Научная статья на тему 'Особенности репрезентации концепта «Петербург» в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»'

Особенности репрезентации концепта «Петербург» в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1972
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕКСТ / PETERSBURG TEXT / КОНЦЕПТ / CONCEPT / НОМИНАТИВНОЕ ПОЛЕ / NOMINATIVE FIELD / ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОЕ ПОЛЕ / ENCYCLOPEDIC FIELD / ЛЕКСИЧЕСКАЯ ОБЪЕКТИВАЦИЯ / LEXICAL OBJECTIFICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сичинава Нелли Гарриевна

Статья посвящена исследованию концепта «Петербург» на материале повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» с позиции когнитивной лингвистики. Производится попытка описать кон цепт «Петербург» через анализ объективирующих этот концепт языковых единиц и моделирование его структуры. Выявление индивидуально-авторской специфики представления концепта «Петербург» помогает составить более полное представление о ценностной картине мира выдающегося писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features representation of the concept «Petersburg» by Nikolai Gogol «Nevsky Prospect»

The article investigates the concept of «Petersburg» on the material of Nikolai Gogol «Nevsky Prospect» from the perspective of cognitive linguistics. An attempt is made to describe the concept of «Petersburg» by analyzing objectifying this concept of linguistic units and modeling of its structure. Identifying individual author specifics presentation concept «Petersburg» helps create a better understanding of the value picture of the world famous writer.

Текст научной работы на тему «Особенности репрезентации концепта «Петербург» в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»»

Lingua mobilis № 3 (49), 2014

ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА «ПЕТЕРБУРГ.» В ПОВЕСТИН. В. ГОГОЛЯ «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ»

Н. Г. Сичинава

Статья посвящена исследованию концепта «Петербург» на материале повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» с позиции когнитивной лингвистики. Производится попытка описать концепт «Петербург» через анализ объективирующих этот концепт языковых единиц и моделирование его структуры. Выявление индивидуально-авторской специфики представления концепта «Петербург» помогает составить более полное представление о ценностной картине мира выдающегося писателя.

Ключевые слова: Петербургский текст, концепт, номинативное поле, энциклопедическое поле, лексическая объективация.

На рубеже 20-30-х годов XIX века А. С. Пушкиным было положено начало Петербургскому тексту («Уединенный домик на Васильевском», 1829, «Пиковая дама», 1833, «Медный Всадник», 1833). Это начало, уже в 30-е годы, было подхвачено петербургскими повестями Н. В. Гоголя (1835-1842) и его петербургскими фельетонами, печатавшимися в «Современнике». Гениальным продолжателем традиции, заложенной Пушкиным и Гоголем, стал Ф. М. Достоевский, «сведший воедино в своем варианте Петербургского текста свое и чужое, и первый сознательный строитель Петербургского текста как такового» [5]. Желая подчеркнуть значимость Петербургского текста для творчества отдельных русских писателей и всей русской культуры в целом, В. Н. Топоров писал: «...тема Петербурга мало кого оставляет равнодушным. Далекая от того, чтобы быть исчерпанной или окончательно решенной, она характеризуется особой антитетической напряженностью и взрывчатостью, некоей максималистской установкой как на разгадку самых важных вопросов русской истории, культуры, национального самосознания, так и на захват, вовлечение в свой круг тех, кто ищет ответ на эти вопросы» [5].

18

Язык художественной литературы

В последние десятилетия исследование Петербургского текста стало протекать не только в русле литературоведческого анализа, но и через объективацию его художественных концептов - культурных маркеров, которые участвуют в создании когнитивного пространства текста и являются выразителями культурно-национальной и индивидуально-авторской ментальности. Филологическая наука обратилась к проблеме восприятия и интерпретации концепта «Петербург» в культурологическом и когнитивном аспектах [1; 3].

В данной работе концепт «Петербург», как одна из важных, значимых констант Петербургского текста, участвующей в создании ценностной картины мира автора, исследуется методом семантико-когнитивного анализа [4] на материале повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» через анализ объективирующих этот концепт языковых единиц и моделирование его структуры.

Концептуальное поле, в центре которого находится концепт «Петербург», представляет собой сложную когнитивную структуру, включающую в себя различные модели концептуализации. При этом фрейм «Петербург» можно считать ядром поля, он концентрирует в себе логически упорядоченную, типичную информацию и одновременно конкретные образы (Петербург - жители; среда, образ жизни; средства передвижения, природные условия и т. д.). А авторские ассоциации составляют периферию поля (Петербург - тщеславие; перенаселенный город; мир богатых и бедных; город, в котором нет места творческой личности и др.).

В повести «Невский проспект» концепт «Петербург» предстает как многокомпонентное образование, вокруг которого формируется художественное пространство данного текста. Такие культурные маркеры, как топонимы, антропонимы, названия реалий государственных структур, названий видов жилищ, транспорта, одежды, пищи и прочих реалий, представляют собой важные составляющие образа Петербурга. Номинативное поле концепта «Петербург» в повестях представлено тремя типами языковой номинации:

1) холистической номинацией - номинацией предмета концептуализации именем собственным, абстрактным или родовым термином и их дериватами, метафорической перифразой и под.;

2) партитивной номинацией - номинацией типичных, узнаваемых частей предмета концептуализации, актуализирующих представление о концепте в целом, отсылающих к концепту.

19

Lingua mobilis № 3 (49), 2014

3) признаковой номинацией - эксплицитно, вербально выраженными номинациями (согласованным или несогласованным определением и под.), вычленяющими отдельный признак предмета концептуализации;

Реализацией концепта «Петербург» на уровне холистических номинаций служит лексика: Петербург, столица, город, петербургский, страна финнов. Из перечисленных номинаций лишь одна (страна финнов) обладает интертекстуальностью и требует от читателя специфических знаний, связанных с историей основания Петербурга.

Партитивная номинация исследуемого концепта - номинация Петербурга через общеизвестные географические, исторические, культурные объекты, объективируется в следующих номинациях: Невский проспект, Морская Гороховая, Литейная, Мещанская, Офицерская улицы; Петербургская часть, Выборгская часть, Пески, Московская застава, Екатерининский канал, Охта (местность в восточной части Петербурга, на правом берегу Невы), Казанские ворота, Полицейский мост.

Признаковые номинации концепта «Петербург» моделируются лингвистическими средствами, отражающими особенности мировоззрения Н. В. Гоголя, диалектику критического осмысления писателем Петербурга и устремленность сознания художника слова к историзму, реальности, что выражается в категоризации конкретных реалий Петербурга. Для Н. В. Гоголя, как родоначальника натуральной школы, первостепенное значение имели социальные мотивы, бытовая конкретность. Реалистическая достоверность произведений Н. В Гоголя немыслима без правдивого воспроизведения среды обитания персонажей, без того пространства, на фоне которого развертывается действие его произведений. Исследуя способы объективации фрейма «Петербург» в «Невском проспекте», можно выделить 7 слотов, представляющих следующие знания:

1) население Петербурга (этнический состав, социальное и сословное расслоение жителей Петербурга); 2) внешний вид и одежда жителей; 3) культура (манеры и речь, образованность). 4) наименования зданий, учреждений, интерьера жилища; 5) наименования средств передвижения; 6) пища; 7) климатические условия.

Номинации реалий петербургской жизни представлены в повести значительным количеством примером. Анализ средств языко-

20

Язык художественной литературы

вого выражения указанных выше слотов позволил выявить следующие особенности:

1) Население Петербурга характеризуется автором по социальному статусу жителей, их сословной принадлежности и национальности: город, где все или чиновники, или купцы, или мастеровые немцы; нищие; содержатели магазинов и их комми; чиновники; гувернеры всех наций; гувернантки, бледные миссы и розовые славянки; педагоги; чиновники по особенным поручениям; чиновники, которые служат в иностранной коллегии; титулярные, надворные и прочие советники; тайный советник; статский советник; действительный статский советник; коллежские регистраторы; губернские и коллежские секретари; правитель канцелярии; повытчик; камер-юнкеры, барыня; швея; артельщик; ремесленник; будочник; сидельцы, артельщики, купцы в немецких сюртуках; лакей; кучер, форейтор, швейцар, грязный водовоз, разносчик, жестяных дел мастер, сапожник, персиянин, кухарки-немки; квартальный надзиратель, городовой лекарь; офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества; высший класс; аристократ.

2) Для создания реалистической достоверности образа Петербурга писатель широко использует вещную (конкретную) лексику в сочетании с оценочными единицами. Языковые средства, характеризующие внешность и одежду петербуржцев, распределяются по двум противопоставленным полюсам: на одном полюсе: прекрасные усы; удивительно сшитый сюртук; миниатюрный, легкий, как дым, башмачок молоденькой дамы; плотные содержатели магазинов в своих голландских рубашках; питомцы в батистовых воротничках; родители с своими пестрыми, разноцветными, слабонервными подругами; дамы в розовых, белых и бледно-голубых атласных рединготах и шляпках; бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук; тысячи сортов шляпок, платьев, платков; тоненькие, узенькие талии, никак не толще бутылочной шейки; щегольской сюртук с лучшим бобром; греческий прекрасный нос; перстень с талисманом на щегольском мизинце; галстук, возбуждающий удивление; чиновники в зеленых вицмундирах; толстые губы и щеки, нащекатуренные румянами; лакей в богатой ливрее; сверкающие дамские плечи и черные фраки; люди в пре-

21

Lingua mobilis № 3 (49), 2014

восходных фраках; на другом полюсе: неуклюжий грязный сапог отставного солдата; русские мужики, спешащие на работу, в сапогах, запачканных известью, которых и Екатерининский канал, известный своею чистотою, не в состоянии бы был обмыть; старухи в изодранных платьях и салопах; мальчишки в пестрядевых халатах; русский человек в демикотоновом сюртуке с талией на спине, с узенькою бородою, живущий всю жизнь на живую нитку.

3) Еще одним важным средством характеристики жителей Петербурга является описание их манер, речи, интересов, развлечений, отношения к представителям других сословий. Приведем лишь несколько примеров: все, что вы ни встретите на Невском проспекте, все исполнено приличия; нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринужденно, как на Невском проспекте; здесь вы встретите улыбку единственную, улыбку верх искусства; гулянье, фортепиано, домашние танцы; они любят потолковать об литературе. Контекст, содержащий описание среднего класса петербургского общества, пронизан иронией, отражающей негативную авторскую оценку среды, сохраняющей лишь внешний лоск культуры. Задача писателя - показать псевдоинтеллигентность общества, к которому принадлежит поручик Пирогов. В этом обществе хвалят Булгарина, Пушкина и Греча. Упоминание имени Пушкина в одном ряду с именами Ф. В. Булгарина и Н. Н. Греча - свидетельство крайнего невежества персонажей. Поручик Пискарев и подобные ему в обществе считаются воспитанным и учеными людьми. Писатель изображает его как никчемного человека, праздно проводящего жизнь в забавах и развлечениях, не проявляющего интереса к интеллектуальной деятельности, способной обогатить духовный мир человека. Самомнение, амбициозность, заносчивость, презрительное отношение к низшим сословиям - вот основные составляющие образа Пирогова. Писарь, попавшийся Пирогову на улице и показавшийся ему невежливым, немедленно был остановлен и в резких словах получил замечание, что «перед ним стоял поручик, а не другой какой-то офицер». Чиновному и исполненному приличия Петербургу противопоставляются русский мужик, который говорит о гривне или о семи грошах, русский народ, который любит изъясняться резкими выражениями.

22

Язык художественной литературы

4) В создании реалистического образа Петербурга принимают участие номинации зданий, учреждений, описание интерьера жилища, которые репрезентируют социальное положение жителей Петербурга. Они помогают провести грань между парадным и реальным Петербургом, между миром богатых и бедных. Приведем несколько примеров: блестящие окна магазинов, кондитерские, департамент, иностранная коллегия, присутствие; сени с мраморными колоннами; воздушная лестница с блестящими перилами и квартира мастерового, представляющая собой большую комнату с черными стенами, с закопченным потолком, пол которой был засорен медными и железными опилками.

5) Доведение антитезы до крайних пределов наблюдается также в слотах «Пища» и «Средства передвижения»: горячие, только выпеченные хлеба, кофий, шоколад противопоставляются черствым пирогам и объедкам; карета, дрожки, экипаж, кабриолет, богатый катафалк антитезируют с номинацией ломовой извозчик.

6) Лексическое наполнение слота «Природные условия» способствует созданию образа неуютного города, который находится в земле снегов, где все мокро, гладко, ровно, бледно, серо, туманно.

Рассмотрение лексики, характеризующей петербургские реалии, позволяет увидеть два противопоставленных друг другу образа. С одной стороны, в начале повести через описание главной улицы Петербурга, Невского проспекта, создается благоприятное впечатление о нем: чем не блестит эта улица - красавица нашей столицы, всеобщая коммуникация, всемогущий Невский проспект, жители в восторге от Невского проспекта, педагогический Невский проспект, главная выставка всех лучших произведений человека. С другой стороны, совершается постепенный переход от положительного отношения к Петербургу к отрицательному: меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург; жадность, надобность, корысть; эгоист; отвратительный приют, где основал свое жилище жалкий разврат, порожденный мишурною образованностью и страшным многолюдством столицы.

Высокая степень детализации и широкий объем привлеченных знаний помогает автору выстраивать целые ряды образов, предопределяющих основную идею произведения. Энциклопедическое

23

Lingua mobilis № 3 (49), 2014

поле концепта «Петербург», наполненное различными знаниями о нем, формирует образ бездушного, казенного, официального, неуютного, псевдоинтеллигентного, нерусского города.

Н. В. Гоголь говорит о несовместимости художника с Петербургом, в котором художник представляет собой «довольно странное явление и столько же принадлежит к гражданам Петербурга, сколько лицо, являющееся нам в сновидении, принадлежит к существенному миру», «это исключительное сословие в том городе, где всё или чиновники, или купцы, или мастеровые немцы». Мыслящий и чувствующий человек, который сохранил в душе нечто подлинное и человеческое, не может мириться с бездуховностью, развращенностью, которыми одержим Петербург и погибает, подобно Пискареву.

Петербург для Н. В Гоголя - это город с ненастоящими людьми и ненастоящей жизнью. При изображении ночного Петербурга в финале повести писатель в реалистическое произведение вводит фантастический контекст, ключевыми единицами которого являются «гром», «блеск», «мириады», «демон», «ненастоящий», в семантическом объеме которых актуализируются компоненты «подавляющая сила», «обманная сила»: «Когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде». Автор стремится показать, что город обладает страшной, демонической силой, которой не может противостоять «маленький человек». Таким образом, концепт «Петербург» наполняется новыми приращениями и возникает ассоциативный план «Петербург - давящее пространство», «Петербург - обманное пространство».

Писатель изображает город, в котором царит власть денег, власть чина, его населяют чиновники, немцы и продажные красавицы.

Проанализировав индивидуально-авторской специфику представления концепта «Петербург» в повести «Невский проспект», можно сделать вывод о том, что к особенностям авторского видения города можно отнести следующие концептуализации: Петербург — пространство, населенное представителями различ-

24

Язык художественной литературы

ных социальных слоев, Петербург — пространство, где живут бедные и богатые, Петербург - нерусский город, Петербург - неуютное пространство, Петербург - давящее пространство; Петербург - пространство, населенное псевдоинтеллигентными людьми, Петербург - неискреннее, обманное пространство, Петербург -перенаселенное пространство.

Список литературы

1. Авдонина, Л. Н. Лексическая

объективация концепта

«Петербург» в художественной картине мира А. Блока: ав-тореф. дис. ... канд. филол. н. Воронеж, 2009. 23 с.

2. Гоголь, Н. В. Собрание сочинений в восьми томах. М. : Правда, 1984. Т. 3. 336 с.

3. Повх, Ю. А. Антитеза «Москва-Петербург» в повести А. Вяльцева «Путешествия в одну сторону. Опыт мифологизации прошлого» // Альманах современной науки и образования, М.: Грамота, 2011, № 3 (46). С. 232-235.

4. Попова З. Д. Очерки по когнитивной лингвистике /

З. Д. Попова, А. А. Стернин. Воронеж: Истоки, 2001. 191 с.

5. Топоров, В. Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы»: введение в тему [Электронный ресурс]. URL: philologos.narod.ru/ling/ topor_ piter.htm

References

1. Avdonina, L. N. Leksicheskaja

ob#ektivacija koncepta

«Peterburg» v hudozhestvennoj kartine mira A. Bloka: avtoref. dis. ... kand. filol. n. Voronezh, 2009. 23 s.

2. Gogol', N. V. Sobranie sochinenij v vos'mi tomah. M. : Pravda, 1984. T. 3. 336 s.

3. Povh, Ju.A.Antiteza «Moskva-Peterburg» v povesti A. Vjal'ceva «Puteshestvija v odnu storonu. Opyt mifologizacii proshlogo» // Al'manah sovremennoj nauki i obrazovanija, M.: Gramota, 2011, № 3 (46). S. 232-235.

4. Popova Z. D. Ocherki po kognitivnoj lingvistike / Z. D. Popova, A. A. Sternin. Voronezh: Istoki, 2001. 191 s.

5. Toporov, V. N. Peterburg

i «Peterburgskij tekst russkoj literatury»: vvedenie v temu

[Jelektronnyj resurs]. URL: philologos.narod.ru/ling/ topor_ piter.htm

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.