Научная статья на тему 'Особенности развития российского рынка факторинговых услуг'

Особенности развития российского рынка факторинговых услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
968
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФАКТОРИНГ / ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Докукина Е. В.

Факторинговые услуги неотъемлемая составляющая современного финансового рынка в России. Эмпирический анализ этой области показывает новые тенденциия формирующегося рынка и перспективы его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factoring Services in Russia

Factoring is a dynamic and promising segment of the financial market in the Russian Federation. The empirical analysis of the field shows the new trends in the factoring market.

Текст научной работы на тему «Особенности развития российского рынка факторинговых услуг»

ЭКОНОМИКА СФЕРЫ УСЛУГ

УДК 336.1:338.46

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ФАКТОРИНГОВЫХ УСЛУГ

Е.В. Докукина, старший преподаватель,

ФГОУВПО «Российский государственный университет сервиса», г. Москва

Factoring is a dynamic and promising segment of the financial market in the Russian Federation. The empirical analysis of the field shows the new trends in the factoring market.

Факторинговые услуги — неотъемлемая составляющая современного финансового рынка в России. Эмпирический анализ этой области показывает новые тенденциия формирующегося рынка и перспективы его развития.

Ключевые слова: факторинг, дебиторская задолженность, управление, услуги.

Элементы факторинга появились в России в 90-х годах XX века, однако сколько-нибудь значимое развитие национальный рынок факторинговых услуг получил лишь в новом тысячелетии.

Появление факторинга услуг в России обусловили многие предпосылки. В переходный период в качестве таковых выступали:

• недостаток наличных и безналичных средств платежа и оборотного капитала в целом, который постоянно обесценивался вследствие высокой инфляции;

•хронические неплатежи вплоть до кризиса 1998 года и отсутствие платежной дисциплины;

• низкий уровень и даже полное отсутствие аналитической работы;

•необходимость совершенствования финансового менеджмента, теория и практика которого в России вплоть до перестройки отсутствовали;

• настоятельная необходимость совершенствования внутрихозяйственного планирования, вт.ч. в области финансов, поскольку планирование, гипертрофированное в советский период, было сведено к нулю в переходной экономике.

По мере стабилизации российской экономики в новом тысячелетии в качестве основных предпосылок развития факторинговых услуг в России стали выступать:

• глобализация экономики в целом и финансового рынка в частности, что способствует развитию национальных финансовых рынков и их отдельных сегментов под воздействием мировых тенденций;

• макроэкономическая стабилизация, профицит государственного бюджета и укрепление реального курса рубля, что способствовало повышению странового рейтинга, активизации инвестиционного климата в стране, притоку капитала и поиску сфер его выгодного размещения;

• усиление конкуренции на товарных рынках и обусловленное этим расширение продаж на условиях товарного кредита;

• опережающая динамика наращивания активов по сравнению с эффективностью их использования; повышение эффективности использования активов в целом и оборотных активов в частности обусловливает необходимость новых инструментов управления активами;

• недостаточная ликвидность активов, находящихся в обороте: из всей совокупности оборотных активов средством платежа являются лишь абсолютно ликвидные средства — деньги и их эквиваленты, удельный вес которых в реальном секторе экономики, как правило, невысок;

• высокие темпы денежной эмиссии со стороны Банка России, приток иностранного

капитала и валютной выручки обусловливают некоторый избыток денег в экономике, в результате чего банковская система в последние годы столкнулась с проблемой размещения ресурсов; сформировавшийся «запас прочности» в части ликвидности позволил российской банковской системе относительно безболезненно отреагировать на мировой кризис ликвидности, спровоцированный падением ипотечного рынка в США;

• рост конкуренции в банковской системе и обусловленное этим снижение доходности активных операций банков требуют развития новых банковских продуктов; в этих условиях факторинговые услуги могут стать серьезным конкурентным преимуществом, позволяющим развивать банковскую систему в направлении универсализации, привлекать новых клиентов, увеличивать объем размещения

Из приведенных данных видно, что масштаб российского рынка за последние пять лет по самым скромным оценкам увеличился почти в 40 раз. Ежегодно на протяжении всего анализируемого периода его объем более чем удваивался. На основе экстраполяции средне-сложившейся динамики рынка Министерством экономического развития и торговли РФ сделан прогноз на 2008 год, в соответствии с которым объем рынка должен превысить в текущем году 800 млрд руб. и вплотную приблизиться к 3% от ВВП (табл. 2).

Вряд ли правомерно и реалистично экстраполировать сложившуюся динамику на сколько-нибудь существенную перспективу,

привлеченных средств, повышать доходность кредитных операций.

До 2002 года факторинговые сделки в России носили дискретный характер, были несущественны по объему переуступленных денежных требований, по содержанию большая их часть представляла собой банковский кредит, где в качестве обеспечения принималась дебиторская задолженность. В силу этого оценки объема факторинговых услуг в России не производились ни российскими, ни зарубежными экспертами. Первые оценкироссий-ского рынка, выполненные экспертами РС1, а также специалистами рейтингового агентства «Эксперт РА», датируются 2002 годом, поэтому динамику российского рынка факторинговых услуг представляется возможным оценить лишь с 2002 года (табл. 1).

поскольку высокий рост на начальном этапе развития рынка был следствием низких стартовых значений. Однако нельзя не согласиться с оценками МЭРТ, в соответствии с которыми вплоть до 2010 года российский рынок факторинговых услуг будет развиваться в следующих направлениях:

• создание крупными банками собственных факторинговых компаний;

•увеличение удельного веса факторинговых услуг, оказываемых специализированными Факторами;

• выделение на рынке факторинговых услуг группы крупных участников с годовым оборотом более 1 млрд долл. США;

Таблица 1

Оценки российского рынка факторинговых услуг, млн евро

2002 2003 2004 2005 2006 2006 в % к 2002

ТСІ [3] 168 485 1 130 2 540 8 555 3 820

Эксперт РА [4] 213 585 1584 4 300 8136 5 092

Таблица 2

Прогноз МЭРТ России по росту рынка факторинга до 2008 года [5]

Наименование показателя 2005 2006 2007 2008

ВВП, млрд руб. 19800 22260 24915 27470

Объем рынка факторинга, млрд руб. 99 200 400 800

Факторинг/ВВП, % 0,5 0,9 1,6 2,9

• превращение рынка факторинговых услуг в крупную индустрию.

Возвращаясь к анализу текущей ситуации на российском рынке факторинговых услуг, следует отметить, что в России насчитывается около 25 основных Факторов, в т.ч. банки, наиболее ориентированные на факторинг, и прямо заявляющие о своей специализации факторинговые компании. По результатам мониторинга крупнейших российских Факторов рейтинговое агентство «ЭКСПЕРТ РА» регулярно составляет серию рейтингов, где Факторы ранжируются по различным показателям факторингового обслуживания, Эти данные позволяют сделать вывод о масштабе и динамике, составе и структуре национального рынка факторинговых услуг. Так, по состоянию на 1 июля 2008 года 25 основных российских Факторов обслуживают по факторинговым соглашениям около 5000 компаний-поставщиков. В рамках этих соглашений Факторы работают примерно с 35 ООО дебиторов. Только за первое полугодие 2007 года ими было обслужено около 1 млн поставок, осуществленных на условиях товарного кредита.

В России 94'У всех факторинговых сделок заключается с регрессом, т,е. с возможностью для Фактора вернуть поставщику неоЦлачен-ное долговое обязательство, и 6% без регресса.

Главной причиной неразвитости безре-грессного факторинга на российском рынке является невысокий интерес к нему со сторо-

ны самих Факторов. Отечественные Факторы не готовы принимать на себя кредитный риск даже при условии, что безрегрессный факторинг стоит Дороже, чем факторинг с регрессом. Это во многом объясняется недостатком информации и непрозрачностью российского рынка, а также недостатками в методологии анализа дебиторов, что обусловливает невысокую достоверность оценок дебиторской задолженности. Между тем, убытки российских Факторов от неплатежей дебиторов крайне малы. Это говорит о том, что позитивный фон для развития безрегрессного факторинга в России имеется.

Из всех факторинговых компаний обслуживанием внешнеторгового оборота занимаются четыре-пять Факторов. В результате в структуре российского рынка факторинговых услуг на долю международного факторинга приходится около 10'7. Это соответствует структуре мирового рынка факторинга и во многом объясняется преобладанием сырьевой составляющей в российском экспорте. Традиционными секторами для факторинга являются отрасли, характеризующиеся более высокой степенью переработки: пищевая, фармацевтическая, химическая отрасли, приборостроение (бытовая техника и компьютеры).

Для национального рынка факторинговых услуг в региональном плане характерна чрезвычайная концентрация услуг факторинга: около 60% факторинговых операций при-

1 Зи рубежом на долю сделок с регрессом приходится около 25%, т.е. подавляющее большинство факторинговых сделок зарубежных Факторов сопровождается передачей риска от: доставщика к Фактору. При атом риск неоплаты денежных требований зарубежные факторинговые компании обычно передают страховщикам. В России страхование кредитных рисков практически не развито. Лишь в последнее время в России появились такие проекты.

14 1

Рис. 1. Региональная структура факторинговых услуг

□ Москва

□ Санкт-Петербург

П Северо-Запад (без Санкт-Петербурга)

□ Центр (без МЬсквы)

□ Сибирь

□ Урал

П Поволжье

□ Южный федеральный округ

ходится на Москву, 14% — на Приволжский федеральный округ, 11% — на Уральский федеральный округ, 9% — на Санкт-Петербург (рис. 1). Основными участниками рынка факторинговых услуг являются субъекты и объекты факторингового обслуживания. При этом последние включают как поставщиков (клиентов факторинговых компаний), так и их дебиторов, т.е. покупателей, обслуживаемых на условиях товарного кредита.

В мировой практике в качестве клиентов факторинговых компаний чаще всего выступают хозяйствующие субъекты, представляющие малый и средний бизнес, которым сложнее получить необеспеченный кредит и которые нуждаются в комплексе услуг, сопутствующих факторингу. В России тенденция перехода от крупного к малому и среднему бизнесу лишь обозначилась. На сегодняшний день отечественный факторинг ориентируется, главным образом, на предприятия крупного бизнеса, прибыльность и рентабельность которого делает некритичными сложившиеся на рынке высокие тарифы на факторинг.

Факторинговые операции при этом не осуществляются:

• с частными лицами и их долговыми обязательствами,

• по требованиям, предъявленным бюджетным организациям,

•по обязательствам клиентов, снятых с кредитования,

• в отношении дебиторов, признанных неплатежеспособными,

• по обязательствам филиалов или отделений предприятий-клиентов,

•по обязательствам предприятий с большим числом дебиторов при небольших суммах задолженности каждого из них,

• при долгосрочных договорах с поэтапной или авансовой оплатой работ,

• при компенсационных или бартерных сделках,

• по договорам о продаже товаров, по которым предусматривается послепродажное обслуживание или допускается возврат товара в течение определенного времени,

• по предприятиям, реализующим нестандартную и узкоспециализированную продук-

IК вступая в дискуссию, отметим лишь, что в У странах из

ликобритания (100 Факторов), Германия (50), Италия (40;

(108), Чили (50).

цию (услуги),

• по строительным и иным компаниям, работающим с субподрядчиками.

В отношении субъектов факторингового обслуживания следует отметить, что в качестве Факторов в России заявили о себе около 120 компаний, включая факторинговые подразделения банков. Однако большинство банков декларирует факторинговые услуги «для полноты продуктовой линейки». Количество компаний, предоставляющих клиентам услуги реального факторинга, не превышает 30. Одни эксперты считают, что этого количества недостаточно для удовлетворения потребностей российского бизнеса. Другие исходят из того, что 20—30 Факторов — это обычное количество для национального рынка2

Среди российских Факторов абсолютно преобладают банки, для которых факторинг — один из продуктов наряду с традиционными банковскими продуктами. Специализированные факторинговые компании на российском рынке малочисленны.

Факторинг в настоящее время является привлекательным инструментом для банков, поскольку он предполагает использование краткосрочных кредитных ресурсов, имеющихся в избытке у российских банков. Особенно усиливается установка на факторинг в банках в условиях сжатия рынка межбанковского кредитования, где оборачиваются краткосрочные ресурсы, сопоставимые по доходности.

Однако развитие факторинга в структуре банка связано с комплексом проблем. Главная из них — отличная от кредитного подразделения банка система принятия решений. Работа с факторинговыми рисками требует специфического подхода. В банке факторингу приходится приспосабливаться к кредитным технологиям, что негативно сказывается на оперативности. Другая проблема факторинга внутри банка — внутренняя конкуренция с кредитным подразделением. Факторинговые продукты — прямые конкуренты кредитным продуктам, и преодолеть конкуренцию внутри банка им сложно. Клиенты рано или поздно начинают уходить на кредитные продукты, и кредитное подразделение банка съедает факторинговое подразделение. Факторинг является привлекательным для банка на этапе запуска

70 количество Факторов составляет 40 и более. В их числе — Ве-

), Турция (88), Швеция (60), Бразилия (100), Канада (53), США

нового продукта и в качестве расширения продуктовой линейки. В более долгосрочной перспективе становится очевидным, что риски по факторингу выше, чем по кредитам (наличие залога всегда рассматривается руководством банка как более значимый фактор снижения риска, чем наличие уступленного денежного требования). Если риски выше, выше себестоимость, факторинг не может быть приоритетным направлением развития для банка, будет всегда играть второстепенную роль и постепенно окажется поглощенным кредитным подразделением.

Существенный объем факторинговых сделок в банках-Факторах приходится на небольшие банки, которые в контексте общей тенденции укрупнения банковской системы вытесняются с рынка. Для таких банков факторинговая деятельность превращается в условие выживания на рынке.

Дальнейшая перспектива развития факторинга определяется тем, что в мире факторинг является частью более широкой индустрии commercial finance (небанковское финансирование), основывающейся на так называемой теории asset-based lending (ABL, финансирование под различные активы). Суть теории ABL заключается в управлении рисками, которое существенно отличается от банковского риск-менеджмента. Если в банке основная задача — оценить способность заемщика вернуть деньги, то в commercial йпапсе-компании (CF-компании) определяющей является оценка способности заемщика распоряжаться активом, выступающим в качестве обеспечения. В этих условиях логика развития факторингового бизнеса предполагает, что в круг активов, под которые предоставляется финансирование, постепенно будут включены не только права денежного требования (дебиторская задолженность), но и иные права, включая коммерческие контракты и отделимые от правообладателя нематериальные активы.

Эволюция в направлении «факторинговое подразделение банка — специализированная факторинговая компания — CF-компания» сопровождается принципиальным изменением в целях и средствах осуществления бизнеса. Это отчасти обусловливает тот факт, что лидер факторингового рынка России ФК «Еврокоммерц» инвестирует значительные ресурсы в создание инновационной лаборатории, занимающейся разработкой и внедрением новых продуктов, а

также процессингового центра, который предназначен для обслуживания операций компании. В этой связи ФК «Еврокоммерц» позиционирует себя в деловом сообществе как Eurokommerz Commercial Finance и работает над линейкой продуктов, характерной для CF-компании во всем мире.

Ожидается, что в дальнейшем примеру ФК «Еврокоммерц» последуют и другие участники рынка факторинговых услуг. Их развитие в качестве CF-компаний потребует соответствия новым стандартам, что повлечет за собой инвестиции в бизнес-процессы, IT и риск-менеджмент.

Определенную роль в развитии факторинга в России должен сыграть иностранный капитал. Fla отечественный рынок все интенсивнее выходят западные компании, привыкшие к качественному аутсорсингу (юридическому сопровождению сделок, бухгалтерскому и консультативному обслуживанию, взысканию дебиторской задолженности и т. д.) и желающие получать весь этот комплекс услуг и на российском рынке. За иностранными торговцами в Россию неизбежно потянутся западные Факторы, имеющие полную инструментарную и большую, по российским меркам, финансовую базу. Этому также будет способствовать вступление России в ВТО.

С точки зрения перспективы развития факторинговых услуг в России, с одной стороны, и структуры участников рынка факторинга, с другой стороны, представляется крайне важным вопрос правового регулирования факторинговой деятельности, которое на сегодняшний день является весьма противоречивым. Так, в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ (ст. 825 гл. 43), в качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида. Однако Федеральный закон № 128-ФЗ от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» не содержит требования о лицензировании деятельности по предоставлению финансирования под уступку денежных требованийЗ-

Согласно ст. 18 названного закона федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, действуют в ча-

сти, не противоречащей Закону о лицензировании, и подлежат приведению в соответствие с Законом о лицензировании. Таким образом, ГК РФ не должен противоречить Закону о лицензировании и подлежит приведению в соответствие с последним. В то же время в России был принят ряд решений Высшего Арбитражного Суда (ВАС), общий смысл которых заключается в том, что финансовым агентом не может выступать не кредитная организация. В этих условиях Факторы предпочитают минимизировать свои правоустанавливающие риски и в большинстве случаев располагают банковской лицензией, хотя не являются по сути кредитной организацией.

Среди участников факторингового бизнеса отсутствует единая позиция в отношении юридической формы факторинга. Целесообразность банковской лицензии (и, следовательно, надзора по линии ЦБ РФ) обусловлена соображениями по управлению ликвидностью. Для Факторов особенно актуален риск ликвидности, поскольку оборачиваемость финансирования в факторинге довольно сложна для прогнозирования, поэтому самостоятельные факторинговые компании вынуждены поддерживать значительную долю высоколиквидных активов, что увеличивает себестоимость факторинговой услуги. Для банка, где факторинг — не основной бизнес, риски ликвидности покрываются ликвидными активами банка и в силу этого незаметны для Фактора.

Эмпирическое исследование российского рынка факторинговых услуг позволяет сформулировать преимущества и недостатки этого вида деятельности.

К преимуществам факторинга или сильным сторонам рынка факторинговых услуг относятся следующие особенности:

• финансирование в кратчайшие сроки: переуступка дебиторской задолженности Фактору позволяет клиенту в кратчайшие сроки получить финансовые средства; их вовлечение в оборот позволяет увеличить продажи, с одной стороны, и получить скидки от поставщиков за «быструю» оплату, с другой стороны;

• отсутствие залога в традиционном понимании: финансирование осуществляется в

этом случае без классического обеспечения, которым не всегда располагают малые и средние предприятия; определяющую роль играют долговые требования — это основной актив, который принимается к рассмотрению;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• ориентация на «будущее» клиента: для Фактора, как правило, не играет важной роли структура баланса, как результат осуществленной ранее деятельности; его не интересует «прошлое», он ориентируется на «будущее» клиента и представляет собой целевой инструмент для увеличения объемов продаж через предоставление отсрочки платежа (одного из важнейших ресурсов конкурентоспособности продаж); грамотно планируя уровень продаж и денежный поток, клиент имеет возможность получить искомое финансирование;

• сопутствующие услуги: наряду с финансированием факторинг предполагает оказание сопутствующих услуг (бухгалтерский учет и инкассация дебиторской задолженности, консультации по вопросам расчетов с покупателями и их платежеспособности, особенностям договорной работы и ценообразования, а также транспортные, складские, страховые и рекламные услуги), что позволяет клиенту перенести акценты в менеджменте на развитие ключевых направлений бизнеса (производство, маркетинг, дистрибуцию и т.д.);

• минимизация рисков: после уступки денежных требований Фактору для поставщика не имеет значения, когда они будут оплачены (то есть, сколько он потеряет за счет временной стоимости денег в случае задержек оплаты); при безрегрессном факторинге поставщик получает возможность вовсе не беспокоиться, будут ли его требования оплачены; факторинга (прежде всего, без регресса) избавляет от сомнительных долгов и необходимости работы с проблемной задолженностью — они переходят в сферу ответственности высококвалифицированных кредитных контролеров факторинговой компании;

•допустимость одновременного использования традиционных долговых инструментов: кредиты, облигации и векселя являются конкурирующими инструментами факторингового финансирования, факторинг может при-

3В прежней редакции Закона деятельность по финансированию под уступку денежного требования, указывалась в качестве лицензируемой, однако положения, устанавливающего порядок ее лицензирования, не существовало.

меняться одновременно с ними, поскольку не требует предоставления традиционных залогов или гарантий; это облегчает Факторам конкуренцию с банками за клиентов;

•возможность увеличения финансирования: традиционные для банковского кредитования ограничения в финансировании (обусловленные платежеспособностью заемщика или стоимостью залога) в случае с факторингом отсутствуют; поскольку при факторинговом финансировании определяющим является объем продаж, рост продаж может сопровождаться увеличением объема финансирования;

• снижение эффективной процентной ставки: факторинговое финансирование имеет более целевую, чем традиционный банковский кредит направленность; в этих условиях проценты за полученное финансирование оплачиваются за тот период времени, когда действительно нужны деньги, что приводит к выигрышу в эффективной процентной ставке несмотря на более высокую номинальную ставку;

• исключение кассовых разрывов при выполнении налоговых и других обязательств: налоговое законодательство в большинстве случаев требует определять реализацию «по отгрузке», что обусловливает необходимость начислять налоги с оборотов по отгруженным товарам, работам и услугам и перечислять их в бюджет независимо от факта оплаты отгрузки; переуступка (по сути, продажа) дебиторской задолженности компенсирует образующийся разрыв;

•управление налогами: расходы на факторинг включают плату за финансирование (приравнивается к процентам за кредит) и плату за услуги (администрирование дебиторской задолженности и др.)4; оплата услуг сторонних организаций относится на себестоимость в составе прочих расходов, а расходы по долговым обязательствам (плата за финансирование) не включаются в себестоимость, но в составе внереализационных расходов уменьшают налогооблагаемую прибыль; таким образом, обе составляющие тарифов на факторинговое об-

служивание позволяют уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль; кроме того, в составе расходов на оплату сопутствующих услуг клиент оплачивает НДС, который затем предъявляется в зачет бюджету и уменьшает сумму НДС к доплате.

К недостаткам факторинга или слабым сторонам факторинговой деятельности относятся:

• стоимость факторинговых услуг: в России сложились относительно высокие тарифы на факторинговое обслуживание — эффективная годовая ставка по факторингу составляет 16— 30% годовых (обычно 18—21%)^ в зависимости от услуг, которые входят в портфель клиента, и качества передаваемой дебиторской задолженности; при невысокой прибыльности и рентабельности включение этих расходов в себестоимость может привести к убыткам;

•риск потери контроля: освобождение от ответственности за управление дебиторской задолженностью может обернуться недостатком информации о покупателях и т.д.;

• негативные имиджевые стереотипы: в деловом сообществе сформировался стереотип, что факторинг является «крайней мерой», на которую компания идет, когда все прочие возможности внешнего финансирования исчерпаны либо недоступны; на этом фоне применение факторинговых схем может быть расценено как признание экономической слабости и нестабильности;

•внешние ограничения в применении: из сферы обслуживания факторингом выпадают физические лица (в этом случае проблемно взыскание долгов из-за отсутствия института банкротства гражданина в стране), бюджетные организации (специфика и жесткие нормы бюджетного регулирования делают невозможным взыскание долгов), монополизированные рынки (нет необходимости бороться за покупателей, предоставляя им отсрочки платежа), сегменты рынка с гарантийными продажами и послепродажным обслуживанием (в этом случае продажа дебиторской задолженности лишает покупателей законодательно установленных

4 Кроме того, комиссия Фактора включает в себя премии за принятые риски: риск несвоевременного платежа дебитора (ликвидный риск), риск неплатежеспособности дебитора (кредитный риск), риск резкого изменения стоимости кредитных ресурсов (процентный риск); в мировой практике на эту часть факторинговой комиссии приходится 0,5—5% от суммы финансирования.

^ За рубежом тарифы на факторинг в 3—4 раза превышают процентные ставки за кредит, что объясняется невысокими ставками рефинансирования, с одной стороны, и дополнительно оказываемыми услугами, с другой стороны.

гарантий) и некоторые другие;

•внутренние ограничения в применении факторинга: требования к филиалам и аффилированным структурам не могут стать объектом уступки по факторинговому соглашению, т.к. они могут быть следствием перелива капитала внутри компании; в этом случае Фактору трудно оценить кредитный риск, а клиенту невыгодно оплачивать высокую комиссию;

• разногласия продавца/покупателя: при наличии разногласий между клиентом факторинговой компании и его дебитором вмешательство «третейского судьи» может привести к образованию испорченной трехсторонней связи; в связи с возникшими разногласиями дебиторы могут обратить претензии к факторинговой компании;

• несовершенство законодательства: требование банковского лицензирования в ГК РФ, с одной стороны, и отсутствие такой необходимости в законодательстве о лицензировании, с другой стороны; нерешенность многих вопро-

Литература

сов в сфере валютного регулирования международного факторинга; нерешенность проблемы налогообложения резидентов в части зачета НДС при международном факторинге;

• низкая осведомленность о факторинге: по результатам исследования, проведенного ФК «Еврокоммерц», руководители 26% предприятий прямо выражают желание работать по факторинговым схемам, руководители 66% предприятий готовы дополнительно изучать и рассматривать такую возможность; при этом до начала исследования 47% опрошенных не слышали о факторинге [6];

• недостаточное научно-методическое обеспечение факторинга: в России мало качественной научной и методической литературы по вопросам факторинга; большая часть имеющейся литературы связана с исследованием правовых аспектов факторинговой деятельности; в практике факторинговой деятельности отсутствуют единые стандарты и методики предоставления факторинговых услуг.

1. Никифоров А.В. Факторинг как система финансового и организационного обслуживания товарного кредита:

дис.... канд. экон. наук. СПб, 2006.

2. Чиж М.Д. Факторинг как инструмент финансирования внешнеэкономической деятельности: дис. ... канд.

экон. наук. СПб, 2005.

3. www.factors-chain.com.

4. www.raexpert.ru.

5. www.economy.gov.ru.

6. www.credits.ru

УДК 339.138

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ТОРГОВОГО МАРКЕТИНГА В СЕТЕВОЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ ЮВЕЛИРНЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ

С.П. Казаков,

кандидат экономических наук, профессор,

МАТИ-РГТУ им. К.Э.Циолковского, г. Москва

The author addresses the modem jewelry retail in the Russian Federation. Situational analysis of the market and business models reveal inadequate development of the trade marketingfor thejewelry retail in the view of customer requirements. Therefore, innovations in the retail network should utilize the concepts of commercial marketing, which include the marketing and operational management decisions.

В статье рассматривается специфика розничной торговли ювелирными изделиями в России. Си-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.