Научная статья на тему 'Особенности режима дня современных гимназистов начальной школы и при переходе к предметному обучению'

Особенности режима дня современных гимназистов начальной школы и при переходе к предметному обучению Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
184
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИМНАЗИСТЫ / РЕЖИМ ДНЯ / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Валова Алина Якуповна, Сетко Нина Павловна, Булычева Екатерина Владимировна, Сетко Ирина Михайловна

Показано, что режим дня гимназистов сопровождается сокращением продолжительности ночного сна, прогулок на свежем воздухе, гиподинамией, увеличением продолжительности выполнения домашних заданий, пребыванием за компьютером и просмотром телевизионных передач и могло стать причиной развития утомления у исследуемых гимназистов, что подтверждается данными снижения основных показателей, характеризующих функциональное состояние центральной нервной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Валова Алина Якуповна, Сетко Нина Павловна, Булычева Екатерина Владимировна, Сетко Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF MODERN SCHEDULE MODERN DAY MODERN SCHOOL DURATION AND IN TRANSITION TO SUBJECT TRAINING

It is shown that the regime of the gymnasium day is accompanied by a reduction in the duration of the night sleep, walking outdoors, hypodynamia, increasing the duration of homework, staying at the computer and watching television programs and could lead to the development of fatigue in the schoolchildren surveyed, Functional state of the central nervous system.

Текст научной работы на тему «Особенности режима дня современных гимназистов начальной школы и при переходе к предметному обучению»

Охват неонатальным скринингом (доля новорожденных, обследованных на наследственные заболевания, в общем числе родившихся живыми) в

2015 году составил 98,8%. Охват аудиологическим скринингом (доля детей первого года жизни, обследованных на аудиологический скрининг, в общем числе детей первого года жизни) - 97,7%. Выживаемость в акушерском стационаре детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела (доля выживших в общем числе новорожденных, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела в акушерском стационаре) в

2016 году составила 716%о.

В целях совершенствования системы профилактики вертикальной передачи вируса иммунодефицита человека и обеспечения условий для снижения заболеваемости ВИЧ-инфекции у детей в 2015 году охват пар «мать - дитя» химиопрофилактикой в соответствии с действующими стандартами составил 97,8%. Из 624 имевших беременность ВИЧ-инфицированных женщин завершили беременность родами 500, из них в 169 случаях проведено кесарево сечение. Диагноз «ВИЧ-инфекция» из 500 рожденных в 2015 году живых детей выставлен 13, процент передачи ВИЧ от матери ребенку составил 2,6%.

В целях исполнения Закона Оренбургской области от 18.03.2013 года № 1419/407-У-03 «Об обеспечении полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в Оренбургской области» в 2015 году полноценным питанием было обеспечено 20 174

ребенка. Детским питанием в среднем по области обеспечивается 68,6% от числа родившихся детей.

К 2015 году смертность детей 0-17 лет составила 7 случаев на 10 тыс. человек соответствующего возраста.

Таким образом, сегодня детям Оренбургской области доступны все виды медицинской помощи. Правительством области ведется мониторинг показателей доступности и качества медицинской помощи. Основные показатели эффективности детской службы достигнуты к 2016 году.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Федеральный закон от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

2. Приказ Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 года № 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи».

3. Приказ Минздрава России от 14.04.2015 года № 193н «Обутверждении Порядка оказания паллиативной медицинской помощи детям».

4. Приказ Минздрава России от 29.12.2012 года № 1705н «О порядке организации медицинской реабилитации».

5. Закон Оренбургской области от 30.08.2012 года № Ю66/3Ю-У-ОЗ «Об охране здоровья граждан на территории Оренбургской области».

6. Постановление Правительства Оренбургской области от 12.11.2013 года № 1042-пп «Об утверждении государственной программы «Развитие здравоохранения Оренбургской области на 2014-2020 годы».

УДК 613.95

А. Я. ВАЛОВА, Н. П. СЕТКО, Е. В. БУЛЫЧЕВА, И. М. СЕТКО

ОСОБЕННОСТИ РЕЖИМА ДНЯ СОВРЕМЕННЫХ ГИМНАЗИСТОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ПРЕДМЕТНОМУ ОБУЧЕНИЮ

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России A. Y. VALOVA, N. P. SETKO, E. V. BULYCHEVA, I. M. SETKO

PECULIARITIES OF MODERN SCHEDULE MODERN DAY MODERN SCHOOL DURATION AND IN TRANSITION TO SUBJECT TRAINING

Orenburg State Medical University

РЕЗЮМЕ

Показано, что режим дня гимназистов сопровождается сокращением продолжительности ночного сна, прогулок на свежем воздухе, гиподинамией, увеличением продолжительности выполнения домашних заданий, пребыванием за компьютером и просмотром телевизионных передач и могло стать причиной развития утомления у исследуемых гимназистов, что подтверждается данными снижения

основных показателей, характеризующих функциональное состояние центральной нервной системы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ГИМНАЗИСТЫ, РЕЖИМ ДНЯ, ЗДОРОВЬЕ.

SUMMARY

It is shown that the regime of the gymnasium day is accompanied by a reduction in the duration of the night sleep, walking outdoors, hypodynamia, increasing the duration of homework, staying at the computer and watch-

ing television programs and could lead to the development of fatigue in the schoolchildren surveyed, Functional state of the central nervous system.

KEY WORDS: GYMNASIUM, DAY REGIMEN, HEALTH.

ВВЕДЕНИЕ

Рационально построенный и организованный режим дня является важным фактором физического и психического развития детей и подростков [1]. Общеизвестно, что максимальный прирост всех нарушений состояния здоровья отмечен в периоды 7-, 10-летнего возраста, а также с 12 до 17 лет [2]. Высокая учебная нагрузка у современных учащихся при обучении в начальной школе, при переходе на предметное обучение, предэкзаменационная подготовка существенно могут изменить режим дня.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследовать особенности и роль режима дня современных гимназистов начального звена и при переходе к предметному образованию.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Режим дня гимназистов начальной школы и 5-х и 6-х классов (n=400) оценивался с помощью опросника (Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. с соавт., 2005), включающего в себя вопросы, уточняющие продолжительность основных элементов: сон, двигательная активность, проведение досуга, посещение занятий системы дополнительного образования. В качестве объективного критерия влияния особенностей режима дня современных гимназистов на их здоровье исследовано функциональное состояние центральной нервной системы, как системы, испытывающей максимальную нагрузку в этом возрастном периоде, с помощью вариационной хронорефлексо-метрии по методике М. П. Мороз (2001) по показателям функционального уровня нервной системы (ФУС), устойчивости нервной реакции (УР), уровня сформированных функциональных возможностей функциональной системы (УФВ), интегрального показателя - уровня работоспособности.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ данных анкетирования учащихся по режиму дня свидетельствует о том, что продолжительность выполнения домашних занятий у гимназистов начальных классов и при переходе к предметному обучению превы-

Валова Алина Якуповна - аспирант кафедры гигиены и эпидемиологии; тел. 8 (3532) 40-35-64; e-mail: [email protected] Сетко Нина Павловна - д. м. н., профессор, заведующая кафедрой гигиены и эпидемиологии; тел. 8 (3532) 40-35-64; e-mail: [email protected] Булычева Екатерина Владимировна - к. м. н., доцент кафедры гигиены и эпидемиологии; тел. 8 (3532) 40-35-64; e-mail: [email protected] Сетко Ирина Михайловна - к. м. н., доцент кафедры гигиены и эпидемиологии; тел. 8 (3532) 40-35-64; e-mail: [email protected]

шала гигиенические нормативы (табл. 1). Так, в режиме дня учащихся первых классов, у которых не предусмотрено выполнение домашних заданий, продолжительность этого вида деятельности составляла 2,8±0,1 часа в день. Максимальное превышение длительности выполнения домашних заданий относительно гигиенических нормативов определено у четвероклассников на 75% и у шестиклассников на 64%. Показано, что максимальное число гимназистов, имеющих превышение продолжительности выполнения домашних занятий, выявлено среди 75,3% четвероклассников; 63,5% шестиклассников; 45,4% третьеклассников; 38,9% пятиклассников и 35,5% второклассников.

Высокая учебная загруженность гимназистов, по всей вероятности, стала причиной сокращения продолжительности ночного сна, двигательной активности и прогулок на свежем воздухе, что может служить дополнительным фактором риска нарушения здоровья современных учащихся (табл. 1). Так, начиная с 4-го класса, установлено резкое снижение относительно гигиенической нормы продолжительности ночного сна, двигательной активности и прогулок на свежем воздухе. У четвероклассников это снижение составило 29%, 41%, 40% соответственно; у пятиклассников - 14%, 55%, 65%; у шестиклассников - 16%, 58%, 70%. Это объясняется тем фактом, что в течение учебного времени гимназисты большую часть светового дня проводят в помещениях, в статистической позе, сидя за учебной столом. Дыхание учащихся при этом, как правило, поверхностное, что сопровождается снижением поступления в кровь количества кислорода, что требует обязательной двигательной активности учащихся после занятий для нормализации содержания кислорода в организме детей и подростков [2].

Стоит отметить, что даже при наличии свободного времени для современных детей и подростков характерно предпочтение статических видов отдыха, таких как просмотр телепередач, компьютерные игры, социальные сети [3]. Показано, что ученики начальной школы от 2,5±0,4 ч/день до 3,4±0,2 ч/день проводят за просмотром телепередач, от 2,1±0,5 ч/день до 3,2±0,4 ч в день - за игрой в компьютерные игры.

При переходе к предметному обучению у пятиклассников средняя продолжительность просмотра телевизора составила 3,1±0,4 ч/день, игра за компьютером - 3,2±0,4 ч/день; у шестиклассников соответственно 3,5±0,3 ч/день и 4,1 ±0,4 ч/день. Становится очевидным, что превышение гигиенических нормативов продолжительности пребывания перед телевизором и компьютером от 2,5 до 6,3 раза приводит к увеличению зрительной нагрузки, потому что дополнительно гимназистам необходимо до 2 часов в день проводить за компьютером в учебных целях; в последнее время

активно стали внедряться электронные учебники, до 80% занятий сопровождаются мультимедийными презентациями; наращивает свою актуальность чрезмерное увлечение детей и подростков социальными сетями [3]. В связи с этим ученые признают, что высокая зрительная нагрузка в образовательном учреждении

Отсутствие физиологичности в восстановительном периоде у гимназистов после обучения в образовательном учреждении может являться фактором развития утомления и риском снижения функциональных возможностей центральной нервной системы у учащихся. Показано, что показатели функционального состояния центральной нервной системы существенно снизились к концу учебного года (табл. 2), причем максимальные изменения зафиксированы у первоклассников по показателю УР на 20,2% и УФВ на 33,6%. К концу 4-го года обучения также отмечена динамика ухудшения функционального состояния центральной нервной системы у гимназистов, что подтверждается снижением УР на 41,7% и УФВ на 23,9%, тогда как снижение ФУС было незначительным и составило всего лишь 1,9%. Учитывая природу формирования каждого из исследуемых показателей центральной нервной системы, следует констатировать факт относительной стабильности функционирования центральной нервной системы

является основным фактором развития миопии среди учащихся. Так, согласно данным В. Р. Кучмы (2016), с 1-го по 11-й класс распространенность миопии возрастает почти вдвое (с 219% до 406%), а хроническая патология зрения (миопия средней и высокой степени) - более чем в 13 раз (с 11% до 152%) [4].

гимназистов, на фоне сокращения времени устойчивой продуктивной безошибочной работы учащихся и сниженных возможностей их центральной нервной системы к организации функциональной адаптационной системы.

При переходе с 4-го в 5-й класс у гимназистов отмечено также ухудшение функционального состояния центральной нервной системы на 28,6% по показателю УР и на 6,7% по показателю УФВ, снижение по показателю ФУС составило всего лишь 1%, данный процесс снижения показателей центральной нервной системы наблюдался и у гимназистов при переходе в 6-й класс (табл. 3). Аналогичная динамика изменения показателей функционального состояния центральной нервной системы установлена на каждом году обучения и к концу учебного года, где снижение у пятиклассников ФУС составило 10,6%, УР - 28,6%, УФВ - 9,1%; у шестиклассников соответственно 15,8%, 6,1% и 20,8%.

Таблица 2 - Показатели функционального состояния центральной нервной системы у гимназистов

исследуемых групп

Показатели, ед. Физиологическая норма Гимназисты исследуемых классов

1-й 2-й 3-й 4-й

Начало учебного года

ФУС 4,02±0,56 2,01±0,03* 2,00±0,02* 1,93±0,01* 2,01±0,02*

УР 1,27±0,65 0,84±0,03* 0,63±0,04* 0,58±0,05* 0,49±0,04*

УФВ 2,62±0,73 1,55±0,07 1,38±0,06* 1,24±0,08* 1,18±0,06*

Конец учебного года

ФУС 4,02±0,56 1,95±0,05* 2,05±0,03* 1,72±0,03* 1,97±0,05*

УР 1,27±0,65 0,67±0,02* 0,78±0,06* 0,43±0,08* 0,35±0,05*

УФВ 2,62±0,73 1,03±0,08* 1,44±0,08* 1,10±0,10* 1,12±0,06*

* - р<0,05 при сравнении показателей исследуемых гимназистов с физиологической нормой

Таблица 1 - Характеристика суточного бюджета времени гимназистов в начальной школе и при переходе в среднее звено

Вид деятельности Гимназисты исследуемых классов

1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й

Выполнение домашних заданий, часы/день 2,8±0,4 2,2±0,3 2,2±0,5 3,5±0,4 3,3±0,5 4,1±0,3

Сон ночной 9,7±0,3 9,5±0,4 8,8±0,2 7,1±0,3 8,6±0,3 8,4±0,3

Отдых на воздухе (часы/день) 2,5±0,3 1,5±0,4 1,7±0,3 1,2±0,5 0,7±0,03 0,6±0,02

Просмотр телепередач (часы/день) 2,3±0,5 2,1±0,4 3,3±0,3 4,6±0,5 3,2±0,5 3,9±0,4

Игра на компьютере (часы/день) 2,5±0,6 2,2±0,5 3,5±0,4 4,4±0,3 4,5±0,4 4,3±0,5

Диаграмма 1 - Структура детской смертности

Диаграмма 2 - Структура внешних причин смертности детей

стационар другое место дома

Диаграмма 3 - Структура смертности от внешних причин по месту смерти

Таблица 3 - Показатели функционального состояния центральной нервной системы гимназистов при переходе к предметному обучению

Гимназисты исследуемых классов

4-й 5-й 6-й

Начало учебного года

ФУС 2,01±0,02 1,99±0,01 1,58±0,03 *

УР 0,49±0,04 0,35±0,04* 0,33±0,03

УФВ 1,18±0,06 1,10±0,08 1,01±0,08

Конец учебного года

ФУС 1,97±0,05 1,78±0,05** 1,33±0,02**

УР 0,35±0,05** 0,25±0,04 0,31±0,04

УФВ 1,12±0,06 1,0±0,06 0,80±0,10

* - р<0,05 при сравнении с показателями гимназистов предыдущих классов; ** - р<0,05 при сравнении показателей в начале и в конце учебного года внутри каждой группы

Как видно из таблицы 4, в динамике обучения в начальной школе, по всей вероятности, за счёт установленной выше стабильности показателя ФУС удельный вес гимназистов с нормальным уровнем работоспособности практически не менялся и составлял от 36,1% до 48,4%; тогда как при переходе к предметному

обучению число детей с таким уровнем работоспособности снизился на 37,8% и продолжал снижаться к шестому классу на 14,3%, тогда как число гимназистов с существенно сниженной работоспособностью при переходе в среднее звено увеличилось на 103,6%.

Таблица 4 - Распределение гимназистов исследуемых групп в зависимости от уровня умственной работоспособности, %

Уровень умственной работоспособности Гимназисты исследуемых классов

1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й

Начало учебного года

Нормальная 42,8 36,1 44,5 48,4 30,1 25,8

Сниженная 38,4 40,4 39,1 35,9 45,3 40,2

Существенно сниженная 18,8 23,5 16,4 16,7 24,6 34,0

Конец учебного года

Нормальная 39,9 32,7 39,1 44,0 25,1 20,3

Сниженная 39,5 41,7 40,5 37,3 40,1 42,3

Существенно сниженная 20,6 25,6 20,4 18,7 34,8 37,4

Анализ динамики данных удельного веса гимназистов с нормальным уровнем работоспособности свидетельствует о максимальной убыли числа таких учащихся к концу учебного года среди третьеклассников на 12,1% в начальном звене и среди шестиклассников на 21,3% в среднем звене, что может свидетельствовать о накоплении признаков утомления вследствие сокращения времени продолжительности ночного сна, прогулок на свежем воздухе и гиподинамии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, показано, что режим дня гимназистов сопровождается сокращением продолжительности ночного сна, прогулок на свежем воздухе, гиподинамией, увеличением продолжительности выполнения домашних заданий, пребыванием за компьютером и просмотром телевизионных передач и могло стать причиной развития утомления у исследуемых гимназистов, что подтверждается данными снижения основных показателей, характеризующих функциональное состояние центральной нервной системы.

ЛИТЕРАТУРА:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Силаев, А. А. Гигиенические аспекты организации режима дня дошкольников и школьников. Практика педиатра / А. А. Силаев, О. Л. Попова, Н. Д. Бобрищева-Пушкина, Л. Ю. Кузнецова. - М. : Гигиена, 2003. - С. 18-21.

2. Ахмерова, С. Г. Адаптация к новым условиям обучения и образ жизни пятиклассников / С. Г. Ахмерова, В. В. Николаева // Вестник новых медицинских технологий. - 2010. - Т. XVII. - № 1. -С. 79.

3. Баранов, А. А. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности : руководство для врачей / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007 - 352 с.

4. Панков, Д. Д. Руководство по школьной медицине. Клинические основы / Д. Д. Панков, Е. С. Ковригина ; под ред. Д. Д. Панкова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 640 с.

УДК 614.1:616-00 (471.56)

Н. Ю. ПЕРЕПЕЛКИНА, Е. А. КАЛИНИНА

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России N. Y. PEREPELKINA, E. A. KALININA

HEALTH STATUS OF THE ORENBURG REGION

Orenburg State Medical University

РЕЗЮМЕ

В статье представлены закономерности изменения показателей регионального здоровья детского населения. Установлено, что в Оренбургской области за последнее десятилетие (2006-2015 годы) численность детей повысилась на 7,5%, а подростков сократилась на 42,8%. В 2015 году отмечен самый низкий показатель младенческой смертности (6,8%о). За десять лет снизились показатели заболеваемости детей первого года жизни, а также первичная и общая заболеваемость детей в возрасте от 1 года до 14 лет. Отмечено снижение заболеваемости такими социально значимыми болезнями, как туберкулез и злокачественные новообразования. При этом за

Перепелкина Наталья Юрьевна - д. м. н., проф., зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения № 2; тел. 8 (3532) 31-68-56; e-mail: [email protected]

Калинина Екатерина Алексеевна - к. м. н., доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения № 2; тел. 89877958996; e-mail: [email protected]

прошедший год повысилась заболеваемость сифилисом и гонококковой инфекцией среди подростков. В регионе зарегистрировано снижение показателей инвалидности среди детского населения, в структуре которых преобладают психические расстройства (36,2%), болезни нервной системы (20,8%) и врожденные аномалии (15,4%).

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ПОКАЗАТЕЛИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ, ПОКАЗАТЕЛИ ИНВАЛИДНОСТИ, ДЕТИ.

SUMMARY

The article presents the regularities of changes of parameters of the regional children's health. It is established that in the Orenburg region during the last decade (20062015), the child population increased by 7,5% in adolescents sharply by 42,8% decreased. In 2015, were awarded

the lowest rate of infant mortality (6,8%o). Over ten years decreased the incidence of children first year of life, primary and General morbidity of children up to 14 years. Marked reduction in the incidence and in the classroom socially significant diseases: from tuberculosis, from cancer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.