УДК 332.02
М.С. Лысцев
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЭЛИТ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА
В статье анализируется развитие одного из ключевых ресурсодобывающих российских регионов. Взаимодействие ключевых политических и экономических акторов, таких как крупные энергетические компании и федеральные и местные элиты, оказывает ключевое воздействие на положение не только округа, но и страны в Арктическом геополитическом регионе.
Ключевые слова: условия взаимодействия, Арктический геополитический регион, Северный морской путь, шельф, транспортно-логистические центры.
Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) по площади относится к числу крупнейших субъектов России в Арктическом регионе. Северная часть территории округа расположена в экстремальной природно-климатической зоне Крайнего Севера. Эти условия делают важным то обстоятельство, что взаимодействие основных политических и экономических элит (региональных и федеральных) оказывает влияние на развитие не только самого округа, но и всего Арктического геополитического региона.
Среднесрочные и долгосрочные перспективы развития ЯНАО строятся на позиционировании региона как одного из главных ресурсодобывающих центров России. Это возможно при условии сохранения лидирующих позиций по уровню жизни населения на основе эффективного освоения нефтегазовых ресурсов и экономически оправданной диверсификации производства.
Реализация перечисленных целей определяется решением следующих задач:
• необходимо обеспечить более высокий рост уровня жизни населения, чем в остальной части Российской Федерации;
• организовать на полуострове Ямал, на шельфе Обской, Тазовских губ и Карского моря воспроизводство сырьевой базы добычи природного газа, газового конденсата и нефти, а также других полезных ископаемых, как одно из условий устойчивого роста уровня экономики округа;
• стимулировать развитие транспортной, а также социально-экономической инфраструктуры;
• развивать диверсификацию поставок нефти, природного газа и организацию поставок сжиженного природного газа;
• осуществить частичную диверсификацию структуры экономики округа на базе развития агропромышленных и перерабатывающих производств ориентированных на использование местного сырья;
• создать крупный транспортно-логистический центр на базе взаимоувязанного развития не только трубопроводного, железнодорожного и морского видов транспорта, но и речного, автомобильного и воздушного видов, включая создание морских портовых комплексов, которые обеспечат снижение транспортных затрат.
Стратегическим направлением взаимодействия между экономическими и политическими элитами России в Арктическом регионе является развитие не только топливноэнергетического комплекса (ТЭК), но и транспортного компонента, доставки ресурсов. Сюда
входят нефтегазопроводы, железнодорожное сообщение, Северный морской путь (СМП).
В августе 2010 года началось взаимодействие между государственной кампанией «Совкомфлот» и частной кампанией НОВАТЭК в рамках поставок по Северному морскому пути газового конденсата в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). В августе - сентябре 2011 года подобная практика была повторена. Использование данного пути поставки ресурсов существенно сокращает время и издержки поставок в АТР. Согласно оценкам, которые приводит губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин в различных интервью, по сравнению с традиционными маршрутами время транспортировки природных ресурсов, «в Китай по Северному морскому пути меньше на 20%, в Южную Корею - на 32%, в Японию - на 54% [1, с. 73].
Уникальное положение округа, освоение его ресурсов, развитие местных и международных транспортных магистралей дает не только экономическую выгоду, но и геополитическую. Развитие Северного морского пути, а также других крупных транспортных проектов, позволит руководству страны утверждать, что российский Арктический регион «в надежных руках». Это особенно актуально в настоящее время, так как законодательно границы СМП до сих пор не закреплены и не утверждены. Российская Федерация настаивает на своем суверенитете над этой транспортной артерией. Такой же позиции, по отношению к СевероЗападному проходу, придерживается и Канада. Однако позиция России и Канады оспаривается США, Европейским Союзом и рядом неарктических стран, которые выступают за интернационализацию прав на использование этих путей. В настоящее время судоходство по СМП в основном ограничено его западной частью. В этой части Северного морского пути работают суда ледового класса транспортных подразделений ведущих частных российских компаний («Норильский Никель», ЛУКОЙЛ и т.д.).
Федеральные и региональные власти возлагают большие надежды на развитие не только морских транспортных путей, но и на железнодорожное и автомобильное сообщение. Появление железных дорог «Обская - Салехард - Надым - Новый Уренгой - Коротчаево» и «Обская - Бованенково» позволит иметь на Ямале и железнодорожный терминал, и портовый терминал, которые будут соединены с крупнейшими нефтегазовыми месторождениями, и которые существенно сократят время доставки различных продуктов в ключевые и перспективные регионы мира. Но главное, по мнению губернатора ЯНАО - это позволит закреплению позиций России в Арктическом регионе.
Развитие транспортной инфраструктуры, а также богатейшие запасы природных ископаемых делают освоение таких регионов неизбежной необходимостью. По мнению многих исследователей и не только футурологов, для того, чтобы спасти мировую экономику от дальнейшего развития экономического кризиса, необходимо освоение богатейших ресурсов Арктики. «Россия предлагает наладить активный обмен идеями, инновациями, практическим опытом со всеми арктическими странами. Но сегодня нет ни единого подхода, ни одной программы по безопасному развитию Арктики» [2, с. 74]. Власти региона надеются, что на российском и международном уровнях, в рамках Арктического совета начнется обсуждение ряда «прорывных инновационных проектов». При этом развитие сотрудничества не должно строиться вокруг ТЭКа и транспортировки ресурсов, надо заниматься «мониторингом погодно-климатических изменений в Арктике». Кроме этого, нужно заниматься развитием общественной инфраструктуры, без которой жизнь простых людей в этом суровом регионе просто не возможна.
Обеспеченность минеральными ресурсами создает в округе уникальные предпосылки для строительства новых электрогенерирующих мощностей. В рамках развития энергетического сектора намечаются следующие приоритетные направления развития:
• максимально допустимая диверсификация источников энергии;
• развитие новых направлений в электроэнергетике с помощью развития возобновляемых источников энергии (в первую очередь энергии ветра). Кроме этого запланировано строи-
тельство новых электростанций «общей установленной мощностью 5216 МВт в максимальном или около 1500 МВт в минимальном вариантах» [3, с. 84].
Реализация этих направлений позволит обеспечить более быстрое развитие электроэнергетики. В среднесрочной перспективе это поможет создать индустриальную базу для освоения полуострова Ямала, шельфа Обской, Тазовских губ и Карского моря, а также для развития соседних регионов.
Крупнейшим экономическим игроком в регионе является российская корпорация «Газпром». В рамках взаимодействия между местными элитами и «Газпромом» развиваются ТЭК, транспортный кластер и другие важные отрасли экономики региона. Взаимодействие между крупнейшей корпорацией и властями округа необходимо для обеих сторон. В начале XXI века основные газовые месторождения, где добывается большая часть природного газа «Газпрома», перешли в стадию снижения добычи. Так как эти месторождения обеспечивали около 66 процентов добычи газа, компании пришлось изменить политику в отношении заполярных месторождений. В область интересов «Г азпрома» попали полуостров Ямал и шельф Карского моря. В 2002 году была разработана программа их освоения и подписан меморандум о взаимодействии между корпорацией и властями ЯНАО.
Освоение и добыча ресурсов из Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения на полуострове Ямал должно было начаться в 2008 году, однако была сдвинута на три года. Новый срок также представлялся излишне оптимистичным, так как глубина залегания газа колеблется от 3 до 4,5 км. Суровые климатические условия, а также необходимость привлекать большие финансовые ресурсы (около 35 млрд долларов) делают реальным сроком только 2015 год.
Главной проблемой, стоящей перед корпорацией, которая препятствует освоению газовых месторождений ЯНАО, заключается в отсутствии на территории округа крупных транспортных магистралей. Для реализации данных проектов в 2006 году была создана совместная корпорация «Урал промышленный - Урал полярный». Её совладельцами стали администрации Тюменской области, ЯНАО, Ханты-Мансийского автономного округа (по 32,67% акций) и Фонд стратегических исследований Уральского федерального округа (учредитель - полпредство президента РФ в УрФО - 1,99%). Новые железнодорожные и автомобильные магистрали должны связать центры машиностроения и трубной промышленности Урала с новыми районами добычи природных ресурсов в ЯНАО и обеспечить газовым конденсатом предприятия Поволжья и Западного Урала. Основной специализацией этого мегапроекта станет добыча минерально-сырьевых ресурсов и транспортные услуги.
Данный проект получил одобрение правительства РФ, и на его реализацию будет выделено более 500 млрд рублей. Финансироваться этот проект будет частично из средств государственного инвестиционного фонда, остальную часть возьмут на себя регионы и частные компании.
Власти округа предложили внести в этот проект две местные зоны развития: «Горнодобывающая зона Полярного Урала» и «Салехардский транспортно-логистический узел»[3, с. 81].
Первая зона охватывает территорию восточного склона Полярного Урала, что на юго-западе ЯНАО и северо-западе Ханты-Мансийского автономного округа. Развитие данной территории будет связано с освоением месторождений твердых полезных ископаемых с использованием различных преимуществ концентрации предприятий в районе поселка Харп. В рамках развития данной территории планируется создать новую для региона отрасль экономики - горнодобывающую и горноперерабатывающую промышленность.
«Салехардский транспортно-логистический узел» должен охватить территории, прилегающие к столице округа городу Салехард, ближайшему городу Лабытнанги и включить ряд объектов транспортной инфраструктуры. Это - железные дороги Обская - Бованенково, Полуночное - Обская и Салехард - Надым, железнодорожно-автомобильный мост через реку Обь, автомобильные дороги Салехард - Аксарка, Обская - Агириш и Харп - Лабытнанги.
Кроме этого, сюда будут включены Салехардский и Лабытнангский речные порты, аэропорт Салехарда, а также железнодорожная станция Обская. Главной отраслью специализации этого логистического узла станет транспорт и транспортное обслуживание.
Освоение крупных нефтегазовых месторождений Ямала и шельфа Карского моря толкает российские компании «Газпром», «Роснефть», федеральные и местные элиты в новые неизведанные ранее районы Арктики. Однако для реализации данных проектов необходимы не только большие денежные ресурсы, но и новые технологии (для освоения шельфа), которые есть у иностранных компаний (BP, ENI, Total и т.д.). Важным моментом является, то, что по закону «О недрах» заниматься шельфовыми проектами могут только компании с государственным участием и имеющие не менее чем пятилетний опыт работы на российском шельфе. Это означает, что кроме «Газпрома», «Роснефти» и их дочерних компаний заниматься разработкой не может никто другой [4].
В тоже время полностью самостоятельно заниматься разработкой данные компании вряд ли смогут. Проект программы Минприроды РФ по геологоразведке и лицензированию недр континентального шельфа России на период до 2020 года предполагает использование 112 млрд долларов, из которых более 75% средств пойдет на освоение шельфа северных морей (от Баренцева до Чукотского). Ни одна из перечисленных компаний не сумеет самостоятельно осилить данные проекты, а значит, потребуется поддержка не только местных властей, но и федеральных. Однако отсутствие конкуренции со стороны других нефтегазовых компаний (частных), может затянуть сроки промышленной разработки месторождений, что может сказаться на доходах бюджета регионов в частности и страны в целом.
При реализации данных проектов необходимо учитывать различные факторы. Во-первых, это фактор экономического роста и, во-вторых, это структура конечного спроса. Выполнение данных условий необходимо потому, что динамика роста экономики округа определяется соотношением мирового спроса на продукцию отраслей специализации. В случае с ЯНАО спрос задан тенденциями развития нефтегазового сектора и добычи других полезных ископаемых. Экспорт природных ресурсов здесь практически полностью формируется за счет газа и нефти. Данная структура экономики округа гарантирует устойчивый мировой спрос, но это означает крайне высокую степень зависимости доходов бюджета региона и компаний работающих здесь от конъюнктуры мировых цен на энергоресурсы.
Долгосрочные и среднесрочные перспективы развития экономики округа в рамках общероссийского разделения труда определяются его местом главного поставщика природного газа и одного из основных поставщиков нефти на внутрироссийский и международный рынки, а также географическим и социально-экономическим положением ЯНАО и сложившимися здесь условиями, формирующими различные возможности модернизации структуры экономики и её диверсификации. Главными направлениями развития экономики округа, при осуществлении различных сценариев, будут оставаться следующие сферы - добыча, первичная переработка и транспортировка минерально-сырьевых ресурсов. Эти сектора экономики в среднесрочной перспективе определены в качестве главных отраслей специализации. В этой связи дальнейшие пути развития экономики ЯНАО в долгосрочной перспективе будут складываться вокруг развития региона в двух сферах: добыча, переработка природных ресурсов, в том числе и неминеральных, и тесно связанной с предыдущей сферой - транспортной.
ЯНАО обладает большими запасами природного газа, однако большая часть крупных месторождений в начале XXI века вступило в стадию падения добычи. Диапазон изменения объемов нефтегазодобычи достаточно велик. В пессимистических вариантах предполагается, что к 2020 году уровень добычи нефти и природного газа может сократиться на 25-50 %. При нынешнем уровне зависимости структуры экономики региона от нефтегазодобычи это может привести к падению уровня жизни населения, валового регионального продукта, а также к сокращению бюджета.
Поддержание и возможное наращивание добычи углеводородного сырья требует начать разработку новых месторождений полуострова Ямал, Гыданского полуострова и шельфа Карского моря. Разработка новых месторождений потребует значительных денежных инвестиций в инфраструктуру. Однако это необходимо не только региону, но всей нашей стране. Потребности мировой экономики, стратегии развития крупных российских компаний «Г азпром» и «Роснефть» требуют освоения арктических месторождений.
При рассмотрении различных вариантов развития ситуации принципиальное значение имеют два крайне противоречивых сценария освоения новых нефтегазовых месторождений: инерционный и активный. В первом варианте предполагается, что основными центрами добычи углеводородного сырья станут месторождения полуострова Ямал, шельфа Обской губы и развитие старых месторождений в Надым-Пур-Тазовском междуречье и в Красноселькупском районе. При развитии активного сценария предполагается развитие не только указанных центров добычи природного газа и нефти, но и продвижение на северо-восток ЯНАО, шельф Карского моря и освоение западной части Гыданского полуострова.
Для диверсификации структуры экономики региона, руководству округа необходимо развивать не только нефтегазовую сферу. Помимо природного газа и нефти, ЯНАО располагает крупными месторождениями других полезных ископаемых. Крупномасштабное освоение западной территории округа - Полярного Урала, может помочь частично диверсифицировать экономику. Освоение месторождений может начаться после окончания строительства транспортных магистралей в районе Обская - Полуночное.
Осуществление перечисленных факторов предопределяет тип экономического развития региона по инерционной траектории. В основе развития этого сценария лежит модель, ориентированная на разработку наиболее эффективных месторождений различных природных ресурсов, их транспортировка по наиболее выгодным путям и подчинение решению этих задач всей экономической специализации ЯНАО. При развитии этого варианта освоение этих месторождений будет осуществляться с помощью специалистов, которые будут работать либо вахтовым методом, либо проживать в регионе временно. Базовыми районами для освоения и проживания специалистов становятся южные, более благоприятные для проживания территории округа. Учитывая экстремальные природные климатические условия местности, российский, а также мировой опыт освоения северных территорий, существование такой экономической модели вполне оправдано.
Однако рост общей численности населения в южной части округа, строительство транспортных магистралей, повышение уровня обеспеченности могут создать благоприятные условия для реализации инновационной модели развития экономики.
Инновационная модель ориентирована не только на развитие перечисленных отраслей экономики региона, но и на комплексное развитие всей территории, создание более благоприятных условий для работающего и проживающего здесь населения, что впоследствии позволит создать здесь, на севере, социально-ориентированную модель развития ЯНАО, похожую на большинство регионов Российской Федерации.
Развитие региона по инновационной модели предполагает добычу, переработку наиболее эффективных полезных ископаемых (природный газ и нефть), других минеральносырьевых ресурсов. При этом необходимо сохранять экологическую систему региона и способствовать созданию здесь социальной и туристической инфраструктуры, что впоследствии поможет развитию процессов увеличения количества городов и поселков с постоянным населением и диверсифицированным экономическим производством.
В краткосрочной перспективе при диверсификации экономики (с помощью развития сферы услуг и других секторов) возможно частичное снижение эффективности экономики региона, измеренной в текущих показателях. Однако экономическая структура региона может стать более устойчивой к динамике мировых цен на природные ресурсы, конъюнктуры рынков и другим «внешним шокам». Развитие транспортной и энергетической инфраструктуры при реализации инновационной модели будет определять условия реализации различ-
ных вариантов с точки зрения выбора осваиваемых месторождений нефти и природного газа, а также сроков и масштабов их освоения.
Инерционный сценарий развития экономики региона ориентирован в большей степени на добычу, первичную переработку и вывоз углеводородного сырья. Данный сценарий развития экономики базируется на «естественно регулируемой» численности трудовых ресурсов и населения округа. При этом развитие экономики в условиях инерционной данной модели не предполагает развитие социальной инфраструктуры, что не будет способствовать диверсификации экономики, а значит закреплению увеличению численности постоянного населения в округе.
В качестве базового региона поставщика специалистов для освоения природных ресурсов ЯНАО будет выступать юг Тюменской области, а также регионы Уральского федерального округа и Приволжского федерального округа. Эти регионы будут выполнять также соответствующие сервисные, транспортно-логистические функции, обеспечивающие условия для жизнедеятельности работающим в округе трудовым ресурсам. В этом случае предполагается, что дополнительные потребности в трудовых ресурсах будут обеспечиваться компаниями, осваивающими месторождения.
В основе инерционного развития региона лежит консервация ныне существующей структуры экономики. При пессимистическом варианте развития событий возможно снижение потенциала экономики из-за замедления добычи и роста экспорта углеводородов и изменение приоритетов нефтегазодобывающих компаний. Отказ от строительства основных объектов транспортной инфраструктуры может привести к невозможности освоения новых месторождений на шельфе.
В рамках развития региона по промежуточному сценарию основными объектами строительства транспортной инфраструктуры предполагаются следующие - железные дороги Надым - Салехард, Обская - Бованенково, Полуночное - Обская, новые газонефтепроводы, расширение сети автомобильных магистралей. В этом случае развитие перерабатывающих производств будет связано с увеличением мощностей ныне существующих заводов, а также строительством нового Вынгапуровского ГПЗ. Освоение новых месторождений полуострова Ямал и других территорий будет осуществляться за счет приезжих специалистов. Прогнозируемый рост численности постоянного населения региона потребует расширения социальной сферы округа, а также создания дополнительных рабочих мест для обеспечения занятости.
Второй, инновационный сценарий развития экономики региона ориентирован на комплексное, повсеместное развитие территорий ЯНАО и экономически оправданную диверсификацию производства. В случае формирования в южной более развитой части округа городов и поселков с постоянным населением, с высоким уровнем доходов и обеспеченностью социальными услугами, на остальной территории округа должны появиться современная производственная, транспортная и социальная инфраструктура. При этом развитые в экономическом отношении районы региона будут использоваться как базовые для освоения ресурсов северных территорий, выполняя по отношению к ним транспортно-логистические, социальные и другие функции.
Реализация данного сценария предполагает поэтапное достижение следующих показателей.
В нефтегазовом комплексе уровень добычи природного газа должен достигнуть к 2020 году - 750-780 млрд. м / год и удерживаться до 2030 г.
Развитие добычи нефти и газового конденсата, к 2020 году должно достигнуть уровня суммарной добычи в 70-75 млн т и поддерживать его до 2030 г. Должно произойти внедрение новейших прогрессивных технологий добычи природного газа, газового конденсата, а также нефти и попутного газа.
Развитие трубопроводной инфраструктуры должно достигнуть тех масштабов, а также направлений, чтобы обеспечить транспортировку прогнозируемых объемов добытых углеводородов и их продуктов.
Основные приоритеты развития экономики ЯНАО до 2020 года в сфере развития других отраслей ТЭКа связаны с:
• увеличением финансирования проведения геологоразведочных работ, с целью расширения минерально-сырьевых баз юго-западных рудных районов и выявления новых районов в рамках различных проектов;
• геолого-экономической оценкой месторождений нераспределенного фонда с целью их ввода в освоение;
• созданием горнопромышленного района в районе города Харпа, для освоения местных горнорудных месторождений и обеспечения сырьем предприятий западного и южного Урала и страны в целом.
Основные приоритеты развития энергетического сектора экономики региона на период до 2030 года связаны со следующими стратегическими направлениями развития. В секторе центрального электроснабжения потребителей для обеспечения его работоспособности и повышения уровня надежности в условиях роста потребления энергии необходимо:
• развитие системообразующих и распределительных электросетей ОАО «Тюменьэнерго»;
• расширение сектора централизованного энергоснабжения за счет присоединения нового энергорайона Харп - Лабытнанги - Салехард и строительства ЛЭП Надым - Салехард;
• развитие различных альтернативных источников энергии в экономически обоснованных масштабах.
В железнодорожном секторе экономики до 2020 года должно будет произойти расширение сети железнодорожных магистралей. В результате её реализации будут освоены новые нефтегазовые месторождения в северных районах, а новые территории станут более доступными и инвестиционо привлекательными. К главным приоритетным объектам относятся строительство следующих линий: Коротчаево - Русское - Заполярная, Обская - Полуночное, Обская - Салехард - Надым, Обская - Бованенково, Новый Порт - Паюта.
В автодорожном секторе экономики ЯНАО до 2020 года должна быть создана дорожная сеть для обеспечения развития основных точек экономического роста, включая полное освоение северных территорий и разработку новых месторождений полезных ископаемых.
Использование речных водных путей позволит ускорить процесс освоения труднодоступных отдаленных для других видов транспорта районов округа. В этой связи целесообразно, во-первых, восстановить, а, во-вторых, увеличить их протяженность. Таким образом, к основным направлениям развития внутреннего речного водного транспорта относятся:
• обеспечение постоянного судоходства в местном секторе Обь-Иртышского бассейна, включая модернизацию и обновление речного флота;
• обновление и дальнейшее развитие системы обслуживания экспедиций, транспорта и терминального хозяйства в пунктах их взаимодействия в городах и портах округа и ближайших соседей (ХМАО-Югра, Тюменская область): Салехард, Ханты-Мансийск, Тюмень, Надым, Серегино, Новый Уренгой, Нижневартовск, Нефтеюганск и Сургут.
Для обеспечения социальных авиационных пассажирских перевозок необходимо развитие крупного узлового аэропорта Новый Уренгой, а также аэропортов в Салехарде, Надым, Ноябрьске, Ямбурге, Красноселькупе, Тольке и других городах, расширение аэровокзальных комплексов, а также модернизация или замена старых объектов, обеспечивающих безопасность полетов, на новые.
Представляется крайне перспективным создание в экономике округа нового кластера вокруг традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов ненцев, хантов и селькупов на основе производства, переработки продукции рыболовства и оленеводства и дальнейшей реализации произведенных товаров. Развивая данный кластер, можно будет осуществить структурные изменения в других секторах экономики, например, в агропромышленном комплексе. В результате осуществления этих мероприятий можно будет повысить конкурентоспособность разных видов деятельности местных народов. Кроме этого, в
случае дальнейшего развития данного компонента экономики, можно будет совместить его деятельность с туристическим кластером, что впоследствии поможет диверсификации экономики.
Необходимо принять и в дальнейшем реализовать на местном уровне систему мер, которая будет стимулировать внедрение в различные сектора экономики инновационных технологий. В результате принятия этого комплекса мер должно произойти повышение степени извлекаемости ресурсов, а также экологической безопасности при разработке новых месторождений.
Таким образом, Ямало-Ненецкий автономный округ в настоящее время стоит перед двумя вариантами развития. В зависимости от выбора направления развития региона местными и федеральными элитами будет строиться дальнейшая политика государства в Арктическом геополитическом регионе. Развитие нефтегазодобычи останется центральным направлением экономики ЯНАО. Однако в случае развития экономики округа по инновационному сценарию может возникнуть вариант развития не только традиционного нефтегазодобывающего сектора, но и других секторов экономики. Например, реализация проектов строительства объектов транспортной инфраструктуры создаст базу для освоения нефтегазовых месторождений в новых районах на севере округа, на шельфе Карского моря, обеспечит выход на Гыданский полуостров. В среднесрочной перспективе на востоке округа возможно формирование совместного с Красноярским краем Нижнеенисейского нефтегазового комплекса. В случае реализации данного проекта в структуре экономики появится новая отрасль - строительный комплекс, что в дальнейшем позволит увеличить объемы инвестиций. Развитие транспортной и производственной инфраструктуры позволит сформировать на территории округа территории опережающего роста. В этих условиях крупные города региона, которые располагают уже сейчас развитой инфраструктурой, будут играть роль центров освоения природных ресурсов севера, выполняя, в том числе, сервисные и транспортно-логистические функции.
Библиографический список
1. Герасимова, Т. Газовый локомотив России [Текст] / Т. Герасимова // Коммерсант-Власть. 2011. №49. С.72-73.
2. Шишкин, М. Спасение с Севера [Текст]/ М. Шишкин // Коммерсант-Власть. 2011. №49. С.74.
3. Стратегия развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://narfu.ru/development_program/Stategy_arctic.pdf (Дата обращения 02.01.2013).
4. Разинцева А. Стоит ли России спешить с освоением арктического шельфа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/library/news/9693221/ostorozhno_arktika (Дата обращения 02.01.2013).