Features of development of motor skills among children with Down syndrome Buslaeva E.1, Korneeva M.2 (Russian Federation) Особенности развития моторики у детей с синдромом Дауна Буслаева Е. Н.1, Корнеева М. М.2 (Российская Федерация)
'Буслаева Елена Николаевна / Buslaeva Elena — кандидат педагогических наук, доцент;
2Корнеева Мария Максимовна / Korneeva Marija — студент, кафедра социальной адаптации и организации работы с молодежью, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, г. Калуга
Аннотация: навыки мелкой моторики - это результат множества сложившихся умений, которые ребенок постепенно осваивает, а они определенным образом тренируют его мышцы и нервную систему, постепенно позволяя нарабатывать все более точные и тонкие движения. Дети с синдромом Дауна имеют некоторые особенности в формировании мелкой моторики. Мелкая моторика развивается медленнее, дети очень неуклюжи, из -за чего начинается заметное отставание в развитии.
Abstract: fine motor skills - the result of a plurality of existing skills that the child develops gradually, and they are trained in a certain way his muscles and nervous system, gradually allowing to turn out more and more precise and subtle movements. Children with Down syndrome have some features in the formation of fine motor skills. Fine motor skills develop more slowly, the children are very clumsy, because of which a significant lag in the development begins.
Ключевые слова: мелкая моторика, крупная моторика, дети с синдромом Дауна. Keywords: fine motor skills, gross motor, children with Down syndrome.
Двигательное развитие ребенка складывается из совокупности формируемых навыков крупной и мелкой моторики.
Говоря о крупной (общей) моторике, мы имеем в виду способности сохранять равновесие и координировать движения тела. Здесь речь идет о работе крупных мышц тела, позволяющих осуществлять движения головой, дающих возможность ходить, лазать, ползать, бегать, плавать, кататься на велосипеде и т.п. [2, с. 11].
Мелкая моторика - совокупность движений мелких мышц тела, которые неразрывно связаны с развитием крупной моторики, поскольку, к примеру, мелкие движения рук требуют умения сохранять равновесие, координации и мануальной ловкости. Движение мелких мышц лица, артикуляционного аппарата и глотательной системы позволяет нам жевать, глотать и говорить. Мелкая моторика теснейшим образом связана со зрительно-двигательной координацией, т.е. способностью соотносить зрительную информацию и движение рук/тела, а также с осуществлением мыслительных процессов, позволяющих выполнять такие специфические моторные задачи, как манипулирование мелкими предметами, письмо, шитье и т. п. [3, с. 5].
Любое развитие, в т. ч. и двигательное, это всегда процесс, и развитие движения рук невозможно рассматривать изолированно от всего тела в статике и динамике. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, они неразрывно связаны с другими сферами развития: подвижностью и мобильностью, когнитивным и социально -эмоциональным развитием и т. п. Очень важно, что качество навыков мелкой моторики, стабильность контролирования движений и их координации, способствуют осмысленному исследованию окружающего мира и совершенствованию внимания.
Навыки мелкой моторики - это результат множества сложившихся умений, которые ребенок постепенно осваивает, а они определенным образом тренируют его мышцы и нервную систему, постепенно позволяя нарабатывать все более точные и тонкие движения [2, с. 11].
Следовательно, уровень моторного функционирования является важным показателем не только физического, но и психического развития ребенка. Чтобы успешно сформировать сложные и сложно координированные навыки, ребенку необходимо освоить базовые двигательные навыки, закладывающие фундамент на будущее. Существует общепринятая последовательность формирования навыков крупной и мелкой моторики, отражающая порядок и сроки физического развития детей. Закономерностью этого процесса является то, что навыки каждой стадии развития составляют базис для выработки навыков следующей стадии [3, с. 5].
Последовательность формирования навыков крупной моторики, прежде всего, связана с развитием способности удерживать равновесие и противостоять земному притяжению. Развитие мелкой
моторики определяется уровнем развития способности стабилизировать свое тело перерабатывать сенсорные ощущения [4].
Следует обратить внимание на основные существенные факторы, специфичные для детей с синдромом Дауна, оказывающие непосредственное внимание на развитие у них навыков крупной и мелкой моторики [1]:
• сердечные аномалии вызывают быструю утомляемость и замедляют формирование любых навыков, в т.ч. и моторных;
• нарушение зрения (чаще всего миопия, нистагм или кортикальные нарушения) ощутимо влияет на развитие, поскольку непосредственно связано с формированием зрительно-двигательной координации;
• сниженный иммунитет к инфекционным заболеваниям;
• гипотериоз - нарушения функций щитовидной железы заметно влияют на общее самочувствие и затрудняют развитие ребенка;
• особенности строения и функционирования нервной системы (сниженная общая масса головного мозга, уменьшенный объем мозжечка и ствола мозга затрудняют формирование реакций равновесия и осуществления видов деятельности, требующих координации, речевые зоны развиты недостаточно, из-за меньшей частоты расположения нейронов и увеличенной дистанции между синапсами интеграция и протекание стимулов идет медленнее, реагирование тоже замедляется);
• гипотония (сниженный мышечный тонус) оказывает негативное влияние на развитие тех или иных навыков, которые требуют участия соответствующей мускулатуры;
• чрезмерная подвижность суставов затрудняет фиксирование определенной позы и не дает удерживать суставы в нужном положении;
• слабость мышц вызывает неосознанное стремление компенсировать слабость путем использования неверных движений, кроме того, от силы мышц зависит выносливость организма;
• короткие конечности создают определенные трудности при обучении сидению, подъему по ступенькам, труднее освоить тонкие захваты, требующие использования отдельных пальцев;
• уменьшенное ротовое отверстие или слишком большой язык затрудняют жевание и ухудшают артикуляцию [2, с. 11];
• снижение телесной чувствительности;
• особенности когнитивного развития (на ранних стадиях развития моторные и когнитивные навыки идут рука об руку, а познавательно-ориентировочная деятельность ребенка непосредственно связана со способностью перемещаться в пространстве и манипулировать окружающими его объектами, а также особенности развития памяти и мышления детей с синдромом Дауна, влияют на развитие моторных навыков).
Перечисленные особенности заметно затрудняют двигательное развитие детей с синдромом Дауна. Им трудно поддерживать как статическую, так и динамичную позу, освоенные ими двигательные навыки имеют сниженные качественные характеристики, а сроки возникновения и освоения необходимых навыков значительно удлиняются. Тем не менее, нет никаких сомнений, что ребенок с синдромом Дауна стремится к разнообразию двигательной активности и имеет достаточно большой потенциал в этом плане.
Литература
1. Двигательное развитие ребенка с синдромом Дауна. Пособие для специалистов. [Текст] / Составители: Е. В. Поле, П. Л. Жиянова, Т. Н. Нечаева. М.: Издательство: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2008. 90 с.
2. Есипова Т. П., Кобякова Е. А., Мерковская А.В. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна раннего возраста. Рекомендации для родителей. [Текст]. М.: Издательство: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2015. 36 с.
3. Методические рекомендации по комплексному воспитанию детей с задержкой психофизического развития раннего возраста. [Текст] / Составители: Е. А. Кобякова, Т. П. Есипова. Издательство: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2009. 64 с.
4. Уиндерс Патриция С. Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна. Руководство для родителей и специалистов. [Текст] / Пер. с англ. Н. С. Грозной. М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2003. 288 с.