ТРУДОВОЕ ПРАВО
И ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ КАК МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
ЛОМАКИНА Любовь Александровна, старший научный сотрудник отдела законодательства о труде и социальном обеспечении Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент
117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34
E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются особенности регулирования труда работников государственных корпораций и государственных компаний по российскому законодательству с позиции сближения национального законодательства с европейским правом. Включение в Трудовой кодекс Российской Федерации правовой нормы, регламентирующей труд работников государственных корпораций и государственных компаний, является принципиально новым элементом в сфере трудовых отношений. На работников, замещающих должности в государственных корпорациях и государственных компаниях на основании трудового договора, распространяются с учетом особенностей, обусловленных их правовым статусом, запреты и обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы. Появление указанной нормы обусловлено спецификой деятельности государственных корпораций и государственных компаний, созданных Российской Федерацией для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
Ключевые слова: конфликт интересов, особенности регулирования труда работников государственных корпораций и государственных компаний как меры, направленные на борьбу с коррупцией, сближение национального законодательства с европейским правом, личная заинтересованность работника, перечень ограничений, запретов для работников, работающих по трудовому договору в государственных корпорациях и государственных компаниях.
FEATURES OF LABOUR REGULATION OF EMPLOYEES
IN STATE CORPORATIONS, STATE COMPANIES UNDER RUSSIAN LAW
AS A MEASURE OF COUNTERACTION OF CORRUPTION
L. A. LOMAKINA, senior research fellow of the labour and social security legislation department of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, candidate of legal sciences, associate professor
34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218
E-mail: [email protected]
The article considers the peculiarities of regulation of labor of employees in state corporations, state companies according to the Russian legislation and from the perspectives of harmonization of national law with European law. The inclusion of the code of legal rules governing the employees of state corporations, state companies is a fundamentally new element in the sphere of labor relations. The employees occupying positions in state corporations and state companies on the basis of the employment contract shall comply with the characteristics due to their legal status, prohibitions and obligations established to be observed by the persons occupying positions in Federal state service. The rules required for the activity of state corporations, state companies, established by the Russian Federation to perform the tasks are assigned to Federal government agencies.
Keywords: conflict of interest, peculiarities of labor regulation of employees of state corporations, state companies as measures aimed at fight against corruption, harmonization of national legislation with European law, personal interest of an employee, list of restrictions, prohibitions for employees working under an employment contract in state corporations, state companies.
DOI: 10.12737/21262
Противодействие коррупции является важным направлением государственной политики, которое в последнее время получило новое каче -ственное развитие и нашло отражение в положениях федерального законодательства1.
Россия как государство-участник, ратифицировавшее Конвенцию ООН против коррупции, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы проводит эффективную и скоординированную политику противодействия коррупции (ст. 5, 6 Конвенции), используя зарубежный опыт об ответственности государственных служащих за коррупционные правонарушения2, а также комплексную систему мер борьбы против коррупции — так называемый комплаенс (compliance)3.
Во исполнение взятых на себя Российской Федерацией обязательств по противодействию коррупции законодательство, в том числе и трудовое, было дополнено соответствующим комплексом мер.
Глава 55 «Особенности регулирования труда других категорий работников» разд. XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» Трудового кодекса РФ (ТК РФ) была дополнена ст. 3491, регламентирующей особенности регулирования труда работников государственных корпораций и государственных компаний в виде запретов и обязанностей. Указанная правовая норма
1 См. федеральные законы от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», от 21 ноября 2011 г. № 329-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».
2 См.: Ядоян В. О. Формирование профессионального этического поведения государственных служащих (на примере Нидерландов) / под ред. С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина. М., 2014.
3 Комплаенс регламентирует нормы поведения сотрудников внутри организации, при взаимодействии с клиентами, третьими лицами, с которыми сотрудник сталкивается в процессе исполнения своих профессиональных обязанностей. За рубежом он создан в целях выявления, устранения и предотвращения нарушений норм права в области коррупции, а также морально-этических норм, и распространяется на такие системы принципов бизнеса, как целостность бизнеса, активы компании и проч. Он основан на несоблюдении требований законодательства, нормативных документов, правил и стандартов надзорных органов, отраслевых ассоциаций и саморегулируемых организаций, кодексов поведения и т. д. Такие риски в итоге могут проявляться в
форме применения юридических санкций или санкций регулирующих органов, финансовых или репутационных потерь как результат несоответствия законам, общепринятым правилам и стандартам. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B0% D0%B5%D0%BD%D1%81.
является принципиально новым элементом в сфере трудовых отношений, она направлена как на профилактику коррупции, так и на борьбу с ней, ее по -явление обусловлено спецификой деятельности государственных корпораций, государственных компаний, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
Статья 3491 ТК РФ регламентирует особенности регулирования труда работников некоммерческих организаций, созданных в двух формах, — государственных корпораций и государственных компаний.
С принятием указанной статьи впервые в трудовом законодательстве появились такие понятия, как личная заинтересованность работника, конфликт интересов, и установлен перечень ограничений, запретов для работников, работающих по трудовому договору в государственных корпорациях и государственных компаниях.
Создаются государственные корпорации (п. 1 ст. 71) и государственные компании (п. 1 ст. 72) на основании Федерального закона от 12 января 1996 г. N° 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях), а для их функцио -нирования не требуется учредительных документов, предусмотренных ст. 52 ГК РФ.
В настоящее время в Российской Федерации созданы следующие государственные корпорации: Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк); Агентство по страхованию вкладов; Российская корпорация нанотехнологий (Росна -нотех); Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции (Ростех); Государственная корпорация по атомной энергии (Росатом)4.
Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является ее собственностью. Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность, лишь посколь-
4 См. соответственно федеральные законы: от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития»; от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»; от 19 июля 2007 г. № 139-Ф3 «О Российской корпорации нанотехнологий»; от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»; от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии"»; от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"».
ку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
В Российской Федерации на основании Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ «О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 145-ФЗ) зарегистрирована только одна государственная компания — «Российские автомобильные дороги».
Следует отметить, что правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок управления деятельностью корпораций и госкомпаний, созданных Российской Федерацией, определяются соответствующим федеральным законом. Это предопределяет не только их исключительный статус, но особенности регулирования труда работников государственных корпораций и государственных компаний, предусмотренные ст. 3491 ТК РФ.
Статьей 3411 ТК РФ устанавливаются особенности регулирования труда работников государственных корпораций и государственных компаний. Совокупность обязанностей, возлагаемых на работников этих организаций, а также установленных для них запретов обусловлена, с одной стороны, особым характером деятельности таких работников, связанной с обеспечением реализации государственной корпорацией (государственной компанией) интересов общества и государства, а с другой стороны, необходимостью предотвращения совершения данными лицами коррупционных правонарушений.
Обязанности и запреты, установленные ст. 3491 ТК РФ, детализируются постановлением Правительства РФ от 21 августа 2012 г. № 841 «О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 3491 Трудового кодекса Российской Федерации» (далее — постановление Правительства РФ № 841).
Работник государственной корпорации (государ -ственной компании), замещающий должность, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, или другую должность, включенную в пе -речень, установленный локальным нормативным актом государственной корпорации (государственной компании), обязан представлять в порядке, определяемом в соответствии с Указом Президента РФ от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции"» (далее — Указ Президента РФ № 309) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
На всех работников государственной корпорации (государственной компании) распространяются запреты, предусмотренные п. 5 и 6 ч. 4 ст. 3491 ТК РФ (подп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ № 841).
Запреты, предусмотренные п. 1—4 и 7—11 ч. 4 ст. 3491 ТК РФ, распространяются на работников государственных корпораций (государственных компаний), замещающих должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, или другие должности, включенные в перечень, установленный локальным нормативным актом государственной корпорации (государственной компании), и действуют во всех случаях за исключением запрета, предусмотренного п. 1 ч. 4 ст. 3491 ТК РФ, который не распространяется на случаи участия работников государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство)5 в органах управления и контроля коммерческих организаций, если такое участие обусловлено: исполнением работником Агентства обязанности представителя конкурсного управляющего или ликвидатора кредитной организации в соответствии со ст. 18967 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о несостоятельности (банкротстве)) и ст. 232 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках и банковской деятельности);
включением работника Агентства в состав временной администрации по управлению кредитной организацией в соответствии с п. 5 и 9 ст. 1836 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве));
избранием работника Агентства членом комитета кредиторов кредитной организации и (или) должника этой организации, в отношении которой государственная корпорация осуществляет полномочия конкурсного управляющего или ликвидатора в соответствии с п. 2 ст. 18968 Закона о несостоятельности (банкротстве), ст. 232 Закона о банках и банковской деятельности и подп. «б» п. 2 постановления Правительства РФ № 841;
избранием работника Агентства в состав органов управления и контроля банка или иных коммерческих организаций, акции (доли) которых приобретены государственной корпорацией при осуществлении мер по предупреждению банкротства банков в соответствии с подп. «б» п. 2 постановления Правительства РФ № 841;
избранием работника Агентства членом комитета кредиторов коммерческой организации, права требования к которой приобретены государственной корпорацией при осуществлении мер по предупреждению банкротства банков в соответствии с подп. «б» п. 2 постановления Правительства РФ № 841.
5 См. Федеральный закон «О страховании вкладов физи-
ческих лиц в банках Российской Федерации».
Снятие указанных ограничений связано с расширением полномочий Агентства в сфере ликвидации и несостоятельности (банкротства) организаций постановлением Правительства РФ № 841, которым предлагается распространить случаи, не требующие получения согласия высшего органа управления Агентства на участие работников в деятельности органов коммерческих организаций, на все финансовые организации, в отношении которых Агентство осуществляет свои полномочия.
Граждане, претендующие на замещение должностей в государственных корпорациях (компаниях), назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ, и лица, замещающие указанные должности, представляют соответствующие сведения в Управление Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров (подп. «а» п. 1 Указа Президента РФ № 309). Сведения представляются в порядке, сроки и по формам, которые предусмотрены Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (далее — Указ Президента РФ № 559) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Граждане, претендующие на замещение должностей в государственных корпорациях (компаниях), назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством РФ, и лица, замещающие указанные должности, представляют соответствующие сведения в подразделение Аппарата Правительства РФ, определяемое Правительством РФ (подп. «б» п. 1 Указа Президента РФ № 559). Порядок, сроки и формы представления данных сведений предусмотрены Указом Президента РФ № 559 и иными нормативными правовыми актами РФ.
Граждане, претендующие на замещение должностей в государственных корпорациях (компаниях), включенных в перечни, установленные локальными нормативными актами государственных корпораций (компаний), и лица, замещающие указанные должности, представляют соответствующие сведения в порядке, определяемом локальными нормативными актами государственных корпораций (компаний), изданными в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ. Сведения должны быть представлены в подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), которые созданы (определены) в государственных корпорациях (компаниях) (подп. «г» п. 1, подп. «а» п. 1 Указа Президента РФ № 309). Сроки и формы представления сведений предусмотрены Указом Президента РФ № 559 и иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно п. 7 Указа Президента РФ № 309 сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые в соответствии со ст. 10 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273 «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон о противодей -ствии коррупции) и другими федеральными законами, включают в себя в том числе сведения:
1) о счетах (вкладах) и наличных денежных средствах в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ;
2) о государственных ценных бумагах иностранных государств, об облигациях и акциях иных иностранных эмитентов;
3) о недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории РФ;
4) об обязательствах имущественного характера за пределами территории РФ.
Перечисленные сведения отражаются в соответствующих разделах справок, формы которых утверждены подп. «г», «д», «з», «и» п. 1 Указа Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (далее — Указ Президента РФ № 558) и подп. «г» и «д» п. 1 Указа Президента РФ № 559.
Согласно ст. 8 Федерального закона о противодействии коррупции непредставление гражданином при поступлении на работу в государственную корпорацию работодателю сведений о своих доходах, об иму -ществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на работу в государственную корпорацию.
Непредставление работником государственной корпорации сведений (либо представление неполных или недостоверных сведений) о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязатель -ствах имущественного характера его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей является основанием для увольнения с работы.
Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» устанавливает контроль за расходами лиц, замещающих (занимающих) должности в государственных корпорациях, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ, а также за
расходами их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Лицо, замещающее (занимающее) указанную должность, обязано представлять сведения о сво -их расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки пре -вышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совер -шению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Указанные сведения представляются в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами государственных корпораций. Невыполнение лицом, замещающим (занимающим) одну из указанных должностей, обязанностей по представлению сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, является правонарушением. Лицо, совершившее такое правонарушение, подлежит в установленном порядке увольнению с работы в государственной корпорации.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ № 841 установлено, что работник государственной корпорации (государственной компании), замещающий должность, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, или другую должность, включенную в перечень, установленный локальным нормативным актом государственной корпорации (государственной компании):
обязан уведомить работодателя о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, как только ему станет об этом известно, и принять меры по предотвращению конфликта интересов;
обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ, если он владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) и это приводит или может привести к конфликту интересов.
Указанные меры напрямую связаны с процессом деятельности государственных корпораций, компаний, которые получают от государства значительные денежные средства для реализации поставленных целей. Поэтому большое значение придается антикор -рупционным мерам как при комплектовании персонала, так и при осуществлении деятельности долж-
ностными лицами. В связи с этим рассматриваемую ст. 3491 ТК РФ прежде всего характеризует ее антикоррупционная направленность.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ № 841 установлен запрет на использование лицом в целях, не связанных с исполнением трудовых обязанностей, имущества государственной корпорации или государственной компании, передачу его иным лицам, а также разглашение или использование сведений, отнесенных законодательством РФ к сведениям конфиденциального характера, или служебной информации, а также сведений, ставших ему известными в связи с исполнением трудовых обязанностей, распространяющийся на всех работников государственной корпорации (государственной компании).
Работник государственной корпорации или государственной компании обязан сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта (п. 2 ч. 1 ст. 3491 ТК РФ).
Под личной заинтересованностью работника государственной корпорации или государственной компании, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им трудовых обязанностей, понимается возможность получения работником государственной корпорации или государственной компании в связи с исполнением трудовых обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц (ч. 2 ст. 3491 ТК РФ).
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность работника государственной корпорации или государственной компании влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им трудовых обязанностей, и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника государственной корпорации или государственной компании и правами и законными интересами государственной корпорации или государственной компании, работником которой он является, способное привести к причинению вреда имуществу и (или) деловой репутации этой организации (ч. 3 ст. 3491 ТК РФ). Конфликт интересов может породить коррупционные проявления, имеющие характер дисциплинарного проступка и, как следствие, привлечение к дисциплинарной ответственности. Предотвращению возможности появления конфликта интересов призваны способствовать комиссии по соблюдению требований к служебному поведению работников государственных корпораций.
Работнику государственной корпорации или государственной компании в случаях, установленных Правительством РФ, запрещается:
1) участвовать в деятельности органов управления и контроля коммерческой организации, за ис-
ключением такого участия с согласия высшего органа управления государственной корпорацией или государственной компанией;
2) осуществлять предпринимательскую деятельность;
3) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственной корпорации или государственной компании, за исключением осуществления такой деятельности с согласия высшего органа управления государственной корпорацией или государственной компанией;
4) получать в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от иных юридических лиц, физических лиц (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха и др.), за исключением вознаграждений за исполнение в случае, предусмотренном п. 1, функций членов органов управления и контроля коммерческой организации и компенсаций командировочных расходов, связанных с исполнением таких функций;
5) использовать в целях, не связанных с исполнением трудовых обязанностей, имущество государственной корпорации или государственной компании, а также передавать его иным лицам;
6) разглашать или использовать сведения, отнесенные законодательством РФ к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением трудовых обязанностей;
7) принимать от иностранных государств, международных организаций награды, почетные и специальные звания (за исключением научных званий) без письменного разрешения представителя работодателя;
8) использовать должностные полномочия в интере -сах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных не являющихся объектом деятельности государственной корпорации или государственной компании организаций;
9) создавать в государственной корпорации или государственной компании структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
10) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений;
11) заниматься без письменного разрешения работодателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ (ч. 4 ст. 3491 ТК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее — Федеральный закон № 79-ФЗ) лицам, замещающим (занимающим) должности в государственных корпорациях (компаниях), назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, а также их супругам и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться ино -странными финансовыми инструментами.
Указанные лица обязаны в течение трех месяцев со дня вступления в силу данного Федерального закона закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. В случае неисполнения такой обязанности они должны досрочно прекратить полномочия, освободить замещаемую (занимаемую) должность или уволиться (ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 79-ФЗ).
Если указанные лица не могут выполнить эти требования в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными до дня вступления в силу данного Федерального закона компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого находятся счета (вклады), осуществляется хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке и (или) имеются иностранные финансовые инструменты, то такие требования должны быть выполнены в течение трех месяцев со дня прекращения действия ареста, запрета распоряжения (ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 79-ФЗ).
Доверительное управление имуществом, которое предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты и учредителем управления в ко -тором выступает лицо, которому в соответствии с данным Федеральным законом запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, подлежит прекращению в течение трех месяцев со дня вступления в силу этого Федераль -ного закона (ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 79-ФЗ).
Согласно ст. 4 Федерального закона № 79-ФЗ лица, замещающие (занимающие) должности в государственных корпорациях (компаниях), назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, при представлении све-
дений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указывают сведения о принадлежащем им, их супругам и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории РФ, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, о своих обязательствах имущественного характера за пределами территории РФ, а также сведения о таких обязательствах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей. Граждане, претендующие на замещение (занятие) этих должностей, при представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера помимо перечисленных сведений указывают также сведения о своих счетах (вкладах), наличных денежных средствах и ценностях в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, и (или) иностранных финансовых инструментах, а также сведения о таких счетах (вкладах), наличных денежных средствах и ценностях в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, и (или) иностранных финансовых инструментах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
Гражданин, его супруга (супруг) и несовершеннолетние дети обязаны в течение трех месяцев со дня замещения (занятия) гражданином указанной должности, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.
Сказанное дает основание для следующих выводов. Государственные корпорации и государственные компании — это специально образованные на основании соответствующего федерального закона о создании государственной корпорации или государственной компании субъекты права. В нашем понимании они, в том виде, в котором существуют, присущи только российскому законодательству6. В научной дискуссии послед -
6 Подробнее см.: Юридические лица в гражданском праве зарубежных стран: монография / отв. ред. Н. Г. Семилю-тина. М., 2015; Корпоративное право: учебный курс / отв.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
них лет, которая не завершена, уделяется повышенное внимание их уникальному правовому статусу7. Справедливо отметить, что их особый правовой статус оказывает влияние на трудовые права лиц, работающих в государственных компаниях и государственных корпорациях по трудовому договору. Особенности регулирования труда работников государственных компаний и государственных корпораций закреплены в ТК РФ путем введения ограничений и запретов (ст. 3491), которые установлены в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, в том числе п. 5 ч. 1 ст. 16, ст. 17, 18, 20 и 201 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 79-ФЗ).
Вместе с тем следует отметить отсутствие законодательного закрепления для указанных лиц преференций, что, на наш взгляд, приводит к дисбалансу их трудовых прав и обязанностей. На работников, замещающих должности в государственных корпорациях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, должны быть, хотя бы частично, распространены государственные гарантии, предусмотренные гл. 11 Федерального закона № 79-ФЗ.
ред. И. С. Шиткина; предисл. Е. П. Губина. Доступ из СПС «Гарант».
7 См.: Хабриева Т. Я. Современные подходы к классификации юридических лиц. К 90-летнему юбилею В. Е. Чиркина // Журнал российского права. 2014. № 10; Чиркин В. Е. Юридическое лицо публичного права // Журнал российского права. 2005. № 5; Ястребов О. А. Юридическое лицо публичного права. М., 2010; Усков О. Ю. Юридические лица публичного права: понятие и виды // Журнал российского права. 2010. № 6; Юридические лица в гражданском праве. Юридические лица в российском гражданском праве (коммерческие и некоммерческие организации): организационно-правовые формы / отв. ред. В. Н. Литовкин, О. В. Гутников. М., 2011.
Корпоративное право: учебный курс / отв. ред. И. С. Шиткина; предисл. Е. П. Губина. Доступ из СПС «Гарант».
Усков О. Ю. Юридические лица публичного права: понятие и виды // Журнал российского права. 2010. № 6.
Хабриева Т. Я. Современные подходы к классификации юридических лиц. К 90-летнему юбилею В. Е. Чиркина // Журнал российского права. 2014. № 10.
Чиркин В. Е. Юридическое лицо публичного права // Журнал российского права. 2005. № 5.
Юридические лица в гражданском праве зарубежных стран: монография / отв. ред. Н. Г. Семилютина. М., 2015.
Юридические лица в гражданском праве. Юридические лица в российском гражданском праве (коммерческие и некоммерческие организации): организационно-правовые формы / отв. ред. В. Н. Литовкин, О. В. Гутников. М., 2011.
Ядоян В. О. Формирование профессионального этического поведения государственных служащих (на примере Нидерландов) / под ред. С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина. М., 2014.
Ястребов О. А. Юридическое лицо публичного права. М., 2010.
-♦-