членов научного коллектива, темы исследования и качества научного руководства. И чем выше их уровень, тем более сложная задача может быть решена. Поэтому преподаватель должен организовывать, мотивировать, контролировать, консультировать, чтобы курсант был готов самостоятельно решать поставленные перед ним задачи [2].
Эффективность работы кружка значительно возрастает при целенаправленном обучении приемам и методам решения творческих задач. Там, где это возможно, научный руководитель кружка должен вовлекать активное ядро участников научного коллектива на выполнение исследования, направленного на решение реальной актуальной проблемы. Для выполнения сложной научной или комплексной темы, необходимо вводить межкафедральное взаимодействие, в ходе которого возможно решить крупную задачу. Следует помнить, что развитию творческих способностей и инициативы способствует вариативность работ и в какой-то мере свобода выбора.
Многие старшекурсники по уровню подготовки могут активно участвовать в научно-исследовательских работах, проводимых кафедрой. Это положительно скажется на практической подготовке и воспитании курсантов, позволит попробовать свои силы в серьезном деле.
Таким образом, работа в научном кружке позволяет направлять работу курсантов по развитию своих профессионально-значимых качеств, практических навыков и формирует из них квалифицированных специалистов.
Список использованной литературы
1. Алгинин Б.Е. Кружок электронной автоматики: Пособие для руководителей кружков: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.: ил.
2. Черткова А.С. Проблемы внедрения модульно-рейтинговой системы обучения. В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики профессионального образования - 2013 Материалы межвузовской научно-практической конференции. Калининград: Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД России. С. 173-175.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗАХ МЧС РОССИИ
С.В. Беседина, доцент, к.ф.-м.н.
Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Обучение курсантов в вузах ведомства МЧС требует воспитания специалиста, способного самостоятельно решать сложные задачи, возникающие в случае возникновения ЧС, принимать решения, руководить
людьми. От специалистов требуется ответственность, прогностичность, самоорганизованность, обучаемость. Курсанты, а в будущем и офицеры, должны обладать чувством долга, патриотизма, гуманностью, ориентироваться на общепринятые ценности и культуру. Поэтому в процессе обучения перед преподавателями и командирами стоит сложная задача: воспитать компетентного специалиста, обладающего вышеперечисленными качествами, раскрыть совокупность личностных и профессиональных качеств будущих офицеров, реализовать личностные ресурсы курсантов.
Понятие компетентности в системе образования возникло достаточно давно. А.В. Хуторской определяет понятия «компетентность» и «компетенции» следующим образом. Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [1].
Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету профессиональной деятельности [1].
Требования современного общества требуют изменений в сложившейся системе образования. От специалиста требуется не только наличие знаний и умений, но и способность применять полученные знания при решении поставленных задач, а так же способность к саморазвитию и самообразованию. При реализации компетентностного подхода компетенции формируют средствами нескольких дисциплин. Это необходимо учитывать при проведении занятий.
Таким образом, при реализации компетентностного подхода можно выделить следующие принципы:
- обучающиеся изучают ключевые базовые компетенции, которые позволяют специалисту ориентироваться в потребностях рынка труда и общества;
- непрерывное образование и самообразование на протяжении всей жизни;
- переход от предметного обучения к межпредметно-модульному на компетентностной основе, обеспечивающему гибкость профессионального образования.
В процессе обучения у курсантов формируются следующие компетенции:
- общекультурные компетенции (инструментальные, межличностные, системные);
- профессиональные компетенции.
Личностно-профессиональная компетентность - одна из основных, включает самоуправленческую деятельность курсантов, самоопределение, самореализацию, личностное и профессиональное развитие.
Для подготовки высококвалифицированного специалиста и для формирования компетенций необходимо создать соответствующие условия:
- личностноориентированное обучение, индивидуализация процесса обучения;
- реализация междисциплинарных связей и реализация связи с будущей профессиональной деятельностью;
- развитие личностного потенциала, рефлексии;
- адекватность самооценки курсантов;
- дифференцированное педагогическое взаимодействие преподавателя и курсантов в образовательном процессе вуза.
В процессе обучения необходимо учитывать, что образовательный процесс в вузах МЧС содержит ряд особенностей:
- совмещение учебной и служебной деятельности будущих офицеров,
- совмещение общеобразовательный и специальных дисциплин;
- развитие личностных и профессиональных качеств курсантов;
- адаптация курсантов первого курса в новых условиях;
- невозможность заранее предсказать время, место ЧС, и, как следствие, непредсказуемость ситуации, невозможность заранее изучить тот материал, который будет необходим в конкретной ситуации, как следствие, необходимость на основании имеющихся знаний коммутировать новые и на основании их решать поставленные задачи.
Список использованной литературы
1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. [Электронный ресурс] /Хуторской А.В. //Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - № 4. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423-1.htm.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ ЛИЧНОГО СОСТАВА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Э.В. Бутенко С.Ю. Ошкин
Академия ГПС МЧС России, г. Москва
Одной из актуальных проблем в управлении личным составом при ликвидации ЧС является проблема надежности деятельности конкретного человека в экстремальных условиях и, в частности, эффективности действий пожарных в особо сложных, опасных для жизни условиях. Проблема деятельности человека в особых условиях, сопряженных с опасностью, риском является частью проблемы, которую можно условно обозначить как «Человек и опасность». Актуальность проблемы очевидна и определена острой необходимостью повышать эффективность и безопасность деятельности личного состава пожарных подразделений, вытекающей из требований
424