Научная статья на тему 'Особенности реализации и защиты некоторых прав ребенка по семейному законодательству Российской Федерации и законодательству содружества независимых государств'

Особенности реализации и защиты некоторых прав ребенка по семейному законодательству Российской Федерации и законодательству содружества независимых государств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
788
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕБЕНОК / ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА / СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / ВИДОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПРАВ РЕБЕНКА / ПРАВО РЕБЕНКА НА НАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕНИ РЕБЕНКА / КУЛЬТУРНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В СФЕРЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ИЗМЕНЕНИЕ ФАМИЛИИ РЕБЕНКА / ИЗМЕНЕНИЕ ОТЧЕСТВА РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Летова Наталья Валерьевна

Задача. Автор статьи поставил перед собой задачу выявить особенности реализации отдельных прав ребенка по семейному законодательству России и законодательству содружества независимых государств (далее СНГ). Модель. Для решения такой теоретической проблемы необходимо исследовать некоторые права ребенка в сравнительном плане (законодательство России и СНГ). Выводы. Нормы семейного законодательства РФ, посвященные правам ребенка сформулированы в общем виде, не содержат таких прав, как право на национальность, не учитывают культурных, национальных особенностей в процессе реализации права ребенка на имя, отчество и фамилию, что характерно для законодательства СНГ. Рамки исследования. Определены отношениями в сфере семейного права Российской Федерации и СНГ в сравнительном аспекте. Практическое значение. Определение специфики реализации отдельных прав ребенка, предусмотренные нормами СК РФ и СНГ, позволят выявить особенности их применения на практике. Социальные последствия. Выявление отличительных признаков некоторых прав ребенка в сравнительном плане позволит обеспечить многоаспектное исследование прав ребенка, выявить их специфику, определить особенности реализации на практике. Оригинальность, ценность. Исследование наиболее значимых прав ребенка, таких как право на имя, право выражать свое мнение, защита его прав и интересов отличаются по содержанию в нормах СК РФ и нормах СНГ. Анализ семейного законодательства СНГ позволит обогатить и сформулировать целостное представление о правах ребенка, изучив их в сравнительном плане, оценив преимущества сохранения культурных, национальных особенностей в содержании таких прав в процессе их реализации на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION AND PROTECTION OF SOME OF THE RIGHTS OF THE CHILD UNDER THE FAMILY LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE LAW OF THE COMMUNITY OF INDEPENDENT STATES

A task. The author of the article set himself the task of identifying the features of the realization of individual rights of the child under the family legislation of Russia and the laws of the community of independent states (hereinafter the CIS). Model. To solve such a theoretical problem, it is necessary to investigate some of the rights of the child comparatively (the legislation of Russia and the CIS). Conclusions. The norms of family legislation of the Russian Federation devoted to the rights of the child are formulated in general terms, do not contain such rights as the right to nationality, do not take into account cultural, national characteristics in the process of implementing the child’s right to name, patronymic and surname, which is characteristic of CIS legislation. Scope of study. Defined by relations in the field of family law of the Russian Federation and the CIS in a comparative aspect. Practical value. The definition of the specifics of the implementation of individual rights of the child, provided for by the norms of the RF IC and the CIS, will reveal the features of their application in practice. Social consequences. Identifying the distinctive features of some of the rights of the child in comparative terms will allow for a multidimensional study of the rights of the child, identify their specificity, and determine the features of implementation in practice. Originality, value. The study of the most significant rights of the child, such as the right to a name, the right to express his opinion, the protection of his rights and interests differ in content in the norms of the RF IC and CIS norms. An analysis of family law in the CIS will enrich and formulate a holistic view of the rights of the child, examining them comparatively, assessing the benefits of preserving cultural and national peculiarities in the content of such rights in the process of their implementation in practice.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации и защиты некоторых прав ребенка по семейному законодательству Российской Федерации и законодательству содружества независимых государств»

26. ГРАЖДАНСКИМ ПРОЦЕСС, АРБИТРАЖНЫМ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.15)

26.1. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ НЕКОТОРЫХ ПРАВ РЕБЕНКА ПО СЕМЕЙНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Летова Наталья Валерьевна, доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник Место работы: Институт ГиП РАН

[email protected]

Аннотация:

Задача. Автор статьи поставил перед собой задачу выявить особенности реализации отдельных прав ребенка по семейному законодательству России и законодательству содружества независимых государств (далее - СНГ).

Модель. Для решения такой теоретической проблемы необходимо исследовать некоторые права ребенка в сравнительном плане (законодательство России и СНГ).

Выводы. Нормы семейного законодательства РФ, посвященные правам ребенка сформулированы в общем виде, не содержат таких прав, как право на национальность, не учитывают культурных, национальных особенностей в процессе реализации права ребенка на имя, отчество и фамилию, что характерно для законодательства СНГ.

Рамки исследования. Определены отношениями в сфере семейного права Российской Федерации и СНГ в сравнительном аспекте.

Практическое значение. Определение специфики реализации отдельных прав ребенка, предусмотренные нормами СК РФ и СНГ, позволят выявить особенности их применения на практике.

Социальные последствия. Выявление отличительных признаков некоторых прав ребенка в сравнительном плане позволит обеспечить многоаспектное исследование прав ребенка, выявить их специфику, определить особенности реализации на практике.

Оригинальность, ценность. Исследование наиболее значимых прав ребенка, таких как право на имя, право выражать свое мнение, защита его прав и интересов отличаются по содержанию в нормах СК РФ и нормах СНГ. Анализ семейного законодательства СНГ позволит обогатить и сформулировать целостное представление о правах ребенка, изучив их в сравнительном плане, оценив преимущества сохранения культурных, национальных особенностей в содержании таких прав в процессе их реализации на практике.

Ключевые слова: ребенок; защита прав и интересов ребенка; семейное законодательство содружества независимых государств; видовые особенности отдельных прав ребенка; право ребенка на национальность; изменение имени, отчества, фамилии ребенка; культурные и национальные традиции в сфере семейных отношений.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION AND PROTECTION OF SOME OF THE RIGHTS OF THE CHILD UNDER THE FAMILY LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE LAW OF THE COMMUNITY

OF INDEPENDENT STATES

Letova Natal'ya V., Doctor of law, leading researcher Place of employment: Institute of GIP, RAS

[email protected]

Abstract

A task. The author of the article set himself the task of identifying the features of the realization of individual rights of the child under the family legislation of Russia and the laws of the community of independent states (hereinafter - the CIS).

Model. To solve such a theoretical problem, it is necessary to investigate some of the rights of the child comparatively (the legislation of Russia and the CIS).

Conclusions. The norms of family legislation of the Russian Federation devoted to the rights of the child are formulated in general terms, do not contain such rights as the right to nationality, do not take into account cultural, national characteristics in the process of implementing the child's right to name, patronymic and surname, which is characteristic of CIS legislation.

Scope of study. Defined by relations in the field of family law of the Russian Federation and the CIS in a comparative aspect.

Practical value. The definition of the specifics of the implementation of individual rights of the child, provided for by the norms of the RFIC and the CIS, will reveal the features of their application in practice.

Social consequences. Identifying the distinctive features of some of the rights of the child in comparative terms will allow for a multidimensional study of the rights of the child, identify their specificity, and determine the features of implementation in practice.

Originality, value. The study of the most significant rights of the child, such as the right to a name, the right to express his opinion, the protection of his rights and interests differ in content in the norms of the RFIC and CIS norms. An analysis of family law in the CIS will enrich and formulate a holistic view of the rights of the child, examining them comparatively, assessing the benefits of preserving cultural and national peculiarities in the content of such rights in the process of their implementation in practice.

Keywords: child; protection the rights and interests of the child; family law of the community of independent states; specific features of the individual rights of the child; the right of the child to nationality; change of name, patronymic, surname of the child; cultural and national traditions in the field of family relations.

Кардинальные изменения, произошедшие в нашей стране, на рубеже 90-х годов 20 века, привели к распаду единого государства, называемого СССР, в результате которого было образовано содружество независимых государств (далее - СНГ). Согласно действующему Уставу Содружества Независимых Государств государствами - учредителями являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года. Государствами-членами Содружества являются те государства-учредители, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение одного года после его принятия Советом глав государств (1).

К таким государствам относятся Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, которые приняли свое законодательство, в том числе и семейное. В результате распада Советского Союза были образованы не только самостоятельные государства, но и в каждом из них сформировано свое законодательство, которое отличается спецификой и особенностями, характерными для каждого государства. Иными словами, после распада единого Советского Союза перестало действовать единое законодательство, а появилось законодательство независимых государств.

В целях регулирования семейных отношений были приняты Семейные кодексы, а именно Семейный кодекс Азербайджанской Республики (утвержден Законом Азербайджанской Республики от 28 декабря 1999 года № 781-10, с изм. и доп. по состоянию на 17.10.2014 г.) (2), Семейный кодекс Республики Армения от 8 декабря 2004 года (3), Кодекс о браке и семье Республики Беларусь 09 июля 1999 г. № 278-З (4), Семейный кодекс Республики Узбекистан от 30.04.1998 г. № 607-1, введен в действие с 01.09.1998 г (5), Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» (с изм. и доп. по состоянию на 02.07.2018 г.) (6), Семейный кодекс Кыргызской Республики (с изм. и доп. по состоянию на 08.06.2017 г.) (7), Семейный кодекс республики Молдова от 26 октября 2000 года №1316-Х!У (8), Семейный кодекс Республики Таджикистан (принят Законом Республики Таджикистан от 13 ноября 1998 года № 682) (с изм. и доп. по состоянию на 2402.2017. г.), (9).

Теоретические изыскания, направленные на выявление специфики отдельных прав ребенка, отличались бы односторонностью, при отсутствии характеристики норм аналогичного содержания законодательства СНГ. Обусловлено это тем, что ребенок, при определенных обстоятельствах, может быть носителем не только прав и обязанностей, предусмотренных нормами СК РФ, но и нормами семейного законодательства СНГ. Нормы, составляющие институт родительских

правоотношений, личных неимущественных прав ребенка, таких как право на имя, отчество и фамилию, право на национальность, право выражать свое мнение, а также порядок и способы защиты таких прав, позволяют выявить особенности их реализации в зависимости от принадлежности ребенка или его родителей к тому или иному государству в зависимости от их места жительства или гражданства. В этом случае, такие семейные отношения с участием ребенка будут отличаться неоднозначной правовой природой, определенными сложностями, обусловленными трудностями реализации прав и обязанностей их участников, требующие согласования норм как Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ) (10), так и положений семейного законодательства того или иного государства СНГ, поскольку решение определенного вопроса, например, касающегося изменения личных данных ребенка, защита его прав и интересов, не может быть определено только на уровне внутренних материальных норм. Следует отметить, что общие принципы взаимодействия государств - членов СНГ предусмотрены Конвенцией «О правовой помощи и правовым отношениям по гражданским, семейным, уголовным делам», согласно которой «правоотношения родителей и детей определяются по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой постоянно проживают дети», ст. 32. (11).

Иными словами, в таких случаях возникает потребность в определении права, подлежащего применению при регулировании отношений, где его участники имеют разное или двойное гражданство или юридический факт имел место на территории одного из государств, входящих в состав СНГ. Особенность таких отношений заключается в том, что они могут возникнуть на территории одного государства, а получить свое развитие на территории другого (12, с. 25-26). При этом возникающие спорные ситуации по таким отношениям могут разрешаться специальными органами уже третьего государства (13, с. 63). Очевидно, что при таком взаимодействии разных государств, у каждого из которых свое национальное законодательство, понятно, что одно государство не может самостоятельно урегулировать эти отношения в полном объеме, особенно, когда речь идет об отношениях с участием ребенка.

Системный анализ семейного законодательства СНГ позволяет прийти к выводу, что нормы, направленные на регулирование брачно-семейных отношений, в подавляющем большинстве дублируют нормы семейного законодательства Российской Федерации. Вместе с тем, нельзя не признать, что отдельные положения СК СНГ отличаются существенной спецификой, в частности определяющие права и обязанности родителей по отношению к ребенку, особенности личных неимущественных прав ребенка, порядок защиты прав и интересов ребенка, право ребенка выражать свое мнение и

др. Особенности содержания таких норм обусловлены национальными, культурными, религиозными обычаями и традициями того или иного государства, поэтому их содержание, безусловно, представляет интерес применительно к характеристике правового положения несовершеннолетних в сравнительном плане.

В этой связи, особого внимания заслуживают такие правовые институты, которые в той или иной степени выявляют специфику участия детей в семейных отношениях. Традиционно в каждом СК СНГ в качестве общего принципа регулирования родительских отношений назван принцип равенства прав и обязанностей родителей в отношении ребенка, в том числе их обязанность по его надлежащему воспитанию. Поскольку СК РФ не предлагает определение понятия «надлежащее воспитание», а лишь указывает на определенные критерии, соблюдение которых свидетельствует о том, что родители исполняют свои обязанности надлежащим образом по отношению к ребенку, а именно «родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей», п.1 ст.63 СК РФ.

В этом смысле, интерес представляет норма закона Беларусь, определяющая что следует понимать под термином «ненадлежащее воспитание ребенка». Так, «воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются законные права и интересы ребенка и у него не формируется устойчивый иммунитет к асоциальному поведению, к нарушению законов государства, прав и интересов других детей», ст. 67.

Нам представляется, что такое понятие ненадлежащего воспитания ребенка является общим и в определенной степени лишено юридических критериев, поскольку оно в большей степени акцентирует внимание на поведении ребенка в обществе, его умении адаптироваться в обществе и формировании у него понимания, что нарушение законов государства недопустимо. Кроме того, не совсем ясно, почему в содержании понятия «ненадлежащее воспитание» учитываются не только частные, но и публичные элементы, например, нарушение законов государства, что в большей степени свидетельствует об ответственности любого гражданина, необходимости соблюдения интересов государства, обязанности соблюдать законы государства, на территории которого он проживает.

На наш взгляд, законодатель акцентировал внимание, прежде всего, на интересах государства, а не интересах конкретного ребенка, в отношении которого его родители должны исполнять обязанность по его воспитанию надлежащим образом. Безусловно, воспитание в широком смысле предполагает воспитание ребенка как полноценного гражданина своей страны, который должен соблюдать законы своей страны, и само стремление законодателя предусмотреть в законе определение понятия «ненадлежащее воспитание» заслуживает одобрения с точки зрения обогащения теории семейного права, способствует более эффективному применению семейных норм на практике, однако в законе должны быть предложены определенные, формальные критерии, позволяющие оценить, в каких случаях воспитание ребенка является надлежащим, а в каких нет.

Известно, что обязанности по воспитанию ребенка возложены на его законных представителей, то есть роди-

телей ребенка. В целом нормы, регулирующие родительские права и обязанности по законодательству СНГ, принципиально не отличаются друг от друга, предусматривают традиционный перечень обязанностей родителей по отношению к ребенку. Однако, формулировка некоторых положений отличается спецификой, требующие теоретического осмысления на предмет того, насколько те или иные положения закона оказывают влияние на статус участников семейных отношений, обеспечивают защиту их прав и интересов на практике.

Логическое толкование положений СК СНГ позволяет констатировать, что отношение законодателя к интересам ребенка, его правам ребенка, в том числе к такому определяющему праву ребенка, как право выражать свое мнение, является особым, принимая во внимание, что защита прав и интересов ребенка должна осуществляться в приоритетном порядке. Родители не могут осуществлять свои права и обязанности в противоречии с интересами детей, то есть родители ребенка при принятии разного рода решений должны принимать такое решение, которое не противоречило бы интересам ребенка, считаться с его интересами. Вместе с тем, родителям ребенка при решении вопроса в его пользу необходимо учитывать и принимать во внимание в совокупности все обстоятельства, имеющие значение для принятия такого решения, в котором учитывались бы именно интересы конкретного ребенка.

Ребенок является носителем самых разных прав, перечень которых указан в гл.11 СК РФ, среди которых право ребенка выражать свое мнение относится к числу наиболее значимых его прав (ст. 57 СК РФ). В СК стран СНГ, безусловно, такое право ребенка предусмотрено, однако, не во всех указан минимальный возраст, по достижении которого мнение ребенка является юридически значимым. Так, например, СК Узбекистана (14, с. 72), такое право ребенка сформулировано в отличие от СК РФ, в общем виде, а именно, не указан возраст ребенка, который следует считать юридически значимым и имеющим правовое значение в процессе реализации норм, затрагивающих интересы ребенка. Так, согласно ст. 68 СК Узбекистана гласит, «ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства».

Нетрудно заметить, что законодатель не называет минимальный возраст ребенка, по достижении которого его мнение является юридически значимым при принятии решения и необходимости учитывать его мнение другим участникам семейных отношений. В отличие от указанной нормы, статья 57 СК РФ формулирована четче, с указанием конкретного возраста ребенка, достижение которого влечет для него определенные правовые последствия. Так, «ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных законом, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет».

Норма российского закона указывает на минимальный возраст ребенка, по достижении которого его мне-

ние не только учитывается законодателем, но и в строго определенных случаях в законе, отсутствие согласия ребенка, достигшего указанного возраста, не позволяет принять соответствующее решение, например, относительно изменения имени, отчества и фамилии ребенка, право выражать свое мнение, осуществление его права на защиту собственных прав и интересов и др.

Как известно, к числу наиболее значимых прав и обязанностей родителей относится их право на защиту прав и интересов своего ребенка (ст.64 СК РФ). Такое право родителей является традиционным для семейного законодательства, однако если в СК РФ оно представлено в качестве самостоятельной нормы, сформулировано в общем виде, то, например, СК Кыргызской Республики предусматривает особые положения, касающиеся защиты прав и интересов ребенка. Так, согласно п.1 ст. 61 «ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, при этом в законе уточняется, что несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту». Нетрудно заметить, что минимальный возраст ребенка, по достижении которого он может защищать свои права и обязанности в суде, в законе не указан и по существу повторяет положение п.1 ст. 56 СК РФ.

Таким образом, исходя из содержания названной нормы, ребенок имеет право самостоятельно защищать свои права при условии, если он признан полностью дееспособным в установленном законом порядке. Иными словами, основанием для защиты несовершеннолетним своих прав самостоятельно, является судебное решение, принятие которого влечет за собой признание ребенка дееспособным в полном объеме. Признание несовершеннолетнего дееспособным позволяет ему защищать свои права в суде, несмотря на то, что формально он не достиг возраста 18 лет. В данном случае, применительно к реализации его права на судебную защиту можно говорить о том, что правовой статус несовершеннолетнего ребенка трансформируется в правовой статус дееспособного лица. Основанием возникновения последнего является не достижение ребенком установленного законом возраста, влекущего за собой наступление полной дееспособности (18 лет), а принятие судебного решения об объявления несовершеннолетнего дееспособным (как например, по законодательству РФ таким самостоятельным основанием является решение об объявлении несовершеннолетнего эмансипированным по правилам ст. 27 Гражданского кодекса Российской Федерации - далее ГК РФ) (15).

Известно, что общий правовой статус ребенка составляют права и обязанности имущественного и личного неимущественного характера. Формулировки отдельных личных неимущественных прав ребенка, в частности, право ребенка на имя, отчество и фамилию, в нормах СК СНГ, отличаются национальной спецификой и своеобразием по отношению к нормам СК РФ (ст. 58). Так, СК Кыргызской Республики предусматривает положение о том, что «ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию, по желанию родителей фамилия детей может быть произведена по имени отца или деда либо с соблюдением кыргызских национальных традиций. Имена и фамилии лиц других

национальностей по их желанию пишутся в соответствии с их традициями», (п.3 ст. 63). А в соответствии со ст. 69 СК Узбекистана «по желанию родителей ребенку может быть присвоена фамилия, производная от имени деда, как по отцовской, так и по материнской линии согласно национальным традициям».

Кроме того, в законе определен порядок при каких условиях ребенок имеет право изменить свои персональные данные (имя, отчество и фамилию). Согласно п.1 ст. 70 СК Узбекистана «по совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста шестнадцати лет орган записи актов гражданского состояния исходя из интересов ребенка, вправе изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя. При этом в этой же норме указано, что изменение имени или фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия». На наш взгляд, в содержании указанной нормы, есть определенное противоречие, с одной стороны, изменение личных данных ребенка, возможно только с его согласия по достижении им 10-летнего возраста, а с другой стороны, до достижения ребенком возраста 16-ти лет, орган опеки и попечительства может сам решить вопрос относительно изменения личных данных по совместной просьбе родителей ребенка.

Нетрудно заметить, что в норме назван разный возраст ребенка, достижение которого позволяет законодателю определять разный порядок изменения личных данных несовершеннолетнего. В отличие от этой нормы, СК РФ указывает на 14-летний возраст ребенка, по достижении которого можно ставить вопрос об изменении личных данных ребенка (п. 1 ст.59). Известно, что СК РФ не предусматривает в качестве отдельного права ребенка, его право на национальность, однако в некоторых СК СНГ такое право не только выделено в качестве самостоятельного, но и регламентирован порядок определения национальности ребенка. Так, согласно гл. 10 СК Казахстана, которая посвящена правам ребенка, таким как право ребенка жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и родственниками, право выражать свое мнение, право на имя, отчество и фамилию, но и выделено такое самостоятельное право ребенка, как его право на национальность, ст. 65. Согласно указанной норме «национальность ребенка определяется национальностью его родителей, если она различна, она определяется по желанию ребенка национальностью отца или матери при выдаче ему удостоверения личности или паспорта», п.2 ст.65. При этом в законе уточняется, что в дальнейшем национальность ребенка по его заявлению может быть изменена на национальность другого родителя.

Таким образом, законодатель предоставляет возможность самому ребенку решать вопрос относительно определения своей национальности. Практический интерес к данной норме заключается в том, что такое право ребенка как право иметь национальность не только сохранено в законе СК Казахстана, но и определен механизм реализации такого права на практике. Вместе с тем, все остальное семейное законодательство стран СНГ и СК РФ отказались от норм подобного содержания, поскольку эти нормы так или иначе в определенной степени свидетельствовали о т.н. идеологической «подоплеке», поскольку отношение к личности в определенные периоды в нашей стране опре-

делялось исходя из его принадлежности к той или иной национальности, когда, по сути, осуществлялась дискриминация человека на основании его принадлежности к той или иной национальности.

Неоднократно отмечалось, что отсутствие в СК РФ общей части, в которой были бы сформулированы основные дефиниции, безусловно, способствовали бы выработке наиболее эффективных механизмов регулирования семейных отношений. В этой связи, отдельные СК СНГ, предусматривающие основные понятия, такие как брак, семья, семейное положение, репродуктивное здоровье, материальное положение, детство и многие др., заслуживают особого внимания. Так, например, п. 11 ст. 1 СК Казахстана определяет детство «как правовое состояние лиц, не достигших совершеннолетия».

Наличие таких понятий в законе, безусловно, направлены на обогащение теории семейного права, на определение статуса лиц, относящихся к определенной группе, а также определяют их семейно-правовой статус. Фактически законодатель предлагает определить правовой статус ребенка - статус несовершеннолетнего и определить его принадлежность к определенной группе. Вместе с тем, используемое в законе определение понятия «детство», на наш взгляд, является в определенной степени одноаспектным, поскольку в нем названо одно самостоятельное основание, указывающие на наличие у лица такого правового состояния, как детство. Определяющим критерием указанного понятия является возраст субъекта (несовершеннолетие), который собственно и определяет принадлежность ребенка к отдельной группе субъектов, объединенных в единую группу - детство. Нам представляется, что понятие «детство» является более широким по содержанию, поскольку оно отражает всю многогранную систему взаимоотношений с участием детей, включая процесс его воспитания, образования и другие виды правоотношений, в которых ребенок выступает в качестве основного субъекта.

К числу положений, заслуживающих внимания, относятся нормы, определяющие принадлежность лиц не только к отдельной категории субъектов семейных отношений (дети, детство), но и посвященные семье. Так, например, ст. 65 Кодекса о браке и семье республики Беларусь фактически определяет права и обязанности семьи; «семья обязана содействовать реализации прав и интересов членов семьи, на нее возлагается ответственность за воспитание и содержание детей, их защиту». Кроме того, за семьей признаются преимущественное право и обязанность определять формы, средства и методы воспитания детей. Обязанности семьи по отношению к детям рассматриваются в непосредственной связи с правами последних, установленными данным кодексом, ч.2 ст. 65.

Наличие такой нормы в законе свидетельствует о том, что семья фактически рассматривается как самостоятельный субъект правоотношений, для которого законом определены права и обязанности, то есть по существу определен общий правовой статус семьи. В таком случае семья рассматривается не просто как объединение лиц, ведущих совместное хозяйство, а именно как субъект семейных правоотношений, наделенный определенными полномочиями.

Более того, в законе выделены семьи, обладающие особым статусом (выделено авт.) - это многодетные семьи, в отношении которых государство должно создавать особые условия для их нормального развития,

в частности таким семьям должна быть обеспечена особая помощь и поддержка. Так, ч.2 ст. 66 гласит, «особой поддержкой, вниманием и заботой пользуются многодетные семьи, семьи, принявшие на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей». Так же в законе содержится определение «неполная семья», которой считается «семья, в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя, к неполным семьям относятся семьи женщин, родивших детей вне брака и не состоявших в браке, вдов, не вступивших в новый брак», и другие (ст. 63).

В законе указаны основания, позволяющие отграничить неполные семьи, многодетные от иных семей, что практически оправдано и целесообразно с точки зрения применения норм семейного законодательства. Более того, в законе фактически представлена классификация семей с учетом их правового статуса, наличие которого позволяет их разграничить между собой. Вне зависимости от вида семьи, ее правового статуса, основанием возникновения супружеских отношений, а затем, как следствие родительских, является наличие зарегистрированного брака между супругами. В этой связи, наличие или отсутствие брака между супругами в определенной степени непосредственно влияет на правовой статус ребенка. Очевидно, что наличие или отсутствие данного юридического факта указывает на различный правовой статус ребенка. Иными словами, ребенок, который воспитывается в полной семье, где есть мама и папа, его семейный статус является полным, сформированным. Таким образом, законом учитывается особое правовое положение, специальный статус семьи, (выделено авт.), где дети, которые по тем или иным причинам лишены родительского попечения, реализуют свое право на семейное воспитание. Очевидно, что ребенок, который воспитывается в семье, где родители расторгли брак, получает, так или иначе воспитание со стороны одного родителя, даже, несмотря на сохранение добрых отношений между родителями, правовой статус такого ребенка можно назвать неполным, усеченным (выделено авт.). Поэтому неслучайно в каждом семейном кодексе урегулированы вопросы относительно расторжения брака между родителями и определены последствия такого юридического факта для ребенка.

Справедливости ради, следует отметить, что общей части семейного кодекса не было и в период существования единого государства, когда применялось единое семейное законодательство, поэтому проблема отсутствия теоретической базы в семейном праве имеет давнее прошлое. В настоящий период времени при наличии самостоятельных независимых государств, тем более, не представляется возможным «навязывать» каких-либо стандартов в системе законодательства, поэтому решение этих вопросов может быть только в плоскости диалога, научного сотрудничества между государствами.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 85%.

Список литературы:

1. О принятии Устава СНГ (Вместе с «Уставом Содружества СНГ» Решение Совета глав государств Независимых Государств») // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». № 1. 1993.

2. Семейный кодекс Азербайджанской Республики (утвержден Законом Азербайджанской Республики от 28 декабря 1999 года № 781-Ю, с изм. и доп. по состоянию на 17.10.2014 г.) // Собрание законодательства Азербайджанской Республики, 2000 год, №3, (I книга), статья 126.

3. Семейный кодекс Республики Армения от 8 декабря 2004 года №ЗР-123 (В редакции Законов Республики Армения от 04.08.2005 г. №ЗР-144, 27.05.2009 г. №ЗР-123, 01.04.2010 г. №ЗР-31, 28.02.2011 г. №ЗР-46, 20.05.2013 г. №ЗР-26, 04.06.2015 г. №ЗР-47 (вступил в силу 11.09.2015 г.), 07.07.2015 г. №ЗР-78) // Официальные ведомости Республики Армения. 19 января 2005 года. №4 (376), Ст.60.

4. Кодекс о браке и семье Республики Беларусь 09 июля 1999 г. № 278-З \\ 1пПр:\\\\\\.п!г.ги\ !а\\сеп1ег\1 геБ\ !1пкз1.Мт\\ 2акоп.

5. Семейный кодекс Республики Узбекистан. Утвержден Законом РУз от 30.04.1998 г. № 607-1. Введен в действие с 01.09.1998 г. С изменениями в соответствии с Законом РУз от 20.01.2014 г. № ЗРУ-З6. \\ «Ведомости Олий Маж-лиса Республики Узбекистан».

6. Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.07.2018 г.) «Казахстанская правда» от 7 января 2012 года №6-7 (26825-26826)

7. Семейный кодекс Кыргызской Республики (с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.06.2017 г.) // Республиканские газета «Эркин-Тоо». Номер публикации 6869.

8. Семейный кодекс республики Молдова от 26 октября 2000 года №1316-ХМ (В редакции Законов Республики Молдова от 30.06.2005 г. №134-ХМ, 30.03.2006 г. №64-

XVI, 29.05.2008 г. №120-ХМ, 28.05.2010 г. №99, 09.07.2010 г. №167, 12.04.2012 г. №73, 11.05.2012 г. №107, 14.06.2013 г. №140, 01.07.2016 г. №150, 01.07.2016 г. №152, 28.07.2016 г. №201, 29.07.2016 г. №211, 13.04.2017 г. №66 (вступил в силу 02.06.2017 г.),

05.05.2017 г. №80, 25.05.2017 г. №83, 05.04.2018 г. №17,

24.05.2018 г. №79) // Официальный монитор Республики Молдова, №47-48, 26 апреля 2001 года, Ст.210.

9. Семейный кодекс Республики Таджикистан (принят Законом Республики Таджикистан от 13 ноября 1998 года № 682) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 2402.2017. г.) // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 1998 год, № 22, ст. 303.

10. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16.

11. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам // Бюллетень международных договоров, № 2, 1995.

12. Лунц Л.А. Международное частное право. Общая часть. М, 1959. С.25, 26.

13. Брун М.И. Введение в международное частное право. Петербург, 1915. С. 63.

14. Тынсыкбаева Г.М. Некоторые вопросы совершенствования Семейного Кодекса Республики Узбекистан \\ ГиП. 2012. № 3. С.72.

15. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) \\ СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.