Особенности реализации открытых инновационных технологий в системе высшего профессионального образования
Т. В. Максиянова,
к. э. н., доцент, факультет экономики и финансов, кафедра мировой и национальной экономики, ФГОУ ВПО «Северо-Западная академия государственной службы»
e-mail: [email protected], [email protected]
В статье проводится анализ особенностей внедрения открытых инновационных технологий в систему высшего профессионального образования и разработки на этой основе университета инновационного типа, активно применяющего современные достижения в области информационных технологий, в частности Интернет-технологий в организации учебного процесса.
В качестве примера представлена методика обучения студентов с применением Интернет-технологий на основе информационнообразовательной сети «SPIDER», применяемая в настоящее время в процессе обучения студентов кафедры мировой и национальной экономики ФГОУ ВПО «Северо-Западная академия государственной службы».
Ключевые слова: открытые инновационные технологии в образовании, Интернет-технологии, информационно-образовательная сеть «SPIDER», обучающие веб-сайты.
Система образования имеет сложную иерархическую структуру, ключевым сегментом которой выступает высшее профессиональное образование. Переход на инновационный путь развития отечественной экономики обеспечивают «кадры нового времени», подготовку которых осуществляет высшая школа, что обусловливает необходимость модернизации самой высшей школы, внедрения инновационных образовательных технологий в организацию учебного процесса.
В настоящее время наблюдается определенный разрыв между потребностями реальной экономики, сложившейся структурой специальностей в системе высшего профессионального образования и применяемыми технологиями подготовки специалистов. В этой связи система образования в России требует прогрессивной модернизации, для чего нужны совместные усилия государства и общества в целях внедрения инновационных технологий в организацию системы обучения и непосредственно в учебный процесс. Модернизация неизбежно затрагивает все стороны системы высшего профессионального образования: информационную базу, технологии обучения, человеческий капитал, институциональные основы и организационную структуру, что предполагает выработку и обоснование, в первую очередь, инновационных подходов к организации учебного процесса.
Конкурентоспособность вуза в настоящее время во многом определяется его способностью оказывать
современные образовательные услуги, реализация которых связана с внедрением инноваций в образовательный процесс.
При осуществлении инновационной деятельности образовательные учреждения сталкиваются с рядом проблем, в частности с недостаточным развитием финансовой и материально-технической базы инновационной деятельности. В связи с данными обстоятельствами, важное значение приобретает развитие личного кадрового потенциала учебного заведения (молодых преподавателей, исследователей, аспирантов, студентов), понимающего специфику деятельности организации и перспективы внедрения новых образовательных технологий.
Важной стратегической задачей образовательного учреждения является формирование университета инновационного типа, способного активно разрабатывать и реализовывать новые технологии обучения, в частности, основанные на Интернет-технологиях, активное внедрение которых в образовательный процесс становится важным фактором создания открытой системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу модернизации классической системы образования.
Применение компьютеров в образовательном процессе привело к появлению нового поколения информационных (новых) образовательных технологий, позволяющих существенно повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия,
ИННОВАЦИИ № 7 (141), 2010
ИННОВАЦИИ № 7 (141), 2010
более эффективно организовать систему взаимодействия между преподавателем и студентом.
С появлением новых образовательных форм и педагогических технологий, обусловленных проникновением в сферу высшего образования информационных и, в частности, Интернет-технологий, являющихся технической основой дистанционной научно-образовательной деятельности, происходит постепенное формирование, развитие и становление системы открытого образования на современном этапе развития информационной (новой) экономики.
Международный опыт показывает, что высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, выступают основой социальноэкономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к получению, обработке и распространению информации выступает одной из важнейших задач формирования экономики, основанной на знаниях.
Интернет-технологии являются наиболее универсальной и перспективной в настоящее время технологией обучения, обеспечивающей доступ к информации как учащихся, так и преподавателей на любом уровне (внутривузовском, национальном и мировом), что подтверждается исследованиями стремительно растущей Интернет-аудитории в России и в мире в целом. В настоящее время глубина проникновения сети Интернет в мире составляет порядка 24,7% [2].
Россия в настоящее время занимает девятое место в мире по численности Интернет-пользователей, что составляет 38 млн чел. или 2,28% мировой Интернет-аудитории в 2009 г. [2]. По данному показателю Россия обгоняет Южную Корею на 524200 чел., но отстает от Франции, занимающей восьмое место в мире, на 4 млн чел. Среди 25 крупнейших стран мира по глубине проникновения сети Интернет на территорию страны Россия занимает 18-е место (27,13%), находясь рядом с Бразилией (17-е место, 33,97%) и Китаем (19-е место, 25,25%). Россия занимает четвертое место в Европе по численности Интернет-пользователей (38 млн чел.), отставая от Франции на 4 млн Интернет-пользователей, от Великобритании — на 10,8 млн пользователей, от Германии — на 17,2 млн.
В настоящее время практически каждая страна Европы имеет учебные заведения, занимающиеся реализацией программ открытого обучения, основанных на применении Интернет-технологий, методики которых отработаны на высоком уровне. Рынок систем и методик применения открытых инновационных технологий в учебном процессе в России в настоящее время только формируется. В связи с данным обстоятельством важное значение приобретает обмен опытом организации и внедрения системы обучения студентов высших учебных заведений с применением новых образовательных технологий, в частности, основанных на активном использовании сети Интернет.
К основным принципам построения данной системы можно отнести универсальность, открытость и гибкость.
1. Универсальность. Данный принцип предполагает,
что система должна рассматриваться не столько
как средство дистанционного обучения, которое
позволяет осваивать учебные дисциплины, находясь далеко от компьютерного центра, но еще и как средство самостоятельного изучения дисциплин студентами любых форм обучения.
Система должна предоставлять возможности использования таких основных технологий и методов обучения, как: обучающее и аттестационное (итоговое) тестирование, электронные учебники, словари и справочники, а также возможность осуществления интерактивного диалога преподавателя учебного курса с обучаемым.
2. Открытость. Сущность принципа заключается в том, что система должна представлять собой открытый инструментарий-оболочку, позволяющий любому преподавателю-автору, не профессионально владеющему компьютерными технологиями, вносить необходимые изменения в учебные материалы, необходимые для изучения учебного курса, используя предоставляемые системой средства в рамках, определяемых системными требованиями.
3. Гибкость. В данном случае предполагается использование стандартных сетевых решений и построение системы на основе универсальной интегрированной базы данных, что позволяет практически неограниченно наращивать, переносить и масштабировать ее.
Примером данной системы обучения, основанной на открытых инновационных технологиях, выступает система обучения студентов кафедры мировой и национальной экономики ФГОУ ВПО «СевероЗападная академия государственной службы», построенная на основе самостоятельно разработанной информационно-образовательной сети (ИОС) «SPIDER». Данная система обучения учитывает представленные выше принципы и позволяет организовать учебный процесс в интересной и динамичной форме, развивая такие важные качества у обучаемых, как: память и творческие способности, а также позволяет заинтересовать обучаемого в дальнейшем самостоятельном изучении отдельных вопросов учебного курса.
Информационно-образовательная сеть (ИОС) «SPIDER» представляет собой многофункциональный модульный комплекс с интегрированными интерактивными элементами, позволяющими организовать проведение учебного занятия в компьютерном классе с применением современных Интернет-технологий [1]. Структура информационно-образовательной сети «SPIDER» представлена на рис. 1.
Данная сеть включает в себя три основных уровня. Первый уровень представлен ядром сети «SPIDER», а именно образовательным порталом кафедры мировой и национальной экономики, расположенным по адресу http://www.szags.su. Второй уровень сети «SPIDER» охватывает такие основные элементы современной системы обучения, как: Интернет-тестирование, Электронная библиотека, Обучающие видеофильмы, Индивидуальные обучающие веб-сайты по учебным курсам. Главной задачей третьего уровня сети «SPIDER» выступает организация интерактивных сообществ студентов, аспирантов и преподавателей учебных дисциплин, что позволяет организовать диалог в онлайновом режиме, обмениваться файлами, обсуждать
Система «чат- ^ Видео-
тьютор» конференции
Рис. 1. Информационно-образовательная сеть «SPIDER»
новости на сайтах специальностей кафедры мировой и национальной экономики. Данный уровень включает в себя такие модули, как интерактивные сообщества, видеоконференции, система «чат-тьютор», веб-сайты специальностей и отдельных учебных групп кафедры мировой и национальной экономики СЗАГС СПб.
Доступ к материалам и модулям второго и третьего уровней имеют авторизованные пользователи с заранее установленными правами доступа к функциональным элементам информационно-образовательной сети «SPIDER».
Таким образом, на основе информационнообразовательной сети «SPIDER» возможно организовать проведение каждого учебного занятия в интересной и динамичной форме с применением современных Интернет-технологий по следующей, примерной, программе, что наглядно представлено на рис. 2.
Таким образом, учебное занятие начинается с общей презентации учебного материала по теме занятия, освещения основных аспектов рассматриваемой темы. В случае необходимости, студенты имеют возможность уточнить термины, рассмотреть диаграммы и схемы, представленные на обучающем веб-сайте учебного предмета, войдя в ИОС «SPIDER» под своим логином и паролем.
В целях более глубокого освещения учебного материала возможен просмотр обучающего видеофильма по теме занятия, который может быть представлен в следующих формах: видеофрагменты конференций и симпозиумов, игровые презентации, документальные фильмы по теме занятия, интервью с известными учеными и государственными деятелями.
В целях закрепления учебного материала по теме лекционного (семинарского) занятия проводится тренировочное Интернет-тестирование. В том, случае, если необходимо проведение промежуточного контроля знаний проводится Аттестационное Интернет-тестирование, при котором как студент, так и преподаватель учебного курса могут просматривать отчеты по пройденным тестам, анализировать уровень усвоения дисциплины.
По окончании занятия подводятся основные итоги, а также преподаватель имеет возможность направить студентов на самостоятельную подготовку по вопросам рассматриваемой темы учебного занятия, представленным на обучающем веб-сайте учебного предмета в рамках ИОС «SPIDER», рассмотренные функциональные
Рис. 2. Методика обучения студентов с применением Интернет-технологий на основе информационно-образовательной сети «SPIDER»
возможности которой предусматривают дальнейшее общение преподавателя (тьютора) со студентами в режиме «Диалог».
Основные конкурентные преимущества, появляющиеся у студентов с внедрением системы обучения на основе информационно-образовательной сети «SPIDER» представлены на рис. 3.
Данная методика обучения с применением современных Интернет-технологий на основе информационнообразовательной сети «SPIDER» учитывает такие важные факторы, как любознательность студентов и стремление к новизне, предлагая динамичную структуру учебного занятия, сочетающую в себе как классические методы обучения, так и инновационные.
Функциональные возможности информационнообразовательной сети «SPIDER» позволяют сделать вывод о том, что она выступает не только важным инструментом учебного процесса, но и является современным средством массовой информации, а дальнейшее его развитие будет способствовать информационной образованности преподавателей, повышению уровня индивидуализации процесса обучения и развитию коммуникативных и творческих способностей студентов.
Таким образом, применение инновационных технологий в учебном процессе, основанных на Интернет-технологиях приводит к значительной экономии средств и времени по сравнению с традиционной формой обучения, получения определенной степени мобильности у преподавателя, благодаря возможности самостоятельно дополнять и редактировать учебный материал на обучающем веб-сайте, дистанционно следить за успеваемостью студентов, анализируя итоги прохождения тренировочного и аттестационного тестов, а также дневник студента.
Однако, несмотря на все достоинства такой методики обучения, можно выделить и ряд сдерживающих факторов ее внедрения в учебный процесс:
1. Отсутствие официально установленных нормативов учета работ подобного вида при расчете учебной нагрузки преподавателя высшего учебного заведения.
2. Необходимость в модернизации учебных аудиторий и организации дополнительных компьютерных классов.
ИННОВАЦИИ № 7 (141), 2010
ИННОВАЦИИ № 7 (141), 2010
Развитие памяти Постоянное наличие на обучающем веб-сайте учебного предмета графиков, таблиц, схем, диаграмм и основных тезисов по учебному курсу
Развитие творческих способностей Креативность положительно влияет на желание получать знания, так как появляется заинтересованность в более глубоком изучении предмета
Чувство уверенности Лаконично представленные «Программа» и «Материалы по изучаемому предмету», а также возможность в любое удобное время проверить свои знания посредством Интернет-тестирования
Чувство свободы и развитие самостоятельности Возможность получать знания не только в строго отведенные учебные часы, но и в домашних условиях
Рис. 3. Конкурентные преимущества, появляющиеся у студентов с внедрением системы обучения на основе информационно-образовательной сети «SPIDER»
3. Низкий уровень компьютерной грамотности у большого круга студентов гуманитарных и социально-экономических специальностей.
4. Необходимость дополнительных расходов на разработку и поддержание информационнообразовательной сети «SPIDER».
5. Организация динамичного обновления информации на сайте, поступающей от преподавателей.
6. Необходимость в специальной подготовке преподавателей к переходу на данную систему обучения. Серьезной проблемой организации Интернет-обучения является некоторое недопонимание преподавателями перспектив внедрения Интернет-технологий в учебный процесс. Именно с этим связаны трудности подбора сетевых преподавателей.
7. В некоторых случаях возникает проблема взаимодействия студента с преподавателем в дистанционном режиме. Выяснилось, что у обучающихся возникают затруднения в стилевой форме обращения к сетевому преподавателю: они не могут четко сформулировать свой вопрос, общаясь в форуме, в чате, в системе «Диалог» в рамках учебного курса. Несмотря на то, что современное поколение достаточно много времени посвящает виртуальному общению друг с другом, навык индивидуального делового общения со взрослым человеком, с учителем развит у них крайне слабо.
Стоит отметить, что сеть Интернет для современного молодого поколения является «естественной средой обитания», неотъемлемой частью их жизни. В связи с данным обстоятельством происходит модификация роли преподавателя высшей школы, которая трансформируется от роли единственного (классического) источника информации и педагогического воздействия к роли проводника в море информации, предоставляемой Сетью, и создателя учебно-ориентированных ситуаций, направленных на развитие творческих способностей.
Вместе с этим происходит и изменение модели поведения обучающегося. Переход к креативной педагогике подразумевает акцент на развитии самостоя-
тельной активности студента, развитии критического мышления и навыков решения реальных проблем науки и бизнеса в целом.
Таким образом, сеть Интернет в понимании обучающегося представляет собой не только способ доставки информационных материалов и методического обеспечения, а также и тот виртуальный мир, который позволяет раскрыть свои способности и таланты, благодаря международному характеру Сети, а также беспристрастности к суждениям, свободы мысли и слова, что позитивно влияет на формирование личности и информационной независимости субъекта и что необходимо учитывать высшим учебным заведениям при выборе открытых инновационных образовательных технологий.
Список использованных источников
1. Т. В. Васильева. Информационно-образовательная сеть «SPIDER»: монография. СПб: Изд-во ИМЦ «НВШ-СПб», 2008.
2. Т. В. Васильева. Информационно-коммуникационные технологии в системе высшего профессионального образования: монография. СПб: Изд-во ИМЦ «НВШ-СПб», 2009.
3. Оценка уровня информатизации общеобразовательных учреждений России (информационно-аналитические материалы)/ Под общей редакцией А. Н. Тихонова. М.: Государственный НИИ информационных технологий и телекоммуникаций «Информика», 2009.
4. comScore: мировая интернет-аудитория достигла 1 млрд пользователей //МедиаРеволюция: новости мира. http://mediarevolution.ru/audience/1806.html.
5. Global Information Technology Report 2008-2009//Word Economic Forum.
http://www.insead.edu/v1/gitr/wef/main/home.cfm.
6. Internet statistics//Internet World Stats. http://www.internetworldstats.com/stats.htm.
7. В двух столицах домашний интернет есть у половины населе-ния//МедиаРеволюция: Аудитория. http://mediarevolution.ru/audience/geography/2127.html.
8. С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун, Г. А. Краснова. Основные принципы и методики использования системы порталов в учебном процессе//Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Система федеральных образовательных порталов. http://www.ict.edu.ru/ft/002363/krasnova.pdf.
9. А. Д. Иванников, М. В. Булгаков, Е. Г. Гридина. Современное состояние и перспективы развития системы федеральных образовательных порталов//Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Система федеральных образовательных порталов. http://www.ict.edu.ru/ft/005511/portal3-01.pdf.
10. Интернет в России. Лето 2009//Фонд общественного мнения — Официальный веб-сайт. http://bd.fom.ru/report/cat/ smi/smi_int/int09_pressr.
11. Развитие человека в информационном обществе: через 30 лет 95% россиян будут пользоваться Интернетом/^иМетрика: цифры в Интернете. http://rumetrika.rambler.ru/publ/article_ show.html?article=3925.
Features of the implementation of open innovation in higher professional education T. V. Maksiyanova, Ph. D. in Economics, Associate Professor, Faculty of Economics and Finance, Department of World and National Economy, FGOU VPO «North-West Academy of Public Administration».
In article the analysis of features of introduction of open innovative technologies in system of the higher vocational training and working out on this basis of university of the innovative type actively applying modern achievements in the field of an information technology, in particular Internet technologies in the organisation of educational process is carried out. As an example the technique of training of students with application of Internet technologies on a basis is presented Information-educational network «SPIDER», applied now in the course of training of students of chair world and national economy of FGOU VPO «North-West Academy of Public Service».
Keywords: open innovation technologies in education, Internet technology, information and educational network «SPIDER», educational Web-sites.