В воспроизводственном процессе система «наука - производство» рассмотренные четыре кругооборота обеспечивают:
1. Накопление научного и интеллектуального потенциала исследований и разработок - фундамента экономического роста национальной и глобальной экономики.
2. Развитие технической основы производства фирмы, нации и мира.
3. Повышение квалификационного уровня рабочих и управленческого персонала основного производства, возрастание роли университетов.
4. Повышение уровня материально-технической базы науки - экспериментального оборудования и материалов.
5. Научную организацию труда и производства совершенствование управления и менеджмента.
6. Формирования рынка инноваций и новейших технологий.
7. Формирование рынка наукоемкой продукции.
Рассмотренная схема предельно упрощена,
в ней исключены условия неравномерности движения, создающие возможность разрыва внутренних связей между наукой и производством.
Попытка перевести воспроизводственную систему «наука - производство» на количественный язык не увенчалась успехом. Анализ осуществляется на качественном уровне.
Детальное рассмотрение воспроизводственного процесса системы «наука - производство» откроет новые стороны и грани в глобальной инновационной экономике.
Библиографический список
1. Кузнецова Н. П. Экономический рост в историческом контексте. - СПб., 1996.
2. Кузнецова Н. П. Экономический рост: история и современность. - СПб., 2001.
3. Пашкус Ю. В. Экономический рост и интенсификация капиталистического воспроизводства // Вестник ЛГУ - 1989. - № 3. - С. 13-25.
4. Березовский В. И. Материалистическое понимание истории и технический прогресс. - Иркутск, 2006.
Beresovsky V. I.
SCIENCE-INDUSTRIAL CHARACTER OF GLOBAL ECONOMY (LOGICAL ANALYSIS OF SYSTEM «SCIENCE-PRODUCTION»)
In the present article deals with the reproductive system of "science-production" in its dynamic equilibrium. The system of "science-production" is the logical core of scientific and technological progress, the underlying growth of the global economy.
Keywords: innovative economy; system "science-production"; science for science; science for production, production for science, technology market; science-intensive product; technology civilization; science - an immediate productive force; global economy; technological "compression" of the world.
УДК 338.46
Захарова Ж. А.
ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЖКХ ГОРОДА ВЛАДИМИРА
Особенностью установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги является необходимость регулирования данного процесса со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления. В статье отражены особенности регулирования тарифов органами местного самоуправления в сфере ЖКХ города Владимира.
Ключевые слова: регулирование, тариф, жилищно-коммунальное хозяйство.
Для того, чтобы определить сущность термина «тариф», следует ясно представлять разницу между понятиями, которые практически слились уже в одно определение - жилищные услуги и коммунальные услуги. В понятие коммунальных
услуг входит совокупность процедур и операций, которые выполняются для того, чтобы предоставить населению все необходимые для нормальной жизнедеятельности ресурсы. Коммунальные услуги представляют собой подачу воды и газа,
172
© Захарова Ж. А., 2011
электричества и тепла, канализационные стоки. Другая группа услуг, которые предоставляются коммунальными предприятиями, - это жилищные. Под ними подразумевается набор действий, которые производятся для обеспечения надлежащего уровня обслуживания и эксплуатации жилого фонда, поддержания в полной функциональности и работоспособности всей инженерной структуры, уход за территорией, прилегающей к дому и находящейся во владении ТСЖ или другой управляющей компании. К жилищным услугам относят также вывоз мусорных отходов, облагораживание участков около подъездов, уборка во дворах, содержание в чистоте и безопасности общественно-полезных площадей, ну и конечно, проведение ремонтных работ: от косметических до капитальных.
В квитанциях с суммами, необходимыми для уплаты квартплаты, подразумевается, что начислена полная стоимость предоставленных услуг коммунальными предприятиями и за использование жилых площадей. Это, одним словом называется квартплата. То, что предъявляется собственникам жилых помещений отдельно за каждый вид поставляемых ресурсов, имеет как раз название «тариф». Если рассматривать в процентном соотношении, то доля затрат на жилищные услуги составляет в общей сложности не более 23% общей суммы квартирной платы. Однако суммы могут колебаться в зависимости от того, каково на текущий к оплате момент состояние жилищного фонда, какие работы необходимо провести, что планируется в будущем периоде сделать, помимо ремонта, возможно, что-то закупить, установить, починить. На эти мероприятия расходы составляются обычно в ТСЖ заранее и вводятся в доходно-расходную смету. Та доля, которая остается от общей суммы, принадлежит коммунальным услугам. На них расчет тарифа ведется специальными комитетами, регулирующими организации коммунального комплекса, федеральными органами и региональными службами [1].
Также следует отметить, что тарифы на жилищные услуги для собственников жилья, и тех, у кого жилье находится в социальном найме (не приватизированное жилье) значительно отличаются. В настоящее время доля приватизированного жилья составляет около 85% от общего жилищного фонда. Процесс приватизации в рамках «Программы бесплатной приватизации и деприватизации социального жилья» продолжается и в настоящее время. Бесплатная приватизация жи-
лья началась в 1991 году. Срок ее окончания был назначен на 1 января 2007 года, позднее он был продлен до 1 января 2010 года, далее - до 1 марта 2010 года, затем - до 1 марта 2013 года. Предполагалось, что после этой даты граждане смогут оформить в собственность квартиры, в которых они проживают на условиях социального найма, только выкупив ее у муниципалитета по рыночной цене. Однако и сейчас обсуждается вопрос о продлении срока действия программы. По мнению некоторых экспертов, одним из существенных минусов приватизации является то, что собственникам приходится из своих средств оплачивать капитальный ремонт дома, что наиболее негативно отражается на жителях ветхих жилых домов. Для граждан, которые не готовы нести подобные расходы, была предусмотрена возможность деприватизировать жилье - то есть передать приватизированную квартиру в собственность города и проживать в ней на условиях социального найма. Возможность продажи либо наследования квартиры в этом случае утрачивается.
В городе Владимире плата за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности за последний год претерпела изменения. Ранее принимался единый тариф, который зависел только от вида благоустройся в доме (наличие лифта, мусоропровода). На эти показатели ориентировались и управляющие компании, которые устанавливали тариф на техобслуживание для собственников обслуживаемого дома. Теперь же постановлением главы города от 27.12.2010 № 4908 установлены иные расчеты. В документе перечислены конкретные дома и названы их тарифы. Самый минимальный тариф на содержание и ремонт жилых помещений - 9,41 рубля за квадратный метр, максимальный - 22,1 рубля за квадратный метр.
Если сравнивать тарифную политику города Владимира с другими близлежащими муниципальными образованиями, то, например, в городе Рязани максимальный тариф на содержание и ремонт жилых помещений составляет 13,14 руб. / м2 в месяц, а минимальный - 4,20 руб./м2 в месяц [4]. В городе Иваново в соответствии с Постановлением Администрации города Иванова от 23.12.2010 №2641 максимальный тариф - 10,48 руб./м2 в месяц, минимальный - 4,66 руб./м2 в месяц. А вот в городе Ярославль максимальный и минимальный тарифы на содержание и ремонт
Рис. 1. Тарифы за обслуживание и ремонт жилых помещений в муниципальных образованиях (руб./кв.м в месяц)
жилых помещений составляют 31,36 и 8,68 руб./ м2 в месяц соответственно [5]. В городе Москве максимальный тариф 32.95 руб./м2, минимальный - 9.41 руб./м2 [6]. Следует отметить, что в рассматриваемых городах (Рязань, Иваново, Ярославль, Москва) тарифы за обслуживание и ремонт жилых помещений варьируются в зависимости от вида благоустройства.
Наглядное сравнение тарифов представлено на рисунке 1.
Из рисунка 1 видно, что тарифные границы, установленные в городе Владимире далеко не самые низкие, по сравнению другими близлежащими муниципальными образованиями. В данном сравнении целесообразно посмотреть так же доходы жителей рассматриваемых муниципальных образований, чтобы оценить реальный уровень тарифов для населения.
Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Постановлению Правительства РФ от 14 июля 2008 г. №2 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», Постановлению Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и
ремонт жилого помещения» Управление ЖКХ реализует полномочия муниципального образования по установлению тарифов.
В соответствии с постановлением Правительства РФ № 491 городская тарифная комиссия регулирует тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, надбавки к тарифам организаций коммунального комплекса, а также на товары и услуги по водоснабжению и водоот-ведению организаций коммунального комплекса, если потребители потребляют более 80% товаров и услуг этих организаций.
В рамках установления тарифов и ставок оплаты ЖКУ для городского населения орган регулирования (городская тарифная комиссия) проводит целенаправленную последовательную реализацию мероприятий по оценке доступности для граждан платы за жилье и коммунальные услуги на основе устанавливаемых Постановлением главы города Владимира системы критериев, в которую включаются:
а) доля расходов на жилье и коммунальные услуги в совокупном доходе семьи;
б) уровень собираемости платежей за жилье и коммунальные услуги;
в) доля получателей субсидий на оплату ЖКУ в общей численности населения;
г) изменение установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в пределах индексов;
д) изменение размеров платы граждан за ЖКУ в пределах индексов.
Процедура установления цен на услуги, являющаяся компетенцией органов местного самоуправления, реализуется с соблюдением предельных индексов роста платы граждан за жилье и коммунальные услуги, установленных Правительством РФ и Губернатором Владимирской области. Стоимость всех жилищно-коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение, водоснабжение, водоотведение, содержание и ремонт жилого помещения, газоснабжение) в расчете на 1 кв. м в 2010 году составляет 69,44 руб. и возросла по отношению к 2009 году на 11,9%.
Индекс роста тарифов для граждан за 2010 год по сравнению с 2009 годом составил на жилищные услуги - 100,5%, на коммунальные услуги -115,6% при установленном субъектом предельном индексе максимально возможного изменения тарифов для муниципального образования город Владимир на жилищные услуги - 109,4%, на коммунальные услуги - 118,8% [7].
Стоимость холодной воды исчисляется исходя из утвержденного департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области тарифа и надбавки. Размер надбавки по водоснабжению сохранился на уровне 2010 года - 0,13 руб./ м3 (без учета НДС), из расчетов цены на водоот-ведение надбавку к тарифу временно убрали.
В 2011 году надбавки к тарифам, за счет которых реализуются инвестиционные программы по развитию сетей теплоснабжения, остались на уровне 2010 года, что позволило уложиться в предельный максимум роста тарифов, утвержденный на федеральном уровне. Увеличились затраты ре-сурсоснабжающих организаций, при этом объемы строительства и реконструкции сетей незначительны.
В 2010 г. тариф на вывоз твердых бытовых отходов перешел в тариф на техобслуживание и стал рассчитываться каждой управляющей компанией индивидуально. Неизменными расчеты оставались для частного сектора. По-прежнему за мусор владельцы домов платят с человека, а не с квадратного метра площади жилья. С августа 2010 года тарифы на вывоз ТБО в частном секторе возрос с 34,8 руб. с человека до 49,12 руб., пока это единственный рост тарифа в этом секторе. С начала нового года в многоквартирных и частных домах тарифы на мусор останутся прежними.
Базовая плата за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда за 1 кв. м общей площади жилого помещения составила в 2010 г. - 0,21 рубля за кв. м; в 2011 г. - 0,24 рубля за кв. м.
Как уже отмечалось выше, тарифная политика реализуется с соблюдением предельных индексов роста платы граждан за жилье и коммунальные услуги, установленных Правительством РФ и Губернатором Владимирской области. Вследствие роста тарифов при тех же потребительских свойствах качество жилищно-коммунальных услуг ухудшается. Потребительские свойства оказываемых услуг (надежность, экологическая безопасность и устойчивость городской инфраструктуры) можно повысить лишь с помощью инвестиций на реновацию. Рост тарифов не ведет к росту удовлетворенности жителей, а также не решает проблему сокращения бюджетных расходов.
Однако в настоящее время много законодательных изменений в сфере ЖКХ связано с вопросами тарифообразования. Правительством РФ принято решение об изменении тарифов с другого периода времени, то есть, касаясь 2012 года тарифы планируется повысить не с начала года, а с 1 июля 2012 года. Планируется ограничение роста тарифов по монополиям до 10 процентов. Так же, в Государственной Думе обсуждается проект Федерального закона «О тарифной политике», в котором рассматриваются отдельные элементы регулирования предоставления жилищно-коммунальных услуг населению.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» // Собрание законодательства РФ, 2005, № 1, ст. 36
2. Постановлению Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» // Собрание законодательства РФ, 2008, № 29, ст. 3518
3. Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества
в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» // Собрание законодательства РФ, 2006, № 34, ст. 3680
4. Постановление администрации г. Рязани от 08.12.2010 № 5687
5. The decision of administration of Ryazan from 12/8/2010 N 5687
6. Постановление правительства Москвы № 1038-пп от 30 ноября 2010 г. «Об утверждении цен, ставок
и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2011 год»
7. Постановление департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 12.11.2009 № 31/10 «Об установлении предельных индексов изменения тарифов организаций коммунального комплекса Владимирской области, а также размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги на 2010 год». Опубликовано во «Владимирских ведомостях», 18 ноября 2009 г.
Zakharova J. A.
FEATURES OF REGULATION OF TARIFFS LOCAL GOVERNMENTS IN SPHERE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES OF THE CITY OF VLADIMIR
Feature of an establishment of tariffs for housing-and-municipal services is necessity of regulation of the given process from public authorities and local governments.In the Russian practice the rent form of partnership is used basically, and practice of application of the mechanism of concessions especially in municipal sphere is very limited. In this article features of regulation of tariffs by local governments in sphere of housing and communal services of a city of Vladimir are reflected.
Keywords: regulation, tariff, housing and communal services.
УДК 338
Захарова Ж. А., Шаломенцева Е. Г.
ОЦЕНКА ПРАКТИКИ РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
Основными формами управления муниципальным имуществом являются аренда, договор доверительного управления, аренда и концессия. В российской практике используется в основном арендная форма партнерства, а практика применения механизма концессий особенно в коммунальной сфере очень ограничена.В статье отражены результаты оценки практики регламентирования механизмов управления муниципальным имуществом органами местного самоуправления. Ключевые слова: механизм управления, муниципальное имущество.
Анализ законодательной базы [3, 4] и зарубежной практики показывает, что, касаясь управления и распоряжения объектами муниципального имущества предприятий коммунального комплекса, наиболее интересными механизмами муниципаль-но-частного партнерства, с точки зрения эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью, являются договоры аренды, доверительного управления, концессия.
В каждом муниципальном образовании в настоящее время принято Положение о порядке владения, пользования и распоряжения имуще-
ством, находящимся в собственности муниципального образования. Оно разработано в целях правовой основы:
1) формирования объектов муниципальной собственности муниципального образования;
2) деятельности органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом;
3) обеспечения эффективного функционирования муниципального хозяйственного комплекса;
4) создание условий для привлечения инвестиций в развитие городского хозяйства.
176
© Захарова Ж. А., Шаломенцева Е. Г , 2011