УДК 378
Насибова Инна Натиговна
аспирантка кафедры философии и педагогики Новочеркасского инженерно-мелиоративного института им. А.К. Кортунова, Донской государственный аграрный университет. Milena.555@mail.ru
Особенности развития
МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ
Inna N. Nasibova
graduate student. Department of philosophy and pedagogics, Novocherkassk Engineering and Reclamation Institute of A.K. Kortunov,
Don State Agrarian University Milena .555@mail.ru
Features of
DEVELOPMENT OF YOUTH TOURISM IN RUSSIA AND ITS INFLUENCE ON FORMATION OF PATRIOTIC VALUES OF YOUTH
Аннотация. Молодежный туризм во всем мире приобретает большую популярность и актуальность. В данной статье он рассматривается как один из ресурсов формирования патриотических установок в молодежной среде посредством приобщения к природному, культурному достоянию своей страны, прежде всего, за счет развития внутреннего туризма. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что в силу отсутствия единой целостной и концептуально оформленной идеологии молодежного туризма как основы культуры патриотизма туризм в молодежной среде устойчиво сохраняется на уровне ценности, слабо коррелирующей с понятием «патриотизм».
Ключевые слова: туризм, молодежный туризм, социальный туризм, патриотизм, культура патриотизма, молодежь, природа.
Annotation. Worldwide youth travel acquires great popularity and relevance. In this article it is considered as one of the resources of formation of patriotic settings in the youth environment by means of acquaintance with natural, cultural heritage of the country, first of all, due to the development of internal tourism. As a result of the conducted research the author comes to a conclusion that owing to absence of uniform complete and conceptually issued ideology of youth travel as the bases of culture of patriotism, the tourism in the youth environment steadily remains at the level of the value which is poorly correlating with the concept «patriotism».
Keywords: tourism, youth travel, social tourism, patriotism, culture of patriotism, youth, nature.
Молодежный туризм является одним из важнейших ресурсов формирования патриотических установок в молодежной среде посредством приобщения к природному культурному и достоянию своей страны. Сегодня в этом отношении ситуация сложилась достаточно тревожная, несмотря на данные социологических опросов, которые фиксируют рост патриотизма в молодежной среде России, а также заявления политиков и общественных деятелей, также отмечающих эту тенденцию, не задумываясь о том, что стоит за молодежным патриотизмом и его всплеском. А данные фундаментальных социологических исследований нам показывают, что за патриотизмом российской молодежи далеко не всегда скрывается готовность работать на благо Родины и жить в своей стране. Так, в социологическом исследовании всероссийского масштаба при оценке отношения российской молодежи к ключевым ценностным установкам было выявлено, что большая часть опрошенной молодежи (64 %) считает, что человек должен
жить в той стране, где ему больше нравится, против 36 % тех, кто считает, что Родина у человека одна, и покидать ее нехорошо [1].
Можно ли считать оформившийся на волне ярких для страны событий (Олимпиада в Сочи 2014 года, присоединение Крыма, противостояние с США и Европой с их политикой санкций) патриотизм тем глубоким, пронизанным любовью к Отечеству, чувством, которое не идентично современному чувству патриотизма, сочетающемуся с установкой «человек должен жить в той стране, которая ему нравится»? В постановке данного вопроса уже заложен и наш ответ на него. Мы полагаем, что патриотизм нуждается в более серьезных социализационных основаниях и механизмах формирования, нежели это практикуется в современной России.
Поэтому мы обратились к молодежному туризму как агенту патриотического воспитания молодежи. Дело в том, что в здоровом теле - здоровый дух,
58
как говорят в народе, а потому обращение к туризму чрезвычайно важно с точки зрения формирования как физического, так и духовного облика молодежи через общение с природой, преодоление трудностей и преград, которыми она наполнена, восприятие ее красоты и величия. Одним словом, в природе, если говорить об экологическом, спортивном туризме, заложен высочайший социализационный потенциал. Исследователи обращают внимание на то, что природная среда играет важнейшую роль в становлении и развитии человека, в ходе его социализации и интеграции в социум, духовно-нравственного развития, поскольку в основе социального развития человека находится его социоприродное бытие [2].
Стремительное дистанцирование человека от природы, технологизация самого человека и уменьшение в нем собственно человеческого по мере развития и распространения информационных технологий и технологизации социальной жизни со всей необходимостью заставляет обратиться к потенциалу природы как наполненной иной энергией, животворящей и вдохновляющей, что в условиях рисков экологической безопасности приобретает особую важность. Исследователи обращают внимание на то, что среди ключевых угроз экологической безопасности на современном этапе выделяются такие процессы и явления, как: изменение в ходе производственной деятельности человека климата, что повлекло за собой отрицательные последствия для человека и различных видов животных и растений; значительное загрязнение земной атмосферы токсичными отходами производства; усиленная эксплуатация не возобновляемых природных ресурсов и, как следствие, их исчерпание; техногенные катастрофы с их последствиями; демографический бум и возрастание нагрузки на биосферу Земли при всем том, что в некоторых регионах (в России в частности, ситуация обратная); масштабное и глобальное по своим последствиям загрязнение мирового океана и др. [3]. Будрейко Е.Н. указывает, что 80 % всех выбросов в атмосферу приходится на крупные города, негативное воздействие которых проявляется также в том, что они способствуют формированию антропогенного ландшафта за счет изменения естественного ландшафта природы [4]. В условиях стремительной урбанизации современного общества значительно возрастает риск экологической безопасности общества, под которой исследователи предлагают понимать «способ функционирования экологической сферы, обеспечивающий сохранение целостности, устойчивости и жизнеспособности социальной системы в процессе взаимодействия общества с окружающим миром, с природой» [5].
В советском обществе с ранних лет молодежь приобщали к природе в различных формах -прививалось бережное отношение к природе, практиковались спортивные походы и различные мероприятия на лоне природы, значимое внимание в школьной программе по литературе уделялось произведениям о природе и ее влиянии на духовное развитие личности, о тесной связи русской культуры и русской души с природой.
Социализационный кризис современного российского общества, характеризующийся распадом системы социальной регуляции, кризисом социокультурного содержания социальных институтов, культуры [6], формируют высокие риски взросления [7], проявляющиеся в мировоззренческих установках молодежи и ее социальных практиках, а негативные показатели в области духовного и физического здоровья молодежи дают основание прогнозировать дальнейшее ухудшение духовного неблагополучия россиян, в том числе молодых.
Молодежный туризм в условиях обозначенной ситуации в молодежной сфере может стать эффективным механизмом профилактики здоровья и девиации молодежи [8], поскольку высокая динамика виртуализации молодежного досуга не способствует предотвращению ни того, ни другого и, более того, выступает фактором инфанти-лизации молодежи как социальной незрелости, формирующейся по причине недостатка активности в плане реальных социальных коммуникаций и взаимодействий, наполненных групповой ответственностью и значимостью той или иной деятельности.
Опрос молодежи Ростовской области, проведенный сотрудниками ЮРФИС РАН, продемонстрировал преимущественно сетевой характер молодежного досуга: порядка 54,9 % опрошенной молодежи свое свободное время проводят в «сетях» [9]. Молодежь при этом, конечно, не забывает общаться и в формате реального взаимодействия: 52,7 % опрошенной в Ростовской области молодежи встречаются с друзьями. Увлекается молодежь также прослушиванием музыки (около 50 %), чтением книг (37,5 %) просмотром телевизора (35,9 %), но спортом занимается только 25,6 % молодежи, что, конечно же, значительно уступает «сетевому» времяпровождению, и на данном основании мы можем утверждать, что многие из проблем молодежи, связанные с ее здоровьем, коренятся в формах проведения свободного времени, в распространении среди молодежи потребительской идеологии и практики.
Наступление эры потребительского общества и потребительской ментальности знаменует наступление эры всеобщего духовного кризиса, который уже совершенно отчетливо фиксируется в современной России и находит отражение в культурном забвении, исторической амнезии, духовной люмпенизации [10]. Стандарты и принципы массовой культуры, в своей основе антигуманные и примитивные, стали определять сознание и поведение российской молодежи, а противостоять этому тотальному воздействию современные агенты социализации не в состоянии в условиях системного социализационного кризиса в стране [11].
В этой связи актуализируется проблема молодежного туризма как агента социализации молодежи и необходимости использования его высокого социализационного потенциала. Молодежь необходимо, хотя бы время от времени, отрывать от медиапространства, показывать ей альтернативные формы времяпровождения и удо-
59
влетворения своих потребностей в досуге, пытаться донести до нее значимость природы в формировании духовных и физических сил человека. Это необходимо сделать как можно быстрее, поскольку наблюдается стремительное дистанцирование человека от природы и снижение его экологической культуры [12].
Более того, туризм позволяет расширить культурные и исторические познания о своей стране и других государствах в процессе знакомства с культурными традициями, природными ландшафтами, памятниками искусства и архитектуры. Безусловно, такой активный вид досуга, как познавательный туризм, стал для многих в России непозволительной роскошью по причине высокой социальной и имущественной поляризации, а потому молодежь достаточно активно занимается спортивным туризмом в самых различных его проявлениях, как на уровне клубной деятельности, т.е. будучи членом спортивной организации, туристического клуба, так и самостоятельного туризма, не привязанного к каким-либо организациям.
В большей степени формированию патриотических установок через любовь к родной земле и природе способствует, конечно же, вид туризма, который называют по-разному: сельский, деревенский, аграрный, экологический, зеленый, природный. Его социализационный потенциал заключается на возможностях в ходе туристической деятельности изучения родного края, его культуры, природы, населения и т.д.
В качестве отдельного вида туризма, имеющего свою историю в российском обществе, ученые называют социальный туризм как разновидность туризма, развитие которого происходит за счет средств, которые выделяются государственными и негосударственными структурами и фондами на социальные нужды с целью формирования условий для путешествий тем категориям граждан, которые, имея право на отдых, не могут обеспечить его себе самостоятельно (школьникам, молодежи, пенсионерам, ветеранам войны и труда, инвалидам и т.д.) [13].
В Советском Союзе социальный туризм занимал порядка 80 % всего туристического оборота. Весьма распространенной была практика распределения льготных путевок, покрывавших не менее 70 % их стоимости, среди различных категорий населения с целью обеспечения равенства доступа к туристическим услугам, и особенное внимание было обращено к детскоюношескому и молодежному туризму, но с распадом Советского Союза распалась и единая система социального туризма, а его опыт в новых условиях рыночной России оказался невостребованным [14].
Социальная ориентированность туризма в советскую эпоху сменилась рыночной, и в ходе коммерциализации туризма, обратившего свои взоры за рубежи России, интенсивность внутреннего туризма стала значительно снижаться. Очевидно, что для восстановления его потенциала необходимо государственное вмешатель-
ство, направленное на поддержку регионального туризма, развитие социального туризма, особенно среди таких категорий россиян, как дети и молодежь.
Определенные шаги в этом направлении делаются, но системной деятельность государства в развитии туризма в России, в том числе и социального, назвать пока сложно. Вместе с тем, количество молодежи, знающей свою страну и умеющей жить в природной среде, сильно сократилось по сравнению с советским периодом [15], что актуализирует необходимость развития молодежного туризма с акцентом на внутреннем его кластере, так как без развития внутреннего туризма Россия, по мнению ученых, не сможет выйти на международный уровень развития туризма [16], что также немаловажно, поскольку туристическая привлекательность российских регионов будет способствовать повышению спроса на внутренний туризм у граждан страны, в том числе и молодых.
Итак, можно констатировать, что в той или иной мере молодежный туризм в нашей стране развивается, но, помимо того, что уровень и динамика этого развития пока значительно отличаются, как от советских показателей, так и показателей современных европейских стран, совершивших буквально туристическую революцию в сознании, основная проблема заключается в отсутствии генерирующего развитие молодежного туризма в стране ядра, которое должно нести в себе саму идеологию туризма, и механизмами государственного и социализационного воздействия распространять ее среди молодежи. Это ядро должно содержать в своей основе культуру патриотизма, без которой потенциал молодежного туризма, как агента патриотической социализации молодежи, так и останется, во многом, не реализованным. Под культурой патриотизма следует понимать устойчивую и осознанную любовь к Отечеству, родной земле, культуре в исторической и временной проекции, которая сочетается с готовностью служить Родине, т.е. трудиться на ее благо, защищать ее интересы, способствовать ее процветанию в уважительном диалоге со всеми народами, населяющими страну. Именно такой, на наш взгляд, должна быть основа патриотического воспитания молодежи, без которого сформировать патриотизм у молодежи невозможно [17].
Однако, культуру патриотизма создать быстро после длительного периода социокультурной травмы, которую перенес российский народ в результате распада СССР [18], и периода депатриотизации, конечно же, невозможно, и последствия этой травмы еще далеко не все устранены, но радует то, что в стране вспомнили о патриотизме как важном ресурсе воспитания молодых поколений, хотя сегодня этот ресурс зачастую используется в политических целях и не «работает» на то, что, собственно, он призван формировать, - ответственное отношение к Родине, уважительное отношение к своему народу или народам и т.д.
Параллельное развитие сферы туризма и патриотизма, в том числе и на законодательном уровне, позволяет надеяться, что эти две стра-
60
тегии государственной социальной политики -патриотической и туристической - пересекутся и переплетутся самым тесным образом, создав долгожданный эффект целостной концепции развития патриотического туристического движения. Радует, что в регионах России активно развиваются патриотические организации и туристические, хотя, во многом, пока порознь. Так, в Ростове-на-Дону развита целая сеть молодежных патриотических организаций, среди которых: «Союз молодых ростовчан», «Юные патриоты России», «Патриот», Военно-патриотический
клуб «Рысь», «Суворовско-Нахимовский клуб», Военно-исторический клуб им. Атамана Графа М.И. Платова и некоторые другие.
В Ростовской области постановлением правительства в марте 2015 года была утверждена Концепция патриотического воспитания молодежи до 2010 года [19], в которой определены ключевые приоритеты и направления в области формирования патриотизма в молодежной среде современной России, и надо заметить, что в этом направлении деятельность региональных органов значительно заметнее, нежели в развитии непосредственно молодежного туризма, потенциал которого пока используется далеко не в полной мере.
Социальное пространство туризма - это пространство коммуникации, и в этом пространстве значительную роль играет такой актор, как местное население [20], которое, взаимодействуя с туристами, обменивается своим культурным потенциалом, мировоззрением, образом жизни, что в российских условиях поликультурности приобретает чрезвычайно важное значение.
Для развития молодежного туризма необходима его декоммерциализация, особенно в случаях, когда речь идет о туристических маршрутах, связанных с формированием патриотического сознания молодежи [21]. Здесь можно обратиться к советскому опыту развития патриотического движения, которым была охвачена вся страна. Формирование целенаправленных патриотических походов по местам боевой славы и исторических памятников российского народа должно снова стать частью патриотического воспитания молодежи и системным элементом воспитательной стратегии учебно-образовательных учреждений страны. В современной России система
Литература:
1. Россия и Китай: молодежь XXI века [монография]. отв. Редакторы: М.К. Горшков, Ли Чун-линь, З.Т. Голенкова, П.М. Козырева. М. : Новых хронограф, 2014. С. 244.
2. Олейников Ю.В. Влияние природной среды на развитие человека // История и современность. 2013. № 2. С. 163.
3. Бандурин А.П. Духовные аспекты формиро-
вания нового экологического сознания и обеспечения экологической безопасности крупного города в современной России / А.П. Бандурин, А.В. Верещагина, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные
науки. 2015. № 8. URL: // http:// online-science.ru/
образования никак не обретет себя, свой облик, который она потеряла в ходе ряда образовательных реформ, в результате которых в образовательном пространстве страны многие из важнейших функций социализации и формирования мировоззрения молодежи путем приобщения к миру знаний реализуются крайне неэффективно [22].
Значительная роль в развитии молодежного туризма и патриотического движения молодежи как взаимосвязанных явлений принадлежит региональным органам власти при определяющей молодежной и социальной политике федеральных властных органов. Прежде всего, необходимо создать органы управления молодежным туризмом в регионах с тем, чтобы под контроль были поставлены вопросы о создании туристических клубов, молодежных организаций, турбаз и в целом условий для развития туристического движения среди молодежи; молодежных туристических маршрутов, в том числе патриотических, раскрывающих культурный, исторический и природный потенциал того или иного региона; подготовки профессиональных кадров для работы с молодежью в этом направлении; разработки правового поля для реализации задач, связанных с развитием молодежного сектора туризма в регионе; обеспечении безопасности туристической деятельности молодежных организаций и ее информационной базы; привлечения коммерческого сектора в процесс развития молодежного туризма и т.д.
Таким образом, можно сделать основной вывод: в силу отсутствия единой целостной и концептуально оформленной идеологии молодежного туризма как основы культуры патриотизма туризм в молодежной среде устойчиво сохраняется на уровне ценности, слабо коррелирующей с понятием «патриотизм».
Очевидно, что формирование культуры патриотизма - процесс небыстрый, нелегкий и нуждается в мобилизации всех возможных ресурсов, т.е. институциональных, социализационных и индивидуальных. Пока такого целостного и комплексного механизма формирования культуры патриотизма, которая должна стать важнейшим элементом идеологии молодежного туризма, в современной России нет.
Literature:
1. Russia and China: youth of the XXI century : monograph / ed. by M. K. Gorshkov, Li Chonglin, Z.T. Golenkova, P.M. Kozyreva. M. : New chronograph, 2014. P. 244.
2. Oleinikov Yu.V. Influence of environment on human development // History and present. 2013. № 2. P. 163.
3. Bandurin A.P. Spiritual aspects of formation of new ecological consciousness and ensuring ecological safety of the large city in modern Russia / A.P. Bandurin, A.V. Vereshchagina, S.I. Samygin // Humanities, social-economic and social Sciences. 2015. № 8 URL: //http:// online-science.ru/ userfiles/ file/xvwkhabypcziib7m6votpzejjpuext0g.pdf; Ban-
61
userfiles/ file/ xvwkhabypczi ib7m6votpzejj puext0g.pdf; Бандурин А.П. Социально-экологическая регуляция пространственного потребления в условиях повседневных коммуникаций современного города // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 7. С. 244-249.
4. Будрейко Е.Н. Экология городов. Загрязнение почв, воды и воздуха. URL: http://www.portal-slovo. ru/impressionism/41495. php
5. Бандурин А.П. Семья и ее социализационный потенциал в контексте обеспечении экологической безопасности России / А.П. Бандурин, А. В. Верещагина, С. И. Самыгин // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. 2015. № 9. URL: http:// online-science.ru/ userfiles/ file/ r6brqixittt 0sgzq7lcqiqdihvrir17h.pdf
6. Бандурин А.П. Социальная регуляция: рациональное и иррациональное. М. : Изд-во «Социально-гуманитарные знания», 2005. С. 218; Бандурин А.П., Николаева Л.С. Постмодерн и современная культура //Социально-гуманитарные знания. 2012. № 7. С. 236-243; Бандурин А.П. О терминальных и инструментальных экологоценностных регулятивах современного сознания // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2012. № 2. С. 20-24.
7. Хагуров Т.А. Девиации, социальный контроль и риски взросления в современной России // Вестник Института социологии. 2013. № 7. URL: //www.vestnik.isras.ru
8. Бирюкова А.В. Молодежный образовательный
туризм. URL: http://www.isras.ru/abstract_ bank_
congress4/1973.pdf
9. Социологический портрет молодежи Ростовской области: коллективная монография / отв. ред. Ю.Г. Волков. Изд-во: Март, Ростов-на-Дону : 2012. С. 217-218.
10. Филюшкина Д.В. Духовная люмпенизация российского общества: детерминирующие факторы и социальные проявления. Ростов-на-Дону, 2014.
11. Верещагина А.В. Семья и социальная безопасность / А.В. Верещагина, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 2. С. 116-120.
12. Серебрякова О.В. Роль семьи в процессе формирования экологической культуры российской молодежи // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. 2014. № 3. URL: http://www.online-science.ru/ userfiles/file/ hyxi qqeidbsy4z1njjstzcbiedglehjw.pdf
13. Путрик Ю.С. Государственное регулирование туризма как направление социальной политики в Российской Федерации. URL: http:// theor yofculture.ru/issues/2014_01/511/
14. Путрик Ю.С. Государственное регулирование туризма как направление социальной политики в Российской Федерации. URL: http:// theo ryofculture.ru/issues/2014_01/511/
durin A.P. Social-economic regulation of spatial consumption in the conditions of daily communications of the modern city // Social and humanitarian knowledge. 2014. № 7. P. 244-249.
4. Budreiko E.N. Ecology of the cities. Pollution of soils, water and air. URL: http://www .portal-slovo. ru/impressionism/41495. php
5. Bandurin A.P. and its social potential in a context of ensuring ecological safety of Russia / A.P. Bandurin, A.V. Vereshchagina, S.I. Samygin // Humanities, social-economic and social Sciences. 2015. № 9. URL: /http:// online-science.ru/ userfiles/ file/r6brqixittt0sgzq7lcqiqdihvrir17h.pdf
6. Bandurin A.P. Social regulation: rational and irrational. M. : Social and humanitarian knowledge, 2005. P. 218; Bandurin A.P., Nikolaev L.S. Postmodern and modern culture // Social and humanitarian knowledge. 2012. № 7. P. 236-243; Bandurin A.P. About terminal and tool ecological valuable regulators of modern consciousness // Bulletin of Adyghe State University. Series 1: Regional studies: philosophy, history, sociology, law, political science, cultural science. 2012. № 2. Р. 20-24.
7. Khagurov T.A. Deviations, social control and risks of a growing in modern Russia // Bulletin of Institute of Sociology. 2013. № 7. URL: //www.vestnik. isras.ru
8. Biryukova A.V. Youth educational travel. URL: http://www.isras.ru/abstract_bank_congress4/1973. pdf
9. Sociological portrait of youth of the Rostov region : collective monograph / ed. by Yu.G. Volkov. Rostov-on-Don : Mart, 2012. P. 217-218.
10. Filyushkina D.V. Spiritual lumpenization of the Russian society: the determining factors and social manifestations. Rostov-on-Don, 2014.
11. Vereshchagina A. V. Family and social safety / A.V. Vereshchagina, S.I. Samygin // Humanities, social-economic and social Sciences. 2014. № 2. P. 116-120.
12. Serebryakova O.V. The role of family in the course of formation of ecological culture of the Russian youth // Humanities, social-economic and social Sciences. 2014. № 3. URL: http://www.online-sci-ence.ru/userfiles/file/hyxiqqeidbsy4z1njjstzcbied glehjw.pdf
13. Putrik Yu.S. State regulation of tourism as a direction of social policy in the Russian Federation. URL: http://theoryofculture .ru/issues/2014_01/511/
14. Putrik Yu.S. State regulation of tourism as a direction of social policy in the Russian Federation. URL: http://theoryofculture .ru/issues/2014_01/511/
62
15. Молодежный туризм как одна из важнейших составляющих патриотического воспитания молодого поколения. Нормативно-правовой аспект. URL: http://rumol.rU/foto/tagan/docs/turizm/1.htm
16. Зелетдинова Э.А. Туризм в регионе: состояние, проблемы, перспективы // Социологические исследования. 2005. № 11. С. 96-104.
17. Гаврилюк В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи В.В. Гаврилюк, В.В. Маленков // Социологические исследования. 2007. № 4.
18. Штомпка П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе (статья вторая) // Социологические исследования. 2001. № 1. С. 3-12.
19. Постановление Правительства Ростовской области от 02.03.2015 № 134 «Об утверждении Концепции патриотического воспитания молодежи в Ростовской области на период до 2020 года.
20. Суханова Н.Е. Роль и место туризма во внешней политике России // Власть. 2014. № 3. С. 111.
21. Васютин Ю.С. Коммерческая прибыль - не мотивация для патриотического движения молодежи // Власть. 2014. № 9. С. 119.
22. Бандурин А.П. Образовательное знание в по-
вседневной реальности российского общества // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 7. С. 265-270; Бандурин А.П., Сережникова Т.Л. О рациональности в социональной регуляции образовательного пространства России // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические
науки. 2015. № 4. С. 149-155.
15. Youth travel as one of the most important components of patriotic education of the younger generation. Standard and legal aspect. URL: http://rumol.ru/foto/tagan/docs/turizm/1.htm
16. Zeletdinova E.A. Tourism in the region: state, problems, prospects // Sociological researches. 2005. № 11. P. 96-104.
17. Gavrilyuk V.V. Civic consciousness, patriotism and education of youth / V.V. Gavrilyuk, V.V. Malenkov // Sociological researches. 2007. № 4.
18. Shtompka P. A cultural trauma in post-communist society (art. 2) // Sociological researches. 2001. № 1. P. 3-12.
19. The resolution of the government of the Rostov region of 02.03.2015 № 134 «About the approval of the Concept of patriotic education of youth in the Rostov region for the period till 2020».
20. Sukhanova N.E. The role and place of tourism in foreign policy of Russia // The Power. 2014. № 3. P. 111.
21. Vasyutin Yu.S. Commercial profit cannot be a motivation for the patriotic movement of youth // The Power. 2014. № 9. P. 119.
22. Bandurin A.P. Educational knowledge in daily reality of the Russian society // Social and humanitarian knowledge. 2013. № 7. P. 265-270; Bandurin A.P., Serezhnikova T.L. About rationality in social regulation of educational space of Russia // Bulletin of Southern Russian State Technical University (Novocherkassk Polytechnical Institute). Series: Social and economic sciences. 2015. № 4. P. 149-155.
63