Секция «Инновационное развитие таможенного дела в России»
тывает около 1 500 объектов ИС. Но ТРОИС не единственный элемент данного механизма.
Укажем деятельность таможенных органов по контролю за соблюдением законодательства в области ИС:
1. В период нахождения товаров и (или) транспортных средств под таможенным контролем, так и после него возможно выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере защиты ИС. Если функция защиты прав ИС осуществляется в процессе таможенного оформления, то контрафактный товар не сможет пересечь таможенную границу РФ и будет конфискован. В соответствии с ст. 196 ТК ТС таможенные органы осуществляют выпуск товаров не позднее 1 дня следующего за днем регистрации таможенной декларации. Если объект ИС, не включен в ТРОИС, то в течение этого времени сложно получить от правообладателя информацию о признаках кон-трафактности товара и привлечь нарушителя к ответственности. Что же касается объектов ИС, внесенных в ТРОИС, то в отношении их таможенные органы правомочны осуществлять процедуру приостановления выпуска товаров в соответствии с гл. 46 ТК Таможенного союза (гл. 38 ТК РФ), в данном случае рассматриваемый временной промежуток равен десяти рабочим дням, который при необходимости может быть продлен еще на столько же рабочих дней. Таким образом, следует расширить функции таможенных органов в области защиты прав ИС и наделить таможенные органы правомочиями приостановления выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, и в отношении товаров, не включенных в ТРОИС.
2. ФТС России внедрила Концепцию развития таможенного контроля после выпуска товаров. В процессе таможенного оформления акцент с контроля был смещен на последующие этапы обращения товара на рынке. Срок, в течение которого таможенные органы осуществляют проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений, был уве-
личен с одного года до трех лет.
Перечислим проблемные вопросы, существующие в сфере защиты прав ИС таможенными органами РФ:
1. Неотработанный механизм защиты товарных знаков и других средств индивидуализации, не внесенных в ТРОИС ФТС России;
2. Отказ правообладателей от принятия мер защиты в отношении своих прав на товары, обладающие признаками контрафактных, что обусловлено их материальной незаинтересованностью.
3. Несовершенство российского законодательства об ИС.
4. Несовершенство процедуры возбуждения административного производства по ст. 14.10 КоАП РФ за незаконное использование товарного знака или другого средства индивидуализации (сегодня данная процедура возможна только при наличии заявления правообладателя);
5. Отсутствие координации взаимодействия с правоохранительными и контролирующими органами (прокуратура РФ, МВД России, Роспотребнадзор и др.).
В целях совершенствования государственной системы защиты ИС необходимы следующие изменения:
1. Повышение уровня правосознания граждан Российской Федерации в области защиты прав ИС, в том числе таможенными и другими правоохранительными органами.
2. Налаживание сотрудничества с правообладателями.
3. Увеличение штрафных санкций за нарушения, связанные с незаконным использованием объектов ИС, заложенных в КоАП.
Библиографическая ссылка
1. Сергеев А. П. Право ИС в РФ. М. : Проспект, 2003. С. 600-604.
© Минаев Е. И., Сурник А. П., 2011
УДК 669.713.7
Л. Е. Петренко Научный руководитель - Л. Г. Чернова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
Образование Россией, Казахстаном и Белоруссией Таможенного союза повлекло за собой существенные изменения в таможенном законодательстве Российской Федерации. Это коснулось и понятийного аппарата, изменений сроков и форм таможенного контроля, а также введения абсолютно новых понятий и порядков, в том числе и процедуры перемещения товаров по территории Таможенного союза, находящихся под таможенным контролем.
Таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных
пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования (Таможенный Кодекс Таможенного союза).
Таможенный кодекс Российской Федерации (далее -ТК РФ) разделял таможенный транзит на внутренний (по территории РФ) и международный. Международ-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
ный транзит относился к «таможенным режимам». Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС) объединил виды транзита в один - «таможенный транзит» - и заменил таможенные режимы таможенными процедурами. С принятием ТК ТС понятийный аппарат стал более точным и универсальным, поскольку переименование института таможенных режимов позволяет избежать определения таможенного режима через понятие таможенной процедуры.
По ТК ТС к данной процедуре таможенного транзита применяются и общие положения, касающиеся декларирования товаров. Добавились новые операции, связанные с декларированием товаров в соответствии с процедурой таможенного транзита: например такие операции как, выпуск товаров в соответствии с процедурой таможенного транзита; отказ в выпуске товаров в соответствии с данной процедурой; отказ в регистрации транзитной декларации; отзыв транзитной декларации.
С увеличением числа операций заменилось понятие «лицо, получившее разрешение на внутренний таможенный транзит» понятием «декларант таможенной процедуры таможенного транзита». Декларантом могут быть перевозчик, экспедитор (если он является лицом государства-участника ТС), а также лица, заключившие внешнеэкономическую сделку или имеющие право владения, пользования и распоряжения товарами.
Важная особенность заключается в том, что декларантом процедуры таможенного транзита теперь может выступать новый субъект таможенного права -уполномоченный экономический оператор. Этот институт заменил собой лиц, пользующихся специальными упрощенными процедурами.
Изменился состав и порядок представления сведений при транзите товара. В транзитной декларации теперь должны содержаться все необходимые данные (информация) о товаре, сведения о документах, подтверждающих соблюдение ограничений при перемещении товаров через таможенную границу. Ранее также требовалось предоставлять данные документы, но не требовалось вносить сведения о них в транзитную декларацию.
Однако есть и упрощения: по ТК ТС не нужно указывать в транзитной декларации сведения о водителях транспортных средств и о планируемом сроке таможенного транзита, которые требовались ранее. Чтобы поместить товары под таможенную процедуру таможенного транзита, необходимо принять меры обеспечения соблюдения таможенного транзита:
- обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Сумма обеспечения определяется исходя из сумм, которые уплачиваются при помещении товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления или экспорта;
- таможенное сопровождение. Таможенный орган может принять решение о таможенном сопровождении, например, в случае внесения не всей денежной суммы обеспечения или неоднократного невыполнения перевозчиком обязательств;
- установление маршрута перевозки товара. Маршруты определяются таможенным органом от-
правления на основании сведений, указанных в транспортных документах. Устанавливается только как дополнительная мера. Изменение маршрута допускается с письменного разрешения таможенного органа.
Местом доставки товаров является зона таможенного контроля в регионе деятельности таможенного органа назначения. Однако, сейчас таможенный орган отправления может устанавливать места доставки, отличные от указанных в транспортных документах (в соответствии с законодательством стран таможенного союза). Согласно российскому законодательству при перемещении товаров железнодорожным транспортом перевозчик может по согласованию с таможенным органом переадресовывать товары с изменением получателя и станции назначения. Если перевозка товаров угрожает здоровью и жизни граждан, безопасности движения, эксплуатации железнодорожного транспорта или экологической безопасности, перевозчик изменяет пункт назначения самостоятельно. Такие изменения могут не согласовываться с таможенным органом, грузоотправителем и грузополучателем (с последующим их уведомлением).
Завершение процедуры таможенного транзита больше не сопровождается обязательным предъявлением товаров таможенному органу: это происходит только по его требованию. Так же не будет больше выдаваться Свидетельство о завершении таможенного транзита, вместо него делаются соответствующие отметки таможенного органа назначения в транзитной декларации или в транспортном документе. Сокращен срок регистрации таможенным органом транзитной декларации. Теперь таможенный орган обязан зарегистрировать поданные перевозчиком документы в течение одного часа (ранее этот срок составлял 2 часа).
Если товары и документы не доставлены в таможенный орган назначения, перевозчик несет ответственность, предусмотренную законодательством государства - члена ТС, поместившим товары под процедуру таможенного транзита. В России в этом случае должностное лицо таможенного органа вправе, например, возбудить дело об административном правонарушении по ст. 16.9 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
В целом изменения процедуры таможенного транзита представляются положительными. Законодатель привел к единообразию понятийный аппарат, сократил сроки оформления документов для таможенных органов, порядок предъявления товаров таможенному органу стал проще. Таким образом, прослеживается тенденция унификации законодательства трех стран -участниц ТС. Новые правила призваны упростить и облегчить контроль со стороны таможенных органов, тем самым уменьшив число административных барьеров на пути транзитных товаров. Благодаря новому порядку транзита товаров ускоряются взаимовыгодные экономические отношения между странами таможенного союза, СНГ и странами Евросоюза.
© Петренко Л. Е., Чернова Л. Г., 2011