ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3
ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕПРЕССИВНОГО МАКРОРЕГИОНА
ШАТАЛОВ С.Н.,
аспирант кафедры финансово-экономического и правового обеспечения управленческой деятельности,
Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск,
e-mail: [email protected]
Данная статья посвящена актуальным вопросам реформирования системы пенсионного обеспечения, включающей в себя интеграцию институтов базовых, накопительных и страховых пенсий.
В статье рассмотрены основные принципы реформирования пенсионной системы в депрессивных макрорегионах Российской Федерации, проанализированы структура пенсионной системы, а также возможные проблемы и рисковые ситуации, возникающие в процессе реформирования института пенсионных накоплений.
Кпючевые слова: пенсионная реформа; пенсионное обеспечение; базовая пенсия; институт пенсионного обеспечения; накопительная пенсия; трансформация системы пенсионного обеспечения; коэффициент замещения.
PECULIARITIES OF REFORMING THE SYSTEM OF PROVISION OF PENSIONS WITHIN A DEPRESSED MACROREGION
SHATALOV S.N.,
Graduate Student, Department of Financial, Economic and Legal Support of Administrative Activitie,
Pyatigorsk State Linguistic University, Pyatigorsk, e-mail: [email protected]
The article covers urgent questions of reforming the system of the provision of pensions including integration of institutions of basic, funded and insurance pensions.
The article views the essential principles of reforming the pension system in the depressive macroregions of the Russian Federation, analyses the structure of pension system and also possible problems and risk situations arising in the course of reforming the institution of pension accruals.
Keywords:pension system reform; provision of pensions; transformation of system of provision of pensions; basic pension; institution of provision of pensions; accumulation pension; replacement rate.
JEL classification: G23, J32.
Реформирование пенсионной системы РФ, принципы которого отображены на рис. 1, ориентировано на построение нового институционально-правового каркаса российской пенсионной системы, на структурные изменения в организации пенсионного обеспечения и страхования, на повышение уровня и качества жизни населения социально-пенсионного статуса. Ключевая задача модернизации пенсионной системы заключается в обеспечении высокого стандарта текущего потребления людей, имеющих социально-пенсионный статус. В условиях депрессив-ности макрорегионов реформирование пенсионной системы должно происходить посредством создания новых пенсионных институтов, которые включают базовые, страховые и накопительные пенсии. Пенсионную модель целесообразно представить в качестве интеграции данных институтов, а ее основой должны стать принципы и механизмы, сочетающие борьбу с бедностью на основе института базовых пенсий и объединяющие коллективные и личные усилия по формированию пенсионных прав посредством частичного замещения заработков на основе институтов страховой и накопительной пенсии.
© С.Н. Шаталов, 2013
Результаты сравнительного анализа систем пенсионного обеспечения в развитых и депрессивных регионах свидетельствуют о том, что на формирование региональных пенсионных систем оказывают существенное влияние конкретно региональные особенности, включая не только социально-экономические (динамика ВРП, уровень доходов, экономическая активность, развитие предпринимательства, социальная ответственность бизнеса, развитие инновационных процессов, информатизация региональной системы и др.), но и специфические с точки зрения пенсионной системы. В числе последних, прежде всего, демографические (старение населения, повышение медианного возраста, гендерная деструктуризация населения трудоспособного возраста, рост демографической нагрузки на трудоспособное население, увеличение продолжительности жизни) и политико-правовые (пенсионное законодательство, стабильность, доверие к власти и др.) факторы, определяющие принципы устройства и организации пенсионной системы.
Рис. 1. Принципы реформирования системы пенсионного обеспечения в депрессивных макрорегионах России
С точки зрения методологии построения и практики применения в мировом экономическом сообществе, современные институты системы пенсионного обеспечения находятся на достаточно высоком уровне развития, что говорит о целесообразности использования в современной российской практике положительного опыта других стран, естественно, с учетом нашей специфики. При этом следует также учитывать, что экономический и правовой характер формирующихся пенсионных институтов в России значительно отличается от аналогичных институтов развитых стран. Помимо этого, институциональная структура пенсионной системы РФ (рис. 2) и ее конфигурация характеризуются недостаточно высокими показателями эффективности деятельности и жизнеспособности (Глотов, 2009).
Данное утверждение обосновывается рядом факторов (Ерофеева, 2010):
1. Наличие соответствия между институтами пенсионной системы и сложившимся общественным укладом, социально-экономическими институтами, демографическим состоянием и политикой занятости.
2. Отражение в пенсионных институтах основных направлений социально-экономической политики государства и соответствие сложившимся в нем культурным и историческим традициям.
3. Устойчивый долгосрочный характер функционирования институтов пенсионной системы, который объясняется длительными временными рамками пенсионных отношений (60-80 лет), связанными с периодом формирования и реализации пенсионных прав.
4. Функционирование пенсионных институтов в качестве инструментов преодоления депрессивности территорий.
Таким образом, в процессе реформирования институтов пенсионного обеспечения в депрессивных регионах проявляется ряд проблем. Анализ ключевых направлений развития системы пенсионного обеспечения РФ в целом и ее макрорегионов в частности показал, что доминирующее положение в системе занимает институт базовых пенсий, доля которого составляет около 50% финансовых ресурсов, направляемых в систему пенсионного обеспечения. Базовая пенсия по содержанию является социальной помощью, а ее формирование происходит за счет перераспределения финансовых ресурсов, которые принадлежат населению.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3
220
С.Н. ШАТАЛОВ
1
Выплата
государственных
пенсий
1
Доход, заменяющий прежний заработок, после прекращения трудовой деятельности
1
Индивидуальное накопление средств и использование частного страхования
Рис. 2. Структура системы пенсионного обеспечения РФ
Представляется, что определяющую роль в процессе формирования новой пенсионной системы депрессивных макрорегионов призван исполнять институт пенсионных накоплений, основу которого составляют долгосрочные инвестиции. На сегодняшний день его доля составляет 10% финансовых ресурсов, а в течение ближайших 5 лет данный показатель может вырасти до уровня 30-35%. В то же время при разработке региональных проектов модернизации институтов пенсионных накоплений следует учитывать, что пенсионные программы, ориентированные на долгосрочное инвестирование активов, сильно подвержены негативному влиянию следующих рисковых ситуаций:
1. Риск изменения условий функционирования инвестиционного рынка: при неблагоприятных условиях стоимость инвестиционных ресурсов на индивидуальных счетах подвержена значительным колебаниям.
2. Экономический риск: при сложных экономических условиях, которые могут проявляться в повышении уровня инфляции или падении показателей экономического роста, реальная доходность инвестированного капитала может быть значительно ниже ожидаемой.
3. Риск невыплат по инвестициям: наличие финансовых проблем или неплатежеспособность компании, в которую были вложены пенсионные средства, могут привести к частичному или полному обесцениванию инвестиций.
В процессе реформирования института пенсионных накоплений в границах депрессивного макрорегиона могут появиться и дополнительные проблемы, суть которых представляется возможным свести к следующему:
1. При небольшой разнице между темпами роста заработной платы и темпами роста инфляции на протяжении периода в 30-45 лет, который считается необходимым для формирования фонда пенсионных накоплений, будущие пенсии и накопления несоразмерно уменьшаться по сравнению с возросшим уровнем заработной платы. При этом размер пенсий в лучшем случае будет составлять 5-10% коэффициента замещения, что на практике означает достижение критического показателя покупательной способности пенсий.
2. Повышение рисков ненакопления необходимого объема финансовых средств в случае наступления инвалидности, наличия длительных периодов обучения, болезни или безработицы вследствие индивидуализации характера накопления пенсионных средств и отказа от солидарного перераспределения средств между работниками.
3. Низкий уровень развития финансовых механизмов и институтов депрессивного макрорегиона, характерный и для России в целом, а также инфраструктуры фондовых и финансовых рынков, являющийся препятствием обеспечения необходимого уровня сохранности и доходности долгосрочных пенсионных вложений.
Социальный потенциал современного пенсионного обеспечения представляется как многокомпонентная система элементов и отношений, перед которой стоит задача обеспечения реализация социальных гарантий и снижения социального риска потери необходимых доходов населения пенсионного статуса. Иными словами, реализации гарантий социальных и пенсионных выплат, участия в социальных и пенсионных программах, гарантий предоставления социально-пенсионных пакетов в условиях легализации трудовых доходов работников, а также в форме социальной защиты пенсионеров, нетрудоспособных иждивенцев, инвалидов, семей с двумя и более детьми.
Таким образом, подтверждаемая реальной практикой необходимость реформирования институциональной инфраструктуры пенсионной системы депрессивного макрорегиона в сочетании с отсутствием действенных, хорошо проработанных экономических и мотивационных механизмов взаимодействия ее элементов является дополнительным индикатором недостаточного потенциала системы пенсионного обеспечения.
Кроме перечисленных, существует ряд других проблем, возникающих в процессе реализации реформ в пенсионной системе депрессивного макрорегиона:
1. Создание института пенсионного страхования, не зависящего от функционирующей в макрорегионе системы социального обеспечения. На сегодняшний день система пенсионного обеспечения депрессивных макрорегионов характеризуется запутанной схемой финансирования, для которой не характерны страховые принципы. В целях обеспечения устойчивости в долгосрочной перспективе существует необходимость повторного определения источников финансирования пенсионных накоплений и его пределов за счет средств доходной части бюджета региона.
2. Формирование института негосударственных пенсионных фондов. Существующая в депрессивных макрорегионах система налогообложения, применяемая для негосударственных пенсионных фондов, не стимулирует формирование добровольных накоплений работодателей.
3. Формирование института профессиональных пенсионных систем, что в значительной степени осложняет финансовое состояние Пенсионного фонда депрессивного макрорегиона вследствие установления дополнительных выплат для досрочных пенсионеров.
4. Компенсация потерь, которые были понесены старшими поколениями по результатам проведения пенсионной реформы.
5. Незначительный размер пенсионных выплат по причине введения обязательного накопительного элемента для работников, выходящих на пенсию начиная с 2022 г., что станет основанием значительного роста недоверия населения к государственным и негосударственным структурам сферы пенсионного страхования.
6. Переход пенсионных средств в собственность застрахованных, что может стать причиной незаинтересованности молодых работников в управлении средствами своих накопительных счетов и их непополнения за счет легализации заработных плат.
7. Бедность среди пенсионеров депрессивного макрорегиона, которая заключается в недостаточности их доходов для оплаты медицинских услуг или услуг по уходу, приобретения новых предметов длительного пользования или улучшения жилищных условий.
8. Снижение коэффициента замещения (ниже 20%), которое фактически означает состояние глубокого кризиса системы пенсионного обеспечения.
Таким образом, институциональные проблемы, возникающие в процессе реформирования системы пенсионного обеспечения депрессивных макрорегионов, группируются по следующим направлениям:
• небольшой размер пенсионных выплат;
• возможность широкого распространения бедности среди будущих пенсионеров, которые выйдут на пенсию через 10-15 лет;
• низкая эффективность обязательной накопительной составляющей, что обусловливает небольшой размер пенсионных выплат для работников моложе 1966 года рождения (Ерофеева, 2010);
• отсутствие дифференцированного подхода к созданию и управлению системой пенсионного обеспечения на уровне макрорегионов.
ЛИТЕРАТУРА
Глотов М.Б. (2009). Социальный институт: определение, структура, классификация // Социологические исследования. С. 16.
Ерофеева С.С. (2010). Институциональные проблемы реформирования системы пенсионного обеспечения в России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 120.
РоикВ. (2011). Пенсионная система: институциональный подход // Человек и труд. № 1. С. 56.
REFERENCES
Erofeyeva S.S. (2010). Institutional Problems of Reforming the System of Provision of Pensions in Russia. News of the Russian State A.I. Herzen Pedagogical University, no. 120. (In Russian.)
GlotovM.B. (2009). A Social Institution: Definition, Structure, Classification. Sociological Researches, p. 16. (In Russian.) Roik V. (2011). The Pension System: The Institutional Approach. Person And Labour, no. 1, p. 56. (In Russian.)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3