педагогические науки
Шинкарёва Надежда Алексеевна, Чуб Екатерина Александровна ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ...
УДК 373
DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0070
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
© 2019
Шинкарёва Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» Чуб Екатерина Александровна, бакалавр Иркутский государственный университет, (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя-Набережная, 6, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматривается проблема самостоятельности детей шестого года жизни. Проблема самостоятельности актуальна на сегодняшний день и является одной из распространённых в изучении. На современном этапе жизни, когда происходят кардинальные изменения во внешней среде, общество нуждается в людях, которые умеют действовать самостоятельно и находят выход из различных сложившихся ситуаций. Представлены взгляды авторов на данную проблему, где авторы выделяют ряд направлений в изучении самостоятельности и считают, что к концу дошкольного возраста дети могут добиться определенного уровня проявления самостоятельности, а именно: способность проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; способность к волевым усилиям; способность самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; способность к принятию собственных решений. Представлены результаты изучения особенностей проявления самостоятельности у детей шестого года жизни, выделены компоненты самостоятельности, охарактеризованы уровни развития самостоятельности, представлены методики по изучению самостоятельности у детей шестого года жизни. В исследовании принимали участие дети шестого года жизни, которые были разделены на две группы - контрольную и экспериментальную.
Ключевые слова: самостоятельность, инициатива, активность, структура самостоятельности, когнитивный компонент, эмоциональный компонент, волевой компонент, волевые усилия, управление поведением, уровни самостоятельности детей шестого года жизни.
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF AUTONOMY IN CHILDREN OF THE SIXTH YEAR OF LIFE
© 2019
Shinkareva Nadezhda Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of " Psychology and pedagogy of preschool education» Chub Ekaterina Alexandrovna, bachelor Irkutsk State University (664053, Russia, Irkutsk, Nizhnyaya-Naberezhnaya street, 6, e-mail:[email protected])
Abstract. The article deals with the problem of independence of children of the sixth year of life. The problem of independence is relevant today and is one of the most common in the study. At the present stage of life, when there are radical changes in the external environment, society needs people who are able to act independently and find a way out of various situations. The article presents the authors ' views on this problem, where the authors identify a number of areas in the study of independence and believe that by the end of preschool age children can achieve a certain level of independence, namely: the ability to take initiative and independence in various activities; the ability to choose their occupation, participants in joint activities; the ability to make strong-willed efforts; the ability to independently come up with explanations for the phenomena of nature and actions of people; the ability to make their own decisions. The article presents the results of studying the features of the manifestation of independence in children of the sixth year of life, the components of independence, the levels of development of independence, methods for the study of independence in children of the sixth year of life. The study involved children of the sixth year of life, which were divided into two groups - control and experimental.
Keywords: independence, initiative, activity, structure of independence, cognitive component, emotional component, volitional component, volitional efforts, behavior management, levels of independence of children of the sixth year of life.
На сегодняшний день обществу необходимы люди, которые отличаются активностью, целенаправленностью действий, умению творчески мыслить, находить пути выхода из сложившихся трудных ситуаций. Исходя из этого, перед современным образованием стоит задача по формированию и развитию у детей самостоятельности, активности, инициативности.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что педагогам необходимо поддерживать инициативу и развитие самостоятельности детей дошкольного возраста в присущих их возрасту видам деятельности. Это в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и т.д. [1].
В научной литературе самостоятельность рассматривается в различных аспектах: Г.А. Балл [2], П.И. Пидкасистый [3], исследуют сущность самостоятельности; Ю.Н. Дмитриева [4], Г.Н. Година [5], Т.Г. Гуськова [6] структуру и компоненты самостоятельности: Н.С. Кривова [7], К.П. Кузовкова [8] изучают этапы, условия и методы развития самостоятельности; Т.И. Горбатенко [9], Н.А. Цыркун [10] говорят о том, как самостоятельность взаимосвязана с психическими процессами.
Развитию самостоятельности особый интерес уде-
ляется уже в дошкольном возрасте. Исследования А.В. Запорожец [11], А.Н. Леонтьев [12], А.А. Люблинская [13] показывают, что данный возрастной период является благоприятным для воспитания основ самостоятельности.
Создавая оптимальные условия для развития самостоятельности детей, к концу дошкольного возраста дети могут добиться определенного уровня проявления самостоятельности, а именно: способен проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; способен к волевым усилиям; пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; способен к принятию собственных решений.
Т.С. Борисова выделяет компоненты развития самостоятельности - интеллектульный, эмоциональный, волевой:
1. Интеллектуальный компонент включает в себя развитие познавательных процессов у детей, благодаря чему ребенок может управлять своим поведением и достигать различных целей.
2. Эмоциональный компонент включает в себя положительное отношение к развитию самостоятельности.
3. Волевой компонент - уровень развития воли зави-
Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Chub Ekaterina Alexandrovna FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF AUTONOMY ...
pedagogical sciences
сит от средств, форм и методов воспитания. Благодаря этому ребенок проявляет инициативу и настойчивость в достижении целей и результатов деятельности [14].
Так же выделяется характеристика развития самостоятельности у детей шестого года жизни по уровням:
-высокий уровень характеризуется осознанным управлением своим поведением, инициативой, активностью, свидетельствующими о стремлении ребенка к проявлению самостоятельности в своих действиях. У дошкольников с высоким уровнем самостоятельности наблюдается положительное отношение к самостоятельности.
-средний уровень развития самостоятельности характеризуется тем, что у детей проявляется стремление к самостоятельным действиям, но не всегда успешно. Детям со средним уровнем развития самостоятельности необходима помощь взрослого.
-низкий уровень характеризуется тем, что у детей никаким образом не проявляется желание что-либо сделать самостоятельно. У таких детей не наблюдается положительного эмоционального отношения к развитию самостоятельности.
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей развития самостоятельности у детей шестого года жизни.
Базой исследования выступало муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад г. Иркутска. В исследовании приняли участие две группы детей шестого года жизни (экспериментальная и контрольная), по 20 человек в каждой.
Диагностический инструментарий для оценки проявлений самостоятельности включал в себя: 1. Беседа; 2. Карта проявлений самостоятельности (А.М. Щетинина); 3. Индивидуальный профиль самостоятельности ребенка (А.Н. Атарова)
В ходе беседы с детьми мы изучили отношение детей к труду как составляющей самостоятельности и выявили три уровня развития самостоятельности детей: низкий, средний, высокий.
Низкий уровень проявления самостоятельности мы выявили у 40% детей экспериментальной группы и 45% детей контрольной группы. Этим дошкольникам не нравится трудиться, они отказывают в помощи взрослым. Так же отказываются помогать своим товарищам. Не умеют найти себе занятие и организовать свою деятельность. Не проявляют инициативу в достижении результатов, если что-то не получается.
Так, например, дошкольникам (Еве Х., Максиму Т., Артему Т.) не нравится трудиться и помогать взрослым. В детском саду они не выполняют никаких поручений, не помогают свои товарищам в том, что сами умеют делать и т.д. Трофим К. на просьбу Саши С. помочь унести стул на место отказался это сделать, т.к. ему хотелось идти играть.
К среднему уровню были отнесены 45% детей экспериментальной группы и 40% детей контрольной группы. Этим дошкольникам нравится трудиться и помогать взрослым. Они стремятся выполнять задания самостоятельно, при этом иногда прибегая к помощи взрослых. Умеют ставить цель деятельности, но упираются на указания взрослого. Могут найти себе занятие и организовать свою деятельностью осуществляя элементарное планирование. Иногда готовы прийти на помощь своим товарищам. Стараются проявлять инициативу в достижении результатов, но не всегда получается.
Например, Таисия Ш. собираясь на прогулку, самостоятельно одевается, но иногда просит помощи у воспитателя, чтобы завязать шапку. Максим Р. может самостоятельно найти себе занятие, например, порисовать или поиграть в настольную игру.
Высокий уровень был выявлен у 15% детей экспериментальной группы и 15% детей контрольной группы. Этим дошкольникам нравится трудиться, они с удовольствием помогают взрослым и своим товарищам, прояв-
ляют инициативу и предлагают свою помощь. Стремятся выполнять задания самостоятельно. Умеют ставить цель своей деятельности, не опираясь на указания взрослых. Могут занять себя и организовать свою деятельность, осуществляя планирование. Реализуют задуманное, ориентируются на поставленную цель. Всегда готовы прийти на помощь своим товарищам, если те нуждаются в помощи. Если что-то не получается, самостоятельно находят выход из сложившейся ситуации.
Так, например, Вика Г. сказала, что ей нравится трудиться, т.к. это добрый поступок и это нужно делать. Алик Т. сказал, что тот, кто любит трудиться, будет хорошим человеком. Эти дети самостоятельно могут поливать цветы, дежурить, вытирать пыль.
Анализ проведенной беседы позволяет нам сделать следующие вывод: низкий и средний уровни развития самостоятельности преобладают над высоким уровнем, т.к. большинство детей экспериментально и контрольной группы не любят трудиться и помогать взрослым. В детском саду они не выполняют никаких поручений, не помогают своим товарищам даже в том, что сами умеют делать. Они не проявляют инициативу и самостоятельность действий.
В ходе изучения особенностей развития самостоятельности детей шестого года жизни по карте проявлений самостоятельности А.М. Щетининой мы получили следующие результаты.
Низкий уровень проявления самостоятельности выявлен у 50% детей экспериментальной группы и 55% детей контрольной группы. Эти дошкольники не умеют найти себе дело и организовать деятельность, не могут играть самостоятельно в одиночку. Не имеют свою точку зрения, всегда обращаются за помощью к взрослым и сверстникам. Не умеют действовать самостоятельно. Никогда не доводят начатое дело до конца, порученные дела выполняют только по указанию взрослого. Не умеют самостоятельно решать конфликты со сверстниками.
Так, например, Максим Т. будет бродить по группе пока воспитатель не найдет для него дело или товарищ не позовёт его присоединиться к какой-либо деятельности. Саше П. несколько раз было сказано убрать игрушки и только на третий она начала этим заниматься.
К среднему уровню отнесли 40% детей экспериментальной группы и 35% детей контрольной группы. Эти дошкольники иногда могут найти себе занятие и организовать свою деятельность. Частично проявляют свою точку зрения, стремятся действовать самостоятельно, но не всегда получается, поэтому обращаются за помощью к взрослым и действуют с ними. Не всегда доводят начатое до конца, порученные дела выполняют только по указанию взрослого. Стремятся самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
Так, например, Семён В. прекратил убирать листву на улице, т.к. у него не получалось. На вопрос «Почему ты прекратил работу?», он ответил: «У меня не получается, все листья разлетаются». Алиса Б. старается самостоятельно одеваться, но завязывать шнурки у неё не получается, поэтому она просит помощи у воспитателя или помощника воспитателя.
Высокий уровень проявления самостоятельности отмечается у 10% детей экспериментальной группы и 10% детей контрольной группы. Эти дошкольники всегда умеют найти себе занятие, имеют свою точку зрения в различных вопросах. Никогда не обращаются за помощью к взрослым и сверстникам, стремятся всё делать самостоятельно, при этом доводят начатое дело до конца. Без напоминания взрослых выполняют порученные дела. Всегда самостоятельно решают возникающие конфликты со сверстниками. Способны играть в одиночестве.
Например, Снежана С., после того, как пообедала, начала убирать посуду со стола без указания взрослого или Элина В. после занятий проявила самостоятельность и решила полить цветы в группе.
педагогические науки
Шинкарёва Надежда Алексеевна, Чуб Екатерина Александровна ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ...
Наблюдения за детьми в процессе их деятельности показали, что у большинства детей шестого года жизни, проявления самостоятельности сформированы не в полной мере, поскольку у детей преобладают низкий и средний уровни развития самостоятельности.
В ходе заполнения индивидуального профиля самостоятельности ребенка мы уточнили данные наблюдения, выделили особенности самостоятельности ребенка, требующие внимания со стороны педагогов и родителей.
Низкий уровень выявлен у 70% детей экспериментальной группы, и у 65% контрольной группы. Средний уровень выявлен у 20% детей экспериментальной группы, и у 25% детей контрольной группы. Высокий уровень выявлен у 10% детей обеих групп.
Дошкольники с низким уровнем развития самостоятельности ничем не интересуются, неспособны занять себя, часто просят взрослого придумать, что ему делать. Делают всегда только так, как научили взрослые. Не умеют сдерживать себя, контролировать своё поведение, часто отвлекаются во время какой-либо деятельности. Прекращают деятельность, как только сталкиваются с трудностями, мешающими достижению результата. Могут бросить начатое дело, не получив результата. Не могут довести начатое дело до конца по разным причинам. Если результат не соответствует задуманному - оставят все как есть. Никогда не выполняют просьбы взрослого.
Например, Саша Е. не знал, чем заняться в свободное время и попросил воспитателя придумать, чем ему заняться. На занятии по аппликации у Вероники Л. возникли проблемы с выполнением работы, у неё не получалось свернуть бумагу так, как необходимо и цветок не получился. Она перестала выполнять работу, сказав, что у неё не получается.
Дошкольники со средним уровнем развития самостоятельности редко чем-либо интересуются, не стремятся что-либо делать самостоятельно. Они легко, с удовольствием соглашаются на выполнение взрослым того, что могут сделать самостоятельно. При изменении условий деятельности просят помощи у взрослого и всегда принимают её. Работу по дому выполняют с помощью взрослого, а так же нуждаются в помощи, чтобы одеться, умыться, исправить непорядок во внешнем виде. Часто отвлекаются во время какой-либо деятельности.
Данил Р. редко выполняет что-либо в группе самостоятельно, но в ходе наблюдения удалось увидеть, как он пошел убирать игрушки без указания взрослого. У Эмилии К. при подготовке ко сну не получалось снять платье, она обратилась за помощью к воспитателю.
Дошкольники с высоким уровнем развития самостоятельности имеют выраженные интересы, сами находят себе деятельность в зависимости от интересов. Часто стремятся действовать самостоятельно, просят взрослых предоставить им возможности действовать самим. Часто придумывают свои способы действия.
При изменении условий деятельности легко самостоятельно находят новые решения. Если чем-то заняты, не отвлекаются на посторонние предметы, звуки и т.д. Достаточно часто могут сдерживать себя, контролировать свое поведение.
Не нуждаются в постоянном контроле взрослых. Если сталкиваются с какими-либо трудностями в деятельности, решают их самостоятельно.
Стараются получить желаемый результат, доводят начатое до конца. Следят за порядком в своей комнате, могут выполнять простую работу по дому. Самостоятельно одеваются, умываются, следят за внешним видом.
Лев Л. может сам найти себе занятие (почитать книгу или навести порядок в группе), он не нуждается в контроле взрослым. Таня Г. никогда не просит помощи, когда одевается или раздевается. Она всё делает самостоятельно. Когда воспитатель предлагает ей помощь, она отказывается, говорит, что может сделать сама.
Результаты по методике А.Н. Атаровой «Инди-
видуальный профиль самостоятельности ребенка» показали, что преобладающим уровнем развития самостоятельности является низкий уровень, который характеризуется тем, что у детей шестого года жизни проявления самостоятельности в действиях отсутствуют или же имеются, но только при помощи взрослых.
Обобщив результаты по проведенным методикам, мы смогли определить уровневые характеристики развития самостоятельности у детей шестого года жизни.
Количество дошкольников, которые отнесены к низкому уровню развития самостоятельности, составило 53% детей в экспериментальной группе и 55% детей в контрольной группе.
Количество дошкольников, отнесенных к среднему уровню развития самостоятельности, составило 35% детей в экспериментальной группе и 33% детей в контрольной группе. Количество дошкольников, отнесенных к высокому уровню развития самостоятельности, составило по 12% в каждой группе.
Охарактеризуем каждый уровень развития самостоятельности.
Низкий уровень развития самостоятельности имеет следующие характеристики. Дошкольники не проявляют инициативы и интереса, чтобы выполнить что-либо самостоятельно.
На поручения взрослых дети реагируют отрицательно. В помощи сверстникам отказывают. Найти занятие себе не могут. Не имеют своей точки зрения. Часто обращаются за помощью к взрослым.
Средний уровень самостоятельности имеет следующие характеристики. Дошкольники проявляют интерес к какой-либо деятельности. Способны организовать деятельность и занять себя ей.
Проявляют стремление делать что-либо самостоятельно, но при этом соглашаются на помощь взрослых. Прекращают деятельность, как только сталкиваются с какими-либо трудностями.
Высокий уровень имеет следующие характеристики. Дошкольники отличаются высокой инициативностью, проявлением самостоятельности в различных действиях. Способны находить себе деятельность в зависимости от интересов. Умеют творчески мыслить, находят выход из сложных ситуаций. Не принимают помощь взрослого, стремятся сделать всё самостоятельно.
Таким образом, результаты исследования показали, что у большинства детей шестого года жизни самостоятельность находится на низком и среднем уровне её развития. Педагогам необходимо создавать благоприятные условия для того, чтобы уровень развития самостоятельности повышался и к концу дошкольного возраста ребенок владел всеми теми характеристиками развития самостоятельности, которые мы отмечали в начале нашего исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. — М.: ТЦ Сфера, 2017. - 96с.
2. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии. -1989. - № 1. - С. 92-100.
3. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении М.: Педагогика, 1978. — 77с.
4. Дмитриева Ю.Н. Психологические основы самостоятельности как свойства личности // Ученые записки. М.: МГУ, 2004. — 254 с.
5. Годин Г.Н. Самостоятельность дошкольников и её внимание на развитие детских взаимоотношений // Нравственное воспитание дошкольников: Младший средний возраст / под ред. В.Г. Нечаевой. — М.: Педагогика, 1972. — С. 83—111.
6. Гуськова Т.В. Что такое самостоятельный ребенок// Дошкольное воспитание. -1988. - № 11. - С. 60-64.
7. Кривова Н.С. Формирование у детей 6-7 лет умения организовать свою деятельность автореф. дис. канд. пед. наук /—М, 1991.
8. Кузовкова К. П. Формирование самостоятельности у старших дошкольников в условиях совместной деятельности: - М, 1971. - 18с.
9. Горбатенко Т.И. Подражание и его влияние на становление взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста М.: Педагогика, 1972. - С. 199-222.
10. Цыркун, Н.А. Развитие воли у дошкольников - Минск.: Нар. ас-вета, 1991. -112 с._
Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Chub Ekaterina Alexandrovna FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF AUTONOMY ...
pedagogical sciences
11. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника М.: Просвещение, 1985. - С. 828.
12. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 584 с.
13. Люблинская А.А. Детская психология М. : Просвещение, 2013. - 415 с.
14. Борисова Т. С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся // Вестник ТГПУ. 2011. Выпуск 1 (103). С. 131-136.
Статья поступила в редакцию 16.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019