-
ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЦЕН В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Небурчилова Н. Ф., канд. эконом. наук, Петрунина И. В., Чернова А. С.
ФГБНУ «ВНИИМП им. В.М. Горбатова»
Б странах с развитой рыночной экономикой регулирование цен является стремлением государства с помощью законодательных актов, которые регламентируют порядок и методологию формирования цен, повлиять на цены таким образом, чтобы они оказывали воздействие на обеспечение стабильного развития экономики. В этих странах государственные органы разрабатывают общие принципы, методы и нормативы формирования и установления цен.
УДК 631.16:338.532 Ключевые слова:
рыночная экономика, переходная экономика, регулирование цен, либерализация цен, политика ценообразования, США, Китай, страны ЕС, социально значимые продовольственные товары, Закон о торговле
В зависимости от конкретной ситуации контроль цен носит различный характер - антикризисный, антиинфляционный или стабилизирующий.
Изучить опыт ценообразования в зарубежных странах необходимо, прежде всего, для определения возможностей его применения при формировании ценового механизма и построения ценовой политики в России.
Действующие в Российской Федерации рыночные отношения повышают сущность государства в проведении политики ценообразования. Такая политика заключается в том, что регулирующая роль принадлежит государству в процессе оказания методической помощи при разработке правовых норм по ценообразованию.
Кроме того, органы государственной власти осуществляют ценовой контроль, который проводится в основном в виде наблюдения за динамикой цен и соблюдением законодательства в области ценообразования.
При несоблюдении законодательных и нормативных актов, которые регулируют вопросы ценообразования в условиях конкуренции, во многих странах установлены экономические и административные санкции, такие как взыскание штрафов, лишение лицензий, индивидуальная ответственность должностных лиц и т.д.
Основная цель государственного регулирования цен:
• соблюдение интересов общества, прежде всего, обеспечение прожиточного минимума, достижение важных результатов в социальной сфере и охрана окружающей среды;
• создание условий, не допускающих серьезного инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита бюджета страны или резкого роста цен на топливно-энергетические ресурсы.
Важной задачей государства является ограничение монополизма, обеспечение условий для нормальной конкуренции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса и использования передовых ресурсосберегающих технологий.
Вмешательство государства в процесс ценообразования
осуществляется на основе сочетания прямого (административного) и косвенного регулирования цен.
Прямое регулирование цен осуществляется, главным образом, в наиболее важных для государства отраслях экономики страны, таких как энергетика, транспорт, связь, водоснабжение.
Косвенное регулирование основывается на управлении не самих цен, а факторов, которые оказывают на них влияние. К методам косвенного регулирования цен можно отнести установление налогов и налоговых ставок, регулирование денежного обращения и кредита, проведение государственных закупок, политику государственных инвестиций, определение норм амортизации, регулирование валютного курса и другие.
Косвенное регулирование цен направлено на создание финансовой, кредитной, валютной, таможенной, налоговой среды, которая позволит установить оптимальное соотношение спроса и предложения на рынке товаров.
Таким образом, не существует полной свободы в ценообразовании ни в одной стране с развитой рыночной экономикой. Под контролем государства остаются сферы деятельности, имеющие особую социальную значимость и влияющие на безопасность страны.
Прежде всего, речь идет о ценах топливно-энергетического комплекса, коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, производства медицинских препаратов, тарифов на транспортные, почтовые и телеграфные услуги и другие.
В настоящее время в странах с рыночной экономикой сложившаяся система регулирования цен на продукцию сельского хозяйства направлена на то, чтобы отстаивать интересы как потребителей, так и производителей. В большинстве стран такое свободное ценообразование на продукты питания допускается только в пределах установленного «коридора», при котором верхний предел защищает интересы покупателей сельхозпродукции, а нижний - позволяет сохранить гарантированный минимальный доход фермеру в условиях снижения закупочных цен при насыщении рынка.
Изучая опыт Соединенных Штатов Америки, следует отметить, что в своем прошлом государство неоднократно прибегало к различным формам контроля и регулирования цен. Например, в 1971 году по инициативе администрации президента Ричарда Никсона впервые был установлен централизованный контроль над ценами.
В краткосрочном плане прямое регулирование цен способствовало определенной стабилизации экономики страны. Так, через год стали снижаться темпы роста оптовых и розничных цен, увеличилась занятость населения, стал расти валовый национальный продукт. При этом стали сказываться и отрицательные последствия такого контроля - понижение деловой активности, ограничение межотраслевого движения капиталов, сдерживание инвестиционной политики.
Попытки прямого регулирования цен предпринимались и в последующие годы. Замораживание внутренних оптовых цен на нефть, нефтепродукты и природный газ, удерживая развитие инфляционных тенденций, привело к ряду негативных последствий в экономике, в результате чего импорт нефти в США продолжал еще более увеличиваться вплоть до 1981 года.
В январе 1981 года президент США Рональд Рейган отменил контроль над внутренними ценами на нефть и нефтепродукты.
В последующие годы прошлого столетия американская администрация, ограничивая государственное финансирование и прямое регулирование цен по отдельным товарным группам, делала упор на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования, которые способствовали общему оздоровлению экономического положения в стране. В целом такой подход оказал стабилизирующее воздействие на экономику.
Прямое государственное регулирование цен в США применяется лишь в высокомонополизированных отраслях, подпадающих под юрисдикцию антитрестовского регулирования (тарифы на пользование электроэнергией, некоторые коммуникационные услуги).
Государство регулирует цены на 5-10%. Особое внимание уделяется методам госрегулирования цен и на продукты агропромышленного комплекса.
В сельском хозяйстве США существуют две разновидности государственной поддержки цен:
- целевые (гарантированные) цены, которые распространяются на наиболее важные виды сельскохозяйственной продукции;
- залоговые цены (залоговые ставки). По фиксированной цене фермер сдает в Товарно-кредитную корпорацию (ТКК) всю продукцию под залог в случае, если рыночные цены складываются ниже залоговой цены.
В соответствии с основными положениями Сельскохозяйственного закона от 1985 г. американские фермеры имеют право продавать свою продукцию на свободном рынке, реализовывать по контрактам, хранить непосредственно в своем хозяйстве, сдавать под залог в Товарно-кредитную корпорацию. Заложенная продукция должна быть
выкуплена сельхозпроизводителем в течение 9 месяцев. В противном случае она становится собственностью Товарно-кредитной корпорации, а фермер получает за нее денежную компенсацию по залоговой цене за вычетом издержек за период хранения продукции.
Однако если в течение оговоренного промежутка времени мировые цены на сельхозпродукцию оказываются ниже залоговой ставки, то фермер может выкупить сданную им продукцию по ценам мирового рынка. В итоге он получает чистую прибыль за счет образующейся разницы между залоговой ставкой и ценой мирового рынка.
В Европейском союзе поддержка агропромышленного сектора происходит через Единую сельскохозяйственную политику (ЕСХП или Common Agricultural Policy), которая была принята еще в 1957 году как система развития сельского хозяйства в Европе.
Основными инструментами ЕСХП являются импортные пошлины, квотирование импортных поставок, поддержание цен за счет государственных интервенций, квоты на производство. Основные вопросы, по которым ежегодно принимаются решения на уровне Совета министров ЕС, - установление цен и определение сельскохозяйственного бюджета.
В последние годы Европа уходит от поддержки рыночной цены или субсидирования отдельных сегментов агропромышленного сектора к простым погектарным субсидиям. Так что сейчас основными инструментами европейской аграрной политики являются прямые субсидии для фермеров. В ходе реформы 2005 года были разработаны специальные субсидии в пользу фиксированных выплат, которые рассчитывались по площади культивируемой земли [1].
В структуре расходов на сельское хозяйство более 2/3 занимают расходы на прямую поддержку фермеров через программы фермерских платежей и около четверти - расходы на обеспечение устойчивого развития сельских территорий.
К настоящему моменту министры сельского хозяйства стран Европейского союза окончательно одобрили все параметры согласованной аграрной политики Евросоюза на период 2014-2020 гг.
Аграрный бюджет Евросоюза в 2014-2020 гг. составит около 408,3 млрд евро, при этом на субсидии будет потрачено 312,7 млрд евро или 76,6% всего аграрного бюджета. На развитие сельских территорий будет выделено 95,6 млрд евро или 23,4%. В то же время размер всего годового бюджета ЕС равен 960 млрд евро [2].
В ходе переговоров и обсуждений было решено выплачивать субсидии с акцентом на сохранение экологии. Также принято решение увеличить долю, которая будет предназначаться для поддержки молодых фермеров, для владельцев мелких хозяйств и для фермеров, практикующих органическое (натуральное) сельское хозяйство. Кроме этого, до 30% субсидий получат фермеры, использующие севооборот, сохраняющие пастбища и природу и т.д.
Система государственного регулирования цен практически во всех странах с развитой рыночной экономикой одинакова и предусматривает:
• установление верхних и нижних пределов цен и индикативной или условной цены, которую стремится поддерживать государство;
• скупку либо продажу нескоропортящейся продукции в целях товарной интервенции и поддержания желаемого уровня цен.
Политика аграрных цен и фермерских доходов в развитых странах предполагает организовать наблюдения за динамикой ряда экономических показателей, в частности, за издержками производства, соотношением цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, доходностью ферм и отраслей производства.
Полученная в результате информационно-статистическая система данных будет содержать информацию о рыночных ценах и может быть использована для влияния на производство, уровень доходов, накоплений, инвестиций и т.п.
Для стран с переходной экономикой интерес представляет опыт Китая, где реформа ценообразования встроена в общий механизм перехода от командно-административной системы к экономике рыночного типа.
На первом этапе (1979-1984 гг.) была осуществлена передача права установления цен от центральных к местным органам государственной администрации. Кроме того, большое внимание уделялось сглаживанию структурных диспропорций в системе цен, которые были порождены плановой системой ценообразования. С этой целью были неоднократно увеличены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию и важнейшие средства производства.
На втором этапе реформы (1984-1988 гг.) началась постепенная либерализация цен. Во-первых, освобождались от государственного контроля цены на непродовольственные товары повседневного спроса. Одновременно с этим сокращалась доля сельскохозяйственной продукции, которая закупалась по твердым государственным ценам.
Деятельность зерновых бирж и бирж по продаже сельскохозяйственной продукции оставалась под жестким контролем местной администрации, которая обладала правами сдерживания свободных цен.
На сегодняшний день в Китае действует комбинированная система управления ценами. В результате государственного регулирования в определенной степени сглажены диспропорции в их соотношениях. Проводится политика устойчивого поступательного развития, при этом сохраняется стабильность как база для будущих преобразований, даже если это не совпадает с курсом реформ в стране.
В частности, в настоящее время среднедушевое потребление свинины в Китае составляет порядка 39 кг в год. Это больше, чем потребляет средний американец (где предпочтение отдается говядине), и в полтора раза больше, чем среднедушевое потребление в России.
Увеличение производства свинины в Китае является важной государственной задачей, и Китай ежегодно наращивает объем ее выработки на 70 млн тонн (данные за 2013 год).
Поэтому государство отслеживает уровень цен и принимает меры по стабильному функционированию внутреннего
рынка. Так, в 2007 году, когда около 45 миллионов голов свиней погибли из-за вирусной пандемии, цены на свинину тут же взлетели и годовой индекс потребительских цен побил рекордный показатель за 10 лет. Среди потребителей началась паника, объем импорта увеличился в два раза. После этого случая были приняты меры по обеспечению стабильности рынка свинины в Китае, в частности, был создан резервный фонд, который включает как живых свиней, так и свинину в замороженном виде.
Принцип действия правительства следующий: если свинина становится слишком дорогой, то оно выходит на рынок со свиными интервенциями, а если цена падает слишком низко, то оно закупает свинину у фермеров, гарантируя им при этом необходимый уровень дохода. Кроме того, фермерам предлагаются гранты, налоговые скидки, дешевые кредиты и бесплатная вакцинация животных. Все это делается для того, чтобы стимулировать работу фермеров и увеличить производство свинины на внутреннем рынке. По данным лондонского исследовательского центра Chatham House, объем государственных субсидий, выделяемых свиноводству в Китае, составляет около $47 на одну голову.
Настоящей проблемой для китайских свиноводов стало обеспечение кормами. Для решения этой проблемы правительство решило приобретать за рубежом земли, на которых будет организовано производство кормов. По данным зарубежных источников, Китаем в развивающихся странах было приобретено около 5 млн га земель.
Кроме того, крупнейший китайский производитель свинины, Shuanghui International Holdings Ltd., в 2013 году приобрел американскую компанию Smithfield Foods Inc. Сделка принесла китайской компании обширные земельные угодья на территории штатов Миссури и Техас. А поскольку спрос на свинину продолжает расти, в будущем китайская свиная империя будет расширять свою сферу деятельности и за рубежом.
Таким образом, высшее руководство зарубежных стран активно участвует в построении, регулировании и контроле цен, причем решает эти задачи разнообразными методами с учетом особенностей развития рыночной экономики в каждой из стран.
В России радикальная либерализация потребительских цен была осуществлена 2 января 1992 г. в соответствии с Указом Президента РСФСР от 03.12.1991 г. № 297 «О мерах по либерализации цен» и Постановлением Правительства РСФСР от 19.12.1991 г. № 55 «О мерах по либерализации цен». В результате принятия этих документов почти 90% цен были освобождены от государственного регулирования.
При этом контроль уровня цен на ряд социально значимых потребительских товаров и услуг (хлеб, молоко, общественный транспорт) был оставлен за государством (и на некоторые из них сохраняется до сих пор). Поначалу наценки на такие товары были ограничены, однако в марте 1992 года появилась возможность снять и эти ограничения, чем воспользовалось большинство регионов России. Помимо реформы цен, с января 1992 года были осуществлены другие важные экономические преобразования, в
частности, проведена либерализация заработной платы, введена свободная розничная торговля и т.д.
В настоящее время в Российской Федерации действуют три перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг естественных монополий, на которые государственное регулирование цен и тарифов осуществляет Правительство РФ, федеральные и региональные органы исполнительной власти.
К такой продукции относится - газ, электрическая и тепловая энергия, продукция оборонного назначения, торговые надбавки к ценам на продукты детского питания, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, перевозка грузов и пассажиров железнодорожным, автомобильным и другими видами транспорта и некоторые другие.
После введения продуктового эмбарго в августе 2014 года и последовавшего затем резкого повышения потребительских цен на основные продовольственные товары вносились предложения в Правительство РФ о введении временных мер по ограничению розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров.
Следует отметить, что в России регулирование розничных цен можно применять лишь в исключительных случаях, равно как это делается и в других странах с рыночной экономикой.
В соответствии с Федеральным Законом от 28 декабря 2009 г. № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле) предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них, в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней.
В законе прописано: «в случае, если в течение тридцати календарных дней подряд на территории отдельного субъекта РФ или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30% и более, Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта РФ или территориях таких субъектов Российской Федерации на
срок не более чем 90 календарных дней» [3].
Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и их перечень определены постановлением Правительства РФ. При этом необходимо отметить, что в перечень вошли говядина (кроме бескостного мяса), свинина (кроме бескостного мяса), баранина (кроме бескостного мяса), мясо кур (тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров) [4].
11 марта 2015 года состоялось совещание о взаимодействии производителей сельскохозяйственной продукции, торговых организаций и иных субъектов торговой деятельности, на котором Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев сказал: «Речь ни в коем случае не идёт о возвращении к государственному регулированию цен, как это было в прошлом. Есть современные инструменты, которые позволяют менять правила работы на продовольственном рынке, в первую очередь это возможность развития конкуренции».
Кроме того, в Правительство внесен законопроект, который должен повысить эффективность правоприменения в торговле, поддержать предпринимателей, которые готовы открыть или расширить своё дело в этой сфере.
Также готовятся изменения в Закон о торговле, предусматривающие упрощение организации нестационарной торговли и мобильной торговли, а также более детальное регулирование договорных отношений сетей и поставщиков продукции. Принятие изменений будет направлено на решение проблем функционирования рынка розничной торговли, развитие конкуренции в сфере торговли продовольственными товарами, защиту интересов как торговых сетей, так и производителей товаров. Закон о торговле станет инструментом обеспечения баланса интересов участников торговой деятельности и, как следствие, будет влиять на формирование розничных цен на продукты питания [5].
контакты
Небурчилова Нина Федоровна Петрунина Ирина Всеволодовна Чернова Анна Сергеевна
+7 (495) 676-67-31
список литературы:
1. Единая сельскохозяйственная политика Европейского союза https://ru.wikipedia.org/
2. ЕС: одобрена новая единая сельскохозяйственная политика http://ria-stk.ru/
3. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (№ 381-Ф3 от 28 декабря 2009 г.).
4. Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 530).
5. Справка к совещанию о взаимодействии сельскохозяйственных товаропроизводителей, торговых организаций и иных субъектов торговой деятельности 11 марта 2015 г. http://government.ru/