ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Демидова С. Ю., Саитова Н. А. Особенности реализации программы дополнительного образования по иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V8. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186072. htm.
ART 186072 DOI 10.24422/MCITO.2018.V8.15633 УДК 372.881.111.1
Демидова Светлана Юрьевна,
старший преподаватель кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина», г. Омск sveta 19 [email protected]
Саитова Наталья Алексеевна,
старший преподаватель кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина», г. Омск lachance@inbox. т
Особенности реализации программы дополнительного образования
по иностранному языку
Аннотация. Статья посвящена вопросам изучения иностранного языка обучающимися младшего школьного возраста в системе дополнительного образования. В данной работе рассматривается краткое описание программы «Разговорный английский для младших школьников», цели и задачи. Автор описывает условия реализации программы, основные трудности.
Ключевые слова: программа дополнительного образования, курсы английского языка, аудирование, фонетика, чтение, грамматика, говорение. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.
Изучение иностранного языка - это один из самых важных составляющих моментов современного, делового и успешного человека. Владение иностранным языком расширяет кругозор личности, открывает новые возможности узнать культуру и обычаи другого народа, а также позволяет стать более общительным, умным и образованным. Изучение иностранного языка - один из способов развития познавательных процессов: мышления, памяти, внимания, речи. Все эти процессы, определяющие интеллектуальные возможности человека, развиваются и тренируются при восприятии и усвоении нового материала. Укрепление международных связей России с другими странами, развитие экономических отношений, рост возможностей путешествовать и пользоваться интернет-ресурсами повышают интерес к совершенному владению иностранным языком.
Иностранный язык - это довольно новый предмет в системе начального образования в российских школах. Поэтому эффективность обучения иностранным языкам возникает уже на раннем этапе обучения в школе. В свете современных тенденций развития и реформирования российского образования обновляются цели, задачи и содержание обучения иностранным языкам в школе. Для достижения целей разрабатываются новые учебники и пособия, активно используется наглядный материал, стишки, диалоги и песни. Широкую популярность приобретают интерактивные методы обучения: игры, видеоролики, электронные презентации [1].
Одним из самых распространенных и популярных иностранных языков в Российской Федерации является английский язык, интерес к изучению которого в настоящее время возрастает. Практическая польза от знания английского языка очевидна: возможность читать литературу и смотреть фильмы в оригинале, общаться с разными интересными людьми, путешествовать и знакомиться с культурой разных стран. У большинства учащихся начального этапа обучения изначально присутствует высокая мотивация к изучению английского языка. Они с большим интересом и желанием изучают новые слова, хотят научиться читать, понимать английский язык и говорить на
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Демидова С. Ю., Саитова Н. А. Особенности реализации программы дополнительного образования по иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V8. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186072. htm.
нем. Младшие школьники более эмоциональны и раскованы в общении. Начальное обучение призвано помочь реализовать способности каждого ребенка и создать условия для его индивидуального развития.
Но в процессе обучения не все школьники способны усвоить программу на одинаковом уровне. На практике выявляются противоречия между требованиями программы общеобразовательных школ и способностями учащихся соответствовать этим требованиям, ведь у младших школьников разные познавательные способности, психологическая подготовка, мотивация, степень усидчивости, характер и темперамент. По этой причине у учащихся возникает потребность в дополнительном образовании, содержание которого выходит за пределы школьной программы. Дополнительное образование призвано помочь реализовать способности каждого ребенка и создать условия для их индивидуального развития, а также сформировать у обучающихся речевую, языковую и социокультурную компетенции [2]. Также индивидуальные дополнительные занятия должны помочь ликвидировать имеющиеся трудности и пробелы школьного курса обучения.
На базе Омского государственного аграрного университета были организованы дополнительные образовательные курсы обучения английскому языку для школьников младших классов. Программа курсов составлена на основе требований федеральных государственных стандартов второго поколения, построена на базе требований общеобразовательных учреждений, а также дополнена с учетом пожеланий родителей обучающихся, главной проблемой которых является слабый навык чтения у школьников. В результате некоторые ребята пришли на курсы с отсутствием элементарных знаний английского алфавита и умения читать простые слова и фразы. Программа курсов предлагает изучение дополнительного материала, который позволяет лучше усвоить школьный курс обучения.
Программа «Разговорный английский для младших школьников» рассчитана на слушателей младших классов 7-9 лет средних общеобразовательных школ. Группа состоит из 10 человек. На изучение программы отводится 30 часов: практический курс - 28 часов, собеседование - два часа. Занятия проходят два раза в неделю по одному часу в течение четырех месяцев. Курсы проходят в комфортабельных условиях - в современном здании библиотеки университета в коворкинг-центре. Центр оснащен современным оборудованием: компьютером и проектором. В качестве доски служит белая стена, на которой ребята могут писать и рисовать. Так как младшие школьники очень активны, подвижны и трудно удерживают внимание, для них в классной комнате есть баблы (ЬыЫев). На них учащиеся могут работать в расслабленном режиме и отдыхать физически. Парты поставлены квадратом, что позволяет школьникам хорошо видеть друг друга и взаимодействовать с окружающими при выполнении различных заданий, а также развивать коммуникативные способности - общаться и вести диалог. Всё это делает занятия более эффективными, а также помогает усилить мотивацию к познанию и творчеству. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Доминирующей функцией данной программы является подготовка младших школьников к освоению общего курса английского языка, приобретение основных навыков владения английским языком: умение слушать и понимать английскую речь (аудирование), умение выражать свои мысли (говорение), развитие навыков чтения и письма [3].
Основная задача в области аудирования - выработать языковые компетенции восприятия и понимания речи на слух в соответствии с уровнем подготовки. Научиться правильно понимать носителя языка, учителя и собеседника становится
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Демидова С. Ю., Саитова Н. А. Особенности реализации программы дополнительного образования по иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V8. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186072. htm.
очень важным элементом языковой практики. Также ученик должен правильно реагировать и произносить слова. В английском языке существуют фонетические тонкости, а неправильное произношение может исказить значение слова. Фонетические разминки и тематическое заучивание лексики представляют залог успешного взаимопонимания. С целью устранения трудностей и искажений в произношении английских слов каждое занятие необходимо начинать с тренировочных упражнений на развитие способности красиво и правильно произносить английские звуки и слова. Для достижения данной цели были подобраны аудиозаписи и видеоролики, песни и стишки, которые соответствуют возрастному уровню слушателей.
Чтение является одним из самых трудных аспектов английского языка. Современные учебники мало уделяют внимания обучению и развитию навыков чтения, а именно английское чтение требует больших усилий, терпения и многократного монотонного повторения упражнений. Школьный урок не имеет таких возможностей из-за отсутствия учебного времени. Научить слушателей основным правилам чтения гласных и согласных букв и буквосочетаний, сформировать у них навыки беглого и правильного чтения - важная и очень кропотливая задача на протяжении всего курса. Приходилось подбирать и корректировать материал на каждое занятие с учетом трудностей и ошибок, совершенных школьниками на текущем занятии.
Задача программы в области говорения - научить слушателей вести беседы в стандартных ситуациях, а также выражать свою мысль, используя речевые клише с применением новой лексики и знанием основ грамматики. Необходимо учиться говорить на английском языке и не бояться делать ошибки, которые устраняются по мере отработки грамматического материала. Для усвоения элементарных грамматических структур были составлены разнообразные коммуникативные упражнения и сюжетно-ролевые игры. При заучивании глаголов очень эффективными являются подвижные игры и проведение зарядки.
Развитие элементарных навыков письма реализуется через выполнение письменных заданий, которые должны быть простыми, интересными и разнообразными. Все письменные упражнения обязательно сопровождаются пояснением и образцами выполнения. Для проверки правильного написания новой лексики очень эффективны кроссворды и ребусы.
Содержание курса включает практическое изучение семи тем: Приятно с вами познакомиться. Мир вокруг нас. В другой стране. В городе. Моя семья. Интересы, свободное время. Наше время [4].
Тема 1. Приятно с вами познакомиться
Основная задача темы - выработать у обучающихся навыки правильного произношения английских звуков и дать необходимый лексический минимум; обучить правилам чтения гласных и согласных букв и буквосочетаний; ознакомить с названиями профессий, личных принадлежностей; учить вести счет (1-20).
Тема 2. Мир вокруг нас
Необходимо обучить слушателей употреблению глагола-связки 'Чо Ье" в разных типах предложений; ознакомить с личными и притяжательными местоимениями, названиями стран и национальностей; учить учащихся задавать вопросы и отвечать на них (вести диалог-расспрос).
Тема 3. В другой стране
Задача - ознакомить слушателей с названиями местности, еды и напитков; обучить слушателей употреблять существительные во множественном числе и составлять словосочетания для описания местности; научить правильно составлять диалоги на бытовую тему «В кафе».
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Демидова С. Ю., Саитова Н. А. Особенности реализации программы дополнительного образования по иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V8. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186072. htm.
Тема 4. В городе
На данном этапе необходимо научить слушателей использовать оборот "there is/are" для описания местонахождения зданий в городе и предметов в доме; изучить прилагательные; учить составлять словосочетания и выражать свои эмоции и мнение; ознакомить слушателей с предлогами места и неопределенными местоимениями.
Тема 5. Моя семья
Данная тема предлагает учить слушателей правильно называть членов семьи, части тела и составлять предложения с использованием глагола "have got"; вести диалог-расспрос о наличии родственников и домашних питомцев; сформировать навыки монологического высказывания о возможностях питомцев с использованием модальных глаголов.
Тема 6. Интересы, свободное время
Необходимо ознакомить слушателей с настоящим простым временем и с особенностями использования в речи 3-го лица единственного числа; учить слушателей выражать отношение к предметам и людям, а также описывать свой рабочий день; введение названий дней недели, месяцев, сезонов и предлогов времени.
Тема 7. Наше время
Задача модуля - представить обучающимся употребление настоящего продолженного времени; учить описывать картинки, текущие события, досуг родных и друзей; учить выражать свои чувства и желания.
В результате прохождения программы слушатель должен приобрести следующие предметные знания, умения и навыки:
1) знать английский алфавит и основные правила чтения;
2) самостоятельно читать и понимать небольшие тексты;
3) владеть тематическим лексическим минимумом (уметь называть животных, игрушки, предметы мебели и одежды, названия цветов, видов комнат, частей тела, основных продуктов питания);
4) выражать свое мнение, чувства и эмоции через речевые клише, соответствующие бытовому стилю;
5) уметь вести короткие диалоги на предложенную тему;
6) владеть необходимым грамматическим материалом: The Present Indefinite Tense (настоящее простое время), The Present Continuous Tense (настоящее продолженное время), оборот there is/are;
7) использовать в речи глаголы have, be, want, can, like (иметь, быть, хотеть, уметь, нравиться) в утвердительной и отрицательной формах;
8) уметь пользоваться раздаточным материалом и двуязычным словарем;
9) уметь реагировать на просьбы и приказы.
На каждом занятии осуществляется проверка знаний в виде устных опросов в игровой форме, что вызывает положительные эмоции у обучающихся. С целью проверки качества усвоения материала на занятиях также проводятся тестовые задания и небольшие самостоятельные работы. На заключительном уроке слушателям предлагается итоговое собеседование. Ребята разыгрывают речевые ситуации на пройденные темы, используя занимательные ролевые игры и видеоматериал. За усердие, трудолюбие и прогресс в освоении английского языка школьникам вручают сертификаты слушателей программы.
Ссылки на источники
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с. - (Стандарты второго поколения).
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Демидова С. Ю., Саитова Н. А. Особенности реализации программы дополнительного образования по иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V8. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2018/186072. htm.
2. Бим И. Л., Биболетова М. З. и др. Примерные программы по иностранным языкам. Английский язык. Начальное общее образование. - М.: Астрель АСТ, 2011. - 192 с.
3. Там же.
4. Robinson A., Saxby K. Fun for Starters = Робинсон А., Саксбай К. Забава для начинающих. - Cambridge University Press, 2015. - 114 p.
Svetlana Demidova,
Senior Lecturer, Foreign Languages Chair, Omsk State Agricultural University named after P. A. Stolypin, Omsk sveta 19 [email protected] Natalia Saitova,
Senior Lecturer, Foreign Languages Chair, Omsk State Agricultural University named after P. A. Stolypin, Omsk [email protected]
Features of the implementation of the additional education program in foreign language Abstract. The article is devoted to the issues of studying a foreign language by students of primary school age in the system of additional education. This paper gives a brief description of the program "Spoken English for Junior Students", discusses its goals and objectives. The author describes the conditions for implementing the program and the main difficulties.
Key words: additional education program, English language courses, listening, phonetics, reading, grammar,
speaking.
References
1. Grigor'ev, D. V. & Stepanov, P. V. (2011). Vneurochnaya deyatel'nost' shkol'nikov. Metodicheskij konstruktor: posobie dlya uchitelya, Prosveshchenie, Moscow, 223 p. (Standarty vtorogo pokoleniya) (in Russian).
2. Bim, I. L. & Biboletova, M. Z. et al. (2011). Primernye programmy po inostrannym yazykam. Anglijskij yazyk. Nachal'noe obshchee obrazovanie, Astrel' AST, Moscow, 192 p. (in Russian).
3. Ibid.
4. Robinson, A. & Saxby, K. (2015). Fun for Starters, Cambridge University Press, 114 p. (in English).
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 30.05.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.06.18
Принята к публикации Accepted for publication 20.06.18 Опубликована Published 31.08.18
www.e-koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Демидова С. Ю., Саитова Н. А., 2018
9772304120180