ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2014 Философия. Психология. Социология Выпуск 3(19)
УДК 159.93/94:378
ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ И СТАРШИХ КУРСОВ
Никитин Александр Акиндинович
доктор педагогических наук профессор кафедры психологии развития
Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, Пермь, ул. Букирева, 15 e-mail: [email protected]
Петрованова Надежда Александровна
студентка специальности «Психология»
Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, Пермь, ул. Букирева, 15 e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются результаты исследования проблемы саморегуляции учебной деятельности студентов высших учебных заведений. Саморегуляция учебной деятельности студентов вуза играет важную роль в успешности образовательного процесса. Цель исследования - выявление и сравнение особенностей саморегуляции студентов 1 и 5 курсов. В связи с переходом вузов на новые модели обучения и изменениями учебных планов, повышением роли самостоятельной работы доказана необходимость формирования у студентов оптимального стиля саморегуляции учебной деятельности. Ключевые слова: учебная деятельность студентов; саморегуляция; особенности саморегуляции; показатели саморегуляции; стилевая саморегуляция.
Взаимодействуя с окружающим миром, человек постоянно сталкивается с необходимостью выбора способов реализации своей активности в достижении поставленной цели, в зависимости от своих индивидуальных особенностей и с учетом разнообразия условий действительности, а также особенностей взаимодействующих с ним других людей. В ситуациях выбора снятие возникшей неопределенности возможно лишь при помощи саморегуляции, когда человек самостоятельно исследует ситуацию, программирует свою активность, контролирует ее ход и коррелирует в случае необходимости полученные результаты [1].
В связи с переходом вузов на новые модели обучения, изменениями учебных планов и введением новых курсов повышается роль самостоятельной работы в учебной деятельности студентов. Психологическую основу самостоятельности составляет сформированная система саморегуляции, так как только если студент сам осознает значимость приобретаемой им профессии, он может сознательно ставить перед собой учебные цели, добиваться их исполнения, видеть
возможности дальнейшего профессионального совершенствования [2, 3, 5].
Осознанная саморегуляция учебно-профес-сиональной деятельности студентами вуза имеет важное значение для успешности образовательного процесса, личностного развития и субъектного становления студентов. Следовательно, необходимо формировать у них оптимальный стиль саморегуляции учебной деятельности [1,4].
Цель проведенного под нашим руководством эмпирического исследования — выявить и сравнить особенности саморегуляции у студентов 1 и 5 курсов. В исследовании приняли участие 80 студентов гуманитарных факультетов 1 и 5 курсов Пермского государственного национального исследовательского университета.
Для анализа особенностей и степени выраженности показателей саморегуляции и учебной мотивации студентов 1 и 5 курсов использовались методы описательной статистики и ранжирования.
Картина выраженности показателей саморегуляции студентов 1 курса представлена в табл. 1.
© Никитин А.А., Петрованова Н.А., 2014
Таблица 1. Описательная статистика показателей саморегуляции студентов 1 курса
Показатель Сред, знач. Медиана Мода Част, моды Стат. откл. Асимметрия Эксцесс
Планирование 5,33 5,50 6 10 2,27 0,23 -0,85
Моделирование 4,65 4,62 3 13 1,75 0,27 -0,51
Программирование 5,48 6,00 6 11 1,80 -0,04 -0,90
Оценка результатов 5,33 6,00 6 12 1,59 -0,61 -0,22
Гибкость 5,93 7,00 7 11 2,20 -0,39 -0,83
С амостоятельность 6,00 6,00 4 15 1,93 0,13 -0,55
Общий уровень саморегуляции 28,70 27,00 - - 5,91 0,46 0,44
Как видно из таблицы, значения среднего арифметического, медианы и моды по большинству показателей саморегуляции студентов 1 курса были близки друг к другу. Значения асимметрии и эксцесса в большинстве случаев были в пределах нормы (р < 0,5). Эти данные свидетельствуют о том, что по показателям саморегуляции выборка студентов 1 курса адекватно отражает генеральную совокупность и может быть исследована с помощью параметрических методов анализа ^-критерия Стьюдента и корреляционного по Пирсону).
Характер распределения отдельных показателей саморегуляции студентов 1 курса наглядно представлен на рис. 1.
Данные сравнительной выраженности показателей саморегуляции распределились следующим образом (табл. 2).
Таблица 2. Ранжирование показателей саморегуляции студентов 1 курса
Показатель Сред, знач. Стат. откл. Ранг
Планирование 5,33 2,27 4
Моделирование 4,65 1,75 5
Программирование 5,48 1,80 3
Оценка результатов 5,33 1,59 4
Гибкость 5,93 2,20 2
С амостоятельность 6,00 1,93 1
Как видно из таблицы, у студентов 1 курса наиболее выраженным механизмом саморегуляции выступает самостоятельность, на втором месте — гибкость, за ней следует программирование, далее планирование и оценка результатов и на последнем месте — моделирование.
Таким образом, у студентов 1 курса наблюдается развитость регуляторной автономности, способность самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению поставленной цели, контролировать ее ход, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности.
При этом наблюдается слабая сформирован-ность процессов моделирования, что приводит к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, проявляющаяся в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации и последствиям своих действий. У студентов часто возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, они не всегда замечают изменение ситуации, что часто приводит к неудачам.
Общая картина выраженности показателей саморегуляции студентов 5 курса представлена в табл. 3.
Как видно из таблицы, значения среднего арифметического, медианы и моды по большинству показателей саморегуляции студентов 5 курса были близки друг к другу. Значения асимметрии и эксцесса в большинстве своем были в пределах нормы (р < 0,5). Эти данные свидетельствуют о том, что по показателям саморегуляции выборка студентов 5 курса адекватно отражает генеральную совокупность и может быть исследована с помощью параметрических методов анализа ^-критерия Стьюдента и корреляционного по Пирсону).
Характер распределения отдельных показателей саморегуляции студентов 5 курса представлен на рис. 2.
Планирование
Моделирование
Оценка результатов
Программирование
Гибкость Самостоятельность
Рис. 1. Распределение показателей саморегуляции студентов 1 курса
ш.
1л
Планирование
Моделирование
ИГ
Ы
■II л........
Шшж
Л11И_
ШШ«ШШШШ№ШЯШШ»ШтЖ
_
Программирование
Оценка результатов
Гибкость
Самостоятельность
Рис. 2. Распределение показателей саморегуляции студентов 5курса
Таблица 3. Описательная статистика показателей саморегуляции студентов 5 курса
Показатель Сред, знач. Медиана Мода Част, моды Стат. откл. Асимметрия Эксцесс
Планирование 4,65 5,00 5 9 2,37 -0,42 -0,65
Моделирование 3,80 4,00 3 12 1,80 -0,18 0,15
Программирование 5,23 5,00 5 11 2,34 -0,53 0,18
Оценка результатов 4,28 4,00 4 12 1,81 -0,54 0,52
Гибкость 4,48 5,00 6 9 2,14 -0,45 -0,22
С амостоятельность 4,85 5,00 5 9 2,63 -0,24 -0,79
Общий уровень саморегуляции 26,38 26,85 30 6 8,80 -0,60 0,31
С точки зрения сравнительной выраженности показателей саморегуляции данные распределились следующим образом (табл. 4).
Таблица 4. Ранжирование показателей саморегуляции студентов 5 курса
Показатель Сред, знач. Стат. откл. Ранг
Планирование 4,65 2,37 3
Моделирование 3,80 1,80 6
Программирование 5,23 2,34 1
Оценка результатов 4,28 1,81 5
Гибкость 4,48 2,14 4
С амостоятельность 4,85 2,63 2
Как видно из таблицы, у студентов 5 курса наиболее выраженным механизмом саморегуляции явялется программирование, на втором месте — самостоятельность, за далее следует планирование, затем гибкость, оценка результатов и на последнем месте — моделирование.
Таким образом, у студентов 5 курса развито осознанное программирование своих действий на потребность продумывать способы своих действий и поведение для достижения намеченных целей. Имеет место детализированность и развернутость разрабатываемых программ. Программы разрабатываются самостоятельно, они корректируются с изменением обстоятельств и устойчивы в ситуации помех. При несоответствии полученных результатов поставленным целям производится коррекция программы для достижения приемлемого для субъекта результата.
При этом у пятикурсников, как и у студентов первых курсов, наблюдается слабая сформиро-ванность процессов моделирования, что приводит к неадекватной оценке значимых внутренних ус-
ловий и внешних обстоятельств; это проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. У них часто возникают трудности в определении цели и разработке программы действий, адекватных текущей ситуации, они не всегда замечают изменения ситуации, что часто приводит к неудачам.
Для анализа различий в показателях саморегуляционных свойств студентов 1 и 5 курсов нами был применен {.-критериальный анализ для независимых групп. В качестве независимой переменной (фактора) в анализ включался показатель курса (1 или 5), а в качестве зависимых переменных — шкальные показатели по методикам «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой.
Результаты {.-критериального анализа по показателям стилевой саморегуляции представлены в табл. 5.
Наглядно отображены различия по показателям стилевой саморегуляции между первокурсниками и пятикурсниками на рис. 3.
Анализ показал, что студенты 1 и 5 курсов отличаются по таким показателям стилевой саморегуляции, как моделирование (р < 0,05), оценка результатов (р < 0,01), гибкость (р < 0,01) и самостоятельность (р < 0,05). По показателю общий уровень саморегуляции между первокурсниками и пятикурсниками значимых различий не наблюдается.
Сравнение средних значений свидетельствует о том, что моделирование, оценка результатов, гибкость и самостоятельность в большей степени выражены у студентов 1 курса, чем у студентов 5 курса.
Это означает, что по сравнению с первокурсниками пятикурсники обнаруживаютболее слабую сформированность процессов моделирования, что приводит к неадекватной оценке значимых внут-
ренних условий и внешних обстоятельств деятельности. проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. У них возникают определенные трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, они не всегда замечают изменение ситуации, что также часто приводит к неудачам. Они проявляют пониженную критичность к своим действиям. Субъективные критерии успешности недостаточно устойчивы, что ве-
дет к резкому ухудшению качества результатов при увеличении объема работы, ухудшении состояния или возникновении внешних трудностей. В динамичной, быстро меняющейся обстановке пятикурсники чувствуют себя менее уверенно, с трудом привыкают к переменам в жизни, смене обстановки и образа жизни. Они в большей степени зависимы от мнений и оценок окружающих. Планы и программы действий разрабатываются несамостоятельно, обнаруживается тенденция некритично следовать чужим советам.
Таблица 5. Различия в выраженности средних значений показателей стилевой саморегуляции
у студентов 1 и 5курсов
Переменные Сред, арифм. Р.критерий Стъюдента Ур. знач. р Кол-во чел. Станд. откл.
1-й курс 5-й курс 1-й курс 5 й курс 1-й курс 5-й курс
Планирование 5,33 4,65 1,30 0,197 40 40 221 2,37
Моделирование 4,65 3,80 2,14 0,035* 40 40 1,75 1,80
Программирование 5,48 5,23 0,54 0,593 40 40 1,80 2,34
Оценка результатов 5,33 4,28 2,75 0,007** 40 40 1,59 1,81
Гибкость 5,93 4,48 2,99 0,004** 40 40 2,20 2Л4
С амостоятельность 6,00 4,85 2,23 0,029* 40 40 1,93 2,63
Общий уровень саморегуляции 28,70 26,38 1,39 0,169 40 40 5,91 8,80
7
й -
0 5 4 3 2 1 л 1
1 1 курс
и / / 1 / У 1 у 1 / / 1 С? / /
у /
«а С с
Рис. 3. Гистограмма различий в выраженности средних значений показателей стилевой саморегуляции у студентов 1 и 5 курсов
Первокурсники по сравнению с пятикурсниками способны более успешно выделять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в адекватности программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов поставленным целям. В условиях неожиданно меняющихся обстоятельств они могут более гибко изменять модель значимых условий и соответственно программу действий. Первокурсники обнаруживают большую развитость и адекватность самооценки, сформированность и устойчивость, адекватно оценивают как сам факт рассогласования полученных результатов с целью деятельности, так и приведшие к нему причины, гибко адаптируясь к изменению условий. Демонстрируют они и большую пластичность регуля-торных процессов. При возникновении непредвиденных обстоятельств легче перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий. Наконец, они более автономны в организации собственной активности, способны самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности.
Можно предположить, что обнаруженные различия объясняются особенностями учебной ситуации на первых и на завершающих ступенях обучения в вузе. На первом курсе студенты потенциально готовы к непредвиденным и непредсказуемым изменениям ситуации, в то время как на последнем курсе студенты действуют по привычным, выработанным за несколько лет схемам. В силу этого высокий уровень стратегий саморегуляции для них менее актуален (не востребован).
Другим объяснением может быть тот факт, что студенты 5 курса в отличие от студентов 1 курса совмещают учебу с работой. Можно предположить, что, находясь в начале своей карьеры, студенты, как правило, выполняют функции исполнителей. Данные функции не предполагают, а часто категорически исключают проявления личной инициативы.
Таким образом, экспериментальное изучение осознанной саморегуляции учебно-профес-сиональной деятельности студентов вуза показа-
ло, что существующая система обучения не в
полной мере обеспечивает формирование структур саморегуляции у студентов.
Список литературы
1. Конопкин OA. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. 2004. №2. С. 128-135.
2. Корнеееа С А. Особенности процессов саморегуляции у студентов с разными профилями латеральной организации // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2011. № 3(7). С. 87-99.
3. Моросанова В.И., АроноваЕ.А. Саморегуляция и самосознание субъекта // Психологический журнал. 2008. № 1. С. 14-22.
4. Barkoukis V. Psychology of self-regulation. Thessaloniki: Nova Science Publishers, Inc., 2012. 191 p.
5. LeontievD.A. Motivation, consciousness and self-regulation. Moscow: Nova Science Publishers, Inc., 2012. 286 p.
Получено: 07.08.2014.
References
1. Konopkin O.A. [General capacity for self-regulation as a factor of subjective development]. Voprosy psikhologii [Isssues of psychology]. 2004, no 2, pp. 128-135 (In Russian).
2. Korneeva S.A. [Peculiar properties of self-regulation processes of students with different patterns of lateral organisation], Vestnlk Permskogo univrsiteta. Seriya: Filosofiya. Psikhologiya. Sotsi-ologiya [Perm University Bulletin. Series "Philosophy. Psychology. Sociology"]. 2011, no 3(7),
pp. 87-99. (In Russian).
3. Morosanova V.I., Aronova E.A. [Self-regulation and self-comprehension of a subject]. Psik-hologicheskijzhurnal [Psychological journal]. 2008, no 1, pp. 14-22 (In Russian).
4. Barkoukis V. Psychology of self-regulation. Thessaloniki: Nova Science Publishers, Inc., 2012. 191 p.
5. Leontiev D.A. Motivation, consciousness and self-regulation. Moscow: Nova Science Publishers, Inc., 2012. 286 p.
The date of the manuscript receipt: 07.08.2014.
FEMURES OF SELF-REGULATION
OF JUNIOR AND SENIOR COURSES STUDENTS AlexandrA. Nikitin, Nadezhda A. Petrovanova
Perm State National Research University, 15, Bukirev str., Perm, Russia, 614990
This article discusses the problem of self-regulation of students' in higher education learning activities. Self-regulation of learning activities of the university students plays an important role in the success of the educational process. The purpose of the research is the identification and comparison of the peculiar properties of self-regulation of students of 1st and 5th courses. In connection with the higher education institutions' transition to the new model of learning, due to changes in curricula and the role of students' independent work increase the need for formation of students' optimal style of self-regulation of learning activity is proved. Key words', educational activity of students; self-regulation; particularly self-regulation; self-regulation performance; the style self-regulation.
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
Никитин АЛ., ПетровановаНА. Особенности саморегуляции студентов младших и старших курсов // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2014. № 3(19). С. 75-82.
Please cite this article in English as:
Nikitin A. A., Petrovanova N.A. Features of self-regulation of junior and senior courses students // Perm University Bulletin. Series «Philosophy. Psychology. Sociology». 2014. No. 3(19). P. 75-82.