Бегинина К.И. Особенности реструктуризации предприятий на различных этапах
жизненного цикла Дата: 12/04/2011 Номер: (28) УЭкС, 4/2011
Аннотация: В статье рассматриваются основные проблемы реструктуризации предприятий на различных этапах жизненного цикла и отличие понятия реструктуризация от реформирования, реорганизации и реинжиниринга.
Ключевые слова: Реструктуризация, жизненный цикл предприятия.
Annotation: In the article the basic problems of restructuring of enterprises on the different stages of life cycle and difference of concept are examined restructuring from reformation, reorganization and reengineering.
Keywords.: Restructuring, life cycle of enterprise.
Бегинина Ксения Ивановна старший преподаватель
Филиал Ульяновского государственного университета в г. Димитровграде
Выходные данные статьи: Бегинина К.И. Особенности реструктуризации
предприятий на различных этапах жизненного цикла // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011. - № 4 (28). - № гос. рег. статьи 0421100034/0142. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.
Переход российской экономики к рынку, весьма неутешительные итоги развития страны за последние двадцать лет привели к необходимости изменения всей парадигмы управления. На уровне предприятий острота проблем обусловлена крайне изношенным производственным аппаратом, падением уровня научно-технического прогресса, снижением профессионально-квалификационного уровня работающих при устойчивом дефиците квалифицированных рабочих, инженерно-технических работников и руководителей высшего звена и др. В этой связи существенно актуализировались проблемы, связанные с реструктуризацией предприятий, в которой нуждается большинство российских предприятий. При ее проведении необходимо обеспечить соответствие требованиям, вытекающим из стратегии будущего развития страны, проводимой государством экономической политики.
В условиях развития рыночных отношений предприятиям для обеспечения позитивной динамики ключевых показателей результативности необходимо постоянно вносить изменения в свою хозяйственную деятельность, наиболее радикальным способом которых является реструктуризация.
В современной отечественной экономической литературе и практике хозяйственной деятельности предприятий существует неоднозначное толкование понятия
«реструктуризации предприятия», нет четкого разграничения его с реформированием, реорганизацией, реинжинирингом.
В разграничении понятий реформирование и реструктуризация следует согласиться с авторами, которые понимают под реформированием изменение принципов действия предприятия, направленное на их реструктуризацию, а реструктуризацию рассматривают как основное (иногда, возможно, единственное) средство
реформирования предприятий, не отождествляя эти понятия, не считая их синонимами, как это иногда имеет место.
В ряде исследований реорганизация рассматривается как слияние и присоединение, разделение и выделение, преобразование; как часть (одна из задач) концепции
реинжиниринга бизнес-процессов - особого направления в теории американского
менеджмента.
Рассмотрим более подробно данные понятия.
Смешение понятий реформирования и реструктуризации, имеет место в
постановлении Правительства РФ №1373 от 30.10.1997г. «О реформе предприятий и иных коммерческих организаций», в котором реформа предприятий трактуется как изменение принципов их действия, направленное на их реструктуризацию, то есть фактически реструктуризация провозглашается целью реформирования.
Некоторые авторы считают реструктуризацию частным инструментом реформирования хозяйствующего субъекта. Так, например, М. Одинцов, Л. Ежкин, Д. Аистова утверждают, что реструктуризация является всего лишь частью общего развития реформирования предприятия и, следовательно, ее можно рассматривать в качестве одного из ключевых механизмов реформирования, ведущих к увеличению эффективности деятельности предприятия [1, с. 34; 48, 59].
В. Мазур и В. Шапиро рассматривают реструктуризацию как единственное средство реформирования [10, с. 19].
B. Тренев, В. Ириков, С. Ильдеменов и др. утверждают, что реформирование связано с изменением стратегии хозяйствующего субъекта и его реорганизацией, реструктуризация же подразумевает изменение структуры предприятия и создаваемой продукции [14, с. 46].
Многие авторы рассматривают реорганизацию как направление реструктуризации хозяйствующего субъекта; другие - как единственный способом реструктуризации.
Нам представляется, что реформирование подразумевает изменение формы, реорганизация - изменение организации, реструктуризация - изменение структуры, следовательно, все различие между ними заключается именно в объекте производимых изменений.
Имеет место и отождествление понятий реинжиниринга и реструктуризации. Иногда понятие реинжиниринга фактически заменяет реструктуризацию, только в несколько ином качественном плане.
C. Валдайцева считает, что реинжиниринг - это особая процедура, предшествующая, в обязательном порядке, процедурам реструктуризации (финансовой) и реорганизации хозяйствующего субъекта.
М. Аистова считает реструктуризацию и реинжиниринг различными процессами в рамках общего процесса реформирования предприятия (без какой-либо субординации), а С. Рубцов, напротив, утверждает, что реинжиниринг бизнес-процессов - это один из бизнес-процессов организации.
На наш взгляд, основное отличие реструктуризации от других типов преобразований состоит в том, что она охватывает все основные структуры предприятия, тогда как остальные при проведении преобразований распространяются на одну из них или часть. Изложенное позволяет выделить следующие особенности анализируемых понятий (рис.1.).
Ре формир ованне * Реорганизация > Ре структуризация > Реинжиниринг
изменение принципов действия предприятия слияние и присоединение, разделение и выделение, преобразование это процесс изменения структур предприятия оизнес-процесс организации
Рис.1. Особенности реструктуризации, реформирования, реорганизации и
реинжиниринга
Будем понимать под реструктуризацией процесс изменения структур предприятия -социальной, производственной, организационной, технологической, финансовой, информационной - с учетом влияния внешней и внутренней среды, направленный на повышение его конкурентоспособности и эффективности.
Неуклонное возрастание роли человека в производственно-хозяйственной деятельности позволяет утверждать, что социальная структура является важнейшим организационным компонентом и относится к шаблонным, или регулируемым аспектам взаимоотношений между членами организации. Именно благодаря социальной структуре предприятия организуется процесс взаимодействия людей в ходе соединения живого труда с предметами и средствами труда, имеющий целью изготовление определенной продукции или оказание услуг. Управление этим процессом предполагает наличие, как управляющей, так и управляемой подсистем, и направлено на достижение целей организации.
Специфика социальной структуры обуславливает особенности управления процессом труда в каждой фирме, что выражается в рациональном соединении живого труда с предметами и орудиями труда, в совершенствовании форм и приемов трудовой деятельности, в том числе и в управлении, а также социальная структура охватывает различные аспекты управленческого общения, соблюдение этических норм и правил общения менеджера с персоналом - это система упорядоченных определенным образом позиций членов организации, включающая в себя совокупность взаимосвязанных ролей, упорядоченных взаимоотношений между членами организации, в первую очередь отношений власти и подчинения. Эти отношения
могут изменяться вследствие изменения целей, в ходе обмена ресурсами и изменения характера их использования. Именно последний вид изменений является важнейшим резервом развития организации, поскольку это, прежде всего новшества в области разделения труда, мотивации членов организации, новые формы социального контроля и обоснованное принятие управленческих решений.
Производственная структура предприятия - это состав и взаимосвязь образующих его цехов, участков и служб в процессе производства продукции. Она характеризует разделение труда между подразделениями предприятия и их кооперацию и оказывает существенное влияние на важнейшие экономические показатели предприятия: качество продукции, рост производительности труда, величину издержек производства, эффективность использования ресурсов.
Под организационной структурой понимается совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач. Организационная структура призвана способствовать рациональному использованию оборудования, предметов труда, производственных площадей, трудовых ресурсов, информации, созданию наиболее благоприятных условий для осуществления процессов производства и управления. На необходимость учета изменений организационной структуры предприятия указывают А. Бачурин, А. Спицын, [4, с. 26], другие авторы.
Под технологической структурой понимают набор правил, норм, определяющих последовательность операций в процессе производства продукта и управления им. Она основана на делении процесса на отдельные стадии, процессы и операции. Элементами технологической структуры являются предметы труда, отдельные процессы и операции.
Установление прямых и обратных связей между управляющей и управляемой подсистемами осуществляется с помощью информации, которая служит основой для выработки управленческих воздействий и решений, поступающих из управляющей системы в управляемую для исполнения, что предполагает наличие структуры информационной, которая представляет собой совокупность сведений о состоянии и динамике объекта управления, необходимых для принятия и реализации управленческих решений. Информационная структура необходима для обмена информацией между объектом и субъектом управления, а также внутренней и внешней средой организации, что способствует наиболее эффективному управлению всеми структурами предприятия.
В рыночной экономике имеет место возрастание роли финансовой структуры предприятия, благодаря наличию которой обеспечиваются оценка стоимости капитала, контролируются и регулируются его изменения, движение, осуществляется управление прибылью, рентабельностью. С этих позиций процесс финансовой реструктуризации следует рассматривать как непрерывный. Поэтому трудно согласиться с позицией А. Гуковой и И. Аникиной [6, с. 45], которые указывают на то, что финансовая реструктуризация необходима только тогда, когда предприятие находится в условиях кризиса.
Большинство авторов указывают на то, что реструктуризация предприятий необходима только в условиях спада производства. На наш взгляд, так как это процесс изменения структур предприятия, необходимость их изменения на различных этапах жизненного цикла также необходим, для поддержания уровня развития предприятия.
Необходимость постоянной реструктуризации предприятий, что обусловлено рядом причин:
- деятельность предприятий должна соответствовать требованиям внешней среды, которые претерпевают постоянные изменения;
- научно-технический прогресс оказывает постоянное воздействие, как на внутреннюю, так и внешнюю среду предприятия;
- изменение конъюнктурных факторов в стране и в мире;
- кризисные явления в экономике страны и в мире.
Предприятия могут находиться на следующих стадиях жизненного цикла: становление, развитие, стабильность, спад. При этом каждой стадии развития предприятия присущи свои особенности реструктуризации, которые обобщены нами в табл.1.
На стадии становления предприятия имеет место избыток постоянного (машин, оборудования, транспортных средств) и относительный недостаток переменного капитала (труда), что обусловлено неполным освоением производственных мощностей. Ее признаками являются свободные рабочие места и частичное использование машин и оборудования. Руководство предприятия нацелено на расширение доли рынка, рост объемов продаж. На этой стадии технологическая и производственная структуры не требуют изменений, а организационная, финансовая и информационная структуры активно формируются, то есть для реструктуризации предприятия время еще не наступило.
Таблица 1 - Особенности реструктуризации в зависимости от стадий развития предприятия
Стадия Особенности реструктуризации
Становление Технологическая и производственная структуры не требуют изменений, а организационная, финансовая и информационная структуры активно формируются.
Развитие В социальной структуре происходят изменения, связанные с сформированием определенной организационной культуры, в том числе системы мотивации персонала, которые сопровождаются адекватными изменениями в структуре информационной, оптимизируется финансовая структура
Стабильность Актуализируется необходимость освоений новых изделий, услуг, связанных с этим изменений в производственной структуре, инновационных изменений в технологической структуре. Организационная и информационная структуры не претерпевают существенных изменений
Спад Необходимы: сжатие производства, переход к режиму экономии, активная реализация антикризисных мер. Реструктуризация направлена на консервацию части наименее производительного оборудования (изменения в технологической и производственной структурах); сокращение персонала, изменения в системе мотивации (изменения в организационной и информационной структурах), изменения в системе целеполагания и адекватные им в финансовой структуре
На стадии развития уровень продаж растет, происходит позиционирование продукции на рынке, поиск лучших партнеров, завоевание своей доли на рынке, обеспечение рентабельной работы предприятия. Расширяя сферу деятельности, предприятие создает новые подразделения и увеличивает численность работников, что сопровождается изменениями в организационной структуре управления. В социальной структуре происходят изменения, связанные с сформированием определенной организационной культуры, в том числе системы мотивации персонала, которые сопровождаются адекватными изменениями в структуре информационной, оптимизируется финансовая структура.
На стадии стабильности актуализируется необходимость освоений новых изделий, услуг, связанных с этим изменений в производственной структуре, инновационных изменений в технологической структуре. Организационная и информационная структуры не претерпевают существенных изменений.
На стадии спада средств для активной реструктуризации у предприятия, как правило, нет. Поэтому необходимы: сжатие производства, переход к режиму экономии, активная реализация антикризисных мер. Реструктуризация на этой стадии направлена на консервацию части наименее производительного оборудования (изменения в технологической и производственной структурах); сокращение персонала, изменения в системе мотивации, изменения в организационной и информационной структурах, в системе целеполагания и в финансовой структуре.
Библиографический список:
1. Аистова М.Д. Реструктуризация предприятий: вопросы управления. Стратегии, координация структурных параметров, снижение сопротивления преобразованиям: учебник/ Аистова М.Д. — М.: Альпина Паблишер, 2002. — 287с.
2. Амосов А. Вопросы перехода к инновационному типу воспроизводства // Экономист. - 2008. - № 5. - С.23-32.
3. Бажуткина Л.П. Процесс реструктуризации производства в регионе: тенденции и опыт. СПб.: СПбГУЭФ, 1999. С. 160.
4. Бачурин А.В. Реструктуризация производства и финансовая устойчивость / общ. Ред.: Бачурин А.В., Спицын А.Т.: М Издательство РАГС, 2000
5. Бочаров М. Госконтроль не ниже 40% //Аргументы и факты. - 2008. - №21. -
С.16.
6. Гукова А.В. Оценка бизнеса для менеджеров: учебное пособие / А.В. Гукова, И.Д. Аникина. - Москва: издательство «Омега-Л», 2006 - 176 с.
7. Крутик А.Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. - СПб: Питер, 2001. -432 с.
8. Крыжановский В.Г. Реструктуризация предприятий/ Крыжановский В.Г. - М.: «Издательство ПРИОР», ИВАКО Аналитик, 1998. - 48 с.
9. Майзель А.И. Международный менеджмент. Учебник для ВУЗов, под редакцией А.И. Майзеля. - СПб: Издательство «Питер», 2000 624 с.
10. Мазур И.И. Реструктуризация предприятий и компаний: Справочное пособие для специалистов и предпринимателей. // Мазур И.И., Шапиро В.Д - М.: Высшая школа, 2000. - 587 с.
11. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002.
- 295 с.
12. Ольсевич Ю. Психологические аспекты современного экономического кризиса // Вопросы экономики №3, 2009
13. Одинцов М., Ежкин Л. Реструктуризация - путь повышения конкурентоспособности производства // Экономист. - 2000. - № 10. - С.58-65.
14. Тренев В.Н. Реформирование и реструктуризация предприятий: Методика и опыт / В.Н.Тренев, В.А.Ириков, С.В.Ильдеменов и др. - М.: ПРИОР, 2001. -319с.
M гос. рег. статьи 0421100034/0142
Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный
журнал http ://uecs.mcnip.ru
URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=387