Психология
УДК 612.821 Е.Е. Алексеева*
Особенности сенсомоторного реагирования у студентов психологических и педагогических специальностей
Статья содержит сравнительный анализ скоростных свойств сенсомоторного реагирования на зрительные и акустические стимулы у студентов психологических и педагогических специальностей. Особое внимание обращается на инвариантность показателя организованности моторных реакций, стохастичность свойств нервной системы рассматривается как общее свойство.
Ключевые слова: время реакции, сенсомоторная интеграция, стохастичность, зрительные и акустические стимулы.
E.E. Alexeyeva*. Specifics of sensorimotor reaction of students of psycho-pedagogical professions. The paper presents comparative analyses of the properties of the speed of sensorimotor reaction to visual and acoustical stimuli of the students of psychological and pedagogical professions. A special attention is given to the invariance of the rate of organization of motor reactions. Stochasticity of nervous system properties is considered as a general property.
Keywords: reaction time; sensorimotor integration; stochasticity; visual and acoustical stimuli.
Сегодня в условиях постоянно изменяющего мира к специалистам психолого-педагогической сферы предъявляются особые требования, что обуславливает необходимость перестройки системы подготовки психологов и педагогов. Изучение психофизиологических особенностей студентов психологических и педагогических специальностей позволяет определить профессионально значимые ориентиры для успешной подготовки педагогов и психологов в высших образовательных учреждениях.
Особенности отражения времени рассматриваются нами как ключевое звено в оценке профессионально значимых качеств специалистов психолого-педагогической направленности. Время реакции человека — это время от начала подачи сигнала до ответной реакции организма, оно включает следующие фазы: время прохождения нервных импульсов от рецептора до коры головного мозга; время, необходимое для переработки нервных импульсов и организации ответной реакции в центральной нервной системе; время ответного действия организма. В соответствии с современными представлениями именно в центральной фазе времени реакции человека происходит формирование моторной программы как некоего алгоритма, состоящего из последовательности возбуждения и торможения нервных центров, мера организованности этой программы связывается исследователями со стохастическими (вероятностными) свойствами и процессами [1, 2, 4].
Среднее значение времени реакции на стимул (зрительный и акустический) является показателем динамических особенностей сенсомоторной интеграции человека. Сенсомоторная интеграция рассматривается как связь между сенсорными системами, обработкой сенсорных сигналов и действием,
* Алексеева, Елена Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент, докторант кафедры психологии и психофизиологии ребёнка, доцент кафедры педагогики и психологии семьи Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена; Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 80. Телефон: (812)388-21-24; е-mail: [email protected].
* Alexeyeva, Elena Eugenievna, Candidate of Psychological Science Degree, Associate Professor of the Department of Family Education and Psychology (The Institute of Childhood, Herzen National Educational University). Moskovsky Pr. 80, St. Petersburg. Phone: (812)388-21-24; E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 28 июня 2010 года.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010
которое является результатом активности двигательной системы и ее управления. Изучение особенностей сенсомоторного реагирования у студентов психологических и педагогических специальностей представляется значимой задачей, поскольку определение профессионально значимых качеств специалистов психолого-педагогической сферы позволяет не только оптимизировать подготовку современных педагогов и психологов, но и способствует сохранению их профессионального здоровья.
Цель исследования: сравнение скоростных свойств сенсомоторного реагирования студентов педагогических и психологических специальностей на зрительный и акустический стимулы.
Гипотеза: скоростные свойства сенсомоторного реагирования имеют отличия у студентов психологических и педагогических специальностей: время реакции у студентов психологов на зрительный и на акустический стимул меньше, чем у студентов педагогов. Основные задачи исследования: сравнительный анализ скоростных свойств сенсомоторного реагирования студентов педагогических и психологических специальностей на зрительный и акустический стимул; анализ особенностей сенсомоторного реагирования у студентов психологов в разных учебных заведениях.
Статистическая обработка данных проводилась при помощи компьютерной программы SPSS (статистический пакет для социальных наук) (версия 11.5 пакета SPSS for Windows). Был применён вариант t-критерия: Independent-Samples T Test (t-критерий для независимых выборок) для сравнения средних значений двух выборок и определения статистической значимости их различия [5].
Методика. В исследовании использовалась компьютерная авторская программа рефлексометрического обследования «Исследование физиологических характеристик реакции испытуемого на потоки стимулов контролируемой временной организации» (В.Г. Каменская, В.М. Урицкий). В рамках данной модификации использовались две серии программы (зрительная и акустическая), представленные в виде сенсорных цепей с короткой, но не одинаковой экспозицией зрительного и акустического стимулов (число стимулов в сериях было равно 80). В первой серии предъявлялись зрительные стимулы в виде круга зелёного цвета с выровненной яркостью. Во второй серии в качестве акустических стимулов использовались гудки с частотой заполнения приблизительно в 900 Гц, громкостью 60 дБ и длительностью 100 мс.
В исследовании приняли участие 182 студента: 91 студент, осваивающий психологические специальности (38 студентов психологического факультета Санкт-Петербургского университета МВД России и 53 студента Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина психологического факультета) и 91 студент, осваивающий педагогические специальности в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена.
Результаты. В обеих рефлексометрических сериях измерялись следующие параметры: среднее время реакции на стимулы с учётом знака реакции (dt); среднее время реакции без учёта знака реакции (модуль dt — /dt/) на зрительный и акустический стимул, количество моторных реакций, опережающих стимул — фальстартов. Программа рассчитывала величину Н- индекса Херста (Н) — показателя организованности моторных реакций, позволяющая определить динамический компонент организованности как величины и характера корреляций во времени. Величина индекса Херста (Н)
_ 1 R
описывается эмпирическим соотношением: Н — log t — ,
2 S
где R — размах, разница между максимальным и минимальным значениями времени реакции на сенсорный стимул;
S — стандартное отклонение от среднего значения времени реакции;
t — длительность рассматриваемого промежутка времени.
Индекс Херста (Н) позволяет определить степень связности и организованности во времени отдельных сенсомоторных реакций в процессе восприятия динамически упорядоченных сенсорных потоков, т.е. определяет фрактальные свойства распределения сенсомоторных реакций.
Время двигательной реакции рассматривалось нами в качестве системного критерия подвижности и активированности. В нашем исследовании данные о скоростных особенностях нервной системы были получены путём измерения показателя время реакции (ВР), которое было необходимо для ответа на сенсорный стимул в двух сериях со зрительной и со слуховой информацией.
Средние показатели (Mean) и стандартные отклонения (Std. Deviation) особенностей сенсомоторного реагирования у студентов, осваивающих психологические и педагогические специальности представлены в таблицах 1-4.
Обработка результатов состояла из двух этапов. На первом этапе мы анализировали особенности сенсомоторного реагирования студентов психологических и педагогических специальностей на зрительный стимул (табл. 1).
Таблица 1
Сравнение среднегрупповых показателей особенностей сенсомоторного реагирования на зрительный стимул у студентов, овладевающих психологическими и педагогическими специальностями (группа 1 —студенты-психологи, группа 2 - студенты-педагоги) Group Statistics
Группа N Si d Г1 elation Std. Error Me an
dt 1,00 91 143,6703 58,39122 6,12106
2,00 91 172,5732 70,56405 7,79250
Модуль dt - 'Mtf 1,00 91 166,6264 43,15003 4,52335
2,00 91 198,5854 62,27755 6,87740
Индекс Xep';r.-i (IT) 1,00 91 -,6738 ,07342 ,00770
2,00 91 -,6735 ,07610 ,00840
Фальстарт 1,00 91 4,5385 5,95783 ,62455
2,00 91 4,9146 6,98888 ,77179
Сопоставление полученных результатов показало, что время реакции на зрительный стимул у студентов психологов статистически значимо меньше, чем у студентов педагогов (р — 0,004). Критерий равенства дисперсий Левина (Levene’s Test) указывает на то, что дисперсии двух распределений статистически не различаются (р — 0,296).
Для показателя среднее время реакции без учёта знака реакции (модуль dt — /dt/) критерий однородности дисперсии Левина со значимостью 0,012 показал, что дисперсии для каждой из групп статистически достоверно различаются. Хотя результаты не являются корректными, был отмечен высокий уровень значимости по показателю среднее время реакции без учёта знака реакции (модуль dt — /dt/) р—0,000. По показателю индекса Херста (Н) (показатель организованности моторных реакций) и по показателю количество фальстартов статистически значимых различий между двумя группами студентов психологов и студентов педагогов получено не было.
Отдельно мы сравнили показатели сенсомоторного реагирования у студентов, обучающихся на психологических факультетах в разных городах и в разных высших учебных заведениях: у курсантов психологического факультета МВД России и студентов психологического факультета Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина (табл. 2).
Таблица 2
Сравнение среднегрупповых показателей особенностей сенсомоторного реагирования на зрительный стимул у студентов, овладевающих психологическими специальностями в разных учебных заведениях (группа 1 — курсанты МВД России, группа 3 — студенты ЕГУ им. И.А. Бунина)
Group Statistics
Между студентами, осваивающими психологические специальности в разных учебных заведениях (г. Санкт-Петербург и г. Елец) были получены следующие статистически значимые различия: студенты психологического факультета ЕГУ им. И.А. Бунина совершают большее количество фальстартов, начиная реагировать ранее положенного времени на зрительный стимул. Различия статистически достоверны при высоком уровне значимости (p = 0,004). Корректность результатов подтверждена величиной критерия однородности дисперсии Левина (Levene’s Test) со значимостью
0,000, т.е. дисперсии для каждой из групп статистически достоверно не различаются.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010
По остальным диагностируемым показателям различия между этими группами студентов статистически не достоверны.
На втором этапе мы анализировали особенности сенсомоторного реагирования у студентов психологических и педагогических специальностей на акустический стимул (табл. 3).
Таблица 3
Сравнение среднегрупповых показателей особенностей сенсомоторного реагирования на акустический стимул у студентов, овладевающих психологическими специальностями (группа 1 — студенты-психологи, группа 2 — студенты-педагоги)
Group Statistics
Группа л Ме&п Std. ЧААЛАЛ I it Ті Std, Enpr Mean
dt 1,00 91 10,6154 91.55324 9,59739
2,00 if 99,6154 123,87590 12,93572
Модуль dt - i-\< 1,00 91 117,1429 51,18606 5,36576
2,00 91 170,2308 90,50943 9,48797
Б.ндекс Хере а (ЕП 1 1 V4WiVv\VvVv ' * 1,00 91 -,6929 ,07693 ,00806
2,00 91 -,7059 ,07934 ,00832
Фальстарт 1,00 91 23,9451 19,09355 2,00155
2,00 91 13,5385 16,75199 1,75609
Для показателей среднее время реакции, среднее время реакции без учёта знака реакции (модуль dt — /dt/) и количество фальстартов критерий однородности дисперсии Левина со значимостью
0,001; 0,000; 0,044 показал, что дисперсии для каждой из групп статистически достоверно различаются. Хотя результаты не являются корректными, был отмечен высокий уровень значимости по этим показателям (р = 0,000). Можно отметить, что студенты, овладевающие психологическими специальностями, показали меньшее время реакции на акустический стимул и большее количество фальстартов по сравнению со студентами, овладевающими педагогическими специальностями.
Нами было проведено сравнение средних показателей сенсомоторного реагирования на акустический стимул у курсантов психологического факультета МВД России с показателями студентов психологического факультета ЕГУ им. И.А. Бунина (таблица 4).
Таблица 4
Сравнение среднегрупповых показателей особенностей сенсомоторного реагирования на акустический стимул у студентов, овладевающих психологическими специальностями (группа 1 — курсанты МВД России г. Санкт-Петербурга, группа 3 — студенты г. Ельца) Group Statistics
Группа IT Mean Std. VvVvV- I ey tion St 1 Er; ■ WvW- VvWvVvV Mean
dt 3,00 53 -11,9057 83,16119 12,10987
1,00 38 42,0263 87,89444 14,25836
Модуль dt - і dt/ 3,00 53 119,1509 51,36873 7,05604
1,00 38 114,3421 51,48460 8,35190
Индекс Херста (И) 1 1 VvVv+AVvVv'v '• f 3,00 53 -,6900 ,07509 ,01031
1,00 38 -,6968 ,08027 ,01302
Фальстарт 3,00 53 28,9245 20,00466 2,74785
1,00 38 17,0000 15,46924 2,50944
Были выявлены отличия между группами психологов, осваивающих психологические специальности в разных учебных заведениях г. Санкт-Петербурга и г. Ельца. Время реакции у студентов г. Ельца на акустические стимулы статистически значимо меньше по сравнению со студентами г. Санкт-Петербурга (р = 0,005). Корректность результатов подтверждена величиной критерия однородности дисперсии Левина (Levene’s Test) со значимостью 0,764, то есть дисперсии для каждой из групп статистически достоверно не различаются. Однако среднее отрицательное значение времени реакции (-11,9057) в группе студентов психологического факультета ЕГУ им. И.А, Бунина свидетельствует о преимущественно опережающих реакциях на акустический стимул, что подтверждает значение среднего времени реакции без учёта знака (различия между группами психологов статистически не значимо) (таблица 4).
21S
По показателю «количество фальстартов» критерий однородности дисперсии Левина со значимостью 0,023 показал, что дисперсии для каждой из групп статистически достоверно различаются. Хотя результаты не являются корректными, были выявлены высокие статистически значимые различия между группами (р = 0,002), т.е. у студентов психологов г. Ельца по сравнению с курсантами психологами г. Санкт-Петербурга менее точные моторные реакции на акустический стимул.
В целом можно заметить, что студенты психологических специальностей показали меньшее значение времени реакции на стимулы разных модальностей. Помимо этого, студенты-психологи совершали большее количество фальстартов по сравнению со студентами-педагогами на акустический стимул. При этом студенты психологического факультета ЕГУ им. А.И. Бунина совершали большее количество фальстартов, как на зрительный, так и на акустический стимулы, демонстрируя менее точные сенсомоторные реакции по сравнению со студентами психологического факультета Санкт-Петербургского университета МВД России.
Кроме этого, обнаруженная нами инвариантность показателя организованности моторных реакций (индекс Херста) позволила предположить, что стохастичность свойств нервной системы относится к другим общим свойствам и может рассматриваться как самостоятельное свойство нервной системы вместе с силой, подвижностью и скоростью.
Сенсомоторная интеграция отражает интегративную деятельность мозга, т.е. нейрональные процессы центральной нервной системы, обеспечивающие объединение, связывание процессов восприятия сенсорной информации с реализацией моторного ответа [3]. В строении нервной системы фрактальность прослеживается как на макроскопическом уровне, в частности в структуре нейронных сетей, так и в структуре отдельных нейронов. При индексе Херста, стремящемся к 1, временные последовательности представляют собой фрактальное распределение, которое предполагает самоподобие временной структуры [2]. Величина индекса Херста (Н) более 0,55 интерпретируется, как способность испытуемых отражать динамическую структуру сенсорного потока, как способность к организации точных и скоростных реакций.
При индексе Херста, равном 0,5, корреляция прошлых и будущих приращений отсутствует, как и должно быть для случайного процесса с независимыми приращениями. При индексе Херста меньше 0,5 наблюдается антиперсистентность, т.е. увеличение в прошлом означает уменьшение в будущем и, наоборот, уменьшение в прошлом делает вероятным увеличение в будущем [7].
Показатель индекса Херста (Н) может рассматриваться как индикатор нарушения оптимума мозговых процессов, как показатель снижения прочности запоминания (оперативной памяти) и как показатель сужения психофизиологического диапазона адекватно воспринимаемых временных масштабов [6]. Низкие показатели индекса Херста соотносятся с низкой точностью моторных реакций. Среди всей выборки студентов психологических и педагогических специальностей у 6% студентов показатель индекса Херста (Н) был менее 0,55 в серии со зрительной модальностью и у 3 % студентов в серии с акустической модальностью. Этих студентов можно отнести к группе риска по развитию у них процессов профессиональной дезадаптации.
Таким образом, качество сенсомоторной интеграции, выражаясь в свойствах стохастичности нервной системы и являясь маркером зрелости лобных долей головного мозга, управляющих активностью всей центральной нервной системы, может рассматриваться как самостоятельный фактор типологической организации субъекта деятельности.
Выводы.
1. Студентов, овладевающих психологическими специальностями, характеризует меньшее время реакции на зрительный и акустический стимулы и большее количество опережающих реакций на акустический стимул по сравнению со студентами педагогических специальностей.
2. Курсанты психологического факультета Санкт-Петербургского университета МВД России по сравнению со студентами психологического факультета малого города России отличаются более точными сенсомоторными реакциями.
3. Стохастичность свойств нервной системы может рассматриваться как самостоятельный фактор типологической организации человека.
Список литературы
1. Ланилова, Н. Н. Психофизиология : учеб. для вузов — М.: АспектПресс, 2000. — 373 с.
2. Каменская, В. Г. Практическая диагностика хронотопа в сенсомоторной деятельности как условие нормального нервно-психического развития дошкольника // Современные технологии практической психологии в системе образования : материалы научно-практической конференции. — СПб., 2001. — С. 5-11.
3. Каменская, В. Г., Томанов Л. В. Психофизиология развития интеллекта. Теоретическое и экспериментальное исследование. — Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. — 216 с.
4. Каменская, В. Г., Томанов,Л. В., Несмелова, Н. И. Характеристика функционального состояния мозга по корреляционным связям параметров медленных потенциалов при решении сенсомоторных задач // Программирующая деятельность мозга человека : межвуз. сб. / под ред. А.С. Батуева, В.А. Дорошенко. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1992. — Вып. 31. — С. 96-107.
5. Наследов, А. Л. ЗР88: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — С. 145-156
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010
6. Урицкий, В. М., Музаяевская, Н. И. Стохастические методы функциональной диагностики и коррекции в медицине // Телемедицина: новые информационные технологии на пороге XXI века. — СПб.: Анатолия, 1998. - С. 209-243
7. Федер Е. Фракталы / пер. с англ. — М.: Мир, 1991. — 254 с.
Literature
1. Danilova, N. N. (2000) Psychophysiology. Textbook for higher school. Moscow: Aspect-Press.
2. Feder, E. (1991) Fractals. Moscow: Mir.
3. Kamenskaya, V. G, Tomanov, L. V., Nesmelova, N. I. (1992) Characteristics of the functional state of the brain based on correlation connections of parameters of slow potentials for sensorimotor task performance (pp.96-107). In Programming activity of the human brain. Vol. 31. St. Petersburg.
4. Kamenskaya, V. G, Tomanov, L. V. (2007). Psychophysiology of intellect development. Theoretical and experimental research. Yelets.
5. Kamenskaya, V. G. (2001) Practical diagnostics of chronotopos in sensorimotor activity as the condition of normal neuropsychic development of preschool-aged child. In Modern technologies of practical psychology in the system of education. Conference Materials. St. Petersburg.
6. Nasledov, A. D. (2007) SPSS: Computer data analyses for psychology and social sciences (pp.145-156). St. Petersburg: Piter.
7. Uritskij, V. M, Mu%alevskaya, N. I. (1998) Stochastic methods of functional diagnostics and correction in medicine (pp. 209-243). In Telemedicine: New Information technologies at the turn of the 21st century. St. Petersburg: Anatolija.
УДК 159.9:34 И.А. Кибак*
Научные основы психологии законотворчества: история становления и проблемы развития
В статье рассматриваются научные основы психологии законотворчества — история становления и проблемы развития. Дается краткий обзор основных направлений рассматриваемых проблем, которые исследованы в работах выдающихся личностей по истории законодательного процесса: отечественных и зарубежных ученых правоведов и психологов. Раскрываются основные условные периоды становления и развития психологии законотворчества: первый период становления, восходящий к временам античности и Средневековья; второй период, начинающийся с эпохи Нового времени и Просвещения; третий период, относящийся к концу XIX — началу XX в.; четвертый период, начинающийся с 60-х г. XX в., в контексте которого рассматриваются первые психологические исследования в сфере законотворчества и современный период развития белорусской парламентской истории, начинающийся с 1994 г., который характеризуется становлением и развитием законодательной ветви власти (Парламентаризм обрел не только внутреннюю структуру, но и культурно-психологические корни законотворческой деятельности). Описывается историко-методологический экскурс в сущность проблемы психологии законотворчества, показывается ее глобальность и многогранность.
Ключевые слова: психология законотворчества, этапы становления, законодатель.
IA. Kibak*. Lawmaking psychology scientific basis: formation history and development problems. This article deals with scientific basis of lawmaking psychology - formation history and development problems. There is а brief review of the branches of the given issues that were investigated Ьу prominent figures of lawmaking history, Ьу native and foreign lawyers and psychologists the main formation and development stages of lawmaking psychology are overviewed: the first stage of formation goes back to the Antiquity and Middle Ages; the second stage starts with the New Time and the age of Enlightenment; the third stage refers to the to the end of the nineteenth century — the beginning of the twentieth century the fourth stage starts in the sixties of the twentieth century. In the context of the last stage the first psychological researches in the sphere of lawmaking and modern time slot of Belorussian Parliament that appeared in 1994 which is characterized by the formation and development of legislative branch are observed (Parliamentarism found
* Кибак, Иван Алексеевич, доцент кафедры психологии и педагогики Академии МВД Республики Беларусь, кандидат психологических наук, доцент, полковник милиции. Республика Беларусь, 220123, г. Минск, ул. Кропоткина, д. 108, кв. 17. Тел. 8 (017) 289-56-78, моб. 8-0296-40-51-40. E-mail: [email protected].
* Kibak, I.A., docent of the department of psychology and pedagogic of the MIA Academy of the Republic of Belarus, candidate of science, docent, the Colonel of the police. The Republic of Belarus, 220123, Minsk, Kropotkina str., 108, apt. 17. Ph.: 8 (017) 289-56-78. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 28 апреля 2010 года.