особенности систем
российского и римского права
(цивилистические аспекты)
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ИВАНОВ,
доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры истории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя ТАТЬЯНА ЛЬВОВНА МАТИЕНКО, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры истории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научные специальности 12.00.01 — теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве; 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право E-mail: alex.iv25@yandex.ru
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В сравнительно-правовом аспекте освещаются особенности систем современного российского и римского права. Делается вывод о своеобразии, инструментальном богатстве и значительном потенциале римского частного права в сфере регламентирования общественных отношений.
Ключевые слова: римское и российское право; система права; структура права; материальное и процессуальное право; партикуляризм римского права; норма римского права; императивные и диспозитивные нормы сакрального права; человеческое право; частное и публичное право; цивильное право; право народов; естественное право; римское классическое право.
Annotation. The article deals with the comparative and legal aspects of the features of the systems of modern Russian and Roman law. The author makes the conclusion on originality, instrumental wealth and considerable potential od the Roman private law in the sphere of regulation of public relations..
Keywords: Roman and Russian law; the system;of law, legal structure; substantive and procedural law; particularism of Roman law; rule of Roman law; mandatory and non-mandatory standards; sacred law; human right; private and public law; civil law; the right of peoples; natural right; classical Roman law.
В современной юридической науке системой права называется объективно обусловленное особенностями общественных отношений внутреннее строение права, выражающееся в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и разделении права на относительно самостоятельные части — нормы, институты и отрасли права.
Система римского права, как и современного, в целом, характеризовалась: объективностью, которая выражалась в том, что право не было случайным и произвольным явлением, оно сложилось не по воле политических властей, а сформировалось в процессе закономерного развития общественных отношений; единством и взаимосвязью норм ее составляющих.
Кроме того, современная теория права наряду с понятием системы права, выделяет его структуру, которая складывается из: структуры юридической нормы
(гипотезы, диспозиции и санкции); структуры института права, проявляющейся в совокупности взаимосвязанных регулятивных, охранительных и иных норм права; структуры отрасли права как особого режима регулирования однородных институтов и подотраслей права; структуры права в целом, т.е. всей совокупностью отраслей права, характеризующейся иерархичностью и системностью.
Несмотря на то, что римское право самым совершенным образом соответствует всем необходимым характерным особенностям системы и структуры права, все же следует заметить, что его своеобразие было чрезвычайно велико, и система римского права существенно отличалась от ее современного видения и понимания. И это вполне объяснимо: как и само право, так и его система находились тогда еще только в первоначальном, формирующемся состоянии. Хотя,
конечно, все необходимые элементы — нормы, институты и даже отрасли права, уже имелись. Правда, следует отметить, отраслевое деление римского права присутствовало только в своем начальном состоянии и поэтому характеризовалось явной незавершенностью, так как далее теоретической дифференциации отраслей на частные и публичные римская юриспруденция не пошла. Но и среди норм этих отраслей всегда имелись причудливые взаимосвязи и взаимозависимости. Материальное и процессуальное право также подчас даже не отделялись друг от друга.
Итак, в основе любой системы права находится ее «элементарная частица» — норма права. Римское право в его позитивных (законодательных) формах также, естественно, состояло из норм права.
Норму римского права (placita, решение, мнение или regulae juris, юридическая норма, правило) вполне возможно сравнить с современной аналогичной конструкцией и определить ее как содержащееся в нормативно-правовом акте общеобязательное, формально определенное, структурно органичное предписание государством меры должного, возможного, поощряемого, рекомендуемого либо запрещаемого варианта деятельности субъектов социальной действительности путем установления субъективных прав и юридических обязанностей. И, хотя юридические нормы римских законов не вполне отвечали некоторым современным требованиям (например, не было четкой выраженности структурных элементов), главное, чем эти нормы права отличались от иных обязательных предписаний — это их формальным выражением и закрепленностью в особых писаных источниках права.
Нормы права, как и право вообще, различались как предписания «строгого права» (jus scrictum, строгого, писаного права) и «справедливости и доброй совести» (jus aequum et bonum, право справедливости и добра).
Право регламентировало общественные отношения посредством реализации императивных и диспо-зитивных норм.
При этом императивные (принудительные) нормы права (jus cogens от cogo, принуждать, заставлять, вынуждать или coactum понуждение, принуждение) содержали властные предписания, не допускающие никакой иной трактовки и отступлений от их требований и поэтому являющиеся строго обязательными для исполнения всеми теми лицами, к кому были обращены: «Публичное право не может быть изменено соглашениями частных лиц», «Всеобщая польза имеет преимущество перед договорами частных лиц» и т.п.
На требованиях императивных норм строились положения сакрального (священного, божественного) и публичного права.
В противовес императивным диспозитивные (дозволительные) нормы права (jus dispositum от dispositivus, располагающий, распределяющий, устраивающий) предоставляли субъектам возможность по своему усмотрению решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей в рамках общих требований закона, зафиксированных в данных нормах. В настоящее время это звучит так: «если иное не предусмотрено законом или договором».
Состояние права, которое выражалось в отсутствии единых правовых формах на всей территории государства и господстве правовых систем, основанных на самых различных, зачастую совершенно не связанных между собой, источниках права, правовых обычаях и обыкновениях, принципах и юстиции в науке носит название партикуляризма права (от partícula, частица). Римское право было буквально проникнуто этим дробностью, но чрезвычайно своеобразно. Оно представляло собой феномен, гармонично складывающийся из нескольких различных видов и форм права.
Все право Древнего Рима представляло собой несколько неоднородных, но максимально консолидированных и гармонично связанных между собой крупных блоков нормативных предписаний.
К первой группе следует отнести такое крупное разделение, как различение божественного и человеческого права.
С самых первых дней истории римского государства право представлялось как нечто богоданное. Много позже, даже уже при широчайшем развитии норм светского права, эта природа не была забыта, а положена в основу существования права как явления вообще, явилось одной из причин его незыблемости и неизменности, что особенно ярко проявлялось по отношению к Законам XII таблиц.
Божественное право (ius divinum) основывалось на соответствующих императивных нормах, называемых фас (fas, высший закон, дозволение). Это были установления божественного происхождения (непреложные истины, в том числе святость гостеприимства, соблюдение договоров, статус главы рода или общины и др.), за нарушение которых следовало изгнание из общины или «предание воли богов» (О.А. Омельчен-ко). В рамках божественного права сложилась определенная подсистема сакрального права (ius sacrum, священное право, святыня, священный обряд). Это была
совокупность обычных и правовых норм, основывающихся на представлении о священном (религиозном) характере некоторых действующих в обществе норм, а также положений, прямо регламентирующих отношения богослужения, клятво- и жертвоприношения.
Значение основ сакральности в римском обществе подчеркивает тот факт, что ею была пронизана не только частная жизнь граждан, но и публично-правовые основы. Так, перед всяким важным мероприятием и для принятия любого решения вообще всегда испрашивалась воля богов. Для этого особыми жрецами — авгурами проводились гадания — ауспиции (auspicium)1. По своему значению они различались на государственные (auspicia publica) и частные (auspicia privata).
В рамках сакрального права имелось несколько крупных разновидностей, к которым относились:
• фециальное право (jus fecialum) в виде особых священных формул международных договоров и иных средств поддержания взаимоотношений между государствами, выработанных в практике деятельности коллегии жрецов-фе-циалов, и в определенной степени явившихся основами западноевропейского международного права более поздних эпох;
• авгуральное право (ius augurum) как наука предсказаний авгуров, достижения которых фиксировались и передавались следующим поколениям через особые книги (libri augurales);
• понтификальное право (jus pontificium), выступающее совокупностью имеющих религиозный характер непреложных предписаний об основах жизнедеятельности римского общества, выработанных в процессе деятельности представителей одной из высших жреческих коллегий — понтификов (учение об общественных и частных святынях, об устройстве календаря, разделении дней на присутственные и неприсутственные и мн.др.).
Человеческое право (jus humanum) или, как его назвали позднее, светское право, основывалось на юс (jus, право, закон) и в отличие от божественного это было право вообще, охватывающее как право естественное (jus naturale), так и все то, что в последующем стало именоваться позитивным правом (обычное право, законы, эдикты магистратов, решения сената, право юристов, установления принцепсов, конституции императоров и т.п.), то есть это право в виде
нормативных предписаний, установленных человеческим общежитием. Оно формировалось путем общественного признания (легитимизации) и нормативного закрепления (легализации) наиболее рациональных вариантов социального поведения субъектов общественных отношений. Его реализация поддерживалась либо убеждением в его целесообразности либо силой государственного принуждения.
Ко второй группе относилось, известное и в наши дни, разделение всего (человеческого) права на публичное и частное. Здесь следует подчеркнуть, что данное деление права и в римском государстве, при всех иных, являлось самым важным.
Публичное право в Древнем Риме (ius publicum, право государственное, общественное, национальное) являлось совокупностью правовых норм и отношений, поддерживающих и охраняющих государственный и политический строй, определяющих правовое положение государства, юридический статус и компетенцию его органов и должностных лиц, а также устанавливающих основания и порядок реализации наказания лиц, нарушающих основы публичного строя; закрепляющих систему налогов, сборов и пошлин; определяющих организацию набора и отбора волонтеров в римскую армию и меры ответственности за преступления по службе. Публичным правом было «то, которое относится к положению Рима, к святыням, жрецам, магистратам...», «к положению римского государства». Оно складывалось из ярко проявлявших себя подсистем уголовного, финансового и военного права.
Частное право (ius privatum, от свой, собственный, частный) представляло собой совокупность правовых норм и отношений, выражающих и защищающих частные интересы отдельных лиц и при этом основывавшихся на началах юридического равенства и самостоятельности участников общественных отношений, неприкосновенности их частной собственности, свободы договора, независимой судебной защиты нарушенных прав («... которое относится к пользе отдельных лиц»). В Риме это было, прежде всего, его гражданское право в виде норм семейного, наследственного, вещного, обязательственного и, в значительной мере, особенно в древности, процессуального права.
В рамках третьего блока, в свою очередь, все частное право складывалось из разнообразия цивильного (квиритского), перегринского и преторского видов права.
Основой цивильного права (ius civile, частное, гражданское право) было право квиритов (ius
Quiritium) — древнейшая система римского права, выступающая как собственно национальное право граждан римской общины (квиритов) и характеризующееся сакральностью происхождения и сущности, а также крайней строгостью и предельным формализмом. С созданием Законов XII таблиц квиритское право, полностью сохранив все свои достоинства и еще большие недостатки, стало именоваться цивильным. Теперь оно, базируясь (кроме Законов) на решениях народных собраний, постановлениях сената и интерпретационной деятельности магистратов, стало распространять свое действие на всех полноправных римских граждан — патрициев и плебеев («То право, которое каждый народ установил для себя, является собственным правом государства и называется цивильным правом»).
Однако в Риме проживало немало иностранцев и иных неграждан — перегринов (peregrinus, иностранцы, путешественники, чужеземцы, странники), которые принимали самое активное участие в жизни римского общества, но на которых цивильное право не только не распространялось, оно их совершенно не замечало. Постепенно оформилось так называемое право народов (ius gentium, племенное, народное право). Оно сложилось в результате смешения обычаев представителей проживающих в Риме самых различных народов, для регулирования взаимоотношений между собой по необходимости пользующихся своими национальными правовыми традициями и обыкновениями. Впоследствии, посредством активной правотворческой деятельности преторов, перегринское право слилось с правом цивильным и стало основой так называемого римского классического права.
К концу республиканского периода игнорировать наличие в Риме многочисленных перегринов стало невозможно, жизнь настойчиво требовала легализации их участия в гражданском товарообороте. Поэтому в это время складывается представление о естественном праве (ius naturale, право по природе). Это право, «которое естественный разум установил между всеми людьми, соблюдается у всех одинаково ...» (Гай, D. 1. 1. 9), которым «пользуются народы человечества» (Ульпиан, D. 1. 1. 4), и которым «... введена война, раз-
деление народов, основание царств, разделение иму-ществ, установление границ полей, построение зданий, торговля, купли и продажи, наймы, обязательства, за исключением тех, которые введены цивильным правом» (Гермогениан, D. 1. 1. 5).
Современное определение естественного права является очень близким по духу его греко-римскому пониманию. Это обусловленные природой человека и его социально-естественной средой обитания требования и идеалы («то, которому природа научила все живое», «что всегда является справедливым и добрым»), которые, преломившись через правосознание, культурные ценности, приобретают правовой облик и в соответствии с этим выступают в виде правовых требований и прообразов норм позитивного права.
Используя понимание естественного права, римские магистраты в ходе своей повседневной деятельности постепенно сближали основы громоздкого и неповоротливого цивильного права с нормами живого и яркого права народов. Особенно в этом преуспели, наделенные самыми широчайшими правотворческими полномочиями, преторы со своими эдиктами и формулами. В этом магистратам оказывали значительную поддержку и многочисленные знатоки права (iuris prudentes). Они комментировали складывающуюся ситуацию и предлагали возможные выходы из нее. Такая совместная деятельность по совершенствованию действующего права привела к появлению преторского права (ius praetorium, ius honorarium).
В конце концов, вследствие дарования всему населению империи римского гражданства и фактического слияния цивильного, перегринского и преторского права сложилась единая правовая система, которая получила название римского классического права, источником которого стал Свод Юстиниана.
Остается отметить, что то «римское право», которое является предметом изучения в рамках соответствующего вузовского учебного курса, есть ничто иное как именно римское классическое право.
1 Право ауспиции первоначально являлось атрибутом магистратов-патрициев, обладавших высшим империумом.