УДК 911.3:316
Э. П. Афанасьева ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ПРИБРЕЖНЫХ ЗОНАХ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОбЛАСТИ
Для всех стран мира побережье представляет ценный природный ресурс; прибрежная зона имеет огромное экономическое, культурное, эстетическое, историческое значение. Неустойчивая эксплуатация ресурсов прибрежной зоны, в том числе путём развития туристско-рекреационной инфраструктуры и районов загородных коттеджей вдоль побережья, ведёт к утрате естественного берегового ландшафта и природных местообитаний, снижению их рекреационной привлекательности и, как результат, к снижению конкурентоспособности территории как туристской дестинации. Одним из факторов обеспечения устойчивого развития прибрежной зоны является гармонизация интересов природопользования и землепользования, путём разработки комплексной стратегии и плана её рекреационного использования на основе принципов устойчивого развития с юридическим закреплением условий и ограничений использования прибрежных районов. Теория устойчивого развития не только привлекает внимание научной общественности в последнее десятилетие (сотни конференций, тысячи монографий, учебников и пр.), но является вполне практичной. Цивилизованные страны выразили готовность следовать намеченному курсу, а государственные и международные документы оперируют понятием «устойчивоеразвитие» в качестве идеологической основы.
Прибрежная территория юго-восточной Балтики Калининградской области обладает единым природным и богатым культурным наследием, представляет собой единую прибрежную зону и может рассматриваться как единый туристско-рекреационный комплекс, включающий расположенные здесь административно-территориальные единицы и муниципальные образования. Комплексный план развития территории, выделение функционально особых районов с учётом неравномерной загрузки территории побережья, имеющих единую природную основу, позволит сохранить пространственную пропорциональность использование туристско-рекреационных ресурсов прибрежной территории и дальнейшую устойчивость её развития.
Ключевые слова: прибрежная зона, ёмкость территории, устойчивое развитие, устойчивый туризм, комплексное управление прибрежной зоной, сезонность.
Понятие «прибрежная зона» и особенности управления её развитием
Прибрежные территории всегда обладали привлекательностью и преимуществами для ведения человеком активной хозяйственной деятельности. Определение, отражающее суть понятия «прибрежная зона», было предложено Европейской Комиссией: «Прибрежная зона — это пространство, где с особой интенсивностью осуществляется взаимодействие человека с окружающей средой. «Прибрежная зона моря — это зона контакта суши с морем, включая природные комплексы — как берега, так и прилежащую морскую акваторию в границах, позволяющих обеспечить экологически сбалансированное развитие прибрежных территорий, сохранение прибрежных и морских ландшафтов и экосистем от загрязнения и уничтожения, — территория с режимом ограниченной и регулируемой хозяйственной и иной деятельности» [20].
Благодаря богатым ресурсам, прибрежные зоны во всем мире исторически являются районами с высокой плотностью населения. Возникающие противоречия, связанные с интенсивным использованием прибрежных ресурсов, неизбежно приводят к обострению проблем социально-экономического развития территорий. «Ёмкость приморских зон» — понятие достаточно относительное, так как многое зависит от организации отдыха и лечения граждан и разной оснащённости участков морских побережий объектами инфраструктуры. Всемирная туристская организация (ВТО) предлагает следующее определение: «максимальное количество людей, которые могут посетить туристическое направление, в то же время, не вызывая разрушение физической, экономической, социально-культурной среды и не снижая уровень качества удовлетворённости посетителей» (UNEP/MAP/ PAP, 1997) [12].
В основу зарубежных правовых концепций управления прибрежными (приморскими) зонами положен ряд практических правил, являющихся ключевыми для экологической политики и принципов устойчивого развития [9]. Концепция устойчивого развития была впервые представлена мировому сообществу в 1987 г. Европейской Комиссией. Устойчивое развитие было определено как «развитие, которое удовлетворяет потребности нынешнего поколения, не принося в жертву возможности будущего поколения удовлетворять свои потребности». Взаимодействие между охраняемыми территориями и культурными ландшафтами в прибрежных зонах не является доминирующей чертой. Более важным является согласование экологических целей с интенсивной человеческой деятельностью, включая значимые (прибрежные) города.
В 1988 г. Всемирной туристской организацией был предложен принцип устойчивого туризма, который гласит, что устойчивый туризм «ведёт к управлению всеми ресурсами таким образом, что экономические, социальные и эстетические потребности могут удовлетворяться при одновременном сохранении культурной самобытности, основных экологических процессов, биологического разнообразия и систем поддержания жизни» [21]. Устойчивый туризм — это не конкретный вид туристской деятельности, а направление развития, основанное на принципах устойчивого развития, это всеобщая для всего туризма концепция. Устойчивый туризм может приводить в конечном итоге к устойчивому развитию всей территории. Устойчивый туризм на прибрежных территориях — лучший метод по управлению прибрежной зоной.
В конце 90-х гг. XX в. Советом Европы был принят Европейский кодекс поведения для прибрежных зон, который был одобрен профильным комитетом Совета Европы в апреле 1999 г. В целом данный Кодекс направлен на реализацию раздела «Прибрежные и морские экосистемы» Пан-Европейской стратегии сохранения биологического и ландшафтного разнообразия. Отдельными Главами Кодекса выделены «Туризм и отдых», а также «Устойчивое управление прибрежными зонами» [4].
Зарубежный опыт хозяйственного освоения прибрежных территорий выделяет два основных типа пространственной организации экономики прибрежных зон. Один из них часто связан с промышленно-торговой специализацией, включая деятельность транспорта. Другой — с рекреационно-туристским бизнесом, включая возможности развития экологического туризма [3].
Как показывают результаты целого ряда зарубежных исследований, прибрежные территории давно требовали особого подхода к управлению их экономическим развитием без ущерба для окружающей среды. Такой подход был найден и получил название интегрированного (комплексного) управления прибрежными зонами
Integrated Complex Zone Management (ICZM). В специальной литературе на русском языке такой подход известен как комплексное управление прибрежными зонами (КУПЗ) [19]. Европейская Комиссия рассматривает КУПЗ в виде постоянного процесса управления, общая цель которого — введение в практику устойчивого развития сохранения прибрежных зон вместе с поддержанием их биоразнообразия.
В странах Балтийского региона разработаны специальные проекты и локальные планы интегрированного управления прибрежными зонами в контексте их устойчивого развития. Среди приоритетных направлений — сокращение выбросов сточных вод во внутренние водоёмы и прибрежную зону Балтийского моря, сохранение биоразнообразия, рекреационного и культурного потенциала [22].
Проблемы, существующие в приморских районах России, аналогичны зарубежным, и связаны со столкновением интересов природопользователей. В нашей стране они достигли критического уровня и могут быть разрешены только через комплексное управление приморскими зонами. В настоящее время Россия — одно из немногих государств Европы и единственное среди государств Балтийского бассейна, которое не имеет самостоятельного профильного берегового законодательства, не говоря уже о других менее развитых прибрежных территориях. Из-за этого в период активного становления переходной экономики страны всё ощутимее становится отсутствие нормативно-правового обеспечения хозяйственного развития прибрежной зоны России.
Правовой статус береговой зоны морей России определяется совокупностью норм водного, земельного законодательства, законодательства о недрах, о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, о государственной границе РФ. Правовые предпосылки развития института государственного управления береговой зоной находят выражение в статусе прибрежной полосы, длительное время существующем в российском водном законодательстве [2]. Особо можно выделить статью № 50 Водного Кодекса, которая непосредственно регламентирует проектирование, строительство и использование зданий, сооружений и водных объектов для рекреационных целей — отдыха, туризма, спорта, в т. ч. и обустройство пляжей [1].
В связи с усилением конкуренции на мировом рынке туристских услуг, актуально научное обоснование развития территорий со специализацией на развитии туризма. Не случайно Правительство РФ уделяет особое внимание развитию зон туристско-рекреационного типа. Несмотря на то, что в настоящее время принято решение о Федеральном финансировании лишь семи территорий в пределах РФ, регионы, не вошедшие в первый этап финансирования, правильно оценили данный подход и при разработке стратегий и программ регионального развития основной упор делают на туристско-рекреационном зонировании территорий. Характерно, что за основу применяемых концепций планирования туристской деятельности чаще всего берётся теория экономического районирования [7].
Прибрежные зоны Балтики характеризуются наличием значительных рекреационных ресурсов, которые обладают целительными и целебными свойствами. Территория приморской зоны Калининградской области (3 % территории области) от города Зеленоградск до города Янтарный — относиться к рекреационному типу природопользования. Увеличение количества рекреантов санаторно-курортного комплекса региона, как правило, способствует его экономическому развитию и приносит
дополнительную прибыль субъектам хозяйственной деятельности. Тем не менее, рекреационная деятельность при определённых условиях может оказывать существенное негативное влияние на состояние экосистем приморских зон. В основном это влияние обусловлено значительной концентрацией туристов в наиболее привлекательных с точки зрения обеспечения отдыха, лечения и туризма местах. В связи с этим, большое значение имеет соответствие общего количества отдыхающих и туристов (в сезонные пики) экологической или хозяйственной ёмкости приморских зон.
Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает сезонность, выступающая как важнейшая специфическая проблема. Сезонность в туризме определяется главным образом факторами климатического, социального и психологического характера.
Сезонность — это свойство туристских потоков концентрироваться в определённых местах на протяжении небольшого периода времени. С экономической точки зрения она представляет собой повторяющиеся колебания спроса с чередующимися пиками и спадами. В. А. Квартальнов в своём учебнике пишет: «сезонность создаёт значительные трудности в индустрии туризма, снижая рентабельность туристических предприятий, эффективность использования основных фондов, ухудшая обслуживание туристов, особенно в разгар туристского сезона, и вызывая текучесть кадров вследствие недогрузки предприятий туризма в межсезонный период» [6]. Последствия сезонности туризма в наибольшей степени испытывает приморская рекреационная зона. Сезон наибольшей туристической активности на балтийском побережье наблюдается примерно в течение четырёх месяцев — с июня по сентябрь, с максимальной нагрузкой в июле и августе.
Прибрежная зона Калининградской области расположена в зоне развитого туризма, охватывающей всё южное и юго-восточное побережье Балтийского моря. Она по своим природным и культурно-историческим предпосылкам развития туризма не уступает соседним более развитым в рекреационном отношении регионам, таким как Литва, Польша и Германия. Поэтому развитие устойчивого туризма в прибрежных зонах должно являться одним из приоритетных направлений специализации региона.
Эколого-экономические аспекты развития прибрежной зоны Калининградской области
Для всех стран мира побережье представляет ценный природный ресурс. Прибрежная зона имеет огромное экономическое, культурное, эстетическое и историческое значение. Неустойчивая эксплуатация ресурсов прибрежной зоны, в т. ч. путём развития туристско-рекреационной инфраструктуры и районов загородных коттеджей вдоль побережья, ведёт к утрате естественного берегового ландшафта и природных местообитаний, снижению их рекреационной привлекательности и, вследствие этого, к снижению конкурентоспособности территории как туристской дестинации. Одним из факторов обеспечения устойчивого развития прибрежной зоны является гармонизация интересов природопользования и землепользования путём разработки комплексной стратегии и плана её рекреационного использования на основе принципов устойчивого развития с юридическим закреплением условий и ограничений использования прибрежных районов [4].
Россия в настоящее время имеет шесть прибрежных регионов, где активно развивается туризм и культурно-рекреационная сфера: Краснодарский край — восточ-
ное побережье Азовского моря, черноморская прибрежная зона, Республика Дагестан — Каспийское море, Ленинградская и Калининградская области — Балтийское море, а также Приморский край. Распределение туристско-рекреационных ресурсов, расположенных в пределах прибрежных зон по этим регионам, неравномерно [5]:
- Краснодарский край — 76 %;
- Ленинградская обл. — 12 %;
- Приморский край — 8 %;
- Калининградская область — 4 %.
По уровню туристского предложения, учитывающего неравномерность распределения туристских ресурсов на территории страны, а также различный уровень развития туристской инфраструктуры и кадрового потенциала, Калининградская область определена как регион с высоким уровнем развития туристского продукта [10].
Калининградская область (площадь территории 15,1 тыс. кв. км) является единственным субъектом Российской Федерации, отделённым от основной части страны территориями зарубежных государств. Это российский эксклав (эсклав — часть государства, отделённая от него территорией (территориями) зарубежных стран) в Балтике. По направлению от Калининграда к Москве (время в пути: поезда — 22-23 часа, самолёта — 2 часа) расположены Литва и Белоруссия, а к Санкт-Петербургу — Литва и Латвия.
Протяжённость границ области, являющихся одновременно и государственной границей Российской Федерации, составляет 540 км. Из них 410 км приходится на сухопутные границы — примерно поровну на границу с Польшей и Литвой. Морское побережье составляет 148 км. Это является неоспоримым преимуществом региона. Первостепенной задачей комплексного развития прибрежных территорий должно быть соблюдение принципов устойчивого прибрежного туризма.
Так, число постояльцев в гостиницах Калининградской области в течение 2012 г. выросло на 60 % по сравнению с предыдущим годом. В 2012 г. в 57 гостиницах Калининградской области остановилось 238,7 тыс. чел. Прирост по санаторнокурортным комплексам был менее значительный, но также ощутимый — 7,4 %; всего в 23 санаториях области в 2012 г. отдохнуло 64,8 тыс. чел. [13].
При этом в целом в Калининградской области имеется 9,6 тыс. мест в гостиницах и санаториях в 4,2 тыс. номеров. На россиян в 2012 г. приходилось 77,9 % постояльцев гостиниц и 96,8 % отдыхающих в санаториях. «Коэффициент использования мест в 2012 г. в санаториях — 0,47, в гостиницах и аналогичных местах размещения — 0,34. Считается, что для эффективного функционирования коллективного средства размещения минимальное значение данного показателя должно быть 0,65» — отмечается в отчёте Калининградстата [14].
Отделом по туризму Правительства Калининградской области в 2009 г. были проведены исследования среди экспертов, специалистов местного туристского бизнеса (на туристском рынке Калининградской области работает 65 операторских компаний, специализирующихся на внутреннем и международном туризме и вошедших в Федеральный реестр туроператов; ещё более 100 компаний работают как агентские) и российских туристских компаний, занимающихся въездным туризмом в Калининградскую область, туроператоров, турагентов и отельеров (автор работы являлся одним из респондентов данного опроса). По данным опроса был выделен ряд факторов, определяющих привлекательность приморской территории как объекта туризма и влияющих на перспективное развитие туризма:
- транспортная доступность;
- природа и климат, состояние пляжей;
- доброжелательное отношение местного населения к приезжим;
- инфраструктура зоны, объекты показа;
- уровень цен;
- состояние розничной торговли;
- спортивные, рекреационные и образовательные возможности;
- нормативно-правовая база, регулирующая ведение туристской деятельности;
- культурные и социальные характеристики.
Последний фактор привлекает туристов по следующим причинам: работа, национальная одежда, архитектура, ремёсла, история, язык, религия, образование, традиции, отдых, живопись, музыка, гастрономия [11].
Калининградская область имеет все необходимые преимущества для развития прибрежного туризма. Балтийское побережье Калининградской области называют «Янтарным берегом», что связано с одним из крупнейших в мире месторождений янтаря. На берегах Калининградской области развит дюнный рельеф. Высота дюн, частично поросших сосновыми борами, достигает до 60 м. Здесь сосредоточились лучшие морские и климатические города-курорты Светлогорск и Зеленоградск.
Регион характеризуется благоприятными климатическими условиями для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Климат — умеренный без резких колебаний температур, переходный от морского к континентальному. Средняя температура января составляет -5 С, июля +17 С. Средняя температура воды в море в купальный сезон от+16,5 до +17,5 С. Осадков около 800 мм в год, преимущественно летом. Вода Балтийского моря содержит много солей, воздух насыщен микроэлементами йода, брома, кальция, магния и железа.
По микроклиматическим условиям в прибрежных районах выделяются три зоны: пляжная зона, дюны и зона лесов. Эквивалентно-эффективная температура выше всего в лесной микроклиматической зоне. В зависимости от направления ветра наблюдаются различия в эквивалентно-эффективной температуре между пляжами и дюнами. Так, при северном ветре температура на пляжах на 1-2 ° ниже, чем на дюнах, при южном — на 2-3 ° выше.
Продолжительность комфортного периода на побережье составляет от 40-45 дней на севере до 60 дней на юге. Прибрежная зона относится к территориям с очень малой межсуточной изменчивостью температуры воздуха. Территории данного типа обладают значительным рекреационным и эстетическим потенциалом, бальнеологическими ресурсами, и пригодны для организации рекреационно-оздоровительных комплексов, отдыха, туризма и спортивно-оздоровительной деятельности граждан.
В Зеленоградском и Светлогорском районах имеются разнообразные грязи и минеральные источники. Особо следует отметить возможности широкого применения талассотерапии (от греческого слова «thalassa», означающего «море» — использование морской воды в качестве одной из форм терапии). Свойства морской воды, как полагают, оказывают благотворное воздействие на поры кожи. Талассотерапия была разработана в приморских городах Англии, Франция в XIX в. [23].
Развитию территориально-рекреационной системы здесь способствует разнообразие ландшафтов и их высокая рекреационная привлекательность. Исключительно целительны «золотые» пески пляжей Балтийского моря, которые дают сухое тепло,
полезное при заболеваниях периферической нервной системы. Здесь наблюдается самое большое количество солнечных дней в году на всём побережье Прибалтики.
Согласно статистике, на душу населения здесь приходится 140 кв. м зелёных насаждений. Мягкий климат, воздух, лечебные грязи и минеральные источники делают курорты особенно привлекательным и для отдыхающих. Целебная вода минеральных источников и местные торфяные лечебные грязи давно доказали свою эффективность и их активно применяют в лечении.
Транспортная составляющая представлена в Калининградской области практически всеми существующими видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным.
Прибрежная зона освоена и используется в целях рекреации неравномерно. В настоящее время на её территории выделяются четыре основных центра развития туризма и рекреации, каждый из которых, как правило, сформировался на базе одного города (или посёлка городского типа) и прилегающих к нему сельских поселений:
- район Янтарного;
- Светлогорский муниципальный район;
- район Пионерского;
- Зеленоградский район.
Вместе с тем, вся прибрежная (приморская) зона, включающая вышеназванные районы, отнесена калининградскими исследователями Е. Г. Кропиновой и А. В. Митрофановой в работе по районированию Калининградской области для целей рекреации к активной зоне. Данная зона «характеризуется самым высоким уровнем развития туристской деятельности. Внутрирегиональные туристские кластеры, входящие в данную зону, имеют устойчивые внутренние и внешние связи (развитие экскурсионных маршрутов, деятельность предприятий, предлагающих услуги по проживанию на территории одного туристско-рекреационного кластера взаимовыгодно дополняется деятельностью музеев, кафе, ресторанов, аквапарка, расположенных на территории других внутрирегиональных кластеров данной зоны» [7].
В Стратегиях социально-экономического развития выше указанных муниципалитетов туризм определён в качестве важного и приоритетного направления развития территорий, а в некоторых муниципалитетах (Светлогорский муниципальный район, Пионерский и Янтарный городские округа) — основным приоритетом развития [15-18]. Это означает выделение средств на развитие инфраструктуры туризма и реконструкцию объектов показа, содействие деятельности туристских фирм и средств размещения. Главной целью программных мероприятий является повышение эффективности индустрии туризма и отдыха на основе создания комплексного экономического и организационно-правового механизма развития этой отрасли, формирования современной инфраструктуры туризма, включая реконструкцию и модернизацию действующих объектов, строительство новых, улучшение их организационной структуры и менеджмента [7].
Большое значение имеет внесение изменений в федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», касающихся наделения органов местного самоуправления правом на «создание условий для развития туризма», что стало важным шагом в развитии туристско-рекреационной сферы [8].
Таким образом, прибрежная зона Калининградской области является одной из основных туристских дестинаций не только всего региона, но и России в целом, обладая богатым потенциалом и довольно развитой инфраструктурой. Уровень рекреационного освоения приморской зоны в целом достаточно высок с выделением ряда центров, каждый из которых занимает свою нишу в дестинации под названием «прибрежная зона Калининградской области». Города прибрежной зоны Калининградской области обладают многочисленными преимуществами развития в качестве туристско-рекреационной зоны по сравнению с другими частями области. Однако наличие единых факторов и ресурсов (природно-климатические, транспорт, социальная сфера и т. д.) как для развития, так и решения связанных с этим проблем, не везде реализовано и используется одинаково. Наиболее развитыми в настоящее время являются участки побережья, включающие города Светлогорск и Зеленоградск. Данные территории имеют преимущество перед другими зонами, связанное со статусом курортов федерального значения. Данный статус предполагает более благоприятные условия для привлечения инвестиций.
Как показывает мировая практика, сбалансированное (устойчивое) развитие туризма ведёт к экономической, социальной и экологической устойчивости регионального развития, что выводит туристскую отрасль в одну из важнейших отраслей специализации народного хозяйства. В соответствии с общемировыми и европейскими тенденциями по сохранению окружающей среды развитие туризма может содействовать и решению ряда экологических проблем, повысит конкурентоспособность, улучшит ценность маркетинга прибрежной территории. Это произойдет в том случае, если будет найден баланс между отрицательным влиянием быстрого роста туризма на экологию и первоочередной организацией природоохранных мероприятий, когда природный компонент становится основным достоинством рекреационной зоны, а часть доходов от туризма используется для сохранения и развития окружающей среды. То есть, социально-экономическое благополучие побережья Калининградской области — залог успешного проведения природоохранных мероприятий.
Литература
1. Водный кодекс РФ. 12.04. 2006 г. одобренный Советом Федерации 26.05.2006 г.
2. Дворцова Е. Н. Международные и национальные аспекты правовой базы при освоении прибрежных территорий России. URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=867
3. Дворцова Е. Н. Прибрежные территории: зарубежный опыт хозяйственного освоения и управления Российский внешнеэкономический вестник. 2010. № 7. С. 13-18
4. Европейский Кодекс Поведения для Прибрежных Зон. The draft of the European Code of Conduct for Coastal Zones has been prepared in 1996 and 1997 by the Group of Specialists on Coastal Protection. It has been circulated to governments on several occasions. The Group of Specialists on Coastal Protection has taken account of the comments received ad integrated them. The text is presented to governments «as a source of inspiration for their national legislation and practice». URL: http://smart-library.ru/content/ evropeiskii-kodeks-povedemya-dlya-pribrezhnykh-zon?vid=9
5. Карлин Л. Н. Подготовка аналитических материалов и предложений по документам, информационным материалам федерального уровня. Сбор данных, сравнительный анализ и разработка проектных решений для Калининградской области. 30.11.2009 г.
6. КвартальновВ. А. Туризм. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 195.
7. Кропинова Е. Г., Митрофанова А. В. Подходы калининградских исследователей к районированию для целей туризма и рекреации // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2010. Вып. 1. С. 197-209.
8. Кропинова Е. Г. Факторы формирования трансграничного туристско-рекреационного региона «ЮгоВосточная Балтика». URL: http://www.kantiana.ru/eu4u/block_3/Kropinova_1.pdf
9. ПОВЕСТКА ДНЯ НА XXI ВЕК. Раздел II. Сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития. Глава 17 Защита океанов и всех видов морей, включая замкнутые и полузамкнутые моря, и прибрежных районов и охрана, рациональное использование и освоение их живых ресурсов. Программные области. А. Комплексное рациональное использование и устойчивое развитие прибрежных и морских районов, включая исключительные экономические зоны 17.3. Основа для деятельности.
10. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. Федеральное Агентство по туризму. Москва 2008 год.
11. Brent Ritchie J. R., Zins M. Culture as Determinant of the Attractiveness of a Tourism Region // Annals of Tourism Research, 1998, April-June. P 256.
12. Guidelines for Carrying Capacity Assessment for Tourism in Mediterranean Coastal Areas, Priority Action Programme, Regional Activity Centre, Split UNEP/MAP/PAP (1997).
13. URL: www.rugrad.eu Калининград: 12.07.2013 15:32
14. URL: www.rugrad.eu: 12.07.2013 15:32
15. Стратегия социально-экономического развития МО «Зеленоградский район» на период до 2016 г. URL: http://www.zelenogradsk.com/
16. Стратегия развития Светлогорского района. URL: http://www.svetlogorsk39.ru7
17. Стратегия развития Янтарного городского округа. URL: www.yantarniy.ruy
18. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Пионерский городской округ» на период до 2016 года. URL: http://pionersk.gov39.ru/
19. An evaluation of integrated coastal zone management (ICZM) in Europe 1/12/2006. URL: http://ec.europa. eu/environment/iczm/home.htm
20. The Situation in Europe’s Coastal Zones. URL: http://europa.eu.int/comm/environment/iczm/situation.htm
21. World Tourism Organization UNWTO. URL: http://sdt.unwto.org/en
22. Commission Communication on the evaluation of Integrated Coastal Zone Management (ICZM) in Europe, COM (2007)308 June 2007. URL: wwweurlex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM: 2007:0308:FIN:EN:PDF
23. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Thalassotherapy
Об авторе
Афанасьева Эльвира Петровна — генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «ЛЮМЬЕР», аспирант Балтийского федерального университета им. И. Канта, Россия.
E-mail: ela1962@yandex.ru
Е. Afanasyeva
peculiarities of tourism development in coastal areas of the Kaliningrad region
For all the world countries, a coastline is a valuable natural resource; coastal zone is of great economic, cultural, aesthetic and historical value. Unsustainable use of coastal zone’s resources, including by development of tourism and recreation infrastructure and country cottage areas along the coast, causes loss of natural coastal landscape and natural habitats, decrease of their recreational attractiveness and, as a result, decline in the area’s competitiveness as a tourist destination. One of the factors providing sustainable development of the coastal zone is harmonization of nature management and land use interests by elaboration of a comprehensive strategy and a plan of its recreational use. It should be based on sustainable development principles with legally binding registration of conditions and restrictions of the coastal areas ’ use.
The theory of sustainable development has not only attracted attention of the scientists in the recent decades (conferences, monographs, textbooks, etc.) but it is of
certain practical value. Civilized countries have expressed their readiness to pursue the direction outlined, whereas the concept of «sustainable development» is used in state and international documents as an ideological basis.
Thereby the coastal zone of the south-eastern Baltic of the Kaliningrad region has integrated natural and cultural heritage being an integrated coastal zone and should be considered as an integrated tourism and recreation complex comprising the administrative and territorial units and municipalities located here. A comprehensive plan of the area’s development, separation of the areas with specific functions taking into account the uneven population density of the coastal areas having a united natural basis will make it possible to preserve the spatial proportionality when using tourism and recreation resources of the coastal zone and its further development sustainability.
Key words: coastal area, the capacity of the territory, sustainable development, sustainable tourism, integrated coastal zone management, seasonality.
About the author
Elvira Afanasyeva, General manager of the Limited Liability Company «Lumiere». PhD student, Immanuel Kant Baltic Federal University, Russia.
E-mail: ela1962@yandex.ru