УДК 378.1 №3(14) /2017, с. 72—80
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРАВОВОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
СИСТЕМЫ МВД РОССИИ: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ
(на примере Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России)
Василий Аделевич Мамедов
помощник начальника по правовой работе Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России E-mail: [email protected]
Диана Аскаровна Жахина
преподаватель кафедры административной деятельности сотрудников органов внутренних дел Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России E-mail: [email protected]
Авторами настоящей статьи освещаются положительный опыт и проблемы, возникающие в работе правовых подразделений при осуществлении правового обеспечения деятельности образовательных организаций МВД России.
Несмотря на итоги реализации Основных направлений совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы МВД России на 2007—2017 годы, проблемы правового обеспечения остаются актуальными и сегодня в условиях реализации Концепции правового регулирования и юридического сопровождения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации на период с 2017 по 2021 год.
Проблемы организации правовой работы, затрагиваемые в рамках настоящей статьи, а также возможные пути их решения (положительный опыт) неоднократно были темой докладов на совещаниях — семинарах руководителей правовых подразделений образовательных организаций системы МВД России.
Ключевые слова: антикоррупционная экспертиза, внештатная юридическая клиника, мониторинг, образовательная организация системы МВД России, правовая работа, правовые подразделения, план правоподготовительных работ, правовая пропаганда.
PECULIARITIES OF IMPLEMENTATION OF SELECTED DIRECTIONS OF LEGAL WORK IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE RUSSIAN MINISTRY OF FOREIGN AFFAIRS SYSTEM: POSITIVE EXPERIENCE AND PROBLEMS
(on the example of the Tyumen Institute of Advanced Training of the Ministry of Internal Affairs of Russia)
Mamedov V. A., Zhakhina D. A.
The authors of this article highlight the positive experience and problems arising in the work of legal units in the implementation of legal support for the activities of educational organizations
of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Despite the results of the implementation of the Basic Guidelines for Improving Legal Support for the Organization and Operation of the Russian Interior Ministry System for 2007—2017, the problems of legal support remain relevant even today in the context of the implementation of the Concept of Legal Regulation and Legal Support of the Ministry of Internal Affairs
of the Russian Federation for the period from 2017 to 2021. The problems of organization of legal work touched upon in the framework of this article, as well as possible solutions to them (positive experience) have repeatedly been the subject of reports at meetings — seminars of heads of legal divisions of educational organizations
of the Russian Ministry of Internal Affairs.
Keywords: anti-corruption expertise, freelance legal clinic, monitoring, educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia, legal work, legal units, legal preparation plan, legal propaganda.
Начало 2017 года для правовых подразделений ознаменовалось Концепцией правового регулирования и юридического сопровождения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации на период с 2017 по 2021 год, утвержденной приказом МВД России от 9 января 2007 года № I1.
Основными направлениями совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы МВД России на 2007—2017 годы, действовавшими ранее, предполагалось, что основным результатом их второго (заключительного) этапа (2014— 2017 гг.) должно стать качественное улучшение правового обеспечения системы МВД России, включающее, в том числе, достижение качественно нового, более высокого уровня правового обеспечения организации и деятельности органов внутренних дел, создание системы правового информирования и заметное повышение уровня правовых знаний сотрудников, нормотворческой культуры руководящего состава [1].
На первый взгляд, может показаться, что реализация Концепции менее сложна, что основная работа проделана в период с 2007 по 2016 годы и ее результаты отражены в соответствующих отчетах. Известно, какие основные направления включает в себя правовая работа, благодаря Договор-но-правовому департаменту МВД России существует соответствующее методическое обеспечение, сотрудники правовых подразделений участвуют в видеоконференциях, обмениваются опытом своей работы на совещаниях — семинарах. Думается, что предприняты все необходимые меры, чтобы уменьшить количество исков и улучшить договорно-правовую работу, что информа-
1 Далее — «Концепция».
ционная пропаганда и нормотворческая деятельность осуществляется на достаточном уровне, однако у каждой образовательной организации при осуществлении правовой работы возникают определенные трудности и при их решении формируется определенный положительный опыт.
В рамках настоящей статьи хотелось бы остановиться на особенностях реализации некоторых направлений правовой работы в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России2.
Следует отметить, что, несмотря на постоянную работу, проводимую правовыми подразделениями образовательных организаций, уровень правовой культуры сотрудников при подготовке документов остается по-прежнему низким.
При этом в рамках осуществления правового контроля правовому подразделению бывает недостаточно максимально расширить перечень нормативных и ненормативных правовых актов, проведение правовой экспертизы в отношении которых, является обязательным условием. При проведении правовой экспертизы сотрудники правового подразделения, вынуждены вносить существенные редакционные правки, а иногда даже заниматься собственно разработкой проекта документа, в случае, когда проект предусмотрен планом правоподготовитель-ных работ образовательной организации и исполнитель не укладывается в сроки.
При этом особую обеспокоенность вызывают проекты, требующие определенных познаний. Осуществляя самостоятельную разработку проекта, сотруднику правового подразделения в обязательном порядке следует взаимодействовать с сотрудниками
2 Далее — «ТИПК МВД России, институт».
(работниками), для которых деятельность, в рамках которой разрабатывается проект, является основной, а также шире использовать справочные правовые системы и ресурсы, размещенные в сети Интернет (в поисках аналогичных проектов), тем более, что в дальнейшем необходимо будет организовать сопровождение разработанного документа на ученом совете образовательной организации.
Отсюда вытекает следующая проблема: сотрудник правового подразделения, занятый разработкой «непрофильного» локального акта концентрирует свое внимание на верстке текста, редактировании проекта, подвергает его анализу, в лучшем случае, в его взаимосвязи в системе других локальных актов, не всегда принимая во внимание все ведомственные акты, действующие в сфере регулирования прорабатываемого вопроса, исчерпывающий перечень которых должен был представить исполнитель заинтересованного структурного подразделения, как узкий специалист в своей области, вследствие чего создается, что называется, «сырой» документ, требующий дальнейшей доработки.
Большую помощь при проведении правовой экспертизы в данном случае могут оказать собственные разработки. К примеру, электронный реестр локальных нормативных актов более удобен, чем изданный в бумажном виде сборник (можно осуществлять поиск по ключевым словам). Реестр размещается в локальной сети образовательной организации и поддерживается в актуальном состоянии, поэтому разработчикам проектов очень легко определить потребность в том или ином локальном акте, провести анализ норм, выявить существующие несоответствия и пробелы.
Далее, при расширении перечня документов, подлежащих правовой экспертизе, авторы столкнулись с ситуацией, при которой стало очевидным, что, в основном, непосредственные руководители исполнителей документов не подвергают проект внимательному изучению, не вникают в его суть, в связи с чем, для проведения правовой экспертизы поступает проект с ошибками юридико-технического характера, правил русского языка. Указанными руководителями приветствуется, что их подчиненный не консультируется с ними при подготовке документов, при этом они забывают, что это не всегда свидетельствует о компетентности, опыте и деловых качествах подчиненного.
Правовое подразделение буквально «завалено» обращениями сотрудников
(работников) по элементарным вопросам, возникающих в их повседневной деятельности, даже если решение проблемы лежит на поверхности, то есть достаточно обратиться к справочным информационно-правовым системам.
Возможно, выход из этой проблемы кроется в осуществлении качественного отбора кадров на руководящие должности и уровне их правовой подготовленности. В ТИПК МВД России есть достойные примеры руководителей, которые самостоятельно участвуют в локальном нормотворчестве, либо осуществляют консультационную работу среди своих подчиненных по его реализации.
Разумеется, в качестве возможного варианта решения названной проблемы, и этот опыт использовался в ТИПК МВД России, можно предложить закрепление локальным актом обязанности научно-исследовательского и редакционно-издательского подразделения осуществлять лингвистическую экспертизу проектов. В процессе лингвистической экспертизы текста проекта локального нормативного акта сотрудники, имеющие филологическое и юридическое образование оценивают проект на его соответствие правилам современного русского литературного языка с учетом особенностей стилистики юридических документов и устраняют грамматические, стилистические и терминологические неточности, допущенные разработчиком.
Несомненно, условием выполнения дополнительного объема работы, поручаемой этому подразделению, было проведение лингвистической экспертизы только техлокальных нормативных актов, при подготовке которых разработчик испытывает существенные затруднения, иначе деятельность его сотрудников, в конечном итоге, свелась бы к ежедневной работе над проектами актов управления.
Несколько слов об ученом совете образовательной организации. Многие исполнители при подготовке и утверждении проектов старательно пытаются обойти этот коллегиальный орган. Думается, что в образовательных организациях без участия ученого совета утверждать локальные нормативные акты по важнейшим направлениям деятельности нецелесообразно. Обсуждение проекта на ученом совете позволяет рассмотреть проект более объективно, в связи сучастием в этом специалистов в различных областях права.
Представляется парадоксальным, но наличие плана правоподготовительных
работ еще больше увеличивает нагрузку на правовое подразделение. Отсутствие понимания со стороны руководства в части привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, нарушающих сроки разработки проектов локальных нормативных актов, необоснованное продление этих сроков, приводит к тому, что на правовую экспертизу накануне проведения заседания ученого совета может быть представлено несколько проектов общим объемом более сотни страниц машинописного текста. Несомненно, что это влияет на качество проведенной экспертизы и, как следствие, в дальнейшем ведет к доработке проекта.
Разумеется, сотрудники правовых подразделений сталкиваются и с иными проблемами при осуществлении правового контроля. К примеру, при проведении правовой экспертизы должностных регламентов (должностных инструкций). В настоящее время нет утвержденного, пусть даже на уровне методических рекомендаций, образца вариативной части — разделов «II. Права» и «III. Обязанности» — должностного регламента (должностной инструкции) сотрудников органов внутренних дел из числа профессорско-преподавательского состава, который бы способствовал более качественной разработке названного документа непосредственными руководителями, в связи с этим, в 2015 году авторским коллективом ТИПК МВД России, в который входил сотрудник правовой группы, подготовлены соответствующие методические рекомендации по разработке должностных регламентов (должностных инструкций) профессорско-преп ода вател ьс ко го соста ва.
Представляется важным сказать несколько слов об участии сотрудников ТИПК МВД России в проведении независимых антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России осуществляет эту деятельность на основании аккредитации Министерства юстиции Российской Федерации от 27 августа 2012 года № 1800-р (свидетельство об аккредитации от 27 августа 2012 г. № 1493) и является одной из немногих образовательных организаций МВД России, которые уполномочены заниматься данной экспертной деятельностью.
В рамках данной работы институтом проводилась независимая антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов Тюменской области, проектов
приказов Минобрнауки в целях выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Руководителем экспертной группы является заместитель начальника института по научной работе кандидат юридических наук, доцент, подполковник полиции Я. Л. Ванюшин, который имеет опыт работы в составе Экспертно-консультативного Совета по вопросам миграции и гражданства Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками. Им отмечается, что при осуществлении этой деятельности эксперты встретили ряд проблемных вопросов, которые постепенно решаются [2, с. 97—99].
К примеру, возможность привлечения экспертов, не имеющих аккредитации, и подготовки заключения в случае разногласия экспертов, то есть случаи, когда одними экспертами утверждается, что положения нормативных правовых актов носят коррупционный характер, другими же утверждается обратное. Нормативно не определено, каким образом составляется заключение в таком случае. При взаимодействии с представителями Минюста России по Тюменской области руководителем экспертной группы было разработано и утверждено приказом института Положение о порядке проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Стоит также отметить, что сложно осуществлять экспертную деятельность без поддержки руководства, а также в случае, когда отсутствует обратная связь с субъектом правотворчества или когда некоторые субъекты правотворчества в нарушении законодательства устанавливают исчерпывающий перечень экспертов, чьи заключения они принимают для рассмотрения.
Для решения вышеупомянутых проблем 20 августа 2014 г. институтом было подписано соглашение о взаимодействии с Минюстом России по Тюменской области, которое предусматривает также проведение обучающих семинаров с независимыми экспертами в целях повышения качества независимой антикоррупционной экспертизы.
Требует постоянного контроля работа в рамках эксплуатации АИС «Мониторинг». Зачастую руководители и ответственные сотрудники либо игнорируют это направление, либо относятся к нему безответственно, хотя при применении многих нормативных актов появляется масса проблем, заинтересованные сотрудники не всегда могут сформулировать их суть, изложить правильный
вариант решения. В этом случае, необходимо создавать инициативные группы, состоящие из числа профессорско-преподавательского состава (теоретиков), а также лиц, непосредственно принимающих участие в реализации норм закона (практиков). Этой инициативной группе также может быть поручено участие в федеральном и региональном нормотворчестве.
Необходимо организовать взаимодействия с кафедрами образовательной организации по вопросу своевременного доведения информации сотрудниками, участвующими в нормотворческом процессе на различных уровнях, относительно разработки ими соответствующих проектов нормативных правовых актов, с целью проведения правовой экспертизы и отражение указанной деятельности в правовой отчетности.
Хотелось бы обратить внимание, что при подготовке предложений необходимо больше внимания уделять описанию проблемы, а не путям решения, так как, в основном, как показывает практика, варианты решения проблемы выбираются инициаторами предложений неверно.
Конечно, стоит сказать о качестве мониторинга и здесь не обойтись без поддержки непосредственных правоприменителей нормативных правовых актов, то есть сотрудников, так называемых, практических органов внутренних дел [3, с. 14].
11 марта 2016 года подписано Соглашение между УМВД России по Тюменской области и ТИПК МВД России о взаимодействии в сфере правотворчества. Данное взаимодействие, а оно предполагает обобщение предложений, поступающих из территориальных органов МВД России различного уровня, позволит осуществлять мониторинг более качественно и продуктивно, вносить предложения, которые будут поддержаны ДПД МВД России и будут положены в основу нормативных правовых актов.
Одним из приоритетных направлений правовой работы, безусловно, является информационно-правовая деятельность или правовая пропаганда, на которую постоянно обращает внимание ДПД МВД России.
Учитывая, что ТИПК МВД России является образовательной организацией дополнительного профессионального образования, среди переменного состава отсутствуют такие категории обучающихся, как курсанты и студенты, которых можно было бы задействовать на постоянной основе в проведении правовой пропаганды, поэтому к ее осуществлению привлекаются сотрудники
института из числа руководства и профессорско-преподавательского состава, а также слушатели, прибывшие на профессиональное обучение и повышение квалификации.
В рамках заключенных договоров о сотрудничестве при осуществлении шефской помощи сотрудниками кафедры административной деятельности сотрудников органов внутренних дел проводится информаци-онно-правовая деятельность среди детей и подростков школ, гимназий и детского дома г. Тюмени.
Шефская работа является важной частью правового воспитания, направленного на развитие личности детей, приобщение их к законопослушному образу поведения, формирование гражданского правосознания и патриотизма.
Во время мероприятий, проводимых в форме бесед, презентаций, викторин и кон курсов учащимся разъясняются понятие и сущность права, значение правовых норм для регулирования поведения человека в обществе, а также вопросы ответственности за собственные действия. Главная задача при этом заключается в том, чтобы сложные вопросы раскрывались простым, доступным языком, чтобы учащиеся смогли научиться правильно ориентироваться в определенных жизненных ситуациях, действуя в рамках закона, осознать свои жизненные возможности при выборе законопослушного варианта поведения.
В целях реализации Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [4] и в соответствии с Соглашением о сотрудничестве и взаимодействии, заключенным ТИПК МВД России с негосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский институт государственного управления и права» Филиал в Тюменской области, в 2014 году создана внештатная юридическая клиника. За 2 года ее функционирования осуществлено 16 мероприятий в рамках правовой пропаганды, проведено 66 консультаций по вопросам, касающимся реализации гражданами своих прав и социальных гарантий.
К деятельности внештатной юридической клиники в качестве слушателей — клиницистов под руководством преподава-телей-кураторов привлечено 77 слушателей института, которые получили навыки использования ведомственных автоматизированных информационных систем правового назначения, изучили основы правового
информирования; способы получения и передачи информации.
Как справедливо отмечают Р. Н. Данелян [5, с. 2112] и Е. А. Летаева [6, с. 358], небольшой срок обучения, не является препятствием для участия слушателей в качестве клиницистов. Для сравнения, в Тюменском государственном университете студенты принимают участие в деятельности юридической клиники в течение двух недель, которые засчитываются им в качестве прохождения практики, что вполне можно перенять в качестве положительного опыта в образовательных организациях системы МВД России.
Представляется, что овладение клиницистами определенными навыками и приобретение ими компетенций, предусмотренных учебными программами, должно стать основной задачей при их привлечении к деятельности юридической клиники.
При создании юридической клиники ТИПК МВД России ориентировался на образовательные организации высшего образования, однако, в силу того, что в настоящее время отсутствует нормативно-правовое закрепление права учреждений дополнительного профессионального образования на создание юридических клиник в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», при инспектировании института, состоявшемся в июне 2016 года, было указано на нарушение в части осуществления указанной деятельности и рекомендована разработка программы правового просвещения и правовой пропаганды, реализуемой территориальными органами МВД России [7], предусматривающей, в том числе, консультирование и оказание юридической помощи гражданам, обратившимся в институт за помощью.
В настоящее время в рамках исполнения пункта 2 Плана мониторинга правоприменения в МВД России на 2017 год ТИПК МВД России подготовлены предложения о внесении соответствующих изменений в вышеназванный закон.
Следует отметить, что благодаря активной деятельности внештатной юридической клиники количество обращений сотрудников (работников) института в правовое подразделение по итогам 2016 года уменьшилось в три раза.
В первом квартале 2014 года в ТИПК МВД России введен в эксплуатацию крупный информационно-библиотечный центр, который оборудован автоматизированными
рабочими местами , содержащими каталоги имеющейся в наличии специальной юридической литературы, сборников нормативных правовых актов Российской Федерации. На базе информационно-библиотечного центра проводятся занятия с сотрудниками, прибывшими в институт для повышения квалификации и профессионального обучения.
С 2014 года в институте на кафедре правовой подготовки сотрудников органов внутренних дел действует кабинет правовых знаний, который оснащен автоматизированными рабочими местами с доступом к ведомственным информационным системам правового назначения. Информацион-но-библиотечный центр и кабинет правовых знаний используются при проведении конкурсов профессионального мастерства, совещаний-семинаров и иных научно-пред-ставительских мероприятий.
Безусловно, важную роль в организации правовой работы играет организационно-методическое обеспечение. Представляется, что его составляющими являются обзоры, методические рекомендации и иные информационно-аналитические материалы, программное обеспечение по вопросам организации и осуществления правовой работы, а также правового обеспечения деятельности органов внутренних дел.
На протяжении вот уже нескольких лет вопросы, возникающие в деятельности правовых подразделений, отбираются Договорно-правовым департаментом МВД России из общего числа поступивших методических материалов, для обобщения и издания в виде сборников, которые, как правило, руководители правовых подразделений получают на совещаниях-семинарах, организуемых МВД России. Материалы, содержащиеся в сборниках, являются рекомендациями по каждому направлению правовой работы. К сожалению, в большинстве своем рекомендации разрабатываются не образовательными организациями, а территориальными органами МВД России с учетом их опыта работы. В частности, Сборник методических материалов 2013 года [8], хотя и ориентирован на территориальные органы МВД России, но и рекомендации для них, разработаны самими же территориальными органами (ГУ МВД России по Свердловской области, УМВД России по Новгородской области, Липецкой, Смоленской области и другими). Таким образом, можно сделать вывод о том, что потенциал профессорско-преподавательского состава образовательных организаций, используется слабо, при этом ТИПК МВД
России,также не является исключением. При этом очень радует, когда сотрудники правового подразделения проявляют инициативу и самостоятельно или во взаимодействии с другими структурными подразделениями образовательной организации осуществляют методические разработки, в том числе, создают программное обеспечение.
Так, в рамках осуществления методического обеспечения договорно-право-вой работы в 2014 году правовой группой ТИПК МВД России осуществлена подготовка памятки с отражением основополагающих моментов реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [9], а также форм, позволяющих в автоматическом режиме производить расчеты начальной (максимальной) цены контракта, штрафных санкций в отношении сторон государственных контрактов, а также пеней в случае несвоевременного исполнения обязательств по заключенным государственным контрактам.
При подготовке к проведению второго этапа конкурса среди сотрудников правовых подразделений на звание «Лучший по профессии» по Уральскому федеральному округу, который состоялся на базе ТИПК МВД России в июне 2014 года, правовой группой осуществлена подготовка электронных ведомостей и итогового протокола, позволяющих оперативно подсчитывать баллы конкурсантов. Данная ведомость предоставлена в ДПД МВД России для организации конкурсов профессионального мастерства.
В 2017 году подготовлены Методические рекомендации по государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы образовательной организации системы МВД России, с использованием электронных сервисов ФНС России, которые также могут применяться при государственной регистрации учредительных документов (изменений, вносимых в учредительные документы) территориальных органов МВД России, осуществляемой в 2017 году в связи с утверждением Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» [10].
Практика показывает, что, образовательные организации, обычно ожидают
направления в их адрес методических рекомендаций, использование которых позволит повысить эффективность их деятельности, хотя ничто не мешает описать положительный опыт и представить это в виде методической разработки.
При этом не всегда надо понимать методическую работу, как нечто глобальное, иногда достаточно обратить внимание на некоторые моменты.
К примеру, организация конкурсов профессионального мастерства регламентирована отдельным положением [11]. При подготовке к проведению конкурса создается организационный комитет и, представляется, что каждый пункт плана указанного мероприятия находится под контролем компетентных должностных лиц образовательной организации. Но, на деле, получается, что сотрудники правового подразделения вынуждены решать проблемы с подготовкой мест проживания перед расселением участников, организацией их питания и досуга, закупкой ценных подарков и сувенирной продукции, подготовкой помещения для награждения победителей и призеров — существует еще масса нюансов организации данного мероприятия, на которые приходится обращать внимание, да, и при этом необходимо заниматься основной работой. Думается, что те, кто участвовал в проведении подобных мероприятий, будут согласны с авторами. При этом с годами трудности и ошибки, допущенные при организации мероприятия, забываются, и с ними приходится сталкиваться повторно, особенно, если состав правового подразделения обновился.
Возможно, в данном случае уместна разработка памятки по проведению подобных мероприятий, ведь в большинстве своем, не являясь специалистами в области методического обеспечения деятельности, сотрудники правовых подразделений, тем не менее, всегда старались оптимизировать свою работу и деятельность структурных подразделений института и, было бы не лишним, провести такую методическую работу.
Иногда для получения объективной оценки деятельности того или иного структурного подразделения не хватает независимого взгляда, который может обеспечить сотрудник, имеющий опыт правовой работы, но проходящий службу в ином структурном подразделении образовательной организации.
Этот опыт был успешно апробирован в институте в 2016 году в преддверии инспектирования. В соответствии с распоряжением начальника института осуществлена
проверка деятельности ТИПК МВД России. Целями проверки являлись: изучение и оценка фактического положения дел в институте, анализ и устранение выявленных недостатков. В ходе проверки деятельности института оценивалась достоверность статистической и иной отчетности института, представляемой в МВД России по соответствующим направлениям деятельности, и ее соответствие фактическому положению дел; соответствие организации деятельности института требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актов, директивных, распорядительных и планирующих документов МВД России, нормативных правовых актов Минобрнауки России.
По направлению деятельности «Правовая работа» проверка осуществлялась преподавателем кафедры правовой подготовки сотрудников органов внутренних дел ТИПК МВД России, ранее проходившим службу в правовом подразделении УМВД России по Тюменской области. Проверка осуществлялась по всем направлениям правовой работы. По ее результатам начальником ТИПК МВД России поставлена задача помощнику начальника института по правовой работе по устранению выявленных недостатков.
Единственным условием при этом является доведение результатов проведенного
обследования или проверки до заинтересованных лиц, со всеми существующими недостатками. Несомненно, данный подход не является новым, но всегда ли его применение результативно и способно повлиять на организацию правовой работы?
Таким образом, реализовать весь спектр задач, поставленных перед правовым подразделением в образовательной организации, возможно при осуществлении взаимодействия правового подразделения с другими структурными подразделениями, путем создания инициативных групп сотрудников из числа профессорско-преподавательского состава и вовлечения в эту работу сотрудников, прибывших на обучение, а также во взаимодействии с иными организациями в рамках соответствующих соглашений.
Представляется, что постоянное обращение внимания руководства образовательной организации (на заседаниях оперативного совещания, ученого совета, различных комиссий) на вопросы, возникающие в области организации правовой работы, и принятие соответствующих управленческих решений будут способствовать формированию единой позиции по решению проблем не только в части осуществления правового контроля, но и иных направлений деятельности, осуществляемой правовыми подразделениями образовательных организаций МВД России.
Список литературы
1. Об утверждении Основных направлений совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2007—2017 годы : приказ МВД России от 5 января 2007 г. № 5 // Текст документа официально опубликован не был.
2. Ванюшин, Я. Л. Рекомендации круглого стола по вопросам проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов / Я. Л. Ванюшин // Юридическая теория и практика. — 2011. — №1 (12). — С. 97—99.
3. Авдейко, А. Г. Правовая работа МВД России: результаты и перспективы / А. Г. Авдейко // Профессионал. — 2017. — № 2 (136). — С. 13—17.
4. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации : Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 // Рос. газ. — 2011. — 23 ноября.
5. Данелян, Р. Н. Осуществление деятельности по оказанию бесплатной юридической помощи в Тюменской области / Р. Н. Данелян // Концепт. — 2016. — Т. 15. — С. 2111—2115.
6. Летаева, Е. А. Об актуальных вопросах организации деятельности юридической клиники в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования / Е. А. Летаева // Концепт. — 2014. — Т. 26. — С. 356—360.
7. Об активизации работы по правовой пропаганде : письмо ДПД МВД России от 4 апреля 2012 г. № 35/3096 // Опубликовано не было.
В. Сборник методических материалов по основным направлениям правовой работы и иным вопросам правового обеспечения деятельности органов внутренних дел (практика работы правовых подразделений территориальных органов МВД России и окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России). — 2013. // Текст документа официально опубликован не был.
9. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ // Рос. газ. — 2013. —12 апреля.
10. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 // Собр. Законодательства Рос. Федерации. — 2016. — № 52. — Ст. 7614.
11. Об утверждении Положения о конкурсах профессионального мастерства среди сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на звание «Лучший по профессии»: приказ МВД России от 21 октября 2005 г. № 850 // Текст документа официально опубликован не был.