Особенности реализации
компетентностного подхода В процессе профессиональной подготовки студентов театральных специальностей
УДК 378:37.014.3
В. И. Флоря, К. Р. Лосаберидзе
Московский государственный институт культуры
Статья посвящена особенностям реализации компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки выпускников театральных специальностей. Рассматривая обозначенную проблему в русле общих тенденций реформирования отечественного образования, авторы анализируют возможности и положительные стороны компетентностного подхода в этом процессе, выделяя специфические особенности подготовки выпускников театральных специальностей как творческих личностей. Профессиональная компетентность выпускников театральных специальностей представлена авторами как совокупность опыта, теоретических знаний, практических умений и профессионально значимых личностных качеств. Авторы выделяют некоторые проблемы и противоречия, связанные с пониманием качества образования в творческом вузе, с ролью педагога руководителя курса как представителя определённой театральной школы. Обосновывается проблема ценностно-смыслового обучения, создания учебно-творческой аксиологической среды образования с целью приобщения студентов к универсальным гуманистическим ценностям, к пониманию творческого синтетического содержания театрального искусства. Предлагается учитывать эти особенности, отражающие возможности разумного сочетания положений компетентностного подхода и творческого характера учебного процесса вуза культуры.
Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная подготовка, студенты театральных специальностей, творческая личность, качество образования, ценностно-смысловое обучение.
ФЛОРЯ ВЕРА ИЛЬИНИЧНА - кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры
FLORYA VERA ILYINICHNA - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Professor of the Department of pedagogy and psychology, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture
ЛОСАБЕРИДЗЕ КРИСТИНА РАМАЗОВНА - аспирантка кафедры педагогики и психологии факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры
LOSABERIDZE KRISTINA RAMAZOVNA - doctoral student of the Department of pedagogy and psychology, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture
e-mail: florya.vera@mail.ru © Флоря В. И., Лосаберидзе К. Р., 2017
V. I. Florya, K. R. Losaberidze
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCE APPROACH IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF THEATRICAL SPECIALTIES
The article is devoted to the peculiarities of the implementation of the competence approach in the process of professional training of graduates of theatrical specialties. Considering the indicated problem in line with the general tendencies of reforming the domestic education, the authors analyze the opportunities and positive aspects of the competence approach in this process, highlighting the specific features of training graduates of theatrical specialties as creative personalities. Professional competence of graduates of theatrical specialties is represented by the authors as a set of experience, theoretical knowledge, practical skills and professionally significant personal qualities. The authors highlight some of the problems and contradictions associated with understanding the quality of education in a creative university, with the role of the teacher as the head of the course as a representative of a particular theatrical school. The problem of value-semantic teaching, creation of educational and creative axiological environment of education with the purpose of familiarizing students with universal humanistic values, understanding of the creative synthetic content of theatrical art is grounded. It is suggested to take into account these features, reflecting the possibilities of a reasonable combination of the provisions of the competence approach and the creative nature of the educational process of the university of culture.
Keywords-, competence approach, vocational training, students of theatrical specialties, creative personality, quality of education, value-semantic training.
Для цитирования: Флоря В. И., Лосаберидзе К. Р. Особенности реализации компетентност-ного подхода в процессе профессиональной подготовки студентов театральных специальностей // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 2(76). С. 172-180.
Профессиональная подготовка современных специалистов в высших учебных заведениях России ведётся с опорой на компетентностный подход. Формирование компетентности и профессиональных компетенций исследуется в российской профессионально-педагогической науке в контексте личностно-деятель-ностного образования, ориентируясь на личность обучаемого, на проявляемость и проверяемость образовательных компетенций в будущей профессиональной деятельности.
Основы компетентностного подхода разработаны в трудах Н. Н. Абакумова, А. В. Астахова, Р. И. Бабичева, А. В. Ба-
ранникова, В. И. Байденко, М. Р. Бычкова, Г. П. Гагаринской, А. Г. Казаковой, О. В. Еремкина, В. А. Сластенина, И. А. Зимней, Д. А. Иванова и некоторых других исследователей. Компетентностный подход, предъявляя свои требования к содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки, прежде всего ориентирован на новое видение целей и оценку результатов профессионального образования. Введение понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской высшей школы, когда студенты, хорошо владея набором тео-
ретических знаний, испытывают значительные трудности при необходимости использования этих знаний в решении практических задач. В. А. Сластенин профессиональную компетентность определяет как совокупность профессионально обусловленных требований к личности и готовность к профессиональной деятельности. Данное положение, на наш взгляд, можно применить и к профессиональной компетентности выпускников театральных специальностей — актёров и режиссёров театрализованных представлений, и выделить в её составе, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность к профессиональной деятельности, а с другой — научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма [6].
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность, а готовность к профессиональной деятельности. Компетентность выпускника вуза в этом ряду - это опыт разрешения проблем в конкретных профессиональных ситуациях. Главное в нём — это проектирование и реализация таких технологий обучения, которые создавали бы ситуации включения студентов в разные виды деятельности (общение, решение профессиональных и творческих проблем, дискуссии, диспуты, выполнение учебных и творческих проектов).
Среди педагогов-практиков творческих вузов существует мнение, что применение компетентностного подхода, формирование компетенций для творческих профессий неприемлемо, так как этот подход устанавливает жёсткие требования, которые не подходят для творческих специальностей. По нашему мнению, ком-
петентностный подход не отрицает академического образования, он углубляет, расширяет, дополняет его, подчёркивает роль приобретения студентами познавательного, эмоционального, практического, творческого опыта деятельности.
Так, профессиональная деятельность режиссёра театрализованных представлений, его профессиональная компетентность не исчерпывается узкопрофессиональными рамками. На первое место выступают такие содержательные компоненты компетентности режиссёра, как критичность мышления, способность к анализу литературного и музыкального материала [1], потребность в самосовершенствовании и т.п. Профессиональная компетентность представляет собой совокупность опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых для режиссёра качеств творческой личности.
В настоящее время в российском образовании происходят крупные изменения: модернизируется сама система образования, новые требования предъявляются к личной и профессиональной деятельности специалиста той или иной области. В этом русле профессиональное развитие и становление личности режиссёра происходит в процессе активной творческой деятельности. Поэтому деятельность режиссёра театрализованных представлений рассматривается нами как процесс, имеющий определённую специфику и приводящий к созданию нового, а креативность — как потенциал, внутренний ресурс будущего специалиста, своеобразное отношение к миру, в некотором смысле противостоящее познавательному отношению.
Для профессии режиссёра способность мыслить образами, работать с лите-
ратурным и музыкальным материалом [1], создавать высокохудожественные спектакли и представления является одним из необходимых условий профессиональной пригодности. Несмотря на то, что режиссёрская деятельность чрезвычайно многообразна и многофункциональна, творческая деятельность режиссёра театрализованных представлений, прежде всего, выражается в создании им гармоничного целостного сценического произведения на основе умелого использования традиционных и инновационных театральных средств выразительности. Компетентный режиссёр не сможет являться таковым, не обладая умениями и навыками постановочной деятельности, среди которых особо можно выделить: умения и навыки в создании замысла постановки, творческой организации репетиционного процесса, умение воспользоваться арсеналом выразительных художественно-знаковых средств, умение верно подобрать жанровое решение спектакля, перевести литературный текст в образную форму, а язык эмоций и чувств — на язык действий.
Таким образом, учебно-познавательная деятельность студентов театральных специальностей носит ярко выраженный творческий характер. В этом процессе много внимания надо уделять проблеме ценностно-смыслового обучения и общения, созданию учебно-творческой аксиологической среды образования с целью приобщения студентов к универсальным гуманистическим ценностям, а также специфическим ценностям мирового театра и педагогической науки. В такой среде особое значение имеет обучение на основе понимания возможностей различных видов и жанров искусства, их выразительно-смыслового потенциала в театральном
творчестве. Это — музыка и танец, поэзия и риторика, графика и живопись, слово и сценическое движение, грим и костюмы, скульптура и архитектура. Это - выразительные средства театра, составляющие основу его понимания как синтетического вида искусства.
Под профессиональной компетентностью здесь следует понимать единство теоретической и практической готовности выпускников театральных специальностей к творческой деятельности. В этом контексте мы считаем, что компетентностный подход может обеспечить формирование профессиональных компетенций у выпускников театральных специальностей, так как предполагает:
• равноправные отношения между преподавателями и студентами, взаимное уважение и диалог в учебно-творческом образовательном процессе;
• совместное творчество преподавателей и студентов, обогащение отдельного индивидуума творчеством других - в процессе освоения теоретических и практических основ театрального искусства;
• целостное системное видение будущей профессиональной деятельности; практические и творческие компоненты в ней;
• формирование опыта решения творческих театральных задач через выстраивание относительных алгоритмов творческой деятельности.
В то же самое время компетентностный подход позволяет развивать у студентов те универсальные способности и компетенции, которые востребованы современным рынком труда. Компетентностный подход ориентирован на самоопределение, самодетерминацию, самоактуализацию, социализацию и развитие
индивидуальности в целом. Эти профессионально важные качества составляют основу общих профессиональных компетенций. Следует учитывать, что при ком-петентностном подходе изменяется личностная позиция педагога-режиссёра — от «ретранслятора» к консультанту, применяющему педагогические технологии активного творческого обучения, создающему условия для активной поисковой и познавательной деятельности студентов, разрабатывающему новое творческое обеспечение образовательного процесса. Преподаватель помогает студентам организовать совместную и самостоятельную деятельность, во время которой они приобретают опыт творческой деятельности, сотрудничества, взаимопонимания, распределения ролей и обязанностей, установления временных рамок выполнения работы, достижения требуемого результата. Для профессиональной подготовки специалистов в области театрального искусства недостаточно только «академического» знания, необходимо переходить от абстрактно-теоретического к ассоциативно-образному и системно-практическому познанию. Обучение, построенное на компетентностном подходе, даёт возможность уже с первого курса выделять студентов, которые стремятся сознательно расширять свои познания, развивая свои творческие способности, связывая содержание образования со своей будущей театральной карьерой. Перенос акцента с оценки знаний на чётко обозначенный результат в виде демонстрирования владения компетенциями обеспечит обязательный минимум образования, активизирует обучающегося субъекта, позволит удовлетворить требования к качеству образования со стороны общества.
Одной из важных особенностей театрального образования является то, что в процессе профессиональной подготовки усиливается значимость педагога — режиссёра, руководителя курса, носителя определённой театральной школы и эстетики. Постоянное повышение его мастерства и квалификации становится всё более востребованной моделью обучения студентов.
Сама по себе система театрального образования не создаёт новый продукт, как это происходит в сфере экономики или управления, но она качественно преобразовывает студента в выпускника вуза — специалиста в области театра, наделяя его новыми личностными качествами, развивая его индивидуально неповторимые способности и умения. Выпускник становится носителем знаний, полученных при прохождении образовательной программы. Своеобразие такого «продукта» системы театрального образования заключается в том, что обучающийся является активным субъектом собственного развития, при активном участии театральных педагогов.
Тем не менее эффективность процесса обучения студентов театральных специальностей во многом зависит от них самих, так как, проявляя желание и способность к самообучению и саморазвитию, студенты-театралы существенно повышают эффективность учебно-творческого процесса. Становится очевидным, что качество выпускника выступает как сумма усилий системы образования, представленная в лице преподавателя, и собственных усилий обучающегося.
В соответствии с Болонским процессом и задачей построения глобального единого европейского пространства выс-
шего образования необходимо уделять особое внимание проблемам качества. Согласно новым требованиям предполагается создать систему сравнительных и сопоставимых квалификаций высшего образования, согласно которой эти квалификации представлялись бы в терминах учебной нагрузки, уровня результатов обучения и компетенций. Современные представления о происходящих преобразованиях, вызванных задачами построения единого европейского института высшего образования, важно рассматривать как эволюционный и постепенный процесс, свободный от резких эволюционных скачков [3]. Безусловно, эти представления справедливы и для России.
В определении Международной организации стандартизации понятие «качество» определяется как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Если говорить о качестве образования, то проведённые исследования нормативно-правовой документации, касающейся регламентирования отношений в образовательной сфере, в сфере экономики образования, в научной деятельности и области педагогического менеджмента, ясно показывают, что на сегодняшний момент отсутствует единое понимание содержания «качество образования». В одних случаях оно определяется как «системно-социальное качество ... соответствие потребностям общества и личности, установленным правилами, нормами, требованиями, стандартами [5]», в других - как «интегральное свойство, обусловливающее способность и готовность педагогической системы удовлетворять существующим и потенциальным потребностям
личности и общества, государственным требованиям по подготовке высококвалифицированных специалистов [3]». Таким образом, «качество образования» следует рассматривать как фактор, обеспечивающий процесс профессиональной социализации личности будущего специалиста [5].
Требования современного общества к уровню и качеству образования специалистов разных направлений подготовки (экономистов, управленцев, юристов) нашли отражение в государственных образовательных стандартах. Разработанные профессиональные стандарты раскрывают сущность профессиональной деятельности работников, находящихся на различных квалификационных уровнях и связанных общей технологической задачей (исследование, производство, проектирование, управление, сфера услуг). При этом перечень требований к работнику в профессиональных стандартах носит комплексный характер, с использованием более современной терминологии в виде сочетания требований к знаниям, умениям, навыкам, компетенциям, профессиональному опыту или мастерству. Государственные образовательные стандарты профессионального образования первого и второго поколений были ориентированы на информационно-знаниевую модель профессионального образования, в которой основной акцент делался на формировании перечня дисциплин, их объёмов и содержания, а не на требованиях к уровню освоения учебного материла. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО и ФГОС ВПО 3+ - модель стандарта третьего поколения) формулирует требования к результатам освоения основных образовательных про-
грамм подготовки бакалавра, специалиста и магистра в виде компетенций в области как профессиональной деятельности, так и социально-личностной [4].
Так, например, в соответствии с введением профстандарта педагога Министерство образования и науки Российской Федерации подготовило программу модернизации педагогического образования на 2014-2017 годы. В рамках этого документа в 17-25 российских вузах будут осуществляться пилотные проекты: отработка новых моделей и программ, подготовка носителей новой идеологии и технологий, направленных на индивидуальное обучение и развитие выпускников с целью формирования более устойчивых, конкурентно-содержательных квалификационных показателей. Применительно к обсуждаемой нами проблеме этот вопрос приобретает особую актуальность. Здесь можно говорить даже о некоторых формах «персонализированного» обучения, которое должно достигаться посредством гибкого подхода, основанного на учёте способностей, индивидуально неповторимых качеств, достижений и устремлений каждого конкретного студента как уникальной творческой личности. В связи с этим крайне важно найти способ индивидуально-творческого обучения и развития с учётом неповторимости каждого студента, будущего актёра или режиссёра. Особую актуальность в русле обсуждаемой нами проблемы приобретает проблема качества образования, воспитания и общего развития студентов. Проблема качества образования, как общая для реформирования современного образования, связана с необходимостью формирования, конкурентоспособных специалистов, мотивированных на успех,
владеющих способами применения компетенций в новых условиях, обусловленных требованиями современного рынка труда. Качество образования в области театрального искусства — это сложное, комплексное понятие, трактовка которого далеко не однозначна. Это связано с тем, что творческая деятельность не всегда поддаётся стандартизации. Поэтому необходимо, чтобы студенты и преподаватели театральных специальностей научились соизмерять свою деятельность с точки зрения таких параметров, как фундаментальность, уникальность формируемой личности и практико-ориентированный творческий характер обучения студентов театральных специальностей.
Сегодня наиболее остро стоит вопрос сопоставления уже разработанных квалификационных требований с требованиями быстро развивающейся практики и формулировки требований к выпускнику театрального вуза в терминах компетент-ностного подхода.
На уровне государственных стандартов и государственных заказов результаты профессиональной подготовки будущих работников театрального искусства на общих основаниях характеризуются общими показателями качества образования. Они являются общими для всех образовательных учреждений, в том числе и для театральных вузов и вузов культуры. Конкретные показатели качества образования специфичны для каждой образовательной программы, соответствуют той модели выпускника, которую определяют цели, задачи и содержание образования по данной программе, человеческие ресурсы, научно-методическое обеспечение. В связи с этим мы вправе рассматривать основы формирования профес-
сиональных компетенций у студентов театральных специальностей как составную часть высшего образования личности, как одно из приоритетных направлений современного образования в области культуры и искусства. Это актуализирует проблему формирования профессиональных компетенций на основе более глубокого и содержательного изучения специфических особенностей профессионального образования будущих специалистов в об-
ласти театрального искусства. Предлагаем учитывать особенности, отражающие возможности разумного сочетания положений компетентностного подхода и творческого характера учебного процесса вуза культуры. Данный вывод вызван противоречиями между требованиями ком-петентностного подхода и требованиями развития будущего специалиста в области театрального искусства как творческой личности.
Примечания
1. Бакланова Н. К., Зотова Л. В. К проблеме музыкальной подготовки режиссёров театрализованных представлений // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 2 (70). С. 209-215.
2. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / под ред. В. И. Байденко. Москва, 2006. 217 с.
3. Бордовский Г. А. Управление качеством образовательного процесса : монография. Санкт-Петербург : РГПУ имени А. И. Герцена, 2001.
4. О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное образование с учётом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования : решение коллегии Минобрнауки России от 31 января 2007 года [Электронный ресурс]. URL: http://edu.ru/ db/portal/spe/3v/310107s.htm
5. Селезнева Н. А. Качество образования и информационные технологии в образовании // Качество образования и информационные технологии. Развитие образовательного пространства с использованием информационных технологий и телекоммуникаций : Третья Всероссийская школа-семинар «Информационные технологии в управлении качеством образования и развитии образовательного пространства» (г. Москва, 3-5 апреля 2001 г.) : сборник докладов. Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.
6. Сластенин В. А., Исаев И. Ф, Шиянов Е. Н. Педагогика : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. В. А. Сластенина. Москва : Academia, 2002. 567 с.
References
1. Baklanova N. K., Zotova L. V. To the issue of musical training of theatrical performances' directors. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2016, no. 2 (70), pp. 209-215.
2. Baidenko V. I., ed. Bolonskiy protsess: poisk obshchnosti yevropeyskikh sistem vysshego obrazo-vaniya (proyekt TUNING) [Bologna process: the search for a common European system of higher education (the TUNING project)]. Moscow, 2006. 217 p.
3. Bordovsky G. A. Upravleniye kachestvom obrazovatel'nogo protsessa [Quality management of the educational process]. St. Petersburg, Publishing house of Herzen State Pedagogical University of Russia, 2001.
4. O razrabotke novogo pokoleniya gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov i poetapnom per-
ekhode na urovnevoye vyssheye professional'noye obrazovaniye s uchotom trebovaniy rynka truda i mezhdunarodnykh tendentsiy razvitiya vysshego obrazovaniya : resheniye kollegii Minobrnauki Rossii ot 31 yanvarya 2007 goda [On the development of a new generation of state educational standards and the gradual transition to a higher level vocational education, taking into account the requirements of the labor market and international trends in the development of higher education: the decision of the board of the Ministry of Education and Science of Russia on January 31, 2007]. Available at: http://edu.ru/db/portal/spe/3v/310107s.htm
5. Selezneva N. A. Kachestvo obrazovaniya i informatsionnyye tekhnologii v obrazovanii [Quality of education and information technologies in education]. Kachestvo obrazovaniya i informatsionnyye tekhnologii. Razvitiye obrazovatel'nogo prostranstva s ispol'zovaniyem informatsionnykh tekhnologiy i telekommunikatsiy. Tret'ya Vserossiyskaya shkola-seminar "Informatsionnyye tekhnologii v upravlenii kachestvom obrazovaniya i razvitii obrazovatel'nogo prostranstva" (g. Moskva, 3-5 aprelya 2001 g.): sbornik dokladov [Quality of education and information technology. Development of the educational space using information technologies and telecommunications: The Third All-Russian School-Seminar "Information Technologies in Quality Management of Education and Development of the Educational Space" (Moscow, 3-5 April 2001): a collection of reports]. Moscow, Published by Research Center for Quality Problems in Training Specialists, 2001.
6. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Pedagogika [Pedagogics]. Moscow, Publishing house «Academia», 2002. 567 p.