Научная статья на тему 'Особенности развития саморегулирования в жилищно-коммунальной сфере'

Особенности развития саморегулирования в жилищно-коммунальной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЕФОРМА / ИНСТИТУТ / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратьева М. Н., Баландина Е. В., Николаев Г. А.

В статье рассматриваются особенности развития института саморегулирования в жилищно-коммунальной сфере. Отражаются основные принципы деятельности саморегулируемых организаций на рынке жилищно-коммунальных услуг, их преимущества и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития саморегулирования в жилищно-коммунальной сфере»

43 (250) - 2011

Анализ видов экономической деятельности

УДК 643.01

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОИ СФЕРЕ*

М. Н. КОНДРАТЬЕВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и организации производства E-mail: [email protected]

Е. В. БАЛАНДИНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации производства E-mail: [email protected]

Г. А. НИКОЛАЕВ,

соискатель кафедры экономики и организации производства E-mail: [email protected] Ульяновский государственный технический университет

В статье рассматриваются особенности развития института саморегулирования в жилищно-коммунальной сфере. Отражаются основные принципы деятельности саморегулируемых организаций на рынке жилищно-коммунальных услуг, их преимущества и недостатки.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, реформа, институт, саморегулирование.

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Ульяновском государственном техническом университете.

История становления института саморегулирования бизнеса берет свое начало в странах с развитой рыночной экономикой девятнадцатого столетия. Известно, что первая саморегулируемая организация возникла в США в 1889 г. - решением конгресса была создана Межштатная торговая ассоциация, которая получила статус независимого органа административной власти и взяла на себя функции регулирования торговли между отдельными штатами. Позднее аналогичные ассоциации стали появляться и в Европе.

Постепенно стали создаваться всевозможные профессиональные объединения юристов, нота-

24

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВбРЪЯ -и ЪР/ГКЖЪХА

риусов, аудиторов, арбитражных управляющих, профессиональных участников фондовых рынков, которые разрабатывали этические и специальные стандарты своей деятельности, формировали механизмы контроля за выполнением этих правил. Тем самым саморегулируемые организации не только защищали интересы собственных членов, но и способствовали повышению качества своей профессиональной деятельности и снижению количества правонарушений в сфере предпринимательства.

В России при переходе к рыночным отношениям регулирование рынка по инерции сохранялось за государством. Это регулирование вылилось в лицензирование огромного количества видов предпринимательской и профессиональной деятельности и влияние на рыночные отношения посредством многочисленных приказов и инструкций. Создаваемые в этих условиях объединения предпринимателей превращались в мощные лоббистские структуры, отстаивающие интересы своих групп перед чиновниками, или становились своеобразными клубами по интересам. Опыт реального саморегулирования рынка в различных сферах деятельности практически отсутствовал.

Такое регулирование не отвечало реальным интересам потребителей товаров/услуг, поскольку и государственное регулирование, и объединения предпринимателей не гарантировали потребителям требуемого уровня качества и не несли правовой и финансовой ответственности за возможный ущерб. В связи с этим государством было принято принципиальное решение -переложить накопленный мировой опыт по саморегулированию в норму закона, чтобы предоставить объединениям предпринимателей в России возможность эффективно представлять интересы своих членов не только перед государственными органами власти, но и перед потребителями.

После долгих перипетий был принят Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» [4], позволивший перейти к началу работы по созданию полноценных схем саморегулирования в различных сферах и областях деятельности. В соответствии с

этим законом саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в целях саморегулирования, основанная на членстве, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства вида деятельности по производству товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Основная цель введения института саморегулирования состоит, с одной стороны, в проведении разграничения между государственным регулированием и регулированием со стороны профессиональных и предпринимательских объединений для создания условий формирования таких институтов, которые смогли бы реально противостоять административному давлению на бизнес, создавать эффективные механизмы финансовой и правовой ответственности перед потребителем. А с другой стороны, построить правильную коммуникацию в системе «власть - бизнес - общество», обеспечивающую условия для принятия сбалансированных управленческих решений и придающих всем участникам дополнительные возможности в реализации своих интересов (см. рисунок).

Преимущества института саморегулирования заключаются в следующем:

- разработка собственных правил, норм и стандартов деятельности позволяет заполнить пробелы в законодательстве, поскольку стандарты и

Саморегулирование в системе управленческой коммуникации «власть - бизнес - общество»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жебрпя -и ЪР^тжгсх*

25

правила саморегулирования, как правило, гибче норм, устанавливаемых государством, легче адаптируются к изменяющимся условиям;

- участники рынка (члены саморегулируемых организаций) имеют больше легальных возможностей воздействовать на нормотворчество и на политику организаций саморегулирования, чем на политику государственных органов, в том числе путем представительства в руководящих органах организаций саморегулирования и т. д. Это позволяет лоббировать интересы профессионального сообщества, экономить бюджетные средства на регулирование вида экономической деятельности и сокращение административных барьеров;

- соблюдение кодексов этики.

В то же время необходимо учитывать и возможные недостатки саморегулирования:

- отсутствие гарантий безопасности и эффективного развития рынка в условиях ограниченной конкуренции;

- недоверие со стороны общества к способности предпринимателей самостоятельно обеспечивать регулирование и контроль за соблюдением установленных правил и норм, защищать интересы общества и предпринимателей;

- невозможность распространить на аутсайдеров требования саморегулируемых организаций в условиях добровольного вступления в них. Очевидно, что свои преимущества и недостатки

есть и у саморегулируемых организаций. К преимуществам относятся:

- предъявление единых требований и критериев к вступлению новых членов в саморегулируемые организации, повышение качества отбора участников;

- эффективное использование творческого и профессионального потенциала участников саморегулируемых организаций;

- создание эффективного механизма выявления недобросовестных, неквалифицированных участников в целях вытеснения их с рынка;

- возможность создания компенсационного фонда;

- осуществление мониторинга членов сообщества и раскрытие правонарушений;

- оспаривание актов и решений органов власти, нарушающих права и законные интересы саморегулируемой организации или ее членов;

- возможность поддерживать институциональное и организационное развитие в других сферах

деятельности (поддержка развития гражданских институтов и социально направленного бизнеса). А недостатками являются:

- возможность трансформации в картели путем завышения требований вступления в саморегулируемые организации;

- удорожание процесса вхождения в вид экономической деятельности;

- лоббирование интересов членов только своей организации;

- увеличение объема отчетности.

В настоящее время в Российской Федерации действуют саморегулируемые организации арбитражных управляющих, аудиторов, оценщиков, кадастровых инженеров, саморегулируемые организации в сфере строительства, проектирования и изыскания, энергетического обследования, теплоснабжения и др. По состоянию на 01.11.2010 в России зарегистрированы 634 саморегулируемые организации, около 500 из которых действуют в видах экономической деятельности с обязательным членством участников рынка (сфера строительства, деятельности арбитражных управляющих, оценочная и аудиторская деятельность и др.).

Сравнительно новым видом деятельности для саморегулируемых организаций является сфера управления недвижимым жилым и нежилым имуществом.

В настоящее время в Государственном реестре саморегулируемых организаций зарегистрирована 71 организация в сфере жилищно-коммунального хозяйства, 16 из которых представляют регионы Приволжского федерального округа. Некоторые саморегулируемые организации носят межрегиональный статус и объединяют управляющие организации разных субъектов Федерации. Это позволяет с уверенностью говорить о распространении института саморегулирования по всей России.

Переход от государственного регулирования к внутреннему самоконтролю профессиональных участников рынка жилищно-коммунальных услуг, несомненно, свидетельствует о качественно новом уровне развития российского экономического сообщества. Повышается конкурентоспособность и ответственность управляющих организаций, выносятся на обсуждение с органами власти наиболее актуальные проблемы рынка жилищно-коммунальных услуг. Непрерывно ведется поиск новых механизмов и способов решения таких проблем. Главное, что действующее федеральное законодательство позволяет само-

26

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ

регулируемым организациям вести открытый диалог с властными структурами в целях совершенствования сложившихся правоотношений в регулируемом виде экономической деятельности рынка, защиты прав и законных интересов своих членов.

В настоящее время одни субъекты уже принимают активное участие в развитии саморегулирования, другие пока только осмысливают его сущность и преимущества.

Представляется, что инициатива создания саморегулируемых управляющих организаций всегда должна принадлежать самим управляющим организациям. Согласно Федеральному закону [4] вмешательство государства в процесс саморегулирования ограничивается только осуществлением регулирования федеральными законами и ведением государственного реестра саморегулируемых организаций. Федеральные, региональные органы государственной власти или органы местного самоуправления не имеют права на инициативу в создании саморегулируемых организаций или на прямое руководство ими [4].

После принятия Федерального закона [4] в Российской Федерации продолжается активная законотворческая работа по конкретизации правовой базы для саморегулирования в различных сферах, в том числе и в сфере управления недвижимым имуществом.

В проекте федерального закона № 395919-5 «О регулировании деятельности по управлению многоквартирными домами» [3], внесенного на рассмотрение в Государственную Думу, содержится требование об объединении в саморегулируемые управляющие организации не менее чем 100 индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, что свидетельствует о желании иметь в Российской Федерации только немобильные региональные саморегулируемые организации в сфере управления многоквартирными домами. В этом случае возможности создания альтернативных саморегулируемых организаций на практике будут сведены к нулю. При ожидаемом административном сопровождении процесса создания (в частности подбор персонального состава руководящих органов, установление сложных процедур обсуждения и принятия решений) такие саморегулируемые организации будут очень далеки от самих управляющих организаций. Они могут стать инструментом административного давления органов региональной власти.

Для сравнения: Федеральный закон [4] устанавливает необходимость объединения в составе саморегулируемых организаций в качестве ее членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности, а Градостроительный кодекс Российской Федерации для саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства - не менее 50 индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц [2]. В связи с этим предложения законопроекта [3] по централизации саморегулирования представляются чрезмерными.

Согласно Федеральному закону [4] в общем случае членство в саморегулируемых организациях является добровольным. Законодательство Российской Федерации пока не обязывает управляющие организации вступать в какие-либо саморегулируемые организации.

Самым важным по своему потенциальному влиянию на перспективу совершенствования отношений по управлению многоквартирными домами является предложенное законопроектом изменение, касающееся обязательного членства управляющей организации в саморегулируемой. Если этот проект будет принят, то собственникам помещений можно будет заключать договор управления многоквартирным домом только с управляющими организациями, являющимися членами саморегулируемой организации. Это означает, что исключение из саморегулируемой организации будет являться основанием для расторжения договора управления независимо от воли общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Это неоправданно жесткое ограничение для складывающегося рынка управления многоквартирными домами.

Крайне важно сохранить тенденцию к началу понимания собственниками помещений в многоквартирных домах того, что теперь они должны принимать решения в отношении своей долевой собственности и быть ответственными за эти решения. Если же законопроект будет принят, то управляющая организация, имеющая единичные претензии при управлении десятками домов, может быть исключена из саморегулируемой организации. Причем воля собственников всех остальных управляемых ею домов будет проигнорирована, и им придется менять управляющую организацию, даже если у них нет никаких претензий. Это идет вразрез

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя -и ЪР^тжгсх*

27

с предоставлением всей полноты власти в доме общему собранию собственников помещений [1].

Есть все основания предполагать, что принятие законопроекта [3] сделает невозможным управление многоквартирными домами малыми предприятиями. Вряд ли они смогут выполнить требования об обязательном страховании (с минимальным размером 500 тыс. руб.) гражданской ответственности за причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу граждан и организаций, включая общее имущество в многоквартирных домах, а также о минимальном взносе в компенсационный фонд саморегулируемой организации в размере 100 тыс. руб. По мнению авторов, такие ограничения идут вразрез с государственной политикой в сфере экономики.

В условиях зарождения рынка управления многоквартирными домами, начала деятельности

Список литературы

саморегулируемых организаций на основании добровольного членства, когда еще неясно, какие будут приняты стандарты и правила различных саморегулируемых организаций и насколько эффективно будет осуществляться их воздействие на своих членов, постановка вопроса об упразднении госконтроля и введении обязательного членства управляющих организаций в саморегулирумых представляется непродуманной и преждевременной.

Создание саморегулируемых организаций призвано постепенно сократить государственный контроль за рынком и повысить его эффективность. Это достижимо при условии, что саморегулирование управляющих организаций будет вводиться по инициативе самих участников рынка и позволит упорядочить на основании принятых стандартов и правил деятельность участников рыночных отношений по управлению многоквартирными домами.

1. Гордеев Д. П. Каким быть саморегулированию деятельности управляющих организаций // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2010. № 9.

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ.

3. О регулировании деятельности по управлению многоквартирными домами: проект федерального закона № 395919-5.

4. О саморегулируемых организациях: Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-Ф3.

28

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж5б7>ЪЯ те ЪРЛЖкЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.