Научная статья на тему 'Особенности сделок, в совершении которых имеется заинтересованность для унитарных предприятий'

Особенности сделок, в совершении которых имеется заинтересованность для унитарных предприятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4939
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СОБСТВЕННИК ИМУЩЕСТВА / СДЕЛКА / ЗАКЛЮЧЕНИЕ СДЕЛКИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куликова И. К.

В статье проанализировано законодательство, регулирующее заключение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность для унитарных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses legislation regulating the conclusion of transactions with interest for the unitary enterprises.

Текст научной работы на тему «Особенности сделок, в совершении которых имеется заинтересованность для унитарных предприятий»

И. К. Куликова

ОСОБЕННОСТИ СДЕЛОК, В СОВЕРШЕНИИ КОТОРЫХ ИМЕЕТСЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ ДЛЯ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Работа представлена кафедрой гражданского права.

Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор А. А. Молчанов

В статье проанализировано законодательство, регулирующее заключение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность для унитарных предприятий.

The article analyses legislation regulating the conclusion of transactions with interest for the unitary enterprises.

Важность и необходимость существования в российском законодательстве института регулирования процедуры совершения унитарным предприятием сделок с заинтересованностью не вызывают сомнений. Поскольку указанный институт комплексно связан с такими проблемами, как правосубъектность, а также с вопросами ответственности и последствий сделок с заинтересованностью в рамках гражданских правоотношений, то очевидно, что для оптимального удовлетворения данной потребности следует исходить из правовой сущности унитарного предприятия как юридического лица.

Большинство государственных унитарных предприятий - это крупные хозяйствующие субъекты, за которыми закреплено имущество, стратегически важное для экономики и безопасности страны. Данные обстоятельства объясняют тот факт, что законодательство Российской Федерации ограничивает объем полномочий унитарных предприятий по распоряжению имуществом и устанавливает прозрачность сделок, осуществляемых с имуществом государства.

Для этого законодательством предусмотрена процедура обязательного согласования с собственником имущества сделок с заинтересованностью руководителя унитарного предприятия и его аффилированных лиц. Идея введения данного институ-

та весьма проста - поставить все сделки унитарного предприятия, выгоду от которых может извлечь лицо (руководитель, генеральный директор и т. д.), оказывающее или способное оказывать непосредственное влияние на управление унитарным предприятием, под контроль собственника имущества через введение специальной процедуры их одобрения.

Следует отметить, что для унитарных предприятий правила о заинтересованности в совершении сделки ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»1 (далее - Закон) введены впервые.

Первый абзац п. 1 ст. 22 Закона в императивной норме вводит запрет на совершение унитарным предприятием сделки, в которой имеется заинтересованность, без согласия собственника имущества, закрепленного за таким предприятием. Этому правилу корреспондирует исключительное правомочие собственника имущества унитарного предприятия давать согласие на совершение сделок, в которых имеется за -интересованность (подп. 15 п. 1 ст. 20 Закона).

Согласие собственника должно быть дано в отношении конкретной сделки, в совершении которой имеется заинтересованность. При этом должны быть указаны лицо (лица), являющееся ее стороной (сторонами), выгодоприобретателем (выго-

доприобретателями), цена, предмет сделки и иные ее существенные условия.

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, может относиться к категории крупных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием имущества. В указанных случаях одновременно применяются правила ст. 22 и 23 Закона, поскольку они не являются взаимоисключающими.

Следует обратить внимание, что законодатель устанавливает ограничения для сделок, в совершении которых имеется заинтересованность именно и только руководителя унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия является его единоличным исполнительным органом, действует от его имени без доверенности и соверша-ет от имени унитарного предприятия сделки в установленном порядке (ст. 21 Закона).

Закон признает, в частности, руководителя заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица являются стороной сделки; владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки; либо занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки.

Понятие аффилированного лица предполагает наличие отношений не столько имущественной, сколько управленческой и личной зависимости между субъектами, предполагающей ту или иную степень воздействия на деятельность органов управления юридического лица и на юридическое лицо как субъект предпринимательской деятельности.

Закон не предусматривает каких-либо особых условий в отношении суммы сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, или иных условий, очерчивающих круг сделок, подпадающих под действие данной статьи.

Таким образом, согласия собственника имущества унитарного предприятия будет требовать любая сделка, в совершении ко-

торой имеется заинтересованность руководителя данного унитарного предприятия, независимо от ее суммы, связанная или не связанная с отчуждением имущества унитарного предприятия, даже если она совершена в процессе осуществления обычной хозяйственной деятельности.

Кроме того, Закон регламентирует порядок представления информации о сторонах, потенциально заинтересованных в заключении сделок с унитарным предприятием (аффилированных лицах руководителя).

Объем информации, подлежащей доведению до сведения собственника руководителем унитарного предприятия в соответствии сп. 2 ст. 22 Закона, определен в данном пункте исчерпывающим образом. Собственник имущества, закрепленного за унитарным предприятием, не имеет формальных оснований требовать представления ему дополнительных сведений о заинтересованности в совершении предприятием сделки. Следует полагать, что и в уставе унитарного предприятия нельзя установить дополнительный перечень сведений, представляемых в таких случаях собственнику.

Действующая классификация недействительных сделок относит сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, совершенные с нарушением установленных требований, к категории оспоримых. Следует обратить внимание, что требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено только лицами, указанными в Законе, а именно: самим унитарным предприятием и собственником его имущества.

Общая судебная практика идет по тому пути, что при разрешении спора о признании сделки недействительной на основании п. 3 ст. 22 Закона Арбитражный суд должен установить, имела ли место заинтересованность на момент совершения сделки.

Таким образом, заинтересованность в совершении унитарным предприятием сделки необходимо устанавливать на момент ее совершения.

Возникает вопрос, может ли быть оспорена сделка, совершенная хоть и с согласия

собственника имущества унитарного предприятия (например, в отношении недвижимого имущества), но если при этом он не был поставлен в известность, что в совершении данной сделки имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия. Исходя из смысла ст. 22 ив целях пресечения злоупотреблений со стороны руководителя унитарного предприятия указанная сделка может быть оспорена.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что институт сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, занимает важнейшее место в ряду норм, определяющих порядок осуществления деятельности унитарным предприятием. Необходимость согласования с собственником имущества унитарного предприятия указанных сделок объясняется прежде всего дуализмом правовой конструкции данной категории юридических лиц: с одной стороны, унитарное предприятие является коммерческой организацией, с другой - обладает специальной правоспособностью и ограниченными вещными правами в отношении закрепленного за ним имущества.

Как показывает практика, соответствующие нормы могут вызывать трудности в процессе их применения как организацион-

ного (например, отсутствие оперативности в принятии собственником решений об одобрении сделок с заинтересованностью), так и юридического характера. Так, существует ряд вопросов в определении заинтересованности руководителя унитарного предприятия на стадии заключения сделки. Во-первых, понятие заинтересованного лица весьма динамично. Сегодня то или иное лицо не является заинтересованным, а завтра оно уже стало таковым. В законодательстве отсутствуют сроки, в течение которых руководитель унитарного предприятия должен уведомить собственника имущества о наличии заинтересованности в совершении той или иной сделки и др.

Следует отметить, что в настоящее время в законодательстве, регулирующем заключение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, имеются значительные пробелы, способные привести к автоматическому признанию такой сделки недействительной. В результате страдает добросовестный контрагент, который в ряде случаев будет фактически лишен права на судебную защиту по таким категориям споров. Пробелы эти очевидны и нуждаются в восполнении.

ПРИМЕЧАНИЕ

1СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4746.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.