ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА И ФИНАНСО № 3(15) 2014
42
УДК 336.02; 338.2 Я.И. Никонова
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ И МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КИТАЯ
Статья посвящена особенностям разработки, реализации и финансирования стратегии инновационного развития Китая, выделены ключевые характеристики, достигнутые КНР в ряде направлений образования, науки и технологий, предложены перспективы взаимодействия России и Китая на пути к инновационному развитию национальных экономик.
Ключевые слова: стратегия инновационного развития, механизмы финансирования.
Конкурентоспособность национальной экономики сегодня называют основным источником устойчивого экономического роста. Ее основой, в свою очередь, является инновационная активность бизнеса. Успех, особенно глобальный, во все большей степени обусловлен обновлением технологий, освоением новых рыночных ниш и организационными нововведениями (которые принято называть институциональными инновациями).
Основные статистические показатели и разнообразные рейтинги инновационного развития показывают, что США занимают лидирующие мировые позиции по уровню и динамике инновационного развития. В рейтинге глобальной конкурентоспособности США занимают третье место, уступая только Швейцарии и Сингапуру (табл. 1) [1].
Таблица 1
Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2014-20151
Рейтинг Экономика Индекс
1 Швейцария 5,7
2 Сингапур 5,6
3 Соединенные Штаты Америки 5,5
4 Финляндия 5,5
5 Германия 5,5
6 Япония 5,5
7 Гонконг 5,5
8 Нидерланды 5,5
9 Великобритания 5,4
10 Швеция 5,4
1 World Economic Forum, 2014. The Global Competitiveness Report 2014-2015.
Согласно Глобальному инновационному индексу (ГИИ) 2014 г. лидером четвертый год подряд остается Швейцария. Соединенное Королевство поднялось на одну ступень, заняв второе место, а за ним следует Швеция. В этом году в первую десятку также вошел Люксембург (9-е место) (рис. 1) [2].
-и/огкГБТор-Ю-
lili
Рис. 1. Топ-10 стран по Глобальному инновационному индексу 2014 г.
Изменение рейтинга по сравнению с 2013 г. представлено в табл. 2.
Таблица 2
Первая десятка рейтинга ГИИ, 2014 г.
Рейтинг Рейтинг
2014 г. 2013 г.
1 Швейцария 1
2 Соединенное Королевство 3
3 Швеция 2
4 Финляндия 6
5 Нидерланды 4
6 Соединенные Штаты Америки 5
7 Сингапур 8
8 Дания 9
9 Люксембург 12
10 Гонконг (Китай) 7
Несмотря на финансовые трудности и потерю преимуществ в отдельных направлениях и отраслях, созданный научно-технический потенциал и гибкая экономическая политика обеспечивают адаптацию большого числа новаторов и предпринимателей к новым условиям глобального развития.
Эти лидеры ГИИ создали тесно увязанные инновационные экосистемы, в рамках которых инвестиции в человеческий капитал в сочетании с сильной инновационной инфраструктурой поддерживают высокие уровни творчества. В частности, ведущие 25 стран по индексу ГИИ неизменно имеют высокие рейтинги по большинству индикаторов, а также занимают сильные позиции в таких областях, как инновационная инфраструктура (включая информационно-коммуникационную технологию), уровень развития бизнеса (такие показатели, как работники умственного труда, взаимосвязи между инновациями и освоение знаний) и результаты инновационной деятельности (такие показатели, как товары и услуги творческого характера и творчество в режиме онлайн).
Вместе с тем по ряду важнейших частных индикаторов, составляющих оценку основных направлений, вперед выходит Китай. Так, интенсивность предпринимательской активности (табл. 3), исключительно важный индикатор потенциала инноваций, показатель, определяющий стремление и реальные возможности граждан той или иной страны открыть свое дело, существенным образом выделяет Китай, Гонконг и Сингапур не только по сравнению с Индией, Бразилией и Россией, но и с США и европейскими странами (за исключением Великобритании). Этот показатель в Китае выше, чем в среднем по всем группам стран - ЕС, АТЭС, ОЭСР [3].
Таблица 3
Предпринимательская активность в развитых и развивающихся странах
Страны Большой восьмерки Количество новых фирм в расчете на 1000 занятых Развивающие-ся страны и средние показатели Количество новых фирм в расчете на 1000 занятых
США 4,3 Китай 6,3
Германия 1,19 Индия 0,12
Франция 3,08 Бразилия 2,38
Великобритания 8,05 Сингапур 7,40
Италия 1,78 Гонконг 19,19
Япония 1,28 Страны ЕС 4,73
Канада 7,56 Страны АТЭС 4,73
Россия 2,61 ОЭСР 4,38
Все страны 4,52
К этому несомненному преимуществу добавляются и впечатляющие результаты, достигнутые КНР в ряде направлений образования, науки и технологий. Напомним основные количественные характеристики:
1. За последние 10 лет расходы на ИР росли темпом 21% в год, что высоко по всем историческим и международным меркам и превышало высокие темпы роста ВВП страны в 1,8 раза.
2. Китай занимает второе место в мире по общему объему финансирования ИР.
3. Доля расходов бизнеса на ИР в ВВП Китая сейчас выше, чем в ЕС.
4. Выпуск инженеров (на уровне бакалавра) китайскими вузами больше, чем в Японии, Корее, США, Тайване и Германии, вместе взятых.
5. Численность ученых и инженеров, занятых в экономике Китая, удвоилась в 2000-е гг.
6. По количеству статей, публикуемых в естественнонаучных и технических журналах, Китай превзошел США.
7. В 2007 г. доля Китая в мировом показателе, характеризующем строительство заводов по производству полупроводников, составила 40%, США - 8 %.
8. В 2009 г. китайские производители вышли на первое место в мире по выпуску солнечных батарей, в 2010 г. - по ветряным энергетическим установкам, после 2015 г. страна должна стать ведущим мировым производителем литийионных батарей [4].
Подготовка к проведению реформ в экономике Китая началась в конце 70-х г.г. ХХ в. задолго до их провозглашения. В связи с неразвитостью отдельных секторов экономики страны, особенно сельского хозяйства, правящая партия приняла решение о приоритетном экономическом развитии отдельных отраслей. Был создан план реформирования всего хозяйственного комплекса Китая, основные положения которого были изложены в постановлении Коммунистической партии Китая о реформе экономической системы страны, принятом в октябре 1984 г. [5].
Для того чтобы обеспечить оптимальный прогресс в различных сферах экономики, был предпринят ряд мер. В частности, создавались свободные экономические зоны [6. С. 112]. Было осуществлено создание предприятий совместно с иностранными инвесторами, что разрешено Конституцией [7. Ст. 18], при этом государству отдавался приоритет. Была организована поддержка предприятий, которые стремились использовать передовые технологические разработки и инновации в своем производстве [Там же. Ст. 14], а также фирм, которые одновременно обладали бы и известным брендом, и контролировали наиболее масштабные сегменты мирового рынка. Создавались сети национальных коммерческих банков, была создана новая денежная единица.
Все структурные и системные реформы и преобразования, предпринятые руководством КНР, привели к тому, что в настоящее время страна занимает второе место в мире по объему валового внутреннего продукта, с результатом 8,939 трлн долл., как видно из табл. 4, уступая только лишь Соединенным Штатам [8].
Таблица 4
Топ-30 стран мира по объему ВВП за 2013 г.
Каик Страна ВВП. млрд.$
1 США
2 Китай 8939
3 Япония 5 007
4 Германия 3 593
5 Франция 2 739
6 Великобритания 2 649
7 Бразилия 2190
8 Россия 2118
9 Италия Я 2 070
10 Канада Ш 1 825
11 Индия ш 1 758
12 Австралия и 1488
13 Испания ■ 1356
14 Мексика ■ 1327
15 Южная Корея ■ 1198
16 Индонезия 1 867
17 Турция 1 822
18 Нидерланды 801
19 Саудовская Аравия 718
20 Швейцария 646
21 Швеция 552
22 Норвегия 516
23 Польша 514
24 Бельгия 507
25 Тайвань 485
26 Аргентина 485
27 Австрия 418
28 Таиланд 401
29 ОАЭ 390
30 Иран 389
Всего ТОП-ЗО 63 492
В структуре ВВП страны преобладает доля промышленности, что также является заслугой взятого партией курса на тотальную модернизацию экономики.
Также за время реформ Китаю удалось занять многие лидирующие позиции по различным показателям. Страна вышла на первое ме-
Никонова Я.И.
сто по объему золотовалютных резервов (3,820 трлн долл., табл. 5), на второе место по производству электроэнергии, по экспорту товаров и услуг. На третье - по импорту, по рыночной капитализации отечественных компаний, на третье место после РФ и США по протяженности железных дорог (86 тыс. км), на второе место по протяженности автодорог (4 106 387 км) и даже на первое место по количеству интернет-пользователей [9].
Таблица 5
Стоимость золотовалютного запаса стран мира
№ п/п Страна Золотовалютный запас, в долл. США Дата информации
1 Китай 3 820 000 000 000 31 декабря 2013 г.
2 Япония 1 268 000 000 000 31 декабря 2012 г.
3 Евросоюз 863 800 000 000 31 декабря 2011 г.
4 Саудовская Аравия 739 500 000 000 31 декабря 2013 г.
5 Швейцария 531 100 000 000 31 декабря 2012 г.
6 Россия 515 600 000 000 1 декабря 2013 г.
7 Тайвань 414 500 000 000 31 декабря 2013 г.
8 Бразилия 378 300 000 000 31 декабря 2013 г.
9 Южная Корея 341 800 000 000 31 декабря 2013 г.
10 Гонконг 309 000 000 000 31 декабря 2013 г.
11 Индия 295 000 000 000 31 декабря 2013 г.
12 Сингапур 270 500 000 000 31 декабря 2013 г.
13 Германия 248 900 000 000 31 декабря 2012 г.
14 Алжир 192 500 000 000 31 декабря 2013 г.
15 Франция 184 500 000 000 31 декабря 2012 г.
16 Италия 181 700 000 000 31 декабря 2012 г.
17 Таиланд 167 600 000 000 31 декабря 2013 г.
18 Мексика 167 100 000 000 31 декабря 2013 г.
19 США 150 200 000 000 31 декабря 2012 г.
20 Малайзия 139 400 000 000 31 декабря 2013 г.
Долгосрочный стратегический курс развития страны ставит разнообразные задачи развития инновационной активности с опорой на собственные силы. Это означает, что в руководстве страны осознана ограниченность успешно реализованной стратегии догоняющего развития на основе заимствования передовых технологий [10]. Простое копирование чужого опыта не позволяет выйти в глобальные лидеры, а именно эту цель ставит сейчас Компартия Китая. Для ее реализации потребуется не только наращивание государственного финансирования по все большему числу направлений ИР - это основа научной политики. Кроме того, заявлены крупные планы промыш-
ленной и структурной политики, имеющие целью как повышение доли наукоемких отраслей в экономике страны, так и завоевание глобальных рынков по более широкому спектру товаров [14]. Это означает, что рассчитывать ИФЗ необходимо периодически, и важно контролировать его изменение с течением времени. Изменение ИФЗ как в зеркале отразит финансовые действия, финансовое поведение семьи за истекший период, причём с учётом того, что время идёт, и срок до запланированной финансовой независимости сокращается.
Индикатор финансового здоровья рассчитывается как отношение величины пассивного дохода от капитала, которым семья будет обладать ко дню финансовой независимости, к расходам этой семьи:
пективах Китая на будущее уделено сфере инноваций. Согласно Плану-2020 (аналог российской Стратегии-2020) власти страны в долгосрочной перспективе намерены создать инновационно-ориентированное государство.
Руководство КНР открыто ставит инновации и научные разработки на первый план, называя их основой национального развития. В Плане-2020 обозначены конкретные показатели: снижение зависимости экономики от импортных технологий до 30% и увеличение доли высокотехнологичных производств во всем объеме ВВП до 60% и сроки, к которым показатели должны быть достигнуты.
Значит, Пекин осознает, что будущее за инновациями, которые впоследствии станут стержнем для всей экономики Китая, что эпоха заимствования технологий из западных стран не может длиться вечно. Решение Китая превратиться в технологически передовую страну обусловлено особым национальным прагматизмом и четким представлением, что нынешняя модель «факторов экономического роста » [11], по которой пока развивается страна, является не чем иным, как инерционным сценарием.
Важную роль в осуществлении связи науки с практикой играют высокотехнологичные инновационные компании, которые значительно сокращают период от появления научной идеи до патентной заявки [12]. Курс на развитие отечественных инноваций был взят руководством КНР в начале 2000-х гг. в рамках новой модели экономического развития, изложенной в программах среднесрочного (до 2007 г.) и долгосрочного (до 2020 г.) развития страны.
Инновационные компании в КНР можно классифицировать следующим образом:
1) государственные и частные. В качестве примеров крупных государственных компаний можно назвать компании Haier (крупная бытовая техника), Lenovo (ЭВМ), Chery, SAIS (автомобилестроение), ZTE (телекоммуникации) и т.д. Яркими примерами крупных частных инновационных компаний являются Huawei (телекоммуникации), Galanz, Aux Group (крупная бытовая техника), Geely (автомобилестроение) и т.д.;
ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА И ФИНАНСОВ № 3(15) 2014
2) крупные, средние и малые. Доля крупных инновационных компаний составляет 1% от общего числа крупных промышленных предприятий в КНР, в абсолютных цифрах это примерно 455 компаний. Многие крупные компании были созданы на базе университетов и НИИ, например: Lenovo (АНК), Beida Founder (Пекинский университет). Это стало возможным благодаря поощрению китайским руководством коммерциализации научных знаний. Часть крупных компаний вышла из технопарков и бизнес-инкубаторов, например Huawei. Средние и малые компании, как правило, выходят из бизнес-инкубаторов;
3) компании государственного значения и пр. За 2006-2013 гг. под понятие компаний государственного значения подпало более 550 крупных инновационных (экспериментальных площадок) компаний в КНР. Статус «инновационная компания государственного значения» присваивают три учреждения: Комитет по науке и технике (Госсовет), Комитет по контролю и управлению государственным имуществом (Госсовет) и Всекитайская федерация профсоюзов. Основным критерием присвоения инновационной компании статуса государственно значимой является существенный вклад ее продукции в социально-экономическое развитие Китая;
4) иностранные, китайско-иностранные, китайские компании и компании вернувшихся из-за рубежа китайских специалистов [4].
Китайскими властями создается также особый климат (условия), стимулирующий отечественных производителей высокотехнологичной продукции. Помимо налоговых льгот и субсидий, в широкой практике присутствует, к примеру, предоставление земельных участков предприятиям, занятым в научно-технической сфере. По площади эти земельные участки больше, чем это необходимо для строительства фабрики или завода. На дополнительных территориях компании строят жилые дома или отели, доходы от которых затем направляются на инвестиции в НИОКР и компенсируют заводские убытки. Государственные банки предоставляют компаниям-инноваторам кредиты по низким процентным ставкам, а местные органы власти часто возмещают платежи по процентам от подобного рода кредитов [13].
Инновационный курс развития является национальной стратегией Китая, одно из важнейших направлений которой - эволюция международного сотрудничества, что соответствует стратегии инновационного развития России. Сегодня сотрудничество России с Китаем в сфере инноваций имеет большие перспективы [14]. В связи с этим регулярно проводятся встречи сторон, на которых поднимаются вопросы взаимодействия. В ходе встреч стороны обсуждают меры поддержки и стимулирования технологических инноваций в обоих государствах и обмениваются опытом в вопросах коммерциализации,
трансфера технологий и развития необходимых компетенций. По итогам последних заседаний стороны определили ключевые направления сотрудничества в области технологий и инноваций, также был выбран формат взаимодействия - межгосударственные встречи и переговоры на площадках и форумах, обмен информацией о достижениях и потребностях инновационных систем государств.
Литература
1. World Economic Forum, 2014. The Global Competitiveness Report 2014-2015.
2. The Global Innovation Index 2014 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.wipo.int/export/sites/ www/pressroom/en/documents/gii_2014_infographic2 .pdf
3. Global Innovation Policy Index // ITIF and the Kauffman Foundaton. - March, 2012. - Р. 67. www.kauffman.org/globalinnovationpolicy
4. Научная и инновационная политика. Россия и мир. - 2011-2012. / под ред. Н.И. Ивановой, В.В. Иванова. - М.: Наука, 2013. - 480 с.
5. Политаев В.И., Федорец М.В. Статья размещена на сайте: 23.01.14 ISSN 2224-0209 // Электронный журнал «Вестник МГОУ» / www.evestnik-mgou.ru. - 2014. - № 1.
6. Чэнь Цян. Государство в инновационной экономике Китая. - Брянск: Дельта, 2012. - 161 с.
7. Конституция КНР. Редакция 2004 года. Переведенный текст [Электронный ресурс]. - URL: http://chupanov.narod.ru/Chinalaw/01/05.htm (дата обращения: 05.10.2014).
8. Топ-30 стран мира по объему ВВП за 2013 год [Электронный ресурс]. - URL: http://fin-gid.net/ news/top_30_stran_mira_po_obemu_vvp_za_2013_go d/2014-02-01-194 (дата обращения: 05.10.2014).
9. Транзит Плюс [Электронный ресурс]. -URL: http: //www.transitplus.ru/media/article/china-innova-tions-2012-12-20/ (дата обращения: 05.10.2014).
10. Ивасенко А.Г. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никоно-ва, А.О. Сизова. - М.: КНОРУС, 2009. - 416 с.
11. ИТАР-ТАСС. Итоги XVIII съезда Коммунистической партии Китая: экономика переходит к концепции «эффективного развития» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.itar-tass.com/ c188/571499.html (дата обращения: 05.10.2014).
12. Никонов а Я. И., Казаков В.В. Механизм финансового обеспечения инновационной деятельности экономических систем // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 364. - С. 127133.
13. Никонова Я.И. Современные тенденции формирования стратегии инновационного развития экономических систем // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 367. - С. 117-122.
14. Никонов а Я.И. Инновационная политика развития экономических систем: методология формирования и механизм реализации. - Барнаул: ИГ «Си-пресс», 2014. - 171 с.
15. Nikonova Y.I. Innovations and their role in economic growth // World Applied Sciences Journal. -2013. - Vol. 27, № 13A. - С. 247-250.