Научная статья на тему 'Особенности развития психомоторных способностей у юных гимнастов 6-9 лет'

Особенности развития психомоторных способностей у юных гимнастов 6-9 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
365
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОМОТОРИКА / ВОЗРАСТ 6 9 ЛЕТ / МЕТОДЫ РАБОТЫ ТРЕНЕРОВ / COACHES WORK METHODS / PSYCHOMOTORICS / AGED 6-9

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дубовова А. А.

Целью исследования явилось установление особенностей психомоторного развития 6, 7, 8 и 9-летних гимнастов этапа начальной подготовки; установление особенностей развития психомоторики у юных гимнастов в зависимости от методов работы тренеров. В исследовании приняло участие 104 гимнаста младшего школьного возраста. Исследование выявило необходимость разработки и внедрения программы по развитию психомоторики у спортсменов этапа начальной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дубовова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIATIRIES OF THE DEVELOPMENT OF PSYCHOMOTOR ABILITIES IN YOUNG GIMNASTS AGED 6-9

The aim of the research is to establish peculiarities of the psychomotor development of 6, 7, 8, 9 aged gymnasts in the period of their primary training; second to establish peculiarities of young gymnasts psychomotorics depending on their coaches work methods. 104 junior aged gymnasts took part in this investigation. The investigation displayed the necessity of working out and implementation of the programme concerning the development of psychomotorics in young athletes in the period of their primary training.

Текст научной работы на тему «Особенности развития психомоторных способностей у юных гимнастов 6-9 лет»

FORMATION OF THE MOTIVATING EDUCATIONAL SYSTEM AS A FACTOR OF INCREASING THE INTEREST TO FOREIGN LANGUAGE STUDYING AT A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

M. Dushko, Teacher

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161

The results of the investigation, which is based on the Vallerand's hierarchical concept of motivation, are presented in the paper. This paper is devoted to the analysis of methods of strengthening the contextual motivation of studying a foreign language. The efficiency of these methods is proved by the results of the forming experiment. The possibility of perfection of the educational

system of a higher school, which is strengthened with the help of contextual motives is being considered as well. The program of making decision in accordance with this problem is also presented in the paper.

Key words: motivation, contextual motivation, the educational system, foreign language studying, forming experiment.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ ГИМНАСТОВ 6-9 ЛЕТ

Психолог лаборатории научно-методических проблем подготовки олимпийского резерва А. А. Дубовова Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161.

Целью исследования явилось установление особенностей психомоторного развития 6, 7, 8 и 9-летних гимнастов этапа начальной подготовки; установление особенностей развития психомоторики у юных гимнастов в зависимости от методов работы тренеров. В исследовании приняло участие 104 гимнаста младшего школьного возраста. Исследование выявило необходимость разработки и внедрения программы по развитию психомоторики у спортсменов этапа начальной подготовки.

Ключевые слова: психомоторика, возраст 6 - 9 лет, методы работы тренеров.

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, ул. Буденного 161

Целью исследования явилось установление особенностей психомоторного развития 6, 7, 8 и 9-летних гимнастов этапа начальной подготовки; установление особенностей развития психомоторики у юных гимнастов в зависимости от методов работы тренеров. В исследовании приняло участие 104 гимнаста младшего школьного возраста. Исследование выявило необходимость разработки и внедрения программы по развитию психомоторики у спортсменов этапа начальной подготовки.

Ключевые слова: психомоторика, возраст 6 - 9 лет, методы работы тренеров.

Спортивная гимнастика, с постоянно усложняющемся программным материалом требует от гимнастов уже в юном возрасте исполнения упражнений высокой сложности. Качество двигательной базы юного спортсмена существенно влияет на дальнейший рост спортивного мастерства. Поэтому проблема подготовки спортивного резерва этапа начальной подготовки становится все более актуальной. Имеются научные сведения о том, что важно на этапе начальной подготовки уделять большое внимание развитию именно психологических качеств [1, 2, 3, 6, 7 и др.].

На этапе начальной подготовке тренируются дети разного возраста от 6 до 9 лет. Уровень их психологической, физической подготовленности различен. Для того чтобы дети, обучающиеся на этапе начальной подготовки, одинаково хорошо технически, тактически были подготовлены, необходимо контролировать процесс становления психомоторных способностей, это тем более важно, что на младший школьный возраст приходится сенситивный период их развития.

Но, к сожалению, согласно литературным данным тренеры в спортивных школах, секциях на этапе начальной подготовки не уделяют должного внимания направленному изучению и развитию психологических качеств детей, в том числе и развитию психомоторики. [1, 6, 7 и др.].

Цель исследования установление особенностей психомоторного развития 6, 7, 8 и 9-летних гимнастов этапа начальной подготовки.

Задачи исследования:

установление возрастной динамики показателей психомоторных способностей;

установление особенностей развития психомоторики у юных гимнастов в зависимости от методов работы тренеров.

Диагностический материал представлен методиками: сенсомоторика - «Домик», «Срисовывание образцов»; произвольность внимания - «Да и Нет», «Палочки и крестики»; помехоустойчивость - тест «Помехоустойчивость»; методики изучения двигательной памяти [4, 5]. Достоверность различий (р) рассчитывалась по и-критерию Манна - Уитни [8].

По тестам «Да и нет», «Домик», «Помехоустойчивость» баллы начисляются за ошибки. (Максимальный балл - 0 - считается высоким результатом). По тесту «Палочки и крестики» максимальный балл является «5». В тесте «Срисовывание образцов» 8-10 баллов расценивается как высокий результат. По тесту «Двигательная память» - 1 балл считается нормой.

Обследовано 104 спортсмена в возрасте 6 - 9 лет первого года обучения на базе Детско-юношеской спортивной школы № 1 г. Краснодара. Из них 24 спортсмена составили группу 6 летних детей, 41 - 7 летних, 22 - 8 лет, 17 спортсменов группу 9 лет.

Полученные результаты сравнивались с нормами для детей исследуемого возраста.

Результаты и их обсуждение.

Анализ полученных результатов выявил, что уровень развития психомоторных качеств у детей возраста 6 - 9 лет низкий, либо ниже среднего (табл.1).

Шести - и семи - летние спортсмены имеют низкий уровень развития произвольности внимания (тест «Да и нет», «Палочки и крестики»). Мальчики и девочки при выполнении заданий допускали много ошибок, они не могли с точностью выполнить всю инструкцию. При выполнении юные гимнасты пропускали один или несколько важных пунктов задания, что повлияло на общий результат выполнения.

Показатели выполнения тестовых заданий на сфор-мированность сенсомоторики свидетельствуют о низком уровне развития у 6 и 7 летних юных гимнастов. Мальчики и девочки не смогли выполнить правильно предложенное задание, испытывали сложность при воспроизведении образцов. Эти данные подтверждают то, что у детей 6 -7 лет на момент поступления в школу низкий уровень развития сенсомоторики, что в общеобразовательной школе проявляется в сложности обучения детей навыку письма. В спорте это может проявиться в неспособности правильно, точно воспроизвести предлагаемый элемент, в затруднениях при выполнении тонких двигательных элементов.

Уровень развития двигательной памяти у мальчиков и девочек 6 - 7 летнего возраста ниже среднего. «Память 1» (первый субтест) соответствует возрастной норме детей. Во 2 и 3 субтесте было допущено наибольшее количество ошибок. Юным спортсменам сложно по памяти воспроизвести предлагаемый образец. Данные трудности у детей могут проявиться во время тренировочных занятиях и во время соревнований. Тест «Помехоустойчивость» свидетельствует о наличии проблем с концентрацией внимания на конкретном элементе во время его выполнения.

У гимнастов 8 лет уровень развития произвольности внимания: тест «Да и нет» и тест «Палочки и крестики» соответствует среднему. При выполнении спортсмены могут быстро сориентироваться в причинах неправильного выполнения и далее выполнять задание без ошибок. Т.е. низкие результаты у детей выявлены в начале выполняемой работы. Ошибки, допущенные при выполнении задания, могут свидетельствовать о низком уровне развития помехоустойчивости. Уровень развития сенсомоторики у гимнастов 8 лет низкий. Гимнасты при выполнении задания не могут точно воспроизвести мелкие элементы задания. Данные результаты влияют на техническую подготовку начинающих спортсменов, и могут стать одной из причин неуспеваемости на данном этапе спортивной подготовки.

Произвольность внимания у 9-летних спортсменов имеет средний уровень развития. Мальчики и девочки выполнили задания согласно предлагаемой им инструкции. Уровень развития сенсомоторики по тесту «Домик» выше среднего. Были допущены ошибки при воспроизведении мелких деталей. По второму тесту «Срисовывание образцов» выявлен уровень выпол-

Медианы показателей психомоторных способностей у юных гимнастов 6

Таблица 1

- 9 лет

Возраст Психологические показатели

Произвольность внимания Сенсомоторика Двигательная память Помехо-устойчи-вость

Тест «Да и нет» Тест «Палочки и крестики» Тест «Домик» Тест «Срисовывание образцов» 1 2 3 Тест «Помехо-устойчи-вость»

6 лет 16 2 7 3 1 2 4 6

7 лет 12 3 5 3 1 1,25 3,5 5

8 лет 4 3 4,5 1 1 1 3,5 4,5

9 лет 3 3,5 2 1 1 1 3,25 3,5

Таблица 2

Медианы показателей психомоторных способностей в группах тренеров с разными методами работы

№ группы тренера Психологические показатели

Произвольность внимания Сенсомоторика Двигательная память Помехо-устойчи-вость

Тест «Да и нет» Тест «Палочки и крестики» Тест «Домик» Тест «Срисовывание образцов» 1 2 3 Тест «Помехо-устойчи-вость»

№ 1 (8 -9 лет) п=9 4,00 3,00 3,50 1,00 1,00 1,00 3,00 5,00

№ 2 (7-8 лет) п=13 6,00 4,00 5,00 2,00 1,00 1,50 3,50 6,00

№ 3 (8-9лет) п=7 2,00 3,00 3,00 1,00 1,00 1,00 3,50 3,00

№ 4 (6-7лет) п=25 5,00 3,00 6,00 3,00 1,00 1,00 3,50 4,00

№ 5 (7-8лет) п=14 12,00 3,00 10,00 3,00 1,00 1,00 3,50 8,00

№ 6 (7 -8лет) п=16 5,00 3,00 3,00 2,00 1,00 1,64 3,50 6,00

№ 7 (6-7лет) п=20 18,00 3,00 5,00 2,00 1,00 1,50 4,50 5,00

нения задания низкий. Правильно воспроизведены образцы простых геометрических фигур. Сложные варианты многие исследуемые даже не пытались изобразить либо при выполнении задания допускали множество ошибок.

Юные спортсмены 8 - 9 лет при выполнении субтеста 3 теста двигательная память, испытывали затруднения, уровень развития характеризуется как низкий. Мальчики и девочки не понимали предлагаемого образца фигуры, а затем не могли воспроизвести его без зрительного подкрепления.

Уровень развития помехоустойчивости у 9 - летних спортсменов, согласно результатам исследования (табл. 1) выше среднего. Гимнасты испытывали трудности вначале выполнения задания, но после нескольких повторений смогли сосредоточиться на выполнении.

Были выявлены достоверные отличия между юными спортсменами 6 - 9 лет.

Гимнасты 6 и 7 лет статистически достоверно не отличаются друг от друга по измеряемым психологическим показателям.

Статистически достоверные отличия обнаружены между возрастными группами 6 и 8 лет по развитию произвольности внимания. Дети 8 лет достоверно лучше (р< 0,05) справляются с заданием, соблюдают инструкции предложенные экспериментатором. Между 6 и 9 летними гимнастами обнаружены статистически

достоверные отличия в сформированности произвольности, сенсомоторики. 9 летние гимнасты имеют достаточный уровень для выполнения тестовых заданий с большей успешностью, поскольку они обучаются в общеобразовательной школе и психомоторные способности в той или иной степени у них на момент обследования уже развиты.

Между группой 7 и 8 летних спортсменов обнаружены достоверные отличия. По тесту «Да и нет» (произвольность внимания) и по тесту «Помехоустойчивость» юные гимнасты 8 лет достоверно лучше развиты, чем 7 летние. По тесту «Срисовывание образцов» - сенсомо-торика, гимнасты 7 достоверно лучше справились с заданием, чем спортсмены 8 лет. Возможно, это связано с началом письма в общеобразовательной школе, с написанием геометрических фигур и т. д.

Уровень выполнения у 9 летних гимнастов статистически достоверно выше, чем у 7 летних (р<0,05) по тестам «Палочки и крестики» (произвольность внимания), «Срисовывание образцов» (сенсомоторики), по тесту «Помехоустойчивость».

Группы 8 и 9 летних спортсменов отличаются только по тесту «Домик» (сенсомоторика).

Таким образом, выявлена положительная возрастная динамика в развитии психомоторных способностей. Гимнасты 6 - летнего возраста менее развиты, чем 8-9 летние спортсмены. Но, несмотря на возрастные от-

личия, также выявлено, что уровень развития психомоторных способностей соответствует низкому, либо ниже среднего уровню развития.

Результаты таблицы 2 отражают уровень развития психомоторных способностей юных гимнастов тренирующихся в группах разных тренеров. Данные сформированы по методу расчета медианы.

С тестовым заданием «Да и нет», исходя из данных таблицы №2, с большей точностью справились юные спортсмены из группы тренера №3 (2 балла). Наихудший результат отмечен в группах тренеров № 5 и 7 (12 и 18 баллов соответственно). При выполнении тестового задания юные спортсмены во всех группах совершали одни и те же ошибки: они не смогли с большой точностью сконцентрироваться на инструкции, что повлекло за собой недопонимание ее, и как результат неправильное выполнение задание. Но на итоговые баллы некоторых гимнастов повлиял тот факт, что спортсмены в ходе выполнения задания смогли сориентироваться в задании, то есть юные гимнасты к концу задания с точностью смогли выполнить инструкцию.

Из таблицы № 2 видно, что все исследуемые группы справились с тестом «Палочки и крестики» примерно одинаково, уровень развития произвольности внимания был выявлен на среднем уровне и соответствовал 3 баллам. Исключением является группа тренера №2, у которой исследуемый показатель был выше среднего уровня и составил 4 балла.

Исследование сенсомоторных способностей (тест «Домик») выявило, что хуже всего справились с выполнением теста юные спортсмены из группы тренера № 5 (10 баллов), что соответствует низкому уровню развития сенсомоторики (табл.2). У гимнастов из групп тренеров №1, №3 и № 6 уровень развития сенсомоторики характеризуется как средний (3 - 3,5 балла). Соответственно у групп тренеров №2, №4 и № 7 уровень развития ниже среднего (5 - 6 балла). Во время выполнения предложенного теста исследуемые испытывали трудности при воспроизведении увиденного. Они не могли правильно дозировать свои усилия, с точностью передать не только общую форму, но и размеры предлагаемого образца.

По второму тесту на определение уровня развития сенсомоторики «Срисовывание образцов» из таблицы 2 видно, что юные спортсмены всех групп тренеров одинаково справились, поскольку баллы 1 - 3 характеризуют низкий уровень развития сенсомоторики.

Таким образом, мальчики и девочки, обучающиеся в спортивной школе, имеют низкие показатели по развитию сенсомоторных способностей.

Исследования двигательной памяти, как было сказано выше, проводилось в три этапа. Первый субтест юные спортсмены, всех исследуемых групп тренеров выполнили на должном уровне (1 балл - норма) (табл. 2). Второй субтест не все исследуемые группы тренеров выполнили одинаково хорошо. В работах спортсменов групп тренеров №2, №6 и №7 были допущены ошибки: неправильное направление линии, неправильная фор-

ма фигуры. Их уровень по данному тестовому заданию составил средний (1,5 - 1,64) (табл.2). В остальных группах тренеров дети справились с заданием согласно норме (1 балл) (табл. 2). Третий субтест, имеющий самую высокую степень сложности, вызвал у спортсменов этапа начальной подготовки трудности. Результаты по этому субтесту были низкие и ниже среднего у всех исследуемых спортсменов (3; 3,5; 4,5) (табл.2). Юные гимнасты не смогли с точностью запомнить, а, следовательно, затем воспроизвести предлагаемый образец. Результаты тесту «Двигательная память» отражают способность детей выполнять технически правильно элементы гимнастики. Чем лучше развита у детей двигательная память, тем точнее правильнее, успешнее будет обучение, воспроизведение заданного задания. Юный спортсмен сможет правильно выполнить технически сложную комбинацию.

Уровень развития помехоустойчивости у детей этапа нача льной подготовки, т. е. насколько дети могут концентрироваться при выполнении задания только на задании, не обращая внимания на внешние помехи, ниже среднего, за исключением группы тренера № 3 (3 балла) - средний уровень. В группах тренеров № 5 - 8 баллов уровень развития характеризуется как низкий (табл. 2). Данные свидетельствуют о возможности возникновения трудностей в процессе обучения. Юные спортсмены не способны концентрировать внимание только на выполнение конкретного, своего задания, они постоянно отвлекаются на помехи. Это может отразиться и на выступлении в соревнованиях, поскольку на соревновании много разных отвлекающих факторов. Таким образом, у детей помехоустойчивость на этапе начальной подготовки не сформирована.

Поскольку возраст детей сказывается на успешности выполнения заданий, на оценку психомоторных способностей, наиболее интересно сравнение данных детей одного и того же возраста, но занимающихся у разных тренеров.

Исследуемые группы тренеров с разными методами работы имеют статистически достоверные отличия по измеряемым психомоторным показателям (р<0,05).

Были изучены результаты групп одного возраста, но тренирующиеся у разных тренеров. В результате были выявлены достоверные отличия между 1 и 3 группой (возраст 8-9 лет) по тесту «Да и нет» (произвольность внимания), и по тесту «Срисовывание образцов» (сен-сомоторика).

Между группами тренеров №2 и №5 (возраст 7-8 лет) выявлены достоверные отличия по тесту «Помехоустойчивость». Группы тренеров №2 и №6 статистически достоверно отличаются по тесту «Да и нет», группы тренеров №5 и №6 - по тесту «Домик».

Юные спортсмены, тренирующиеся в группах тренеров №4 и №7, возраста 6-7 лет достоверно отличаются уровнем развития произвольного внимания тест «Да и нет», двигательной памяти (субтест 3).

Полученные результаты являются доказательством разного подхода тренеров к учебно-тренировочному

процессу. Одни тренеры на занятиях используют психологические элементы, направленные на развитие сенсомоторных способностей, произвольности внимания, другие тренеры на данном этапе спортивной подготовки большее внимание уделяют технике избранного вида спорта, обучению конкретным спортивным качествам, навыкам.

Выводы:

Результаты исследования говорят о том, что с возрастом показатели психомоторных способностей улучшаются, но достигают лишь среднего уровня; слабое развитие психомоторики у детей 6-7 лет указывает на их недостаточную готовность к обучению; относительно невысокие показатели психомоторных способностей, которые важны для освоения гимнастических упражнений, говорят о том, что психологические ресурсы обучаемости юных гимнастов используются не полностью.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что разный подход тренеров соответствует разной подготовленности детей к учебному процессу, разному уровню развития психомоторных способностей.

Полученные результаты, характеризующие развитие психомоторных способностей, свидетельствуют о необходимости разработки и включения в учебно-тренировочный процесс занятий направленных на формирование психомоторных способностей у юных гимнастов, начиная с 6 летнего возраста.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Горская Г. Б.Ранняя профессионализация как фактор компрессии времени жизни // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. Краснодар, 2008. - С. 109 - 117.

2. Горская Г. Б. Задачи и методы психологического обеспечения подготовки юных гимнастов на этапе начального обучения. - Краснодар, 1988, - 17с.

3. Губа В.П., Солонкин А.А. Модель системы образовательного процесса как основа многолетней подготовки высококвалифицированных юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 2008 №12. - С. 14-16.

4. Данилова Е. Е., Дубровина И. В. Практикум по возрастной и педагогической психологии, - М.: AcademiA, 2000. - 160 с.

5. Коссов Б. Б. Психомоторное развитие младших школьников, - М., 1989. - 109 с.

6. Плешкань А. В. Современные основы теории и методики детско-юношеского спорта. Учебное пособие, рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму в качестве учебного пособия для учебных заведений системы Госкомитета, Москва.- 1998.

7. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта, -М.: Академический Проект, 2004, - 576с.

8. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии, - СПб.: «Речь», 2007, - 350 с.

PECULIATIRIES OF THE DEVELOPMENT OF PSYCHOMOTOR ABILITIES IN YOUNG GIMNASTS AGED 6-9

Dubovove A., Psychologist of the Scientific Methodical Problems for the Olympic Reserve Training Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161

The aim of the research is to establish peculiarities of the psychomotor development of 6, 7, 8, 9 - aged gymnasts in the period of their primary training; second - to establish peculiarities of young gymnasts' psychomotorics depending on their coaches' work methods. 104 junior aged gymnasts took part in this investigation. The inves-

tigation displayed the necessity of working out and implementation of the programme concerning the development of psychomotorics in young athletes in the period of their primary training.

Key words: psychomotorics, aged 6-9, coaches' work methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.