ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА
©гоп Дендиева Р.У.
Чеченский государственный педагогический институт
Приводится анализ традиционного семейного воспитания чеченского народа, подчеркивается целесообразность и необходимость обращения к народным традициям в условиях современности.
The article deals with the analysis of the Chechen’s people traditional family education. The author underlines the expediency and the need for addressing the ethnic traditions in the modern conditions.
Ключевые слова: традиции чеченского народа, самобытная культура, семейное воспитание, большая семья, малая семья.
Keywords: Chechen people’s traditions, distinctive culture, family education, large family, a small family.
Проблемы возникновения и развития семьи, семейного воспитания, роли семьи в жизни общества не являются сегодня достаточно изученными, вследствие чего в них остается много спорных вопросов. За всю историю
существования семья изменилась, что связано с развитием
человечества, совершенствованием форм общественного регулирования отношений между полами, социально-экономических условий
существования общества.
Дореволюционная семья горских народов, достаточно подробно описанная М. И. Ковалевским, В. Ф. Миллером, Я. С. Смирновой, М. О. Косвен и другими, рассматривается через призму семейных отношений и семейной атмосферы. При этом выделяются два вида семьи: малая и большая патриархальная семья (семейная община). Рейнеггс отмечал в конце XVIII века большие семьи у чеченцев и ингушей, которые с прадедовских времен живут нераздельно в одном доме и владеют
им совместно. При этом наименьшая семья имеет от 5 до 10 боеспособных мужчин, а другие еще больше, когда численность одной семьи составляет от 40 до 50 душ мужского пола [5. С. 39].
Проживание большими общинами, включавшими порой несколько неразделенных семей, повышало роль старейшин, которые давали советы и рекомендации по ведению общего хозяйства, следили за
соблюдением традиций и обычаев, руководили воспитательным
процессом. В этих условиях от
старших членов семьи ребенок узнавал правила и нормы поведения, видел примеры их соблюдения. При этом в традициях вайнахов не
использовались способы запугивания, а преобладали методы наставления на путь, ведущий к самовоспитанию и самообладанию.
По мнению Н. Н. Харузина, в 80-х годах XIX века женатые сыновья оставались жить при отце, строили себе отдельную саклю, продолжая владеть землей сообща с отцом. А
глава семьи - «ц!ин да» (обычно отец) являлся распорядителем
семейного имущества, поскольку личные заработки членов семьи отдавались ему. После смерти отца главенство переходило к старшему сыну, причем предпочтение имел сын, а не старший брат умершего, если оставалась мать, то она одна возглавляла семью [8].
Сообщая о существовании у ингушей больших семей в 20-40 человек, Б. Далгат указывает, что такая семья обитала в характерной для ингушей башне, а совместная жизнь родичей в одной башне опиралась на нераздельное недвижимое имущество. При женитьбе строились сакли отдельно и по возможности ближе к родовой башне [4].
Большая семья была более распространенной в горных районах, а на равнине процесс замены большой семьи малой шел быстрее [7. С. 185].
Сегодня семья является самой близкой социальной средой, с
которой человек находится в
постоянном взаимодействии, и ее влияние на нравственное и эмоциональное развитие личности ощущается с рождения.
При этом семья («доьзал» - от корня «доьзна»-«дозар» - зависеть, взаимозависимость, связывать,
взаимосвязывать) представляет собой малую социальную группу с устойчивыми взаимоотношениями, основанными на браке и кровном родстве. Члены семьи связаны
общим имуществом и бытом, совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, моральной и материальной ответственностью друг перед другом и взаимопомощью. Кроме того, семья обладает особой, неповторимой морально-психологической атмосферой в межличностных взаимоотношениях, спецификой отношений между родителями и детьми. Внимательность родителей
друг к другу, искренность отношений с соседями, знакомыми и друзьями, стиль разговора с окружающими, забота о ком-нибудь и т.д. выступают основой семейного воспитания, фундаментом построения отношений и т.д.
Семейное воспитание было значимо всегда и сохраняет свою значимость сегодня, чему
подтверждением работы видных педагогов, в которых затрагивались вопросы семейного воспитания.
Иоганн Генрих Песталоцци считал семью и отчий дом основой истинного воспитания человека, поскольку
семейные отношения выступают
первыми и наиболее естественными отношениями. При этом Песталоцци отмечал силу семейного воспитания в отношениях, делах и поступках, выполнении обязанностей перед обществом. В семье ребенок приучается к труду, привлекается к исполнению домашних обязанностей. Под влиянием семейных принципов и уклада жизни воспитывается твердость характера, гуманизм,
чувство любви к родителям [6. С. 201].
По мнению В. А. Сухомлинского, ребенок как зеркало нравственной жизни родителей, характеризует их нравственные черты, передаваемые без особых усилий; душевная доброта матери и отца, умение делать добро другим, готовность отдать частицу своей души другим, принимать близко к сердцу радости и горести людей способствуют доброте, чуткости, сердечности и т.д. [8. С. 240].
Поэтому в формировании нравственного облика ребенка большую роль играют уважение и
справедливая требовательность родителей, нравоучение, воспитание конкретным делом и отношением к семье.
Психологический климат в семье зависит от ряда факторов, среди которых можно отметить
национальные традиции,
нравственные ценности, уровень
образования.
Народная педагогика отводит
семье важное место в формировании нравственных норм и правил поведения, для чего старшее поколение считает обязанностью передачу традиций и обычаев
народа, норм нравственного поведения, необходимых в жизни.
Именно в семье обеспечивается формирование нравственных норм и привычек, умений и жизненных принципов, поскольку семейные отношения, общие интересы и ценности, находящиеся на первом плане, предопределяют
нравственность подростков. «Чем
моложе ребенок, тем
непосредственнее протекает его нравственное воспитание, поскольку его нужно не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основываясь
преимущественно на привычке...» [2. С. 88].
В чеченской семье ярко выражено подчинение младших старшим, что находило отражение в
многочисленных формах почитания, в которых особое внимание отводилось отцу как главе семейства. У отца свое определенное место в комнате, стул, кровать, кроме него на них никто не имел права садиться. За стол вместе с отцом дети не садились, в его присутствии они не баловались, не шумели, без разрешения отца никуда не ходили, самостоятельно ни за какое дело не брались. В присутствии посторонних дети не вступали в разговор с отцом или его собеседниками, соблюдая тем самым законы вежливости.
Семья, где существует
взаимодействие трех поколений: детей, родителей, бабушек и дедушек
- несет сегодня ответственность перед тайпом и обществом за качество воспитания, полноценное развитие. При этом младшие выказывают услужливость в отношении отца и старших братьев,
им вменяется в обязанность помощь при мытье рук, привязывании коня, его кормлении и т.д.
Отец был строг и требователен к детям, часто рассказывал
поучительные истории, сказки, легенды, тем самым способствуя привитию им нравственных норм. Детям младшего школьного возраста полагалось по-настоящему
заботиться о больных в семье, быть внимательными и чуткими к их просьбам, помогать в семейном
труде, обращаться с просьбой тактично и стараться делать для старших доброе и приятное. Запрещалось нарушать покой старших в семье, грубить,
оговариваться, вмешиваться в их разговор, постыдным считалось жаловаться на кого-либо из взрослых членов семьи.
Главная роль в воспитании детей у чеченцев отводится женщине, от которой напрямую зависит исполнение норм и правил поведения, нравственный климат в семье, возрождение ценностей и, в частности, нравственных норм
поведения.
Сегодня вырастить детей
благородными, трудолюбивыми, честными возможно через пример родителей, авторитет окружающих и т.д., которые рассматриваются этнопедагогикой чеченцев как важный нравственный фактор. При этом культура отца и матери, их забота о детях имели и имеют решающее значение в воспитании нравственных норм и правил поведения.
Касаясь традиций чеченской семьи, следует отметить, что в настоящее время еще нет фундаментальных научных
исследований, раскрывающих в полной мере всю их палитру и уникальность, значимость для семейного воспитания. При этом традиции основаны на повторении прошлого образца, который выступает не просто повторением,
следованием им, а предполагает поиск нового решения.
Культура, преодолевая время,
связывает прошлое с настоящим и будущим, поскольку основывается на деятельности, а не механической памяти отдельной личности, семьи, народа, общества, человечества. При этом «каждое обращение к старому в новых условиях, возрождение старого и ее сохранение характеризует понимание своих корней, ощущение себя частью истории. Задержку в развитии создает не приверженность к истокам, а отказ двигаться вперед, а интерес к добрым традициям диктуется обычно потребностями
современности» [4. С. 12].
Следовательно, семья,
осуществляя начальный и главный этап социализации личности, формирует нравственные нормы: привычки, умения и жизненные
принципы. От отношений в семье, ее интересов и ценностей, находящихся на первом плане, зависит, насколько нравственными вырастут дети. Уроки жизни в семье, преподносимые
самыми близкими и дорогими людьми
- отцом и матерью, дедушкой и бабушкой, тетей и дядей, обладают огромной воспитательной силой, прививают основы нравственности в раннем возрасте. Это отражено в пословице: «Если не согнулся, будучи лозой, то, став стволом, не
согнешься» («Серах ца бина х1оз, хьокхех балур бац»).
Как и у других народов, у чеченцев существовал идеал воспитанного
человека, в котором преобладали одобряемые народом нравственные качества. В фольклоре в
художественной форме отражен моральный кодекс (нохчалла),
выработанный народом на протяжении многих тысячелетий и нашедший яркое выражение в пословицах и поговорках чеченцев:
«Г1иллакхан мах ахчанца хадалур бац. Г1иллакх ахчанца эцалуш дац. Г1иллакхо ша стеган мах хадабо». -«Культуру человека не измерить
деньгами, не купить на деньги. Культура человека определяет его вес и цену»;
«Стеган амалехь угаре а
сийлахьниг хаза г1иллакх ду» -
«Самая высшая ценность в человеке
- его культура»;
«Стеган оьздангалла, г1иллакх дукха а хьелашца кхоллалуш ду» -«Воспитанность, культура человека образуется из множества
составляющих».
Следует отметить в качестве вредных методов семейного воспитания телесные наказания,
проклятия, грубую брань. Жестокое обращение с детьми,
распространенное в некоторых семьях, рассматривается как показатель несостоятельности
родителей. В связи с утратой былой системы ценностей родители зачастую не знают, какие нравственные качества и нормы поведения необходимо воспитывать у своих детей, что вызывает некоторую сложность во взаимодействии детей и родителей, ощущение
беспомощности в их воспитании. Сегодня в семьях мало внимания уделяется совместной деятельности с детьми для того, чтобы приобрести опыт нравственного поведения, а влияние старшего поколения, бабушек и дедушек ослаблено, поскольку они живут, как правило, отдельно.
Если провести параллель с тем, что было раньше, то следует заметить, что в повседневной жизни большой семьи, состоящей из трехчетырех поколений, привитию нравственных норм уделялось больше времени, потому что в процесс включались родственники, соседи, другие взрослые, которые объясняли детям, как следует себя вести со старшими, стариками, женщинами, осуждали проступки, которые не вписывались в существующий свод правил и норм поведения.
На многих языках мира, в том числе и у чеченцев, семантика слова «воспитать» - «кхетар», «кхетор» -равнозначна понятиям: растить,
поставить на ноги, обучить, привить какие-то качества, навыки, то есть сделать человеком - «адам хилитар».
Чеченцы, начиная воспитание детей с раннего детства, говорили: «Жимчохь 1емина х1ума т1улга т1е яздина йоза сана ду» («Усвоенное в детстве как высеченное на камне»). Положительный пример старших, правдивость, сила и мужество, умение работать играли важную роль в воспитании трудолюбивых, физически развитых и нравственно устойчивых молодых людей, о чем свидетельствуют пословицы и поговорки: «Муьлхха а болх бар эхь дац, эхь ду болх ца беш мукъа лелар, нехан диканах хьегар» («Любая
Примечания
работа не позорна, позор бездельничать в надежде на чужую помощь).
Приобщение к истокам этнической культуры актуально для семьи и для общества и сегодня, поскольку человек рождается и живет в определенной социально-бытовой среде, где родными являются язык матери, культура, традиции и обычаи, накладывающие отпечаток на психологию, комплекс ценностных ориентаций, менталитет личности.
Итак, семейное воспитание как последовательная и системная деятельность родителей и других членов семьи по передаче общественно-историчес-кого опыта, формированию способности
создавать прекрасное выступает важным звеном подготовки и социализации молодежи.
1. Арабов И. А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. Карачаевск,
1996. С. 104-214. 2. Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9 т. М., 1994. С. 88. 3. Волков Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. М., 2001. 4. Далгат Б. Материал по обычному праву ингушей // Известия Ингушского НИИ. Владикавказ, 1930. 5. Лихачев Д. С. Прошлое будущему // Статьи и очерки. М., 1985. С. 3-12. 6. Песталоцци И. Г. Вечерний час отшельника. Избранные педагогические произведения. Т.1.М.: Изд-во АПН РСФСР. 1961. С. 201. 7. Смирнова Я. С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1983. С. 185. 8. Харузин Н. Н. Заметки о юридическом быте чеченцев и ингушей // Сборник материалов по этнографии, издаваемые при Дагестанском этнографическом музее. Вып. 2-3. М., 1888. С. 145. 9. Эльмурзаев С., Вагапов Я. Фольклор. 4 т. Грозный, 2005. 10. Reineqqs. J. Allqemeine historisch-topoqraphisc he Beschrei bunq des Kaukasus. Bd. 1.
Gothq und sf.Petersburg, 1 796. S. 39.
Статья поступила в редакцию 10.06.2011 г.