УДК 378.14
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ДИСКУССИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Кутепова Любовь Ивановна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент (e-mail: vaganova [email protected]) Толчина Мария Александровна, студентка Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия ([email protected])
В числе важнейших задач современного учебного процесса находится значительное расширение форм учебной деятельности учащихся. Согласно данной задаче, учебно-воспитательный процесс должен принимать вид двусторонней коммуникации: диалога, взаимодействия, взаимным проявлением инициативы между его субъектами - преподавателем и студентами, а также между самими обучающимися. Существует весомая разница между объектом и субъектом учебной деятельности. Объект данной деятельности лишен инициативы, не принимает на себя никакой ответственности, не выражает свою точку зрения. В настоящее время наблюдается тенденция перехода к наделению учащихся статусом субъекта учебной деятельности, который напротив, занимает в процессе обучения активную позицию и может прямо или косвенно влиять на данный процесс. Обучение становится осмысленным и желаемым, а главное, что в процессе участвуют все стороны. Студент перестает быть объектом, которому внушается позиция преподавателя. Обучение становится похожим на сотворчество педагога и студента, совместный поиск истины. Использование групповых, интерактивных методов обучения (дискуссий, ролевых игр и моделирования жизненных ситуаций) позволяет сделать учебно-воспитательный процесс именно таким. Среди них наиболее распространенным методом является учебная дискуссия. Ее основными задачами принято считать ознакомление со всеми имеющимися позициями, возникающими при рассмотрении различного рода проблем, их анализ и синтез для формирования целостного представления о данной проблеме.
Ключевые слова: дискуссия, технология обучения, дискуссионное обучение, спор, диалог, метод, общение, педагогика.
Технология дискуссионного обучения - это метод активного социально-психологического обучения, в основе которого лежит общение или организационная коммуникация участвующих субъектов в ходе решения ими учебно-профессиональных задач и достижения поставленных целей.
Учебная дискуссия нацелена на решение двух групп задач одинаковой степени важности: конкретно-содержательного и организационного характера.
Задачи конкретно-содержательного характера:
- осмысление учащимися противоречий и сложностей, связанных с обсуждаемой проблемой;
- актуализация ранее приобретенных знаний;
- творческий подход к переосмыслению способов практического применения знаний, и т.д.
Задачи организационного характера:
- распределение ролей в группах;
- соответствие правилам и процедурам совместного обсуждения,
- соответствие определенной роли;
- решение коллективной задачи;
- сотрудничество и единство в рассмотрении проблемы и разработка единого, коллективного подхода, и т.д.[1].
В рамках исследований, посвященных применению дискуссии в различных условиях обучения, выявлено, что эффективней излагать информацию непосредственно и прямо, однако в рамках дискуссии приобретенные знания закрепляются наилучшим образом, изученный материал может быть интерпретирован творчески, небанально. Это способствует развитию ценностных ориентаций у студентов, формирует у них способность мыслить креативно [2].
Первой фундаментальной ступенью разработки проекта учебного занятия становится выбор темы. Определяющим фактором здесь можно назвать не только задачи курса, но и интересы непосредственно преподавателя. Для реализации проекта необходимо подобрать необходимые учебные материалы (чтобы студенты могли подготовить аргументацию). Кроме того, потребуется выделить различные мнения, позиции, подходы, точки зрения, которые могут возникнуть при рассмотрении данной проблематики. Предполагается, что данные позиции являются доступными для освоения студентами. Подобная тематика является распространенной в предметном содержании, рассматривающем проблемы психологии, воспитания, обучения. Наше занятие направлено на рассмотрение феномена личностно-ориентированного обучения, чем и обусловлена его тема.
На следующем этапе осуществляется непосредственная подготовка учебных материалов (список задач для каждой из групп, регламент, набор аргументов, библиография).
На третьем этапе происходит непосредственная организация спора-диалога. Атмосфера сотрудничества и разнородность состава подгрупп позволяют провести учебную дискуссию наиболее эффективным образом. Также студентов необходимо настроить на совместный поиск консенсуса и разработку доклада, на основе которого все члены подгруппы получат оценку. Исследователи наделяют особой значимостью разнородность под-
групп по гендерному признаку (мальчики - девочки), социальному статусу (дети из богатых и малообеспеченных семей), принадлежности к различным этническим группам. Согласно их мнению, разнородность способствует усилению поляризации точек зрения и, как результат, позволяет достичь лучшего понимания существующих возможностей преодоления разногласий [3].
Четвертый этап представляет собой управление процессом спора-диалога. Участников обсуждения необходимо организовать в пары, далее следует объяснить им суть планируемой работы, сфокусировав внимание на особо важных пунктах.
Первым этапом совместной работы является освоение точек зрения (выбранных позиций).
На данном этапе производится разработка аргументации точки зрения. Изучение теоретических аспектов проблематики позволяет выстроить последовательность изложения аргументов наиболее убедительным образом. При этом, для того, чтобы оппоненты смогли понять логику мыслей выступающей стороны, та, в свою очередь должна безукоризненно разбираться в информации и владеть аргументацией наилучшим образом.
Второй этап состоит непосредственно в презентации позиций.
Презентующая сторона производит ознакомление оппонентов со своей точкой зрения, фокусируя внимание на максимально эффективном способе подачи материала. Затем стороны меняются ролями, и оппоненты становятся презентующей командой. Необходимо, чтобы каждая из сторон высказала свою точку зрения и выслушала иные. Рекомендовано на данном этапе задавать вопросы и фиксировать важные детали, на которых следует остановить внимание. В любом случае, все позиции должны быть подробно рассмотрены.
На третьем этапе стороны приступают к обсуждению проблемы.
Они рассматривают аргументы друг друга, выясняя степень их теоретической подкрепленности фактами. Для того, чтобы подготовить информативный и проработанный по всем пунктам доклад, необходимо рассмотреть все аспекты.
Четвертый этап предлагает сторонам обменяться точками зрения. Это является отличной практикой понимания студентами позиций, отличающихся от их собственной. Партнерам предстоит выяснить, что заставляет оппонентов думать иным образом, а также попытаться развить и продолжить их точку зрения, используя собственные теоретические наработки.
На заключительном этапе студентам предлагается сформировать совместное решение. Для этого необходимо выбрать наиболее весомые аргументы, которые были приведены в ходе дискуссии. На базе рассмотренных фактов формируется некое компромиссное решение, позиция, которая становится консенсусом для всех сторон. При этом важно учитывать, что лишь, основываясь на неоспоримых фактах, логических основаниях, следует менять собственную точку зрения.
Также на данном этапе группой разрабатывается доклад, который содержит фактические обоснования выбранной совместной точки зрения и описывается ход произведенных рассуждений, обосновывающий данную позицию.
Реализовать данную модель позволяет неукоснительное следование правилам.
Определяющим фактором в ходе реализации данной модели является соблюдение правил. Задача преподавателя при этом состоит в том, чтобы, находясь в позиции наблюдателя, выступать также модератором спора-диалога: разрабатывать четкий регламент данной деятельности и следить за четким соблюдением правил проведения дискуссии. Данные правила не только позволяют провести продуктивную работу во время занятия, но и прививают студентам культуру проведения дискуссия, споров, дебатов и т. д., учат рассматривать и воспринимать различные существующие точки зрения [4].
Для апробации рассматриваемой техники дискуссионного обучения нами выдвинуты вопросы для дискуссии, рассматриваемые в ходе учебного спора-диалога по теме «Личностно-ориентированное обучение». Ниже представлены несколько неоднозначных спорных вопросов, над которыми и предлагается поразмыслить нашим участникам дискуссии.
1. Стоит ли принимать ребёнка таким, какой он есть?
Суть этого тезиса заключается в свободном развитии личности ребёнка. Преподаватель не применяет давления к ребенку в ходе обучения, а создает условия, мотивирующие на получение знаний. Так, например, демонстрируемое грубое и хулиганское поведение, направлено на устранение нехватки внимания. В данном случае педагогу достаточно уделить внимание ученику вместо попыток исправить хулиганские наклонности и неприемлемое поведение. И только потом прибегнуть к объяснению, какие наиболее эффективные способы существуют для привлечения внимания.
2. Нужно ли уважать мнения ученика?
В первую очередь, необходимо понимать различия между субъективным мнением и ошибочным суждением. В том случае, когда ученик считает, что два плюс два в сумме дают пять, то это заблуждение, на которое следует ему указать, найти его причину и исправить. Но есть ряд предметов, в которых допускается вариативность оценки своего содержания, например, литература. Ученик может не любить поэзию Пушкина, при этом читать современных поэтов. Таким образом выражается его мнение, которое следует уважать. Даже несмотря на то, что вам, как педагогу, это представляется отсутствием вкуса. Попробуйте аргументировать ваш выбор поэзии, и если аргументация будет неоспоримой, то ученик посмотрит на творчество А.С. Пушкина под другим углом сам, без давления учителя.
3. На Ваш взгляд можно ли согласиться с суждением: «Нельзя научить, ученик можно только научиться сам?»
Данное утверждение основано на том, что преподавателю необходимо стремиться создать благоприятную среду, в которой учащиеся будут замо-тивированы на получение знаний.
Однако практика зачастую показывает, что от действий учителя ничего не зависит. Стремление к обучению обусловлено окружающей средой и тенденциями развития общества, в котором развиваются студенты. У них есть другие интересы: компьютеры, хобби и общение, которые они ставят выше получения знаний. Что же в таком случае должен предпринять педагог? Ему остается лишь выполнять свой профессиональный долг, независимо от желания учащегося, который не осознаёт всю важность обучения.
4. Как Вы считаете, такие методы как, давление и убеждение ученика, будут являться эффективными?
Если создаётся атмосфера, в которой ученику интересно получать знания, то у него с педагогом выстраиваются доверительные отношения. Даже если ученик не хочет что-то учить, то педагог может убедить его в полезности изучаемого. Но для этого нужны хорошие отношения и понимание ребёнка.
Вся образовательная система состоит из давления, давление на директора из министерства, давление директора на педагога, давление родителей на педагога, почему же учитель не может давить на нерадивого ученика и заставлять его учиться? Ведь от нежелания учиться пострадает и преподаватель и обучающийся сам.
Все эти спорные вопросы способны побудить каждого обучающегося к собственному рассуждению на тему обучения с использованием личност-но-ориентированных методов, и, возможно, к созданию своего личного подхода к своим будущим ученикам, или, по крайней мере, свою точку зрения на этот счет.
Вне сомнений подготовка к занятию, целиком построенному в виде дискуссии, предполагает большое количество временных затрат и тщательную подготовку. Существует несколько способов внедрения дискуссии в учебное занятие. Первый способ - проведение занятия в таком формате целиком. Можно использовать фрагменты дискуссии в ходе рассмотрения обычных вопросов, возникающих в процессе обучения. И в качестве третьего варианта выступает дискуссия, применяемая для закрепления полученных знаний.
Рассмотрев вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что данная модель организации учебного процесса имеет ряд преимуществ, таких как сплочение коллектива учащихся, преодоление коммуникационных барьеров, укрепление межличностных связей между учащимися, повышение интереса к обучению, вовлеченности студентов в образовательный процесс [5]. Ввиду того, что каждый студент получает возможность проявить свою позицию, у обучающихся повышается самооценка и вера в собственные учебные возможности. Такая методика позволяет выделить и проанализировать все имеющиеся точки зрения, их аргументацию и фак-
тическое подтверждение по каждой проблематике, что позволяет студентам получить наиболее целостную картину и усвоить материал наилучшим образом. Для педагога использование дискуссий в его практике позволяет осуществлять проверку и подвергать оценке свои умения и навыки в области организации учебного процесса. Данная методика решает такие проблемы как нежелание учеников высказывать свое мнение вследствие боязни получить негативную оценку, неэффективность формулировки вопросов, напряженная атмосфера на занятиях и др.
Список литературы
1. Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Методы и средства оценивания образовательных результатов студентов вуза //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 13-16.
2. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-2
3. Гладков А.В., Прохорова М.П., Ваганова О.И. Личностно-деятельностный подход к профессиональному образованию//Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 77-80.
4. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Тюмина Н.С., Румянцева Н.А. Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке студентов//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 201-207.
5. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Алешугина Е.А., Тростин В.Л. Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к управленческой деятельности в вузе // Перспективы науки и образования. 2018. № 4 (34). С. 21-25.
Kutepova Lyubov Ivanovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Vaganova Olga Igorevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor
Tolchina Maria Alexandrovna, 3rd year student Nizhny Novgorod state pedagogical University. K. Minin, NizhnyNovgorod, Russia
THE APPLICATION OF GAME TECHNOLOGIES IN THE TRAINING OF STUDENTS
Abstract. Among the most important tasks of the modern educational process is a significant expansion of the forms of educational activity of students. According to this task, the educational process should take the form of two-way communication: dialogue, interaction, mutual manifestation of the initiative between its subjects - the teacher and students, as well as between the students themselves. There is a significant difference between the object and the subject of educational activity. The object of this activity is devoid of initiative, does not assume any responsibility, does not express its point of view. At present, there is a tendency of transition to giving students the status of a subject of learning activity, which, on the contrary, takes an active position in the learning process and can directly or indirectly influence this process. Learning becomes meaningful and desirable, and most importantly, all parties are involved in the process. The student ceases to be an object that inspires the position of the teacher. Learning becomes like the co-creation of a teacher and a student, a joint search for truth. The use of group, interactive teaching methods (discussions, role-playing games and simulation of life situations) allows us to make this kind of educational process. Among them, the most common method is educational discussion. Its main tasks are considered to be familiarization with all the existing positions arising from the consideration of various kinds of problems, their analysis and synthesis to form a holistic view of this problem. Key words: discussion, learning technology, discussion training, dispute, dialogue, method, communication, pedagogy.