СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
MODERN PROBLEMS OF PSYCHOLOGY
УДК 159.923 ББК 88.352 Б 83
Н.В. Бородина
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и социальных коммуникаций Сочинского государственного университета; E-mail: [email protected]
И.Б. Шуванов
Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и социальных коммуникаций Сочинского государственного университета; E-mail: [email protected]
Е.В. Щетинина
Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и социальных коммуникаций Сочинского государственного университета; E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГА СО СТАЖЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕЕ 3-х ЛЕТ
(Рецензирована)
Аннотация. Обосновывается актуальность проблемы саморазвития личности психолога; раскрываются современные научные суждения о саморазвитии как психологическом феномене. Личность психолога подвергается анализу в качестве субъекта развития в процессе профессиональной деятельности. Причины, проявления, особенности саморазвития личности психолога анализируются на основе данных эмпирического исследования, проведенного среди педагогов-психологов общеобразовательных учреждений со стажем профессиональной деятельности менее 3-х лет. Результаты исследования расширяют содержательную характеристику процесса саморазвития личности психолога в условиях общеобразовательного учреждения.
Ключевые слова: личность, саморазвитие личности, психологические детерминанты, самоактуализация.
N.V. Borodina
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of General Psychology and Social Communications, Sochi State University; E-mail: [email protected]
I.B. Shuvanov
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Department
of General Psychology and Social Communications, Sochi State University;
E-mail: [email protected]
E.V. Shchetinina
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Department
of General Psychology and Social Communications, Sochi State University;
E-mail: [email protected]
FEATURES OF SELF-DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF A PSYCHOLOGIST WITH A LESS THAN 3 YEAR EXPERIENCE OF PROFESSIONAL ACTIVITY
Abstract. The article substantiates the relevance of the problem of self-development of the personality of a psychologist and discloses modern scientific judgments about self-development as a psychological phenomenon. The personality of a psychologist as a subject of development in the process of professional activity is analyzed. The causes, manifestations and features of self-development of the personality of a psychologist are analyzed based on empirical research conducted among educational psychologists of general educational institutions with professional experience of less than 3 years.The results of the study expand the content characteristic of the process of self-development of the personality of a psychologist in a general educational institution.
Keywords: personality, personality's self-development, psychological determinants, self-actualization.
Процесс развития современного человека, расширение возможности его жизнетворчества тесно связаны с процессом саморазвития личности. Вопросы о содержании саморазвития личности, попытки анализа и осмысления проблематики их детерминант проводились отечественными и зарубежными исследователями. Как известно, концептуальные основы психологии саморазвития личности были заложены Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном. Саморазвитие как философская категория в теоретическом акцентировании активности развития представлена в рамках изучения самовоспитания А.А. Бодалевым, Ю.М. Орловым, самосознания И.И. Чесноковым, самодетерминации А.Г. Асеевым, жизненных стратегий К.А. Абульхановой-Слав-ской. Проблема саморазвития и его значения для личности еще больше актуализирована современными
научными изысканиями в сторону его понимания как динамического явления, качественно отличающегося от развития, иными словами, как - психологического феномена (А. Реан, А.А. Деркач, Н.А. Низов-ских, М.А. Щукина и мн. др.).
Поэтому практический интерес представляет выявление психологических детерминант саморазвития личности психолога и применение методик их измерения. С нашей точки зрения, учет этих знаний поможет в практике консультирования по вопросам саморазвития личности и разработке образовательных лекционных курсов.
В научной литературе понятие саморазвития определяется довольно часто как:
- «самодвижение, где все элементы детерминированы внутри самой системы, а не заданы извне» [1: 92];
- «автономный внутренний жизненный порыв целеустремленно саморазвивающейся личности, волей
к самоутверждению и самоусовершенствованию» [2: 248];
- «создание и изменение обстоятельств современной жизни собственным поведением и трудом, образование собственной среды развития посредством общественных связей - всё это проявления социальной активности человека в его собственной жизни» [3: 134];
- «всякое развитие представляет процесс самодвижения, т.е. имеет спонтанный характер, которому свойственны внутренние законы» [4: 94].
В качестве необходимых условий для саморазвития выступают:
- противоречие между нежелательным настоящим и желаемым будущим, которое обеспечит деятельность энергией;
- наличие функционального резерва, обычно не используемого, но доступного для актуализации и включения в регулярный процесс деятельности [5: 26].
Интересным, на наш взгляд, является замечание А.А. Бодалева о том, что в процессе саморазвития «не кто другой, как сама личность ставит перед собой цели, выбирает пути их достижения и выходит к тем или иным результатам» [6: 6]. Происходящее в ходе саморазвития качественное изменение человека достигается в результате целенаправленного и более или менее длительного воздействия им на самого себя.
С точки зрения К.А. Абульха-новой-Славской, структурно саморазвитие представлено тремя компонентами:
1) «самосовершенствование (саморазвитие) включает процесс приобщения к культуре (своего общества, своей эпохи);
2) постоянное повышение уровня своих знаний (в процессе непрерывного образования, пополнения имеющихся знаний новыми);
3) наконец, процесс активной реализации себя в жизни (в труде, в творчестве)» [7: 261].
Таким образом, личностное саморазвитие может рассматриваться как целостная саморазвивающаяся система, основанная на деятельностном преобразовании личностью себя, детерминируемая потребностями в самоизменении и личностном росте и осуществляющаяся в ходе саморегуляции своего поведения и деятельности, направленной на достижение профессионально значимых целей. В связи с этим наш практический интерес направлен на исследование особенностей психологических детерминант саморазвития личности психолога.
В исследовании принимали участие 25 человек психологов, имеющих стаж профессиональной деятельности менее 3-х лет. Программа эмпирического исследования представлена в таблице 1.
Анализ результатов эмпирического исследования психологических детерминант саморазвития личности психологов позволил определить значимые детерминанты саморазвития личности психолога.
Анализ результатов реализации первого этапа.
В соответствии с целями, задачами и планом хода эмпирического исследования, направленного на изучение специфики саморазвития личности психолога, определены особенности саморазвития психологов образовательных учреждений со стажем профессиональной деятельности до 3-х лет. Результаты исследования по представленности саморазвития как способности личности у психологов показывают, что группа респондентов со стажем профессиональной деятельности до 3-х лет, т.е. те психологи, которые только адаптировались к профессиональной деятельности и «удержались» в профессии, имеет разные уровни проявления саморазвития личности:
- 36% психологов определились с высоким уровнем саморазвития личности;
Таблица 1
Программа эмпирического исследования психологических детерминант саморазвития личности психолога сферы образования
Этап Решение задачи Методы и методики исследования
1. Определение уровня саморазвития психологов со стажем профессиональной деятельности менее 3-х лет Методы исследования: - психодиагностический: методика «Способности к саморазвитию личности» И.В. Зверева; - математические: метод нормального распределения Гаусса; t-критерий Стъюдента
2. Определение уровней проявления предполагаемых психологических детерминант саморазвития личности: самоактуализация, креативность, ценностные ориентации, познавательная активность, самопринятие Методы исследования: - психодиагностический: методики «САТ» Э. Шострома; - математический: критерий %2 для произвольных таблиц
3. Определение уровня проявления психологической детерминанты саморазвития личности: рефлексивность Методы исследования: - психодиагностический: опросник определения уровня развития «Рефлексивность» А.В. Карпова; - математический: критерий Х2 для произвольных таблиц
- 44% респондентов показали средний уровень саморазвития личности;
- и только 20% психологов имеют низкий уровень способности к саморазвитию. Но тем не менее они задержались в профессии, которая требует постоянного высокого уровня способности саморазвития.
Психологи обследуемой группы имеют некоторые особенности саморазвития, а именно:
- они реже готовы к интенсивному, постоянному, напряженному саморазвитию личности в психологическом и профессиональном направлениях;
- в целом менее готовы к прогрессивным изменениям и самостоятельному развитию внутренних факторов как личностных ресурсов, определяющих саморазвитие;
- чаще проявляют отсутствие системы саморазвития или полное ее отсутствие, так как чаще демонстрируют средний и низкий уровни проявления способности и готовности к саморазвитию.
Таким образом, можно говорить о том, что данная группа респондентов чаще в организации своего развития ориентируются на внешние, непредсказуемые факторы, что противоречит особенностям профессиональной деятельности, требующей системной и постоянной работы в сторону личностного, профессионального развития психолога.
Реализация второго этапа эмпирического исследования.
В соответствии с планом эмпирического исследования выявлены ведущие группы детерминант, которые определяют саморазвитие личности с различным уровнем его представленности у психологов со стажем профессиональной деятельности до 3-х лет. В качестве детерминант определены следующие свойства, одновременно являющиеся компонентами самоактуализации:
- самоактуализация;
- креативность;
- самопринятие;
- ценностные ориентации;
- познавательная активность.
Анализ взаимосвязи саморазвития личности психолога с учетом уровневого распределения по данному показателю и уровня самоактуализации психологов представлен в таблице 2. Особое внимание было уделено группам респондентов с высоким и средним уровнями проявления саморазвития, т.к. низкий уровень саморазвития коррелирует с низким уровнем самоактуализации, что не может являться положительной детерминацией для прогрессивного саморазвития личности психолога.
которую проявляет психолог в профессиональном и личностном плане. Данный уровень саморазвития личности у психологов в 12% случаев (3/25) сопровождается высоким уровенем самоактуализации, т.е. такой уровень, который граничит с нереальной (псевдоактуализация). Возможно, данный уровень самоактуализации является реальным для специалистов с психологической системой деятельности; низкий уровень самоактуализации психолога не обнаружен - это также является показательным и говорит о том, что психологи с высоким уровнем способности саморазвития демонстрируют высокий и средний уровни самоактуализации, т.е. они всегда
Качественный анализ результатов исследования позволяет обнаружить следующие связи по уровням проявления саморазвития и самоактуализации личности:
- высокий уровень саморазвития личности психолога со стажем работы не более 3-х лет чаще сопряжен со средним уровнем самоактуализации личности, т.е. в 24% случаев (6/25) такая связь проявляется в том, что психологи, имеющие опыт работы не более 3-х лет с высоким уровнем саморазвития, имеют самоактуализацию, близкую к норме, это реальная самоактуализация,
способны к творческой реализации и продуктивности деятельности;
- средний уровень саморазвития личности психолога показывает, что в 16% случаев испытуемые проявляют средний уровень самоактуализации и также в 16% случаев показывают низкий уровень самоактуализации; только в 12% - высокий уровень самоактуализации, в данном случае можно говорить о том, что средний уровень саморазвития определяется чаще реализацией среднего уровня, так называемой адекватной, оптимальной самоактуализацией, и в равной степени определяется низким уровнем проявления самоактуализации; гораздо реже провоцируется
Таблица 2
Сопряженность результирующей саморазвития личности и предполагаемой детерминанты самоактуализации психологов со стажем не более 3-х лет
Саморазвитие (уровень) психологов Уровень самоактуализации
Высокий абсолютное (от 110-126) Средний абсолютное (от 100-110 Низкий абсолютное (от 90-100 )
X* F ** X* F ** X* F ** X* F **
Высокий 3 12 6 24 0 0 9 36
Средний 3 12 4 16 4 16 11 44
Низкий 1 4 2 8 2 28 5 20
Z 7 28 12 48 6 24 25 100
* - частота встречаемости варианты ** - частота встречаемости варианты %
высокой степенью самоактуализации (псевдосамоактуализация);
- низкий уровень саморазвития личности психолога обнаруживает в равной степени по 8%, (т.е. по 2 случая из 25) проявлений среднего и низкого уровня самоактуализации, что вполне соответствует утверждению об оптимальности соотнесенности факторов, определяющих наличие связи
Анализ табличных значений позволяет определить некоторые особенности сопряженности уровней результирующей саморазвития и предполагаемой детерминантой креативности, выявленные по результатам опроса психологов со стажем профессиональной деятельности менее 3-х лет:
- высокий уровень проявления саморазвития личности психолога рассматриваемой группы характеризуется сопряженностью с результатами креативности высокого уровня в 6 случаях из 25 (24%), среднего уровня - 2 из 25 (8%) и низкого уровня - 1 из 25 (4%);
- средний уровень проявления саморазвития личности психолога рассматриваемой группы чаще сочетается с высоким уровнем креативности - 20% случаев (5 из 25), реже отмечается средний и низкий уровни креативности личности, всего
между средним уровнем саморазвития и средним уровнем самоактуализации. Низкий уровень саморазвития только в одном случае сочетается с высоким уровнем самоактуализации.
Результаты определения взаимосвязи между уровнем результирующей саморазвития психологов и теоретической детерминантой креативности личности в таблице 3.
12% случаев (по 3 из 25) каждого упомянутого случая;
- низкий уровень результатов саморазвития личности психолога проявляется сам очень редко, только 20% от всех возможных вариантов и характеризуется редким проявлением креативности с высоким и низким уровнями показателей изучаемой детерминмнты, каждый по 8% (2 случая из 25), только один раз встречается низкий уровень ответов по проявлению креативности.
Результаты эмпирического исследования на предмет соподчинен-ности саморазвития и познавательной активности представлены в таблице 4.
Из табличных данных очевидно, что психологи со стажем профессиональной деятельности менее 3-х лет показывают отсутствие проявления низкого уровня познавательной активности, следовательно, на трех
Таблица3
Сопряженность результирующей саморазвития и детерминантой креативности личности психологов со стажем менее 3-х лет
Саморазвитие психолога (уровень) Уровень креативности
высокий средний Низкий X F
X F X F X F
высокий (75-55 баллов) 6 24 2 8 1 4 9 36
средний (54-36 баллов) 5 20 3 12 3 12 11 44
низкий (35-15 баллов) 2 8 1 4 2 8 5 20
2 13 52 6 24 6 24 25 100
Таблица 4
Сопряженность факторов саморазвития и познавательной активности личности психологов со стажем менее 3-х лет
Саморазвитие психолога (уровень) Уровень познавательной активности Z
высокий средний Низкий X F
X F X F X F
высокий (75-55 баллов) 6 24 3 12 0 0 10 36
Средний (54-36 баллов) 6 24 5 20 0 0 10 44
Низкий (35-15 баллов) 1 4 4 18 0 0 5 20
2 13 52 12 48 0 0 25 100
уровнях проявления саморазвития и даже на низком уровне его проявления ответы респондентов распределились только с учетом высокого и среднего уровней познавательной активности.
Несмотря на то, что статистически не определилась связь между детерминирующей и результирующей, интересным является факт встречаемости только высокого и среднего уровней познавательной активности, что является наиболее актуальным и необходимым для специалиста с профессией психолог. Особенно на начальных этапах становления профессиональной деятельности:
- высокий уровень саморазвития психологов чаще характеризуется высоким уровнем познавательной активности в 6 случаях из 25, реже средним уровнем познавательной активности в 4 случаях из 25;
- средний уровень саморазвития сочетается с высоким уровнем познавательной активности личности в 6 случаях из 25 и значительно реже со средним уровнем - всего 4 случая из 25;
- низкий уровень саморазвития психолога характеризуется высоким уровнем познавательной активности в одном случае из 25 вариантов исследуемого события, со средним уровнем - в 4-х случаях из 25.
Таким образом, интересным является установленный факт
проявления высокого и среднего уровней познавательной активности на трех уровнях саморазвития психологов со стажем профессиональной деятельности до трех лет. Однако математическим путем установлено, что познавательная активность не является детерминантой саморазвития личности психолога со стажем профессиональной деятельности менее 3-х лет.
Результаты обследования взаимосвязи между результирующей саморазвития и предполагаемой детер-минантой самопринятия психологов со стажем профессиональной деятельности менее 3-х лет представлены в таблице 5.
Данные таблицы5 показывают наличие качественно отображенной связи, а именно:
- высокий уровень саморазвития сочетается чаще со средним уровнем самопринятия - 6 случаев из 25 и реже; 3 случая из 25 с низким уровнем самопринятия;
- средний уровень результирующей чаще сочетается со средним уровнем самопринятия - 7 случаев из 25 и низким уровнем того же качества в 4 случаях из 25;
- низкий уровень саморазвития, так же, как два предыдущих уровня результирующей, сопряжен чаще со средним уровнем - 3 случая из 25 и реже с низким уровнем: 2 случая из 25 самопринятия.
Таблица 5
Сопряженность результирующей саморазвития и предполагаемой детерминанты самопринятия психологами, имеющими стаж менее 3-х лет
Саморазвитие психолога (уровень) Уровень самопринятия
высокий средний Низкий X F
X F X F X F
высокий (75-55 баллов) 0 0 6 24 3 12 9 36
средний (54-36 баллов) 0 0 7 28 4 16 11 44
низкий (35-15 баллов) 0 0 3 12 2 8 5 20
2 0 0 16 64 9 36 25 100
Таким образом, в результатах обследования группы психологов на предмет, указанный выше, не обнаружено высокого уровня проявления самопринятия, что, возможно, объясняется необходимостью процесса адаптации у начинающих психологов. Результаты обследования возможной взаимосвязи - детерминации между результирующей саморазвития и теоретической детер-минантой - ценностные ориентации в группе психологов со стажем профессиональной деятельности менее 3-х лет отражены в таблице 6.
В таблице 6 показаны некоторые качественные особенности взаимодействия детерминанты - ценностных ориентаций и результирующей саморазвития личности психолога
со стажем профессиональной деятельности не более 3-х лет:
- высокий уровень проявления саморазвития чаще детерминируется средним уровнем проявления ценностных ориентаций с частотой данного признака: 5 случаев из 25, гораздо реже сочетается с высоким и низким уровнем изучаемой детерминанты с частотой встречаемости по 2 из 25 вариант для одного и другого уровней;
- средний уровень проявления саморазвития так же, как и высокий уровень, чаще детерминирован средним уровнем ценностных ори-ентаций, с частотой встречаемости рассматриваемого признака - 8 случаев из 25, а также реже характеризуется сочетанием с низким уровнем
Таблица6
Сопряженность результирующей саморазвития и теоретической детерминанты ценностных ориентаций психолога группы, имеющих стаж профессиональной деятельности до 3-х лет
Саморазвитие психолога (уровень) Уровень ценностных ориентаций I
высокий средний Низкий X F
X F X F X F
высокий (75-55 баллов) 2 8 5 20 2 8 9 36
средний (54-36 баллов) 0 0 8 32 2 8 10 40
низкий (35-15 баллов) 1 4 1 4 4 16 6 24
2 3 12 14 56 8 32 25 100
ценностных ориентаций с частотой проявления признака в исследуемой группе - 2 случая из 25, и совершенно не проявился высокий уровень ценностных ориентаций в исследуемой группе;
- низкий уровень проявления саморазвития психологов сопровождается, т.е. редко, но детерминируется низким уровнем проявления ценностных ориентаций, с частотой 4 из 25 случаев и еще реже высоким и средними уровнями проявления ценностных ориентаций: по 1 случаю из 25 на каждый уровень.
и соответственно рефлексивность никак не проявляется у психологов при низком уровне саморазвития;
- при среднем уровне рефлексивности чаще проявляются высокий (в 7-28% случаях из 25) и средний (5-20% случаев из 25) уровни саморазвития, реже при этом же уровне рефлексии проявляется низкий уровень (4-16% случая из 25) саморазвития у психологов со стажем менее 3-х лет;
- при низком уровне рефлексивности высокий уровень саморазвития психологов не отмечается, средний и низкий уровни саморазвития психологов со стажем работы менее 3-х лет имеют место в 3-х (12%) случаях из 25 и 1 (4%) случай из 25 соответственно.
Таким образом, очевидно, что для психологов со стажем работы менее 3-х лет уровень рефлексивности
Анализ результатов реализации третьего этапа.
Сопоставление признаков саморазвития и рефлексивности психологов, имеющих стаж работы менее 3-х лет, представлены в таблице 7.
Анализируя результаты, представленные в таблице 7, возможно отследить некоторые тенденции и взаимосвязи:
- при высоком уровне рефлексивности в 4 (16%) случаях из 25 проявляется взаимосвязь с высоким уровнем саморазвития и только в 1 (4%) случае из 25 - со средним,
является психологической детерми-нантой их саморазвития.
Общий свод математического анализа определения взаимосвязи между теоретической результирующей саморазвития и теоретическими детерминантами, средствами критерия х2 для произвольных таблиц показан в таблице 8.
Общий вывод по изучению проявления саморазвития психологов образовательных учреждений позволяет выделить особенности исследуемой результирующей в группе психологов со стажем до 3-х лет. Саморазвитие личности характеризуется чаще средним уровнем проявления, реже высоким и еще реже низким уровнем, что чаще указывает на отсутствие его, чем на наличие как системного явления. Таким образом, эмпирическим путем установлено, что психологическими детерминантами
Таблица 7
Сопряженность результирующих саморазвития и рефлексивности психологов, имеющих стаж профессиональной психологической деятельности до 3-х лет
Рефлексивность психолога (уровень) Уровень саморазвития
Высокий (75-55 баллов) Средний (75-55 баллов) Низкий (35-15 баллов) X F
X F X F X F
высокий 4 16 1 4 0 0 5 20
средний 7 28 5 20 4 16 16 64
низкий 0 0 3 12 1 4 5 16
Z 11 44 9 36 5 20 25 100
Таблица 8
Общий свод математического анализа определения взаимосвязи между теоретической результирующей саморазвития и теоретическими детерминантами
Саморазвитие Само-актуализация Креативность Познаватель ная активность Самопринятие Ценностные ориентации Рефлексивность
X2 Р X2 Р X2 Р X2 р X2 Р X2 Р
до 3-х лет 4,632 0.328 1,090 0,754 2,564 0,278 0,063 0,969 7,751 0,102 6,629 0,045
саморазвития личности психолога ориентации, рефлексивность и являются самопринятие, ценностные самоактуализация.
Примечания:
1. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности: к философским основам современной педагогики // Вопросы философии. 1989. № 4. С. 89-95.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2016. 288 с.
4. Леонтьев А.Н. Теоретические проблемы психического развития ребенка // Советская педагогика. 1957. № 6. С. 93-105.
5. Асеев А.Г. О диалектике детерминации психического развития // Принцип развития в психологии / отв. ред. Л.И. Анцыферова. М.: Наука, 1978. С. 21-38.
6. Бодалев А.А. О потребности и способности личности к саморазвитию // Социально-психологические проблемы личности и коллектива. Вопросы психологической службы, общения и руководства: сб. науч. тр. / отв. ред. О.Г. Кукосян. Краснодар, 1987. С. 5-14.
7. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
8. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.
References:
1. Rubinstein S.L. The principle of creative initiative: On the philosophical foundations of modern pedagogy // Problems of Philosophy. 1989. No. 4. P. 89-95.
2. Vygotsky L.S. Collected works: in 6 vol. Vol. 4: Child psychology. M.: Pedagogika, 1984. 432 pp.
3. Ananyev B.G. Man as a subject of knowledge. SPb.: Piter, 2016. 288 pp.
4. Leontyev A.N. Theoretical problems of the child's mental development // Soviet Pedagogy. 1957. No. 6. P. 93-105.
5. Aseev A.G. On the dialectic of determination of mental development // Principle of development in psychology / executive ed. by L.I. Antsyferova. M.: Nauka, 1978. P. 21-38.
6. Bodalev A.A. On the needs and ability of the individual to self-development // Social and psychological problems of the individual and the team. Problems of psychological service, ommunication and guidance: coll. of proceedings / executive ed. by O.G. Kukosyan. Krasnodar, 1987. P. 5-14.
7. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Life strategy. M.: Mysl, 1991. 299 pp.
8. Chesnokova I.I. Problem of self-consciousness in psychology. M.: Nauka, 1977. 144 pp.