Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ РАЗРЯДНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ РАЗРЯДНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
405
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ВЫНОСЛИВОСТЬ / СИЛА / УПРАЖНЕНИЯ / ТРЕНИРОВОЧНАЯ НАГРУЗКА / СОРЕВНОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сорокина Елена Валентиновна, Савин Денис Евгеньевич

Силовая выносливость обеспечивает длительное противостояние организма спортсмена утомлению в процессе мышечной работы, при котором возможно выполнение более длительной и качественной работы. У тяжелоатлетов выносливость способствует переносу значительных сильно интенсивных силовых тренировочных нагрузок и помогает скорейшему восполнению затрат организма после напряженных тренировочных занятий. На базе развития общей выносливости следует развивать силовую выносливость, которая является способностью организма противостоять утомляемости, вызываемого длительными силовыми значительно интенсивными нагрузками. В ходе эксперимента совмещались упражнения на развитие выносливости и силы, так как занятия, содержащие в себе упражнения на силу и выносливость, развивают механизмы, улучшающие качество силы и выносливости одновременно. Экспериментальная методика развития силовой выносливости с введением специальных упражнений в тренировочном процессе тяжелоатлетов, была эффективна и способствовала улучшению результатов у тяжелоатлетов в соревновательных упражнениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сорокина Елена Валентиновна, Савин Денис Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF POWER ENDURANCE IN WEIGHTLIFTERS OF DISCHARGERS IOD

Strength endurance provides a long - term resistance of the athlete's body to fatigue in the process of muscle work, in which it is possible to perform longer and better work. In weightlifters, endurance contributes to the transfer of significant highly intense strength training loads and helps to quickly replenish the body's costs after strenuous training sessions. On the basis of the development of general endurance, it is necessary to distinguish power endurance, which is the ability of the body to resist fatigue caused by prolonged power and intense loads. During the experiment, exercises for the development of endurance and strength were combined, since classes containing strength and endurance exercises develop mechanisms that improve the quality of strength and endurance at the same time. The experimental method of developing strength endurance with the introduction of special exercises in the training process of weightlifters was effective and contributed to improving the results of weightlifters in competitive exercises.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ РАЗРЯДНИКОВ»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ РАЗРЯДНИКОВ

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF POWER ENDURANCE IN WEIGHTLIFTERS OF DISCHARGERS IOD

Сорокина Елена Валентиновна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра теории и методики физической культуры и спорта Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Sorokina Elena Valentinovna Ph. D., associate professor department of theories and methods of physical culture and sports Orel State University named after I.S. Turgenev

Orel, Russia

Савин Денис Евгеньевич

магистрант

Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Savin Denis Evgenievich undergraduate

Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. Силовая выносливость обеспечивает длительное противостояние организма спортсмена утомлению в процессе мышечной работы, при котором возмож-но выполнение более длительной и качественной работы. У тяжелоатлетов выносливость способствует переносу значительных сильно интенсивных силовых тренировочных нагрузок и помогает скорейшему восполнению затрат организма после напряженных тренировочных занятий. На базе развития общей выносливости следует развивать силовую выносливость, которая является способностью организма противостоять утомляемости, вызываемого длительными силовыми значительно интенсивными нагрузками. В ходе эксперимента совмещались упражнения на развитие выносливости и силы, так как занятия, содержащие в себе упражнения на силу и выносливость, развивают механизмы, улучшающие качество силы и выносливости одновременно. Экспериментальная методика развития силовой выносливости с введением специальных упражнений в тренировочном процессе тяжелоатлетов, была эффективна и способствовала улучшению результатов у тяжелоатлетов в соревновательных упражнениях.

Abstract. Strength endurance provides a long-term resistance of the athlete's body to fatigue in the process of muscle work, in which it is possible to perform longer and better work. In weightlifters, endurance contributes to the transfer of significant highly intense strength training loads and helps to quickly replenish the body's costs after strenuous training sessions. On the basis of the development of general endurance, it is necessary to distinguish power endurance, which is the ability of the body to resist fatigue caused by prolonged power and

intense loads. During the experiment, exercises for the development of endurance and strength were combined, since classes containing strength and endurance exercises develop mechanisms that improve the quality of strength and endurance at the same time. The experimental method of developing strength endurance with the introduction of special exercises in the training process of weightlifters was effective and contributed to improving the results of weightlifters in competitive exercises.

Ключевые слова: выносливость, сила, упражнения, тренировочная нагрузка, соревнования.

Keywords: endurance, strength, exercises, training load, competitions.

В системе подготовки тяжелоатлетов немаловажное место определено средствам специальной силовой подготовки. Они способствуют формированию того структурного компонента, который проявлялся бы в основных упражнениях спортсмена и соответствовал динамике основных соревновательных программ.

Благодаря развитому качеству выносливости, которое обеспечивает длительное противостояние организма спортсмена утомлению в процессе мышечной работы, возможно выполнение более длительной и качественной нагрузки. У тяжелоатлетов выносливость способствует переносу значительных сильно интенсивных силовых тренировочных нагрузок и помогает скорейшему восполнению затрат организма после напряженных тренировочных занятий [2].

Выносливость следует развивать спортсменам всех видов спортивных дисциплин. Силовая выносливость рассчитывается в процессе выполнения заданной стандартной нагрузки по затраченному времени до состояния отказа мышц или с помощью выполнения фиксированной тестовой нагрузки за счет работоспособности организма.

Характеристика выносливости как способности к сопротивлению проявления усталости долгое время в процессе выполнения упражнений, не раз подтверждалась высокими показателями в соревновательных и тренировочных программах двоеборья, совершенствованием техники упражнения и значительному увеличению работоспособности [5].

Специальная силовая выносливость - развивается на тренировочных занятиях при выполнении упражнений большого веса с постепенным увеличением числа подъемов за один подход и подходов за серию или программу. Ведущим метод повышения силовой выносливости в тяжелой атлетике является наращивание количества подъемов с умеренными весами.

Для развития силы тяжелоатлетов применяется не только стандартная штанга, но и другие снаряды при постепенном увеличении их массы. Можно применять гантели, их конструкция позволяет варьировать с дозировкой нагрузки ее интенсивности и объема.

Первостепенными упражнениями для развития силы являются упражнения с весом, которые выполняются в динамичесокм режиме, а также упражнения с сопротивлением с весом партнера. Помимо силы квалифицированным тяжелоатлетам следует уделять внимание развитию гибкости и координационных способностей. Гибкость способствует поддержанию эластичности мышц, так как мышца при выполнении значительной силовой работы уменьшается, за счет упражнений на

растягивание, ее следую стараться приводить в исходное состояние. Координационные способности помогают в выплнении основных соревновательных упражнений, особенно важно хорошо развитое равновесие, которое препятствует смещению спортсмена и способствует более четкому удержанию снаряда в руках [1, 3].

В процессе развития выносливости следут применять следующие методы:

- равномерный - с небольшой интенсивностью выполнения упражнений,

- переменный с изменением интенсивности упражнений,

- интервальный с четко заданными отрезками отдыха,

- круговой - с выполнением упражнений с заданным отдхом по кругу в несколько серий [4].

В качестве моральной разгрузки повышения мотивации к занятиям применялись различные игровые упражнения и упражнения на свежем воздухе, ходьба по пересеченной местности, подвижные игры проявляющие активность и заинтересованность спортсменов и снижение их утомляемости.

Продолжительность зханятий и содержание постепенно возрастает, что приводит к повышению выносливости.

На базе развития общей выносливости следует развивать силовую выносливость, которая является способностью организма противостоять утомляемости, вызываемого длительными силовыми значительно интенсивными нагрузками.

Настоящее исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе изучалась и анализировалась научно-методическая и учебная литература для дальнейшего использования в исследовании.

На втором этапе после уточнения и корректировки задач намеченного этапа исследования были сформированы экспериментальная и контрольная группы, разработаны планы тренировок с преобладанием специальных упражнений на развитие силовой выносливости в подготовительном периоде, продолжались тренировочные занятия.

На третьем этапе проводился анализ, обработка и компиляция полученных результатов исследования, формулировались выводы и практические рекомендации.

В исследовании участвовали две тренировочные группы 2 года обучения имеющие разряды от 3юн. до 1 юн. на начало эксперимента. Каждая группа состояла из 10 человек. Возраст от 12 до 15 лет. Педагогический эксперимент длился с сентября по март.

Тренировочные занятия проводились четыре раза в неделю. Контрольные прикидки проводились за две недели до соревнований.

Изучив научно-методическую литературу и используя собственный опыт, нами была составлена и внедрена методика с применением специальных силовых упражнений для развития специальной силовой выносливости.

В нашей методике мы совмещали упражнения на развитие выносливости и силы, так как занятия, содержащие в себе упражнения на силу и выносливость, развивают механизмы, улучшающие качество силы и выносливости одновременно.

Примерное распределение месячной нагрузки в недельных циклах подготовительного периода можно проследить в таблице № 1.

Таблица 1

Соотношение нагрузки на месяц в микроциклах в подготовительном периоде

Дни занятий 1 микроцикл 1 микроцикл 1 микроцикл 1 микроцикл 1 микроцикл

Пн Средняя Большая Большая Средняя Средняя

Ср Большая Средняя Малая Малая Большая

Пт Средняя Большая Большая Большая Большая

Сб Малая Малая Малая Малая Малая

Распределение нагрузки в экспериментальной группе происходило по количеству подъемов веса за одно тренировочное занятие далее за неделю, за месяц и за год. Показатель объема в нашем виде спорта выражается в количестве килограмм (тонн), поднятый за один подход или в подходах за определенный промежуток времени от одного тренировочного занятия до целого макроцикла.

Объем нагрузки штангистов вычисляется в килограммах при умножении заданного веса на количество подъемов штанги и количество подходов (КПШ).

Пример: Присед 210 кг х 4 раза (подъема) х 5 подходов = 4200 кг.

Таким образом, общий объем нагрузки за одно тренировочное занятие вычисляется путем сложения объемов всех выполняемых упражнений. Помимо объема (тоннажа) важными критериями тренировочной нагрузки будет являться ее интенсивность. Интенсивностью тренировочной нагрузки у тяжелоатлетов определяется с помощью деления объема нагрузки (в килограммах) на количество поднятий штанги, что будет являться средним весом штанги.

Например: 4200 кг :20 КПШ = 210 кг.

Интенсивность бывает относительная и выражается в процентах и абсолютная, выражаемая в килограммах.

Абсолютная интенсивность определяется как средний вес штанги в килограммах в процессе тренировочного занятия.

Относительная интенсивность определяется как средний вес штанги в процентах от максимально возможного веса в данном упражнении.

Планирование объема и интенсивности нагрузки в мезоцикле достаточно сложный, но очень важный процесс работы тренера.

Показатель интенсивности тренировочной нагрузки в подготовительном и соревновательных периодах постоянно менялся. Здесь происходило варьирование также КПШ и объема нагрузки. С целью повышения интенсивности, повышалось количество подъемов штанги 85-90 % весов, при этом изменялось в меньшую сторону число раз в подходе до 1-3, с помощью чего и уменьшался общий объем. И соответственно наоборот, если снижалась интенсивность из-за повышения количества раз 65-75 % весов, выполняя упражнение по 4-6 раз в подходе, тои вырастал объем нагрузки (килограммы).

Воспитанию силовой выносливости уделялось достаточное внимание в подготовительном и переходном мезоциклах в экспериментальной группе.

Доля упражнений на развитие силовой выносливости в эти циклы в контрольной группе составляла 30%-40% от всех упражнений. А в экспериментальной по нашей методике, доля упражнений составляла 55-65%. В соревновательном перио-

де основное внимание было направлено на улучшение скоростно-силовых качеств тяжелоатлетов, а в восстановительном микроциклах нагрузка снижалась в обеих группах.

Для развития скоростно-силовой и силовой выносливости в исследовании использовались следующие упражнения:

1. Соревновательные (рывок классический, толчок классический).

2. Вспомогательные (тяги, приседания, пряжки).

3. Комбинированные (рывок в полуприсед + приседания; на грудь в стойку + приседания; на грудь + приседания + толчок с груди; на грудь + толчок с груди; рывок в стойку + полуприсед + низкий сед; на грудь в сед + приседания).

4. Жимовые (швунг жимовой; жим стоя; жим стоя широкий хват из-за головы; жим лежа).

5. Статические (тяга рывковая+рывок с задержкой в седе 3-5 с.).

6. ОФП.

Примерное распределение упражнений при четырехразовых тренировочных занятиях в неделю в подготовительном и переходном периодах можно увидеть в таблице 2.

Таблица 2

Распределение упражнений в тренировочных занятиях в неделю в

подготовительном периоде

Понедельник Среда Пятница Суббота

Рывковые упраж. Рывковые упр. Толчковые упр. Жимовые упр; упражнения с гантелями

Тяга Толчковые упр Тяга Прыжковые упр.

Приседания Тяга Приседания Гимнастические упр.

ОФП ОФП ОФП ОФП

Переда началом эксперимента исследуемы группы практически не отличались по показателям силовой выносливости.

К концу эксперимента наблюдается улучшение показателей уровня специальной выносливости: поднятый вес в приседе в экспериментальной группе выше показателя контрольной группы на 16%; в толчковой тяге на 15%. КПШ в приседе в экспериментальной группе был выше показателя в контрольной группе на 26%, толчковой тяге на 32%.

В процессе всего эксперимента общий тоннаж в контрольной группе увеличился на 346 кг (24,5%), в экспериментальной группе результат улучшился на 956 кг (72,8%).

Показатель общего объема проделанной работы экспериментальной группы был выше показателя контрольной группы на 46%.

Это говорит о том, что применяемая нами методика в экспериментальной группе оказала значительное влияние на рост специальной выносливости по сравнению с контрольной группой.

Для определения уровня скоростно-силовой выносливости применялось тестирование по следующим упражнениям: прыжок в длину с места, прыжок в вы-

соту с места, выпрыгивание из приседа.

Показатели в начале эксперимента позволяют утверждать, что скоростно-силовые качества обеих групп находятся на одном уровне.

После проведения эксперимента, мы получили следующие данные. Показатель в прыжке в длину с места в экспериментальной группе составил - 163 см, прирост -12 %, в контрольной группе - 156 см, прирост - 4%. Средний показатель в упражнении прыжок в высоту с места учащихся экспериментальной группы - 95 см, прирост - 3 %, немного превышал этот показатель у испытуемых контрольной группы - 96 см, прирост - 4%. Показатели упражнения выпрыгивание из приседа существенно выросли у учащихся экспериментальной группы - 10 раз, прирост - 4%, по сравнению с учащимися контрольной группы - 10 раз, прирост - 3%.

После проведения эксперимента нами были определены результаты соревновательной надежности, которые оценивались по итогам двух последних разми-ночных подходов перед первым соревновательным упражнением.

Итоговые оценки результатов соревновательных упражнений представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3

Итоговые оценки результатов соревновательных упражнений

Упражнение Условия замера КГ, Х±Б ЭГ, Х±Б

Рывок До эксперимента 0,88±0,03 0,67±0,33

После эксперимента 0,66±0,08 0,77±0,07

Уровень значимости р<0,01 р<0,05

Толчок До эксперимента 0,93±0,04 0,85±0,02

После эксперимента 0,77±0,10 0,89±0,03

Уровень значимости р>0,05 р>0,05

Основываясь на результатах эксперимента, нами были сделаны следующие выводы:

1. В экспериментальной группе, в которой использовалась разработанная нами методика, показатели устойчивости выполнения упражнения на соревнованиях повысились в рывке (р<0,05) и в целом при определении средней соревновательной надежности по сумме двух упражнений (р<0,05).

2. В контрольной группе показатели устойчивости на соревнованиях понизились как по сумме двух упражнений (р<0,05), так и в рывке (р<0,01).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следовательно, с внедрением в тренировочный процесс специальных упражнений для развития силовой выносливости показатели устойчивости движения на соревнованиях в рывке, толчке и в целом при определении средней соревновательной надежности по сумме двух упражнений (р<0,05).

Таблица 4

Результаты тестирования по сумме двоеборья

Группа До эксперимента После эксперимента Уровень значимости Вывод

ЭГ 0,91±0,03 0,71±0,09 0,016 р<0,05

ЭГ 0,76±0,02 0,83±0,04 0,045 р<0,05

Таким образом, показатели специальной силовой выносливости, скоростно-силовой выносливости, а также соревновательной надежности в эксперименталь-

W «_» «_» а—|

ной группе улучшились по сравнению с контрольной группой. По результатам эксперимента можно сделать вывод, что разработанная нами методика с внедрением специальных упражнений в экспериментальной группе, была эффективна и способствовала улучшению результатов у тяжелоатлетов в соревновательных упражнениях.

Литература

1. Бондаренко А. А. Особенности отбора и занятий тяжелой атлетикой с подростками 12-14 лет // Тяжелая атлетика. 2008. № 4. С. 6-8.

2. Горюнов В. М. Особенности начального обучения юных тяжелоатлетов // Детский тренер. 2007. № 4. С. 57-75.

3. Исаев А. П., Рыбаков В. В., Эрлих В. В. Индивидуализация спортивной подготовки : состояние, проблемы и перспективные решения. Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2016. 531 с.

4. Фаламеев А. И. Планирование тренировочной нагрузки новичков и разрядников. Тяжелоатлет. В помощь тренеру. Москва : Физическая культура и спорт, 2009. 238 с.

5. Хоменко Р. В. Индивидуализация предсоревновательной подготовки тяжелоатлетов высокой квалификации // Теория и практика физической культуры. 2011. № 4. С. 66-68.

References

1. Bondarenko A. A. Osobennosti otbora i zanyatiy tyazheloy atletikoy s pod-rostkami 1214 let [Features of selection and weightlifting classes with teenagers 12-14 years old]. Tyazhelaya atletika -Weightlifting, 2008, no. 4, pp. 6-8.

2. Goryunov V. M. Osobennosti nachal'nogo obucheniya yunykh tyazheloatletov [Features of primary training of young weightlifters]. Detskiy trener - Children's coach, 2007, no. 4, pp. 5775.

3. Isaev A. P., Rybakov V. V., Erlikh V. V. Individualizatsiya sportivnoy podgotov-ki : sostoyanie, problemy i perspektivnye resheniya. [Individualization of sports training: state, problems and promising solutions]. Chelyabinsk, SUSU Publishing Center Publ., 2016, 531 p.

4. Falameev A. I. Planirovanie trenirovochnoy nagruzki novichkov i razryadnikov. Tyazheloatlet. V pomoshch' treneru [Planning of training load of novices and dischargers. Weightlifter. To help the coach]. Moscow, physical Culture and sport Publ., 2009, 238 p.

5. Khomenko R. V. Individualizatsiya predsorevnovatel'noy podgotovki tyazhelo-atletov vysokoy kvalifikatsii [Individualization of pre-competitive training of highly qualified weightlifters]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury - Theory and practice of physical culture, 2011, no. 4, pp. 66-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.