Дальнейшее взаимодействие системы преподавания академического рисунка с внешней средой привело к тому, что в научном плане она перестроила свои процессы в сторону развития методической основы обучения рисунку. Это обеспечило возможности саморазвития. Следует отметить, что наиболее плодотворно велась научно-методическая работа в тех учебных заведениях, где художники-педагоги, наряду с общими проблемами рисунка, серьезное внимание уделяли вопросам методики преподавания. В связи с этим можно выделить кафедру рисунка Московского педагогического государственного университета. Значительный вклад в становление системного подхода к преподаванию академического рисунка, закладыванию научного фундамента методики обучения рисунку внесли руководители диссертационных исследований. Большинство исследований, проведенных в области академического рисунка, выполнены под руководством В. С. Кузина, В. К. Лебедко, С. П. Ломова, Л. Г. Медведева, Н. Н. Ростовцева,

A. Е. Терентьева, Н. К. Шабанова и др. Значительная часть проведенных исследований направлена на активизацию процесса освоения художественной грамоты по рисунку. В этом отношении представляют интерес исследования, проведенные художниками-педагогами Е. Ф. Кузнецовым (Формирование целостного видения на начальных этапах обучения рисунку студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов, 1986. Рук. В. С. Кузин), А. Л. Павловским (Активизация процессов восприятия и изображения объемной формы головы человека в учебном рисунке, 1990. Рук. А. Е. Терентьев), Д. П. Псурце-вым (Активизация познавательной деятельности студентов в процессе учебного рисования натюрморта, 1991. Рук. А. Е. Терентьев), С. Р. Гиль-мутдиновой (Особенности формирования графического художественного образа в процессе изображения с натуры фигуры человека, 1998. Рук. В. К. Ле-бедко), А. Н. Витковским (Методические основы преподавания академического рисунка в условиях специфики факультета изобразительного искусства и народных ремесел педагогического университета, 1999. Рук. С. П. Ломов), А. И. Сухаревым (Формирование композиционно-пространственного восприятия студентов на занятиях по рисунку, 1999. Рук. Л. Г. Медведев), Е. Л. Толстых (Развитие педагогических и изобразительных умений у студентов художественно-графических факультетов педвузов при выполнении рисунка портрета, 2002. Рук. Н. К. Шабанов), Р. В. Ветровым (Формирование профессиональных умений студентов ХГФ в процессе выполнения рисунка фигуры человека, 2005. Рук. Н. К. Шабанов), И. А. Башкатовым (Взаимосвязь методов обучения рисунку и скульптуре в специальной подготовке художника-педагога, 2007. Рук.

B. К. Лебедко) и др.

В этот период появляются исследования, в которых обучение рисунку рассматривается как педагогическая система и исследуются закономерности функционирования системы преподавания академического рисунка, делаются попытки обобщения существующих научно-методических разработок (В. В. Бабияк [6], А. И. Иконников [3], Б. А. Карев [4], Е. Ф. Кузнецов [7], В. К. Лебедко [8] и др.).

Большинство исследователей конца XX - начала XXI в. сходится во мнении, что на качество обучения рисунку влияют не столько отдельные разрозненные средства и методы обучения, сколько развитая система педагогического воздействия, направленная на последовательное освоение методических принципов академического рисунка, ориентированная на развитие профессионально-художественного мышления и основанная на наследии отечественной школы рисунка.

Таков в кратком виде анализ системы преподавания академического рисунка периода конца XX -начала XXI в., который приводит нас к выводу о

Молоствова И. Е. Художественно-интерпретационный подход.

том, что ее современное состояние требует новых исследований по теории рисунка и методике обучения, поиска путей дальнейшего совершенствования и развития.

Примечания

1. Мешкова А. В. Власть и художественная интеллигенция в постсоветский период отечественной истории (1991-2006 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2006. 42 с.

2. Розанова Н. Н. Рисунок: историко-теоретичес-кий и методический аспекты: учеб. пособие. М.: Изд-во МГУП, 2000. 72 с.

3. Иконников А. И. Пути совершенствования системы обучения академическому рисунку на художественно-графических факультетах педвузах: дис. . д-ра. пед. наук. М., 1999. 400 с.

4. Карев Б. А. Система обучения рисунку на архитектурном факультете технического вуза (теория и практика): дис. ... д-ра. пед. наук. М., 2003. 283 с.

5. Афанасьев В. Г. Научное управление обществом. (Опыт системного исследования). М.: Политиздат, 1973. 391 с.

6. Бабияк В. В. Русский академический учебный рисунок (XVIII - начало XX века): дис. ... д-ра. искусствоведения. СПб., 2005. 603 с.

7. Кузнецов Е. Ф. Формирование визуального восприятия в изобразительлной деятельности: автореф. дис. . д-ра. пед. наук. М., 2008. 40 с.

8. Лебедко В. К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога: дис. . д-ра. пед. наук. М., 1994. 410 с.

УДК 37.036

И. Е. Молоствова

ХУДОЖЕСТВЕННО-ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЙ ПОДХОД

В МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: СУЩНОСТЬ, АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

В статье раскрыты сущностные характеристики художественно-интерпретационного подхода, который призван решить актуальные задачи современного музыкального образования: актуализацию лич-ностно-творческого потенциала учащегося, его органичного вхождения в культуру как ее действенного элемента. Ключевой аспект реализации подхода в учебном процессе - интерпретационное взаимодействие его субъектов - представлен в виде наглядной модели и раскрывается с психолого-педагогических позиций.

The article reveals the essential characteristics of artistic-interpretating approach which is aimed to solve the actual problems of modern music education: actualization of personality-creative potential of the

МОЛОСТВОВА Ирина Евгеньевна - кандидат педагогических наук, доцент по кафедре социологии и философии культуры Российского государственного социального университета (РГСУ) © Молоствова И. Е., 2009

student, his organic entrance into culture as its effective element. The key aspect of realization of the approach in educational process - interpretating interaction of its subjects - is presented in the form of a model and is revealed from psychological-pedagogical positions.

Ключевые слова: художественно-интерпретационный подход, современное музыкальное образование, личностно-творческий потенциал учащегося.

Keywords: artistic-interpretating approach, modern music education, personality-creative potential of the student.

Уровень развития современного общества, его интенсивная информатизация, усиление интеграционных процессов различного характера актуализировали в настоящее время вопрос о взаимопонимании участников самых различных видов коммуникационных процессов. Данная проблема представляет собой неотъемлемый компонент области гуманитарных наук; в частности, для педагогики и образования стал актуальным философский тезис о признании взаимопонимания условием понимания мира.

Понимание, как известно, предполагает личностное осмысление и формирование собственного отношения индивида к поступающей информации, реализующиеся в его адекватной реакции. Оно тесно связано с интерпретационной деятельностью, которая признана существенным аспектом профессиональной деятельности человека в области музыки (как одного из видов исполнительских искусств), а следовательно, обязательно должна присутствовать и в образовании музыканта. К сожалению, этот наиважнейший аспект существования музыкального искусства отражен в обучении музыке в недостаточной степени: в реальной практике мы его наблюдаем зачастую лишь как желаемую цель обучения (преимущественно в дисциплинах, связанных с непосредственным исполнением музыки). А ведь интерпретация - это поистине ключевой, ведущий метод художественного познания. Он предполагает творческое раскрытие содержания музыкального произведения, определяющееся, с одной стороны, идейно-художественным замыслом этого произведения и с другой -индивидуальными особенностями познающей личности.

Сказанное указывает на то, что в случае системного введения интерпретации в образовательный процесс во главу угла будут поставлены музыкальное произведение (как явление культуры) и познающая его личность. При этом знания о музыкальных закономерностях и нормах, специальные умения превратятся из самоцели (как это часто бывает в реальной практике) в средство, владея которым будущий музыкант-исполнитель, педагог или исследователь сможет осваивать музыкально-художественную практику, осознавать ее специ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.