ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 373.24
Гамова Светлана Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент
Фаустова Ирина Валерьевна
кандидат педагогических наук, доцент
Бакаева Ольга Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина sv19793@rambler.ru, fayst71@mail.ru, bakaevaon@yandex.ru
ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается понятие «эмоциональное здоровье ребенка-дошкольника»; особенности реализации комплексной программы обучения педагогов, включающей теоретическую, методическую и практическую подготовку. Теоретическая подготовка педагогов направлена на изучение общих положений проблемы укрепления эмоционального здоровья у детей старшего дошкольного возраста. Методическая подготовка подчинена задачам ознакомления педагогов с методикой проведения диагностики эмоционального развития ребёнка; со спецификой использования методов коррекции в решении проблем эмоциональной сферы ребёнка; изучению техники средств физического воспитания (разнообразных видов дыхательных, релаксационных гимнастик, оздоровительных игр, способов самомассажа и т.д.). Целью практической подготовки явилось использование полученных теоретических знаний в образовательном процессе детского сада. Результаты исследования показывают необходимость повышения уровня и эффективности системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, разработку новой методики укрепления эмоционального здоровья детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: дошкольники, комплексная программа обучения педагогов, эмоциональное здоровье детей.
Проблема сохранения и укрепления эмоционального здоровья дошкольников становится все более актуальной, так как в последние годы наблюдается все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития. К ним относятся эмоциональная неустойчивость, тревожность, враждебность, агрессивность и другие проявления.
Эмоциональное здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется, по мнению О.И. Баду-линой, преобладанием положительных эмоций над отрицательными и закреплением их в чертах характера и личности детей: положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе и своих силах. Но не у всех детей эмоциональное развитие протекает благополучно, что проявляется во внутренних переживаниях и нарушениях в поведении.
Исследования А. Д. Кошелевой, И.В. Фаустовой и др. показывают, что «устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка является основой всего отношения дошкольника к миру и влияет на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками» [3; 5].
Заботясь об эмоциональном здоровье детей необходимо помнить, что воспитателю нужно внимательно относиться к чувствам и переживаниям ребенка, его способностям, увлечениям, интересам, отношению к себе и к жизни.
Поэтому, как мы считаем, «эмоциональное здоровье ребенка-дошкольника может рассматриваться
как показатель психологического здоровья, как обобщенное положительное, комфортное эмоциональное состояние детей, представляющее собой стабильность эмоциональных реакций и отношений ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью, позволяет ему успешно адаптироваться в социуме, и находит выражение в адекватности эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью» [1, с. 180].
В этом контексте задача психологической службы образования, по мнению И.В. Дубровиной, призвана помочь ребенку овладеть в соответствии с его возрастными особенностями средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития во взаимодействии с окружающим миром [2]. Укрепление эмоционального здоровья в старшем дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей.
К задачам психологической поддержки можно отнести обучение положительному взаимоотношению и принятию других людей; обучение рефлексивным умениям; формирование потребности в саморазвитии.
Основными психолого-педагогическими формами и методами укрепления эмоционального здоровья детей являются специально разработанные психологические занятия, включающие элементы арттерапии, сказкотерапии, психогимнастические этюды, игры-драматизации, решение проблемно-практических ситуаций.
Чтобы работа с детьми принесла результат, нужно чтобы в ней активное участие принимали
Вестник КГУ Л 2018
© Гамова С.Н., Фаустова И.В., Бакаева О.Н., 2018
158
Особенности региональной подготовки педагогов для работы по укреплению эмоционального здоровья детей..,
педагоги и родители. Поэтому необходимы такие направления психолого-педагогической работы как проведение с детьми коррекционно-развиваю-щих занятий, организация подготовительной работы с воспитателями, консультирование родителей. Методика, которую мы разработали, могут с успехом использовать педагоги-психологи ДОУ
В первый год исследовательского проекта были собраны статистические данные по уровню эмоционального здоровья детей-дошкольников в Липецкой области путём анализа данных областных, районных, городских дошкольных отделов образования; проведена диагностика уровня эмоционального здоровья детей старшего дошкольного возраста, изучена позиция педагогов и их осведомленность в вопросах укрепления эмоционального здоровья детей.
В настоящее время для нас представляет интерес поиск форм и методов укрепления эмоционального здоровья старших дошкольников в ДОУ. Необходимым условием эффективности данной работы является активное участие в ней педагогов.
При анализе психолого-педагогической работы в ДОУ по улучшению эмоционального здоровья дошкольников С.Н. Гамова выявила, что «...большая часть педагогов довольно хорошо разбирается в нарушениях эмоционального развития дошкольников и выделяют причины подобного состояния. Воспитатели считают, что наибольшую выраженность у детей приобретают обидчивость, вспыльчивость, конфликтность, агрессивность. Основными факторами снижения эмоционального здоровья у детей 30% респондентов считают неблагоприятную атмосферу в группе, социально-экономическую ситуацию в стране (56%) и эмоциональную незащищенность в семье (67%). Большую роль отводят влиянию телевидения (44%)» [1].
При ответе о трудностях, которые испытывают педагоги в решении проблемы, оказалось, что у 42% не хватает времени, 6% опрошенных считают, что решение этой задачи входит в обязанности психолога, 25% затрудняются ответить, 27% респондентов признаются, что им не педагогической литературы в работе с дошкольниками, имеющими отклонения эмоционального здоровья.
Педагоги подчеркивают необходимость воспитательной работы, направленной на укрепление эмоционального здоровья дошкольников, однако целенаправленная деятельность воспитателей в этом направлении отсутствует. «Не используются средства физической культуры, направленные на укрепление эмоционального здоровья у детей, создающие возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, снять излишнюю двигательную активность, способствующие мускульному расслаблению, улучшающие самочувствие детей (упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением, гимнастика с элементами аутогенной тренировки, игровой общий самомассаж,
игровые упражнения на релаксацию и дыхание, игровые имитационные упражнения и др.)» [1]. В режиме дня нет оздоровительной гимнастики перед и после дневного сна.
Педагогами ДОУ недостаточно используются элементы арттерапии, игротерапии, психогимнастические этюды, игры-драматизации, решение проблемно-практических ситуаций. Недостаточно используется индивидуально-дифференцированный подход к дошкольникам с разным уровнем эмоционального здоровья.
Таким образом, исследование говорит о необходимости повышения уровня и эффективности системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, разработку методики укрепления эмоционального здоровья детей старшего дошкольного возраста.
В рамках исследовательского проекта нами была разработана и реализована комплексная программа обучения педагогов, включающая теоретическую, методическую и практическую подготовку. Оценка результатов проводилась на основе беседы.
С.Н. Гамова пишет: «.теоретическая подготовка педагогов была направлена на изучение общих положений проблемы укрепления эмоционального здоровья у детей старшего дошкольного возраста; рассматривалось значение и роль эмоциональной сферы в психическом развитии ребёнка-дошкольника; закономерности развития эмоций в детском возрасте; индивидуальные характеристики эмоциональной сферы детей; условия эмоционального благополучия ребёнка в детском саду. Основной формой организации обучения являлись лекции. Методическая подготовка была направлена на ознакомление педагогов с методикой проведения диагностики эмоционального развития ребёнка; рассматривалась специфика использования методов коррекции в решении проблем эмоциональной сферы ребёнка (коррекция тревожности, агрессивности, эмоциональной неустойчивости и др.); изучались особенности методики использования средств физического воспитания и арттера-пии в укреплении эмоционального здоровья детей, приобретались необходимые навыки методического руководства ими; отрабатывалась техника предложенных нами средств физического воспитания (разнообразные виды дыхательных, релаксационных гимнастик, оздоровительных игр, способы самомассажа и т.д.); рассматривались критерии отбора и схемы распределения коррекционных средств в режиме дня детского сада» [1].
Эта подготовка включала проведение консультаций, семинаров-практикумов, тренингов с использованием методов активации мышления: бесед, дискуссий, проблемных педагогических ситуаций. На семинарах и практикумах мы знакомили педагогов с особенностями методики обучения детей новым упражнениям [1].
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
159
Овладеть разнообразием движений и упражнений по предложенной нами методике возможно лишь при условии правильного обучения. Целостный процесс обучения делится на три этапа: начальный этап разучивания двигательного действия; этап углубленного разучивания; этап закрепления и совершенствования двигательного действия.
«Начальный этап обучения, по мнению С.Н. Га-мовой, характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробуют упражнение. Название упражнения, вводимое педагогом на начальном этапе, создаёт условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей. На первом этапе обучения используется методика начального разучивания, которая включает: показ педагогом образца движения; его детальный показ, сопровождаемый словом; выполнение показываемого движения самим ребёнком. Эти приёмы обеспечивают образование в коре головного мозга временных связей, способствуют сознательному запоминанию ребёнком последовательности элементов движения, объединению их в целостный двигательный образ с опорой на мышечные ощущения» [1].
На этапе углубленного разучивания упражнений уточняются и совершенствуются детали техники его выполнения. Главной задачей данного этапа является уточнение двигательных действий, свободного и слитного выполнения упражнения. Основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения. Расчленение движения происходит только в случае уточнения его деталей. Исходя из процесса усвоения движения, воспитателю необходимо использовать разнообразные методические приёмы. Обучая, обращать внимание ребёнка на правильность выполнения действия, используя словесное поощрение («Хорошо стоишь, у тебя правильное исходное положение»), обращать внимание ребёнка и на ошибки. Воспитатель должен следить за выполнением упражнений каждым ребёнком. Подходить к нему, давать указания, исправлять, если есть необходимость, позу, что позволяет детям осознанно стремиться к качественному и точному выполнению упражнения.
На втором этапе обучения педагог может предложить ребёнку вспомнить и рассказать, как выполняется упражнение. При этом ребёнку даётся план-схема: «Вспомни, какое исходное положение рук, ног; какую ногу нужно поднять вначале, куда её поставить». Такое напоминание вызывает иде-омоторное представление, ребёнок вспоминает последовательность движений и осознанно их выполняет. У него активизируется внимание, память, мышление, появляется желание красиво и пра-
вильно выполнить движения. Если у детей они сразу не получаются, то наиболее сложные движения педагог может ещё раз показать и дать пояснение к их выполнению.
По мере освоения движений целесообразно варьировать сочетание наглядных и словесных методов обучения, демонстрировать показ всего упражнения с объяснением; частичный показ с пояснением; описание упражнения без показа; установку на мысленное воспроизведение упражнения и его описание детьми и вновь показ всего упражнения с пояснением отдельных сторон.
Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Ведущую роль приобретают методы разучивания в целом. По мере многократного повторения упражнения двигательный навык формируется в основном варианте. Этап совершенствования упражнения считается завершенным только тогда, когда дети начнут свободно его выполнять по названию, с полной эмоциональной отдачей. На этом этапе педагог может использовать счёт, музыку, творческие задания.
«Целью практической подготовки, по мнению С.Н. Гамовой, явилось использование полученных теоретических знаний в образовательном процессе детского сада. Были организованы просмотры разнообразных форм физического воспитания (физкультурные занятия, оздоровительная гимнастика, подвижные игры и др.) по разработанной нами методике, с последующим обсуждением данной проблемы за круглым столом.
При обсуждении способов общения воспитателя с детьми на занятии выделяли важность насыщения своего отношения к детям положительными эмоциональными проявлениями: добрым взглядом, улыбкой, лёгким прикосновением, поглаживанием по голове, обниманием за плечи, шутливым подталкиванием, отмечалась важность придания речи положительного эмоционального тона и т.д.
Внимание педагогов было направлено на усиление индивидуализации педагогических воздействий к детям с различными уровнями эмоционального здоровья» [1].
В ходе реализации методики, тактика воздействия педагога или психолога должна быть различной в отношении дошкольников, отличающихся разными проявлениями эмоционального неблагополучия. Дети с высоким уровнем эмоционального неблагополучия отличаются повышенной тревожностью, разнообразными стойкими страхами, неуверенностью. Для них разработаны занятия на снятие тревожности, коррекцию страхов, формирование адекватной самооценки, уверенности в собственных силах. Обязательным направлением в кор-рекционно-развивающей работе с детьми должна быть оптимизация отношений внутри детского коллектива: формирование навыков сотрудничества,
160
Вестник КГУ ^ 2018
Особенности региональной подготовки педагогов для работы по укреплению эмоционального здоровья детей..
социально-уверенного поведения, создание эмоционально-комфортной атмосферы в группах.
Проводились релаксационные паузы для снятия эмоционального напряжения, использовались различные приемы ауторелаксации, мышечной релаксации, музыкотерапии. Это способствовало повышению чувства эмоционального комфорта у педагогов, что опосредованно оказывало влияние и на повышение чувства комфорта у детей.
Беседа, проведённая с педагогами по итогам первого этапа, показала выраженные положительные изменения в повышении педагогической готовности к укреплению эмоционального здоровья у старших дошкольников. Это проявилось в понимании необходимости личностно-развивающего подхода в общении с дошкольниками и мотиваци-онной готовности к принятию новой методики.
В настоящее время экспериментальная методика укрепления эмоционального здоровья дошкольников проходит апробацию на практике. Разработанный комплекс коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста позволит решить следующие задачи: формирование у детей адекватного отношения к себе и к окружающим; снижение агрессивности, тревожности, страхов; овладение ребёнком «языком» эмоций как способом выражения собственных эмоциональных состояний, развитие умения регулировать свои отрицательные эмоции; развитие гибкости поведения, способности адекватно реагировать на различные жизненные ситуации. Обязательным принципом реализации методики является соблюдение эмоционально-психологического комфорта дошкольников.
В процессе эксперимента в качестве основного метода коррекции эмоционального неблагополучия предполагается использование арттерапии. Это незаменимый инструмент для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира ребенка, особенно эмоциональной сферы личности, для выражения которых слова малопригодны. Одна из особенностей дошкольника заключается в том, что он в большинстве случаев затрудняется в вербализации своих проблем и переживаний.
В результате применения арттерапевтических методов в коррекционной работе с детьми можно обеспечить эффективное эмоциональное реагирование, облегчить процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных детей, развивать произвольность и способность к саморегуляции, помочь осознанию ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний. В связи с этим в кор-рекционно-развивающей работе со старшими дошкольниками особое внимание будет уделено использованию рисуночной терапии, сказкотерапии и музыкальной терапии.
Для детей с низким уровнем эмоционального здоровья часто характерным является повышение
мышечного тонуса скелетных мышц. Это усугубляет состояние, приводит к быстрой утомляемости, слабости. Поэтому в экспериментальную методику мы включаем психогимнастические этюды и упражнения, позволяющие снимать эмоциональное напряжение и мышечные зажимы, корректировать настроение и отдельные черты характера, обучать релаксации. Занимаясь психогимнастикой, дети смогут изучать различные эмоции, возможность управлять ими, что способствует развитию эмоциональной сферы ребенка через обучение языку мимики и движений. С целью снятия эмоционального напряжения дошкольников также планируется применение релаксационных упражнений.
Занятия с применением перечисленных методов должны носить коррекционно-развивающий характер, то есть направленность не только на коррекцию уже имеющихся проблем в эмоциональной сфере, но и на профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей в детском саду, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением [1].
При реализации методики, тактика воздействия педагога или психолога должна быть различной в отношении дошкольников, отличающихся разными проявлениями эмоционального неблагополучия. Дети с высоким уровнем эмоционального неблагополучия отличаются повышенной тревожностью, разнообразными стойкими страхами, неуверенностью. Для них разработаны занятия на снятие тревожности, коррекцию страхов, формирование адекватной самооценки, уверенности в собственных силах. Обязательным направлением в коррекционно-развивающей работе с детьми должна быть оптимизация отношений внутри детского коллектива: формирование навыков сотрудничества, социально-уверенного поведения, создание эмоционально-комфортной атмосферы в группах.
Таким образом, найти решение проблемы нарушения эмоционального здоровья дошкольников возможно только общими усилиями психологов, педагогов и родителей.
Библиографический список
1. Гамова С.Н. Возможности укрепления эмоционального здоровья детей дошкольного возраста средствами физической культуры // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокине-тика. - 2014. - № 4. - С. 180-183.
2. Дубровина И.В. Практическая психология образования. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.
3. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников / под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
Педагогика. Психология. Социокинетика № 4
161
4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Академия, 2004. - 365 с.
5. Фаустова И.В. Психолого-педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук. - Елец, 2011. - 213 с.
References
1. Gamova S.N. Vozmozhnosti ukrepleniya ehmocional'nogo zdorov'ya detej doshkol'nogo vozrasta sredstvami fizicheskoj kul'tury // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. YUvenologiya. Sociokinetika. -
2014. - № 4. - S. 180-183.
2. Dubrovina I.V. Prakticheskaya psihologiya obrazovaniya. - SPb.: Piter, 2004. - 592 s.
3. Kosheleva A.D., Pereguda V.I., SHagraeva O.A. EHmocional'noe razvitie doshkol'nikov / pod red. O.A. SHagraevoj, S.A. Kozlovoj. - M.: Akademiya, 2003. - 176 s.
4. Stepanenkova EH.YA. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i razvitiya rebenka. - M.: Akademiya, 2004. - 365 s.
5. Faustova I.V. Psihologo-pedagogicheskie usloviya preodoleniya ehmocional'nogo neblagopoluchiya detej starshego doshkol'nogo vozrasta: dis. ... kand. ped. nauk. - Elec, 2011. - 213 s.
162
Вестник КГУ 2018