ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В УСЛОВИЯХ ЕАЭС Ясинская Е.И. Email: [email protected]
Ясинская Екатерина Игоревна — докторант, Кыргызско-Европейский факультет, Кыргызский государственный национальный университет, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в настоящее время усиление взаимного экономического сотрудничества государств и процессы глобализации оказывают все большее влияние на развитие стран и секторов мирового хозяйства. Интеграция экономик государств — участников в части регионального сближения дает возможность каждому ее члену извлечь закономерный дополнительный эффект от такого экономического взаимодействия. Однако учитывая интеграционную проблематику во взаимоотношениях стран СНГ, остается особо актуальным исследование влияния интеграционных процессов на постсоветском пространстве на экономику таких его участников, как Кыргызстан, а также выявление эффективных направлений его экономического сотрудничества с государствами Содружества.
Ключевые слова: интеграция, Евразийский экономический Союз, экономическая деятельность.
FEATURES OF FOREIGN TRADE DEVELOPMENT IN THE KYRGYZ REPUBLIC UNDER THE CONDITIONS OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION Yasinskaya E.I.
Yasinskaya Ekaterina Igorevna — doctoral student, KYRGYZ-EUROPEAN FACULTY, KYRGYZ STATE NATIONAL UNIVERSITY, BISHKEK, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN
Abstract: currently, strengthening of mutual economic cooperation between states and the processes of globalization are having an increasing impact on the development of countries and sectors of the world economy. The integration of the economies of states - participants of the regional convergence enables each member to extract additional natural effect of this economic interaction. However, considering the integration problems in the relations between the CIS countries, it is particularly relevant study of the impact of integration processes on the post-Soviet space on the economies of its members as Kyrgyzstan, as well as identifying effective ways of its economic cooperation with the CIS states. Keywords: integration, the Eurasian Economic Union, economic activity.
УДК 339.1
В современных условиях региональной экономической интеграции особенно актуализируются вопросы, связанные с изменением хозяйственной деятельности предприятий торговли и внешнеторговых отношений Кыргызской Республики со странами ЕАЭС. Это, прежде всего, обусловлено той отраслевой структурой, которая сложилась на сегодняшний день в отечественной экономике. В частности, как известно, основными отраслями, формирующими совокупный валовый выпуск, являются предприятия, оказывающие торгово-посреднические услуги, и соответственно входящие в сферу услуг.
В настоящее время сфера услуг является наиболее объемной с точки зрения формирования совокупного национального продукта. Согласно официальным статистическим данным, валовой выпуск сферы услуг за 2016 год сложился в объеме 302,4 млрд сомов, а реальный темп роста составил 103,1% [1]. Вклад в рост сферы услуг был обеспечен со стороны торговли, где прирост составил 8,1%, деятельности гостиниц и ресторанов - 9,4%. В структуре ВВП отрасли, оказывающие услуги, заняли 49,2%, а их положительный вклад в прирост ВВП составил 1,51 процентного пункта (см. табл. 1).
Таким образом, сфера услуг в национальной экономике демонстрирует положительные темпы развития и выступает одной из основных отраслей экономики Кыргызской Республики.
В свою очередь, валовой выпуск торговли (или результаты деятельности торговых предприятий) за 2016 год составил 98,7 млрд сомов, темп реального роста составил 108,1%, сама же торговая деятельность заняла более одной трети от всего объёма сферы услуг в целом.
2015 2016 . Откл. (+/-)
Сфера услуг, млн сомов 286539,7 302447,0 15907,3
темп роста, % 103,2 103,1 -0,1
Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов, млн сомов 93802,8 98675,0 4872,2
темп роста, % 105,8 108,1 2,3
Транспортная деятельность и хранение грузов, млн сомов 32087,1 31688,5 -398,6
темп роста, % 101,8 98,9 -2,9
Информация и связь, млн сомов 26441,2 26368,1 -73,1
темп роста, % 105,3 97,0 -8,3
Наибольший вклад в торговую деятельность внесли предприятия розничной торговли (4,5 п.п.), оптовой торговли (2,0 п.п.) и розничной торговли моторным топливом (1,3 п.п.). Также хочется отметить, что за 2016 год наблюдался рост оборота розничной торговли до 108,4%, что больше аналогичного показателя 2015 года на 3,6 п.п. Нужно отметить, что развитие розничной торговли в основном было обусловлено положительной динамикой потребительского спроса, который, в свою очередь, зависит от ряда таких причин, как: денежно-кредитная политика, денежные доходы населения, денежные переводы и т.д.
Особого внимания, с точки зрения влияния на рост потребительского спроса, заслуживают показатели денежных переводов мигрантов, которые непосредственно стимулируют потребление и ведут к росту товарооборота.
В частности, согласно данным официальной статистики за 2016 год объем денежных переводов увеличился на 19,6% и составил 1206,9 млн долл. США. Кроме того на потребительский спрос оказало положительное влияние относительное увеличение реальной заработной платы на 10,0% за январь -сентябрь 2016 года. Увеличение объема выданных потребительских кредитов в январе - сентябре 2016 года на 15,3% также оказало положительный эффект на рост объемов как розничной, так и оптовой торговли.
Таким образом, экономическая деятельность предприятий торговли оказывает немаловажное влияние на формирование валового выпуска, внутреннего потребления и объемов внешней торговли. Тем более в условиях региональной экономической интеграции, когда упрощаются торговые режимы и условия движения товарооборота, торговые предприятия занимают ключевую позицию среди экономических субъектов. Рассмотрим более подробно, как изменились макроэкономические условия ведения внешнеторговой деятельности отечественных предприятий в условиях ЕАЭС.
Как известно, 2015 год стал важным этапом в развитии интеграционного процесса экономики Кыргызской Республики и после ратификации всех необходимых договоров и процедур, наша страна стала полноправным членом Евразийского экономического Союза. Необходимо отметить, что вступление Кыргызской Республики в ЕАЭС совпало с тем периодом, когда геоэкономическая ситуация в странах - основных торговых партнерах, начавшаяся в 2014 году, продолжает сохраняться и создает неоднозначные внешние условия для функционирования экономик государств - членов ЕАЭС и экономики Кыргызской Республики в частности. К таким внешним дестабилизаторам мы можем отнести, прежде всего: понижение цен на нефть на мировом сырьевом рынке; обесценение курса валют за счет укрепления доллара США (в среднем доллар США по отношению к другим валютам укрепился на 13,4%, в 2014 году - на 25,0%) и продолжающийся отток капитала '.
Но вместе с тем, необходимо отметить, что присоединение Кыргызской Республики к данной интеграционной группировке, несомненно, несет положительный экономический эффект, и представляет новую ступень экономической интеграции. Перед страной открываются новые горизонты и вызовы для отечественных сельскохозяйственных производителей, пищевых и перерабатывающих
1 Например, в Российской Федерации отток капитала за I полугодие 2015 года составил 52,5 млрд долл. США, а на конец 2015 года, - 131,0 млрд долл. США (по данным ЦБ РФ и Минэкономразвития РФ), за I квартал 2015 года в Кыргызской Республике отток капитала вырос на 23,9 %и составил 281,0 млн долл. США.
77
предприятий, бизнеса, предпосылки для повышения уровня деловой активности в экономике и, как следствие, увеличение товарооборота торговых предприятий. Однако, изучение статистики внешней торговли свидетельствует о существовании определенных проблем в развитии торговых отношений и условий товарооборота.
В частности, за 2016 год, внешнеторговый оборот со странами Евразийского экономического союза сложился в объеме 1257,4 млн долл. США и сократился на 29,8% (см. рис. 1).
Н т/о КР с ЕАЭС У экспорт КР с ЕАЭС В импорт КР с ЕАЭС В сальдо
Рис. 1. Динамика внешней торговли Кыргызской Республики со странами ЕАЭС за период с 2008 — 2015 годы
[2, с. 6]
В общем объеме товарооборота республики на страны ЕАЭС пришлось 33,4%, в том числе экспорт -187,4 млн долл. США (сокращение на 32,6%), импорт - 1070,0 млн долл. США (сокращение на 29,3%).
За последний период доля стран - членов ЕАЭС от общей внешней торговли Кыргызской Республики составила 44,3%, в том числе экспорт в страны - члены ЕАЭС - 32,2%, импорт - 49,2%. В общем товарообороте Кыргызской Республики доля России составила 24,9%, Казахстана - 18,2%, Беларуси - 1,2% и Армении - 0,01 %.
Анализируя товарную структуру экспорта и импорта, можно смело говорить о высоких перспективах развития торговых предприятий и выхода их на рынок ЕАЭС (см. рис. 2).
Россия
1,9% фрукты и овощи
53%
хлопковолокно
45% табак
39% лампы накаливания
59% радиаторы
100% электроэнергия
70% молочная продукция
61% фрукты и овощи
7% живые животные
Беларусь
30% радиаторы
Армения
95% швейные изделия
36,3 % стекло
Рис. 2. Основные товарные позиции экспорта Кыргызской Республики в страны ЕАЭС [2, с. 7]
Хочется отметить, что не только для отечественных товаропроизводителей, но и для торговых посреднических предприятий улучшение режимов торговли будет способствовать росту деловой активности особенно по товарным позициям экспорта и импорта. В частности, отмена таможенного, санитарного и фитосанитарного видов контроля однозначно приведет к оживлению торговли в условиях отсутствия таможенных границ. В результате таких изменений предприниматели Кыргызстана уже получили возможность развития и активной конкуренции на общей площадке 180-миллионного рынка ЕАЭС.
Россия
Казахстан
87% нефтепродукты
35,6% черный, цветной и недраг металлы и изделия из них
19% химической продукции
57%
неорганическая
100 % пшеница и уголь
96% минеральное сырье (песок, кварц и др.)
Беларусь
16,3 5 сахар
20% изделия из резины
9,1% транспортные средства и зап части к ним
Армения
88,3% пшеница и мука
60% табачные изделия
77,2% газ природный
Рис. 3. Импорт Кыргызской Республики со странами ЕАЭС [2, с. 7]
Товарная структура импорта также свидетельствует об оптимизации отечественного производства и использования возможностей сравнительных преимуществ. В частности, импорт пшеницы и муки позволяет отечественным производителям мукомольной продукции использовать более качественное сырье, импортированное из Казахстана (см. рис. 3).
По состоянию на сегодняшний день 18 кыргызских предприятий включены в Реестр предприятий, которые могут осуществлять поставки на территорию государств - членов ЕАЭС (РФ и Казахстан). Среди них 15 предприятиям разрешено в РФ (готовая мясная продукция, прошедшая термическую обработку (+72°С и не менее 30 минут), молочная продукция, прошедшая термическую обработку, а также рыбная продукция) и 11 предприятий имеют возможность поставлять свою продукцию в Казахстан по таким товарным позициям, как молочная продукция, мед и рыбная продукция.
Таким образом, развитие внешнеторговых отношений со странами партнерами ЕАЭС складываются пока неоднозначно. Несмотря на улучшение торговых режимов статистика, свидетельствует о сокращении объемов внешней торговли на рынке ЕАЭС. На наш взгляд, это обусловлено определенными техническими процедурами, которые находятся пока на стадии реализации, и связано это, прежде всего, с теми структурными и институциональными изменениями, которые необходимо произвести после вступления нашей страны в состав Евразийского экономического союза.
Как известно, одним из важнейших факторов формирования экономического интеграционного объединения является создание единой системы технического регулирования (стандартизация, аккредитация, сертификации и метрология), которая призвана обеспечить беспрепятственное перемещение безопасной и качественной продукции на территории стран ЕАЭС, а также соблюдение требований к продукции установленных в единых технических регламентах ЕАЭС, что
предусматривает обеспечение свободного движения товаров, устранения избыточных административных и технических барьеров в торговле.
Нужно отметить, что за 2015-2016 гг. в рамках ЕАЭС были приняты 35 технических регламентов, устанавливающих требования безопасности широкого ассортимента товаров массового спроса. С 12 февраля 2016 года вступили в силу 12 технических регламентов. С 5 февраля 2016 года достигнута договоренность между таможенными органами Кыргызстана и Казахстана в вопросе снятия таможенного сопровождения кыргызских перевозчиков по территории Казахстана.
Учитывая неравномерные стартовые условия, для Кыргызской Республики был принят режим благоприятствования в виде Перечня товаров, в отношении которых в течение переходного периода будут применяться ставки таможенных пошлин, отличные от ставок ЕТТ. Перечень состоит из 166 товарных позиций (на уровне 10 знаков ТНВЭД), включает товары 25 товарных групп (из 97 по ТНВЭД) в том числе для:
- промышленного производства - материалы для промпредпритий машиностроения, взрывчатые вещества, изделия из пластмассы, красящие вещества для пищевой промышленности, тепловые насосы, ковочно-штамповочные прессы и др. оборудование и станки - 57 товарных позиций;
- сельскохозяйственного производства - семенной фонд, корма для рыб; гербициды, ветеринарные вакцины, бороны, пресс- подборщики, сельхоз оборудование для кормов и машины для уборки свеклы, холодильное оборудование, теплицы - 37 товарных позиций;
- транспорта - автотранспортные средства, включая трактора, комбайны 35 товарных позиций;
- здравоохранения - вакцины, лекарства 37 товарных позиций.
При этом, в настоящее время Министерством экономики Кыргызской Республики совместно с заинтересованными сторонами проводится работа по расширению указанного Перечня товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Кыргызская Республика применяет ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок пошлин, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза.
Правительством принимаются меры, направленные на создание максимально благоприятных условий для активизации предпринимательской деятельности; ликвидацию барьеров для ведения бизнеса; введение стимулирующей развитие бизнеса налоговой политики.
В сфере фискальной политики, по инициативе Министерства экономики внесены изменения в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики согласно которым:
- с 1 января 2016 года отменено обложение налогом с продаж экспорта товаров, работ, услуг и их реализация вне территории КР.
- в 2 раза увеличен регистрационный порог по НДС (с 4 млн сомов до 8 млн сомов).
- с 1 июля 2016 года устанавливаются ставки налога с продаж: при реализации товаров, работ, услуг, облагаемых НДС и/или освобожденных от НДС оплаченной:
а) в наличной форме в размере 1% - для торговой деятельности и 2% - для иной деятельности;
б) в безналичной форме в размере 0%.
- ставка налога с продаж предусмотрена в размере 2% для банка и 5% для деятельности в сфере сотовой связи.
Законом вдвое снижены ставки единого налога по упрощенной системе налогообложения при реализации товаров, работ и услуг, оплаченных в безналичной форме.
Наряду с этим, до 1 сентября 2018 года сохраняются действующие льготы по налогу на прибыль и НДС для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, осуществляющих переработку сельхозпродукции.
Таким образом, перечисленные мероприятия и действия со стороны Правительства, прежде всего, ориентированы на стимулирование внешнеторговой деятельности отечественных товаропроизводителей и активизацию предприятий торговли.
Но вместе с тем, на сегодняшний день существует ряд проблем, которые выступают сдерживающим фактором расширения деятельности торговых предприятий на рынке ЕАЭС, и прежде всего, это связано с недостаточным уровнем конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей и не соответствию их продукции стандартам качества и требованиям сертификации.
Основной причиной такой ситуации стала недостаточность финансовых ресурсов, направляемых на воспроизводственный процесс и повышение уровня технологий. В этой связи был создан Кыргызско-Российский Фонд развития (РКФР). Миссия Фонда заключается в содействии модернизации и развитию экономики Кыргызской Республики, а также экономическому
сотрудничеству между странами-участницами Фонда. Фонд призван стать катализатором развития экономики Кыргызской Республики в условиях евразийской экономической интеграции.1
На сегодняшний день Российско-Кыргызский фонд развития уже одобрил финансирование более 350 проектов в различных отраслях экономики на сумму около 118 миллионов долларов. Общий капитал фонда составляет 1 млрд. долларов. По данным на конец 2016 года проекты фонда реализуются на территории Чуйской (83%), Иссык-Кульской (7%), Джалал-Абадской (4%), Баткенской (3%) и других (3%) областей. С прошлого года только в Чуйской области, обладающей самой развитой промышленностью, фонд выдал 1,4 млрд. сомов (около 1,36 млрд. рублей) в виде кредитов. Он также ведет работу по выделению дополнительных 10 млрд. сомов (около 9,7 млрд. рублей) на развитие малого и среднего бизнеса и финансирование аграрного сектора. В частности, РКФР был профинансирован проект российской компании ООО «Имергаз» по созданию в Иссык-Кульской области агрохолдинга «Сазановский» по производству детского питания и соков, и это предприятие уже поставило в Россию 240 тыс. литров сока прямого отжима.
Вместе с тем, необходимо отметить, что текстильное и швейное производства являются одним из приоритетных направлений кредитной политики Российско-Кыргызского фонда развития. В настоящее время Фондом ведется активная работа по финансированию приоритетных проектов промышленности по низким процентным ставкам с увеличением срока инвестиционных кредитов до 10 лет. Одним из них является инвестиционный проект «Технополис для текстильного и швейного производства». В настоящее время более 40 предпринимателей легкой промышленности выразили готовность приступить к реализации краткосрочного проекта за счет собственных финансовых средств.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, хочется отметить, что сфера торговых и особенно внешнеторговых отношений является наиболее приоритетной в силу тех интеграционных изменений, которые происходят в настоящее время в Кыргызской Республике. Учитывая состояние реального производства и высокую зависимость отечественной экономики от внешних факторов, развитие сферы торговых отношений и в частности, предприятий торговли, позволит обеспечить поступательное развитие не только сферы услуг, но и экономики в целом.
Список литературы / References
1. Социально-экономическое развитие Кыргызской Республики. Минэкономики КР. Бишкек, 2016. С. 122.
2. Участие КР в ЕАЭС. НСК КР. Бишкек, 2016. С. 38.
3. Официальный сайт Евразийской комиссии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.eaec.com/ (дата обращения: 16.01.2017).
4. Официальный сайт Российско-Кыргызского Фонда развития. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rkdf.org/ (дата обращения: 16.01.2017).
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СФЕРЫ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Ясинский А.А. Email: [email protected]
Ясинский Анатолий Анатольевич — докторант, Кыргызско-Европейский факультет, Кыргызский государственный национальный университет, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в настоящее время для большинства экономически развитых и развивающихся стран одним из приоритетных направлений государственной экономической политики становится поддержка сферы информационных технологий и рынка информационно-коммуникационных услуг. Развитие экономики невозможно без прогрессивной ИКТ инфраструктуры и информационных технологий. ИКТ оказывают решающее воздействие на изменения, происходящие в социальной структуре общества, экономике, развитии институтов демократии. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств телекоммуникаций.
Ключевые слова: информационные технологии, информационно-коммуникационные услуги, телекоммуникации.
1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rkdf.org/o_nas/obschaja_informatsija/missija_tseli_i_zadachi/ (дата обращения: 16.01.2017).