ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Ю.В. Качина, кандидат экономических наук, старший преподаватель Воронежский государственный технический университет
Анализ концепций, отслеживающих эволюцию мировых производительных сил, человеческих потребностей и институциональной структуры всемирного хозяйства, позволяет определить глобализацию бизнеса в качестве важнейшего фактора развития отечественных и зарубежных предприятий в условиях инновационной экономики.
В современном понимании глобализация предполагает устранение государственных барьеров на пути движения капиталов, товаров, услуг, трудовых ресурсов и информации [1]. Несмотря на противоречивость социально-политической и социально-экономической роли глобализации, она несомненно имеет положительное значение в ускорении научно-технического прогресса, расширении и накоплении интеллектуального капитала, создании единой мировой инфраструктуры энергетических, транспортных, информационных и телекоммуникационных систем, активизации мирового экономического роста.
«Открытость» глобальной экономики инициирует процесс международного и межфирменного сотрудничества, способствуя появлению и развитию новых форм организации инновационного бизнеса и обеспечивая трансферт технологий.
Российские специалисты выделяют шесть разновидностей международного экономического сотрудничества: внешнеторговая кооперация; инвестиционное сотрудничество; производственная кооперация; научно-техническое сотрудничество; экономическое и техническое содействие; валютно-финансовое сотрудничество.
Основу международного трансферта технологий могут составлять:
лицензионные соглашения, предполагающие среднесрочную передачу прав на «ноу-хау»;
франчайзинг, связанный со среднесрочной или долгосрочной передачей прав на использование торговой марки;
лизинг, подразумевающий аренду прав, технологий как таковых, лицензий;
кооперационные соглашения, обусловленные осуществлением специализированного производства комплектующих по технологии одного из партнеров, взаимным обменом технологиями между партнерами или совместной разработкой продукции, включая ее проектирование, изготовление и сборку.
К формам экономических объединений в рамках международной кооперации следует отнести:
консорциумы - краткосрочные объединения компаний по интересам, базирующиеся на временном совместном выполнении задач, управлении и исследованиях;
стратегические технологические альянсы - объединения промышленных компаний различных стран с целью углубленной научно-технической кооперации;
концерны - среднесрочные объединения компаний для осуществления крупных проектов;
совместные предприятия - объединения компаний на основе односторонней передачи лицензий или их взаимного обмена, а также совместного использования экспериментальных и производственных баз партнеров;
транснациональные корпорации и холдинги, образующие глобальную сеть предприятий, объединенных различными формами кооперации с целью концентрации интеллектуального капитала, активизации инновационных процессов и реализации задач «технологического прорыва» (всемирно известные компании «Интел», «Майкрософт», «Ксерокс», «Федерал Экспресс» и др.).
Следует отметить, что в условиях глобализации широкое распространение получает операционно-технологическая кооперация в международном разделении труда, связанная с происходящей в последние годы отраслевой переориентацией экономики развитых стран в сферу научно-технических разработок и одновременно высокими темпами создания промышленных предприятий на базе аутсорсинга бизнес -процессов в сфере заготовительного и сборочного производства в странах развивающихся.
Компания «Интел» сегодня имеет производственные филиалы в Японии, Великобритании, Гонконге и Бразилии. Гигант автомобильной промышленности «Тойота» (Япония) размещает свои сборочные линии в Японии, США, Англии, Турции и других странах. Только в России в настоящее время установлены сборочные линии автомобильной промышленности «Хюндай» (г. Таганрог), «Форд» (г. Санкт-Петербург), строятся заводы «Фольцваген», «Тойота». Предприятия Южной Кореи, Гонконга, Малайзии, Тайваня («Самсунг», «Эл Джи» и другие) специализируются на производстве комплектующих и сборке продукции для всемирно известных «Делл», «Сони», «Либхер» и других корпораций.
Получает развитие и международная научно-техническая кооперация. К примеру, география ис-
следовательских лабораторий компании «Моторола» (зарегистрирована в 1947 году Чикаго, США), осуществляющей экспорт продукции на территории всего мира, сконцентрирована на таких зонах, как азиатско-тихоокеанский регион (Австралия, Китай), европейский регион (Германия, Франция, Великобритания), США (штаты Иллинойс, Массачусетс, Аризона, Флорида, Техас).
Глобальный уровень конкуренции способствует динамичному развитию маркетинговых и сбытовых сетей. С целью обеспечения высокой конкурентоспособности компания «Интел», например, имеет региональные маркетинговые подразделения более чем в тридцати странах мира (Австралии, Пуэрто-Рико, Китае, Испании, Дании, США, Японии, Финляндии, России и других).
Существенное значение глобализации проявляется в организации эффективных сетевых форм инновационного бизнеса, образование которых стало возможным благодаря величайшему достижению человечества - всемирной глобальной сети, обеспечивающей формирование единого информационного пространства. Интернет изменил и продолжает изменять саму природу ведения инновационного бизнеса: создаются виртуальные предприятия, происходит формирование сетевых структур управления предприятиями в составе различного рода объединений, развиваются методы сетевого маркетинга и электронной коммерции. Участие в поддержке и развитии Интернет принимают крупнейшие корпорации.
Глобализация бизнеса проявляет себя не только на уровне международного сотрудничества, но и межфирменной внутрирегиональной интеграции. В условиях инновационной экономики важная роль отводится активизации создания технопарковых структур, объединяющих в рамках единого территориального пространства и системы управления малые и крупные промышленные предприятия, исследовательские лаборатории и научно-исследовательские институты, консалтинговые фирмы и бизнес -инкубаторы.
Организуемые с целью инициирования и ускорения инновационных процессов технопарковые структуры занимаются комплексным решением важных задач по капитализации интеллектуального потенциала предприятий и созданию благоприятной и стимулирующей инновационную деятельность инфраструктуры; мониторингу и созданию «информационного поля» знаний, изобретений и технологий; повышению творческой активности персонала предприятий и генерированию инновационных идей; проведению научно-технических изысканий и опытно-конструкторских разработок; коммерциализации инноваций.
В отечественной и зарубежной практике накоплен достаточно богатый опыт функционирования технопарковых структур различной направленности: это исследовательские и промышленные парки, научно-технические, информационно-технологические и грюндерские центры, парки высоких технологий.
Исследовательские парки представляют собой агломерации исследовательских подразделений промышленных компаний, группирующихся вокруг крупных научных центров, главным образом, университетов. Их цель состоит в разработке и трансферте научно-технических новшеств и технологий в сферу производства. Строительство производственных мощностей на территории исследовательских парков не предусмотрено, а в некоторых даже запрещено.
В основе создания промышленных парков лежит территориальное объединение производственных предприятий и фирм, оказывающих организационно-технические виды услуг, в рамках единого земельного участка и служебных помещений. Главное назначение этой формы кооперации - помощь предприятиям в решении проблемы размещения производства в связи с ограниченностью пригодной для промышленной застройки территории.
Образование грюндерских центров характерно для отдельных регионов Германии. Они представляют собой территориальные объединения предприятий добывающей и обрабатывающих отраслей промышленности и организаций, выполняющих вспомогательные и обслуживающие функции.
Научно-технические, исследовательские и информационно-технологические центры отличаются концентрацией фирм, специализирующихся на внедренческой деятельности в области высоких технологий. В дополнении к службам коллективного пользования в них функционируют венчурные фонды и специализированные компании венчурного капитала.
Особую форму развития инновационного бизнеса представляют технополисы - территориальные зоны «высоких технологий», целью управления которыми является создание благоприятных условий жизнедеятельности специалистов и развитой инфраструктуры, необходимых для стимулирования экономического развития, экологической безопасности, социального комфорта и интенсификации освоения собственных интеллектуальных и творческих ресурсов.
В числе наиболее крупных технополисов и научно-технических парков можно назвать всемирно известную «Силиконовую долину» (Калифорния, США), сосредоточившую 17 концернов, ведущих разработки в области высоких технологий: «IBM», «Xerox», «HP», «Майкрософт» и другие, а также военно-промышленные научно-технические комплексы; «Бионическую долину» (Юта, США), «Дорога 128» (Массачусетс, США), «София-Антиполис» (Лазурный
берег, Франция), технопарк «Зеленоград» (Московская область, Россия), Научный парк «Измайлово» (Москва, Россия).
В практике развития инновационной деятельности крупнейших зарубежных компаний широкое распространение имеет кооперация исследовательских лабораторий и университетов. В компании «Интел» даже создана специальная группа по организации взаимодействия с руководством и профессорами высших учебных заведений, благодаря которой в научно-технических разработках принимают участие талантливые студенты университетов различных стран. При полной финансовой поддержке «Интел» функционирует лаборатория разработки микропроцессоров в Барселоне. Компанией «Майкрософт» был учрежден Исследовательский центр повышения эффективности разработок программного обеспечения, рекомендации которого используются во всех региональных подразделениях.
Наряду с межфирменной интеграцией в условиях инновационной экономики возникает необходимость в углубленной специализации инновационной деятельности и максимальной концентрации интеллектуального и предпринимательского капитала, что способствует образованию в рамках крупных хозяйствующих субъектов следующих форм малого инновационного предпринимательства:
интрапренерских подразделений, имеющих разную организационно-правовую форму и степень самостоятельности и изыскивающих новые возможности для производства товаров и услуг с целью получения дополнительной прибыли на основе использования внутренних ресурсов материнской организации;
«спинофф» - фирм, ориентированных на поиск коммерческих приложений инноваций вне сферы основного назначения или коммерциализацию побочных эффектов и продуктов инновационной деятельности;
инжиниринговых фирм, базирующихся на вы-
полнении проектных, изыскательских и консультационных работ в инженерно-технической области;
фирм, специализирующихся на разработке материально-технических инноваций высокой степени радикальности или обеспечении функций трансферта технологий;
исследовательских лабораторий, включающих в своем составе проектные бригады, ученых и студентов различных вузов;
индивидуальных предпринимателей, занимающихся исследованиями и изобретательством.
Обладающие меньшим уровнем риска, высокой гибкостью и адаптивностью, творческим настроем персонала малые предприятия представляют важный источник инновационных идей и разработок, эффективное звено трансферта технологий.
Таким образом, в условиях глобализации «размываются» границы возможностей инновационной деятельности предприятий, развиваются сетевые технологии управления, ускоряется темп научно-технического прогресса, происходят отраслевые и экономические трансформации в положении стран в структуре мирового хозяйства, инновационный бизнес приобретает различные организационные формы.
Литература
1. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. / сопред. редкол. Г.Г. Фетисов, А.Г. Худокор-мов. В 5 т. Т. IV: Век глобальных трансформаций /отв. ред. Ю.Я. Ольсевич. - М.: Мысль, 2004. - 942 с.
2. Управление инновациями. В 3 кн. Кн.3: Базовые компоненты управления инновационными процессами: учеб. пособие /А.А. Харин, И.Л. Коленский, Н.Н. Пущенко и др.; под ред. Ю.В. Шленова. - М.: Высш. шк. , 2003. - 240 с.
3. Ресурсы сети Интернет: www.intel.com; www.microsoft.com;www.motorola.com;www.hp.com; www.xerox.comwww.sony.com;www.toyota.com и другие официальные сайты зарубежных компаний.