Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НА ТЕРРИТОРИИ ЦАРСТВА ПОЛЬСКОГО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА'

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НА ТЕРРИТОРИИ ЦАРСТВА ПОЛЬСКОГО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Российская империя / Царство Польское / суд / судебная система / судебно-правовая политика / первая половина XIX века / Александр I / Николай I / Конституция Царства Польского 1815 года / манифест 1832 года / The Russian Empire / the Kingdom of Poland / the Court / the Judicial system / judicial and legal policy / the first half of the XIX century / Alexander I / Nicholas I / the Constitution of the Kingdom of Poland of 1815 / the Manifesto of 1832

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гольшев Иван Александрович

Аннотация: Цель работы – исследование особенностей реализации судебно-правовой политики Российской империи на территории Царства Польского в первой половине XIX века. В исследовании использовались методы исторической периодизации, сравнительного анализа, историко-правовой и формально-юридический. В статье рассмотрены ключевые факторы, имевшие воздействие на формирование законодательства Царства Польского в процессе интеграции в правовую систему Российской империи. Определены проблемы, оказавшие влияние на формирование судебно-правовой политики руководства Российской империи в Царстве в первой половине XIX века. Выделены два периода интеграции. В рамках первого периода рассмотрена польская конституция 1815 года, дарованная Царству императором Александром I и действовавшая до отмены в 1832 году, проанализированы проблемы судебно-правовой системы, которые послужили причиной, в том числе, восстания 1830–1831 гг. В рамках второго периода рассмотрен органический статут Царства Польского – манифест императора Николая I «О новом порядке управления и образования Царства Польского» от 14 февраля 1832 года. Дан анализ основных изменений относительно предыдущего законодательства, а также определено значение документа в решении задач интеграции Царства Польского в правовую среду Российской империи после восстания. Таким образом, в процессе исследования установлена определенная преемственность событий внутри рассматриваемого периода интеграции, выявлена закономерность в развитии законодательства Царства, рассмотрены особенности реализации судебно-правовой политики, которые легли в основу изменений законодательства. Статья обладает определенной научной ценностью, поскольку в ней рассмотрены особенности реализации судебно-правовой политики Российской империи на территории Царства Польского. В исследовании использованы источники Государственного архива Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE JUDICIAL AND LEGAL POLICY OF THE RUSSIAN EMPIRE ON THE TERRITORY OF THE KINGDOM OF POLAND IN THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURY

Abstract: The study of the peculiarities of the implementation of the judicial and legal policy of the Russian Empire on the territory of the Kingdom of Poland in the first half of the XIX century. The study used methods of historical periodization, comparative analysis, historical-legal and formally legal. The article has a high scientific value, since it examines the problems of implementing the judicial and legal policy of the Russian Empire on the territory of the Kingdom of Poland. The research uses the sources of the State Archive of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НА ТЕРРИТОРИИ ЦАРСТВА ПОЛЬСКОГО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА»

Исторический опыт

Евразийская адвокатура. 2024. № 6 (71). С. 19. Eurasian advocacy. 2024;(6(71)):19.

Исторический опыт

Научная статья УДК 340

doi 10.52068/2304-9839_2024_71_6_19

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НА ТЕРРИТОРИИ ЦАРСТВА ПОЛЬСКОГО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

ГОЛЬШЕВ Иван Александрович

Аспирант кафедры теории, истории государства и права и философии Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)

117638, г. Москва, ул. Азовская, д. 2, корп. 1, Российская Федерация

Аннотация: Цель работы - исследование особенностей реализации судебно-правовой политики Российской империи на территории Царства Польского в первой половине XIX века. В исследовании использовались методы исторической периодизации, сравнительного анализа, историко-правовой и формально-юридический.

В статье рассмотрены ключевые факторы, имевшие воздействие на формирование законодательства Царства Польского в процессе интеграции в правовую систему Российской империи. Определены проблемы, оказавшие влияние на формирование судебно-правовой политики руководства Российской империи в Царстве в первой половине XIX века. Выделены два периода интеграции.

В рамках первого периода рассмотрена польская конституция 1815 года, дарованная Царству императором Александром I и действовавшая до отмены в 1832 году, проанализированы проблемы судебно-правовой системы, которые послужили причиной, в том числе, восстания 1830-1831 гг.

В рамках второго периода рассмотрен органический статут Царства Польского - манифест императора Николая I «О новом порядке управления и образования Царства Польского» от 14 февраля 1832 года. Дан анализ основных изменений относительно предыдущего законодательства, а также определено значение документа в решении задач интеграции Царства Польского в правовую среду Российской империи после восстания.

Таким образом, в процессе исследования установлена определенная преемственность событий внутри рассматриваемого периода интеграции, выявлена закономерность в развитии законодательства Царства, рассмотрены особенности реализации судебно-правовой политики, которые легли в основу изменений законодательства.

Статья обладает определенной научной ценностью, поскольку в ней рассмотрены особенности реализации судебно-правовой политики Российской империи на территории Царства Польского. В исследовании использованы источники Государственного архива Российской Федерации.

Ключевые слова: Российская империя, Царство Польское, суд, судебная система, судебно-правовая политика, первая половина XIX века, Александр I, Николай I, Конституция Царства Польского 1815 года, манифест 1832 года

Для цитирования: Гольшев И.А. Особенности реализации судебно-правовой политики Российской империи на территории Царства Польского в первой половине XIX века // Евразийская адвокатура. 2024. № 6 (71). С. 19. https://doi.org/10.52068/2304-9839_2024_71_6_19

Historical Experience

Original article

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE JUDICIAL AND LEGAL POLICY OF THE RUSSIAN EMPIRE ON THE TERRITORY OF THE KINGDOM OF POLAND IN THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURY

GOLSHEV Ivan Aleksandrovich

Postgraduate Student of the Department of Theory, History of State and Law and Philosophy of the All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia) 117638, Moscow, Azovskaya St., 2, bldg. 1, Russian Federation

© Гольшев И.А., 2024 Распространяется по лицензии Creative Commons Attribution Noncommercial License 4.0 (CC BY-NC).

Abstract: The study of the peculiarities of the implementation of the judicial and legal policy of the Russian Empire on the territory of the Kingdom of Poland in the first half of the XIX century. The study used methods of historical peri-odization, comparative analysis, historical-legal and formally legal.

The article has a high scientific value, since it examines the problems of implementing the judicial and legal policy of the Russian Empire on the territory of the Kingdom of Poland. The research uses the sources of the State Archive of the Russian Federation.

Keywords: The Russian Empire, the Kingdom of Poland, the Court, the Judicial system, judicial and legal policy, the first half of the XIX century, Alexander I, Nicholas I, the Constitution of the Kingdom of Poland of 1815, the Manifesto of 1832

For citation: Golshev I.A. Features of the Implementation of the Judicial and Legal Policy of the Russian Empire on the Territory of the Kingdom of Poland in the First Half of the XIX Century= Eurasian advocacy. 2024;6(71):19. (In Russ.). https://doi.org/10.52068/2304-9839_2024_71_6_19

Российская империя начала XIX века находилась на пороге серьезных преобразований. С одной стороны, оказывали влияние внутренние реформы, проводимые императором Александром I, а с другой - активная внешнеполитическая деятельность.

Участие России в формировании третьей антифранцузской коалиции 1805 года постепенно перешло в 1807 году в заключение франко-русского союза. Параллельно Россия вела войны со Швецией (1808-1809) и Турцией (1806-1812), а также войну в Персии (1804-1813). На фоне этих событий в июне 1812 года Франция под предводительством Наполеона начинает вторжение в Российскую империю, положив начало войне между государствами.

По результатам войны 1812 года армия Наполеона была практически полностью уничтожена, и в начале 1813 года российские войска освободили территорию Польши. В 1814-1815 гг. состоялась общеевропейская конференция, по результатам которой были определены новые границы государств Европы, а часть польских земель вошла в состав Российской империи, обозначив необходимость управления ими. Как подчеркивает Е.П. Пустовая, «на повестке дня после Венского конгресса был вопрос о правовой форме и механизме включения Царства Польского в состав Российской империи» [1, с. 20].

К моменту вхождения в состав Российской империи судебно-правовая система Царства опиралась на законодательство герцогства Варшавского [11]. В связи с этим требовались ее преобразования. Так, в мае 1815 года Александр I издал манифест, регламентировавший договорную базу межгосударственных взаимоотношений, а в июне 1815 даровал полякам конституционный устав (хартию) Царства Польского, обозначив определенную самостоятельность Царства в вопросах внутренней политики и формирования судебной системы. Как отмечает А.В. Ващенко, хартией были установлены «основные принципы функ-

ционирования судебной системы и ее звенья» [2, с. 69], при этом выделялся факт автономности судебно-правовой политики, свидетельствующий о широкой самостоятельности, предоставленной Царству Александром I [2, с. 69].

Конституционный устав состоял из 165 статей, объединенных в 7 разделов (титулов), и, в целом, носил либеральный по отношению к коренному населению присоединенных территорий характер. Либеральность документа прослеживалась в его формулировках. Так, например, документ закреплял необходимость использования польского языка в государственных, судебных и военных делах (ст. 28) [12], а также предоставлял исключительное право полякам занимать государственные гражданские и военные должности (ст. 29) [12]. Нормами хартии вводились требования к иностранцам, претендующим на государственные должности, касающиеся наличия имущества, ценза оседлости в сочетании с безупречным поведением (ст. 33) [12].

Основные принципы функционирования судебной власти были установлены в титуле 5 «О судебной власти». Так, документ гарантировал конституционную независимость судебной власти (ст. 138) [12], при этом понятие «независимости» трактовалось как свобода судьи при выражении своего мнения, минуя влияние власти высшей (ст. 139) [12]. Судьи, назначаемые царем, были несменяемы пожизненно, а выборные сохраняли полномочия на весь срок службы (ст. 141) [12]. Последней инстанцией являлся высший суд в Варшаве, в подсудность которого входили гражданские и уголовные дела, за исключением дел о государственных преступлениях (ст. 151) [12]. Таким образом, полякам был гарантирован правовой механизм, учитывающий их национальные интересы.

Можно подчеркнуть, что такой подход в целом совпадал с общей политикой руководства России, продиктованной необходимостью создания на территории присоединённых польских

земель приемлемой для всех формы правления. Так, например, как отмечает Е.П. Змерзлая, «активное участие поляков в войне 1812 г. на стороне Наполеона, как и влиятельное польское лобби при дворе Александра I, приводили Россию к мысли о необходимости хотя бы декларативного воссоздания на части польских земель какого-либо образца национальной государственности» [3, с. 321].

Таким образом, направленность документа на юридическую самостоятельность Царства дополнительно усиливалась особенностью применения закрепленных в нем норм, что приводило, в значительной степени, к декларативности порождаемых правовых механизмов. Как, например, отмечают В.Ю. Панченко и С.А. Лисицкая, не все принимаемые формально нормы, приведенные к разряду обязательных для реализации в обществе, могут быть отнесены к категории «живого» права, а только часть, нашедшая применение в социальной практике [4, с. 368].

По всей видимости, при подготовке основного закона Царства Александр I руководствовался несколько либеральными подходами, поскольку видел в этом основную идею, способствующую сближению народов и прекращению вражды. При этом, как показал исторический опыт, эта идея не нашла отклика в русском и польском обществах [5, с. 310], поскольку дарованный императором вариант либеральных правовых норм по-видимому не был принят польским обществом в формате «живого» права.

Так, например, во время Сейма 1820 года предложенный императором проект уголовно-процессуального кодекса [6, с. 446] был отвергнут большинством голосов, сформировав ощущение двойственности подходов к интерпретации поляками существующего права.

В целом, поскольку управление в Царстве де факто было отдано местному населению, сложившаяся в сфере судебно-правовой системы ситуация способствовала формированию протестных движений. Так, например, в 1821 году Валериан Лукасиньский организовывает Патриотическое общество, целью которого служило стремление к независимости Польши. Несмотря на то, что уже в 1822 году его арестовали, а в 1824 осудили, возникла необходимость осуществления дополнительного контроля, в том числе, за деятельностью общественных движений на присоединенных территориях.

Следует отметить, что еще накануне Отечественной войны 1812 года в связи с обострением международной обстановки происходила активи-

зация представителей иностранных организаций на территории России [7, с. 18]. Особенной канцелярией при Министерстве полиции (1811-1819), а позднее Особенной канцелярией Министерства внутренних дел (1819-1826) осуществлялся контроль над иностранцами, прибывающими в Российскую империю. Это, например, следует из дела, начатого в сентябре 1816 года, «О наблюдении за французами гр. Беллевалем и Жермоном, прибывшими на территорию Российской империи через Царство Польское» [14]. В нем приложен документ на имя управляющего Министерством полиции С.К. Вязьмитинова, в котором говорится, что иностранцы, прибывающие на территорию России, использует для этого незаконные способы: «Долгомъ поставляю сообщить Вашему Высокопревосходительству выписку изъ депеши нашего Генерального въ Яссахъ Консула Г. Действительного Статскаго Совътника Пини касательно непозволительныхъ меръ, употребля-емыхъ разными иностранцами для проъзда въ Росаю, безъ установленныхъ паспортовъ и такжъ о двухъ французских уроженцевъ кои, по его мнешю, заслуживаютъ особого замечашя» [14].

Можно подчеркнуть, что иностранцы принимали активное участие в деятельности, направленной на формирование протестных движений. Например, об этом свидетельствует дело Особенной канцелярии Министерства внутренних дел о высылке в Пермскую губернию французского подданного Барона Францишка-Пьера, осужденного военным судом за участие в волнениях студентов [15].

К делу, начатому 5 мая 1824 года, «О высылке в Пермскую губ. французского подданного Барона Францишка-Пьера, осужденного военным судом за участие в волнениях студентов, и наблюдении за ним в ссылке» приложен документ на имя управляющего Министерством внутренних дел Российской империи В.С. Ланского «об отправлении в Пермь под надзор полиции французского уроженца Францишка-Пьера Барона» [15], в котором указано, что «.. .Баронъ есть изъ фран-цузскихъ военно-пленных и на основанш Высо-чайшаго о военно-пленных 10 Ноября 1813 года постановлешя, долженъ имъть пребываше не въ Польскихъ Губершяхъ но во внутренности Россш, то военный Суд и поставлять ае на вид начальства» [15].

В декабре 1825 года в России происходит попытка государственного переворота. Начавшееся после смерти Александра I восстание было решительно подавлено новым императором Николаем I, тем не менее, оказав существенное влияние

на развитие революционного движения в стране в дальнейшем [8, с. 120]. Следствие по делу декабрьского восстания выявило его связи с Патриотическим обществом, для рассмотрения деятельности которого в 1826 году в Варшаве учреждается Следственный Комитет. После окончания расследования в 1827 году Николай I издал постановление о созыве Сеймового суда по делу Патриотического общества. По результатам заседания высшего судебного органа Царства с участников обвинения по статьям в государственной измене были сняты, вынесены сверхмягкие приговоры. Николай I был недоволен таким решением. При этом император не поддался влиянию эмоций и решение суда не сразу, но утвердил.

Параллельно в Царстве продолжает нарастать волна народных протестов, и в ноябре 1830 года вспыхивает восстание, за которым следует разрыв отношений с Российской империей. В 1831 году Сейм принимает юридически ничтожный для России документ, одним из пунктов которого являлась «детронизация» российского императора. С целью защиты коренного населения Польши от мятежников Николай I вводит войска, и к октябрю 1831 года после подавления мятежа Польша лишается самостоятельности в решении большинства вопросов и становится одной из провинций Российской империи.

Тогда же происходят значительные изменения в польском законодательстве. В частности, отменяется «либеральная» конституция Польши, действовавшая с 1815 года. Вводится Органический статут - манифест российского императора Николая I «О новом порядке управления и образования Царства Польского». Данный документ, который, как, например, подчеркивает Н.А. Су-гако, «значительно ограничивал автономию края» [9, с. 278], также практически ликвидировал существовавшие элементы польской государственности. Был упразднен Сейм, действовавший во время конституции 1815 года.

В Госсовете Российской империи был сформирован департамент по делам Царства Польского для целей формирования политики в отношении данного региона после прекращения его автономии, который просуществовал до начала периода великих реформ 1862 года. Р.В. Кулянов и К.П. Ершов в работе, посвященной изучению деятельности государственного совета Российской империи, подчеркивают, что в задачи департамента входило рассмотрение вопросов внешней политики в Царстве Польском, где требовался особый подход во взаимодействии с местным населением в связи с напряженной социальной об-

становкой [10, с. 145]. Совет управления действовал от имени царя.

Акт конституционного характера 1832 года состоял из пяти частей, включающих 69 статей. В первой статье подчеркивалось, «что Царство Польское, присоединенное навсегда к Державе Российской, есть нераздельная оной часть» [13, с. 88]. При этом, рассматривая документ в целом, можно сделать вывод, что даже существенно доработанные правовые нормы манифеста, направленные, в том числе, на ограничения автономии, учитывали положения и особенности территории региона. Так, в документе говорилось, что «...Оно будетъ имъть особое, сообразное съ мъстными потребностями его управлеше, свои также осо-бенныя Уложешя: Гражданское и Уголовное..», и «всъ доселъ существовавшiя въ городахъ и въ сельскихъ обществахъ, дарованныя имъ мъстныя права и установлены остаются на прежнемъ основанш и въ прежней силъ» [13, с. 84].

В то же время манифест внес существенные изменения в судебную систему Царства. Документ изменил подход к назначению судей и определению длительности их полномочий. Например, назначаемые судьи более не являлись несменяемыми пожизненно (ст. 57) [13], а пребывали в своем звании временно «до увольнешя по усмотръшю Нашему, отръшешя по суду, или же опръделешя къ другой должности» [13, с. 89]. В манифесте отдельно не выделялись положения о конституционной независимости судей. Таким образом, с учетом изменения общих механизмов формально суд перестал быть полностью независим.

Положениями манифеста упразднялась польская армия (ст. 20) как отдельное от русской армии воинское формирование. Также документ практически исключал приоритет представителей местного населения относительно подданных Российской империи (ст. 21), подчеркивая, что, например, в случае если подданные Российской империи приобрели или приобретут в Царстве недвижимость в собственность, «.. .будуть по сему пользоваться всъеми правами корренныхъ жителей» [13, с. 86].

Таким образом, изменения законодательства Царства, действовавшего на момент присоединения, на первом этапе были отражены в конституционной хартии Царства Польского 1815 года, носившей либеральный характер, что привело к некоторым проблемам в реализации судебно-правовой политики Российской империи на территории присоединенных земель и в итоге к мятежу 1830 года. Эти события послужили при-

чиной существенного пересмотра законодательства в манифесте 1832 года, положения которого значительно ограничили признаки как самостоятельности судебной системы Царства, так и независимости от Российской империи в принятии внешнеполитических решений.

В целом, несмотря на то, что процесс интеграции правовой системы Царства в систему Российского права фактически завершился только во второй половине XIX века, необходимые изменения законодательства со стороны руководства Российской империи оказались достаточными и своевременными как для стабилизации общественно-политической ситуации на присоединённой территории, так и для реализации судебно-правовой политики.

Список источников

1. Пустовая Е.П. Важные вехи на пути становления российского конституционализма: дарование конституционной хартии Царству Польскому // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013. № 1(68). С. 20-24.

2. Ващенко А.В. Судебная система Царства Польского в конституционный период (1815-1831) // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2015. № 2. С. 68-75.

3. Змерзлая Е.П. Создание судебных систем «вольного города Кракова» и «царства Польского» в 1815 г. // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия: Юридические науки. 2012. Т. 25. № 2(64). С. 321-326.

4. Панченко В.Ю., Лисицкая С.А. О единстве функций понятия права в юридической и исторической науках // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2024. № 2(66). С. 367-372.

5. Филатова Н.М. Светская жизнь как форма национального сопротивления (из истории протестного поведения поляков в конституционном Царстве Польском) // Центральноевропейские исследования. 2022. № 5(14). С. 310-344.

6. Азова А.М. Международный контекст и польская политика Александра I // Столыпинский вестник. 2020. Т. 2. № 2. С. 39.

7. Тихонова А.В. Ужесточение надзора за иностранцами в Российской империи с началом Отечественной войны 1812 года // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4(32). С. 18-25.

8. Бабенко В.Н. История государства и права России (IX - начало XX в.): Учеб. пособ. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2010.

9. Сугако Н.А. Основные направления политики российского правительства в польских землях в 18101880-х гг. // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. 2016. № 16-1. С. 276-283.

10. Кулянов Р.В., Ершов К.П. К истории Государственного совета Российской империи (1810-1917 гг.) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2013. № 3. С. 141-147.

11. Кодан С.В., Февралёв С.А. Местное право Царства Польского: формирование, источники, трансформации (1813-1917 гг.) // Социодинамика. 2013. № 3. С. 246-293 [Электронный ресурс]. URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=468.

12. Charte constitutionnelle du royaume de Pologne [Электронный ресурс]. URL: https://mjp.univ-perp.fr/constit/pl1813.htm#2.

13. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. СПб.: Тип. 2-го Отд-ния Собств. ее импе-рат. величества канцелярии, 1830-1883 [Электронный ресурс]. URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/273-t-7-1832-ot-3033-3876-1833#mode/inspect/page/88/zoom/6.

14. Государственный архив Российской Федерации. Фонд 1163. ОСОБЕННАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. 1811-1826. Опись 2. Документы о борьбе со шпионажем и др. Дело 143. Дело о наблюдении за французами гр. Беллевалем и Жер-моном, прибывшими в Россию через Царство Польское без паспортов [ГАРФ, ф. 1163, оп. 2, ед. хран. 143, д. № 36-1816].

13. Государственный архив Российской Федерации. Фонд 1163. ОСОБЕННАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. 1811-1826. Опись 2. Документы о борьбе со шпионажем и др. Дело 143. Дело о высылке в Пермскую губ. французского подданного Барона Францишка-Пьера, осужденного военным судом за участие в волнениях студентов, и наблюдении за ним в ссылке [ГАРФ, ф. 1163, оп. 2, ед. хран. 143, д. № 14-1824].

References

1. Pustovaya E.P. Vazhny"e vexi na puti stanovleniya rossijskogo konstitucionalizma: darovanie konstitucionnoj xartii Czarstvu PoFskomu // Gumanitarny"e i sodaTno-e"konomicheskie nauki. 2013. № 1(68). S. 20-24.

2. Vashhenko A.V. Sudebnaya sistema Czarstva PoF-skogo v konstitudonny"j period (1813-1831) // Vestnik Mos-kovskogo universiteta. Seriya 11: Pravo. 2013. № 2. S. 68-73.

3. Zmerzlaya E.P. Sozdanie sudebny"x sistem «voFnogo goroda Krakova» i «czarstva PoFskogo» v 1813 g. // Ucheny"e zapiski Tavricheskogo nadonaFnogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Seriya: Yuridicheskie nauki. 2012. T. 23. № 2(64). S. 321-326.

4. Panchenko V.Yu., Lisiczkaya S.A. O edinstve funkcij ponyatiya prava v yuridicheskoj i istoricheskoj naukax // Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. 2024. № 2(66). S. 367-372.

3. Filatova N.M. Svetskaya zhizn" kak forma nacionaFnogo soprotivleniya (iz istorii protestnogo pove-deniya polyakov v konstitucionnom Czarstve PoFskom) // CentraFnoevropejskie issledovaniya. 2022. № 3(14). S. 310-344.

6. Azova A.M. Mezhdunarodny"j kontekst i poFskaya politika Aleksandra I // Stoly"pinskij vestnik. 2020. T. 2. № 2. S. 39.

7. Tixonova A.V. Uzhestochenie nadzora za inostranc-zami v Rossijskoj imperii s nachalom Otechestvennoj voj-ny" 1812 goda // Ucheny'e zapiski. E'lektronny'j nauchny'j zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 4(32). S. 18-25.

8. Babenko V.N. Istoriya gosudarstva i prava Rossii (IX - nachalo XX v.): Ucheb. posob. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Institut nauchnoj informadi po obshhestvenny'm nau-kam RAN, 2010.

9. Sugako N.A. Osnovny'e napravleniya politiki rossi-jskogo pravitel'stva v pol'skix zemlyax v 1810-1880-x gg. // Nauchny'e trudy" Respublikanskogo instituta vy'sshej shkoly". Istoricheskie i psixologo-pedagogicheskie nauki. 2016. № 16-1. S. 276-283.

10. Kulyanov R.V., Ershov K.P. K istorii Gosudarstvennogo soveta Rossijskoj imperii (1810-1917 gg.) // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Istoriya i politicheskie nauki. 2015. № 3. S. 141-147.

11. Kodan S.V., Fevralyov S.A. Mestnoe pravo Czarst-va PoFskogo: formirovanie, istochniki, transformacii (1815-1917 gg.) // Sociodinamika. 2013. № 3. S. 246295 [E~lektronny~j resurs]. URL: https://nbpublish.com/ library_read_article.php?id=468.

12. Charte constitutionnelle du royaume de Pologne [E~lektronny~j resurs]. URL: https://mjp.univ-perp. fr/constit/pl1815.htm#2.

13. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobra-nie 2-e. SPb.: Tip. 2-go Otd-niya Sobstv. ee imperat. veli-

chestva kancelyarii, 1830-1885 [E4ektronny>j resurs]. URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/275-t-7-1832-ot-5053-5876-1833#mode/inspect/page/88/zoom/6.

14. Gosudarstvenny"j arxiv Rossijskoj Federacii. Fond 1165. OSOBENNAYa KANCELYaRIYa MINISTERSTVA VNUTRENNIX DEL. 1811-1826. Opis" 2. Dokumenty" o bor"be so shpionazhem i dr. Delo 145. Delo o nablyudenii za franczuzami gr. Bellevalem i Zhermonom, pribyVshimi v Rossiyu cherez Czarstvo PoFskoe bez pasportov [GARF, f. 1165, op. 2, ed. xran. 145, d. № 36-1816].

15. Gosudarstvenny"j arxiv Rossijskoj Federacii. Fond 1165. OSOBENNAYa KANCELYaRIYa MINISTERSTVA VNUTRENNIX DEL. 1811-1826. Opis" 2. Dokumenty" o bor"be so shpionazhem i dr. Delo 143. Delo o vy"sy"lke v Permskuyu gub. franczuzskogo poddannogo Barona Frandshka-P"era, osuzhdennogo voenny"m sudom za uchastie v volneniyax studentov, i nablyudenii za nim v ssy'lke [GARF, f. 1165, op. 2, ed. xran. 143, d. № 14-1824].

Статья поступила в редакцию 27.11.2024; одобрена после рецензирования 02.12.2024; принята к публикации 02.12.2024.

The article was submitted 27.11.2024; approved after reviewing 02.12.2024; accepted for publication 02.12.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.