Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Проблема / Регион / Центральная Азия / Инициатива / Глобальный. / Problem / Region / Central Asia / Initiative / Global.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Ирисметов Б. М.

В статье рассматриваются особенности развития политической культуры в странах Центральной Азии, с акцентом на влияние исторических, культурных и социальных факторов на формирование политических институтов и политической активности населения. Особое внимание уделяется анализу традиций и ценностей, характерных для региона, а также тому, как они взаимодействуют с современными политическими процессами, происходящими в этих странах. Исследуется роль национальной идентичности, этнических и религиозных факторов, а также влияние внешних сил на политическую культуру региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Ирисметов Б. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF POLITICAL CULTURE IN THE COUNTRIES OF CENTRAL ASIA

The article examines the peculiarities of the development of political culture in the countries of Central Asia, with an emphasis on the influence of historical, cultural and social factors on the formation of political institutions and political activity of the population. Special attention is paid to the analysis of traditions and values characteristic of the region, as well as how they interact with modern political processes taking place in these countries. The article examines the role of national identity, ethnic and religious factors, as well as the influence of external forces on the political culture of the region.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОЛИТИ И ПРАВА

УДК: 394.912

Ирисметов Б.М.

доцент

Государственный Институт Искусств и Культуры Узбекистана

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Аннотация: В статье рассматриваются особенности развития политической культуры в странах Центральной Азии, с акцентом на влияние исторических, культурных и социальных факторов на формирование политических институтов и политической активности населения. Особое внимание уделяется анализу традиций и ценностей, характерных для региона, а также тому, как они взаимодействуют с современными политическими процессами, происходящими в этих странах. Исследуется роль национальной идентичности, этнических и религиозных факторов, а также влияние внешних сил на политическую культуру региона.

Ключевые слова: Проблема, Регион, Центральная Азия, Инициатива, Глобальный.

Irismetov B.M. Associate Professor at the State Institute Arts and Culture of Uzbekistan

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF POLITICAL CULTURE IN THE COUNTRIES OF CENTRAL ASIA

Abstract. The article examines the peculiarities of the development of political culture in the countries of Central Asia, with an emphasis on the influence of historical, cultural and social factors on the formation of political institutions and political activity of the population. Special attention is paid to the analysis of traditions and values characteristic of the region, as well as how they interact with modern political processes taking place in these countries. The article examines the role of national identity, ethnic and religious factors, as well as the influence of external forces on the political culture of the region.

Key words: Problem, Region, Central Asia, Initiative, Global.

Введение

Страны Центральной Азии отличаются своим богатым историческим, культурным и социальным наследием. Развитие политической культуры в

этом регионе тесно связано с историческими процессами, этническими и религиозными факторами, а также влиянием внешних сил. Исторически Центральная Азия служила центром культурных, торговых и политических связей между различными народами и государствами. Политические институты и социальные структуры, сформировавшиеся в этом регионе, а также традиционные ценности и практики, продолжают взаимодействовать с современными политическими процессами, создавая уникальную политическую культуру в каждой из стран региона.

В решении этих и других проблем мы видим действенную роль расположенного в Ашгабаде Регионального центра ООН по превентивной дипломатии в Центральной Азии и выступаем за более широкое и адресное привлечение Центра к усилиям международного сообщества, предпринимаемым по всем этим направлениям.

Туркменистан поддерживает положения итогового документа конференции ООН по глобальному финансово-экономическому кризису и его последствиям для развития и считает актуальными изложенные в нем предложения по скорейшему реформированию мировых финансовых институтов - Всемирного банка и Международного валютного фонда.

Туркменистан намерен расширить свое участие в реализации проектов и программ, осуществляемых в рамках ООН и ее структур, в первую очередь, ПРООН, ЕЭК, ЭСКАТО. Развитие международных связей страны продолжится как в рамках уже подписанных соглашений, так и путем установления новых международных контактов. Достаточно сказать, что на практике реализуются 109 международных программ в области здравоохранения, охраны окружающей среды, образования, культуры и ряде других сфер.

Выступая за дальнейшее совершенствование международного права, призванного способствовать организации нормальных экономических отношений между государствами, Туркменистан, в свою очередь, опирается на организационно-институциональную основу внешнеэкономической деятельности, что помогает ему успешно осуществлять на практике политику «открытых дверей». Именно эта политика благоприятно повлияла на привлечение прямых иностранных инвестиций в развитие приоритетных секторов национальной экономики.

В стране, широко используют такую форму привлечения иностранных инвестиций как соглашения о разделе продукции, широко применяемые в международной практике. Так, с каждым годом растет доля нефти и газа, добываемых совместными и иностранными компаниями «Petronas» (Малайзия), «Dragon Oil» (ОАЭ), «Wintershall» (Германия), «Maersk Oil» (Дания), «ONGC» (Индия), «Buried Hill» (Канада). За 2009 год удельный вес нефти, добываемой совместными и иностранными компаниями, составлял 41 процент, а газа - около 6 процентов. Осуществляется тесное сотрудничество с ведущими американскими компаниями «Джон Дир», «Кейс», «Эксон Мобил», «Шеврон», «Евразия Групп», «Боинг» и другими.

Широкий размах получило строительство зарубежными компаниями различных объектов производственной и социально-культурной сферы. По состоянию на 1 января 2010 года в освоении капитальных вложений в стране участвовало 117 иностранных компаний из 25 стран мира. На эту же дату количество строек, осуществляемых иностранными компаниями, составляло 530 единиц со стоимостью 11,7 миллиарда долларов США. Во всем мире одной из быстро растущих сфер внешнеэкономической деятельности, существенным источником внешних доходов является международный туризм. Приступая к освоению Национальной туристической зоны «Аваза», мы основательно просчитали ее экономическую целесообразность и эффективность и лишь после этого пришли к решению ввести там принятый в мире механизм свободной экономической зоны, на основе льготных налоговых, финансовых и правовых условий и создания необходимой производственной инфраструктуры.

Так, комплексные меры, принятые по развитию «Авазы», предусматривают благоприятный режим для иностранных и отечественных инвесторов, бизнесменов туристической индустрии, включая упрощение визового режима для туристов, льготное налогообложение (в период строительства и в течение 15 лет после ввода в действие объектов инфраструктуры и туризма инвесторы освобождаются от уплаты налога на имущество, на прибыль и налога на добавленную стоимость, таможенных и биржевых сборов, от платы за услуги по лицензированию и сертификации, за аренду земли).

Выше было отмечено о развитии всех видов отечественного транспорта, в котором мы видим, помимо обеспечения прямого выхода в мировые океаны и моря, что послужило серьезным источником внешнеторговых доходов государства, возможности снижения доходов на импорт и увеличения доходов при экспорте, получению дополнительных доходов от туризма.

Прагматичная внешнеэкономическая политика Туркменистана позволяет увеличивать из года в год объем внешнеторгового оборота, среднегодовые темпы роста которого в последние годы складываются на довольно высоком уровне. На протяжении целого ряда лет положительное сальдо торгового баланса Туркменистана остается высоким от 7 до 8,5%, что благоприятно отражается на платежном балансе страны.

Основной приоритет во внешнеэкономической политике государства сделан на постепенный перевод Туркменистана из категории страны-экспортера сырья в страну-производителя и экспортера готовых высокотехнологичных товаров. При этом различными способами стимулируется импорт передовых технологий, оборудования, станков. В последние годы доля продукции производственно-технологического назначения занимает в структуре импорта свыше 70-80 процентов.

Ведущими торговыми партнерами Туркменистана выступают такие страны, как Россия, Китай, Турция, США, ОАЭ, Италия, Германия, Япония, Швейцария, Франция, Иран и другие страны. Продукция Туркменистана

достойно представлена на мировых рынках, в их числе природный газ, нефть и нефтепродукты, электроэнергия, полипропилен, сжиженный газ, хлопок -волокно, хлопчатобумажная пряжа, ткани, сельскохозяйственная продукция и продукты ее переработки и другие.

В стране ежегодно проводятся десятки международных конференций и выставок, что способствует дальнейшему развитию внешнеэкономических связей и созданию совместных предприятий. По инициативе Туркменистана созываются авторитетные международные инвестиционные форумы за рубежом. Центром притяжения научной и культурной мысли становится Ашгабад, куда регулярно съезжаются представители интеллектуальной и творческой элиты из многих стран мира.

Для дальнейшей эффективной интеграции экономики Туркменистана в мировую экономическую систему стране необходимы достаточно диверсифицированный и модернизированный производственный потенциал, развитые транспортные и коммуникационные артерии, качественная рыночная инфраструктура, экономические и правовые гарантии и условия для привлечения широкомасштабных инвестиций, устойчивость социальной и политической систем. На всех этих направлениях ведется непрерывная работа, и уже достигнуты значительные результаты.

Основная составляющая модели развития Туркменистана по заявлению самого Г,Бердымухамедова, это эпоха нового Возрождения, где главный приоритет - социальный вектор. Форсирование огромных инвестиционных вложений в производственную и социальную сферы обусловлено стремлением Туркменистана достичь передовых параметров развития и занять достойное место среди развивающихся стран мира. А это, помимо высокотехнологичного уклада экономики и достойный уровень благосостояния народа. При том, что, все реформы, проводимые в Туркменистане сегодня, нацелены на достижение именно этих высоких целей, а экономические возможности пока являются лишь инструментом сохранения и реализации во многом авторитарной власти в стране.

В этих целях, в 2008 году Туркменистан принял новую Конституцию, которая увеличила полномочия президента, одновременно усилил значение и роль парламента. В частности, Г.Бердымухамедов в заявлении для прессы отметил, что прежняя Конституция «устарела» ввиду того, что статьи прежней Конституции не обеспечивают демократизацию нового правительства. Однако, согласно исследованиям представителей гражданского общества Туркменистана, новая Конституция на самом деле в большей части, стала гораздо репрессивней, чем старая. Так, в новой Конституции, во-первых, власти удалили упоминания об ограничении количества сроков президентства. Во-вторых, если президент оказывается неспособным исполнять свои обязанности, новая Конституция устанавливает, что нового президента назначает Совет безопасности Туркменистана, не являющийся конституционным органом. В третьих, в пересмотренной Конституции нет гарантии свободы передвижений граждан

через границы. Причем, статья 28 Конституции гарантирует свободу доступа к информации, на практике государственные органы строго контролируют доступ к Интернету и электронной почте. Большая часть сайтов, критикующих туркменский режим, заблокирована для доступа из Туркменистана. Сайты социальных сетей, такие как, FaceBook, Yahoo и т.д. так же заблокированы. Подписка на иностранные газеты и журналы тоже запрещена.

Если статья 39 новой Конституции гарантирует «право на художественное, научное и техническое творчество», то уже в 2008 году, специальная государственная комиссия была создана для цензуры всех художественных произведений и публикаций в Туркменистане. При этом, если статья 29 Конституции гарантирует право на «свободу собраний, митингов и шествий», но нет закона, поддерживающего эту статью. Вся общественная активность была эффективно подавлена правительством, и, согласно источникам внутри страны, любые попытки организованных или спонтанных выступлений жестоко подавлялись. Трудовых прав как юридического понятия, так же в Туркменистане практически не существуют, хотя статьи 33, 34 и 35 гарантируют права трудящимся, но до сих пор в стране нет трудового законодательства и закона, позволяющего создание профсоюзов. Отсюда без защиты своих социальных прав граждане страны бессильны перед законом и насилием работодателя.

Мировая практика показывает, что моделью развития общества в XXI веке является модель, обеспечивающая устойчивое экономическое и политическое развитие социально-ориентированного и социально-ответственного типа. Общество подошло к осознанию национальных целей, где интересы граждан превалируют над экономикой и индивидуальными материальными заботами. В построении такой модели современного общества в Туркменистане, как мы можем видеть есть свои недостатки и изъяны, и каждая из сторон должна сознавать свою ответственность в этом процессе.

Использованные источники:

1.Абдулло Р. Таджикистан: к вопросу о политических итогах десятилетия независимости// Центральная Азия и Кавказ, 2001.-№6(18) - С.106-107

2.Абдуазимова Н.,Абдурахмонов О. "Узбекистонда жамиятни демокралаштириш ва янгилаш, мамлакатни модернизация ва ислох кдлиш йулида. Т.: "Akademiya" 2005 й. Б.111

3.Азизхонов А.Т., Ефимова Л.П. Теория и практика строительства демократического общества в Узбекистане: Учеб.пособие.-Т.:НУУз им. М.Улугбека, 2005,

4.Алексеева Т.А. Политическая философия. М.,2007.

5.Алексеева Н.Н., Иванова И.С. Средняя или Центральная Азия. http//ia-centr.ru 27.12.2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.