цию человеком своего состояния, что создает возможность управления и контроля за этим состоянием; 2) способность адекватно выразить это состояние в знаковой форме. Регуляция эмоций предполагает осознание и внешнее выражение, разрядку эмоций конструктивными способами, которые не нарушают права и свободы других, а способствуют продуктивному общению и деятельности. Среди основных способов регуляции эмоций можно выделить [3]:
A) Эмоциональное отреагирование. Является самым оптимальным способом, эмоция осознается и конструктивно разряжается в поведении, деятельности и общении, направленных на решение проблемы.
Б) Эмоциональная трансформация. Внутренний мир меняется через конструктивное переструктурирование негативных эмоций.
B) Эмоциональное подавление (отвлечение, переключение, регуляция через другие эмоции, физическая разрядка, релаксация). Происходит уход от решения проблемы, отказ от собственных эмоций, игнорирование их оценочной и ак-тивационной функций. Данный способ не является конструктивным, хотя может быть предпосылкой для последующего оптимального осознания эмоций и поведения.
Следует подчеркнуть, что осознанная регуляция эмоций предполагает не простое избавление от отрицательных эмоций, а их внимательное изучение, считывание их смысла и отзвука в телесных и поведенческих реакциях. Именно такую способность к жизни в настоящем с концентрацией внимания не только на мыслях, но и на чувственных и телесных переживаниях Ф. Перлз обозначил как осознавание [4]. Регулировать стоит интенсивность и длительность переживания той или другой эмоции, не игнорируя поиск и понимание причин возникновения проблем и негативных эмоций. В том случае, когда регуляция эмоций будет сводится лишь к поверхностному формированию позитивных эмоций и мыслей, без осознания вытесненных проблем и жизненных сценариев, поведение человека не станет гибким и осознанным, а личность не достигнет зрелости.
Важно помнить, что способности к осознанной регуляции эмоций и поведения не являются врожденными, они формируются через специально организованный опыт, использование широкого спектра методов и технологий как на уровне психогигиены и профилактики, так и на более глубоком уровне психологической и психотерапевтической помощи. И сегодня востребованным является организация условий для формирования осознанного и эффективного эмоционального поведения человека.
Литература:
[1]. Комеда-Лутц М. Интеллектуальная эмоциональность. Как обращаться со своими чувствами / пер. с нем. - Харьков.: «Гуманитарный центр», 2014.
[2] Ланина Н.В. Проблемы развития личностной зрелости в условиях социальных перемен /науч-практ. журнал «Акмеология», 2014, № 1-2 (спец.выпуск). - с. 132-133.
[3]. Саенко Ю.В. Регуляция эмоций. Тренинги управления чувствами и настроениями. - Спб: Речь, 2010.
[4]. Перлз Ф.С. Гештальт-подход и Свидетель терапии. - М.: Класс, 2007.
ON THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AS A HUMAN PERSONAL GROWTH
RESOURCE
Lanina Nadegda Vladimirovna (Voronez, Russia)- candidate of psychological sciences, docent, Voronezh State Pedagogical University, s. Lenina, 86, ^d^^istm
ABSTRACT
The article deals with the development of personal maturity through the understanding of emotions and feelings. In this article we also analyze the content and significance of the development of emotional intelligence as an important resource of personal growth of man. Keywords: emotions, awareness, personal growth, regulation of emotion, emotional intelligence.
УДК 159.923.2
ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Лебедева Светлана Андреевна - логопед, детский центр развития «Умники и умницы»; ул. Перекопская, 1а, Тула, 300045, e-mail: [email protected]
Хаидов Сергей Курбанович - кандидат психологических наук, кафедра специальной психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (ТГПУ им. Л.Н. Толстого); пр. Ленина, 125, Тула, 300026; e-mail: [email protected]
Аннотация
статья посвящена анализу особенностей самоотношения у подростков с задержкой психического развития. В данной работе понятие самоотношения рассматривается с точки зрения подхода В.В. Столина и С.Р. Пантилеева. В статье приводятся количественные и качественные результаты исследования особенностей самоотношения у подростков 12-14 лет, имеющих задержку психического развития. Результаты исследования позволяют обосновать необходимость формирования позитивного, устойчивого к негативным воздействиям внешней среды самоотношения у подростков с задержкой психического развития, тем самым создавая возможности успешной социальной адаптации личности к требованиям социума и устойчивости к неблагоприятным факторам социальной действительности.
Ключевые слова: самоотношение, подростки, задержка психического развития, самовосприятие, самопринятие, социальная адаптация.
Введение
К настоящему моменту проблема научного исследования самоотношения в психологии является традиционной. Проблема самоотношения является важнейшим теоретическим и прикладным вопросом психологии личности. Это обусловлено тем, что ни одно из проявлений человека как сознательного субъекта не обходится без включения в эти процессы его отношения к самому себе.
В отечественной и зарубежной психологии описана не только сложная структура самоотношения, но и показано его значение в формировании активной жизненной позиции, направленности личности на самовыражение и самореализацию. Актуальность исследования возможностей формирования позитивного самоотношения у детей с задержкой психического развития (ЗПР) обусловлена его направленностью на решение одной из фундаментальных проблем специальной психологии и коррекционной педагогики - раскрытие психологических условий оптимизации процесса социальной адаптации ребенка как активного субъекта, имеющего адекватные представления о себе и владеющего необходимыми навыками саморегуляции.
В отечественной психологии феноменом отношения человека к себе изучали В.С. Агапов, М.А. Басин, С.Р. Пантилеев, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др. Термин «самоотношение» был введен грузинским психологом Н.И. Сарджвеладзе [1;2;3;4;5;6;12;13;16].
Исследование особенностей самоотношения подростков с ЗПР и возможностей коррекционно-развивающей работы с ними, имеющей цель формирование адекватного самоотношения, является необходимым условием оказания помощи подростку с трудностями в развитии в преодолении сложностей личностного становления, а также мерой пропедевтики (профилактики) психологического неблагополучия и социальной дезадаптации подростков с ЗПР.
Специальных исследований по проблеме самоотношения у детей и подростков с ЗПР небольшое количество. Среди них исследования Н.Л. Белопольской, Н.А. Жулидовой, М.Н. Кропачевой, И.В. Сычевич, О.А. Талиповой и др.[9;15].
Методика и выборка исследования
В основе данного исследования лежит понимание самоотношения, предложенное В.В. Столиным в русле концепции о личностном смысле «Я» [14].
Исследование было осуществлено с использованием метода тестирования при помощи опросников С.Р. Пантилеева (методика исследования самоотношения - МИС) [11]. Мето-
дика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева позволяет определить структуру самоотношения личности: преобладание и степень выраженности факторов-модальностей самоотношения - самоуважения, аутосимпатии, самоуничижения. Фактору самоуважения соответствуют шкалы саморуководства, самоуверенности, отраженного самоотношения и открытости; фактору аутосимпатии соответствуют шкалы самопривязанности, самоценности и самопринятия; фактору самоуничижения соответствуют шкалы внутренней конфликтности и самообвинения. Средний стен по данным факторам-модальностям считался равным среднему значению среди средних стенов, набранных по шкалам, входящим в состав каждого фактора-модальности. В соответствии с ним определялся уровень самоотношения по каждому из них.
Исследование особенностей самоотношения у подростков с задержкой психического развития было осуществлено на базе ГОУ ТО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида» и МБНОУ «Лицей № 3 (искусств)» г. Тулы. В нем приняли участие 15 подростков с ЗПР в возрасте от 12 до 14 лет, среди которых 10 мальчиков и 5 девочек, и 15 подростков без отклонений в развитии в возрасте от 12 до 14 лет, среди которых 8 мальчиков и 7 девочек.
Результаты и их обсуждение
По шкале открытости у подростков с ЗПР выявлено 6 стенов, что соответствует среднему уровню выраженности данного фактора в структуре самоотношения. Такой уровень говорит об избирательном отношении к собственной личности в плане защитного поведения: в одних ситуациях подростки готовы к преодолению некоторых психологических защит, в других ситуациях защитное поведение актуализируется. В особенности это касается критических ситуаций. При этом не хватает внутренней честности в ситуациях неприятных и влияющих на самолюбие подростков. Подростки с ЗПР недостаточно критичны по отношению к себе. Отмечается недостаточное развитие рефлексии. Во взаимоотношениях с людьми подростки с ЗПР зависимы от окружения, т.к. чаще ориентируются не на собственное мнение или видение ситуации, а на чужое. В проблемных ситуациях наблюдается склонность к самообману.
У подростков без отклонений в развитии выявлено 7 сте-нов по данной шкале, что также соответствует среднему уровню, однако данный показатель говорит о более выраженном, чем у подростков с ЗПР, желании соответствовать общепринятым нормам поведения и взаимоотношений с окружающими людьми.
По шкале самоуверенности у подростков с ЗПР выявлено 5 стенов, что соответствует среднему уровню выраженности данного фактора. Это говорит о том, что в привычных для себя ситуациях подростки с ЗПР сохраняют работоспособность и уверенность в себе, доминирует мотивация успеха. Однако в условиях новизны ситуации или при внезапном появлении трудностей уверенность в себе снижается, нарастают тревога, беспокойство, работоспособность снижается.
У подростков без отклонений в развитии выявлено 6 сте-нов по данной шкале, что также соответствует среднему уровню, однако чуть более высокий показатель, чем у подростков с ЗПР, свидетельствует о несколько более высокой уверенности в себе.
По шкале саморуководства подростки с ЗПР показали результат 7 стенов. Это соответствует среднему уровню саморуководства, что говорит о высокой степени зависимости регуляционных механизмов «Я» от адаптированности к ситуации. Собственное «Я» не переживается личностью как внутренний стержень поведения. Отмечается недостаточное умение координировать и направлять собственную активность, а также недостаточный контроль над эмоциональными реакциями, касающимися своей личности. Подростки с ЗПР способны осуществлять личный контроль только в привычных и хорошо знакомых ситуациях. При малейшем же снижении возможностей прогнозирования изменений внешних факторов в силу новизны ситуации волевая регуляция поведения снижается, усиливается склонность к подчинению средовым воздействиям.
У подростков без отклонений в развитии выявлено 6 сте-нов по данной шкале. Это также соответствует среднему уровню, однако подростки с нормальным интеллектуальным развитием основным источником, происходящего с ними,
в большей степени признают внешние обстоятельства, считают себя более подвластными им, чем подростки с ЗПР.
По шкале отраженного самоотношения у подростков с ЗПР выявлено 6 стенов, что соответствует среднему уровню выраженности этого фактора, что означает избирательное восприятие подростком отношения окружающих к себе. С точки зрения подростков с ЗПР положительное отношение окружающих распространяется лишь на определенные его качества и поступки. Другие же личностные проявления, на их взгляд, вызывают у окружающих раздражение или непринятие. Таким образом, собственная личность в недостаточной степени воспринимается как принимаемая, желаемая, вызывающая любовь и уважение. Это восприятие неустойчиво и может изменяться с изменением окружающей обстановки, мнений других людей.
У подростков без отклонений в развитии выявлено 7 сте-нов по данной шкале (средний уровень). Тем не менее, можно говорить, что подростки без отклонений в развитии воспринимают себя как принятых окружающими в большей степени, чем подростки с ЗПР.
По шкале самоценности у обследованных подростков с ЗПР выявлено 6 стенов, что соответствует среднему уровню выраженности самоценности в структуре самоотношения. Данный показатель говорит об избирательном отношении к себе. Одни свои качества и поступки подростки с ЗПР склонны оценивать очень высоко, другие же наоборот - недооценивать и принижать их значимость. Наблюдается тенденция к зависимости от мнения окружающих, негативные оценки которых провоцируют ощущение малоценности, незначительности, личностной несостоятельности, неуверенность в себе.
У подростков без отклонений в развитии выявлено 7 сте-нов по данной шкале (средний уровень), при этом подростки с нормальным интеллектуальным развитием склонны оценивать свой духовный потенциал и богатство внутреннего мира более высоко, чем подростки с ЗПР.
По шкале самопринятия у подростков с ЗПР выявлено 6 стенов, что говорит о среднем уровне выраженности данного компонента самоотношения. Такой уровень характеризует избирательное отношение к своим личностным качествам. Причем подростки с ЗПР не рефлексируют как некоторые собственные недостатки, так и некоторые достоинства. Таким образом, часть личностных качеств подростков с ЗПР остается неоцененной. Те недостатки своей личности, которые критикуются подростками с ЗПР, могут приводить к общему недовольству собой. Успехи повышают уровень самопринятия, в то время как неудачи и конфликты часто служат основанием для того, чтобы считать себя плохим человеком.
У подростков без отклонений в развитии выявлено 6 сте-нов по данной шкале, что также соответствует среднему уровню выраженности данного компонента в структуре самоотношения.
По шкале самопривязанности у подростков с ЗПР выявлено 7 стенов, что является средним уровнем развития, свидетельствующим об избирательном характере отношения к качествам своей личности и стремлению к личностным изменениям, т.е. присутствует стремление к изменению только некоторых личностных качеств при неизменности и сохранении других.
У подростков без отклонений в развитии выявлено 6 сте-нов по данной шкале (средний уровень), что характеризует более выраженное желание развивать и совершенствовать собственное «Я», в отличие от подростков с ЗПР.
По шкале внутренней конфликтности у подростков с ЗПР выявлено 5 стенов, что говорит о среднем уровне выраженности данного фактора в структуре самоотношения. В связи с этим можно заключить, что самоотношение в рамках данного компонента находится в сильной зависимости от степени адаптированности к ситуации. Благоприятные внешние условия способствуют положительному фону восприятия себя, в то время как неблагоприятные факторы внешней среды способны повлечь за собой негативное отношение к себе, осуждение себя, появление конфликта между Я-реальным и Я-идеальным.
У подростков без отклонений в развитии выявлено 4 стена по данной шкале. Это также средний уровень выраженности данного фактора, однако, подростки без отклонений в развитии в большей степени ощущают баланс между собственными возможностями и требованиями окружающего мира, притя-
Таблица 1
Результаты исследования методики самоотношения
№ п/п Шкалы Подростки с ЗПР Подростки без отклонений в развитии
Стены Уровень Стены Уровень
1 Открытость 6 Средний 7 Средний
2 Самоуверенность 5 Средний 6 Средний
3 Саморуководство 7 Средний 6 Средний
4 Отраженное самоотношение 6 Средний 7 Средний
5 Самоценность 6 Средний 7 Средний
6 Самопринятие 6 Средний 6 Средний
7 Самопривязанность 7 Средний 6 Средний
8 Внутренняя конфликтность 5 Средний 4 Средний
9 Самообвинение 5 Средний 3 Низкий
Самоуважение 5,9 Средний 6,5 Средний
Аутосимпатия 6 Средний 6,2 Средний
Самоуничижение 5,3 Средний 3,7 Средний
заниями и достижениями. Они более довольны сложившейся жизненной ситуацией и собой, чем подростки с ЗПР.
По шкале самообвинения выявлено 5 стенов, следовательно, уровень выраженности самообвинения в структуре самоотношения подростков с ЗПР является средним, что указывает на избирательное отношение к себе. Одни трудности способны вызвать у подростков с ЗПР осуждение самих себя. Другие проблемные ситуации вызывают отрицание собственной вины, а защита своего «Я» в данном случае осуществляется путем обвинения других. Однако в большинстве случает обвинение себя за те или иные поступки и действия сочетается с выражением гнева, досады в адрес окружающих.
У подростков без отклонений в развитии выявлено 3 стена по данной шкале, что соответствует низкому уровню выраженности этого компонента в структуре самоотношения. Это говорит о том, что подростки без отклонений в развитии обнаруживают защитное поведение по отношению к собственному «Я» в конфликтных ситуациях: в них они склонны отрицать свою вину. Ощущение удовлетворенности собой сочетается с порицанием других, поисками в них источников неприятностей и конфликтов. Результаты исследования представлены в таблице 1.
Метод математической обработки по и-критерию Манна-Уитни выявил статистически значимые различия по шкале «самоуничижение» и= 37,5 при достоверности р=0,001. Таким образом, подростки с ЗПР самоуничижают себя более, чем их сверстники без отклонений в развитии.
Полученные результаты исследования показывают, что основу коррекционно-развивающих занятий должны составить социально-психологические тренинги развития позитивного самоотношения. При этом в СПТ должны быть включены упражнения и игры, развивающие системно интеллектуальную деятельность личности [10], а также развитие личности в средовых информационных взаимодействиях [8] и формирование мировоззрения, культуры, компетентности личности в контексте устойчивого развития природы и общества [7].
Выводы
1. Самоотношение у подростков с ЗПР и у подростков без отклонений в развитии формируется по одним и те же закономерностям.
1. У подростков с ЗПР среди особенностей самоотношения присутствует тенденция к повышению зависимости от внешних факторов, новизны обстоятельств, степени прогно-зируемости событий и результатов
2. У подростков с ЗПР существует тенденция к снижению оценки своего духовного потенциала, богатства внутреннего мира, ценности собственной личности.
3. Самопринятие подростков с ЗПР находится на одном уровне с самопринятием подростков с нормальным интеллектуальным развитием: и те, и другие склонны как принимать не все свои достоинства, так и критиковать не все свои недостатки.
4. У подростков с ЗПР доминирует тенденция к избеганию изменений, реакции защиты собственного «Я» в виде порицания, осуждения себя или привлечения смягчающих обстоятельств. У подростков без отклонений в развитии - желание соответствовать общепринятым нормам поведения, отрицание или вытеснение причин неуспеха, заключающихся в себе, отрицание собственной вины, перенос ответственности за неудачи на окружающих.
5. Самоуничижение у подростков с ЗПР статистически более выражено, чем у подростков без отклонения в развитии.
6. В содержание коррекционно-развивающей работы с подростками с ЗПР необходимо включать занятия, направленные на формирование позитивного и устойчивого самоотношения в виде социально-психологических тренингов.
Литература
[1] Агапов B.C. Сущностная характеристика Я-концепции / Под общ. ред. А.В. Иващенко. - М.: МОСУ, МГСА, РПО, 2001.
[2] Агапов B.C., Егунова Е.В. Типология структурной интеграции самосознания личности: монография / Под ред. А.В. Иващенко. - М.: МНЭПУ, 2008.
[3]Агапов B.C. Современные исследования самосознания Я-концепции субъекта в контексте идей С.Л. Рубинщтейна // Акмео-логия № 1 (41). 2012. С. 133-143.
[4] Агапов В.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований. // Акмеология. № 3 (43). 2012. С. 26-31.
[5] Агапов В.С. Системное изучение Я-концепции субъекта в российской психологии // Акмеология № 1 (45). 2013. С. 27-30.
[6] Басин М.А. Формирование волевой регуляции у подростков с де-линквентным поведением. Дис. ... канд. психол. наук - М., 2006.
[7] Гагарин А.В. Мировоззрение, культура, компетентность личности в контексте устойчивого развития природы и общества. // Акмеология. № 3 (35). 2010. С. 28-32.
[8] Гагарин А.В., Раицкая Л.К. Развитие информационной личности: энвайронментальная составляющая // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2013. № 1. С. 013-020.
[9] Кропачева М.Н. Психологические особенности самоотношения у младших школьников с задержкой психического развития: Дис. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2010.
[10] Мишина М.М. Основные положения системной концепции интеллектуальной деятельности личности // Акмеология № 2. 2013. С. 35. -39.
[11] Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993.
[12] Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Изд-во МГУ, 1991.
[13] Сарджвеладзе Н.И. Структура самоотношения личности и социогенные потребности // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси: «Мицниереба», 1974. С. 308-315.
[14] Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983.
[15] Талипова О.А. Особенности самоотношения в структуре самосознания старших подростков с задержкой психического развития: Дис. . канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2007.
[16] Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.
FORMATION FEATURESOF SELF-ATTITUDEOF ADOLESCENTS WITH RETARDATION OF MENTAL DEVELOPMENT
Svetlana AndreevnaLebedevais a speech therapist, development center for children «Clever men and clear heads», Perekopskayastreet, 1a, Tula, 300045, [email protected]
Sergey KurbanovichKhaidovis Ph.D., Department of Special Psychology, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University (Leo Tolstoy TSPU); Lenin Avenue, 125, Tula, 300026; e-mail: [email protected]
Annotation
the article is devoted to analysis of the features of self-attitude of adolescents with retardation of mental development.In this paper the notion of self-attitude is considered from the point of view of V. V. Stolin and S.R. Pantileev's approach.In the article quantitative and qualitative results of research of self-attitude of adolescentsaged 12-14 years with mental retardation are presentedare presented. The results of research allow to ground necessityof formation of the positive, steady self-attitudeagainst negative impacts of external environment ofadolescents with retardation of mental development, thereby creating possibilities of successful social adaptation of the personality to requirements of society and steadiness to negative factors of the social reality.
Key words: self-attitude, adolescents, retardation of mental development, self-concept, self-perception, self-acceptance, social adaptation.
УДК 159.9
ДУХОВНОСТЬ КАК ПОИСК, ОБНАРУЖЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО ИДЕАЛА
Левит Леонид Зигфридович (Минск, Беларусь) - кандидат психологических наук, доцент, директор Центра психологического здоровья и образования; [email protected]
Аннотация
Понятие духовности рассматривается с точки зрения высшего уровня развития и взаимодействия обеих систем «Личностно-ориентированной концепции счастья», разработанной автором. При этом в категории «священного» выступает зрелая «Личностная Уникальность», представляющая идеальную часть психики, подлежащую обнаружению и реализации.
Ключевые слова: духовность, личностная уникальность, счастье.
Введение. С точки зрения некоторых психологов, понятие священного является центральным в человеческих переживаниях [7, р. 646]. Духовные феномены в этом смысле представляют собой критически важные темы для психологического исследования - не только потому, что духовность представляет собой часть культуры, но и в связи с ее многоплановым влиянием на функционирование человека.
Человек может быть назван «духовным» в такой степени, в какой он стремится найти, познать, пережить и находиться в контакте с тем, что он считает священным [7, р. 648]. Разнообразие путей и возможностей поиска является поистине безграничным, поскольку практически любой аспект человеческой жизни может быть наделен статусом священного. Последнее при этом определяется как нечто отделенное от обыденной повседневной жизни, заслуживающее благоговения и уважения [7, р. 647].
Личностно-ориентированная концепция счастья. Многообразие возможностей поиска священного, равно как и жизненных аспектов, способных обрести данный статус, в сочетании с мощным потенциалом духовности обретает особую актуальность в условиях нарастания рыночно-материалистической ориентации современного общества. В этом смысле «персональная духовность», предоставляя современному человеку временное «убежище» от всевластия изматывающего труда, чередующегося с погоней за легкими и бессмысленными удовольствиями, способна сбалансировать возникающие диспропорции.
«Личностная Уникальность» (ЛУ) Рис. 1 ЛОКС
«Эгоизм» (ЭГ)
Мы хотели бы предложить и обосновать новую интерпретацию постижения духовного - с помощью высшего уровня разработанной нами «Личностно-ориентированной концепции счастья» (ЛОКС), в которой самореализация индивида, достижение им осмысленной, полноценной жизни описываются через взаимодействие двух систем - «Личностной Уникальности» (ЛУ) и «Эгоизма» (ЭГ). Обе системы состоят из 4-х уровней, каждый из которых представляет собой определенный этап человеческого развития - от внутриутробного состояния до зрелой самореализации (рис. 1).
Предыдущие работы продемонстрировали теоретические возможности ЛОКС в сравнительном анализе с известными философскими теориями, моделями личности и концепциями эвдемонии, которые расположились на одном или нескольких ее уровнях [3; 5] (Рис. 1).
Предлагаемое решение. В рамках ЛОКС, «духовным» для человека становится обращение в себя с целью поиска, обнаружения и реализации (с помощью высшего уровня системы «ЭГ») своего врожденного потенциала - «Личностной Уникальности» (ЛУ) или «дэймона» в древнегреческой философской традиции [6]. При этом в роли «священного» и выступает сама ЛУ.
Каковы основания и преимущества подобного выбора? Личностная Уникальность рассматривается нами как идеальная часть человеческой психики, определяющая жизненное предназначение, судьбу индивида [1; 2; 4]. Соответственно, реализация Личностной Уникальности как высшей жизненной ценности в соответствующей активности позволяет субъекту достигать и «первосортного» счастья [3; 5]. Если, с точки зрения А. Тверски, духовное представляет собой лучшее в человеке [8], значит ЛУ автоматически приобретает «священный» статус, в то время как ее поиск становится духовным по своей природе.
Известно, что следование общепринятым путям обретения духовности способно приносить не только благо, но и зло. Примером последнего являются многочисленные столкновения на религиозной почве. В этом смысле, контакт индивида с собственной Личностной Уникальностью не может принести вред окружающим в силу того, что ЛУ спрятана внутри человека, имеет уникальный характер и потому никоим образом не «пересекается» с Личностной Уникальностью других людей.
Подобный подход может использоваться и религиозным человеком - если трактовать Личностную Уникальность в качестве «божественной» части, связывающей индивида с высшей силой [3]. Отметим, что и реализация ЛУ в специфической для нее для нее деятельности (работе, труде) может расцениваться как «священный зов» [7, р. 649].
Использование системы «Эгоизм» в реализации Личностной Уникальности обосновывается удивительным совпадением с христианской концепцией первородного греха. С одной стороны, система «Эгоизм» имеет непосредственное отношение к «мирским» аспектам человеческого существования. С другой стороны, возможное достижение данной системой