Научная статья на тему 'Особенности регулирующей функции визуального поведения при интеллектуальной недостаточности'

Особенности регулирующей функции визуального поведения при интеллектуальной недостаточности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
171
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности регулирующей функции визуального поведения при интеллектуальной недостаточности»

Е.В. ХЛЫСТОВА

Екатеринбург

Особенности регулирующей функции визуального поведения при интеллектуальной недостаточности

На современном этапе развития прикладной и теоретической психологии обострился интерес исследователей к механизмам регуляции социальных процессов.

Внимание специальных психологов к вопросам социальной перцепции связано с поиском новых средств изучения личности при различных видах дизонтогенеза (О.К.Агавелян, В.И.Лубовский, У.В.Ульенкова и др.), с поиском путей компенсации патологического развития.

Рассматривая различные компоненты общения и их роль в регуляции межличностных взаимодействий, отечественные и зарубежные ученые (В.А.Лабунская, Е.И.Файзенберг, А.Г.Асмолов, П.Экман, М.Аргайл и др.) указывают, что в создании образа партнера по общению существенную функцию выполняют невербальные коммуникативные средства: регулируют пространственно-временные параметры во время межличностных контактов; создают образ партнера по общению; реализуют функцию социальной стратификации; выступают в качестве маскировки «Я» -личности и т.д.

Значение визуального поведения как отдельной подструктуры невербального поведения, его роль в социальных контактах изучено в 70-х годах М.Аргайлом и его сотрудниками. Оказалось, что восприятие взгляда неосознанно проявляется в выборе социальной установки на активное (борьба за высокий статус в группе) или адаптивное (избежание социального контакта, просьба о помощи) поведение в межличностных отношениях детей, подростков и взрослых людей (C.L.Kleinke, М.Snyder, J.Grether, С.^^г и др.). В экспериментах М.Аргайла обнаружено, что при интерпретации взгляда проявляются эмоциональные реакции (направленный взгляд вызывает эмоции различной модальности и валентности), когнитивные реакции (интерпретация семантического содержания взгляда), поведенческие реакции (реакции избегания или нападения в социальных взаимодействиях). Эти реакции взаимодействуют между собой и в конечном счете способствуют формированию социальной структуры любого коллектива, в том числе и коллектива субъектов, имеющих патологического развитие.

В нашем исследовании сделан акцент на экспериментальном изучении и теоретическом анализе перцептивного компонента визуального поведения. Опираясь на положения М.Аргайла, мы попытались выявить особенности распознавания базовых эмоций по выражению верхней части лица у подростков с интеллектуальной недостаточностью. Для реализации поставленных задач была разработана комплексная экспериментальная методика, которая прошла экспертную проверку. В качестве стимульного материала использовались шесть цветных фотографий верхней части лица актеров, изображающих базовые эмоциональные состояния: радость, гнев, страх, страдание, презрение, удивление; шесть «ситуативных ключей «-рисунков эмоционально нагруженных социальных ситуаций: схематические изображения

людей, выражающих одну из базовых эмоций (например, рисунок «Гнев» имеет следующий сюжет: разбитая ваза, рядом с осколками ребенок и мама. Мама изображает гнев: открытый рот, сжаты кулаки, доминирующая поза. Глаза у изображения мамы не прорисованы); шесть речевых высказываний, соответствующих по содержанию базовым эмоциям (например, речевые высказывания, посвященные радости и страху, звучат следующим образом: «Ура! Праздник наступил!», «Боже мой! Они сейчас свалятся в пропасть»).

Эксперимент проводился на трех выборках испытуемых: 64 подростка с грубой интеллектуальной недостаточностью (олигофрения в степени дебильности), 62 подростка с задержкой психического развития (ЗПР) и 58 подростков с нормальным психическим развитием (НИР). Всего 184 испытуемых. Основой экспериментальной процедуры послужило следующее предположение: опознание мимических выражений на фотографии может идти несколькими путями: семантизацией и словесным обозначением, сопоставлением мимических выражений с эмоционально нагруженными речевыми высказываниями, сопоставление с «ситуативным ключом» (рисунком эмоционально нагруженной ситуации). В результате разработаны три экспериментальные серии. В первой серии испытуемые при опознании экспрессивных знаков на фотографиях выбирали из предложенного списка название базовой эмоции, подходящее к мимическому выражению. Во второй серии испытуемые сопоставляли мимическое выражение с эмоционально нагруженным речевым высказыванием. В третьей серии сопоставлялись мимические выражения и схематические рисунки эмоционально нагруженной ситуации. В каждой серии ответы оценивались дихотомически, вычислялся процент адекватной идентификации. Иолученные данные представлены в таблицах 1, 2.

Анализ результатов был ориентирован на следующие вопросы:

• Как изменяется адекватность опознания от серии к серии (какое влияние на качество идентификации оказывает опора на речевое высказывание, опора на рисунок эмоционально нагруженной ситуации - «ситуативный ключ»)?

• Какие особенности (качественные и количественные) распознавания эмоций по выражению глаз имеют испытуемые разных категорий?

• Какие причины (объективные и субъективные) обусловливают данные особенности? В качестве объективных причин мы рассматривали особенности изображения и семантическую достаточность выражений одних только глаз для опознания эмоции, в качестве субъективных причин - перцептивные особенности испытуемых, уровень сформированности внутренних эталонов распознаваемых эмоциональных состояний.

Иолученные данные свидетельствуют о том, что результаты опознания при использовании «ситуативного ключа» существенно выше (по 1-критерию Стьюдента). Такая особенность проявляется у всех испытуемых. То есть легче всего подросткам с интеллектуальной недостаточностью и без таковой удается сопоставление мимических выражений и ситуаций, имеющих аналогичную эмоциональную нагрузку. Но если в первой серии результаты опознания у всех испытуемых не имеют существенных различий, а подростки с ЗПР лучше других идентифицируют эмоции, то в третьей серии картина иная. Различия между категориями испытуемых в третьей серии существенны по 1-критерию Стьюдента, а успешность выше у испытуемых с нормальным развитием (табл.1).

Таблица 1. Средние показатели числа правильно угаданных эмоций

Выборка испытуемых 1 серия 2 серия 3 серия

Олигофрения 2,98 2,51 3,23

ЗИР 3,50 3,06 3,94

НИР 3,34 3,17 5,11

Подростки с диагнозом «олигофрения» намного хуже, чем подростки с нормальным развитием, сопоставляют мимику и «ситуативный ключ». То есть в реальном общении, несмотря на способность к опознанию невербальных знаков, умственно отсталые учащиеся затрудняются сопоставить эти знаки с ситуацией общения в целом.

При выявлении количественных особенностей распознавания эмоций по выражению глаз были проанализированы данные по средним показателям правильно угаданных эмоций (табл. 2).

Наибольшие количественные различия проявляются между испытуемыми с умственной отсталостью и нормальным развитием. Подростки с ЗПР ближе к норме. Подростки с олигофренией больше всего делают ошибок при идентификации выражений. В процессе качественного анализа рассматривалось опознание отдельных эмоций различными категориями испытуемых.

Таблица 2. Распознаваемость базовых эмоций в первой, второй и третьей сериях

(в %)

Эмоции Выборка испытуемых

Олигофрения ЗП р НПР

1 радость 71 77 82 87 71 90 91 82 97

2 гнев 43 41 38 37 31 37 57 40 77

3 страх 62 47 78 81 78 90 60 54 82

4 страдание 47 35 55 62 40 43 57 54 80

5 удивление 49 37 38 59 56 71 42 42 85

6 презрение 28 27 29 40 37 59 45 40 74

Экспериментальные серии 1 2 3 1 2 3 1 2 3

Наиболее распознаваемым оказалось выражение радости. Хуже всего идентифицировалось презрение.

При распознавании гнева намечаются существенные различия между испытуемыми трех категорий. Самые низкие показатели обнаруживаются у подростков с ЗПР. Эти особенности могут быть рассмотрены с точки зрения содержания эмоции гнева, специфики роли этого эмоционального состояния в регуляции поведения (Е.Ф.Бажин).

Согласно теории К.Изарда, гнев является эмоцией одновременно деструктивной для социальной среды и конструктивной для самой личности (установка на социальную активность). Затруднения в идентификации гнева свидетельствуют о том, что в структуре эталонов испытуемых с интеллектуальной недостаточностью гнев не имеет достаточно четкой представленности. По нашему мнению, причина такой тенденции - особенности социального опыта испытуемых (редкие контакты с людьми, испытывающими эту эмоцию) или результат незначительной представленности гнева в мотивационной системе субъектов восприятия. Возможно, особенности распознавания гнева могут быть объяснены с точки зрения эмоционально-личностных отклонений, которые присутствуют при данном виде дизонтогенеза и приводят к социальной дезадаптации.

Затруднения подростков с интеллектуальной недостаточностью при идентификации выражения гнева наводят на мысль об имеющихся нарушениях во взаимодействии с социальной средой.

Показательны с точки зрения дезадаптивного поведения результаты распознавания страха. Лучше всего распознают это выражение испытуемые с ЗПР. А результаты испытуемых с олигофренией ближе всего к норме. Средний показатель адекватности распознавания (данные по трем сериям) у подростков с ЗПР - 83%, у подростков с НИР - 65%, у подростков с олигофренией - 62%.

Таким образом, мимика только лишь верхней части лица достаточна для адекватной идентификации выражения страха. Обратная зависимость между распознаванием гнева и страха (у испытуемых с ЗПР самые высокие показатели распознавания страха и самые низкие показатели распознавания гнева) подтверждает наше предположение о том, что при ЗПР происходит сдвиг в эталонной системе в пользу адаптивного социального поведения.

Превалирование страха в мотивационной системе (наличие достаточно четко выраженного эталона) свидетельствует о тенденции подростков с интеллектуальной недостаточностью не к социальному развитию (активности), а к приспособлению (избежанию) в социальных взаимодействиях.

Выражение страдания распознается хуже, чем другие мимические паттерны. Самые низкие результаты у подростков с диагнозом «олигофрения». Подростки с ЗПР лучше, чем подростки с нормальным развитием, распознают страдание в первой серии (см. табл. 2).

Согласно данным М.Аргайла, выражение страдания глазами важно для установления аффилитативных тенденций. С помощью визуального общения передается просьба о помощи, в то время как стремление уйти от взгляда интерпретируется как отказ в помощи. Наличие у подростков с ЗПР четко выраженного эталона страдания (что обеспечивает более адекватную его идентификацию), по-видимому, является свидетельством особого места данной эмоции в мотивационной системе. Такое значение данная эмоция, возможно, приобрела благодаря потребности в социальном содействии. Удивление распознается лучше испытуемыми с ЗПР. Выделенные особенности так же могут получить объяснение с точки зрения информативной значимости выражения глаз и содержания эмоции: область глаз является достаточной для распознавания удивления.

С точки зрения теории К.Изарда эта эмоция выполняет функцию замедления активности, которая может быть бесполезной в резко меняющихся условиях (реакция на новизну). Высокий уровень представленности удивления в мотивационной системе подростков с ЗПР может быть связан с преобладанием установок на адаптивное социальное поведение. Распознавание презрения удается лучше испытуемым с сохранным интеллектуальным развитием.

Анализ показателей адекватности распознавания эмоций по выражению глаз позволил сделать ряд выводов:

• выражение глаз является достаточным семантическим элементом для адекватного распознавания базовых эмоций;

• легче всего по мимике глаз распознается радость, страх, удивление;

• подростки с интеллектуальной недостаточностью относительно успешно опознают выражения глаз, но затрудняются в сопоставлении различных компонентов социального взаимодействия: выражение глаз и вербальный контекст социальной ситуации, выражение глаз и «ситуативный ключ»;

• подростки с негрубой интеллектуальной недостаточностью (ЗПР) лучше, чем подростки с нормальным развитием, распознают такие эмоции, как страх, страдание, удивление, но затрудняются при опознании гнева, презрения, радости;

• вероятно, существует определенная связь между опознанием выражений глаз и склонностью к адаптивному поведению, характерному для подростков с интеллектуальной недостаточностью; высокий уровень адекватности опознания эмоций свидетельствует о сформированности эмоциональных эталонов этих эмоций, а значит, о некоторых сдвигах в мотивационной системе в сторону адаптивного поведения; качественные особенности проявляются в том, что подростки с интеллектуальной недостаточностью лучше, чем подростки с нормальным развитием, распознают эмоции, мотивационно связанные с адаптивным социальным поведением, социальным избежанием (выражение страха, удивления, страдания); в то время как эмоции, связанные с активной социальной позицией (радость, гнев, презрение), распознаются ими гораздо хуже по сравнению с подростками, имеющими нормальное развитие;

• интеллектуальная недостаточность активизирует адаптивные механизмы в подростковом возрасте; более высокая распознаваемость страха и самые низкие

показатели распознания гнева испытуемыми с интеллектуальной недостаточностью могут быть связаны с выбором социального избежания как ведущей позиции в межличностных контактах; в большей мере эта тенденция обнаруживается у испытуемых с ЗПР, что, по нашему мнению, объясняется личностной сохранностью (осознание собственного неблагополучия, низкая самооценка, комплекс неполноценности), характерной для данной категории;

• особая роль выражений глаз в регуляции межличностных взаимодействий заключается в значимости способности распознавать этот невербальный элемент; значимость определяется успешностью в межличностных взаимодействиях; таким образом, выявление особенностей распознавания базовых эмоций по верхней части лица позволяет диагностировать социальный успех, а повышение уровня развития этой способности корректирует социальные стороны личности.

На основании выявленных особенностей мы предлагаем следующие пути повышения перцептивной чувствительности у подростков с интеллектуальной недостаточностью: развитие способности тонкой дифференцировки схожих

мимических паттернов; расширение эмоционального опыта; расширение репертуара выразительных средств (как вербальных, так и невербальных); развитие эмоциональной рефлексии; обучение графическим эталонам базовых эмоций.

Библиографический список

1.Изард К. Эмоции человека.М.: Изд-во МГУ. 1980.

2.Argyle I. Gaze and mutual gaze. Michael Argyle and Mark Cook. Cambridge, a.o., 1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.