PSYCHOLOGICAL SCIENCES
Features of activity's self-organization in early adole scence with different types of
reflexivity
Alimova E.1, Filimonova E.2 (Russian Federation) Особенности самоорганизации деятельности у лиц раннего юношеского возраста с разными типами рефлексивности Алимова Е. Р.1, Филимонова Е. А.2 (Российская Федерация)
'Алимова Елена Рашидовна / Alimova Elena — студент, 2Филимонова Елена Анатольевна /Filimonova Elena — заместитель декана факультета,
факультет психологии, Томский государственный педагогический университет, г. Томск
Аннотация: рассматривается содержание понятий «рефлексия» и «рефлексивность» в рамках психологической и педагогической наук. Охарактеризованы роль и место рефлексивной деятельности в процессе самоорганизации. Приведены результаты эмпирического исследования особенностей самоорганизации и лиц раннего юношеского возраста с разными типами рефлексии. Abstract: the concepts of «reflection» and «reflectivity» in pedagogic and psychology are considered. The role and position of reflective activity in the process of self-organization are characterized. Results of the empirical study which was devoted to self-organization in early adolescence are given in the article.
Ключевые слова: самоорганизация, рефлексия, рефлексивность, самокопание, фантазирование, планомерность, целеустремленность, ориентация на настоящее, фиксация, настойчивость. Keywords: self-organization, reflection, reflectivity, soul-searching, fantasy formation, planned, purposefulness, orientation on the present, fixation, perseverance.
В последнее время актуализируются проблемы самоорганизации человека в процессе его личной и профессиональной самореализации, а также в контексте эффективного управления собственным временем [1]. Действительно, стратегия и тактика обращения со временем, способ его использования в текущей ситуации и масштабах целой жизни, являются важными составляющими жизнедеятельности современного человека и показателями его личной эффективности. На развитие самоорганизации оказывают влияние различные факторы, среди которых особую значимость приобретает способность к рефлексии. Общеизвестным является тот факт, что люди с высоким уровнем развития рефлексии обладают огромным потенциалом для развития свойств самоорганизации. Оптимальным периодом в этом отношении выступает старший школьный возраст или ранняя юность, так как в период ранней юности потребность в самоорганизации особенно возрастает. Перед старшими школьникам, заинтересованными в успешной сдаче ГИА и ЕГЭ, стоит сложная задача: научиться правильно организовывать и структурировать свою деятельность.
В связи с этим выбранная нами тема для проведения исследования отличается особой актуальностью и новизной. Рассмотрим основные теоретические положения по нашей работе.
Самоорганизация деятельности, по определению Е. Ю. Мандриковой - это структурирование личного времени, тактическое планирование и стратегическое целеполагание [3].
В отечественной психологии проблемы самоорганизации чаще всего рассматриваются не сами по себе, а в более широком контексте саморазвития и самовоспитания личности. В связи с этим можно выделить рефлексию как феномен, оказывающий влияние на развитие самоорганизации индивида. Под рефлексией можно понимать модель построения себя и одновременное видение себя строящим такие модели. Рассматривая рефлексию во взаимосвязи с самоорганизацией, можно выделять самоорганизацию как систему построения рефлексивной модели анализа происходящей действительности, поиска путей и методов преобразования этой действительности и достижения нужного результата.
А. В. Карпов рассматривает рефлексию как «свойство, уникально присущее лишь человеку, и состояние осознания чего-либо, и процесс репрезентации психики своего собственного содержания» [2].
Рефлексивность, в подходе А. В. Карпова, выступает как метаспособность, входящая в когнитивную подструктуру психики, выполняя регулятивную функцию для всей системы, а рефлексивные процессы - как «процессы третьего порядка» (считая процессами первого порядка когнитивные, эмоциональные, волевые, мотивационные, а второго порядка - синтетические и регулятивные). В его концепции рефлексия представляет собой наивысший по степени
ишегрированности процесс; она одновременно является способом и механизмом выхода системы психики за собственные пределы, что детерминирует пластичность и адаптивность личности.
В исследованиях А. В. Карпова отмечается: «Рефлексия проявляется как представленность в сознании человека механизмов и форм произвольного контроля над процессами генерации информации, ее развития и функционирования» [2]. По конкретной направленности, автор выделяет два вида рефлексии:
- интеллектуальная (интеллектуальные акты, познавательные стратегии, предметные действия);
- личностная (эмоциональные состояния, ценности, моральные нормы, убеждения, мотивы, намерения, образ «Я» и т. д.).
Таким образом, способность к рефлексии можно понимать как умение реконструировать и анализировать понимаемый в широком смысле план построения собственной или чужой мысли; как умение выделять в этом плане его состав и структуру, а затем объективировать их, прорабатывать в соответствии с поставленными целями. В данном подходе рефлексия является синтетической психической реальностью, которая является одновременно процессом, свойством и состоянием.
Для практической работы были выбраны две методики: методика «Дифференциальная диагностика рефлексивности» (автор А. Н. Леонтьев) и опросник самоорганизации деятельности (автор Е. Ю. Мандрикова). Экспериментальное исследование проводилось в школах г. Лесосибирска, Красноярский край. Выборка представлена 40 разнополыми испытуемыми в возрасте от 15 до 17-18 лет, обучающимися в 9-11 классах общеобразовательной школы.
В ходе исследования нами были выявлены три подгруппы испытуемых с разными типами рефлексивности (на основе методики «Дифференциальная диагностика рефлексивности» А. Н. Леонтьева). Было установлено, что 44% испытуемых имеют высокий уровень развития по шкале «Системная рефлексия». Такие испытуемые обладают достаточно редкой способностью смотреть на себя со стороны, отстраняться, выныривать из потока собственной жизни, занимать позицию по отношению к самому себе.
По шкале «Самокопание» 28% испытуемых имеют высокий уровень развития данного свойства. Они излишне тщательно анализируют собственные поступки, переживания, производят безостановочный бессистемный самоанализ без последующих выводов.
28% испытуемых имеют высокий уровень развития по шкале «Фантазирование». У них может быть выражена как бездеятельная мечтательность, служащая для того, чтобы дымкой фантазии заслониться от реального положения вещей, так и действенное воображение, где фантазия служит толчком к действию.
По шкале «Планомерность» в подгруппе, обладающей высоким уровнем развития системной рефлексии, обнаружен средний уровень развития данного свойства. Такие испытуемые в умеренной степени склонны разрабатывать четкие планы и планомерно следовать им при достижении поставленных целей.
В подгруппе, обладающей высоким уровнем развития самокопания, также обнаружен средний уровень.
И в подгруппе с развитым фантазированием выявлены высокие и средние уровни. Это говорит о том, что такие испытуемые достаточно планомерны, предпочитают последовательно реализовывать поставленные цели, имеют развитые навыки тактического планирования.
По шкале «Целеустремленность» выявлено, что испытуемые с преобладающей системной рефлексией обладают высоким уровнем развития данного свойства. Испытуемые с высокими показателями по данной шкале целеустремленны и целенаправленны; они знают, чего хотят и к чему стремятся, идут по направлению к своим целям.
Среди испытуемых, склонных к самокопанию и фантазированию также выявлен высокий уровень развития данного свойства.
По шкале «Настойчивость» у испытуемых с развитой системной рефлексией преобладает средний уровень выраженности данного навыка. Средний уровень развития настойчивости указывает на то, что такие испытуемые достаточно организованны и структурированы, способны на волевые усилия, хотя и могут оставить начатое дело, переключаясь на более значимые в данный момент виды деятельности.
Испытуемые, склонные к самокопанию также обладают средним уровнем развития настойчивости.
Среди испытуемых с высоким уровнем развития фантазирования выявлены высокие и средние показатели. Испытуемые с высоким уровнем развития навыков настойчивости волевые и организованные люди, способные усилием воли структурировать свою поведенческую активность и завершить начатое дело.
По шкале «Фиксация» обнаружено, что у испытуемых с высоким уровнем системной рефлексии преобладают средние показатели. Средние показатели характерны для гибких в планировании своей деятельности и в построении отношений людей, стремящихся выполнять данные ими обязательства.
103
Среди испытуемых с высокими показателями по самокопанию также выявлен средний уровень развития данного свойства.
Фантазеры обладают высоким и средним уровнями развития данного свойства. Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют, что такие испытуемые исполнительны и обязательны, стремятся всеми возможными способами завершить начатое дело, но могут быть недостаточно гибкими в планировании своей деятельности и в построении отношений.
Следующим образом распределились показатели по шкале «Самоорганизация»: у испытуемых с развитой системной рефлексией обнаружены средние и низкие показатели.
Испытуемые с таким уровнями не склонны прибегать к помощи внешних средств, помогающих в управлении временем, что может негативно сказываться на их уровне самоорганизации.
Все испытуемые с развитым самокопанием и фантазированием обладают низким уровнем развития самоорганизации.
По шкале «Ориентация на настоящее» выявлено, что испытуемые с преобладающей системной рефлексией обладают высокими показателями по данной шкале. Они склонны фиксироваться на происходящем с ними в настоящий момент времени, для них переживания и происходящее «здесь и сейчас», имеют особую ценность и значимость.
В подгруппе с развитым самокопанием также выявлены высокие показатели.
И в подгруппе, склонной к фантазированию обнаружен средний уровень развития данного свойства. Такие испытуемые склонны находить более ценным собственное психологическое прошлое или будущее, нежели происходящее в настоящее время.
Проанализировав полученные результаты, мы можем отметить, что все испытуемые имеют сложности с самоорганизацией собственной деятельности. Такие испытуемые не склонны прибегать к внешним средствам при планировании собственной деятельности и не развили свою природную организованность. Это может быть связано с тем, что в ранней юности основы регуляции деятельности лишь закладываются, поэтому старшим школьникам бывает трудно правильно выстроить модель своего поведения. Таким образом, изучение особенностей самоорганизации деятельности у лиц раннего юношеского возраста с разными типами рефлексивности приобретает особую практическую значимость.
Литература
1. Алимова Е. Р., Филимонова Е. А. Взаимосвязь самоорганизации деятельности с формой контроля. Сборник тезисов XVI Международной научно-практической конференции «Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени». Национальная ассоциация ученых (НАУ). № 11 (16), 2015. С. 24-26.
2. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2004. 424 с.
3. Мандрикова Е. Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД). Психологическая диагностика. № 2, 2010.
4. Степанов С. Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования / С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов // Вопросы психологии. № 5, 1984. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.voppsy.ru/ (дата обращения: 08.12.2016).