Научная статья на тему 'Особенности реализации коммуникативных качеств речи в современных православных сми'

Особенности реализации коммуникативных качеств речи в современных православных сми Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
289
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНЫЕ СМИ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ДИСКУРС / КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ / РЕЧЕВОЙ ИДЕАЛ / РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / ORTHODOX MEDIA / RELIGIOUS DISCOURSE / COMMUNICATIVE QUALITIES OF SPEECH / MODEL SPEECH / SPEECH CULTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Павловская Ольга Евгеньевна, Шкрабкова Ирина Владимировна

Рассматривается репрезентация коммуникативных качеств речи в религиозном дискурсе печатных и электронных православных разножанровых средств массовой коммуникации. Делается вывод о возможности рассмотрения анализируемых коммуникативных качеств в качестве образца православного речевого идеала, что позволяет предложить использовать религиозный дискурс православных печатных и электронных СМИ как пример образцовой речи при обучении русской речевой культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Павловская Ольга Евгеньевна, Шкрабкова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the representation of the communicative qualities of speech in the religious discourse of printed and electronic Orthodox media of different genres. The authors make the conclusion about the possibility of considering the analyzed speech patterns to be an example of the Orthodox model speech. It is suggested that the religious discourse of Orthodox printed and electronic media could be used as model speech when teaching Russian speech standards.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации коммуникативных качеств речи в современных православных сми»

O.E. ПАВЛОВСКАЯ, И.В. ШКРАБКОВА (Краснодар)

особенности реализации коммуникативных качеств речи в современных православных сми

Рассматривается репрезентация коммуникативных качеств речи в религиозном дискурсе печатных и электронных православных разножанровых средств массовой коммуникации. Делается вывод о возможности рассмотрения анализируемых коммуникативных качеств в роли православного речевого идеала, что позволяет предложить использовать религиозный дискурс православных печатных и электронных СМИ как пример образцовой речи при обучении русской речевой культуре.

Ключевые слова: православные СМИ, религиозный дискурс, коммуникативные качества речи, речевой идеал, речевая культура.

Произошедшие за последние годы в линг-восистеме преобразования, связанные с трансформациями в политической, социально-экономической, культурно-религиозной жизни страны, показали, что современное общество находится в духовном поиске, направленном на формирование определенной морально-нравственной системы взглядов.

Ни для кого не секрет, что социум уже не представляет своего существования без средств массовой информации, которые помогали бы ему ориентироваться в жизни. Однако, по верному замечанию Н.В. Сальниковой, «в контексте современной социально-политической и экономической обстановки вектор движения медиапотока сориентирован на массовое потребление, коммерческую выгоду, борьбу рейтингов. В таких условиях "псевдонормой" для СМИ стал акцент на провокациях и скандалах, человеческой физиологии, мнимых аксиоустановках (индивидуализм, экономическая свобода и др.)» [16]. Мы поддерживаем точку зрения автора о том, что серьезные изменения в понимании и восприятии этических норм и нравственных ценностей общества, в их искажении и замене моральными суррогатами произошли не без влияния медиаре-сурсов.

Последние два десятилетия характеризуются интенсивностью развития СМИ, которые, по мнению Т.Г. Добросклонской, «оказывают огромное влияние на производство и распространение слова» и «требуют не только научного осмысления, но и разработки новых парадигм практического исследования языка СМИ» [3, с. 5].

Говоря о функциях СМИ, следует отметить, что наряду с информационной, аналитической, развлекательной и другими функциями немаловажной является духовная, в основе которой заложены общепонятные и общепринятые ценностные категории. Однако, по замечанию С.В. Ильясовой, «в СМИ функция воздействия, убеждения начинает вытеснять остальные языковые функции, и средства массовой информации превращаются в средства массового воздействия» [4, с. 11].

Современное общество, часто ориентируясь на язык массмедиа, получает размытые представления о речевом эталоне. СМИ нередко транслируют агрессивное вербальное поведение, негативно влияя на языковой вкус адресата, снижая качество речи. в связи с этим нарастание агрессии в СМИ является лингвистической, психологической, культурологической проблемой, а проповедование (культивирование) эстетически правильной русской речи становится одной из первостепенных задач современности. Решить даную задачу, по нашему мнению, можно с помощью привлечения в качестве эталона современный православный дискурс в его разных жанровых проявлениях.

так исторически сложилось, что в россии на протяжении многих веков православие являлось одним из ведущих социальных регуляторов морально-нравственного состояния общества. русская православная культура сформировалась под влиянием Священного Писания, молитв, литургических текстов, где заложены главные христианские принципы: почитание святынь, искреннее отношение к родине, уважение к традициям, любовь к ближнему. Поэтому у православных особое отношение к слову, к общению.

образцом речевого поведения христианина являлись общеэтические заповеди: кротость, смирение, уравновешенность, доброжелательность, приветливость. Грехом считалось осуждение людей, злословие, гнев, злопамятство, ненависть, лукавство, леность, об-

© Павловская O.E., Шкрабкова И.В., 2019

ман, споры, нежелание уступать ближнему, оскорбление и др.

И сегодня РПЦ не утратила своих позиций. Так, представители православного христианства стремятся расширить сферу влияния на нравственное сознание людей, начав структуризацию религиозных СМИ с четко обозначенной аксиологической парадигмой, транслирующей христианские ценности российского народа. Религиозные СМИ - это периодическая печать и электронные медиа, которые выходят под эгидой русской православной церкви, являющейся их учредителем, собственником, цензором [16].

религиозная коммуникация возникает в «важнейшие, нередко критические ситуации в жизни верующего человека» [9, с. 77], когда человек обращается к высшим силам за значащей для него информацией. Именно поэтому так важно, чтобы современные православные СМИ, позиционирующие христианские ценности, не только соблюдали нормы современного русского языка, но еще и умели найти точное, наиболее выразительное, уместное, стилистически оправданное выражение своих мыслей.

Православные СМИ сегодня - это газеты и журналы для разных категорий читателей, теле- и радиопрограммы для разной целевой аудитории, разветвленные жанры интернет-коммуникации, например журналы «Фома», «Славянка», «Церковная ризница» и др., газеты «Благовест», «Дружина», «Кубань православная», интернет-блоги «Батюшка ответит», православные сайты и др. По своему содержанию данные СМИ транслируют христианское видение и понимание мира, при этом считая основной задачей религиозное просвещение в свете православных традиций [12]. В статье нами ставится задача показать репрезентацию коммуникативных качеств речи в православных СМИ как наиболее отражающих православный речевой идеал.

Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи и учитывать их в процессе речевого взаимодействия. в соответствии с требованиями коммуникативного аспекта культуры речи носители языка должны владеть функциональными разновидностями языка, а также ориентироваться на прагматические условия общения, которые существенно влияют на оптимальный для данного случая выбор и организацию речевых средств [1, с. 55]. Анализ реализации комму-

никативных качеств речи (правильности, чистоты, выразительности, богатства и разнообразия, уместности) как наиболее проявившихся в религиозном дискурсе проводился нами на основе печатных и электронных образцов современной православной периодики.

Понятие «правильность речи» в религиозном дискурсе реализуется неоднозначно. С одной стороны, функционирующий современный русский литературный язык в данном дискурсе предполагает осуществление речевой коммуникации согласно действующим нормам. Однако употребление наряду с современным русским литературным языком церковнославянского приводит к столкновению действующих норм с классическими. Безусловно, эта ситуация говорит об особенностях православного дискурса, использующего в основном религиозный стиль. Например: Тогда, четыре столетия назад, совесть народную смогли пробудить Святейший Патриарх Гер-моген, своими речами и посланиями призывавший соотечественников твердо стоять в православной вере и хранить духовные традиции, а также князь Пожарский и Кузьма Минин, которым удалось собрать ополчение из патриотически настроенных людей [7]; Да, вскоре после интронизации Святейший Патриарх приехал в Эстонию и служил в нашем храме 7 июля, в престольный праздник - Рождество Иоанна Крестителя. Патриарху сослужили два епископа: епископ Истринский Арсений и Тапаский Виктор - настоятель Александро-Невского собора [8].

Проблема чистоты речи в православном дискурсе практически отсутствует, т. к. основные тексты религиозного содержания являются культурными ценностями и святынями православной религии - Священное Писание, Псалтырь, летописи, богослужебная литература и др. Чистота речи служит показателем не только речевой и общей культуры человека, но и его вкуса, чувства языка, чувства меры. Многожанровые православные СМИ неукоснительно следуют требованию чистоты речи, чистоты слога, поскольку требование чистоты связано с отбором выразительных средств, качество которых определяется знанием языка и литературным вкусом.

Не употребляй нецензурных и вообще никаких грязных, ругательных слов. Проходя через твое сознание, твой язык, они загрязняют тебя, твой ум, твою душу. Употребляя грязные слова, ты сам становишься грязнее. <...> Известный лексикограф Владимир Даль пи-

сал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека - это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом» [10]; Привыкший сквернословить находится уже в зависимости от своей вредной привычки. Как говорит апостол, творя грех, раб есть греха. Кто думает, что он независим от своей привычки сквернословить, пусть попробует хотя бы два дня не употреблять мат, и поймет, кто в доме хозяин. Бросить ругаться не легче, чем бросить курить. Недавно в известном ростовском салоне красоты случилось ЧП: уволились сразу три женщины-парикмахера. Причина заключалась в том, что директор запретил им материться на рабочем месте. Вынести этот запрет молодые женщины были не в силах (Свящ. ПавелГумеров) [17].

важным условием выразительности речи является наличие у автора речи своих чувств, мыслей. выразительность подразумевает оригинальность, неожиданность, неповторимость, поэтому выразительная речь всегда креативна, всегда способна вызвать интерес слушателей [2, с. 233].

Анализ текстов современных СМИ показал наличие самостоятельности мышления авторов православных текстов: рефлексия не по шаблонам, осознанное видение проблемы, эм-патийное отношение авторов к тому, о чем они пишут, что пишут, и к тем, для кого пишут. Использование выразительных средств, хорошее знание особенностей функциональных стилей указывают на достаточно высокий уровень владения как церковнославянским, так и современным русским языком: Наш Символ Веры обильно пропитан дражайшей Кровью нашего Господа, которой Он стяжал Себе Церковь, кровью святых мучеников, последовавших вслед за своим Подвигоположником и отдавших жизнь за исповедание веры Христовой. Читая Символ Веры, мы не только исполняемся Духа ведения и разума, но и получаем созидание самих себя Свыше [15].

Богатство речи, реализующееся в религиозном стиле, можно определить как максимально возможное насыщение ее разными, не повторяющимися средствами языка, необходимыми для выражения содержательной информации. Степень богатства речи может зависеть, прежде всего, от усвоения автором речи навыков применения языковых средств, активности работы авторского сознания, от глубины и самостоятельности понимания автором речи ее предмета (объекта), от духовной

зрелости, способствующих реализации коммуникативной цели разножанровых текстов религиозного содержания:

С возрастом человек становится беззащитнее. Женщина, быть может, вдвойне. И оставлять ее одну с альбомом фотографий, на которых она молодая, а самому начинать новую главу собственной биографии с одной из тех, что в дочери сойдет, - некрасиво. Дело распространенное. Многие поймут, многие придумают оправдания. Но это предательство. Как у военного - измена присяге, как у священника - уход в раскол. Это даже какая-то форма садистического убийства, при котором разлюбленную жертву хоронят заживо и спешат вернуться к наслаждениям. Но разве они - наслаждения - возможны в данном случае в полной мере? Ведь это та же самая слезинка ребенка, о которой говорил Федор Михайлович. Это слезинка, которая, ежели ляжет в основание будущей всемирной гармонии, то сделает невозможной эту самую гармонию и в хлам превратит ее.

Разница только в том, что писатель говорит об одной слезинке ребенка, а мы говорим о реках слез взрослых женщин (миллионов женщин), которым, словно в ритуале вуду, вырвали сердце. Об этих женщинах и их слезах говорит пророк: «И вот еще что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилоствительной жертвы из рук ваших. Вы скажете: "за что?" За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя» (Мал. 2: 13-14) [18].

особенный смысл приобретает понятие «уместность речи» применительно к религиозному дискурсу. Так, стилевая уместность характеризуется использованием разностилевых элементов, с помощью которых удается достичь определенного эстетического эффекта и донести до читателя главную мысль автора.

основным критерием ситуативно-контекстуальной уместности являются ситуация и задачи. выбор языковых средств в религиозном дискурсе определяется темой, жанром, целевой установкой автора и целевой аудиторией. Именно различие целевой аудитории определяет учет личностно-психоло-гической уместности, предполагающей заботливое отношение к собеседнику, умение вовремя подумать о его настроении, учесть его ин-

дивидуально-психологические особенности, найти в той или иной ситуации нужное слово, необходимую интонацию. ...Линия борьбы между светом и тьмой, между Богом и диа-волом, о которой говорил Ф.М. Достоевский, особым образом проходит по сердцам молодых людей. Мы живем в таком мире, из которого усилиями мыслителей, философов, политиков была изгнана идея греха. Вместо нее появилась идея прав и свобод. И оказалось, что грех смешался со спасением... [13, с. 32].

Личностно-психологическая уместность тесно связана с понятием речевого этикета, предполагающим тактичность, доброту, вежливость, честность, благородство в речевом поведении участников общения, что соответствует этике православной культуры: Молитва за усопших - наша главная и неоценимая помощь отошедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа [19].

Уместность языковых средств православного дискурса применительно к разным целевым аудиториям и бытовым проблемам демонстрирует пастве не только нормативную речь, но и нормативное поведение в определенной, конкретной ситуации общения: Чтобы полюбить своих врагов, необходимо научиться видеть в каждом ближнем, которого Господь посылает на нашем пути, образ Божий. Тут еще нужно понимать, что любовь -это дар Божий. Вот, например, что говорит праведный Иоанн Кронштадтский о любви к врагам: «Помолись о враге и увидишь, как хорошо тебе будет, как ты успокоишься, как будет тебе легко» [6]; Людям, идущим в храм, надо знать, что Церковь - это особый мир со своими правилами. Отношения между верующими регулируются правилами церковного этикета, которые соблюдаются при посещении храма или монастыря. В отличие от светского этикета, правила поведения в церковной среде, будучи теснейшим образом связаны с благочестием, ведут к очищению и преображению сердца Божией благодатью, которая даруется труждающемуся и подвизающемуся. Поэтому церковный этикет должен пониматься не только как свод правил поведения,

принятых в целях сохранения церковного организма, но и как путь восхождения ко Христу [11].

Таким образом, анализ реализации коммуникативных качеств речи в религиозном дискурсе современных православных СМИ позволяет сделать вывод о возможности их рассмотрения в качестве образца православного речевого идеала. Этот вывод позволяет нам предложить религиозный дискурс православных печатных и электронных СМИ использовать как пример образцовой речи при обучении русской речевой культуре.

Список литературы

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Русский язык и культура речи. Ростов н/Д., 2004.

2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1980.

3. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М., 2008.

4. Ильясова C.B., Амири Л.П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламе. М., 2009.

5. Ипполитова H.A., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: курс лекций / под ред. H.A. Ипполитовой. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007.

6. Как научиться искренне любить врагов? Советы пастырей [Электронный ресурс]. URL: http:// www.pravoslavie.ru/95639.html (дата обращения: 09.12.2018).

7. Кирилл (Патриарх Московский и всея Руси). Нравственность - основа человеческого единства // Церковь и время: научно-богословский и церковно-общественный журнал. 2018. Т. LXXXII. С. 5-19.

8. Корнилий (митрополит Таллинский и всея Эстонии). На посох священномученика Платона я опираюсь до сих пор // Журн. Моск. Патриархии. 2018. № 2. С. 48-53.

9. Мечковская Н.Б. Язык и религия: пособие для студентов гуманитарных вузов. М., 1998.

10. О вреде мата, сквернословия [Электронный ресурс]. URL: http://osa-pokrov.prihod.ru/2015/02/ 26/o-vrede-mata-skvernosloviya/ (дата обращения: 08.12.2018).

11. Общие сведения о церковном этикете [Электронный ресурс]. URL: http://voskrcerkov.ru/ 2013/12/05/o-cerkovnom-etikete/ (дата обращения: 08.12.2018).

12. Павловская О.Е. Репрезентация духовно-культурных ценностей в современном православном дискурсе // Современные СМИ как отражение аксиологических ориентиров общества: материалы Междунар. науч.-практ. конф.: сб. ст. Краснодар: Изд. Дом-Юг, 2018. С. 300-303.

известия вгпу. филологические науки

13. Патриарх Московский и всея Руси. Молодежь - передовой отряд Церкви // Передовой отряд Церкви. М.: Изд. А. Ушаков, 2009.

14. Петрова H.E. Язык современных СМИ. Средства речевой агрессии [Электронный ресурс]. URL: https://librolife.ru/g4297828 (дата обращения: 05.12.2018).

15. Речь священника Ненарокова на Антиэкуменическом форуме [Электронный ресурс]. URL: http://krasvremya.ru/rech-svyashhennika-nenarokova-na-antiekumenicheskom-forume/ (дата обращения: 05.12.2018).

16. Сальникова Н.В. Ценностный дискурс современных СМИ Русской Православной Церкви: автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2015.

17. Сквернословие [Электронный ресурс]. URL: http://verapravoslavnaya.ru/?Skvernoslovie_-_ alfavit (дата обращения: 05.12.2018).

18. Ткачев А. (протоиерей). С любимыми не расставайтесь [Электронный ресурс]. URL: http:// www.pravoslavie.ru/99846.html (дата обращения: 05.12.2018).

19. Фролов А. (диакон). Димитриевская родительская суббота // Майкопский православный вестник. 2018. № 10. С. 8.

* * *

1. Vvedenskaya L.A., Pavlova L.G. Russkij yazyk i kul'tura rechi. Rostov n/D., 2004.

2. Golovin B.N. Osnovy kul'tury rechi. M., 1980.

3. Dobrosklonskaya T.G. Medialingvistika: si-stemnyj podhod k izucheniyu yazyka SMI. M., 2008.

4. Il'yasova C.B., L.P. Amiri Yazykovaya igra v kommunikativnom prostranstve SMI i reklame. M., 2009.

5. Ippolitova N.A., Knyazeva O.Yu., Savvo-va M.R. Russkij yazyk i kul'tura rechi: kurs lekcij / pod red. N.A. Ippolitovoj. M.: TK Velbi, Izd-vo «Prospekt», 2007.

6. Kak nauchit'sya iskrenne lyubit' vragov? Sovety pastyrej [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www.pravoslavie.ru/95639.html (data obrashcheniya: 09.12.2018).

7. Kirill (Patriarh Moskovskij i vseya Rusi). Nravstvennost' - osnova chelovecheskogo edinstva // Cerkov' i vremya: nauchno-bogoslovskij i cerkovno-obshchestvennyj zhurnal. 2018. T. LXXXII. S. 5-19.

8. Kornilij (mitropolit Tallinskij i vseya Estonii). Na posoh svyashchennomuchenika Platona ya opi-rayus' do sih por // Zhurn. Mosk. Patriarhii. 2018. № 2. S. 48-53.

9. Mechkovskaya N.B. Yazyk i religiya: posobie dlya studentov gumanitarnyh vuzov. M., 1998.

10. O vrede mata, skvernosloviya [Elektronnyj resurs]. URL: http://osa-pokrov.prihod.ru/2015/02/26/ o-vrede-mata-skvernosloviya/ (data obrashcheniya: 08.12.2018).

11. Obshchie svedeniya o cerkovnom etikete [Elektronnyj resurs]. URL: http://voskrcerkov.ru/ 2013/12/05/o-cerkovnom-etikete/ (data obrashcheniya: 08.12.2018).

12. Pavlovskaya O.E. Reprezentaciya duhov-no-kul'turnyh cennostej v sovremennom pravoslav-nom diskurse // Sovremennye SMI kak otrazhenie aksiologicheskih orientirov obshchestva: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: sb. st. Krasnodar: Izd. Dom-Yug, 2018. S. 300-303.

13. Patriarh Moskovskij i vseya Rusi. Molodezh' -peredovoj otryad Cerkvi // Peredovoj otryad Cerkvi. M.: Izd. A.Ushakov, 2009.

14. Petrova, N.E. Yazyk sovremennyh SMI. Sredstva rechevoj agressii [Elektronnyj resurs]. URL: https://librolife.ru/g4297828 (data obrashcheniya: 05.12.2018).

15. Rech' svyashchennika Nenarokova na Anti-ekumenicheskom forume [Elektronnyj resurs]. URL: http://krasvremya.ru/rech-svyashhennika-nenarokova-na-antiekumenicheskom-forume/ (data obrashcheniya: 05.12.2018).

16. Sal'nikova N.V. Cennostnyj diskurs sovremennyh SMI Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. SPb., 2015.

17. Skvernoslovie [Elektronnyj resurs]. URL: http://verapravoslavnaya.ru/?Skvernoslovie_-_alfavit (data obrashcheniya: 05.12.2018).

18. Tkachev A. (protoierej). S lyubimymi ne ras-stavajtes' [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.pravo slavie.ru/99846.html (data obrashcheniya: 05.12.2018).

19. Frolov A. (diakon). Dimitrievskaya roditel'-skaya subbota // Majkopskij pravoslavnyj vestnik. 2018. № 10. S. 8.

Specificities of the manifestation of communicative qualities of speech in modern Orthodox media

The article considers the representation of the communicative qualities of speech in the religious discourse of printed and electronic Orthodox media of different genres. The authors make the conclusion about the possibility of considering the analyzed speech patterns to be an example of the Orthodox model speech. It is suggested that the religious discourse of Orthodox printed and electronic media could be used as model speech when teaching Russian speech standards.

Key words: Orthodox media, religious discourse, communicative qualities of speech, model speech, speech culture.

(Статья поступила в редакцию 30.01.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.