of company personnel rating. Gornyy infor-matsionno-analiticheskiy byulleten' [Mining Informational and analytical bulletin]. 2011. No. 10. Pp. 64-71. (In Russian)
7. Pavlova N. S., Sergienko E. A. Subjective and personal regulation of behavior as manifestations of human individuality. Psikhologicheskiy
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Казиева Нуржаган Нурбагандовна,
кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой общей и социальной психологии, факультет психологии и философии, Дагестанский государственный университет (ДГУ), Махачкала, Россия, e-mail: [email protected]
Принята в печать 10.04.2017 г.
zhurnal [Psychological Journal]. 2016. Vol. 37. No. 2. Pp. 43-56. (In Russian)
8. Saprykina Yu. A. The relationship of cognitive appraisal of difficult professional situations and the professional competence of insurance agents. Prob-lemy pedagogiki i psikhologii [Problems of Pedagogy a nd Psychology]. 2015. No. 2. Pp. 301-310. (In Russian)
INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation
Nurzhagan N. Kazieva, Ph. D. (Psychology), assistant professor, the head of the chair of General and Social Psychology, the faculty of Psychology and Philosophy, Dagestan State University (DSU), Makhachkala, Russia; email: [email protected]
Received 10.04.2017.
Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159
Особенности самооценки детей-левшей старшего дошкольного возраста
© 2017 Корашвили Н. Ш., Магомедова Б. М.
Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]; [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель данного исследования - выявление особенностей личностной сферы детей-левшей старшего дошкольного возраста, а именно - их самооценки. Методы. Для определения ведущей руки детей применялся тест Вильдавского. Для выявления особенностей самооценки использовалась методика Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной и методика опосредованного изучения самооценки Ю. Е. Алешиной. Результаты. Экспериментальное исследование показало: низкий уровень самооценки в группе левшей старшего дошкольного возраста встречается в три раза чаще, чем в группе правшей, что проявляется в большей критичности при оценке своих качеств, приписывании себе меньшего числа положительных характеристик, более осознанном оценивании себя. Вывод. Существуют особенности личностной сферы детей-левшей старшего дошкольного возраста, которые проявляются как в уровне их самооценки, так и в самом ее содержании.
Ключевые слова: личностная сфера, самооценка, левши, правши.
Формат цитирования: Корашвили Н. Ш., Магомедова Б. М. Особенности самооценки детей-левшей старшего дошкольного возраста // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 2. С. 11-15.
The Peculiarities of Left-Handed Senior Preschoolers' Self-Concept
© 2017 Nino Sh. Korashvili, Bariyat M. Magomedova
Dagestan State University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]; [email protected]
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 2. 2017
••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 2. 2017
ABSTRACT. The aim of this article is to reveal the peculiarities of personal sphere of the left-handed senior preschoolers, especially their self-concept. Methods. The authors of the article use Vildavsky's test to determine a response hand; they also use G. A. Uruntaeva's and Yu. A. Afonkina's methods and Yu. E. Aleshina's technique of mediated study of self-concept to determine the peculiarities of self-concept. Results. The experimental research shows that the low level of left-handed senior preschoolers' self-concept occurs more than three times in comparison with right-handed. It reveals criticism more of self-qualities appraisal, attribution oneself less positive characteristics, more conscious appraisal. Conclusion. Left-handed senior preschoolers have personal sphere peculiarities, which appear both in level of self-concept and in its' content.
Keywords: personal sphere, self-concept, left-handed, right-handed.
For citation: Korashvili N. Sh., Magomedova B. M. The Peculiarities of Left-Handed Senior Preschoolers' Self-Concept. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 2. Pp. 11-15. (In Russian).
Введение
Группа леворуких по своему составу очень неоднородна. Это касается как природы самой леворукости, так и психофизиологического статуса левшей, их психологических характеристик.
В отличие от праворукого большинства, левшей характеризует не только преимущественное использование левой руки, но и особый тип межполушарной асимметрии, обеспечивающий распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга.
Выделяют три основных типа латераль-ности (предпочтение правых или левых моторных и сенсорных функций):
- генетическую, имеющую наследственную основу, при этом левшество присуще членам семьи; леворукие дети с наследственной леворукостью составляют, примерно, половину всей группы леворуких; по уровню развития моторных функций, развитию речи они почти не отличаются от праворуких сверстников; проблемы у таких детей могут возникать в случае их насильственного переучивания.
- патологическую, причиной которой являются пре- и перинатальные поражения мозга, обусловленные осложнениями беременности, заболеваниями в раннем детстве; у большей части леворуких с компенсаторной леворукостью могут встречаться проблемы со здоровьем и развитием речи.
- вынужденную, обусловленную дефектом той или иной анализаторной системы или потерей правой конечности.
Особенности детей-левшей проявляются и в личностной сфере.
Установлено, что леворукие повышено эмоциональны, остро реагируют на внешние и внутренние события и раздражители [8].
Леворукие обладают хорошо развитой эмоциональной сферой, что проявляется в
тревожности и неуверенности. В то же время они ориентированы на общение, придерживаются социальных норм, обладают такими качествами, как добросовестность и ответственность.
Александровская Э. М. [1] в своих исследованиях установила, что существует связь между ведущей латеральностью и особенностями личности младших школьников. Так, дети, у которых доминирует левое полушарие, обладают более устойчивой и широкой структурой личности, чем дети с преобладанием правого полушария.
Для детей-амбидекстров (обладающих примерно одинаковым уровнем развития правых и левых функций) характерен инфантильный тип личности. Кроме того, эта группа детей имеет значительные трудности в освоении школьной программы.
Дети-левши, больше, чем правши, склонны к неврозам [7].
Некоторые дети-левши обладают яркими эстетическими, художественными способностями к рисованию, музыке. У значительной части леворуких детей достаточно развитый кругозор, удовлетворительная память, хорошее владение устной речью, хороший словарный запас, для многих из них характерны достижения в математике [5].
При исследовании креативности мышления ее показатели оказались значительно более высокими в популяции леворуких по сравнению с правшами.
Кроме того, для левшей характерна высокая степень компенсаторных возможностей мозга. Дети-левши достаточно легко преодолевают дислексию благодаря высокой развитости умственных способностей, а также произвольности психических процессов [3].
Левшам труднее воспринимать схемы, чертежи, они испытывают трудности в ориентации на местности, как и в ориентации в
листе тетради. При этом дети часто путают правую и левую стороны, реже - верх и низ. В графической деятельности левшей как дошкольного, так и школьного возраста встречаются признаки зеркального изображения букв, цифр, изображений [6]. При этом они лучше опознают вербальную информацию.
Левшество у детей часто сопровождается проблемами в речевом развитии. Эти трудности в восприятии и понимании встречаются как в устной, так и в письменной речи.
С точки зрения Семенович А. В. [8], многим леворуким детям присущи нарушения, связанные с недостаточностью развития зрительных функций и самого зрительного восприятия. Эти проблемы встречаются у них и в зрительной памяти, и в наглядно-образном мышлении.
Ахутина Т. В., [3] Безруких М. М. [5] особо подчеркивают мысль об учете важности и необходимости особенностей функционального развития леворуких детей в процессе обучения.
Одной из отличительных характеристик личностной сферы детей-левшей старшего дошкольного возраста является их самооценка. Это касается как особенностей ее содержания и личностных смыслов, которыми оперируют дети, приписывая себе те или иные качества, так и той закономерности, что эта самооценка чаще всего неадекватна и, по сравнению с самооценкой праворуких сверстников имеет тенденцию к занижению.
Цель и методы исследования
Цель данного исследования - выявление особенностей личностной сферы детей-левшей старшего дошкольного возраста, а именно - их самооценки. Предполагалось определить какими именно личностными смыслами оперируют дети, приписывая себе те или иные качества, каковы отличия самооценки детей-левшей и их праворуких сверстников старшего дошкольного возраста. Предполагалось также проверить, имеется ли связь между выявленными уровнями самооценки и особенностями ее содержания у детей-левшей и детей-правшей старшего дошкольного возраста.
Выборку исследования составили 60 детей в возрасте от 6 до 7 лет - воспитанники дошкольных образовательных учреждений г. Махачкалы, 30 из которых - праворукие, 30 - дети-левши.
Для определения ведущей руки детей применялся тест Вильдавского [4].
Для выявления особенностей самооценки использовались методики, с помо-
щью которых определялся уровень самооценки [9] и осуществлялось опосредованное изучение самооценки [2].
Экспериментальная часть
На первом этапе исследования с целью диагностики латеральности применялся тест Вильдавского, предусматривающий выполнение десяти заданий, при этом активизировалась мелкая моторика как правой, так и левой руки. В результате была сформирована выборка испытуемых - две группы детей по 30 человек - правши и левши.
На втором этапе исследования в соответствии с целями данного исследования для выявления особенностей самооценки использовались две методики:
1) модифицированная методика «Изучение сформированности образа «Я» и самооценки» Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афоньки-ной [9].
В процессе обследования детям двух групп предъявлялись шкалы со стандартными наборами антонимов в терминах, понятных ребенку: "умный-глупый", "сильный-слабый" и другие. В результате выполнения методики определялся уровень самооценки ребенка;
2) методика «Опосредованного изучения самооценки (МОИС)» Ю. Е. Алешиной [2].
Качественное своеобразие самооценки детей-левшей старшего дошкольного возраста определялось посредством анализа личностных смыслов качеств, которые приписывали себе дети, выбирая их из предлагаемого списка.
Затем сопоставлялись личностные смыслы качеств, выбираемых группой левшей и правшей, а также - уровни самооценок детей первой и второй групп. Полученные результаты подвергались количественному и качественному анализу, а также проверялись на достоверность с помощью методов математической статистики.
Выводы
Сравнительный анализ полученных данных показал:
- низкий уровень самооценки в группе левшей старшего дошкольного возраста встречается в три раза чаще, чем в группе правшей;
- дети-левши старшего дошкольного возраста, оценивая себя, реже выбирают позитивные качества;
- леворукие дети более критичны при оценке своих качеств и относятся к их выбору более осознанно.
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 2. 2017
••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 2. 2017
Корреляционный анализ (по Спирмену) на уровне статистической значимости р<0,05 показал наличие значимой связи (г=0,54) между уровнями самооценки и особенностями ее содержания у детей-левшей и детей-правшей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, в результате данного исследования были выявлены особенности личностной сферы детей-левшей старшего дошкольного возраста, которые проявились как в уровне их самооценки, так и в самом ее
1. Александровская Э. М. Взаимосвязь между латеральным фенотипом и личностными особенностями у детей и подростков. Левору-кость у детей и подростков. М. : Изд-во МГУ, 1987. С. 36-38.
2. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубровская Е. С. Социально-психологические методы исследования. М. : Изд-во МГУ, 1987. 126 с.
3. Ахутина Т. В. Нейропсихолог в школе. М. : Секачев В. Ю., 2016. 56 с.
4. Безруких М. М. Леворукий ребенок в школе и дома. М. : Вентана-Графф, 2008. 240 с
5. Безруких М. М. Ступеньки к школе. Азбука письма. Пособие по обучению детей 5-7 лет. М. : Дрофа, 2017. 64 с.
1. Aleksandrovskaya E. M. Vzaimosvyaz' mezhdu lateral'nym fenotipom i lichnostnymi osoben-nostyami u detey i podrostkov. Levorukost' u detey i podrostkov [The interrelationship between phenotype of laterality and personal peculiarities of children and teenagers. Left-handed children and teenagers]. Moscow, MSU Publ., 1987. Pp. 36-38. (In Russian)
2. Aleshina Yu. E., Gozman L. Ya., Dubrovskaya E. S. Sotsial'no-psikhologicheskie metody issledo-vaniya [Social-psychological methods of research]. Moscow, MSU Publ., 1987. Pp. 91-114. (In Russian)
3. Akhutina T. V. Neyropsikholog v shkole [Neuropsychologist at school]. Moscow, Sekachev V. Yu. Publ., 2016. 56 p. (In Russian)
4. Bezrukih M. M. Levorukiy rebenok v shkole i doma [Left-handed child at school and at home]. Moscow, Ventana-Graff Publ., 2008. 240 p. (In Russian)
5. Bezrukih M. M. Stupen'ki k shkole. Azbuka pis'ma. Posobie po obucheniyu detey 5-7 let [Steps to school. The ABC of writing. Manual for teaching 5-7 years old children]. Moscow, Drofa Publ., 2017. 64 p. (In Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Корашвили Нино Шалвовна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии развития и профессиональной
содержании. Учет данного фактора необходим в рамках реализуемого в процессе обучения и воспитания детей принципа индивидуально-психологического подхода.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в практике работы детских психологов, воспитателей и учителей начальной школы как в плане диагностики и консультирования, так и для построения коррекционных программ.
6. Корашвили Н. Ш. Сопоставление стратегий выполнения графических заданий и типов лате-ральности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Дагестанского государственного университета. 2013. № 4. С. 278-283.
7. Кузнецова Г. В., Кукурекин Ю. В. Корреляция латерального профиля и особенности неврозов. Леворукость у детей и подростков. М. : Изд-во МГУ, 1987. С. 100-103.
8. Семенович А. В. Эти невероятные левши. Практическое пособие для психологов и родителей. М. : Генезис, 2015. 232 с.
9. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М. : ВЛАДОС, 1995. С. 56-58.
6. Korashvili N. Sh. Comparison of strategies to perform graphics tasks and types of laterality in children of senior preschool and junior school age. Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo univer-siteta [Herald of Dagestan State University]. 2013. No. 4. Pp. 278-283. (In Russian)
7. Kuznetsova G. V., Kukurekin Yu. V. Korrelyatsiya lateral'nogo profilya i osobennosti nevrozov. Levorukost' u detey i podrostkov [Correlation of the lateral profile and characteristics of neuroses. Left-handedness in children and adolescents]. Moscow, MSU Publ., 1987. Pp. 100-103. (In Russian)
8. Semenovich A. V. Eti neveroyatnye levshi. Prakticheskoe posobie dlya psikhologov i roditeley [Incredible left-handed. The practice for psychologists and parents]. Moscow, Genezis Publ., 2015. 232 p. (In Russian)
9. Uruntaeva G. A., Afon'kina Yu. A. Praktikum po detskoy psikhologii [Training of children's psychology]. Moscow, VLADOS Publ., 1995. Pp. 56-58. (In Russian)
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Nino Sh. Korashvili, Ph. D. (Psychology), assistant professor, the chair of Psychology Development and Professional Activity
Литература
References
деятельности (ПРиПД), факультет психологии и философии (ПиФ), Дагестанский государственный университет (ДГУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] Магомедова Барият Магомедовна, магистрант, ПРиПД, ПиФ, ДГУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Принята в печать 09.04.2017г.
(PDPA), the faculty of Psychology and Philosophy (PP), Dagestan State University (DSU), Makhachkala, Russia, e-mail: [email protected]
Bariyat M. Magomedova, undergraduate, PDPA, PP, DSU, Makhachkala, Russia, e-mail: magomedova- [email protected]
Received 09.04.2017.
Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159
Гендерные различия в индивидуальных ценностях дагестанской молодежи
© 2017 Магомедов П. ШЛ 2, Магомедова А. П. 1 Шуруха Т. А. 2
1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]; [email protected] 2 Дагестанский государственный университет (филиал), Кизляр, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Определить на основе результатов эмпирического исследования общность и различия в структуре индивидуальных ценностей дагестанских юношей и девушек. Метод. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности С. С. Бубновой (попарное сравнение 11 обобщенных ценностей). Результаты. Между юношами и девушками обнаружены различия в значимости таких ценностей, как материальное благосостояние, высокий социальный статус, признание и уважение людей, высокая социальная активность (они более значимы для юношей) и любовь (значимее для девушек). Более высокий ранг для юношей имеют ценности - признание и уважение людей, общение, познание и высокая социальная активность, для девушек - любовь и приятное времяпрепровождение. Выводы. Различия в ценностных предпочтениях между юношами и девушками отражают ролевые ожидания в отношении к ним, существующие в данной культуре. Мужчины проявляют больше стремления к социальному признанию, женщины - готовность к любви и заботе о ближнем.
Ключевые слова: индивидуальные ценности, гендерные различия в ценностях, социально-ориентированные ценности, ролевые стереотипы.
Формат цитирования: Магомедов П. Ш., Магомедова А. П., Шуруха Т. А. Гендерные различия в индивидуальных ценностях дагестанской молодежи // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 2. С. 15-21.
Gender Differences in the Individual Values
of the Dagestan Youth
© 2017 Pakhrudin Sh. Magomedov 1 2, Aida P. Magomedova 1
Tatyana A. Shurukha 2
1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]; [email protected]
2 Dagestan State University (the branch),
Kizlyar, Russia; e-mail: [email protected]