УДК 631.15:631.16
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ В УСЛОВИЯХ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ
Н.М.Кувшинов, М.Н.Кувшинов Г.В. Столяров
В статье рассматриваются вопросы состояния инновационного развития в агропромышленном комплексе в условиях радиоактивного загрязнения Брянской области.
Ключевые слова: сельское хозяйство; инновации; радиоактивно-загрязненная территория.
Основной целью развития Агропромышленного комплекса Брянской области было формирование эффективного устойчивого агропромышленного производства, обеспечивающего потребности населения в основных продуктах питания, а предприятий пищевой промышленности - в сельскохозяйственном сырье, осуществление поставок сельскохозяйственной продукции за пределы региона преимущественно в переработанном виде.
Однако, для каждого региона на перспективу должна быть выработана стратегия развития агропромышленного комплекса.
По мнению академика РАСХН А.Н.Семина задачами стратегии агропромышленного сектора экономики области является:
-привлечение финансовых ресурсов крупных инвесторов для реализации высокоэффективных инвестиций в АПК;
-создание условий для повышения конкурентоспособности продукции, сохранения и воспроизводства используемых сельским хозяйством природных ресурсов;
-устойчивое развитие сельских территорий, обеспечение занятости и повышение уровня жизни местного населения;
-увеличение производства продукции земледелия и животноводства на основе повышения урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности скота;
-повышение уровней потребления основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, их доступности и экологически безопасности для населения;
- улучшение институционального устройства сельскохозяйственного производства путем поддержки развития крупных форм (агрофирм, агрохолдингов - городков) и малых форм хозяйствования;
-повышение роли факторов управления, информатизации науки в устойчивом развитии сельскохозяйственного производства [7].
Без интеграции науки, образования и производства, на основе объединенной региональной стратегии экономика развиваться не сможет [8].
Аналогичные цели поставлены и перед АПК юго-западных районов области, подвергшихся сильному радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, когда необходимо получать не только высокие и устойчивые урожаи сельскохозяйственных культур, но и «чистые» от радионуклидов, отвечающих требованиям радиационной безопасности.
Радиоактивное загрязнение делает невозможным обычное использование на ней земельных угодий, нарушает условия проживания населения, усложняет экологические проблемы ведения сельскохозяйственного производства и получения безопасной продукции, соответствующей санитарно-гигиеническим нормативам в течение нескольких десятилетий, в зависимости от уровня радиоактивного загрязнения почв и их свойств. Такие земли требуют к себе повышенного внимания и организации проведения на них комплексных мероприятий по оздоровлению природной среды и приведению загрязненных земель в экологически безопасное состояние, пригодное для хозяйственного использования и проживания населения [1].
Мониторинг радиационной обстановки через четверть века после аварии показал, что процессы освобождения и самоочищения почв от радионуклидов идут крайне медленно [3]. За 25 лет с момента аварии в разряд условно чистых перешло всего 10,5% загрязненных земель, более чем в 3 раза сократилась площадь сельскохозяйственных угодий с уровнем загрязнения свыше 15 Ки/км2 ,за счет чего возросло количество менее загрязненных - от 1 до 5 Ки/км2 до 198,7 тыс. га (рис. 1).
250 200 150 100 50 0
- 1
=
г ч4 - — Л::
_ V: _ = Г~1—1. ^
□ 1986 г. В1993 г. 01999 г. а 2006 г.
До 1
1 - 5
5 - 15
15 - 40 Свыше 40
Группы загрязнения, Ки/км2
Рисунок 1 Динамика плотности загрязнения почв сельскохозяйственных угодий юго-западных
районов Брянской области цезием 137 [2].
Повышение эффективности сельскохозяйственного производства в перспективе должна идти через поддержку и развитие трех основных блоков: инновационного, информационного и консультационного
Инновационное развитие агропромышленного комплекса страны должно быть тесно связано с комплексным использованием наукоемких факторов производства, определяющих технико-технологическую, финансово-экономическую и организационно-управленческую деятельность с целью обеспечения устойчиво высокой конкурентоспособности конечной продукции агропродовольст-венного сектора экономики как внутри страны, так и за рубежом [7].
Пока наблюдается низкая инновационная активность Российской экономики, что вызвано: низким качеством управления в АПК; недостаточным развитием научного обеспечения управления; индифферентностью предпринимателей к науке и инновациям; отсутствием должной культуры бизнеса и его ориентация на получение максимальной прибыли в краткосрочном периоде; отсутствием системного инновационного законодательства; коррупцией и наличием «откатов» при размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, в том числе и на выполнение НИ-ОКР; отсутствием эффективных механизмов государственного регулирования финансовых потоков предприятий; малой результативностью научной или научно-технической деятельности, отсутствием активного рыночного спроса на результаты интеллектуальной деятельности, дефицитом квалифицированных кадров вследствие диспропорций в развитии системы профессионального образования по уровням знания и отраслевой структуре, а также низким качеством их подготовки; высокой стоимостью нововведений и экономическим риском [8]. Как считает автор, особенно негативным становится то, что разрыв между наукой, образованием и производством в последнее время возрос до опасной черты: они оказались организационно разобщены.
В аналитической записке территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Брянской области «Об инновационной деятельности предприятий и организаций Брянской области в 2010 году» из семи радиоактивно-загрязненных районов по инновационному развитию представлена информация только по Климовскому, Красногорскому и Стародубскому районам и городам -Клинцы и Новозыбков. В четырех остальных районах инновации даже не отмечались.
Предлагается стратегия развитие сельского хозяйства радиоактивно-загрязненных территорий области по традиционному и инновационному варианту. Как отмечал Микульский К. для российской экономики характерна крайне низкая инновационная деятельность, сильный тренд к консервации, отсталости, блокировки модернизации. Поэтому нужно избежать абсолютизации инновационных требований и учитывать, что в условиях современной России значительный сектор экономики неизбежно базируется на традиционных технологиях производства, отвечающего нынешнему состоянию массового производства, прежде всего традиционного.
По традиционному варианту производство всех видов сельскохозяйственной продукции земледелия и животноводства должно составлять не ниже уже достигнутого уровня. Этот вариант возможно использовать в убыточных предприятиях и на предприятиях при уровне рентабельности до 20 процентов. При таком подходе необходимо увеличить распаханность полей, увеличить поголовье скота до уровня 90-х годов. При этом возможно проводить ресурсосберегающие технологии, внедрять в производство новые высокоурожайные и адаптированные к местным условиям сорта сельскохозяйственных культур и новых пород животных (в том числе и завезенных из других регионов),
использовать высококачественные удобрения и средства химизации и эффективные средства защиты растений от сорняков, болезней и вредителей. Значительные инвестиции могут способствовать экономическому росту этих хозяйствам. При таком подходе исчезнет импортозависимость этих территорий. Такой вариант обеспечит жизнь селян на приемлемом для местных условий уровень, а доходы возрастут до прожиточного уровня. В таблице 1 сведены показатели по результатам экономическ-рой деятельности сельскохозяйственных организаций области, в том числе и в радиоактивно-загрязненных радионуклидами районах.
Таблица 1
Экономическая эффективность хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организа-_ций Брянской области_
Районы Годы
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Результаты хозяйственной деятельности прибыль (+), убыток (-) в сельскохозяйственных организациях (миллионов рублей)
Всего по области -202,0 -137,5 -326,3 -189,8 28,2 89,4 36,1 289,5 369,3
Радиоактивно-загрязненные районы -89,8 -75,7 -227,2 -125,1 -73,5 -24,9 -23,7 0,3 57,8
Уровень рентабельности (+), убыточности (-) по всей деятельности в сельскохозяйственных организациях
Всего по области -10,4 -5,7 -13,7 -6,9 0,9 2,9 1,2 7,8 9,6
Радиоактивно-загрязненные
районы: Гордеевский -21,9 -12,9 -4,4 -13,4 -12,8 52 6,2 4,1 3,2
Злынковский -59,2 -56,6 -64,1 -71,4 -84,7 -20,4 22,0 -7,0 -23,3
Климовский -41,8 -45,9 -253,4 -58,4 -38,0 -31,7 -67,5 -27,5 33,0
Клинцовский -7,1 6,0 -1,9 1,2 1,0 18,4 13,0 14,0 44,4
Красногорский -38,1 -37,7 -48,7 -44,6 -45,6 -31,1 -11,6 -6,9 17,9
Новозыбковский -4,0 -1,0 -6,4 -23,3 2,6 -3,5 0,2 -1,5 7,3
Стародубский 6.2 5,2 4.6 12,4 18,2 23,8 15,9 29,1 37,0
Даже в условиях повышения закупочных цен и помощи государства, отмечено увеличение прибыли в сельскохозяйственных организациях только начиная с 2004 года. В 2007 году она составила 289,5 млн. руб., а уже в 2008 году возросла на 79,8 млн. рублей или на 27,6%. В радиоактивно-загрязненных районах прибыль получена только в условиях 2008 года. В 2010 г. она составила 1489 млн. руб., при уровне рентабельности - 19,7%.
В последующие годы сельское хозяйство Брянской области развивалось динамично. Продукция сельского хозяйства (в фактически действующих ценах) составила в 2010 г. 11715,0 млн. руб., что на 1387,8 млн. руб. больше, чем в 2009 г. и на 2095,1 млн. руб. больше, чем в 2008 г.
Балансовая прибыль сельского хозяйства в 2010 г. составила 917,8 млн. руб., что на 488,5 млн. руб. (87,9%) больше, чем в условиях 2009 г. и на 566 млн. руб. (в 2,6 раза) больше чем в 2008 г.
Как и во всей стране селянам из радиоактивно-загрязненных районов необходимо переключаться на инновационный уровень развития, чтобы достичь уровня производительности труда, урожайности культур, продуктивности животных до западноевропейского уровня. Это пока возможно для сельхозпроизводителей, уровень рентабельности предприятий которых превышает 20 процентов и они могут развиваться, не только за счет бюджетных поступлений в разрезе Государственных программ, но и собственных средств (прибыли, амортизации и др.). Для таких хозяйств необходимо задействовать нововведения селекционно-генетического, производственно-технологического, организационно-управленческого и экономико-социального характера. Важное место при этом отводится и экологической составляющей, связанной с неблагоприятным состоянием окружающей среды по уровню радиоактивного загрязнения. Такое развитие повысит инвестиционную привлекательность региона. Правительство Российской Федерации должно гарантировать поступление инвестиций в основной капитал этих хозяйств к 2020 году в сравнении 2010 г. не менее чем в 5 раз (средняя величина по России) При этом должно быть предусмотрено ослабление инфраструктуры, формирование новых рынков, улучшение уровня жизни населения, закрепление молодежи на селе и молодых специалистов, прибывших на работу после получения профессионального образования.
Большое внимание необходимо уделять научно-организационному обеспечению. При инновационно ориентированной стратегии в АПК предполагают осуществление нововведений, использование новшеств и инноваций. К нововведениям относятся улучшающие и рационализирующие изменения,
охватывающие весь перечень работ и результатов инновационной деятельности внутри организации по функциональным сферам деятельности и по направлениям - от постоянного повышения технического уровня, изменения объема и структуры производства до улучшения его организации, рационализации труда и совершенствования управления. В процессе проведения прикладных НИОКР и осуществления опытно-конструкторских работ нововведения могут воплотиться в новшества на этапах их создания и в инновации на этапах освоения, промышленного производства, маркетинга и сбыта [7].
Вместе с тем, наряду с решением радиоэкологических задач необходимо решать социально-экономические вопросы. За период 2005-2010 годы численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве в целом по области сократилась в 3,7 раза, то в юго-западных районах - в 4,6 раза. Недостаток квалифицированных работников является одной из причин более высоких темпов сокращения посевных площадей в загрязненных районах. Все посевные площади юго-западных районов за указанный период сократились на 5,5%, при этом площадь под кормовыми 20,1%, зерновыми и зернобобовыми - возросли на 5,3%, а картофеля возросли - в 3,0 раза, При этом валовой сбор картофеля в 2010 гг. составил 145,6 тыс. т, вместо 40,6 - в 2005 году.
Однако внедрение инновации в сельское хозяйство связано с многими часто меняющимися факторами (условиями). Для районов с радиоактивным загрязнением территории для получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур необходимо учитывать все факторы научного земледелия, оперативно реагировать на их отклонения от оптимума и минимизировать ущерб (риск) от неконтролируемых факторов, постоянно улучшать параметры частично регулируемых и получать максимально возможную отдачу от регулируемых факторы. Перечень этих факторов, с которыми постоянно приходится сталкиваться руководству предприятием на производстве, показаны в табл. 2.
В таблице показаны факторы, которыми необходимо управлять, чтобы растения получали в необходимом количестве и точно в срок основные факторы жизни: тепло, воздух, свет, воду, питательные вещества. Действие и взаимодействие факторов жизни растений в процессе их роста и развития необычайно сложны и многообразны. Тщательный логический анализ знаний о жизни растений позволили сформулировать ряд законов земледелия: равнозначимости и незаменимости факторов жизни растений; минимума; минимума, оптимума и максимума; совокупного действие факторов жизни растений; возврата и др. Несоблюдение и нарушение законов земледелия часто на практике приводило к печальным событием: необоснованная мелиорация земель; химизация; интенсивные технологии; реформирование АПК. Взятые без учета взаимных, системных связей приемы казались вполне обоснованными, крайне необходимыми, экологически и экономически оправданными, а, очень часто, в итоге приводили к отрицательным результатам функционирования сельскохозяйственного производства, дискредитировали науку.. Еще академик К.А.Тимирязев отмечал, что одностороннее увлечение какой-либо идеей, точкой зрения нигде не может принести большего вреда, чем в земледелии [3].
Поэтому, чтобы принимаемые решения были близки к оптимальным, необходимо достаточно достоверные представления о всех возможных прямых и косвенных, близких и удаленных факторах, связанных с урожайностью культур и качеством продукции, плодородием почвы, экологическими последствиями и охраной окружающей среды. В качестве примера можно привести набор способов и приемов обработки почвы при возделывании картофеля. Осенью при проведении зяблевой обработки приемов может быть 5-10, при предпосевной - 2-3, при системах ухода - 2-3. Итого, можно применять комбинации из 20-90 приемов, каждый из которых оказывает на почву определенное влияние. Плюс к этому разные системы удобрений, сроков, способов и глубины посева, борьба с болезнями и вредителями и т.д. Для принятия оптимального решения порой специалистам надо учесть несколько десятков комбинаций, часто интуитивным способом.
Трудность таких решений вызвало то, что пока не разработаны технологии даже в модельных экспериментах, позволяющих применять посоле апробации приемов в полевом эксперименте, апробированные приемы для конкретных условий: культуры, погоды, засоренности, вредителей и болезней и др.
Умение оценить ситуацию, спланировать, реализовать и проконтролировать систему мер, позволяющих снизить возможный ущерб до минимума, просчитать последствия принимаемых управленческих решений приобретает первостепенную значимость и становится обязательным условием успешной деятельности в сельскохозяйственной отрасли [9].
Таблица 2
Основные факторы, влияющие на урожайность сельскохозяйственных культур в условиях
юго-западной части Брянской области . [9]. (с нашими изменениями)
Факторы
Нерегулируемые Частично регулируемые Регулируемые
1.Количество осадков за год 1.Влажность почвы 1.Посев озимых и яровых форм сельскохозяйственных культур в севообороте
2.Количество осадков в вегетационный период 2.Распределение снега по полю 2.Выбор различных сортов, отличающихся требованиям к внешней среды и срокам созревания
3 .Интенсивность осадков 3.Температура почвы 3.Сроки сева культур, глубина заделки их семян
4. Глубина и плотность снежного покрова 4.Интенсивность проявления водной эрозии 4.Регулирование густоты посевов и направление рядков при посеве (посадке)
5. Относительная влажность воздуха 5.Интенсивность проявления ветровой эрозии 5.Засоренность посевов отдельными видами (в основном, однолетними), с которыми успешно борется биологическими, агротехническими и химическими способами при интенсивных системах земледелия
6. Сумма активных температур свыше 5о С 6.Потенциальное плодородие почвы. Содержание гумуса в почве 6.Болезни растений, которые эффективно уничтожаются современными химическими препаратами при интенсивных системах земледелия
7.Сумма активных температур свыше 10о С 7.Емкость почвенно-поглощающего комплекса 7.Обеспеченностьосновными элементами питания и микроэлементами
8. Средний абсолютный минимум температуры на глубине узла кущения озимых культур 8.Микробиологическая активность почвы 8.Оптимизации реакции почвенного раствора
9. Время наступление первых осенних заморо зков 9.Усвояемость питательных веществ 9.Аэрация почвы за счет создания необходимых физических свойств почвы и механической обработки.
10.Переход к среднесуточным положительным температурам 10.Эффективное плодородие почвы
11..Весенне-летний возврат заморозков 11.Засоренность просевов, ввиду огромного запаса семян сорняков в почве
12. Продолжительность безморозного периода 12.Болезни растений, так как при использовании фунгицидов, болезни адаптируются к новыму-словиям существования
13..Приход фотосинтетически активной радиации (физиологический), (ФАР) 13.Вредители растений.При использо-ваниихимических препаратов, вредители адаптируются к новым условиям существования
Поэтому для внедрение новых инновационных приемов в земледелии юго-западных районов Брянской области необходимо применять несколько вариантов.
1. Использовать накопленный опыт передовых хозяйств зоны, которые уже сейчас достигли больших урожаев сельскохозяйственных культур и продуктивности животных. Так, урожайность картофеля в 2011 году в Жирятинском районе составила 36,6 т с 1 га, Трубчевском - 32,3, Брянском - 30,0 т с 1 га. 43 т с 1 га было получено в ТнВ «Красный Октябрь» Стародубского района, более 40 т с 1 га -в ООО «Дружба» Жирятинского района, в фермерском хозяйстве «Богомаз», ООО «Десна - Агро» Ка-рачевского района. Примечательно, что такая высокая урожайность сравнима с расчетами по биогид-ротермическому потенциалу продуктивности культуры, рассчитанным по влиянию солнечного света
(ФАР), почвенных условий и тепла. Большой урожай получен в наших почвенно-климатических условиях, использовании отечественной техники, и, в основном, отечественными сортами. К сожалению, урожайность картофеля в районах радиоактивного загрязнения была намного ниже среднеобластных показателей (26,9 т с 1 га) и составила- в Гордеевском - 14, Злынковском - 21,7, Климовском - 24, Клинцовском - 17,3, Красногорском - 18,1, Новозыбковском - 16,2 и Стародубском - 27, 9 т с 1 га.
2. Использовать передовые технологии западных стран. Даже многие передовые хозяйства области по возделыванию картофеля применяют зарубежные препараты против сорняков, болезней и вредителей, а также используют почвообрабатывающую технику. Нередко они завозят и перспективные сорта культуры из Республики Беларусь или с Голандии. С одной стороны, покупая зарубежные зарубежные технологии, местные сельхозтоваропроизводители приобретают действительно передовую апробированную технологию. Но вместе с тем, они экономически поддерживают западные научные центры. Кроме того, зональный принцип использования разработок в области земледелия широко известен. Неслучайно, в США каждый препарат, применяемый против сорняков, вредителей и болезней, проверяется и рекомендуется только для того штата, где он прошел всестороннюю проверку. На Брянской опытной станции по картофелю Всероссийского НИИ картофельного хозяйства им. А.Г.Лорха вывели сорта культуры с урожайностью свыше 30 т с 1 га (Брянский деликатес, Рождественский, Аспия и др.).
С 2011 года в Брянской области реализуется инвестиционный проект агропромышленного холдинга «Мираторг» по развитию мясного скотоводства. Племенной скот породы Абердин-ангус завозится из Австралии, Работают уже шесть ферм с поголовьем более 20 тыс. В ближайшие годы поголовье животных этой породы на Брянщине должно возрасти до 50 тыс. Однако, для продвижения этого проекта на отдаленный период времени необходимо будет создать надлежащую кормовую базу, должное ветеринарное обслуживание животных, необходимые условия их содержания, мотивацию обслуживающего персонала, организацию работы коллектива. Поэтому, чтобы принимаемые решения были близки к оптимальным, необходимо достаточно достоверные представления о всех возможных прямых и косвенных, близких и удаленных факторах, связанных с урожайностью культур и качеством продукции, плодородием почвы, экологическими последствиями и охраной окружающей среды. Решить проблему только за счет доставки дорогих животных на Брянщину нереально. По нашему мнению, значительное отставание области в производстве мяса и, в прошлом и в настоящее время, является плохое развитие кормовой базы, слабая мотивация обслуживающего персонала к работе, ненадлежащая селекционная работа и др. причины, устранение которых, значительно упростило бы решение этой проблемы..
3. Выделение средств для развития АПК в области. В частности, на развитие животноводства в 2012 году из бюджетов всех уровней было выделено 635 млн. руб.
Пока земледелие в нашей страны значительно отстает от западных государств. Объясняется это незначительным выделением средств на экспериментальную науку, всегда слабой экспериментальной базой агрономической науки, экстремальными погодными условиями и др. Вместе с тем ряд передовых хозяйств Брянской области из года в год получают высокие и стабильные урожаи сельскохозяйственных культур.
Модернизация экономики в пострадавших от радиоактивного загрязнения территориях невозможна без инновационных процессов, которые, в свою очередь, определяются научными исследованиями и разработками. В связи с аварией на ЧАЭС к исследованиям и разработкам на территории Брянской области были подключены многие ведущие научно-исследовательские институты страны, вузы. Многоплановые исследования в этом направлении были выполнены и выполняются во Всесоюзном (всероссийском) научно-исследовательском институте сельскохозяйственной радиологии и агроэкологии Российской академии сельскохозяйственных наук - (ГНУ ВНИИСХРАЭ), Всесоюзном (всероссийском) научно-исследовательский институт и проектно-технологический институт химизации сельского хозяйства (ВНИПТИХИМ), Всесоюзном (всероссийским) научно-исследовательском институте мясной промышленности (ВНИИПМ), Всесоюзном (всероссийском) научно-исследовательском институте ветеринарной санитарии (ВНИИВС), Брянской областной про-ектно-изыскательской станции химизации сельского хозяйства (ФГУ «Центр химизации и сельскохозяйственной радиологии «Брянский»), Всероссийском научно-исследовательским институте люпина (Брянская область), Всероссийском научно-исследовательском институте по картофелю (Брянская опытная станция), Новозыбковском филиале НИИ люпина, Брянская область), кафедрой Экологии, агрохимии и почвоведения Брянской ГСХА, кафедрами менеджмента, экономики, маркетинга государственных вузов и их филиалов [5]. Кооперация такого большого количества научных организаций для решения проблемы радиоактивного загрязнения местности, дало свои плоды. Были подготовлены многочисленные рекомендации, организованы выездные семинары, идет подготовка специалистов. Однако, несмотря на 25-летний период после аварии на Чернобыльской АЭС, многие вопросы,
связанные с реализаций последствий этой катастрофы, еще не изучены и практически не внедрены на полях и фермах предприятий пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Это требует дополнительных усилий по проведению исследований и использованию их результатов в практике. Кроме вопросов, касающихся тематики радиоактивного загрязнения территорий, научные и учебные заведения проводят определенные исследования для инновационного развития этих районов области.
Однако, общеизвестно, что в современной российской экономике органы государственного управления, науки, производства и образования развиваются, в основном, автономно, а предпринимательский сектор экономики слабо заинтересован в инновациях, даже в случае резкого падения конкурентоспособности его продукции в том числе и на внутреннем рынке. Даже в приведенных свыше государственных учреждениях наука организационно разобщена по разным структурам (государственным академиям наук, министерствам и ведомствам, государственным корпорациям), которые в инновационном плане слабо взаимодействуют между собой, что приводит к торможению научно-технического и инновационного развития, способствует распылению и неэффективному расходованию выделяемых средств. В ближайшее время необходимо заинтересовать все научные организации для проведения эффективной совместной работы. Ведь проведение единой государственной научно -технической политики ни в коем случае не допускается раздробление остатков научно-технического потенциала страны по разным структурам с автономностью ведомственных и личных интересов конкретных менеджеров от науки и образования, которые часто не совпадают с государственными интере-сами[8].
В России разрыв между наукой, образованием и производством возрос до запредельной черты, что привело к их дезорганизации и экономическому разобщению. Однако международный опыт постоянно доказывает, что без интеграции науки, образования и производства, объединенной инновационной стратегией - экономика развиваться не сможет.
Как отмечала О.Звягинцева, одной из острых проблем, сдерживающих формирование инно-вацинной экономики, является низкая активность бюджетных научных учреждений и вузов, а также научных учреждений и вузов, подведомственных государственным академиям наук [4].
Многие научные организации и предприятия, имеющие бюджетное финансирование и имеющие ряд инновационных разработок и технологий, которые из-за отсутствия достаточного финансирования или эффективной кооперации с организующими сферы промышленного производства, не имеют возможности для их практической реализации. Вследствие такой ситуации государство не только не сможет получить доход от разработок, но и потеряет отдачу от вложенных в разработки бюджетных средств. Решение проблем перехода российской экономики на инновационный путь развития требует надлежащего кадрового обеспечения сферы науки, наукоемких производств, высшего и послевузовского профессионального образования. Устойчивое развитие науки и образования во многом зависит от решения вопроса о притоке молодежи.
Пока что говорить о надежной научной базе, обеспечивающей необходимый мониторинг состояния радиоактивно-загрязненных территорий, не приходится. В этих районах уменьшается количество трудоспособного населения, а оставшееся, зачастую, не обладают необходимой квалификации работать в сложных условиях. Кроме того, вузы страны выпускают ученых-агрономов и зооинженеров, полностью не готовых качественно работать в специфических условиях радиоактивного загрязнения территорий. Не проводится разработка и стимулирование стратегии адаптивной системы интенсификации сельскохозяйственного производства в целях максимального использования потенциала устойчивости территориальных биосистем и местных природно-климатических условий, являющееся одним из самых мало затратных направлений повышения устойчивости функционирования АПК.
В XXI веке современные методы развития сельскохозяйственного производства потребуют внедрение новых технических решений на базе достижений науки, повышающих эффективность предприятий и позволяющих им перейти на более высокую ступень инновационного развития. Инновации должны быть направлены на создание необходимых условий для развития сельскохозяйственных культур соответствующему их потенциалу.
Проблема реабилитации радиоактивно загрязненных земель имеет сложный и долговременный характер, обусловленный необходимостью одновременного решения задач по их реабилитации, организации использования, обеспечению безопасного проживания населения, ведению комплексного мониторинга природной среды и здоровья людей, оповещению населения и сельскохозяйственных товаропроизводителей об изменениях в экологическом состоянии земель, качестве потребляемой продукции и продовольствия. Это обусловливает потребность в значительных дополнительных вложениях средств. Сказанное свидетельствует о большой роли в решении существующих проблем государственной поддержки для всех сельскохозтоваропроизводителей.
В настоящее время в Брянской области реализуется ряд целевых программ, направленных на реабилитацию и социальную защиту населения, охрану окружающей природной среды и повышение плодородия почв, ликвидацию последствий экологического неблагополучия, развития сельского хозяйства. Проведенный анализ их выполнения свидетельствует о постоянном увеличении расходов на развитие и поддержку радиоактивно загрязненных районов области, что позитивно сказывается на экономике сельскохозяйственного производства.
Ресурсное обеспечение программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (приоритетные подотрасли) показано в табл. 3.
Вопросам организации информационного обеспечения использования и реабилитации населения Брянской области уделяется пока незначительное внимание.
Однако в настоящее время сведения о проблемах радиационной безопасности населения в районах радиоактивного воздействия рассредоточены по различным ведомствам и учреждениям и имеют слабокоррелированный характер. Ведомственная разобщенность и низкий уровень взаимного обмена информацией препятствует эффективному ее использованию, а имеющие различия в структуре баз данных, формата
Таблица 3
Финансирование развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, тыс. руб.
Мероприятия Годы
2008 2009 2010 2011 2012
Приоритетное развитие животноводства - всего 143500,0 214535,2 206470,6 220383,6 141125
В т.ч. поддержка племенного животноводства 99900,3 44676,0 47130,1 49929,2 33325,0
из них: -субсидии на приобретение племенных животных (КРС, свиней, овец) 37900,3 38176,0 39630,1 41904,2 24400,0
-субсидии на удешевление искусственного осеменения 1800,0 2500,0 3000,0 3210,0 3675,0
-субсидии. на содержание маточного поголовья 4000,0 4000,0 4500,0 4815,0 5250,0
-субсидии на приобретение оборудования для животноводства 41000,0 - - - -
-субсидии на покупку пчелосемей 149,9 200,0 250,0 267,5 250,0
-субсидии на покупку рыбопосадочного материала 50,0 300,0 350,1 374,6 350,0
-субсидии на приобретение белково-витаминных добавок 2155,8 2500,0 2500,0 2675,0 3000,0
-поддержка ветсантильзавода 2000,0 2500,0 2500,0 2675,0 3000,0
-реконструкция ветсанутильзавода 10000,0 12000,0 - - -
-реконструкция ферм - 45000,0 45000,0 50000,0 -
-субсидии на реализован.. молоко 41496,5 78009,2 80190,4 85762,3 97800,0
-субсидии на реализованное мясо 421,0 700,0 750,0 800,0 1700,0
-субсидии за реализованные яйца 1682,2 750,0 800,0 900,0 1700,0
Реализация инвестиционных проектов в отрасли животноводства - 27900,0 27000,0 27000,0 -
Развитие отраслей растениеводства - всего 48602,0 56303,8 74939,5 91602,0 67240,0
В т.ч. поддержка семеноводства 32800,0 37200,0 45000,0 55735,2 21800,0
-субсидирование производства льна 1100,0 1226,0 1238,0 1500,0 1000,0
В т.ч. меры по поддержке картофелеводства 15802,0 19103,8 29939,5 35866,8 45450,0
из них:
-приобретение микрорастений - 100,0 100,0 100,0 100,0
-фитопатологический контроль - 45,0 45,0 45,0 45,0
-приобретение торфогрунта - 100,0 100,0 100,0 100,0
-приобретение лабораторного оборудования - - - - 250,0
Приобретение минеральных удобрений 2314,0 2611,0 2720,0 2720,0 2917,0
-приобретение средств защиты 3988,0 4499,0 4101,8 4101,8 5028,0
-субсидии на приобретение элитных семян картофеля 3000,0 4000,0 5000,0 6000,0 7000,0
-субсидии на реализованный картофель 6500,0 7748,8 17872,7 22800,0 30000,0
Всего по разделу развитие животноводства и растениеводства 192102,0 270839,0 281410,1 311985,6 208365,0
хранения и предоставлении информации идентичного характера не позволяют осуществлять сопоставимость данных. Это обусловлено фактом низкой взаимной информированности всех заинтересованности ведомств и служб о проводимых ими работах и мероприятиях, а также отсутствием согласованной системы финансирования ведомственных и учрежденческих баз данных по различным аспек-
там радиационной безопасности. Это не отвечает требованиям продвижение России к информационному обществу, которое является основой долгосрочной стратегией ее социально-экономического развития, позволяющей ей интегрироваться в мировые информационные и экономические пространства, опирающийся на конкурентные преимущества инновационной экономики и информационные технологии.
Не менее важным становится информационное обеспечение сельхозтоваропроизводителей в качестве региональной инновационной инфраструктуры. Это обеспечение должны осуществлять: Государственная система научно-технической информации, территориальные органы Федеральной службы госстатистики по Брянской области, (в т.ч. аналитические записки «Об инновационной деятельности предприятий и организаций Брянской области», Интернет, научно-технические и публичные библиотеки, областные ВОИР и ВТО. Для оперативного получения информации об инновационном процессе, должна быть создана единая система информационного обеспечения АПК в свободном доступе [6].
В области налажено и консультационное обеспечение. Так, в 2011 году функционировали Областной ИКЦ, демонстрационные поля в Брянской государственной сельскохозяйственной академии и Всероссийском научно-исследовательском институте люпина, выставочные комплексы и площадки (Свенская ярмарка в г. Брянске и, всероссийская выставка «Золотая осень» в г. Москве). В области во многих районах функционируют районные ИКЦ и создана сеть информационно-консультационных пунктов во главе Брянской государственной сельскохозяйственной академией.
The article considers the issues of innovation development in the agro-industrial complex in conditions of radioactive contamination of the Bryansk region.
The key words:agriculture, innovation, the radioactively contaminated territories
Список литературы
1.Закон Брянской области «Об инновационной деятельности в Брянской области» №83-3 от 31 мая 2007г. /СПС «Гарант».
2. «Чернобыль» - четверть века спустя /Статический сборник //Территориальный орган Федеральной службы госстатистики по Брянской области. Брянск. 2011. 87 с.
3.3емледелие /Г.И.Баздырев, В.Г.Лошаков и др. /Под ред акад. РАСХН А.И.Пупонина. М.: Колос, 2000, 552 с.
4.Звягинцева О. Оценка инвестиционного риска /Экономика, №2, 2010, с. 71-77.
5. Кувшинов Н.М., Кувшинов М.Н. Особенности инноваций в сельском хозяйстве на радиоактивно загрязненных территориях /Инновационные технологии организационного развития и стратегического управления предприятием: Материалы всероссийской заочной научно-практической конференции /Под ред. Л.И.Хоружий, Брянск: РИО БГУ, 2011. С. 61-68.
6. Кувшинов Н.М. Организация информационного обеспечения использования и реабилитации радиоактивно загрязненных земель //Вестник БГУ. №3. 2011, С. 35-37.
7.Семин А.Н. Инновационно-ориентированная стратегия развития агропродовольственного сектора: региональные аспекты //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. №10, 2009. С. 16-24.
8.Тодосийчук А. Условие перехода к инновационной экономике //Экономист. № 2. 2010. С. 25-36.
9.Храбсков Е. Управление производства зерна с учетом риска //АПК: Экономика и управление. №2. 2011. С. 26-30.
Об авторах
Кувшинов Н.М. - доктор сельскохозяйственных наук, профессор Брянского государственного университета им. Акад. И.Г.Петровского, ecomvest.bgu@ yandeх
Кувшинов М.Н.- соискатель ГНУ ВНИОПТУСХ Россельхозакадемии, г. Москва
Столяров Г.В. - доктор экономических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» (филиал в г. Новозыбкове).