Таким образом, входное тестирование позволяет выявить четкое различие в уровне подготовки учителей, преподающих только физику и учителей, совмещающих ее преподавание с другими предметами. По итогам входного тестирования может быть проведена корректировка учебного плана и выделены следующие направления работы учебной группы и преподавателя курсов повышения квалификации:
• разбор задач входного тестирования и выработка оптимальной методики объяснения их решения ученикам. По итогам тестирования выявить группу учителей, которым будет предложено решить задачу у доски с объяснением (как для учеников), и далее осуществить переход к «мозговому штурму»;
• обсуждение методики решения задач, проверяющих усвоение методов научного познания. Для этого провести обсуждение методики изложения теории погрешности в школьном курсе физики;
• обсуждение методики решения качественных задач с развернутым ответом;
• обсуждение методики решения расчетных задач с развернутым ответом. Для этого необходимо обратить внимание на изменение формы представления данных в расчетных задачах с развернутым ответом за последние 5 лет.
Для увеличения эффективности использования учебного времени проведения курсов повышения квалификации возможна автоматизация схемы, приведенной на рисунке 3.
Article is devoted to a problem of formation of tasks of entrance testing of the teacher's passable advanced training courses for the purpose of correction of process of carrying out special courses, directed on increase of professional competence of teachers. Keywords: testing, professional competences, individual trajectories of the doctrine, qualitative tasks, control and diagnostic work.
Список литературы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N° 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года.
2. Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б. Физика: 7 кл. сред. шк. В 2 ч., Ч. 1. Учеб. 3-е изд. - М.: Мнемозина, 2012. - 250 с.
3. Пёрышкин А.В. Физика: Учеб. для 8 кл. сред. шк. - М.: Дрофа, 2011. - 192 с.
4. Мякишев Г.Я., Тихомирова С.А. Физика: Учеб. для 11 кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 2008. - 288 с.
5. Т.Л. Шапошникова, Е.В. Рыкова, И.В. Двадненко, Р.В. Терюха, П.А. Осюшкин, М.Л. Романова, Л.Н. Терновая. Рабочая тетрадь по выполнению лабораторного практикума для слушателей «Школы юного физика».: Кубан. гос. технол. ун-т. каф. физики. - Краснодар: Изд. КубГТУ, 2014. - 43 с.
Об авторах
Рыкова Е.В. - кандидат педагогических наук, доцент Кубанского государственного технологического университета, vinitav@yandex. ru
Федоров А.А. - кандидат технических наук, доцент Кубанского государственного технологического университета, [email protected]
Шапошникова Т.Л. - доктор педагогических наук, профессор Кубанского государственного технологического университета, [email protected]
Терновая Л.Н. - кандидат педагогических наук, проректор Краснодарского краевого института дополнительного педагогического образования, [email protected]
УДК 37.018.46:378
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Г.Р. Ситдикова
В статье рассмотрены стратегическая роль подготовки преподавателей в системе образования, становление системы повышения квалификации преподавателей, основные причины повышения квалификации учителями, необходимость серьезного профессионального развития преподавателей иностранных языков, представлены английские и немецкие концепции системы повышения квалификации.
Ключевые слова: система повышения квалификации, европеизация, профессиональная компетенция, непрерывный профессиональный рост, подготовка преподавателей, обучение в течение всей жизни
Процессы интернационализации в торговле и промышленности указывают на существующую потребность в языках. Предприятия и другие организации стремятся адаптировать свою деятельность к культуре и конкретным языкам своих клиентов и заинтересованных сторон.
Население мира становится все более мобильным, с большим количеством людей мигрирующих, работающих за рубежом и путешествующих с целью отдыха либо работы. Это приводит к серьезным потребностям в иностранном языке. Иностранные языки все больше и больше проникают в нашу жизнь, даже минимальное знание его становится необходимым, а вот незнание его может создать проблемную ситуацию.
Новые технологии передачи информации и связи обеспечивают более широкий доступ к материалам на всех языках. Они подчеркивают преимущества тех, кто способен работать на нескольких языках и недостатки тех, кто функционально ограничен только одним языком.
Все эти тенденции усиливаются процессом европеизации, целью которой является устранение барьеров на пути движения товаров, услуг, капитала и людей, когда культурные и языковые барьеры становятся ключевыми вопросами. Строительство европейского единства во многом зависит от сохранения и уважения многообразия языков.
Подготовка учителей играет стратегическую роль в системе образования. Цель преподавателей иностранных языков состоит в том, чтобы помочь своим студентам понять мир вокруг них, чтобы общаться через языковые и культурные границы, и играть активную роль в мире. Это сложная задача, которая требует от учителя широкого диапазона методов и подходов, для того, чтобы быть в курсе эффективных методов, разработанных в других странах, и делиться своими идеями и опытом с другими странами.
Основной причиной повышения квалификации является стремление самого преподавателя к карьерному росту, который невозможен без систематического повышения квалификации. Повышение квалификации способствует расширению их профессиональной компетенции, языковой практики, знаний в области педагогики, методики преподавания, дидактики, психологии, умения использовать компьютерные технологии.
Профессия преподавателя иностранных языков сегодня сталкивается с нехваткой квалифицированных преподавателей. В то же время быстро меняется численности студентов, происходит реформирование образования, развитие национальных стандартов для обучения иностранному языку, новых требований к учителям иностранного языка.
Существует ряд факторов, которые подчеркивают необходимость серьезного профессионального развития преподавателей иностранных языков:
- использование в аудитории исключительно изучаемого языка требует, чтобы учителя имели хорошую языковую подготовку, высокий уровень владения изучаемым иностранным языком - говорение, аудирование, чтение и письмо;
- самостоятельное обучение требует, чтобы учителя стали посредниками, консультантами в обучении;
- нехватка квалифицированных учителей иностранных языков;
- учителя всегда должны быть в курсе новых методов и технологий в области методики преподавания иностранных языков;
- способность понимать современные СМИ на иностранном языке как устные, так и письменные;
- изучение и понимание культурных, социальных, политических, исторических и экономических реалий регионов изучаемого языка.
Повышая квалификацию, профессиональную компетенцию, преподаватели иностранного языка углубляют и расширяют знания в области педагогики, психологии, дидактики. Задачей системы повышения квалификации является развитие, расширение и создание новых областей знания.
Предметом повышения квалификации преподавателя иностранных языков являются языковая практика, речевая деятельность (говорение, аудирование, чтение и письмо), страноведческий, культурный, литературно-научный аспекты, умение работать с современными средствами массовой информации, современными техническими аудиовизуальными средствами обучения. Профессиональная деятельность педагогов требует от них умения приспосабливаться и совершенствоваться, совершенствуя знания, полученные во время учебы в университете.
В настоящее время вопрос подготовки квалифицированных кадров становится важным для любой страны. Успех этого важного вопроса зависит от развития теоретической и практической подготовки преподавателей.
Начальная подготовка учителей в каждой стране, как правило, координируется Министерством образования. Некоторые страны создали агентства с конкретной ответственностью за контроль подготовки учителей и выработки рекомендаций для министерств. Примером этому может служить Агентство в области подготовки учителей в Великобритании (Англия и Уэльс) и Постоянный комитет по подготовке учителей в Венгрии. Министерство образования и культуры шестнадцати земель в Германии несет ответственность за обучение, но Постоянная конференция министров координирует обучение на национальном уровне.
Повышение квалификации проводится в виде различных учебных курсов, участия в семинарах и конференциях, работы круглых столов, дополнительного образования.
В отечественной теории и методике профессионального образования необходимо изучить зарубежный опыт подготовки учителей и рассмотреть возможность адаптации к российской действительности. Актуальность этих исследований определяется присоединением России к Болонскому процессу. В основе Болонской декларации - программа правительств Великобритании, Германии, Италии и Франции. Цель - создать европейскую зону высшего образования, активизировать и повысить его конкурентоспособность в мировом масштабе, приблизить образование к рынку труда.
В Европейском союзе разрабатывается политика в области высшего образования, сформулированы специальные программы в области образования: (СОМЕТТ, ERASMUS, LINGUA, SOCRATES, TEMPUS и др.).
Целью программы COMETT, учрежденной в 1986 году, является развитие сотрудничества между промышленными предприятиями и вузами в области профессионального обучения.[5]
Программа ERASMUS, учрежденная в 1987 году, занималась расширением межвузовских связей в виде развития обмена студентами и преподавателями, проведения совместных проектов в области образования и исследований.
В 1989 году была создана программа LINGUA, направленная на количественное и качественное совершенствование владения иностранными языками, методиками преподавания, подготовки преподавателей иностранных языков.
В 1995 г. появилась программа SOCRATES, объединившая в себе проекты ERASMUS, LINGUA, COMENIUS (школьное партнерство), MINERVA (развитие заочного образования, открытое и дистанционное образование, информационные и коммуникационные технологии в образовании), GRUNDTVIG (дополнительное образование, самообразование, образование взрослых. Основная идея программы SOCRATES содействие непрерывному обучению и развитию. Цели программы SOCRATES заключаются в усилении европейского измерения в образовании на всех уровнях; улучшение знания иностранных языков; содействие развитию сотрудничества и мобильности в области образования; поощрение использования новых технологий в образовании; обеспечение равных возможностей во всех сферах образования.
В 1994 году в сфере профессионального обучения была создана программа LEONARDO DA VINCI, которая призвана содействовать изучению иностранных языков и пониманию культур, повысить навыки и компетентность населения и т.д.
В области образования важнейшей является программа TEMPUS (Трансъевропейская программа передвижений для университетских занятий), занимающейся сотрудничеством в области образования.
Образовательные проекты в области повышения квалификации педагогов способствуют непрерывному профессиональному росту педагога, являются залогом обеспечения качества образования.
Изучение построения общеевропейского пространства в высшем образовании, основных положений обсуждается в работах отечественных исследователей В.И. Байденко, Е.В. Вершининой, Л.С. Гребнева, Г.А. Луки-чева, В.Я. Нечаева, Л.С. Онокой, В.А. Садовничего, В.М. Филиппова, С.А. Шароновой; переход на многоуровневую систему высшего образования, применение системы зачетных единиц в российской высшей школе, изучаются В.С. Сенашенко, Г.Ф. Ткачом, Е.В. Шевченко и др. Проблемами развития системы качества в отечественной высшей школе в контексте Болонский соглашений занимаются Е.Н. Геворкян, Г.В. Мухаметзянова, Е.М. Лоскутова, Г.Н. Мотова, В.Г. Наводнов, В.Д. Шадриков. В отечественной педагогической науке изучается сравнительный анализ систем образования в Европе (Б.Л.Вульфсон, В. Б. Гаргай, И.М.Курдюмов, Н.Д. Никандров и др.) и Америке (Б.С.Гершунский, Г.Б.Андреева, В.Б.Гаргай и др.).
Необходимо рассмотрение международного опыта в области подготовки кадров, обучения.
Зарождение в Германии первых форм систем повышения квалификации относится к середине XVIII -началу XIX вв., когда специальная подготовка преподавателей отсутствовала, у учителей же возникла необходимость в повышении профессиональной компетенции. [6]
Современная система повышения квалификации сформировалась в Германии в начале XX века [2]. С появлением первых институтов повышения квалификации учителей (1919-1933гг.) государство начало проявлять интерес к вопросу повышения квалификации педагогических кадров. Возникновение связано растущей необходимостью учителей повышения профессиональной компетентности. Создавались специальные организации для школьных учителей. 1945-1965 гг. являются послевоенным периодом, когда происходило не только восстановление и развитие экономической ситуации, но и возрождение системы повышения квалификации в Германии. В 1949-1990 годах повышение квалификации учителей являлось систематическим и массовым. Отсутствовала существенная разница между понятиями «повышение квалификации учителей» (lehrerfortbildung) и «переподготовка, переквалификация учителей» (lehrerweiterbildung). Повышение квалификации рассматривалось как профессиональный долг, каждый педагог должен был систематически повышать свою квалификацию, посещая уроки других педагогов.
В 1962 г. открылся центральный институт повышения квалификации учителей в Штруверсхофе (Федеральная земля Бранденбург). В 1965-1980 гг. возникает необходимость повышения академического уровня подготовки учителей. На первое место выходит самообразовательная деятельность учителей, самоопределение, самоанализ, развитие творческих способностей, чем способствовало увеличение часов самостоятельной работы. В 70-х гг. ХХ века особой формой повышения квалификации педагогических кадров стали педагогические тренинги (Lehrertraining). Педагогический тренинг обозначен Б.Юргенсом как «мероприятия, направленные на повышение профессиональной компетенции как будущих учителей, так и работающих педагогов. [2].
В содержание тренингов входит индивидуальная работа, работа с коллегами по решению поставленной проблемы, деловая игра, создание методических рекомендаций. В сфере развития системы повышения квалификации начали проводиться исследования, на которые выделялись средства от государства. В середине 80-х гг. ХХ века начинается развитие внутришкольного повышения квалификации педагогических кадров, что означало повышение уровня учителей в учебном заведении, где они работали. В период зимних каникул посещались однонедельные курс повышения квалификации, во время летних каникул - двухнедельные. В 90-х гг. повышение квалификации педагогических кадров в Германии является составной частью непрерывного образования. Педагоги систематически повышают свою квалификацию (посещение занятий коллег, посещение курсов повышения квалификации учителей, самообразование). Начинают распространяться курсы дистанционного повышения квалификации.
В своей книге «Подготовка учителей до и после воссоединения Германии: опыт, последствия, ожидания. Опыт Бранденбурга» И.Грауденц и И.Плат рассматривают такие виды повышения квалификации в ГДР, как Grundkurse - основные программы повышения квалификации педагогов (изучался марксизм-ленинизм, педагогика и психология); Fachkurse - предметные курсы (методика преподавания соответствующего предмета); Spezialkurse - специальные курсы (углубленное изучение отдельных предметов). [2]
Особенностями развития системы повышения квалификации педагогов в Германии являются: учет индивидуальных особенностей профессионально-личностного развития, консультирование учителей; диагностирование и решение профессиональных конфликтов; содействие в развитии и саморазвитии; дистанционная форма повышения квалификации педагогических кадров в Германии, основной целью которой является создание благоприятных условий для повышения уровня их профессиональной компетенции.
Отличительной особенностью развития системы повышения квалификации педагогов в Германии является теоретическая, психологическая и практическая подготовка кадров. Особое внимание уделяется подготовке модераторов, тьюторов, акцент делается на развитии интеллектуальной мобильности педагогов. [6]
В Германии подготовка и повышение квалификации является ответственностью земель (Länder). Цели повышения квалификации преподавателей закреплены в законах об образовании и школах; организаторы, участники и другие детали самого процесса закреплены в указах. В землях государственное повышение квалификации организуется на трех уровнях: центральном (государственные институты повышения квалификации преподавателей), региональном (институты повышения квалификации федеральных земель, их филиалы или школьные ведомства) и местном (местные школьные ведомства).
Профессиональное мастерство педагогов в Германии совершенствуется на базе институтов повышения квалификации, которые имеются в каждой федеральной земле. В задачи Институтов входят развитие форм и методов ведения школьного дела, подготовка руководителей и преподавателей региональных учреждений повышения квалификации, разработка методических материалов. Институт предоставляет информацию и документацию; консультирует в вопросах системы образования; разрабатывает учебные программы и планы для всех типов школ; публикует рекомендации для преподавателей и руководителей школ. Основная деятельность земельного института - государственные законы о подготовке учительских кадров и о повышении квалификации; переработка и разработка учебных планов (проводится в сотрудничестве с квалифицированными педагогами, с инспекторами школ, преподавателями вузов). Результаты работы проверяются и внедряются в практику Министерством образования и культуры. Преподавателям предоставляется самостоятельная деятельность, не ограничивая их учебными планами и программами института.
Особое место среди институтов повышения квалификации занимает Рейн-Вестфальский институт. Рейн-Вестфальская система повышения квалификации педагогов строится на основе закона о подготовке учительских кадров 1979 года. Он отвечает за создание программ, учебных планов и повышение квалификации педагогов; обеспечивает life-learning (обучение в течение всей жизни).[4]
Важное направление деятельности Института - проведение экспертизы, оценка действий и мероприятий, направленных на проведение научно-исследовательских работ по проблемам повышения квалификации. Институт организует заочные курсы для совершенствования профессионального уровня педагогов или присвоение новой квалификации. Некоторые из них подготавливают слушателей к сдаче углубленного экзамена по специальности перед государственной экзаменационной комиссией. Ежегодно каждая школа представляет план мероприятий по повышению квалификации, где указаны цели, права и обязанности преподавателей. План регулирует также замены, необходимые в расписании в связи с отсутствием коллег, проходящих повышение квалификации.
Значительное количество учебного времени уделяется ключевой проблеме деятельности - переподготовке инструкторов-модераторов системы переподготовки кадров. Приоритеты в общеземельной системе повышения квалификации определяют министр образования и культуры, премьер-министр, земельный Институт. [4]
Курсы повышения квалификации бывают однодневными или длительные (оплачивается дорога, проживание и необходимая методическая литература для слушателей из бюджета института). Слушатели курсов ежедневно заполняют анонимные анкеты по содержанию и организации курсов, а также выставляют методистам и организаторам курсов оценки, из чего складывается оценка эффективности данных курсов.
Одна из старейших в Европе - система повышения квалификации в Англии. Английская модель традиционно была лишена государственной поддержки, вследствие чего происходил самостоятельный поиск источников финансирования.
Традиционная курсовая модель уступает место новой организации обучения, в которой соединяются внешкольная и внутришкольная форма повышения квалификации. Главными становятся индивидуальные потребности профессионального и личностного саморазвития педагогов и стратегия развития школы.
Профессиональное развитие учителей в Англии официально начинается в 70-х гг. XX века. Ввиду нехватки педагогических кадров, учителям было разрешено работать без специальной подготовки. В конце XIX века начинают создаваться учебные курсы для работающих учителей, деятельность которых не ограничивается формальными программами обучения, деятельность имела просветительский характер. [4]
Систематические курсы стали разрабатываться преподавателем Кембриджского университета Д.Стюартом: для каждого предмета студенты получили лекции, самостоятельную работу, список рекомендованной литературы для обзора; после чего они слушали несколько лекций, которая завершалась беседой или семинаром, где обсуждались интересующие вопросы.
Другой метод был разработан А.Беллом и Д.Ланкастером: один преподаватель приходился на сотню или более преподавателей, привлекал себе в помощники старост-«мониторов», которые передавали полученные знания членам своих подгрупп. Основное внимание уделялось повышению профессиональной компетентности преподавателей, предмету преподавания. [4]
К середине 70-х гг. изменились цели повышения квалификации. Потребность в новых педагогических
кадрах уменьшилась, внимание перешло к последипломному обучению.
Система педагогического образования в Англии осуществляется на трех уровнях: начальный уровень, пробный год, последипломное образование. Подготовка преподавателей включает в себя теоретическую и практическую подготовку, прохождение краткосрочных и долгосрочных курсов с отрывом и без отрыва от работы, занятия в преподавательских центрах.
В 1978 г. при Лондонском открытом университете возникла экспериментальная модель повышения квалификации преподавателей. Краткосрочные и долгосрочные курсы повышения квалификации проводятся в различных учебных учреждениях образования. Краткосрочные курсы имеют много преимуществ: быстрота, практическая направленность, экономия времени и средств. Распространяются однодневные, трех-, пяти-, шестидневные и «каникулярные курсы», которые организуются информационным отделом, обеспечивающим услуги в области повышения квалификации местных органов образования. На трехдневных курсах преподаватели освобождены от занятий, которые отделяются друг от друга недельными перерывами. При этом была возможность применить на практике теоретические знания, полученные на курсах. Пяти-, шестидневные курсы также организуются с перерывами, но не было необходимости освобождения от работы - курсы проводились вечером, занимали несколько часов, что существенно экономило средства и время. «Каникулярные курсы» проводились один раз в году во время Пасхи, занимали 3-4 дня, были популярны из-за экономичности и не требовали освобождения преподавателей от занятий. [4] Долгосрочные же курсы не часто посещаются, т.к. преподавателям не выделяются необходимые условия и финансы. К данным курсам относятся трехгодичные курсы повышения квалификации (для преподавателей, которые получили свое образование десять-пятнадцать лет назад), которые позволяют получать степень бакалавра без отрыва от работы, посещаются в вечерние часы. Также существуют региональные годичные курсы, организуемые университетом, местными органами образования (лекции, семинары, перерывы между занятиями могут составлять до нескольких месяцев). Краткосрочные курсы направлены на достижение конкретно поставленной задачи или проблемы. Результаты посещения долгосрочных курсов более прочные, проявляются в стремлении самообразования преподавателя.
В 80-х гг. для решения проблем на правительственном уровне создается Совещательный Комитет по повышению квалификации преподавателей при Департаменте образования и науки (при содействии Институтов педагогики при университетах и высших школах). При местных органах образования и высших школах учреждаются должности советников, занимающихся урегулированием проблем повышения профессионального уровня преподавателя. В 1987 г. был принят «Общенациональный куррикулум», при котором процесс обучения рассматривался в единстве всех компонентов - целей, содержания, методов и форм обучения, сферы воспитания и др.
Реформа образования, технологическое развитие являются теми явлениями, с которыми сегодня сталкиваются преподаватели иностранных языков. Если профессия преподавателя иностранных языков заключается в предоставлении качественного обучения студентов, то необходимо идти в ногу со временем, с возрастающими потребностями современного общества, необходимо поддерживать высокое качество подготовки учителей иностранных языков.
The article examines the Strategie role of teacher training in the system of education, the establishment of a system of training of teachers, the main reasons for training teachers, the need for serious professional development of teachers of foreign languages, presented the English and German concept of continuing education.
Keywords: training, Europeanization, professional competence, continuous professional development, teacher training, learning throughout life.
Список литературы
1. Гаргай, В.Б. Развитие системы повышения квалификации учителей в Великобритании (конец XIX -конец XX вв.) : дисс. ... докт. пед. наук : (специальность: 13.00.01) Новосибирск, 2006 - 446 с.
2. Гладкова О.С. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров в современной Германии в контексте непрерывного образования: дисс. ... канд. пед. наук (специальность 13.00.01). Чебоксары, 2009 - 220с.
3. Мухаметзянова Ф.Ш. Прикладной бакалавриат как фактор реализации программ непрерывного образования // Казанский педагогический журнал. 2011. №5. С. 90 — 93.
4. Савенкова И.Э. Сравнительный анализ повышения квалификации учителей в России и развитых зарубежных странах: дисс. ... канд. пед. наук (специальность 13.00.01). Москва, 2002 - 114с.
5. Трегубова Т.М. Компаративные исследования в области профессионального образования: основные тренды и проблемы адаптации // Казанский педагогический журнал. 2013. №3. С.33-39
6. Шаповалова Л.И. Становление европейской системы повышения квалификации преподавателей иностранных языков: дисс. ... докт. пед. наук (специальность 13.00.08). Ростов-на-Дону, 2007 - 450с.
Об авторе
Ситдикова Г.Р. - аспирант Института педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования, gelyam@mail. ru
УДК 378:371.12:796(477)
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
ОН. Шкитырь, ВВ. Сысоев, ОН. Опалёва
В статье рассмотрен культурологический аспект физического воспитания студентов. Разработан фонд оценочных средств по теоретическому разделу дисциплины «Физическая культура». В исследовании принимали участие студенты 1-3 курсов (276 человек) Брянского Государственного Университета им. академика И.Г. Петровского. Представлены результаты теоретического тестирования, на основании которых можно констатировать о сформированности у студентов установки на здоровый образ жизни. Обозначена необходимость разработки новых здоровьесберегающих образовательных технологий. Ключевые слова: физическое воспитание, здоровьесберегающие компетенции, фонд оценочных средств по дисциплине «Физическая культура».
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества, в связи с ускорением ритма жизни, усложнением современного производства остро встает вопрос о здоровье молодежи. Серьезную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья российских студентов[2,3].
В образовательных учреждениях необходимо создавать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе и за счет повышения удельного веса и качества занятий физической культурой.
Дисциплина «Физическая культура», является компонентом общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.
С понятием "культура" тесно связано понятие "образование", так как их субъектом и объектом является человек. Культура обусловливает цели, задачи и содержание образования. Вместе с тем, образование является важнейшим фактором развития культуры [3] (рис. 1).
Рис. 1. Взаимосвязь культуры и образования
Актуальность формирования культуры здоровья у молодого поколения очевидна, т.к. сегодня особенно важна задача сохранения и укрепления здоровья молодежи через культуру посредством присущих ей социальных ценностей.
Физическая культура включает в себя знания, на основе которых развиваются физические способности человека, реализуемые в учебной и будущей трудовой деятельности.
В вузе физическая культура предусматривает решение задач не только оздоровительного характера, воспитание физических качеств, повышение физической подготовленности, физического самосовершенствования, но и усиление образовательного, культурологического аспекта, повышение роли теоретических знаний студентов в формировании навыков здорового образа жизни. Таким образом, физкультурная образованность личности обретает культурологическое значение и выходит за рамки телесного развития и профессионального образования.
На данный момент главным в подготовке специалистов становится не передача знаний, выработка умений и навыков, а формирование базовых компетенций, в том числе здоровьесберегающих.
Физическая культура для обучающихся в высших учебных заведениях является частью гуманитарного образования, выступает мерой комплексного воздействия различных организационных форм, средств и методов общей и профессионально-прикладной физической подготовки на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетентности.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается особый порядок освоения указанной дисциплины на основании соблюдения принципов здоровьесбережения.
При реализации физической культуры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в БГУ ставятся следующие задачи:
-общее укрепление здоровья; -формирование здорового образа жизни;
-улучшение физического развития и совершенствование двигательных способностей; -увеличение степени приспособляемости и сопротивляемости организма к факторам внешней среды. Формирование результатов освоения дисциплины «Физическая культура» как части образовательной программы в виде компетенций происходит на основе получаемых знаний, умений и навыков. По итогам изучения