УДК 81'42 Д. В. Вяльцева
аспирант кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики Института прикладной и математической лингвистики ФГПН МГЛУ; e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ БЛИЗНЕЦОВ
В статье предпринята попытка проследить основные закономерности развития речи близнецов - как монозиготных, так и гетерозиготных. В работе рассматривается понятие онтолингвистики - науки, предметом которой является речевая деятельность ребенка. Подробно рассматриваются логопедические нормы, характерные для детей в возрасте 6-7 лет.
Была также предпринята попытка выявить особенности развития речи близнецов. В деталях рассматривается понятие криптофазии - тайного языка близнецов. Особое внимание уделяется причинам отставания речевого развития близнецов на начальном этапе онтогенеза речи, а именно -биологическим особенностям, отставанию в сфере интеллекта, феномену «близнецовой ситуации», минимизации общения со взрослыми. В работе также была выдвинута гипотеза о зависимости зиготности близнецов и развития речи.
Ключевые слова: монозиготные близнецы; гетерозиготные близнецы; онтолингвистика; криптофазия; отставание речевого развития; близнецовая ситуация; зиготность близнецов.
Vyaltseva D. V.
Postgraduate Student, Department of Applied and Experimental Linguistics, Institute of Applied and Mathematical Linguistics, Faculty of the Humanities and Applied Sciences, MSLU; e-mail: [email protected]
PECULARITIES OF SPEECH DEVELOPMENT FOR TWINS
The article is an attempt to investigate the main peculiarities of speech development for both types of twins - heterozygous and monozygotic twins. The article deals with the notion of the developmental linguistics, the science that studies speech activity of a child. The paper focuses upon basic logopedic norms that define the speech features of 6-7 year old children.
There is also an attempt to identify peculiarities of twins' language development. The article also gives the detailed examination of the concept «cryptophasia» - secret language of twins. Considerable attention is paid to the reasons for speech backwardness of twins, especially on the initial stage of speech ontogenesis. The reasons are biological characteristics, intelligence problems, the phenomenon of «the twin situation», minimization of communication with parents.
The article also puts forward a hypothesis about the dependency of zygosity of twins and speech development.
Key words: monozygotic twins; heterozygous twins; ontolinguistics; cryptophasia; speech backwardness; twin situation; twin zygosity.
Речь детей изучается во многих отраслях естественно-научных и гуманитарных знаний. В качестве объекта исследования детская речь всегда остается общей для всех речеведческих наук, хотя предмет исследования изменяется в зависимости от специфики той или иной области знаний [3]. Всевозможные результаты экспериментов и исследований, проводимые в области изучения развития речи, заносятся в различные базы данных, предоставляющие пользователю эффективные методы получения и анализа данных, необходимых для принятия оптимального решения [10]. В настоящее время на стыке языкознания и психологии развивается новая научная отрасль - психолингвистика, данные которой все шире используются различными методиками обучения языку [3]. И языкознание, и психолингвистика помогают решить такой сложный вопрос, как развитие и взаимосвязь понятий «язык» и «речь».
Один из разделов психолингвистики, изучающий онтогенез речи и детскую речь, - формирование речевой способности ребенка, возникновение и дальнейшее развитие индивидуального языка и возрастные изменения в языке индивида называется он-толингвистикой [8]. Развитие речи рассматривается как формирование навыков и умений точной, выразительной речи; свободного и уместного использования языковых единиц, соблюдения правил речевого этикета. Экспериментальные исследования, опыт работы свидетельствуют о том, что к старшему дошкольному возрасту дети могут овладеть не только правильной, но и хорошей речью.
Следовательно, в современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста - формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей [2].
Главной задачей онтолингвистики является развитие связной речи. Это объясняется рядом обстоятельств.
Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная (общения). Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. В-третьих, в связной речи воплощены и другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического
строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком [5].
Говоря о развитии речи детей старшего дошкольного возраста, уместно сосредоточить внимание на логопедических нормах для детей данной возрастной группы.
Развитие речи ребенка в возрасте 5-6 лет. В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и последовательно передавать увиденное, правильно произносить слова и фразы. Словарный запас составляет примерно 25003000 слов. Ребенок овладевает связной речью, способен составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности. Речь правильная, но возможны ошибки при построении сложных предложений. Произношение всех звуков правильное [10].
Развитие речи ребенка на 7 году жизни. Словарный запас увеличивается от 3500 до 7000 слов. Присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания («ни свет ни заря», «на скорую руку» и др.) Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении [11]. Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе. Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня [1].
Однако следует отметить, что данные нормы характерны главным образом для детей, которые являются либо единственными детьми в семье, либо у которых имеется старшие, либо младшие сиблинги (от англ. sibling - брат или сестра). Иная ситуация наблюдается при развитии речи близнецов, как монозиготных (далее -МЗ)1, так и гетерозиготных (далее - ГЗ)2. Основное различие за-
1 Монозиготные близнецы - результат многоплодной беременности, возникшей в результате оплодотворения одной яйцеклетки и развитию двух или более плодов (близнецов) [4].
2 Гетерозиготные близнецы - результат многоплодной беременности, возникшей в результате оплодотворения двух и более яйцеклеток и развитию двух или более плодов (близнецов) [4].
ключается главным образом, как утверждают многие ученые, в некотором отставании развития речи близнецов.
Отмечается, что первые слова у одиночнорожденных детей появляются уже к году, что нельзя сказать о близнецах, которые в среднем начинают произносить свои первые слова в возрасте двух лет и позже. Также учеными была выявлена связь между зигот-ностью, полом и развитием речи детей. Согласно исследованиям, монозиготные дети начинают говорить позже по сравнению с гетерозиготными однополыми детьми [9]. По статистике, мальчики произносят свои первые слова позже, чем девочки. Таким образом, можно сделать вывод, что по сравнению с одиночнорожденными детьми среди близнецов случаи отставания в сроках возникновения речи встречаются намного чаще. Причем этот процент выше у МЗ, чем у ГЗ близнецов и у мальчиков, чем у девочек.
Изучая близнецов в возрасте 2-5 лет, выясняется, что они значительно отстают в речевом развитии по сравнению с одиночно-рожденными детьми во всех взятых для исследования возрастах: средняя длина высказывания у близнецов короче, чем у одиночно-рожденных детей, словарный запас беднее; они используют в целом незрелые и примитивные конструкции предложений и более ограниченный ряд тех частей речи, которые играют важную роль в когнитивных операциях [7]. Синтаксически и грамматически предложения близнецов короче, паузы между словами и предложения длиннее, чем у одиночнорожденных детей.
П. Миттлер, исследуя близнецов 4-летнего возраста, обнаружил задержку в языковом развитии по сравнению с одиночнорожден-ными детьми в среднем на 6 месяцев [13]. Однако следует отметить, что данный процесс наблюдается исключительно на раннем этапе овладения языком, после пяти лет речевое развитие детей близнецов полностью соответствует нормам онтолингвистики.
В период времени от двух до девяти с половиной лет близнецы показывают значительное отставание в развитии артикуляционных навыков по сравнению с одиночнорожденными детьми. Похожие результаты были получены для близнецов [12].
При исследовании речи у детей-близнецов были зафиксировали факты косноязычия (неправильное произношение звуков речи, выражающееся в их искажении или замене) не только у старших дошкольников-близнецов, но и у школьников [15].
Многие авторы отмечают, что для речевого развития детей-близнецов, особенно в раннем онтогенезе, вследствие существования между ними тесных внутрипарных взаимоотношений, характерен феномен автономного секретного языка, или криптофазия. Под термином «криптофазия» понимается собственный интимный язык близнецов, полный неологизмов и практически не понятный окружающим, считая его одной из особенностей развития речи близнецов на раннем этапе онтогенеза [14].
Изучая психическое развитие пары 5-летних МЗ близнецов-мальчиков, А. Р. Лурия и Ф. Я. Юдович отметили, что их речь состояла главным образом из небольшого количества общеупотребительных слов (чаще всего искаженных) и небольшого числа «автономных» слов и звуков и, таким образом, выпадала из сложившейся системы русского языка. Основной единицей их речи являлось слово, приобретающее значение только в ситуации какого-либо действия [6].
Автономная речь у близнецов имеет свои отличия. Вследствие тесных взаимоотношений близнецов друг с другом и минимизации общения со взрослым речь у них, по-видимому, может развиваться в сторону углубления и усложнения автономной речи, что, в свою очередь, может приводить к непониманию ее даже близкими взрослыми. Более того, постепенно овладевая взрослой речью, близнецы, по-видимому, могут сохранять «секретный» язык для общения между собой, используя его осознанно и произвольно, при этом не пытаясь взаимодействовать посредством него со взрослыми [16]. Обращает на себя внимание и то, что, если автономный язык у оди-ночнорожденных детей появляется примерно в один год и сравнительно быстро исчезает, уступая место развивающимся формам взрослой речи, то у детей-близнецов большинство исследователей отмечают присутствие криптофазии в 4-6 лет, что может говорить о задержке речевого развития. По-видимому, это влечет за собой и большую частоту случаев косноязычия у детей-близнецов по сравнению с одиночнорожденными детьми не только в дошкольном, но и в школьном возрасте.
А. Р. Лурия и Ф. Я. Юдович показали, что разлучение и помещение близнецов в разные группы детского сада создает объективные благоприятные условия для развития их речи и поднимает ее до уровня речи детей данного возраста.
По результатам исследований можно сделать вывод, что отставание в развитии социализированной речи у детей-близнецов
наблюдается только в раннем и дошкольном возрастных периодах, в то время как в старшем возрасте отставания не столь явны. При этом речь у близнецов дольше, чем у одиночнорожденных детей, носит ситуативный, непосредственный характер, что и объясняет частое использование ими в речи эмоционально окрашенных высказываний [6].
Отставания близнецов в речевом развитии исследователи объясняют главным образом: биологическими особенностями; отставанием в сфере интеллекта; феноменом «близнецовой ситуации»; минимизацией общения с взрослым [16].
Биологические особенности. Известно, что близнецы (МЗ чаще, чем ДЗ) подвержены большему риску осложнений и аномалий развития в пре- и перинатальном периоде, чем одиночнорожденные дети (трансфузионный синдром, химеризм, ягодичное предлежание плода, гипоксия мозга, внутричерепные кровоизлияния), они чаще рождаются недоношенными. Больший риск при рождении близнецов отражен в высоком проценте смертности близнецов - 3-4 %, что превышает мертворожденность в 2-3 раза. Для второго по порядку рождения близнеца эта опасность выше. Эти биологические факторы риска могут прямо или косвенно влиять на их последующее постнатальное (в том числе и психическое) развитие.
Отставание в интеллектуальном развитии. Поскольку при многоплодной беременности существуют негативные факторы внутриутробного развития и родов, они могут влиять и на задержку в интеллектуальном развитии близнецов, а последнее - на отставание в речевом развитии.
Близнецовая ситуация. Многие исследователи утверждают, что именно феномен «близнецовой ситуации» ответствен за отставание детей-близнецов в речевом развитии [4]. Близнецовая ситуация обычно определяется как ситуация взаимодействия двух (или более) детей-близнецов, которые, развиваясь в одной среде, являются удовлетворяющими друг друга партнерами по общению и, вследствие этого, не имеют потребности в общении со взрослыми и другими детьми. Однако данный феномен уместно принимать во внимание только в том случае, когда на развитие речи детей влияют некоторые негативные факторы (неполная семья, операция одного из близнецов и т. д.)
Минимизация общения со взрослым. Данный фактор, сопутствующий феномену «близнецовой ситуации», по-видимому,
оказывает существенное влияние на речевое развитие близнецов. Общаясь в условиях близнецовой ситуации и при не меньшей, чем у одиночнорожденных детей, потребности взаимодействовать со взрослым, близнец склонен к диадическому характеру беседы с ним, нежели к триадической схеме ведения разговора, которой им необходимо учиться в рамках близнецовой ситуации. Эта форма межсубъектного вербального общения трудна и для близнецов, и для взрослых: у первых она составляла только 6,49 % всей речевой деятельности за период наблюдения, хотя у взрослых она наблюдалась более часто и составляла 11,48 %. Таким образом, преобладание в общении близнецов с родителями диадической формы общения ведет к уменьшению доли вербального взаимодействия родителя с каждым близнецом в отдельности [14].
П. Миттлер, изучая особенности вербального взаимодействия родителей и детей в семьях с близнецами и одиночнорожденными детьми в 15 и в 21 месяц в процессе совместных игр в домашней среде, пришли к выводу, что матери близнецов так же активны в вербальном взаимодействии с их детьми, как и матери одиночно-рожденных детей. Однако триадический характер общения в близнецовой ситуации существенно сужает речевую среду каждого близнеца, так как матери приходится часто переключать внимание с одного ребенка на другого. Что триадический характер коммуникации между матерью и близнецами является одним из главных, хотя и не единственным фактором задержки в развитии языка и в возникновении проблем с навыками чтения в будущем [12]
Помимо вышеперечисленных причин отставания в речевом развитии, существуют как специфические для близнецов (зигот-ность), так и общие для всех детей (пол, социоэкономический статус и уровень образования родителей, порядковый номер рождения) факторы, влияющие на различия внутри близнецовой популяции.
Различия по зиготности. В целом ГЗ имеют лучшие, чем у МЗ близнецов, оценки речевого развития. Однако отмечается, что разнополые ГЗ близнецы занимают в речевом развитии промежуточное положение между МЗ и однополыми ГЗ близнецами. По мнению исследователя, пока еще трудно найти какое-либо адекватное объяснение этому феномену.
Половые различия. В своем исследовании П. Миттлер показал, что девочки-близнецы явно обнаруживали более высокий уровень речевого развития, чем близнецы-мальчики, хотя
у одиночнорожденных детей различия по полу более отчетливы. X. Кох отмечает, что ДЗ близнецы-девочки из однополых пар показывают наиболее высокие оценки речевого развития по сравнению не только со всеми другими различными по зиготности и полу группами близнецов, но и с их одиночнорожденными сверстницами. Они получили самые высокие оценки и по всем измерениям социального поведения [14].
Социоэкономический статус и образовательный уровень родителей. При исследовании близнецов обнаружилось, что в семьях с низким социоэкономическим статусом близнецы более существенно задерживались в речевом развитии, чем дети-близнецы из семей, обладающих более высоким социоэкономическим статусом. Причем, по сравнению с данными по одиночнорожденным детям, принадлежность семей к низшим социальным классам имеет более выраженное негативное влияние на речевое развитие близнецов, нежели одиночнорожденных детей [15].
Исследования речевого развития близнецов в сравнении с оди-ночнорожденными детьми дают основания утверждать, что в отставании близнецов в речи, по-видимому, большую роль играют психологические, нежели биологические факторы. Вместе с тем вышеизложенные факты позволяют утверждать, что в случае близнецов можно говорить не только о количественных различиях в речевом развитии, но и о качественно своеобразном пути овладения речью в рамках близнецовой ситуации.
Говоря о монозиготных и гетерозиготных близнецах, следует отметить, что связь и отношения между однояйцовыми близнецами намного крепче и теснее по сравнению с разнояйцовыми. Следовательно, можно предположить, что и речевые различия у таких детей будут минимальными. Даже с возрастом эта тенденция сохраняется. Если при рождении вес у детей значительно отличался, то с большой вероятностью можно утверждать, что к началу пубертатного периода эти различия будут минимальны. То же самое можно сказать и о речи. Вплоть до подросткового возраста монозиготные близнецы сохраняют свой тайный язык. Даже разлученные в детстве близнецы выбирают очень похожие профессии, близкие по уровню сложности, двигательным навыкам и физическим нагрузкам. Кроме того, разлученные близнецы демонстрируют одинаковые вкусы, будь то увлечения, бытовые привычки, кулинарные
пристрастия и выбор языковых средств. Эмоциональная и психическая связь и вместе с тем вербальные отношения у монозиготных близнецов сохраняются на долгое время. Их идентичность и зависимость друг от друга в большей части случаев не позволяет им развиваться отдельно друг от друга, и даже становясь взрослыми и выбирая свой жизненный путь, они часто неосознанно выбирают те же условия жизни, что и их братья или сестры.
Что же касается гетерозиготных близнецов, то здесь ситуация несколько иная. В большинстве случаев такие дети, как и монозиготные близнецы, сильно привязаны друг к другу. Для них также характерно речевое отставание и использование криптофазии. Однако если при рождении один из близнецов слабее, то чаще всего это различие сохранится. Неидентичные могут показывать свою индивидуальность, и все видят эту разницу, однако и у них тоже есть преимущества: они не нуждаются в постороннем собеседнике. С возрастом, у таких детей больше шансов стать независимым от брата или сестры-близнеца. С большой вероятностью можно утверждать, что уже в юности взрослые гетерозиготные близнецы имеют свои индивидуальные речевые особенности и свою модель поведения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М. : Лабиринт, 1996. - 416 с.
2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб. : Союз, 1997. -224 с.
3. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. - М. : Лабиринт, 2001. - 304 с.
4. Канаев И. И. Близнецы. Очерки по вопросам многоплодия. - М.-Л. : Изд-во АН СССР, 1959. - С. 255-257, 301-302.
5. Лепская Н. И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации). -М. : 1997. - 376 с.
6. Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. - М., 1956. - 93 с.
7. Сергиенко Е. А., Рязанова Т. Б., Виленская Г. А., Дозорцева А. В. Развитие близнецов и особенности их воспитания. - М. : Институт психологии РАН, 1996. - 68 с.
8. Ушакова Т. Н. Психолингвистика: учебник для гуманитарных специальностей. - СПб. : 2000. - 165 с.
9. Фридрих В. Близнецы. - М. : Прогресс, 1985. - 216 с.
10. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. - М. : Владос, 2000. - 280 с.
11. Шахнарович А. М. Детская речь в зеркале психолингвистики. - М. : 1999. - 254 с.
12. Koch Helen L. Twins and twin relations. - Chicago, IL. : Chicago University Press, 1966. - 318 p.
13. Mittler P. Biological and social aspects of language development in twins. Developmental Medicine and Child Neurology, 1970. -Vol. 12/6. - P. 741-757.
14. Mittler P. Language development in young twins: biological, genetic and social aspects. Acta geneticae medicae et gemellologicae, 1976. -Vol. 25. - P. 359-365.
15. Mogford K. Language development in twins. Language development in exceptional circumstances. - Edinburgh : Churchill, Livingston, 1998. -P. 80-95.
16. Reznick J. S. Intelligence, language, nature and nurture in young twins. Intelligence, heredity and environment. - Cambridge : Cambridge University Press, 1996. - P. 483-504.